Экономическая безопасность страны pdf

Международная экономическая безопасность — Господарик Ю. П.

Год выпуска: 2016

Автор: Господарик Ю.П.

Жанр: Экономика

Формат: PDF

Качество: OCR

Количество страниц: 416

Описание: Рассмотрены вопросы экономической безопасности на международном уровне в условиях глобализации. Показано формирование теоретических концепций международной экономической безопасности. Раскрыты особенности международных экономических конфликтов на современном этапе, дана характеристика новому комплексу проблем, формирующихся в сфере киберпространства и обеспечения кибербезопасности. Приведена типология и оценка теневой экономики. Уделено внимание задачам борьбы с наиболее серьезными вызовами современному мировому хозяйству.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям «Экономика и управление», «Информационная безопасность» и «Экономическая безопасность». Учебник может быть использован при подготовке бакалавров, магистров и аспирантов по специальностям и направлениям экономического профиля, а также при организации курсов повышения квалификации преподавателей экономических дисциплин высшей профессиональной и средней общеобразовательной школы.

Современные процессы международной экономической интеграции и глобализации мирового хозяйства не только приносят зримые положительные результаты, но и ставят острые проблемы защиты национальных приоритетов в рамках международного сотрудничества.
К числу современных тенденций, оказывающих определяющее влияние на формирование стратегии обеспечения государственной и международной безопасности, можно отнести беспрецедентное усиление взаимозависимости субъектов международных отношений, глобализацию мирового хозяйства, усиление открытости экономик большинства стран мира, выработку совместных программ решения важнейших проблем современности.
Современный этап развития цивилизации, ставящий качественно новые проблемы в сфере обеспечения безопасности, особенно значим для России, которая в условиях переходного периода столкнулась с необходимостью определять соответствующую стратегию на новой основе. Положение осложняется и тем, что теоретическая база отечественных концепций национальной безопасности зачастую разрабатывается без учета зарубежного опыта.
Основной целью изучения курса «Международная экономическая безопасность» является формирование понимания, что экономическая безопасность — часть современной экономической теории, которая имеет свой предмет и специфические методы исследования взаимосвязи таких понятий, как «экономическая безопасность», «устойчивость», «развитие», «кризис», «угроза».
К настоящему моменту на рынке учебной литературы присутствует значительное количество учебников и учебных пособий по экономической безопасности. Однако в этих учебниках рассматриваются либо проблемы обеспечения экономической безопасности на уровне отдельно взятого предприятия, либо на уровне одной страны (России, в частности). Данный учебник призван помочь студентам сориентироваться в теориях и концепциях экономической безопасности, понять пути ее обеспечения на международном, региональном и национальном уровнях.
В учебнике излагаются основные концепции экономической безопасности, которые сложились в отечественной и зарубежной литературе, а также концептуальные подходы к обеспечению экономической безопасности в странах мира, образующих костяк мирового хозяйства. На этой теоретической основе выделяются виды и направления обеспечения международной экономической безопасности на различных уровнях.
Значительное место отводится изучению международных документов: резолюций и других документов ООН, Европейского союза, ОЭСР, разных международных организаций, образующих нормативную базу обеспечения международной экономической безопасности.
Хотелось бы обратить внимание читателей на главы и пункты учебника, посвященные международным экономическим конфликтам, международной экономической кибербезопасности, борьбы с криминальной экономикой. Они требуют особого внимания, до настоящего времени эти вопросы не нашли комплексного освещения в доступной для задач обучения форме. Учебник призван прояснить студентам многие спорные и дискуссионные вопросы. Особенно это относится к таким сюжетам, как теневая экономика, уход от уплаты налогов, отмывание нелегальных доходов, офшорный бизнес.
Учебник преследует цель помочь студентам сформировать представление о задачах, формах и методах, которые выработало человечество для обуздания негативных проявлений глобализационных процессов, экономической конкуренции, стремлений к максимизации прибыли любой ценой. К настоящему моменту назрела потребность дополнить традиционный список глобальных проблем человечества вопросами незаконного оттока капитала и теневой экономики. Теоретические положения доказываются и конкретизируются на большом количестве современного фактического материала.
Материал учебника структурирован таким образом, чтобы создать возможность применения современных образовательных технологий, формирует основу для необходимых общекультурных и профессиональных компетенций студентов.
Текст учебника многоуровневый. Сложный для усвоения материал иллюстрирован схемами, диаграммами и графиками. Каждая глава учебника содержит контрольные вопросы для повторения и закрепления изученного материала, задачи и задания для практических работ, позволяющие организовать различные формы очных и заочных занятий студентов.
Преподавателям это дает дополнительные возможности для организации учебного процесса и контроля его результатов. Учебник может быть использован для аудиторной работы, при самостоятельной подготовке студентов к семинарам и практическим занятиям, для текущей и итоговой аттестации обучающихся.
Для облегчения усвоения материала в учебнике используются следующие условные обозначения:

  • определения;
  • важная информация;
  • практические задания;
  • контрольные вопросы.

Студентам такой подход облегчает навигацию по тексту учебника, создает условия для эффективной самостоятельной деятельности при подготовке к семинарским, практическим занятиям, зачетам и экзаменам.

«Международная экономическая безопасность»

Понятие «международная экономическая безопасность» и основные категории курса

  • Сущность международной экономической безопасности
  • Формирование концепций и доктрин международной, региональной и национальной экономической безопасности
  • Институциональная система и правовые основы МЭБ
  • Внешнеэкономическая (национальная) безопасность страны

Стратегия и тактика обеспечения внешнеэкономической безопасности

  • Национальные экономические интересы, их конфликт на международной арене
  • Виды угроз экономической безопасности
  • Пороговые значения экономической безопасности
  • Международные экономические конфликты

Взаимозависимость отдельных стран в мировом хозяйстве

  • Открытая экономика, глобализация мирохозяйственных связей и рост экономической взаимозависимости отдельных стран в мировом хозяйстве
    • Открытая экономика
    • Глобализация мирохозяйственных связей и рост экономической взаимозависимости отдельных стран в мировом хозяйстве
    • Двусторонняя, односторонняя и асимметрическая зависимость отдельных стран друг от друга
  • Международная экономическая кибербезопасность в условиях глобализации
    • Киберугрозы глобальной экономики
    • Понятия «киберпреступность» и «кибербезопасность»
    • Формирование международной правовой основы для борьбы с киберпреступностью

Международный опыт и задачи обеспечения экономической безопасности

  • Национальный и региональный опыт ведущих стран мира по укреплению экономической безопасности
    • Проблемы экономической безопасности США и Канады
    • Укрепление экономической безопасности в Европейском союзе
    • Специфика подходов к экономической безопасности в странах Азии
  • Обеспечение экономической безопасности в основных формах международных экономических отношений
    • Проблемы обеспечения экономической безопасности в рамках международного разделения труда
    • Оценка последствий прямых и портфельных инвестиций в мировой экономике для внешнеэкономической безопасности страны
    • Обеспечение внешнеэкономической безопасности и международная торговля
    • Современная валютно-финансовая система и международная экономическая безопасность

Энергетическая, экологическая, сырьевая, продовольственнаяи технологическая безопасность мира

  • Экологическая безопасность мирового хозяйства
  • Проблема природных ресурсов. Энергетическая и сырьевая безопасность
  • Продовольственная проблема
  • Технологическая зависимость и взаимозависимость стран
  • Пути решения глобальных проблем и укрепления международной экономической безопасности

Теневая экономика и коррупция: главные угрозы международной экономической безопасности

  • Теневая экономика и международная экономическая безопасность
    • Сущность теневой экономики
    • Причины возникновения теневой экономики
    • Методы измерения объемов теневой экономики
    • Масштаб теневой экономики
    • Особенности теневой экономики в России
    • Последствия теневой экономики
  • Коррупция и международная экономическая безопасность
    • Теоретические основы явления коррупции
    • Масштабы коррупции
    • Нормативные основы международной борьбы с коррупцией
    • Международные методы борьбы с коррупцией

Криминализация экономики и международная экономическая безопасность

  • Уход от уплаты налогов и незаконный вывоз капитала
  • Отмывание денег, полученных незаконным путем
  • Международная борьба с отмыванием денег, полученных незаконным путем
  • Проблема офшоров и международная экономическая безопасность

Практические задания
Контрольные вопросы
Список литературы
Нормативные документы
Организация Объединенных Наций
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)
Совет Европы
Европейский союз
Российская Федерация
Основная литература
Интернет-ресурсы
Предметный указатель

Источник

Основные концептуальные подходы к стратегическому управлению экономической безопасностью страны

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Актуальность исследования обусловлена тем, что формирующиеся и развивающиеся в настоящее время процессы глобализации и международной экономической интеграции, усиливающаяся конкуренция на разных уровнях хозяйствования, а также влияние транснациональных корпораций в интересах некоторых государств или союзов государств поднимают проблему экономической безопасности страны в рамках обеспечения ее национальной безопасности.

Разработка мероприятий по изменению методов реализации экономической политики, реорганизаций институциональных структур и нужных механизмов ликвидации или ослабления взаимодействий, снижающих устойчивость хозяйственной деятельности государства, базируется на представлении о направлениях, способах, методах обеспечения экономической безопасности.

Цель исследования заключается в уточнении категорий, формулировке методических аспектов и выработке концептуальных подходов формирования эффективной системы стратегического управления национальной экономической безопасностью.

Исследованием вопросов, связанных с формированием теории экономической безопасности всесторонне занимались такие ученые, как С. Ю. Глазьев [7] (Glazev, 1999), С. А. Касперович совместно с Е. А. Дербинской [10] (Kasperovich, Derbinskaya, 2017), Е. В. Крылова [11] (Krylova, 2019), Е. И. Кузнецова [12] (Kuznetsova, 2018), А. А. Мага [15] (Maga, 2014). Проблематику экономической безопасности с позиции обеспечения национальной безопасности государства рассматривали А. Ю. Башина [4] (Bashina, Kiselev, 2015), Н. В. Дементьев [9] (Dementev, 2011), М. Е. Листопад [14] (Listopad, 2011), А. Г. Савицкий [24] (Savitskiy, 2017). Принципы стратегического управления представлены в трудах И. Ансоффа [3] (Ansoff, 1989) и А. Файоля [31] (Fayol, 1924). Вопросы управления системой экономической безопасности государства подробно рассмотрели В. А. Винокуров [6] (Vinokurov, 1996) и М. В. Мясникович, С. С. Полоник, В В. Пузиков [16] (Myasnikovich, Polonik, Puzikov, 2005). Проблемы обеспечения экономической безопасности в современных условиях с учетом угроз отразили Ю. И, Буравилина [5], (Buravilina, Senchilo, 2016) М. В. Данилина [8] (Danilina, Yagratuni, Khachaturyan, 2015), М. Ю. Лев [13] (Lev, Leshchenko, 2019), И В. Мухин [17] (Mukhin, 2012), В. И. Орехов [18] (Orekhov, Orekhova, Karagodina, 2019). Наиболее значимый вклад в исследование проблем, связанных с обеспечением и управлением экономической безопасностью, внесли ученые Института экономики Российской академии наук, под руководством профессора В. К. Сенчагова – члена Научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации [25, 26, 27, 28, 29, 30, 32] (Senchagov, 2008; Senchagov, 2010; Senchagov, 2015; Senchagov, Solovev, 2015; Senchagov, Mityakov, 2016; Senchagov, Ivanov, 2016; Senchagov, 2012).

Научная новизна заключается в разработке предложений по дальнейшему совершенствованию системы управления экономической безопасности страны, выделении этапов разработки сценарных подходов к управлению экономической безопасностью и определении элементов данной системы.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что управление экономической безопасностью как важнейшим элементом системы государственной безопасности является одним из приоритетов национальной экономики с гарантией независимости нашей страны, а также стабильностью и эффективностью жизнедеятельности общества и его индивидов. При этом следует отметить, что последние закрепляют проблемы потенциала и мощи экономического развития нашего государства, предпосылки физического здоровья генофонда нации, его социального и культурного процветания с учетом геополитических и геоэкономических позиций нашей страны в современном мире.

Необходимость стратегического управления экономической безопасностью государства

Стратегическое управление экономической безопасностью России и государственная экономическая политика являются категориями и инструментами государственного управления экономикой, которые должны быть взаимозависимы и в постоянном взаимодействии [7].

Являясь частью экономической политики, стратегия экономической безопасности должна отображать ее стратегические цели, желаемое качество управляемой макроэкономической системы. Количественные же оценки параметров экономической безопасности характеризуют оптимальность состояния экономики, определяют ограниченность в использовании различных методов реализации экономической политики, предполагают достижение желаемых результатов с целью повышения уровня экономической безопасности страны [14].

Следовательно, стратегическое управление экономической безопасностью РФ должно быть направлено на возобновление экономического роста в стране на основе использования новых институциональных инструментов рыночной экономики, на обеспечение гарантии защиты национальных интересов с упором социальной направленности политики и на достижение достаточно высокого оборонного потенциала с учетом возможного неблагоприятного развития внутренней и внешней среды.

При этом стратегическая цель обеспечения экономической безопасности России, управления ею должна быть ориентирована на формирование благоприятных условий для жизни и развития личности, общества, социально-экономической и военно-политической стабильности и сохранение целостности государства, успешное противостояние влиянию внутренних и внешних угроз [16].

Следует отметить, что стратегический подход к решению вопросов обеспечения экономической безопасности страны не является новым ни теоретически, ни практически в деятельности органов государственного регулирования России.

В связи с переходом нашей страны в 1991 г. к рыночной системе хозяйствования была утверждена «Концепция национальной безопасности России» [20]. Позднее, в 1996 г. была утверждена «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации» [19]. В качестве приоритета указывается стратегия экономической безопасности страны в 2009 г. в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [21].

В настоящее время в рамках реализации «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683, «стратегическими целями обеспечения национальной безопасности являются развитие экономики страны, обеспечение экономической безопасности и создание условий для развития личности, перехода экономики на новый уровень технологического развития, вхождения России в число стран – лидеров по объему валового внутреннего продукта и успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз» [22]. А в 2017 г. была утверждена «Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» (Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 [23]).

Тем не менее приходится констатировать факт отсутствия каких-либо значительных изменений в обеспечении высокого уровня экономической безопасности России, несмотря на реализуемые мероприятия в данной сфере.

Вероятно, основная проблема заключается в том, что данные документы не содержат четких представлений о необходимости стратегического подхода на основе использования методологии анализа и управления процессами социально-экономического развития государства [32].

В сложившейся ситуации в рамках обеспечения национальной экономической безопасности применяется произвольный набор мероприятий, не имеющих целевой направленности и разработанных без соответствующей взаимосвязи с механизмами их практической реализации. Соответственно, данная ситуация не способствует решению проблем в обеспечении экономической безопасности страны и может привести к нарушениям взаимосвязей элементов данной системы, тем самым снижая эффективность ее функционирования и стратегического управления [25, 27]. Основные концептуальные подходы к реализации стратегии управления экономической безопасностью России рассмотрим с анализа определений «стратегическое управление».

Анализ определений «стратегическое управление

Классическое определение «стратегическое управление» связывают с И. Ансоффом, который считает, что «стратегическое управление связано с постановкой перспективных целей и задач организации и поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют организации добиваться своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и делают ее восприимчивой к внешним требованиям» [3].

Следует отметить, что более четкий прагматический аспект данного определения приводит В. А. Винокуров, утверждающий, что стратегическое управление основано на выборе наиболее перспективных направлений и траекторий развития системы, на постановке долгосрочных целей и разработке мер их достижения в условиях постоянно меняющейся внешней среды [6].

На основании вышеприведенных определений можно утверждать, что стратегическое управление требует обоснования долгосрочных целей и направлений, конкретных мероприятий и механизмов реализации экономической политики государства, которые должны обеспечить достижение стратегических целей применительно к системе экономической безопасности страны.

Следует отметить, что важнейшим условием эффективности деятельности государства по стратегическому управлению экономической безопасностью является соблюдение основных принципов, определяющих требования к ее содержанию. Базовые принципы в стратегическом управлении рассматривали в своих трудах И. Ансофф, А. Файоль и ряд других ученых [3, 31, 16].

А. Файоль отмечал, что основными принципами управления являются единство, непрерывность, гибкость и точность. Он указывал на то, что данные принципы являются общими чертами хорошей программы [31]. И. Ансофф, рассматривая в своих трудах эти принципы, дополнил их принципом участия [3].

Таким образом, основываясь на принципе единства, управление экономической безопасностью государства должно быть системным и выражаться в единстве целей и направлений в развитии всех элементов и всех уровней вертикальной иерархии и горизонтальных связей системы управления экономической безопасностью. При этом исполнение данного принципа базируется на координации и интеграции управления, взаимосвязанности реализуемых управленческих решений по времени, месту и исполнителям. Немаловажным принципом в управлении экономической безопасностью является участие, предполагающее задействованность всех элементов системы при принятии управленческих решений.

Кроме того, в рамках стратегического управления экономической безопасности специфичными являются принципы непрерывности и гибкости, позволяющие учитывать неопределенный и вероятностный характер, присущий управлению, а также последствия принимаемых управленческих решений. К тому же принцип непрерывности основан на непрерывной корректировке принимаемых решений в связи с реальным развитием событий, непредсказуемостью изменений внешней и внутренней среды, изменениями разрабатываемых стратегий, которые сменяют друг друга в виде последовательных этапов реализации долгосрочной концепции.

В принятии управленческих решений при обеспечении экономической безопасности государства с целью преодолеть неопределенность должен учитываться и принцип гибкости, который применяется в рамках сценарного подхода при разработке стратегий и который необходим для формирования определенных резервов, обеспечивающих достижение запланированной цели, в том числе с учетом неблагоприятного развития событий [24, 26, 27, 28, 32].

Система управления национальной экономической безопасностью

На основе сценарного подхода в управлении экономической безопасностью разрабатываются модели поведения управляемой подсистемы с учетом разнообразных вариантов развития событий. Как правило, это оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный сценарии развития событий. При этом процесс разработки сценарных подходов предполагает следующие этапы (рис. 1).

Рисунок 1. Этапы разработки сценарных подходов к управлению экономической безопасностью

Источник: составлено автором

Существенным принципом при принятии управленческих решений является принцип точности, предполагающий максимальную приближенность разрабатываемых стратегий к реальным условиям их реализации, основанный на информационном и методическом обеспечении процессов анализа и прогнозирования с учетом одновременной постановки задач конкретизации и детализации данных стратегий [30].

Следует отметить, что механизм управления в системе обеспечения экономической безопасности страны предполагает набор административных, правовых, экономических, социально-психологических методов и инструментов, которые способны преобразовывать управляющее воздействие в нормативные установки, мотивы и стимулы, предполагающие функционирование и развитие объекта управления с учетом заданной траектории [24, 32].

Система обеспечения национальной экономической безопасности, являясь объектом управления, представляет собой достаточно сложную, динамическую, вероятностную и открытую социально-экономическую систему, характеризующуюся абсолютной взаимосвязью со всеми сферами жизнедеятельности общества [1] (Abalkin, 1994). В связи с чем возникает особая сложность при принятии и реализации управленческих решений. Процессы, протекающие в экономической системе страны находятся под воздействием таких внутренних действенных рычагов влияния государственных органов власти, как бюджетная, налоговая, кредитная, ценовая политики, объем денежного обращения, политика доходов и т. п. [4, 11, 12, 15, 18].

Кроме того, государство в условиях глобализации учитывает вероятность применения возможностей, открывающихся за пределами национальной экономической системы. К примеру, во многих развитых странах процессы глобализации производства проявляются в использовании ресурсной базы других стран с целью выравнивания внутри страны пропорций между предложением и платежеспособным спросом, между ресурсным потенциалом и потребностями производства в материальных и энергетических ресурсах [17, 29]. На увеличение удельного веса добавочной стоимости продукции влияет использование дешевых трудовых и материальных ресурсов других стран, тем самым оставляя за собой в рамках международного разделения труда стадии разработки продукции, позволяющей повысить уровень образования и доходов населения, улучшить экологическую ситуацию [2, 5, 8, 13] (Aleksandrov, Rozov, Skvortsova, 2019).

Следует отметить, что данный ресурс государственного регулирования экономики в российской практике используется недостаточно, что приводит к ограниченности выбора средств государственного регулирования и к недостаточности разрабатываемых мер в рамках реализуемых стратегий экономического развития. Тем не менее для стран, не являющимися лидерами в мировой экономике, возможны другие направления решения данных проблем. Одно из направлений эволюционное, предполагающее постепенное накопление изменений определенных параметров при достижении нового качества системы. Второе направление основано на радикальной трансформации, предусматривающей коренные качественные изменения компонентов, пропорций, связей системы обеспечения экономической безопасности с целью ее перехода на качественно новый уровень функционирования и развития. Данное направление связано с высокими рисками и возможной потерей устойчивости функционирования системы при внесении кардинальных изменений. Выбор направлений обусловливается состоянием экономической системы страны и имеющимися перспективами ее развития [5, 18].

Таким образом, стратегическое управление экономической безопасностью государства должно ориентироваться на поддержание взаимоотношений между элементами национальной экономики и ее окружением, позволяющих реализовывать намеченные цели в сфере экономической безопасности на основе внутренних возможностей и с учетом внешних требований.

Исходные положения методологических основ стратегического управления национальной экономической безопасностью составляют системный и ситуационный подходы. На основе системного подхода, экономическая безопасность страны представляет собой систему, состоящую из установленных взаимосвязанных элементов и процессов, обеспечивающих ее жизнедеятельность [16].

Система экономической безопасности государства является иерархичной, поскольку имеет несколько уровней: индивидуальный, предприятия, региональный, национальный и мировой [9, 10]. При этом мировой уровень данной системы выступает в качестве внешней среды и является более высоким по отношению к национальному уровню, являющемуся более низким в данной иерархии. Функционирование и развитие всех элементов системы экономической безопасности, процессов и взаимосвязей в ней независимо от уровня системы обусловливаются типичными для системы в целом экономическими законами и закономерностями (рис. 2).

Рисунок 2. Элементы системы управления экономической безопасностью государства

Источник: составлено автором

Следует отметить, что система управления экономической безопасностью РФ может иметь различные состояния, обусловленные количеством входящих в нее элементов, взаимосвязями между ними, уровнем организованности, пропорциональности и сбалансированности элементов, а также их качественным составом.

Несмотря на организованность и сбалансированность системы, скорость и направления развития ее элементов, процессов и взаимосвязей, приобретения ими новых качеств различаются. Это способствует нарушению определенных пропорций и соответствий между элементами системы, появлению внутренних противоречий в системе, которые снижают эффективность ее функционирования и развития.

Следует отметить, что разработка стратегии управления национальной экономической безопасностью предполагает использование концепций школы дизайна, заключающихся в формировании стратегии как процесса неформального дизайна в виде конструирования, проектирования, моделирования желаемого состояния системы.

Также возможно применение концепции когнитивной школы, представленной в виде разработки стратегии как ментального процесса. Разработчики стратегии, основываясь на логике когнитивной психологии, пробуют через сознание стратега построить возможные модели его поведения. Концепция школы власти базируется на построении стратегии в виде переговорного процесса между конфликтующими группировками внутри системы и за ее пределами.

Успешная реализация стратегического управления и развитие системы экономической безопасности РФ предполагает не только определение долгосрочных целей и направлений развития данной системы, но и выбор ценностных свойств, которые обеспечивают их достижение. В свою очередь, достижение намеченных целей должно быть основано на задействовании всевозможных функциональных областей системы, а именно научно-технической, производственной, финансовой, маркетинговой, кадровой.

Каждая из перечисленных областей также должна иметь собственные цели и задачи, структурирующие портфель стратегий в виде следующих элементов: общесистемных стратегий, определяющих направления и траектории развития системы (стабильность, рост, разворот, отделение, ликвидация); стратегий позиционирования, определяющих состав и методы продвижения ценностных свойств системы, которые обеспечивают ее конкурентные преимущества; функциональных стратегий, задающих цели и задачи по отдельным функциональным областям системы.

Таким образом, в системе управления национальной экономической безопасностью существенным является применение ситуационного подхода, позволяющего установление взаимосвязей внутренних параметров функционирования системы с параметрами внешнего окружения. Поэтому с данной позиции система управления экономической безопасностью страны представлена совокупностью внутренних переменных факторов в виде целей, задач, организации, технологии, мотивации и кадрового потенциала, являющимися ситуационными факторами внутренней среды, подверженными динамике и характеризующими состояние системы.

При этом под целями понимаются конкретные конечные состояния или желаемые результаты функционирования системы управления национальной экономической безопасностью. В понятие задач включаются комплекс мероприятий, выполняемых определенным способом и в определенный период, реализация которых предполагает их надлежащую организацию во времени и пространстве, означающую создание структуры или логического взаимоотношения и взаимосвязи уровней управления и функциональных областей, позволяющих эффективно достигать запланированных целей.

Таким образом, исходя из положений ситуационного подхода, управление экономической безопасностью страны представляет собой целостную систему, характеризуемую упорядоченным взаимодействием индивидов, явлений, процессов. К тому же, данная система в силу своей открытости действует в определенной среде, с которой вступает в постоянное взаимодействие. В этом случае под средой понимается макро- или мегасистема, состоящая из совокупности взаимосвязанных или существующих независимо друг от друга факторов и условий, рассматриваемых как внешние ситуационные переменные.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Источник

Читайте также:  Список всех имен президентов всех стран
Оцените статью