Экономическая группа северных стран

Экономическая группа северных стран

В обзоре представлены следующие страны Северной Европы: Исландия, Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония.

Данные страны можно разделить на три группы согласно нескольким критериям: географическому местоположению, идентичности, фактору ЕС. Группа 1 — Дания, Швеция, Финляндия; Группа 2 — Норвегия и Исландия; Группа 3 — Латвия, Литва и Эстония.

Комментарии к методологии исследования:

1) Данные по ВВП и инфляции на 2018 г. указаны по прогнозируемым оценкам экспертов МЭФ и МВФ, уточненных на апрель 2018 г., поскольку текущий год еще не завершен. Эти цифры одновременно показывают «потолок роста» на краткосрочную и среднесрочную перспективы [1].

2) Для оценок политических трендов проанализированы результаты избирательных кампаний [2].

3) Выводы в отношении краткосрочной и долгосрочной перспектив определяются исходя, из объёма проблем, стоящих перед государствами, и механизмов их решения.

I. Тренды социально-экономического развития стран Северной Европы в краткосрочной и среднесрочной перспективах

Для развития всего макрорегиона в целом характерны следующие переменные:

1) Все государства Северной Европы региона переживают спад, поэтому падение доходов населения, замедление развития потребительского рынка, рост безработицы — это основные общие задачи для всех государств.

2) Государства Северной Европы, входящие в ЕС, либо активно сотрудничающие с ним, подвержены неблагоприятным последствиям развития финансовой сферы в условиях непреодоленного кризиса еврозоны [3].

Основные черты экономик государств первой группы: высокая степень социальных гарантий государства; обеспечение высокой конкурентоспособности; развитие экономики, ориентированной на экспорт. Например, за 2018 г. в Дании ВВП составил 2%, а инфляция — 1,4%; в Швеции ВВП обозначен на уровне 2,4 %, инфляции — 1,9 %; в Финляндии ВВП составил 2,6%, инфляции — 1,9%. При этом по уровню конкурентоспособности Швеция находится на 7 месте, Дания — на 12-м, Финляндия — на 10 месте.

Проблемы социально-экономического развития на исследуемый период: проблема безработицы, кризис зоны евро (хотя в еврозону входит только Финляндия), санкции.

Вывод: экономический рост в группе этих государств в период 2019–2021 гг. не превысит 2%. Ситуация стабилизуется к 2024 г. Данные страны сохранят свой статус стабильных экономик.

Норвегия и Исландия в 2019 г., столкнется с теми же социально-экономическими задачами. Однако фактор еврозоны, фактор Евросоюза не будет оказывать на них такое же влияние, как и на страны ЕС. В Норвегии рост ВВП в 2018 г. составил 2,1%, а инфляция зафиксирована на уровне 1,9 %. В Исландии — 3,7% и 2,5% соответственно.

Основные проблемы в исследуемый период: замедление роста доходов и падение внутреннего спроса. Для обоих государств значительные риски влечет за собой Brexit, так как они столкнутся с повышенной конкуренцией в рыболовной сфере с британцами, отказывающимися благодаря выходу из ЕС от жестких квот в рыбной отрасли.

Вывод: в 2019 г. риски для экономик этих государств будут нарастать, а экономический рост существенно замедлится. Однако к 2024 г. эти государства, реализуя свои задачи в области экономики, смогут улучшить все экономические показатели и стать лидерами в Северной Европе.

Группа 3:

Для стран этой группы характерна чрезмерная зависимость от прямых иностранных инвестиций. Кроме того, именно в этой группе стран политика в абсолютной степени поставлена перед экономикой, прежде всего это связано с русофобией [4]. Уже сейчас данные государства по рейтингу конкурентоспобности сдвинулись вниз: Эстония — 28 место, Литва — 41, Латвия — 54 место (для сравнения: Россия в рейтинге находится на 38 месте). И это притом, что страны в отчетах говорят о росте ВВП, хотя также и о росте инфляции. В Латвии ВВП — около 3,7%, инфляция — 2,7%. В Литве ВВП — 3,5%, инфляция — 2,5%. В Эстонии ВВП — 3,7%, инфляция — 3%.

Вывод: поскольку страны Прибалтики столкнулись с комплексом взаимосвязанных проблем, можно прогнозировать, что и в краткосрочной (2019 г.), и в среднесрочной (2024 г.) перспективах рынки этих государств продолжат сокращаться, что повлечет за собой ухудшение всех социальных показателей жизни населения, тем более в условиях Brexit.

II. Тренды политического развития в странах Северной Европы в краткосрочной и среднесрочной перспективах

С учетом текущих тенденций можно говорить о росте влияния популистов. Также у граждан есть запрос на обновление политической системы в своих странах и зафиксировано ожидание появления новых партий.

На парламентских выборах и в Финляндии, и в Дании в 2019 г. ожидается рост влияния крайне правых партий (Истинные финны и Датская народная партия). В Швеции именно крайне правые (Шведские демократы) добились значительного успеха на антиммиграционной платформе на парламентских выборах в сентябре 2018 г.

Вывод: среднесрочной перспективе до 2024 г. данные партии уже достаточно укрепятся на политическом ландшафте.

Группа 2

В Норвегии сохраняет свои позиции правоцентристская Консервативная партия в коалиции с крайне правым партнером — Партией прогресса. В Исландии сохраняется правоцентристская коалиция, которая представляет национально-ориентированные партии.

Вывод: в краткосрочной и среднесрочной перспективах будет сохранен существующий политический расклад.

Группа 3

В Прибалтике в качестве ключевой политической идеи выступает русофобия.

В Латвии националистические идеи сохраняют свои позиции (Новая консервативная партия, Национальное объединение «Всё для Латвии!»). В Литве стабильные позиции у партий «Союз Отечества и Христианские демократы Литвы» и «Литовский союз крестьян и зеленых». В Эстонии ведущие политические силы связаны с вопросами защиты эстонской идентичности или компромисса между разными сообществами. Соответственно тройка лидеров — Партия реформ, Центристская партия и Консервативная народная партия Эстонии.

Вывод: 2019 г. не принесет с собой никаких изменений. А с учетом политических событий в странах Прибалтики, можно говорить о нарастании ситуации политического раскола к 2024 г.

Общие выводы

1) 2019 г. станет сложным годом для всех государств макрорегиона: падение уровня ВВП, рост безработицы, сокращение инвестиций. К 2024 г. ожидается стабилизация экономического развития, но с сохранением низких темпов роста.

2) Политическая ситуация в 2019 г. и в 2024 г. в странах макрорегиона во многом сохранит существующие политические расклады. Однако именно к 2024 г. может быть реализован запрос на новые политические силы (несистемные партии, антипартии). Одновременно растёт евроскептицизм и укрепляют свои позиции крайне правые.

3) Взаимоотношения с Россией в большинстве случаев сохранят негативный характер.

Источник

Северная группа. Страны Бенилюкса объединяют армии

Жесточайший экономический кризис, охвативший страны Восточной Европы, вынуждает европейские страны к интеграции по основным направлениям обеспечения экономической и политической устойчивости государств. Поддержание вооруженных сил в состоянии боеготовности требует от каждой страны вложения огромных финансовых средств. И то, что на этапе выполнения находится решение стран так называемого Бенилюкса (Бельгии, Нидерландов и Люксембурга) об объединении армий, подтверждает стремление стран Европы к интеграции в военной области.

Европа давно показала пример подобного добровольного и взаимовыгодного объединения в сфере межгосударственных отношений. Суть интеграции состоит в том, что суверенные государства передают часть своих прав созданной единой структуре, которая при выполнении своих функций учитывает и реализует волю каждого участника в интересах общего дела.

Объединение армий трех стран логично продолжает процесс их интеграции, начатый еще в 1943 году заключением валютного соглашения. Затем в 1944 году страны подписали таможенную конвенцию. В 1958 году государства Бенилюкса организовали экономический союз, который предусматривал организацию единого рынка, беспрепятственного передвижения лиц, капиталов, услуг и товаров, согласование любых экономических, финансовых и социальных инициатив, а также консультации по международным и военным вопросам.

К современным задачам военного сотрудничества руководство этих стран отнесло: производство новых образцов вооружения, обучение личного состава, организация совестных маневров и др.

Отметим, что опыт создания блоков, в которые входили государства, отличающиеся уровнем экономического развития, финансовым состоянием, политическим положением, у стран Бенилюкса есть.

Например, страны Бенилюкса являлись организаторами Западного блока. В этот военно-политический союз входили: Великобритания, Нидерланды, Франция, Бельгия, Люксембург. Создан он был в 1948 году. Организаторы декларировали, что целью его образования является совместный отпор агрессии со стороны милитаристской Германии, которая может возродиться в будущем. Но пакт, подписанный всеми участниками блока, учитывал также возможность направления всех сил блока против стран социализма. Одну из основных ролей в Западном блоке играла Великобритания. Стремясь укрепить утерянные после Второй мировой войны международные позиции, Великобритания рассматривала этот блок как подготовительный этап для создания более масштабного союза – Организации североатлантического договора (НАТО). Для реализации этих планов Западный блок в 1955 году одновременно пополнился новыми участниками – ФРГ и Италией, а также переименовался в Западноевропейский союз.

Блок НАТО, созданный в 1949 году, уже открыто декларировал своими главными задачами противостояние странам социалистического лагеря и национально-освободительным движениям. Инициатором создания этого блока выступили США. Кроме стран Западноевропейского союза в блок вступили: США, Канада, Португалия, Норвегия, Исландия и Дания, Греция, Турция. Объединенные вооруженные силы НАТО включают в себя сухопутные и военно-воздушные части стран участниц блока, а в военное время и военно-морские подразделения. В подчинении США находятся ракетные войска, стратегическая авиация, подводные лодки и атомные ракетоносцы. Несмотря на то что Франция вышла из военного союза НАТО, ее вооруженные силы регулярно принимают участие в совместных маневрах блока.

Созданное в 1957 году Европейское экономическое сообщество, в которое вошли также страны Бенилюкса, сформулировали своей целью объединение национальных хозяйств в единый общий рынок. Но в результате, кроме экономических вопросов, этот союз имел и политическую цель – противостоять силам коммунистического движения, национально-освободительной борьбе. Блок преследовал еще одну глобальную задачу – организация совместного противостояния действиям монополий (в первую очередь США) и передел рынков сбыта.

Несмотря на то что страны-участницы Европейского экономического сообщества боролись с монополией США на мировых рынках сбыта, Вашингтон рассматривал этот блок как источник финансовой поддержки НАТО.

Как показало время, внутренние классовые противоречия внутри блока ЕЭС привели к массовым выступлениям трудящихся стран участниц блока, требующих изменить политику союза и придать ей социальную направленность, отвечающую интересам граждан этих стран.

То, что в настоящее время страны Бенилюкса позиционируют новый военно-экономический союз как Северную группу в составе НАТО, скорее всего, основой их военного взаимодействия будет уже отработанная схема Североатлантического блока.

Страны-участницы Северной группы планируют значительно сократить финансовые расходы на такие статьи военных затрат, как содержание множества командных пунктов и второстепенных структурных подразделений НАТО. Также страны Северной группы считают, что совместная разработка вооружения и техники, требующих больших финансовых вложений, уменьшит финансовое затраты каждого государства – например, выпуск новейшей модели легкого истребителя F-16.

Страны Бенилюкса надеются, что вскоре к Северному союзу присоединятся Германия, Норвегии, Дания и Великобритания, что значительно усилит возможности для развития этого нового военного европейского союза.

Источник

Разделение на север и юг в мире — North–South divide in the World

Север и Юг (или Глобальный Север и Глобальный Юг ) представляет собой социально-экономическое и политическое деление Земли популяризировала в конце 20 — го века и в начале 21 — го века. Как правило, определение Глобального Севера не является исключительно географическим термином и включает Австралию , Канаду , Западную Европу , Израиль , Японию , Новую Зеландию , Сингапур , Южную Корею , Тайвань (ROC) и США . Global South состоит из Африки , Латинской Америки и Карибского бассейна , островов Тихого океана , а также развивающихся стран в Азии, в том числе и на Ближнем Востоке . Здесь проживают: Бразилия , Индия и Китай , которые, наряду с Индонезией и Мексикой , являются крупнейшими южными штатами с точки зрения площади суши и населения.

Север в основном соотносится с Западным миром (ранее называвшимся « Первым миром »), плюс большая часть « Второго мира », в то время как Юг в значительной степени соотносится с развивающимися странами (ранее называвшимися « Третьим миром ») и Восточным миром . Эти две группы часто определяются с точки зрения их разного уровня благосостояния , экономического развития, неравенства доходов , демократии , а также политической и экономической свободы , определяемой индексами свободы . Нации Севера, как правило, более богатые, менее неравные и считаются более демократическими и являются развитыми странами, которые экспортируют технологически передовые промышленные товары ; Южные штаты, как правило, являются более бедными развивающимися странами с более молодой, более хрупкой демократией, сильно зависящей от экспорта сырьевого сектора и часто разделяющей историю прошлого колониализма северных штатов. Тем не менее, разделение между Севером и Югом часто подвергается сомнению и считается все более несовместимым с реальностью.

С экономической точки зрения, в начале 21 века Север — с четвертью мирового населения — контролирует четыре пятых дохода, получаемого в любой точке мира. 90% обрабатывающих производств принадлежат и расположены на Севере. И наоборот, Юг — с тремя четвертями населения мира — имеет доступ к одной пятой мирового дохода. По мере того, как страны становятся экономически развитыми, они могут стать частью определений «Севера», независимо от географического положения; аналогично, любые страны, которые не соответствуют критериям статуса «развитые», фактически считаются частью «Юга».

СОДЕРЖАНИЕ

История

Идея классификации стран по их экономическому статусу и уровню развития возникла во время холодной войны с классификаций Востока и Запада. Советский Союз и Китай представляли Восток и Соединенные Штаты и их союзники представляли Запад. Термин «третий мир» вошел в обиход во второй половине двадцатого века. Он возник в 1952 году в статье Альфреда Сови под названием «Trois Mondes, Une Planète». Ранние определения третьего мира подчеркивали его исключение из конфликта между Востоком и Западом холодной войны, а также экс-колониальный статус и бедность наций, которые он включал. Были предприняты попытки мобилизовать Третий мир как автономное политическое образование. Бандунгская конференция 1955 года была первой встречей государств третьего мира, на которой продвигалась альтернатива объединению либо с Восточным, либо с Западным блоками. Вслед за этим в 1961 году был организован первый Саммит неприсоединения. Одновременно был разработан способ экономической критики, который разделил мировую экономику на «ядро» и «периферию», и нашел свое выражение в проекте политической реформы, который «сдвинул условия «Север» и «Юг» в международный политический лексикон ». В 1973 году на Саммите неприсоединения, состоявшемся в Алжире, было инициировано установление Нового международного экономического порядка, переговоры по которому должны были быть достигнуты между Севером и Югом. Также в 1973 году нефтяное эмбарго, введенное арабскими странами ОПЕК в результате войны Судного дня, вызвало рост мировых цен на нефть, причем цены продолжали расти на протяжении всего десятилетия. Это способствовало всемирной рецессии, в результате которой промышленно развитые страны усилили протекционистскую политику в области экономики и стали меньше оказывать помощь менее развитым странам Юга. Остаток был восполнен западными банками, которые предоставили значительные кредиты странам третьего мира. Однако многие из этих стран не смогли выплатить свой долг, что привело к тому, что МВФ предоставил им дополнительные ссуды при условии, что они проведут определенные реформы по либерализации. Эта политика, получившая название структурной перестройки и институционализированная международными финансовыми учреждениями (МФИ) и правительствами западных стран, представляла собой отход от кейнсианского подхода к иностранной помощи, который был нормой с конца Второй мировой войны. После 1987 года сообщения о негативных социальных последствиях, которые политика структурной перестройки оказала на затронутые развивающиеся страны, побудили МФИ дополнить политику структурной перестройки целевыми проектами по борьбе с бедностью. После окончания холодной войны и распада Советского Союза некоторые страны Второго мира присоединились к Первому миру, а другие — к Третьему миру. Требовалась новая и более простая классификация. Использование терминов «север» и «юг» стало более распространенным.

Определение развития

Отнесение к категории «Север» подразумевает развитие, а не принадлежность к «Югу», что подразумевает его отсутствие. По словам Н. Олувафеми Мимико, на Юге отсутствует необходимая технология, он политически нестабилен, его экономики разделены, а его валютные поступления зависят от экспорта сырьевых товаров на Север, а также от колебаний цен. Низкий уровень контроля над импортом и экспортом обрекает Юг на подчинение «империалистической» системе. Отсутствие развития Юга и высокий уровень развития Севера усугубляют неравенство между ними и оставляют Юг источником сырья для развитых стран. Север становится синонимом экономического развития и индустриализации, в то время как Юг представляет ранее колонизированные страны, которые нуждаются в помощи в виде программ международной помощи. Чтобы понять, как происходит этот разрыв, необходимо определение самого «развития». Северные страны используют большую часть земных ресурсов, и большинство из них представляют собой высокоэнтропийные ископаемые виды топлива. Снижение уровня выбросов токсичных веществ занимает центральное место в дискуссиях об устойчивом развитии, но это может негативно повлиять на экономический рост.

Словарь гуманитарной географии определяет развитие как «процессы социальных изменений или [изменения] классовых и государственных проектов по преобразованию национальной экономики». Это определение влечет за собой понимание экономического развития, которое необходимо при попытке понять разделение между севером и югом.

Экономическое развитие — это мера прогресса в конкретной экономике. Это относится к технологическому прогрессу, переходу от экономики, основанной в основном на сельском хозяйстве, к экономике, основанной на промышленности, и повышению уровня жизни.

Другие факторы, которые включены в концептуальное представление о том, что такое развитая страна, включают продолжительность жизни и уровни образования, бедности и занятости в этой стране.

Кроме того, в книге « Регионализм через разделение Север-Юг: стратегии государств и глобализация» Жан Гругель утверждает, что тремя факторами, которые направляют экономическое развитие государств на Глобальном юге, являются «поведение элиты внутри и между национальными государствами, интеграция и сотрудничество в пределах географического региона. ‘области, и, как следствие, положение государств и регионов на глобальном мировом рынке и связанной с ним политико-экономической иерархии «.

Источник

Читайте также:  Валюты разных стран описание
Оцените статью