Экономическая интеграция стран брикс

Приоритеты БРИКС

В основу данной статьи, продолжающей серию публикаций о Проекте ЮНИДО «Партнерство между странами БРИКС в области науки, технологии и инноваций для развития среднего и малого бизнеса», положена аналитическая справка, подготовленная Международным научным мостом к Саммиту БРИКС в ЮАР в марте 2013 года, «БРИКС/Африка: партнерство для развития, интеграции, индустриализации».

Общие условия сотрудничества

Для объединения БРИКС характерно отсутствие экономического, политического или географического доминирования со стороны какой-либо из стран-участниц. Это создает комфортные — паритетные — условия сотрудничества между государствами.

Объединяющим фактором союза является комплементарность экономик, когда преимущества каждой стороны дополняют друг друга к взаимной выгоде.

БРИКС объединяет страны, расположенные в разных частях света, на разных континентах, в разных полушариях, что подчеркивает многополярность процесса глобальной интеграции, в котором участники объединения как страны с активно развивающейся экономикой, играют одну из ведущих ролей.

Молодой трансконтинентальный союз БРИКС находится на ранней стадии своего развития, что помогает сформировать приоритеты стратегии и рабочие программы.

Со времени первого Саммита БРИКС, состоявшегося в июне 2009 года в Екатеринбурге, страны — участницы объединения сформулировали ряд предложений, направленных на укрепление экономической устойчивости, финансовой надежности и социальной стабильности мирового сообщества.

Приоритетными экономическими инициативами начального этапа стали:

  • Удвоение объема традиционной торговли внутри БРИКС с 230 до 500 млрд долл. к 2015 году.
  • Формирование Плана действий БРИКС на 2012–2016 гг. в аграрном секторе.
  • Фокусирование на развитии приоритетных промышленных кластеров реального сектора экономики стран БРИКС на основе современных технологий и инноваций. В частности, проведение ежегодного Металлургического форума БРИКС (BRICS Foundry), прошедшего в 2013 году в ЮАР 11 — 15 марта в рамках мероприятий Пятого Саммита БРИКС.
  • Обсуждение создания Научно-исследовательского центра БРИКС на Саммите в марте 2013 года.
  • Поддержка экономики развивающихся стран Африки, отраженной в теме Саммита: «БРИКС/Африка: партнерство для развития, интеграции, индустриализации».
  • Создание Банка идей БРИКС (BRICS Think Tank).
Читайте также:  Как молиться за страну россию

Приоритетными финансовыми инициативами стали предложения по созданию:

  • Банка развития БРИКС для содействия развитию реального сектора экономики.
  • Страхового пула БРИКС для поддержки взаимной торговли между странами союза.
  • Резервного валютного фонда БРИКС в начальном объеме 240 млрд долл.
  • Соглашения о предоставлении кредитных линий в национальных валютах БРИКС.

Информационные инициативы начального этапа:

  • Прокладка между странами БРИКС общего подводного оптоволоконного кабеля протяженностью 34 000 км. Участок ЮАР — Бразилия (9900 км) — уже в процессе создания.
  • Подготовка Единого статистического справочника по странам БРИКС в марте 2012 года.
  • Подготовка Сводного доклада по экономике стран БРИКС в марте 2012 года.
  • Активное развитие среднего класса как одной из ключевых опор социально-экономической устойчивости и благосостояния стран.
  • Системная поддержка среднего и малого бизнеса, являющегося опорой национальных экономик наряду с государственным сектором в инфраструктуре и доминирующими частными компаниями в сырьевой сфере.

ИНТЕГРАЦИЯ

БРИКС в экономике мира

В Декларации 2012 года отмечается, что БРИКС — это платформа для сотрудничества между странами, в которых проживает 43 % населения земного шара, представляющими Азию, Африку, Европу и Латинскую Америку. На долю БРИКС приходится 30 % территории и 45 % всей рабочей силы планеты.

По мнению международных экспертов, рост мировой экономики на основе развития реального сектора, укрепления финансовой устойчивости и социальной стабильности во многом будет осуществляться за счет роста экономики стран БРИКС.

Это подтверждается цифрами: доля стран БРИКС в мировом ВВП выросла с 14,6 % в 2000 году до 26 % (13,7 трлн долл.) в 2010 году и продолжает увеличиваться. Общие золотовалютные запасы группы составляют 4,4 трлн долл.

Специалисты считают, что к 2050 году суммарный объем экономик стран БРИКС превысит суммарный размер экономик стран «Большой семерки»: США, Великобритании, ФРГ, Франции, Италии, Канады и Японии.

БРИКС в рамках G20

Заметное место занимает БРИКС в «Большой двадцатке», представляющей 64 % населения планеты, обеспечивающей 90 % мирового ВВП и 80 % торговли. G20 создана в 1999 года по инициативе министров финансов семи ведущих промышленно развитых стран. До 2008 года группа проводила ежегодные встречи на уровне министров финансов и глав Центробанков, с 2009 года — саммиты на высшем уровне.

Страны БРИКС, активно участвуя в мероприятиях G20 по обеспечению финансовой стабильности и преодоления последствий экономического кризиса, отражают также свою позицию в мировом экономическом сообществе. На Саммите G20 в Мексике в июне 2012 года отмечалась недопустимость доли стран БРИКС в 11,5 % в квоте МВФ, в то время как эти государства представляют более 26 % мирового ВВП. Этот и другие вопросы поднимались на организованном в рамках Саммита G20 мини-Саммите стран БРИКС. В результате совместных усилий было принято решение об увеличении квот в МВФ.

На Саммите G20 во Франции в 2011 году лидеры стран БРИКС обменялись мнениями о мировой экономической ситуации и согласовали консолидированную позицию БРИКС по положению в еврозоне.

В ряде мероприятий G20 отражается африканская тема. Ей посвящена, в частности, предстоящая Лондонская конференция «G20 — Инвестиции в инфраструктуру Африки» (G20 Africa Infrastructure Investment Conference), которая пройдет 17–19 июля 2013 года.

Следует отметить, что, участвуя по решению саммитов G20 в разработке совместных мер по снижению уровня неуверенности в мировой экономической и финансовой системе, страны БРИКС разрабатывают альтернативные меры, такие как Банк развития БРИКС (инициирован Индией), Аграрный план действий (инициирован Китаем), Единая телекоммуникационная связь (предложена Южной Африкой), Резервный валютный фонд БРИКС и Страховой пул БРИКС.

С 1 декабря 2012 года в G20 председательствует Россия, в сентябре 2013 года Россия проводит Саммит G20 в Санкт Петербурге, в 2014 года принимает Саммит G8 в центре «Сколково».

БРИКС и глобальная интеграция

Итоги Саммита G20 в Лос-Кабосе (июнь 2012 года) показали, что мировые лидеры начинают признавать, что экономический рост важнее финансового и прежде всего надо развивать реальную экономику.

Представители стран с активно развивающейся экономикой поддерживают структурные изменения глобальной интеграции, отмечая вместе с тем недостаточность принимаемых мер для построения более стабильных финансовых и экономических систем.

Так, на первой Конференции «G20 и Африка» в Претории (The first yearly African G20 Conference) в декабре 2012 года отмечалось, что G20 слишком евроцентрична и не может обеспечить глобальное экономическое управление.

БРИКС и Африка

В Декларации Саммита БРИКС в Нью-Дели, прошедшего в марте 2012 года, отмечено «важнейшее значение экономического роста, который содействует развитию и стабильности в Африке и ускорению диверсификации и модернизации экономик». По данным «Стандард Банка», с 2005 по 2011 год доля Европейского союза во внешнеторговом обороте ЮАР снизилась с 36 до 26,5 %, а доля БРИКС выросла с 10 до 18,6 %. К 2015 году объем торговли между странами БРИКС и Африкой в целом удвоится и достигнет до 500 млрд долл., доля БРИКС в общей торговле Африки увеличится с 1/5 до 1/3. Доля БРИКС в прямых инвестициях в Африку возрастет к 2015 году с 60 до 150 млрд долл.

Пример региональной интеграции САДК

«Экономическое содружество развития Юга Африки» (САДК) считается одним из наиболее интегрированных и активно развивающихся экономических объединений не только на африканском континенте, но и в мировом сообществе. САДК создано в 1980 году и объединяет 15 стран южно-африканского региона с населением 257,7 млн чел. и объемом валового внутреннего продукта 471,1 млрд долл. Лидирующую роль в этом экономическом объединении играет ЮАР. Результатом эффективных действий по интегрированию региональной экономики стран САДК стали:

  • Свободная экономическая зона (с 2008 г.).
  • Единый Таможенный союз (в 2012 году – 12 членов).

Кроме того, на ближайшую перспективу намечены:

  • Общий рынок (создание планируется к 2015 г.).
  • Валютный Союз (создание планируется к 2016 г.).
  • Единая валюта «афро» (введение планируется к 2018 г.).

Пример NDP 2030 ЮАР — Позиционирование в мировой экономике

В Национальном плане развития NDP 2030, принятом правительством ЮАР в сентябре 2012 года, уделяется значительное внимание вопросам интеграции: национальной (ЮАР), региональной (САДК), континентальной (НЕПАД), трансконтинентальной (БРИКС) и глобальной (G20).

Экономической интеграции в рамках трансконтинентального союза БРИКС уделяется особое место в разрезе объединения усилий для построения альтернативных более стабильных финансовых и экономических систем за счет развития реального сектора экономики в целях обеспечения экономической и социальной устойчивости общества в соответствии с задачами Программы тысячелетия ООН. NDP 2030 учитывает происходящие преобразования глобального экономического порядка и возрастание роли БРИКС, определяя долгосрочные принципы глобальной интеграции ЮАР в мировую экономику через сотрудничество с БРИКС как стратегическую задачу.

РАЗВИТИЕ

Наряду с традиционной сырьевой торговлей все более весомой в экономике стран Африки становится доля промышленного развития как ядра реальной экономики, направленной на развитие всех жизненно важных социально экономических секторов на континентальном, региональном и национальном уровнях.

Ключевые и отраслевые направления отражены в планах экономического развития стран южно-африканского региона:

  • Стратегический план регионального развития САДК.
  • Протокол по энергетике САДК.
  • Южно-африканский энергетический пул (SAAP).
  • Система транспортных коридоров САДК.
  • Региональная система стандартов САДК (SADCSTAN).
  • Национальный план развития ЮАР 2030 (NDP 2030).
  • Промышленная политика Южной Африки, План действий (IPAP — Минпром ЮАР).
  • Интегрированные энергетические ресурсы ЮАР 2030 (IPR — Минэнерго ЮАР).
  • Новые направления развития экономики ЮАР (New Path Growth — Минэконом ЮАР).
  • Программа поддержки промышленного сотрудничества (DTI EMI Минпрома ЮАР).
  • Национальный фонд поддержки малого и среднего бизнеса BEEE (NPE).
  • Национальные промышленные зоны развития (SEZ Минпром ЮАР).
  • Среднесрочная финансовая политика ЮАР (доклад NPC).
  • Национальная программа управления промышленными отходами (Минэкологии ЮАР).
  • Экономический обзор Корпорации промышленного развития ЮАР (IDC – 12 февр. 2012 года).
  • Доклад Банка развития ЮАР: Перспективы будущего Южной Африки. Меморандум Минпромторга ЮАР: специальные экономические зоны.
  • Программа ЮАР «Строим вместе — доступное социальное жилье».
  • Экономическое развитие Намибии в 2005–2030 гг. — Namibia Vision 2030.
  • Стратегический план Министерства горной промышленности и энергетики Намибии на 2012–2017 гг.
  • Программа «Строим вместе — доступное и социальное жилье» (Намибия).
  • Национальные промышленные экспортные зоны EPZ — Namibia.
  • Государственная поддержка малого и среднего бизнеса BEE & PDI Namibia.
  • Транспортный коридор «Транс-Калахари».
  • Региональные экономические, промышленные, транспортные коридоры Танзании (Mtwara Corridor, Tanzania —Mozambique — Zambia).
  • Программы Танзании по развитию угольного, металлургического и энергетического комплексов Лиганга и Мчучума.
  • Национальная стратегия Ботсваны (2011–2016), Botswana’s National Government Strategy.

Экономики стран Африки, интегрируясь на национальном и региональном уровнях, сфокусированы на континентальной интеграции, что отражено в долгосрочном Плане действий Африканского союза, который в свою очередь определяет стратегические направления экономического развития континента.

В Декларации Саммита БРИКС в Нью-Дели отмечена важность международного сотрудничества со странами Африки, которое «будет достигаться путем развития инфраструктуры, обмена знаниями и поддержки расширенного доступа к технологиям, в том числе в рамках «Нового партнерства для развития Африки» (НЕПАД)».

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ

В докладах ЮНИДО и ЮНКТАД (Конференции ООН по торговле и развитию) отмечаются необходимость и возможность активного промышленного развития стран Африки для достижения целей тысячелетия ООН.

В настоящее время из стран Африки южнее Сахары, несмотря на значительное наличие природных ресурсов, только ЮАР относится к развитым экономикам мира с развитым промышленным сектором.

Ключевыми ориентирами индустриализации современной экономики африканского континента могут служить национальные планы развития ЮАР. Например, такой документ, как «Промышленная политика и План действий» Министерства торговли и промышленности ЮАР, определяет 12 промышленных отраслей, объединенных в три первоочередные группы развития.

План Министерства энергетики ЮАР, «Интегрированные энергетические ресурсы 2030» ставит целью удвоение мощностей к 2030 году, модернизацию действующих станций, внедрение возобновляемой энергетики, создание независимых производителей.

План NDP 2030 закрепляет стратегические кластеры промышленного развития ЮАР, ранее определенные в отраслевых долгосрочных планах: агропромышленное производство; горно-перерабатывающая промышленность, производство металлов и металлопродукции; обрабатывающая и перерабатывающая промышленность; инфраструктура и строительство; «Зеленая экономика» (экотехнологии, чистое производство, управление промышленными отходами).

Промышленный сектор, становясь ядром реальной экономики, уменьшает зависимость национальной экономики от сельского хозяйства и продажи минерального сырья, обеспечивая развитие жизненно важных для каждой страны отраслей: энергетики, инфраструктуры, обрабатывающей отрасли, строительства, агропроизводства, социального и потребительского секторов.

Задачами индустриализации являются создание новых мощностей, модернизация существующих предприятий и диверсификация промышленности и экономики в целом.

Задачи интеграции, индустриализации, диверсификации могут быть решены на основе партнерства в области науки, технологий и инноваций. Поэтому темы предстоящего Саммита в ЮАР «БРИКС/Африка: партнерство для развития, интеграции, индустриализации» и Проекта ЮНИДО/ БРИКС «Партнерство между странами БРИКС в области науки, технологий и инноваций для развития среднего бизнеса» взаимосвязаны.

Реализация национальных программ промышленного развития африканских стран требует внедрения технологий и технологического оборудования для модернизации экономики и строительства новых экономических объектов.

В течение длительного времени развитие экономики на африканском континенте осуществлялось односторонне за счет использования природных ресурсов, что сдерживало адекватное развитие всех остальных отраслей промышленности, образования и науки, являющихся стержнем современного общества.

Накопленный к XXI веку мировым сообществом и, в частности, странами БРИКС научный, технический и инженерный потенциал позволяет осуществлять экономическое сотрудничество в сфере развития экономики стран Африки на базе современных мировых достижений науки и технологий.

Реализация национальных программ промышленного развития требует не только собственных усилий стран Африки, но и активизации международного промышленного сотрудничества для выполнения целей программ в приоритетных отраслях экономики и обеспечения современным оборудованием, технологиями и специалистами.

Опыт деятельности российских предприятий в южно-африканском регионе позволяет предложить ряд практических концепций и технологических проектов для партнерства в формате БРИКС/Африка.

Технологическое партнерство является одним из эффективных инструментов противодействия последствиям глобального финансово-экономического кризиса и важным средством развития экономики стран БРИКС и создания новой многополярной экономической системы.

Участвуя в укреплении надежности глобальной экономики, трансконтинентальный союз БРИКС содействует экономической интеграции на континентальном уровне, подтягивая отсталые страны к уровню многополярного индустриализованного сообщества.

Это подтверждает тема предстоящего Саммита в ЮАР в марте 2013 года «БРИКС/Африка: партнерство для развития, интеграции, индустриализации».

Следует отметить, что в БРИКС наряду с географической направленностью интеграции по континентальным векторам активно развивается интеграция по отдельным кластерам экономики. Это подтверждает согласованный План действий стран БРИКС по агросектору и ежегодно проводимый Металлургический форум (BRICS Foundry).

Залогом успешного развития реального сектора экономики и дальнейшей индустриализации стран БРИКС является создание Банка развития БРИКС. Одной из приоритетных задач Банка будет оказание системной поддержки среднему и малому бизнесу вместе с организациями и предприятиями государственного сектора в рамках частно-государственного партнерства.

Место среднего бизнеса в экономике БРИКС

Средний бизнес является одной из опор экономики каждой страны мира, обеспечивая вместе с большим бизнесом и государственным сектором социально-экономическую устойчивость общества.

Ведущей экономической задачей государственного сектора стран БРИКС является развитие национального среднего бизнеса, в первую очередь — в промышленной сфере, для ослабления зависимости от сырьевой экономики, повышения рыночной конкурентоспособности, повышения благосостояния страны.

Программы регионального развития стран БРИКС предусматривают активное участие среднего бизнеса в осуществлении промышленной политики и оказание среднему бизнесу всесторонней организационной и финансовой помощи в реализации производственных проектов.

Мировой опыт показывает, что выход на национальный рынок новых игроков среднего бизнеса не вызывает противостояния с большим частным бизнесом крупных доминирующих компаний, а дополняет возможности промышленных отраслей за счет создания новых ниш для нового круга потребителей.

Странам БРИКС развитие среднего бизнеса в промышленной сфере позволяет выполнить задачи государственных программ развития, включая сокращение импорта за счет собственного производства и создание экспортного потенциала.

Новые игроки среднего бизнеса создают более здоровую конкурентную обстановку на внутреннем рынке и повышают международную конкурентоспособность страны.

Наряду с этим новые предприятия решают социально-экономические задачи, создавая рабочие места и обеспечивая подготовку местных специалистов, а также дополнительные возможности для развития сопутствующего малого бизнеса.

Стратегической социальной задачей создания среднего и малого бизнеса является развитие среднего класса — зажиточного слоя населения, участвующего в обеспечении богатства страны, социально-экономической устойчивости общества и его культурно-духовного развития.

В настоящее время на промышленный рынок стали выходить предприятия среднего бизнеса, располагающие научно-техническим потенциалом и опытом промышленного сотрудничества на международных рынках.

Пример отдельных стран БРИКС представляет широкий спектр организационно-финансовой помощи государства среднему бизнесу в рамках национальных систем поддержки промышленного развития на основе долгосрочных планов промышленной политики.

Следует отметить высокую степень системной организационной и финансовой поддержки в ЮАР участия предприятий среднего бизнеса в промышленном сотрудничестве и партнерстве для развития приоритетных кластеров реального сектора экономики.

Правительство ЮАР разработало ряд программ финансовой поддержки компаний, работающих в проектах, направленных на развитие страны. Поддержка национальных и совместных предприятий оказывается министерствами, национальными и провинциальными корпорациями, фондами развития промышленности и сферы интеллектуальных услуг.

Проект ЮНИДО/БРИКС

Развитию промышленного сотрудничества между странами БРИКС на основе достижений мировой науки, современных технологий и инноваций служит Проект ЮНИДО/БРИКС «Партнерство между странами БРИКС в области науки, технологий и инноваций для развития среднего и малого бизнеса».

Проект разработан экспертами Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) для объединения технологического потенциала стран — участниц БРИКС в целях создания устойчивой экономики, развития реального сектора, укрепления финансовой устойчивости и социальной стабильности. Он ориентирован на средний бизнес.

Разработка плана действий по созданию системной Технологической платформы и ее практическому применению исходит из следующих факторов, определяющих развитие промышленных отраслей, их модернизацию и диверсификацию:

  • Возможность обладателей технологического потенциала по комплексному предложению странам БРИКС современных технологий мирового уровня, конкурентоспособного оборудования, профессиональных инжиниринговых услуг и системной подготовки профильных специалистов.
  • Потребность национальных экономик стран БРИКС во взаимовыгодном международном технологическом сотрудничестве для обеспечения активного развития национальных приоритетных кластеров, предусмотренных долгосрочными планами промышленного развития стран — участниц союза.

Промышленный инновационный клуб

В декабре 2012 года при Центре международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в РФ на общественных началах сформирован Промышленный инновационный клуб из числа представителей российских предприятий, осуществляющих практическую деятельность в африканском регионе по тематике Саммита БРИКС в ЮАР «БРИКС/Африка» и представляющих ключевые направления промышленного развития.

Целью Клуба является консолидация усилий промышленных предприятий в поддержку Проекта ЮНИДО/БРИКС 2012–2014гг. «Партнерство между странами БРИКС в области технологий и инноваций для развития среднего и малого бизнеса», создание в рамках Проекта Технологической платформы БРИКС, а также оказание содействия проектам развития в приоритетных отраслях реального сектора экономики в рамках мероприятий и программ Саммита БРИКС в ЮАР и во исполнение рекомендаций Протокола СМПК «Россия — Африка» по взаимодействию среднего и малого бизнеса и обмену опытом поддержки международного технологического партнерства.

И. В. Кульков, национальный эксперт проекта ЮНИДО/БРИКС, исполнительный секретарь Международного научного моста, координатор Промышленного инновационного клуба

Источник

Оцените статью