Экономическая интеграция стран южной америки

Интеграция в Латинской Америке

Габарта А.А., к.э.н., МГИМО

Интеграция в Латинской Америке имеет длинную историю. На протяжении всего постколониального латиноамериканская интеллигенция и политические деятели продвигали данную идею. На современном этапе истории (с 1945 г. по настоящее время) интеграционные процессы в странах Латинской Америки принято условно делить на два периода: «закрытый регионализм» и «открытый регионализм» (характеризуется усилением экономического взаимодействия стран Западного полушария с внерегиональными игроками).

Период «закрытого регионализма», иногда называемого «старым регионализмом», охватывает 1960-1980 гг. Цели интеграции и стратегия ее воплощения в жизнь были подчинены господствующей в тот период в большинстве латиноамериканских стран экономической модели, главными чертами которой были импортозамещающая индустриализация, протекционизм, закрытость экономик. Важнейшей целью интеграции было расширение внутренних рынков за счет рыков других латиноамериканских стран. Но выгоды от участия в интеграционных объединениях стали распределяться неравномерно, в большем выигрыше оставались более крупные и развитые экономики.

1960-е гг. ознаменовались запуском четырех интеграционных проектов: Центральноамериканского общего рынка (1960 г.), Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (1961 г.), Карибской ассоциации свободной торговли (1968 г.) и Андского пакта (1969 г.). Считается, что самым успешным интеграционным объединением стал Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), в который вошли Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Сальвадор и Коста-Рика. В самом начале своего функционирования более 95% пошлин во взаимной торговле стран-участниц были обнулены, а к 1966 г. почти все ограничения сняли. К 1970 г. объем внутрирегиональной торговли достиг 28%, который на 96% состоял из промышленных товаров. Интеграционное объединение послужило мощным толчком для процессов индустриализации в странах Центральной Америки. Однако из-за экономических и политических разногласий среди стран-участниц организация распалась в 1970 г.

Соглашение об образовании Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), которое было подписано 7 государствами Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили), а позже к нему присоединились Боливия, Венесуэла, Колумбия и Эквадор. ЛАСТ первоначально задумывался как общий рынок, однако воплотить в жизнь удалось только зону свободной торговли, но и либерализация взаимной торговли стала пробуксовывать. Одной из попыток придать импульс интеграционным процессам стало преобразование Латиноамериканской ассоциации свободной торговли в 1980 г. в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАИ). Новый договор стал более гибкой структурой, которая стала представлять собой скорее набор двусторонних соглашений о полных или частичных торговых преференциях, чем полноценное интеграционное объединение.

Читайте также:  Буферная зона между странами

Средние и малые по размеру экономики стран Южной Америки, недовольные результатами интеграции в рамках ЛАСТ и распределением ее выгод, образовали новый интеграционный блок – Андский пакт. В новое объединение вошли все страны тихоокеанского побережья Южной Америки: Боливия, Колумбия, Перу, Чили, Эквадор, а затем к Андскому пакту присоединилась Венесуэла. Однако и здесь, несмотря на то, что в 1970-е гг. величина таможенных пошлин, применяемых во взаимной торговле, сократилась на треть, объем внутренней торговли за 1970-1980 гг. вырос незначительно — с 2% до 4%. За исключением нефтехимической промышленности странам региона не удалось наладить межотраслевое сотрудничество. Общий таможенный тариф на импортные товары из третьих стран так и не был имплементирован.

В целом результаты интеграционных процессов 1960-1980 гг. в странах Латинской Америки были ограниченными. Странам региона не удалось в значительной мере сблизить уровни развития, увеличить взаимную торговлю, а также активизировать перемещение национального капитала.

Второй этап интеграции в странах Латинской Америки начался в начале 1990-х гг. и продолжается по настоящий момент. Приход неолиберальной модели развития на смену импортозамещающей способствовал свертыванию протекционистской политики, ускорению темпов вовлечения стран региона в мировую экономику, либерализации внешнеэкономической деятельности, снятию ограничений во взаимной торговле, притоку иностранного капитала. Кроме того, страны Латинской Америки перестали рассматривать региональную интеграцию как защитный инструмент от конкуренции со стороны развитых стран. Характерной чертой этапа «открытого регионализма является направленность интеграционных процессов не только на латиноамериканский регион, но и также на развитые страны. Начиная с 1990 г., резко увеличилось количество региональных торговых соглашений, заключенных между странами региона и внерегиональными участниками, прежде всего США и ЕС.

Период «открытого регионализма» качественно отличается от периода «закрытого регионализма», который своей основной целью видел проведение индустриализации на основе импортозамещения. «Открытый регионализм» ставит перед собой совсем противоположные задачи. Будет более корректно сказать, что в 1990-2000 гг. интеграция рассматривалась как один из инструментов проведения структурных реформ. В отличие от «старого регионализма», который фокусировал свое внимание на торговле товарами, «новый» поставил себе цель значительно расширить область экономического сотрудничества стран Латинской Америки между собой и с внешним миром (торговлю товарами, услугами; защиту прав интеллектуальной собственности и инвестиций, а также допуск к участию в государственных закупках). В «открытом регионализме» кардинально изменилось отношение к прямым иностранным инвестициям и ТНК — на смену враждебности пришла политика поощрения притока иностранного капитала.

Значимым событием второго этапа интеграции стало образование в 1991 г. Южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР), в состав которого вошли Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай, а с 2012 г. — Венесуэла (временно ее членство приостановлено из-за внутреннего конфликта). Модель интеграции в МЕРКОСУР значительно отличается от моделей интеграции в андском и центральноамериканском регионах своей продвинутостью. Так, хотя основой принятия решений в МЕРКОСУР является взаимодействие между правительствами стран-участниц, наднациональным органам делегированы некоторые, хотя и ограниченные, полномочия. В интересах промышленных кругов Бразилии (в меньшей степени Аргентины) в 2010 г. был введен единый (хотя и достаточно высокий, особенно на импорт промышленных товаров) таможенный тариф, что позволяет классифицировать МЕРКОСУР как таможенный союз. Тем не менее товарный экспорт внутри МЕРКОСУР составляет около 12% совокупного экспорта государств-членов интеграционного объединения, что гораздо ниже так называемого минимального порога интеграционной устойчивости – 25%.

С образованием МЕРКОСУР страны Южного конуса связывали большие надежды. Но ожидания стран-участниц блока, что открытие бразильского рынка придаст динамизм их собственному экономическому развитию, не до конца оправдались. Для самой Бразилии МЕРКОСУР становится скорее политическим проектом, экономические соображения переходят на второй план. Возможности Бразилии выступать в роли «локомотива» экономического развития ограничены. Ввиду большой обеспеченности Бразилии минеральным сырьем, ее потребность в импорте сырьевых ресурсов, за исключением энергоресурсов, постепенно снижается. Ее интерес к латиноамериканским партнерам сдерживается и низкой конкурентоспособностью их продукции, что мешает бразильским ТНК организовывать с ними производственные цепочки. Наконец, возможности Бразилии в качестве источника инвестиций для стран Латинской Америки недостаточно велики.

На современном этапе латиноамериканской интеграции наряду с центростремительными тенденциями сильны и центробежные. Наглядным примером являются страны Андского сообщества, где наблюдается значительный рост экспорта в страны Азии, прежде всего в Китай, при снижении уровня взаимной торговли. В связи с возрастающим значением стран АТР в торговле со странами Латинской Америки в 2012 г. Колумбия, Мексика, Перу и Чили образовали новое интеграционное объединение – Тихоокеанский альянс с целью развития и интенсификации внешнеэкономических связей с восточными и юго-восточными азиатскими рынками.

Доля внутрирегиональной торговли в странах Америки в 2018 г., %

Источник

Интеграционные процессы в Южной Америке

В силу исторических и географических причин экономика стран Южной Америки на протяжении многих десятилетий развивалась преимущественно на побережье. Это было связано с тем, что экономика формировалась на основе потребности метрополий и поэтому оказалась неприспособленной к внутриконтинентальной торговле. В этой связи часто упускается из виду тот факт, что одним из серьезных препятствий для развития интеграции является отсутствие хорошего транспортного сообщения между странами, природные условия (Кордильеры, экваториальные леса) также затрудняют взаимообмен между соседями. По мнению южноамериканцев, всё это разительно отличается от условий Западной Европы, чья компактная территория легко позволяет создать разветвлённую транспортную систему. Наследие прошлого не способствовало интеграции, так как национальные экономики стран региона слабо дополняли друг друга, были ориентированы на экспорт совпадающих по своим характеристикам товаров.

Переход большинства латиноамериканских стран к модели открытой экономики, при помощи которой они надеялись преодолеть экономический кризис и адаптироваться к новым условиям мирового хозяйства, а также модернизировать производственный потенциал, не принёс им существенного успеха в 80-х годах. Попытки увеличить физические объёмы экспорта не сопутствовали росту валютных доходов из-за снижения мировых цен на сырьё, сказалось негативное влияние протекционистских барьеров, наличие внешнего долга.

С учётом мирового опыта развития страны Латинской Америки выдвинули новую концепцию региональной интеграции, которая представляет собой не альтернативную интеграцию в мировое хозяйство, а наилучшую, на их взгляд, основу для развития связей Латинской Америки с другими регионами мира. Для этого была поставлена задача изменения прежнего стиля интеграции, нацеленной первоначально на замену импорта в рамках региональных рынков, что не соответствовало новой модели развития латиноамериканских стран. Стала разрабатываться чётко сформулированная концепция так называемого «открытого регионализма», т.е. интеграции, основанной на низких таможенных барьерах и более открытой для мирового рынка.

Анализ экономических процессов в Южной Америке позволяет представить следующие факторы, которые привели к ускорению интеграции в регионе.

Первая причина – усиливающаяся конкуренция в торговле, с одной стороны, и рост доходов от использования новых технологий и инвестиций, с другой, побуждали к созданию более крупных и открытых рынков. Стало ясно, что ограниченность и даже закрытость рынка неизбежно ведёт к замедлению темпов развития по всем направлениям.

Второй причиной ускорения интеграционных процессов стала предпринятая южноамериканскими странами в конце 80-х годов либерализация внешней торговли. Реализация программ по введению единых тарифов и снятию нетарифных ограничений создала условия для подписания двух- и многосторонних соглашений по либерализации торговли, что было невозможно осуществить в условиях закрытых экономик. Установление льготных тарифов или их полная отмена в определённых секторах экономики стимулировали товарообмен в регионе.

Третья причина состоит в радикальном пересмотре механизмов интеграции в регионе. Как известно, в 1960 г. был подписан «Договор Монтевидео» о создании зоны свободной торговли, включающий страны – члены Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ). Согласно договору была создана жёсткая тарифная система, в ряде случаев себя не оправдавшая, а с позиции сегодняшнего дня – невыгодная. Страны должны были предоставить режим наибольшего благоприятствования для всех стран ЛАСТ, а не только своим партнёрам, что в дальнейшем привело бы к обоюдной выгоде. На практике страны перестали предлагать своим приобретённым партнёрам товары по льготным тарифам, поскольку это автоматически распространялось и на других членов ЛАСТ. Это стало наносить в конечном счёте ущерб национальной экономике со стороны конкурирующих производителей третьих стран. «Договор Монтевидео» через 20 лет был пересмотрен, и согласно новым условиям он допускал заключение торговых соглашений с несколькими и даже с одной страной. Было констатировано, что общее снижение тарифов не служит целям латиноамериканской интеграции, которая должна углубляться постепенно, в результате подписания участниками соглашений, рассматривающихся как «строительные блоки», до полного снятия тарифов в будущем.

К четвёртой причине ускорения интеграционных процессов следует отнести положительные изменения в политической жизни континента. Начавшийся процесс демократизации, в общем, даёт основания полагать, что конфликтные ситуации типа «футбольных войн» исчезнут и не будут влиять на экономические преобразования.

В наблюдающейся активизации интеграционных процессов в Южной Америке всё более заметную роль играет МЕРКОСУР (Mercado Comun del Sur) – общий рынок стран южного конуса, созданный в 1991 г. Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем и в короткий срок превратившийся в одного из основных участников реальной региональной интеграции. В настоящее время МЕРКОСУР – это крупнейший интегрированный рынок Латинской Америки, где сосредоточено 45 % населения (более 200 млн. человек), 50 % совокупного ВВП (свыше 1 трлн. долл.), 40 % прямых зарубежных инвестиций, более 60% совокупного объёма товарооборота и 33 % объёма внешней торговли континента. Договором о создании МЕРКОСУР предусматривались отмена всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между четырьмя странами, т.е. создание ЗСТ в субрегионе: свободное движение капиталов и рабочей силы, введение единого внешнего тарифа и образование таможенного союза, координация политики в области промышленности, сельского хозяйства и связи в валютно-финансовой сфере, унифицированные правила функционирования свободных промышленных зон, единый порядок происхождения товаров.

Значительные успехи интеграции не означают отсутствия в объединении множества серьёзных проблем. К ним следует отнести проблемы недостаточного развития транспортной инфраструктуры, вопрос валютного регулирования, унификацию налогообложения и трудового законодательства. Большие трудности возникают в связи с так называемым распределением преимуществ интеграции, т.е. членством стран с «разной мощностью» национальных экономик. Появляются противоречия между развитием интеграционных процессов и особо уязвимыми отраслями, такими как строительная, мукомольная, сахарная, винодельческая. К числу «болезненных» отраслей при разделе рынков относится также автомобильная отрасль. Сложные задачи стоят перед МЕРСОСУР в социальной сфере. Если предприниматели уже почувствовали позитивные стороны интеграции, то население стран-членов – не вполне.

Из числа других интеграционных объединений континента можно выделить:

* Андский пакт (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор). Предусматривается постепенно трансформировать эту организацию в Андскую систему интеграции и дать экономическим взаимоотношениям импульс к «более высокой степени интеграции»;

* Центральноамериканский общий рынок (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа и Сальвадор). Сформирована зона свободной торговли, предусматривается ликвидация пошлин внутри блока и введение ограничивающих таможенных тарифов в отношении третьих стран;

* КАРИКОМ, или Карибское сообщество (14 англоязычных стран Карибского бассейна) – достаточно развитая интеграционная группировка, имеет ряд единых внешних тарифов.

Источник

Оцените статью