Экономическая модель страны россии

Российская модель экономики

Российская экономика относится к экономической модели переходного периода или трансформационной модели.

Экономике переходного типа свойственны некоторые специфические черты. Исходная точка – кризис, последующая трансформация экономических отношений. Характерны резкое обострение социально-экономических противоречий, интенсивное развитие новых форм одновременно с упадком и постепенным исчезновением старых экономических отношений. Например, быстрый рост частного сектора в наше время сопровождается трансформацией госпредприятий в фирмы, действующие по правилам рыночного хозяйства.

Главная негативная черта переходной экономики – отсутствие целостной, непротиворечивой и когерентной институциональной системы.

Во всех странах в переходный период происходят изменения, которые носят неизбежный характер и рассматриваются поэтому как закономерности. К ним относятся:

– изменение роли государства;

– трансформационный спад и структурные реформы;

– интеграция в мировое хозяйство.

Группы стран переходной экономики составляют:

а) Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, страны Балтии (с наибольшими темпами продвижения);

б) Россия, страны СНГ, Болгария, Румыния, Албания, Монголия;

в) страны Восточной Азии (Китай, Вьетнам).

Существуют разные концепции переходной экономики: эволюционный путь (концепция градуализма), «шоковая терапия». Концепция градуализма предполагает проведение реформ медленно и последовательно, причем источником рыночных преобразований выступает государство. Отличительная черта этого подхода – стремление государства смягчить экономические и социальные последствия реформ и избежать резкого снижения жизненного уровня населения. Примерами градуалистской политики являются Венгрия и Китай. Концепция «шоковой терапии» основана на идеях монетаризма – современного варианта либеральной рыночной теории. Стержень монетаристской доктрины – борьба с инфляцией. Основным инструментом антиинфляционной политики считается одномоментная либерализация цен и резкое сокращение государственных расходов. В наиболее последовательном виде «шоковая терапия» реализована в Польше в 1990–1991 гг. Но в той или иной степени доктриной «шоковой терапии» руководствовались почти все постсоциалистические страны.

Россию начала XXI в. нельзя отнести ни к какой из существовавших ранее экономических систем. Современный период развития страны характеризуется как переходный, а экономика – смешанной. К особенностям российской модели переходной экономики относятся следующие: государство располагает мощным госсектором в важнейших отраслях хозяйства; происходит постоянное перераспределение прав собственности при активном участии неэкономических факторов (государственных нормативных актов); финансовый капитал преобладает над промышленным; переход к рыночным отношениям осуществляется крайне неравномерно в различных отраслях (в денежно-кредитной сфере происходит быстрое приближение к уровню рыночных стран, а в сельском хозяйстве преобладают формы организации, свойственные административной системе); наблюдается неравномерный переход регионов к рыночной экономике; растет криминализация экономической жизни. Российская модель, основанная на сильной регулирующей роли государства, опирается на ряд долговременных факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обрабатывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства.

В переходной экономике России госрегулирование заключается в выполнении двух групп функций:

– формирование рыночных отношений (создание правовой базы, демонополизация и стимулирование конкуренции, приватизация госсобственности);

– перераспределительные функции (корректировка несовершенства рыночных отношений при распределении материальных, финансовых ресурсов, доходов, обеспечение экономической стабильности и стимулирование экономического роста).

Положение государства кардинально меняется. Оно превращается в одного из участников экономического процесса, т. е. на него распространяются те же законы и правила экономического поведения, что и на частные компании. В силу исторически сложившихся норм и традиций выполнение этого требования – наиболее трудный элемент постсоциалистической трансформации.

Источник

Российская модель экономики

После длительного господства административно-командной системы в экономике России на рубеже 80-х и 90-х гг. начался переход к рыночным отношениям.

Исходные позиции для перехода к рыночной экономике, сложившиеся к концу 80-х гг. в России, в целом были неблагоприятными по следующим обстоятельствам (объективные факторы):

— крайне высокая (даже для стран с административно-командной системой) степень огосударствления экономики, почти полное отсутствие в то время легального частного сектора при неуклонно расширявшейся «теневой экономике»;

— длительное (на протяжении жизни трех поколений) существование принципиально нерыночной экономики, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения и порождало преувеличенное представление о социальной роли государства;

— крайне искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл военно-промышленный комплекс, а роль отраслей, ориентированных на потребительский рынок, была принижена;

— неконкурентоспособность преобладающей части отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Все это было усугублено отсутствием в обществе консенсуса по поводу самого перехода к рыночной системе, темпов и конкретных способов этого перехода, что вело к почти непрерывному социально-политическому кризису. Стратегическая цель переходного периода в России — это формирование эффективной рыночной экономики с сильной социальной ориентацией.

Условиями создания такой экономики являются:

а) преобладание частной собственности;

б) создание конкурентной среды;

в) эффективное государство, обеспечивающее надежную защиту прав собственности и создающее условия для экономического роста;

г) эффективная система социальной защиты;

д) открытая конкурентоспособная на мировом рынке экономика.

Формирование современной рыночной экономики в России происходит в условиях взаимопереплетающихся и взаимоотягощающих экономических, политических и социальных кризисов, что затягивает переход к зрелой рыночной системе на десятилетия и усиливает болезненность самих переходных процессов. Характеризуя формирующуюся в России модель рыночной экономики, следует учитывать особую геополитическую роль страны. Россия в социокультурном плане выступает связующим звеном между цивилизациями западного и восточного типа.

В экономическом плане российское общество исторически сформировалось как восточное и сохранило, несмотря на смену политических режимов, следующие его черты:

— огромную роль государства как регулятора экономики и крупнейшего собственника;

— неразвитость частной собственности, прежде всего на землю;

— отсутствие автономного от государства гражданского общества:

— неразрывную связь власти и собственности;

— слабость личной инициативы при довольно сильных коллективистских тенденциях.

Сложившаяся в первой половине 90-х гг. российская модель рыночной экономики включает ряд черт, унаследованных из исторического прошлого. Государство даже после приватизации немалой части собственности по-прежнему располагает мощным государственным сектором в важнейших отраслях хозяйства. Сохраняется тесная связь политической власти и собственности.

Вместе с тем государство, утратив в ходе приватизации немалую часть прежних источников доходов, сохранило непосильный для него объем финансовых обязательств, что обусловливает затяжной кризис госбюджета. В России не возникало взаимодействия и разграничения функций между рыночными структурами и государством, которые постоянно конфликтуют друг с другом, усугубляя кризисное состояние экономики. В результате сложившиеся в переходной экономике России формы собственности заметно отличаются от преобладающих в зрелой рыночной экономике. На многих приватизированных предприятиях так и не появился эффективный собственник.

Значительное влияние на экономические процессы оказывают сложившиеся в предыдущую эпоху монополистические структуры, что затрудняет формирование конкурентной среды; нередко практикуются и криминальные формы конкурентной борьбы. Наряду с неблагоприятным в целом инвестиционным климатом в стране ограничение конкуренции обусловливает медленную структурную перестройку экономики. Причем начавшийся переход к открытой экономике высветил неконкурентоспособность подавляющего большинства отраслей обрабатывающей промышленности и вызвал новый перекос в отраслевой структуре — в сторону топливно-энергетического комплекса и первичной переработки сырья (металлургия и химия). Преодоление неконкурентоспособности российской экономики потребует длительного времени, возможно нескольких десятилетий.

Переход к рыночным отношениям в различных отраслях и сферах российской экономики осуществляется крайне неравномерно. Так, в денежно-кредитной сфере и торговле происходит быстрое приближение к уровню стран со зрелой рыночной экономикой, тогда как в сельском хозяйстве в основном сохранились формы организации производства, унаследованные от административно-командной системы.

Неравномерным является также переход к рыночной экономике в регионах России. Быстрее всего этот процесс протекает в Москве, а также в Санкт-Петербурге и других крупных городах, где широкое распространение получило частное предпринимательство, тогда как в отдаленных регионах и сельской местности становление рыночных отношений идет крайне медленно. Присущие российской модели рыночной экономики высокая криминализация экономической жизни и уход предпринимательства «в тень» обусловлены как факторами, общими для всех стран с переходной экономикой (конфликты в ходе перераспределения собтвенности, рост коррупции), так и российскими особенностями.

Чрезвычайно болезненные гигантские социальные сдвиги, происходящие в переходной экономике, вызывают превращение немалой части населения в маргиналов и люмпенов, которые становятся легкой добычей криминальных структур. В эту же сторону толкает аномия, т.е. разрушение прежних общественных ценностей, не сопровождающееся быстрым формированием новой законченной системы ценностей. Фактическим проявлением аномии в обществе является рост преступности, в том числе экономической. Характерные для России деспотизм и отсутствие демократических традиций порождали неуважение к закону и недоверие к любой власти. Немалую роль играет и упоминавшийся антагонизм между государством и предпринимательскими структурами, ведущий к разрастанию теневой экономики.

На формирование рыночной экономики в России оказывают влияние такие факторы, как склонность немалой части населения к государственному патернализму (значительной роли государства в перераспределении доходов населения) и общественным формам присвоения (бесплатному образованию, медицинскому обслуживанию и т.д.). Это ведет к сохранению значительной экономической роли государства в финансировании социальных нужд и ограничению рыночных факторов в социальной сфере.

Из сказанного следует, что основанная на сильной регулирующей роли государства российская модель рыночной экономики опирается на ряд долговременных факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обрабатывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства, социальное иждивенчество. Эти факторы в современных условиях сдерживают функции свободного рынка.

Источник

ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика

международный ежемесячный научный журнал

Потапова, И. С. Модели экономики развития для России / И. С. Потапова. // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – 11. – С. 176-180.

МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ РАЗВИТИЯ ДЛЯ РОССИИ

И.С. Потапова, канд . экон . наук, доцент

Международный университет в Москве

(Россия, г . Москва)

Аннотация. В статье рассмотрены особенности модели экономики развития для России, проведен анализ существующего экономического потенциала, конкурентных пр е имуществ российской экономики, определены наиболее перспективные направления ра з вития.

Ключевые слова: экономика развития, модернизация, экономический рост, отраслевая структура экономики, инвестиции в человеческий капитал .

Актуальным вопросом экономического развития России является выбор модели экономики развития. В последние годы стали часто использовать термин «экон о мика развития». Экономику развития можно определить , как науку о поведении человека и человеческих общностей в у с ловиях ограниченных природных ресурсов и лимитированной окружающей среды. Есть и еще один аспект экономики разв и тия, связанный с изучением межстрановых особенностей моделей развития, особенно для стран третьего мира и переходных экономик.

Три основных направления совреме н ной экономической науки (кейнсианское, неоклассическое и институциональное) создали разные модели экономического роста, в которых делается упор или на р ы нок, или на государственное регулиров а ние, или на институциональные факторы. Но все модели роста не дают однозначного ответа на вопрос о том , какая из них на и более эффективна в современных услов и ях, что можно использовать из накопле н ного теоретического потенциала для м о дернизации российской экономики.

Соотношение общего и особенного в развитии национальных экономик оказ ы вается не только одной из фундаментал ь ных проблем теории, но и важной пробл е мой мировой экономической политики . Так из классических моделей роста след у ет, что при условии поддержания равн о весного уровня инвестиций, экономика должна устойчиво расти. На практике, т . е . бедные страны, которые по рекомендац и ям М ВФ стр емились поддерживать теор е тически оптимальный уровень инвест и ций, остались бедными в долгосрочной перспективе. Еще одним примеров н е удачного универсального рецепта для п е реходных экономик может служить у т верждение о том, что макроэкономическая стабилизация, либерализация цен и масс о вая приватизация необходимы и достато ч ны для успешного перехода от плановой экономики к рыночной. Многие страны, построившие свою стратегию перехода в соответствии с этой доктриной, в том чи с ле Россия, столкнулись с глубоким экон о мическим спадом, тогда как страны, и з бравший самостоятельный путь (прежде всего Китай) оказались в числе лидеров.

Еще одной проблемой выбора эк о ном и ки развития является достижение сбала н сированности отраслевой структуры эк о номики. Из стандартных теорий междун а родной торговли следует, что каждой стране выгодно специализироваться в той отрасли, где у нее имеются сравнительные преимущества. Для развивающих с я эк о номик часто характерна аграрно-сырьевая специализация. П о лучается, что следов а ние этой теории вступает в противоречие с интересами развития технологичных и наукоемких отраслей, которые являются главными гарантами устойчивого роста.

Современная экономическая наука не отвечает на важнейшие проблемы практ и ки. Какова реальная цена, которую платит человечество, увеличивая до бесконечн о сти потребительские блага? Всегда ли рост производства означает улучшение качес т ва жизни? Как найти баланс между темп а ми развития экономики и возможностями природы?

Для российской экономики, которая я в ляется переходной, особенно важен вопрос изучения моделей развития. Мы постоянно сталкивается с необходимостью ответа на такие важные вопросы, как вопрос об э ф фективности использования национальн о го богатства, вопрос об адаптации насел е ния к рыночной экономике, вопрос о соо т ношении государственных и рыночных регуляторов. Главным из всех сущес т вующих является вопрос о том, какую из существующих моделей развития мы возьмем за ос нову. Возможно, что этого делать не надо. Наша экономика должна развиваться по своей собственной модели. Хотелось бы определить основные пар а метры этой возможной модели.

В последние годы основное внимание в развитии российской экономики уделяется модернизации. Необходимость модерн и зации не вызывает сомнений, но при с о временном уровне монополизации экон о мики трудно представить, что частные и государственно-частные монополии сил ь но заинтересованы в крупных инновац и онных проектах, которые требуют знач и тельных финансовых вложений.

Промышленный потенциал, созданный в советское время, устаревает с каждым годом. Российский частный капитал в силу указанных выше причин или, наоборот, в силу своей слабости не способен решить задачу «второй индустриализации», о к о торой сейчас часто говорят. Видимо, в е дущую роль в процесс модернизации в с о временных российских условиях должно играть государство. Умело используя м е тоды косвенного регулирования, госуда р ство должно выполнить задачу развития инфраструктуры, стимулирования пре д принимательской активности.

Проблемы экономического роста всегда были наиважнейшими для любой страны, но события последних лет, особенно эк о номический кризис 2007-2008 гг. поставил множество новых вопросов, требующих осмысления. Если в России ежегодные темпы роста В ВП в ср еднем составляли 7% до кризиса, то после него уже 4%, при этом продолжается тенденция их сниж е ния. В связи с этим важно понять, н а сколько долго может продолжаться те н денция снижения темпов роста и есть ли у российской экономики потенциал, спосо б ный вывести ее на новый уровень роста.

Для российской экономики в совреме н ных условиях очень важно определить, насколько современные тенденции мир о вой экономики могут отразиться на ее ро с те, какие существуют угрозы для эконом и ческого процветания и какие есть резервы для преодоления сложностей. Замедление роста российской экономики постоянно происходит со второй половины 2012 года, по различным прогнозам , в ближайшие годы темпы будут еще ниже и будут о т ставать от роста мировой экономики. О с новная причина таких прогнозов связана с тем, что заявленная инновационная модель не работает, а по-прежнему работает сыр ь евая модель. Более 50% бюджета форм и руется сегодня за счет нефтегазовых дох о дов. Любые изменения цен неизбежно ск а зываются на российской экономике. Пар а докс заключается в том, что даже оживл е ние мировой экономики и рост цен на нефть уже пре приводят к желаемому ро с ту, как ранее. Бывший министр финансов А. Кудрин считает, что для того, чтобы работала прежняя модель экономического роста, требуется ежегодный рост мировой цены на нефть на 20-30 долларов. Естес т венно, что такие цены на нефть в ближа й шее время маловероятны.

Прошедший мировой кризис, последс т вия которого не до конца преодолены, привел к снижению спроса на нефть и большей изменчивости цен на нее. Выход из кризиса должен сопрово ждаться ростом спроса и цен, но возросшие цены , подр ы вают стимулы для оздоровления и роста экономики. Это общемировая тенденция, которая сказывается и на российской эк о номике. В каком направлении можно и с кать выход? Ответ очевиден – это смена модели экономического развития, переход от сырьевой экономики к неоиндустриал ь ной .

У российской экономики есть нерастр а ченный еще с советских времен потенц и ал. На начало двадцать первого века в Ро с сии был один из самых высоких показат е лей накопленного национального богатс т ва на душу населения – 400 тыс. долл. Это в четыре раза выше общемирового уровня. Несмотря на все сложности последних лет, страна по-прежнему обладает богатейш и ми природными ресурсами, их оценка н а ходится на уровне 24 трлн. долл. Челов е ческий капитал оценивается в 30 трлн. долл., а воспроизводимый 6 трлн. долл. Располагая такими ресурсами, можно быть оптимистом, но, естественно, что опт и мизм может базироваться на жизнесп о собной модели экономического развития.

Весьма актуальными являются вопросы о том, на чем должна базировать новая модель экономического роста и какие о т расли являются конкурентоспособными. Уже в 15-17 вв. меркантилисты понимали, что выгоднее продавать готовые изделия, чем сырье. В двадцать первом веке это еще более актуально, поэтому на смену прод а же нефти и газа должен прийти экспорт продукции нефтехимической промышле н ности. В России есть все условия для ра з вития этой отрасли: природные ископа е мые, дешевая энергия, трудовой потенц и ал. Новейшие технологии делают эту о т расль все более и более перспективной.

Россия располагает 20% мировых зап а сов древесины. И это еще одно ресурсное преимущество, которое мы можем испол ь зовать. При наличии такого количества лесов, большого количества рек есть все условия для развития глубокой лесопер е работки, продукция которой весьма во с требована на мировом рынке. Пока Россия отстает в развитии этой отрасли от таких стран как Финляндия, Швеция, США, К а нада.

Россия занимает 1/8 часть суши, из имеющихся земель 13% занимают сел ь скохозяйственные угодья и этого вполне достаточно, чтобы решить продовольс т венную проблему для России и развивать экспорт сельскохозяйственной продукции. Для развития сельского хозяйства у нас условия не идеальные, так как большая часть земель находится в зонах рискова н ного земледелия, но все же это возможно.

Ежегодный рост объемов производства в сельском хозяйстве составляет после д ние годы 3-4%. К 2016 году рентабел ь ность сельского хозяйства с учетом го с поддержки выросла до 22%. Доля пр и быльных сельскохозяйственных предпр и ятий увеличилась с 12% в 2000 г до 85% в 2016 г. Уровень самообеспечения прев ы шен по основным сельскохозяйственным продуктам. Например, по зерну он соста в ляет 99,2 %, по картофелю – 97,1%, по с а хару 93,9%, по растительному маслу – 82,5% , удельный вес мяса и мясопроду к тов – 89% (пороговое значение доктрины продовольственной безопасности 85%).

Нужно понимать, что для достижения таких результатов сельскому хозяйству была оказана мощная государственная поддержка. За десять лет она превысила 3,5 трлн. рублей.

Не следует представлять сельское х о зяйство «черной дырой», которая только поглощает ресурсы. При правильно в ы бранной политике и поддержке со стороны государства можно создать современный аграрный сектор, который не только решит продовольственную проблему для России, но позволит ей стать крупнейшим экспо р тером продовольствия. Здесь тоже дости г нуты впечатляющие результаты. За п о следние пятнадцать лет доля России на мировом рынке пшеницы выросла в 14 раз (16% – доля на рынке). Эксперты считают, что в течение ближайших 15-20 лет ро с сийские экспорты сельскохозяйственной продукции могут увеличить размер в ы ручки до 150 млрд. долл. ежегодно – су м ма, сопоставимая с доходами от продажи нефти.

В ближайшие десятилетия продовол ь ственная проблема станет одной из ва ж нейших в мировой экономике , наряду с экологической, демографической, энерг е тической, сырьевой. Сейчас общемировой тенденцией является опережения спроса на продовольствие над предложением. Производителям все труднее удовлетв о рять растущие потребности при постоя н ном росте населения, снижении запасов пресной воды, климатических катакли з мах. В таких условиях экспорт продовол ь ствия станет очень перспективным. Россия может начать играть ведущую роль в р е шении глобальной продовольственной проблемы. Для этого нужно привлечь и н вестиции в эту сферу, в том числе и ин о странные, использовать новейшие техн о логии. Эти меры создадут мультипликац и онный эффект для развития других отра с лей российской экономики (сельскохозя й ственное машиностроение, производство удобрений, пищевая промышленность).

Более углубленный анализ позволит выявить и другие перспективные отрасли российской экономики, которые смогут обеспечить устойчивый экономический рост и устойчивое положение страны в мировой экономике.

Есть еще две серьезные проблемы, к о торые могут серьезно повлиять на пе р спективы роста. Это демографическая проблема и коррупция.

Депопуляция населения, которая пр о должалась длительное время, приостано в лена, но угроза ее возобновления сохран я ется, так как в ближайшие годы рожда е мость будет уменьшаться из-за сокращ е ния численности женщин в фертильном возрасте (это поколение 90-х гг. ХХ века).

Для преодоления негативных тенденций потребуется более действенная демогр а фическая политика, направленная на п о вышение рождаемости, и серьезные меры по сокращению смертности.

Еще одним важнейшим параметром российской модели развитие должны стать инвестиции в человеческий капитал . К сожалению, финансирование науки и о б разования в последние годы сокращалось. Трудно рассчитывать на успех модерниз а ции при таком подходе.

Представляют интерес взгляды Ноб е левского лауреата по экономике (1998 г.) А. Сена, родившегося в Индии. Премия была присуждена за выдающийся вклад в экономику благосостояния и восстановл е ние этического подхода к жизненно ва ж ным экономическим проблемам. Сен А. критикует широко распространенное з а блуждение о том, что развитие человека, инвестиции в человеческий капитал (с о вершенствование системы образования, здравоохранения, условий жизни) могут позволить себе лишь высокоразвитые страны. В качестве примера он приводит Японию в то время , когда она была еще про мышленно отсталой, но развивала ч е ловеческие ресурсы. Аналогичным обр а зом развивались позднее Южная Корея и Тайвань. Здесь имели место значительные национальные капиталовложения в чел о века на стадии, предшествующей экон о мическому процветанию.

Сен А. полагает, что неправильным я в ляется первостепенное движение к созд а нию значительного экономического п о тенциала, а только после этого инвестиции в человеческий капитал. Последовател ь ность должна быть прямо противополо ж ной: государство должно обеспечить пр и оритетное развитие образованию и здрав о охранению. Это правило распространяется и на страны, не имеющие высоких темпов роста. Настоящая подготовка к последу ю щему экономическому прорыву начинае т ся именно с этого. Представляется, что для современной России эти выводы тоже весьма важны.

Исследование А. Сена затрагивает та к же весьма важный вопрос: как экономич е ский рост и модернизация взаимосвязаны с повышением качества жизни. Он провел сравнительный анализ двух гру пп стр ан. Первая группа – это государства, которые большое внимание уделяют развитию о б разования и здравоохранения – Южная Корея и Тайвань. Вторая группа – страны со значительным социальным неравенс т вом, высокой безработицей, неразвитой социальной инфраструктурой (как пример – Бразилия). Естественно, что более знач и тельных успехов в повышении качества жизни добивается первая группа стран. Не хотелось бы считать, что Россия тоже в ы брала «бразильскую модель»: ухудшается качество образования и здравоохранения, углубляется социальное неравенство, ус у губляются экологические проблемы. По мнению А. Сена, если экономический рост не гарантирует повышения качества жи з ни, то основы такого роста весьма шатки. Устойчивый и быстрый экономический рост создается, по мысли А. Сена, здор о вым и грамотным населением .

Выбор модели экономки развития для России достаточен сложен и с точки зр е ния выявленных противоречий сущес т вующих теоретических основ, и с точки зрения возможностей использования оп ы та уже существующих моделей различных стран. Развитие экономики России дол ж но, учитывая все существующие совр е менные успехи и проблемы теории и пра к тики, опираться на выработку самосто я тельной парадигмы развития.

1. Хейнберг Р . Конец роста. – М.: Книжный Клуб Книговек , 2013. – 384 с .

2. Нуреев Р.М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики. – М.: Норма, 2017. – 637 с .

3. Нуреев Р.М. Россия: особенности институционального раз вития. – М.: Норма, 2009. – 448 с .

4. Расков Н.В. Экономика России. Проблемы роста и разви тия. – М.: Инфра-М, 2016. – 186 с.

RUSSIAN DEVELOPMENT ECONOMY MODELS

I.S. Potapova , candidate of economic sciences, associate professor

Moscow international u niversity

Abstract. The article examines key elements of development economy models, analyses cu r rent economical facilities and competitive position of Russia, determines top development strat e gies.

Keywords: development economics, modernization, economic growth, sectoral com position of economy, human capital investment.

Источник

Читайте также:  Англосаксы какие страны входят
Оцените статью