научная статья по теме ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗРЕЗЕ Экономика и экономические науки
Цена:
Авторы работы:
Научный журнал:
Год выхода:
Текст научной статьи на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗРЕЗЕ»
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, 2008, № 6, с. 19-29
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗРЕЗЕ* © 2008 г. А. Эльянов
Несмотря на множество различий в уровнях, структурах, динамике и потенциалах развития отдельных стран Третьего мира процесс их экономической модернизации имеет довольно четко выраженную региональную специфику. Это обусловлено известной общностью исторических судеб, а также сходством в географическом положении и, как ни странно на первый взгляд, наделенно-стью природными ресурсами. Региональный срез, как представляется, позволяет лучше высветить проблемы и достижения развивающихся экономик, нередко называемых еще и периферийными.
В качестве основных структурных единиц предлагаемого анализа используются максимально укрупненные регионы развивающегося мира. Наряду с Африкой и Латинской Америкой в их число включены страны Ближнего Востока, объединяемые во многих документах ООН понятием Западная Азия, а также Южная и Восточная Азия, которая, в свою очередь, нередко делится на собственно Восточную и Юго-Восточную Азию.
Чтобы по возможности избежать искажений, обусловленных перепадами экономической и (или) политической конъюнктуры, сдвиги в экономическом положении этих регионов (и региональной структуре экономического роста) рассматриваются в максимально возможной ретроспективе1. В частности, подборки по ВВП, представляющему общий итог и стартовую площадку будущего развития, охватывают без малого шесть десятилетий (1950-2006 гг.). То есть, по сути дела, весь постколониальный период, когда бывшие колонии и полуколонии обрели возможность самостоятельного творчества в решении проблем развития.
Концентрация внимания на региональной составляющей экономической модернизации развивающегося мира не исключает экскурсов в его историю на страновом и субрегиональном уровнях, призванных оттенить основные идеи и подходы к
ЭЛЬЯНОВ Анатолий Яковлевич, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник ИЭМО РАН. *Настоящая статья подготовлена в рамках гранта РГНФ
по теме «Экономика и экономические науки»
Источник
Теоретические концепции модернизации развивающихся стран
Развитые капиталистические государства («первый мир»), с одной стороны, и страны третьего мира — с другой, существуют одновременно, но существенно различаются между собой. Теории модернизации утверждают, что развитые и развивающиеся страны соотносятся между собой как две стадии развития.
Экономический прогресс развивающихся стран в глобальном мире также объясняет гипотеза сходящихся клубов: уровни жизни бедных стран подтягиваются к уровням жизни богатых стран благодаря трансферту технологий, миграции специалистов и инвестициям.
Необходимо отметить, что экономическое развитие общества представляет собой многосторонний социально-экономический процесс, главными элементами которого являются экономический рост, структурные сдвиги в экономике, институциональные изменения, повышение уровня и качества жизни населения. Причем экономический рост является ключевым фактором экономического развития общества, представляет собой долгосрочную тенденцию увеличения фактического и потенциального объема выпуска продукции в рамках национальной экономики.
«Эффект опережающего роста» состоит в том, что при прочих равных условиях бедная страна может обеспечить более высокие темпы прироста ВВП и с течением времени догнать богатую страну по уровню экономического развития.
В качестве экстенсивных факторов экономического роста традиционно выделяют: увеличение трудовых ресурсов, прирост масштабов физического капитала, вовлечение в экономический оборот новых природных ресурсов.
В качестве интенсивных факторов экономического роста называют: технический прогресс, повышение уровня образования и квалификации рабочей силы, повышение качества используемого сырья и материалов, специализацию и кооперацию в рамках общественного производства, совершенствование системы управления и организации общественного производства.
Институциональные факторы экономического роста: государственная политика стимулирования экономического роста, развитость институтов частной собственности и гарантий их функционирования, развитость финансовых рынков, свобода миграции ресурсов, стабильность политической системы.
Важно не только обеспечить экономический рост, но и достичь сбалансированного, устойчивого развития. Сбалансированное экономическое развитие — это движение в направлении сбалансированного состояния экономики, когда все ее сектора развиваются одновременно и в определенных межсекторных пропорциях. Устойчивое экономическое развитие представляет собой такое изменение, когда общество максимизирует чистые выгоды экономического развития при условии сохранения природных ресурсов. Чистые выгоды экономического роста — это разница между положительными и отрицательными последствиями экономического роста, выраженными, как правило, в стоимостной форме.
В оценке последствий экономического роста отсутствует единство взглядов. Выдвигают следующие аргументы против увеличения темпов экономического роста: проблема загрязнения окружающей среды: урбанизация, промышленный шум, выбросы, отходы, глобальное потепление, истощение озонового слоя; проблема уровня и качества жизни: ухудшение общих условий существования человечества снижает качество жизни, рост не решает проблемы нищеты, бедности, проблема нищеты — это проблема распределения, а не производства, НТР часто сопровождают потогонная система труда, отчуждение личности от принятия решений, снижение творческого начала в человеческой жизни; психологические и нравственные проблемы: большее потребление несет с собой меньшее удовлетворение, отнимает жизненное время от реализации и достижения истинного смысла жизни, нестабильность роста и постоянная смена технологий вызывают постоянное беспокойство и неуверенность в завтрашнем дне, сильные стрессы, ущерб нравственному и физическому здоровью.
Основными теоретическими концепциями, обеспечивающими стратегии «догоняющего развития», являются неокейнсианские, неоклассические и институциональные теории. В частности, в неокейн- сианских моделях экономического роста делается акцент на факторы совокупного спроса, стимулирование совокупных расходов; основным источником, толчком развития считаются инвестиции; большое внимание уделяется связи между темпами прироста совокупного дохода, нормой накопления и эффективностью инвестиций; в качестве стимулирующей экономической политики отдается предпочтение политике дешевых денег.
Неокейнсианские модели экономического развития получили свое практическое воплощение в Израиле; неоклассические модели — в ряде стран Азии и Латинской Америки; неолиберальные модели — в Чили. Была также предпринята попытка реализовать кейнсианскую теорию «большого толчка» в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки.
К неокейнсианским моделям становления рыночной экономики также относят концепцию «порочного круга».
Теория «порочного круга» в кейнсианской интерпретации связана с низким уровнем дохода (рис. 3.1)[30].
Низкий уровень дохода приводит к низкому уровню потребления и сбережений, которые сопровождаются неэффективным спросом, определяющим узость внутреннего рынка и низкие темпы роста ин-
Рис. 3.1. «Порочный круг нищеты»: кейнсианская интерпретация
Рис. 3.2. Взаимосвязь политической и экономической нестабильности
вестиций. Результат — низкая эффективность и рентабельность производства, слабые стимулы к его расширению.
«Порочный круг» нищеты может быть дополнен «порочным кругом» политической и экономической нестабильности (рис. 3.2)1.
Их сочетание представляет угрозу нарушений прав собственности, национализации частных предприятий, может вызвать обострение социальных проблем, серьезные политические потрясения и другие негативные последствия.
Логическим продолжением теории «порочного круга» нищеты стала концепция перехода к самоподдерживающемуся росту, создание концепции «большого толчка».
Согласно моделям Р. Харрода и Е. Домара, предполагалось, что для сохранения равновесия необходимы одинаковые темпы роста инвестиций и национального дохода, причем доходы должны расти ускоренными темпами. В этих моделях, во-первых, были предусмотрены крупные вливания капитала, способствующие самоподдер- живающемуся росту, во-вторых, в качестве источника инвестиций выступали принудительные сбережения, являющиеся результатом денежно-кредитной и налоговой политики, в-третьих, неэффективность фискальной системы компенсировалась импортом капитала.
В качестве «минимального критического усилия» выступал уровень инвестиций не менее 12-15% национального дохода. Это должно было повысить темп роста среднедушевого дохода, а также увеличить число предпринимателей, обеспечивающих рост дохода на душу населения.
Необходимо отметить, что реализация данных условий возможна только при активном государственном вмешательстве, а также внешних заимствованиях, что обеспечило бы начало процессов накопления важных для развития экономики. Большинство развивающихся стран не смогли обеспечить главного условия, приводящего в действие механизм экономического роста, достигнуть инвестиционного насыщения своей экономики. А без этого инвестиции не смогли регулировать совокупный спрос и стимулировать потребление. Препятствиями выступили также низкий уровень развития производительных сил, высокие темпы прироста населения и его низкий уровень жизни.
Неоклассические экономические теории делают акцент на факторах предложения, рекомендуют методы фискальной стимулирующей экономической политики. По мнению неоклассиков, главным условием экономического развития являются внутренние ресурсы. Поэтому в своих исследованиях они уделили основное внимание равновесию между накоплением капитала и ростом населения. В частности, в модели Солоу рост производительности труда определяется ростом капиталовооруженности труда (рис.
Рис. 3.3. Факторы экономического роста в модели Р. Солоу
Неоклассики объясняют экономический рост через предельную производительность, когда каждый фактор занимает свою долю в общем увеличении объемов производства. Они опираются на резерв рабочей силы как основу экономического роста. Поэтому данная теория наиболее применима к странам с высокой плотностью населения и дефицитом капитала, когда стоит задача перераспределить трудовые ресурсы из трудоизбыточных аграрных сфер в промышленность.
В этих условиях при интенсивном техническом прогрессе, опережающем рост численности населения, экономика будет наращивать и реализовывать свой потенциал роста. Наиболее отчетливо общая модель развития проявляется в динамично растущих странах.
Неоклассическая теория считает, что между поступлением иностранного капитала и скоростью экономических реформ в развивающихся странах имеется тесная взаимозависимость. Приток иностранного капитала играет двойственную роль в росте экономики. С одной стороны, он дополняет денежные сбережения внутри страны, непосредственно влияет как на общий уровень инвестиций, так и на национальную экономику в целом. Он способствует становлению и развитию экспортного сектора, который служит основным источником поступления валюты, необходимой для финансирования производства и импорта продукта, нужно стране в процессе ее экономического развития. С другой стороны, в случае ослабления международной покупательной способности экспортное производство без компенсации иностранного капитала может сталкиваться с большими трудностями. При быстром увеличении экспорта необходимы дополнительные ресурсы, приобретать которые можно только с помощью импорта, что вызывает эффект привыкания к иностранному капиталу, зависимость и как следствие отсталость.
Поэтому в рамках данной теории развития большое внимание уделяется внутренним источникам финансирования (см. подробнее рис. 3.4). К внутренним средствам в основном относят: целевую направленность расходов госбюджета; собственную базу накоплений и сбережений, которая обеспечивает внутринациональные возможности финансировать экономический рост; национальную кредитную систему и ее направленность на финансирование расширенного воспроизводства.
Таким образом, в условиях рыночного хозяйства одним из главных источников финансирования экономического развития развивающихся стран выступает база национальных накоплений и сбережений. Они являются основным источником инвестиций в расширенное воспроизводство, и они же формируют источники национального кредита, капиталовложений в экономическое развитие страны.
Однако вся экономическая история развивающихся стран демонстрирует нереальность такой ситуации: до начала экономических реформ в развивающихся государствах (1986 г.) в группе стран, имеющих среднегодовой доход на душу населения ниже $425 (кроме Индии), норма валовых внутренних сбережений сократилась с 12 до 7%; в ряде наиболее бедных стран, то есть стран с ежегодным душевым доходом ниже $100, этот показатель снизился с 12 до 2%. В странах же с уровнем доходов выше $425 этот показатель хотя и возрос, но несущественно (исключение составляет лишь Южная Корея)[31]. Проводимые в развивающихся странах экономические реформы мало что изменили в этой области: база внутренних накоплений и сбережений продолжает оставаться узкой.
Рис. 3.4. Источники финансирования экономического роста2
В частности, в 1980-х гг. в национальных хозяйствах стран — международных заемщиков произошла активизация факторов, оказывающих негативное влияние на экономический рост. Как показывает практика хозяйственного развития, таких факторов пять: инфляция, дефицит государственного бюджета, государственный долг, государственные расходы, степень открытости (закрытости) экономики. Все эти показатели в развивающихся странах оказались в состоянии, далеком от принятых в мировой практике норм. Позже мы остановимся на этом вопросе подробнее.
Институциональные концепции модернизации в отличие от нео- кейнсианских и неоклассических основаны на качественно новой теоретической основе. Они предполагают дополнительное вовлечение для обеспечения экономического роста социокультурных и институциональных факторов. Институциональные проблемы проявляются прежде всего в неэффективной системе государственного регулирования экономики, отсутствии продуманного правового, законодательного обеспечения экономической деятельности, в создании институтов, обеспечивающих инновации в торговле, технологиях, создании разнообразных организационных форм. Например, в Бразилии замещение импорта внутренним производством позволило создать конкурентоспособные отрасли промышленности, а в Аргентине нет. Стратегия поэтапной модернизации может подойти Индии, но не Чили. 97% кредитных ресурсов, распределенных в 1990-х гг. мексиканским банком NAFIN через кредитные союзы, позже попали в категорию просроченных и безнадежных займов, а у бразильского банка BNDES, использующего такой же механизм, доля некачественной задолженности оказалась небольшой. С точки зрения рассматриваемой концепции именно институциональные условия обеспечивают успешность реализации проектов модернизации.
Наибольшее распространение в рамках данного направления получили концепция «азиатской драмы», разработанная Г. Мюрдалем[32], проблемы инвестиций в «человеческий капитал», а также концепция
Э. де Сото, где главным объектом исследования становится эволюция внелегальных форм деятельности и их роль в становлении рыночной экономики.
Исследованию проблем слаборазвитых стран Азии (Индия, Пакистан, Индонезия, Таиланд, Филиппины) посвящена книга Г. Мюрда- ля «Азиатская драма: Исследование бедности народов» (1968), в которой он анализирует причины отсталости данного региона, низкий жизненный уровень населения, отсутствие тенденций экономиче
ского роста. Г. Мюрдаль, предлагая «солидаристскую» социальную модель для стран Азии, считает, что для развития и подъема экономики развивающихся стран необходимо ослабление неравенства (в противовес концепции С. Кузнеца, отстаивающего прямо противоположный подход), так как «с ростом доходов должны повыситься работоспособность и эффективность труда»[33]. Развитие Г. Мюрдаль понимает как повышение степени удовлетворения основных потребностей всех членов общества. Экономический рост, который не сопровождается улучшением положения большинства населения, не рассматривается им как развитие, так как не захватывает большую часть населения и осуществляется за счет нее. Главные причины сла- боразвитости Г. Мюрдаль видит не в недостатке сбережений и иностранных инвестиций, а в недоиспользовании трудовых ресурсов, в социально-экономическом неравенстве и в архаичных, устарелых институтах, представлениях, традициях, которые охватывают все области жизни. Все это снижает результативность модернизации, ведет к дальнейшему увеличению разрыва в уровне развития развитых и развивающихся стран.
Следовательно, для обеспечения экономического роста необходимо наряду с технико-экономической модернизацией менять коренные основы традиционного общества. Актуальны кардинальные аграрные реформы, в области контроля над ростом населения, на рынке труда, здравоохранения и образования, которые, по мнению Г. Мюр- даля, могут обусловить быстрое экономическое развитие стран ЮгоВосточной Азии и решение острых социальных проблем региона.
Под влиянием концепции Г. Мюрдаля и других институционалистов был разработан индекс развития человека ООН (Human Development Index). Он включает три показателя: ожидаемая продолжительность жизни, интегральный показатель уровня образования, уровень жизни, измеряемый реальным ВВП на душу населения.
Таким образом, модернизация должна была покончить с отставанием, слаборазвитостью и зависимостью. Но, как выяснилось уже в следующее десятилетие, этого не произошло. Политической независимости, достигнутой большинством стран третьего мира в 19501960-х гг., оказалось недостаточно для избавления от экономической зависимости, а стремления догнать развитые капиталистические страны путем модернизации, как правило, были неудачны. Попыткой объяснения этой ситуации стали концепции «зависимого развития», оказавшиеся оборотной стороной теорий модернизации. Их авторы — латиноамериканские экономисты Р. Пребиш, Ф. Кардозо, Т. Дос Сантос и др. Ими было введено понятие «зависимого», или «периферийного», капитализма, принципиально отличного от капитализма центра, неспособного к самостоятельному развитию.
В целом концепции модернизации и зависимого развития отражают, каждая со своей стороны, противоречивое положение слаборазвитых стран, входящих в капиталистическую систему. Они вынуждены переходить от докапиталистических форм к капитализму (модернизироваться), но сам этот капитализм приобретает в них черты, не свойственные капитализму развитых стран (зависимое развитие). Ни задержаться на докапиталистической стадии, ни догнать Запад они пока не могут.
Источник