Экономическая система стран снг

Экономическая система стран снг

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие экономического развития

Основной целью существования экономической науки является поиск методов обеспечения стабильного роста и развития экономических систем в условиях ограниченности ресурсов. Эти системы могут быть образованы отдельными субъектами хозяйствования или их группами. Еще одной особенностью современных экономических структур можно назвать рыночную модель отношений, которая предполагает свободу экономических субъектов, обособленность их действий, а также стремление к индивидуальной выгоде.

Экономическое развитие представляет собой качественные изменения в структуре народного хозяйства, которые оказывают воздействие на все сферы жизни общества – социальную, культурную, производственную, научную и другие.

Готовые работы на аналогичную тему

Экономические развитие и рост часто рассматривают в качестве схожих понятий. Однако, рост предполагает количественное изменение результатов хозяйственной деятельности субъекта или системы. А развитие создает новые свойства устоявшихся отношений и систем. Можно сказать, что развитие становится фундаментом экономического роста. В свою очередь рост создает благоприятные условия для совершения качественного скачка в развитии экономики.

В соответствии с уровнем экономического развития все страны делят на три группы. Основным источником информации является внутренний валовый продукт на душу населения, хотя понятие экономического развития намного шире и включает в себя большое количество элементов. Все страны делят на:

  1. Развивающиеся. Они базируются на развитой промышленности с элементами инноваций и постепенным развитием наукоемких отраслей.
  2. Слаборазвитые. Строятся на сельском хозяйстве, уровень жизни населения, а также уровень индустриализации достаточно низкие.
  3. Развитые. Являются передовыми по совокупным экономическим показателям и уровню жизни населения. Совершают переход к постиндустриальному обществу.
Читайте также:  Страны 19 века мертвых

Развитые страны составляют количественное меньшинство, хотя формируют более половины общемирового дохода. Их экономическая сила позволяет им вмешиваться в геополитические события в мире.

Сущность Содружества Независимых Государств

СНГ или Содружество Независимых Государств По данной теме мы уже выполнили реферат Содружество независимых государств подробнее представляет собой добровольное объединение стран-участниц Советского Союза. В него входят не все бывшие Республики. В основе сотрудничества лежит международный договор.

В 1991 году между странами РСФСР было утверждено соглашение о формировании СНГ. К этому времени СССР перестал существовать как геополитическая и юридическая единица. Путем заключения договора страны стремились экономические, политические, культурные, научные, военные и другие отношения. Соглашение изначально было утверждено Украиной, Белоруссией По данной теме мы уже выполнили реферат Белоруссия подробнее и Россией. Чуть позже к нему присоединились Узбекистан, Киргизия, Казахстан, Туркмения и Таджикистан. Грузия, Литва, Латвия и Эстония от участия в союзе отказались.

Основным принципом соглашения было равноправие всех его участников. Так же утверждались следующие положения:

  1. Совместное командование вооруженными силами.
  2. Единство поведения относительно ядерного вооружения.
  3. Образование эффективного экономического пространства.

К 2011 году данный Союз перерос в зону свободной торговли для восьми стран-участниц. Он базируется на едином документе, объединившем все более ста документов, существовавших до этого.

Для того, чтобы страна могла стать участницей СНГ она должна разделять основные принципы и положения, прописанные в официальном уставном документе. Так же в Союз разрешается принимать ассоциированных участников, которые действуют только в отдельных сферах договорных отношений. Существуют и наблюдатели, которые могут присутствовать на заседаниях органов Содружества.

На текущий момент Украина, в связи с геополитическими событиями, отказалась от участия в СНГ. При этом сохраняет статус страны-учредителя данного межгосударственного образования.

Экономическое развитие СНГ

В основе Союза лежит суверенное равенство всех его участников, с сохранением их независимого статуса в международной деятельности. Само содружество не имеет национальных полномочий, единой валюты и не представляет из себя государство.

Главная цель СНГ – обеспечение сотрудничества в экономической, политической, экологической, производственной и других областях общественной жизни стран-участниц. Сюда же относят создание единого экономического пространство и совместные усилия над его экономическим развитием. Страны оказывают взаимную правовую помощь, поддерживают свободы личности, стремятся к мирному урегулированию возникающих споров.

Задачами СНГ на современном этапе являются:

  • взаимодействие в экономической сфере;
  • формирование единой таможенной политики;
  • совместное развитие транспортной сети и связи;
  • обеспечение должного уровня экологической безопасности;
  • борьба с криминалом;
  • сотрудничество в сфере оборонного комплекса и обеспечения защиты территориальных границ и интересов.

Главным прорывом в экономическом развитии СНГ стало формирование единого экономического пространства. Для облегчения хозяйственного взаимодействия так же был сформирован Таможенный Союз и Евразийское экономическое сообщество По данной теме мы уже выполнили реферат ЕАЭС: Евразийский экономический союз подробнее . Определяющим звеном СНГ на текущий момент является Россия. Она способствует интеграции СНГ в международную экономическую систему, а также обеспечивает инвестиционными средства экономики других стран-участниц.

Тенденции в экономическом развитии СНГ сохраняются в неравномерности роста всех стран-участниц, при условии взаимозависимости и дополняемости. В части развития сельского хозяйства объединение стран показало, что индивидуальное создание продукции данной сферы является более затратным. Объем выпуска сельскохозяйственной продукции падает.

Снижается интенсивность сотрудничества в сфере энергоносителей. Большинство стран-участниц не выполняет долговые обязательства по оплате поставок сырья, поэтому тарифы на газ и нефть со стороны России для них пересматриваются. Так же экспорт энергоносителей переориентируется на страны Европы, Азии и Ближнего Востока.

Источник

Экономическое развитие стран СНГ

Экономическое развитие стран СНГ с 1991 по 2021 год имело несколько стадий: от момента становления и формирования до трансформации и кризисных явлений. За столь длительный период существования страны Содружества Независимых Государств прошли путь унификации и интеграции национальных экономик.

Уровень развития государств СНГ неодинаков.

В результате этого были созданы Таможенный союз (ТС), Евразийское экономическое сообщество, Единое экономическое пространство. Благодаря этому экономика стран СНГ стала меняться, были упрощены таможенные правила ввоза и вывоза товаров, усилилось экономическое сотрудничество стран СНГ.

Уровень развития государств неодинаков. Рейтинг стран организации возглавляет РФ, за ней следует Казахстан, на третьей позиции находится Беларусь.

По количеству денежных потоков и развитости производства к лидерам постоянно приближается Азербайджан, в котором находится множество заводов, предприятий промышленности добывающего характера — газовой и нефтяной.

Россия является важным звеном в становлении и развитии внешнеэкономических связей, интеграции СНГ в мировое сообщество. Государства во многом зависимы от экономической ситуации в РФ, от рыночных взаимоотношений в Содружестве, от денег российских инвесторов.

Главные тенденции экономического развития

  1. Реформирование экономики. Проходит в разных странах неодинаково и отличается неоднородностью.
  2. Взаимозависимость и дополняемость.
  3. Мероприятия, направленные на создание общего комплекса сельского хозяйства и народного хозяйства. Экономические показатели стран в этом направлении говорят о том, что без объединения выпускать сельскохозяйственную продукцию невыгодно. В частности, в России упал объем производства с/х продукции и сейчас составляет 67 %. В других государствах показатели еще ниже: в Казахстане — 48 %, в Беларуси — 16 %, в Азербайджане — 15 %.
  4. Наблюдается переориентация сырьевого и топливного экспорта на рынки других стран мира, в том числе Европы, Азии, Ближнего Востока, Кавказа. Отказ от дальнейшего активного взаимодействия в данной сфере вызван тем, что многие государства имеют большие долги перед РФ. В частности, некоторые страны не рассчитались за газ, поэтому для них стоимость газа в течение последних лет постоянно пересматривается.
  5. Производители, работающие на рынках Таможенного союза, сокращают промышленность, поскольку продукция в больших объемах не востребована.
  6. Национальные экономики большинства стран СНГ отличаются однотипностью, поэтому создаются одинаковые условия для того, чтобы продвигать товары и предлагать услуги в системе внешней торговли.

Динамика ВВП стран СНГ с 2005 по 2015 год

В связи с этим перед СНГ стоят следующие проблемы дальнейшего экономического развития:

  • Входить в мировое пространство вместе или поодиночке.
  • Нормализовать рост ВВП.
  • Наполнить бюджеты стран Таможенного союза, прекратив инфляцию и ликвидировав кризисные явления.
  • Возродить промышленность.
  • Активизировать импорт и внешнеэкономические связи.

Страны Содружества уже начали постепенную интеграцию в качестве сырьевого придатка в экономику Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии, Африки. Поэтому сейчас государства СНГ работают над тем, чтобы усилить сотрудничество и сделать более продуктивными экономические отношения.

Самые высокие темпы интеграции, роста ВВП, наращивания объема промышленного производства демонстрируют Россия, Казахстан, Армения, Беларусь, Азербайджан. Приближается к этому списку стран Узбекистан. Остальные государства отличаются низкими показателями экономического развития, постоянными кризисами в промышленности и производстве.

Экспортируемые товары из СНГ на мировой рынок

Товары Страны
Нефть Россия, Казахстан
Природный газ Россия, Азербайджан, Туркменистан, Казахстан, Узбекистан
Уголь Россия, Казахстан
Лес Россия, Беларусь
Цветные и редкие металлы Россия, Беларусь
Полезные ископаемые Казахстан, Россия, Беларусь
Строительные материалы Казахстан, Россия

Объем ВВП в странах СНГ 2018-2019 год

Отдельными статьями экспорта являются энергоресурсы и дешевая рабочая сила, которые признаны фундаментальными основами для развития и подъема экономики. Несмотря на потенциал, страны СНГ практически не используют указанные статьи экспорта.

Самым ярким примером нерациональности признан низкий уровень ВВП многих государств Содружества. Из-за того, что в структуре экспорта преобладают нефть, нефтепродукты, газ, химия, металлургия, экономика СНГ не демонстрирует стабильность. Связано это с тем, что цены на сырье постоянно колеблются.

ВВП стран СНГ на конец девяностых годов

Страна ВВП на душу населения в долл. США Доля экономики в Содружестве
Российская Федерация От 6000 до 7000 60 %
Беларусь 5000
Другие государства СНГ От 2000 до 3000 Около 6 %

Россия, Беларусь, Казахстан и Узбекистан производят около 94 % всей продукции, поставляемой на рынок СНГ.

Внешнеэкономическое развитие и торговля

В 1991 году в странах Содружества были проведены реформы, которые вызвали структурные изменения внешнего и внутреннего рынка. ВВП стран СНГ постоянно снижался. В России, стране № 1 в СНГ, проявилась импортная зависимость внутреннего рынка, государственный долг стал расти, возникла опасность того, что российский капитал будет бесконтрольно «убегать» за рубеж.

Статистика внешней торговли стран СНГ

Все эти процессы отрицательно сказались на торговле, внутренней и внешней, снизив взаимосвязь между членами организации. Об этом может свидетельствовать то, что в конце девяностых годов объем торговли РФ с другими странами СНГ упал до 19 млрд долл. США. После создания Таможенного союза и ЕАЭС ситуация стала меняться в лучшую сторону:

  • Активизировались импортно-экспортные торговые операции между Казахстаном, Россией и Беларусью.
  • Импортируемые товары стали более качественными и востребованными на внутреннем и внешнем рынке. Основными товарами, которые импортируются, являются нефтепродукты, сахар, целлюлоза, сливочное масло, автомобили.
  • Россия стремится покупать продукцию и услуги у государств СНГ, а не на мировом рынке.

При этом внешняя торговля по объемам превышает торговые операции со странами Содружества. Основным партнером для государств Средней Азии, Молдовы и Беларуси остается Россия, от которой они получают энергоресурсы, сырье, техническую продукцию.

Доля товаров, которые поставляет Российская Федерация в страны СНГ, разная. Средний диапазон — от 54 до 88 %.

При этом в странах дальнего зарубежья наблюдается также высокий процент участия во внешнеэкономических и внешнеторговых операциях. Часть экспорта составляет 78 %, а импорта — 57 %.

Рынок стран Содружества демонстрирует небольшой прирост, что позволяет постепенно интегрироваться в европейские, азиатские и американские рынки. Объем экспорта в конце девяностых — 2000 годы из стран Содружества в различные государства мира варьируется в пределах 80 миллиардов долларов США. Это не соответствует потенциалу экономики этих стран.

Для внешней торговли характерны такие проявления на современном этапе:

  • Упало количество экспортируемых готовых услуг и товаров.
  • Сократился объем в экспорте комплектующих изделий.
  • Вырос уровень вывоза в третьи страны сырья необработанного характера.

Основные статьи экспорта в двухтысячные годы

Товар Страна Доля в процентах
Сырая нефть и природный газ Российская Федерация Больше 40 %
Сырая нефть Беларусь 30 %
Нефть и нефтепродукты Азербайджан 80 %
Каменный уголь, сырая нефть и ее продукты, сплавы из меди, железа, никель, алюминий Казахстан Больше 52 %
Хлопковое волокно Страны Центральной и Средней Азии 50 %

Уровень безработицы в странах СНГ

Из-за того, что снизилось количество продукции собственного производства, на рынках СНГ стала появляться продукция из-за рубежа. Доля импортных товаров варьируется от 60 до 80 %. Особенно это касается одежды и обуви.

Внутренний рынок очень сильно зависит от ввоза продовольствия и потребительских товаров, что угрожает системе экономической безопасности стран СНГ. Но именно иностранные товары, продукция и услуги смогли стабилизировать рынок.

Одновременно с этим растет зависимость от государств, которые находятся в странах дальнего зарубежья. Главным образом это проявляется в производстве высокотехнологичного характера и во ввозе потребительских товаров, которые постепенно вытесняют продукцию стран СНГ.

Итак, импортно-экспортная структура государств — членов СНГ демонстрирует значительные изменения на их внешнем и внутреннем рынке. Например, в дальнее зарубежье постоянно вывозят так называемые невозобновляемые ресурсы, на рынки же соседних государств поступают в основном потребительские товары.

В СНГ отсутствуют инструменты и механизмы контроля рынка, переориентации его с внешнеэкономических направлений в сектор реального производства. Деятельность большинства стран Содружества за пределами организации постепенно переходит в офшоры. Это вызывает спекуляции и нестабильность на финансовом рынке, а также способствует развитию отраслей, ориентируемых на потребление сырья.

Инвестиции в экономику

В развитие национальных экономик и рынков стран Таможенного союза средства вкладывают единицы инвесторов. До конца девяностых годов внутреннее инвестирование в СНГ и России составляло около 21–30 % валового внутреннего продукта.

Рекомендуем посмотреть видео про экономику стран СНГ:

Ситуация в положительную сторону стала меняться с 1997 года: ВВП, как и инвестиции, стали расти ежегодно. В среднем этот показатель составлял около 1 %.

Чтобы усилить приток инвестиций и сохранить объемы импорта, который постоянно растет, нужно придерживаться следующих правил:

  • Расширять рынок экспорта продукции, полученной по результатам производства из добывающих отраслей экономики.
  • Продолжать и дальше вкладывать в энергетику и топливную промышленность.
  • Увеличивать количество инвестиций в металлургическую и машиностроительную сферу, а также в легкую промышленность.
  • Правительства стран СНГ не должны отказываться от российских инвестиций в экономику и рынок. Такие поступки некоторые страны Содружества рассматривают как вмешательство РФ во внутренние дела и нарушение суверенитета.
  • Нужно рисковать и реализовывать проекты, носящие надгосударственный характер.

Государства, входящие в организацию, стараются не просто сохранить традиционные рынки сбыта продукции, но и освоить новые. Большинство из них являются сырьевыми, и нужно странам СНГ экспериментировать, успешно конкурировать с другими производителями, расширять ассортимент товаров народного потребления.

Все изменения, которые активно проводятся правительствами стран, должны быть постоянными. Для того чтобы структурно изменить экономику на 1 %, необходимы деньги. Ежегодно каждое государство обязано вкладывать финансы в реформы, что составляет 2–3 % от ВВП.

Роль мигрантов в развитии экономики

Страны Содружества сталкиваются с таким явлением, как миграция. Для большинства государств она является внешней, и только для Казахстана — внутренней.

История трудовых миграций в странах СНГ началась еще во времена существования Советского Союза, оказывая значительное влияние на экономическое развитие и формирование рынков сбыта. После распада СССР и создания Содружества каждый из членов разрабатывал собственную миграционную политику, при этом создавались инструменты и механизмы общего регулирования потоков мигрантов.

Они приезжают в основном из следующих стран:

Географическая направленность трудовой миграции постепенно меняется. Традиционные страны — источники дешевой рабочей силы сталкиваются с массовым притоком мигрантов из Китая и Вьетнама.

Миграционный прирост населения в России в 2012-2017 годах

В связи с этим стала меняться и миграционная политика стран Содружества, поскольку рынок рабочей силы является одним из главных элементов национальной экономики.

К причинам привлечения мигрантов в СНГ относятся:

  • Постоянно растущая нехватка представителей рабочих специальностей.
  • Отказ местного населения занимать низкооплачиваемые должности.
  • Нехватка трудовых кадров на промышленных предприятиях и заводах, на строительстве, в аграрном секторе и сельском хозяйстве.
  • Необходимость поддерживать на высоком уровне показатели в нефтедобывающей и нефтегазовой сфере.
  • Экономическая выгода использования дешевой рабочей силы в приграничных регионах.

Большинство трудовых мигрантов работает нелегально, и только незначительная часть приехавших официально трудоустраиваются. Легальная форма занятости невыгодна правительствам государств, поскольку работников нужно обеспечивать социальным страхованием, платить пенсию, медстраховку, отдавать налоговым службам часть дохода.

Рекомендуем посмотреть видео:

Мигранты приезжают главным образом в Россию, где существует огромное количество возможностей найти работу. Кроме того, зарплата по предлагаемым вакансиям будет выше, чем в Азербайджане или Туркмении. А также потоки мигрантов направлены в Казахстан и Беларусь. Часть приезжих остается, а другие едут дальше — в Европу или Америку.

Источник

Оцените статью