- Мир науки
- Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!
- География — рефераты, презентации, шпаргалки, лекции, семинары, конспекты
- Внешнеэкономические связи стран Восточной Европы
- Внешнеэкономические связи стран Восточной Европы.
- Особенности развития экономики стран Восточной Европы
Мир науки
Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!
География — рефераты, презентации, шпаргалки, лекции, семинары, конспекты
Внешнеэкономические связи стран Восточной Европы
Внешнеэкономические связи стран Восточной Европы еще только формируется и не имеют четко выраженной ориентации. Внешняя торговля в основном обслуживает потребности собственно этого региона, поскольку продукция многих стран пока неконкурентоспособными на мировом рынке.
Страны имеют большой внешний долг (525 млрд. долларов США). Крупнейшими должниками являются Россия (215 млрд. долл.)., Польша (101 млрд. долл.)., Венгрия (66 млрд. дол.), Чехия (49 млрд. дол.). Во всех странах региона внешний торговый баланс является отрицательным, только в России и Чехии экспорт преобладал над импортом. В экспорте, который составляет 574,7 млрд. дол., Преобладает продукция машиностроения, химической и легкой промышленности, некоторая продукция цветной металлургии.
— Беларусь — грузовые автомобили, тракторы, химическая продукция, картофель, мясная и молочная продукция;
— Эстония — товары легкой и пищевой промышленности (рыбные консервы);
— Латвия — электропоезда, микроавтобусы, телефонное оборудование, медикаменты, мебель, радиоаппаратура, рыбные продукты;
— Литва — телевизоры, приборы, товары народного потребления;
— Польша — суда, химическая продукция, уголь, духи, медикаменты, сера;
— Россия — энергоносители, машины и оборудование, лес и лесоматериалы, апатиты, фосфориты;
— Словакия — текстильные изделия, фармацевтические препараты, мотоциклы, товарные вагоны;
— Венгрия — автобусы, ткани, медикаменты, одежда, обувь, мебель, бокситы, сельскохозяйственная продукция (красный перец — паприка);
— Украина — черные металлы, автобусы, самолеты, тепловозы, масло и масло, сахар;
— Чехия — машины и оборудование, пиво, изделия из стекла, мебель, обувь.
Импорт (466,9 млрд. долларов США) направлен на ввоз минерального сырья (преимущественно нефти и газа), легковых и грузовых автомобилей, некоторых видов продовольствия (зерна, сахара, цитрусовых, чая, кофе), товаров народного потребления (шерсти, кожи) , металлов.
Внешнеэкономические связи Украины со странами региона: значительные объемы экспорта украинских товаров поступают в Россию, Беларусь, Венгрию, Польшу, Литву, Чехию, а наибольшее количество импорта в Украину — из России, Польши, Беларуси, Чехии, Словакии, Венгрии, Литвы.
Источник
Внешнеэкономические связи стран Восточной Европы.
Вступление в Европейский союз — стратегическая цель стран ЦВЕ. Для ее реализации необходимо достигнуть такого уровня экономического развития, чтобы затраты, связанные с их вхождением в ЕС, не были высокими. В отношении вступления стран ЦВЕ в ЕС имеются различные подходы.
Первый из них — отложить членство до достижения этими странами соответствующих экономических и политических параметров.
Предлагается определенный переходный период, на первом этапе которого произошло бы объединение стран, претендующих на членство в ЕС, в сфере свободной торговли промышленными товарами. Этот этап должен включать также образование институциональных структур, обеспечивающих усиление политического и экономического участия ЕС в процессе интеграции со странами ЦВЕ. На втором этапе должен произойти полный доступ стран ЦВЕ к единому рынку ЕС без формального членства. И только к 2020 г. страны ЦВЕ могут стать полноправными членами ЕС.
Второй вариант — полное и быстрое членство в ЕС. По мнению сторонников этого подхода, расширение ЕС может стать новым импульсом для экономического и политического усиления влияния этого интеграционного образования. Экономические выгоды для ЕС от интеграции со станами ЦВЕ связаны со следующими факторами: 106 млн населения и тысячи предприятий в странах ЦВЕ создадут мощный рынок для производителей из Западной Европы. Возможность для западноевропейских предпринимателей размешать предприятия в странах с низкими производственными издержками. Усиление конкуренции на рынках ЕС будет способствовать росту производительности труда и укреплению европейской экономики.
На деле имеющиеся противоречия между странами ЦВЕ и ЕС в области сельскохозяйственной политики, таможенно-тарифного регулирования и т.д. свидетельствуют о том, что процесс интеграции стран ЦВЕ и ЕС будет довольно длительным и будет проходить индивидуально по мере разрешения противоречий и достижения определенных экономических результатов каждой страной, претендующей на вступление в ЕС.
В настоящее время основные торговые партнеры стран ЦВЕ — страны ЕС, на них приходится 65% импорта и примерно 70% экспорта стран ЦВЕ. Важным направлением сотрудничества стран ЕС с государствами ЦВЕ является разработка мер по оказанию западной помощи в преобразованиях этого региона. Страны ЦВЕ технологически отстают от западных на 2-3 десятилетия, а в некоторых областях—на 50 лет. Им недостает правовых и институциональных структур рыночной экономики. Населению стран ЦВЕ предстоит научиться правилам жизни и поведения в рыночной системе. Они нуждаются в средствах коммуникации, техники и технологиях, навыках управления.
Страны ЦВЕ стремятся к развитию отношений со странами ЕС на недискриминационной основе. Политические и экономические условия предоставления западной помощи должны быть ясными. Цели и пределы ее предоставления целесообразно регулировать в рамках международной координированной программы. Страны Западной Европы списали половину внешнего долга Польше и Болгарии. Усилился приток частного капитала в Венгрию, Польшу и Чехию. Шаг на пути расширения экономических связей ЕС со странами ЦВЕ — положение 1993 г. «О создании в течение 10 лет зоны свободной торговли промышленными товарами путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других барьеров». Поскольку промышленность стран Центральной и Восточной Европы переживает сложный период, предусмотрена асимметричность обязательств: в первые 5 лет ЕС снижает пошлины, а в последующие 5 — страны ЦВЕ.
В период существования Совета экономической взаимопомощи (1949-1991 гг.) основными торговыми партнерами стран ЦВЕ были СССР и другие социалистические государства. После распада СССР
и переориентации стран ЦВЕ на Западную Европу внешнеэкономические связи партнеров по. СЭВ сократились в несколько раз. В настоящее время товарооборот ЦВЕ со странами СЯГ с оставляет 13-15%. В целом структура российского экспорта и импорта со странами Центральной и Восточной Европы считается нерациональной, так как значительную долю в экспорте России занимают сырьевые ресурсы (до 80%), а в импорте — продовольственные товары и товары широкого потребления (более 40%). Тем не менее возобновление экономических связей со . странами СНГ на новой взаимовыгодной основе — одно из направлений внешнеэкономического курса стран ЦВЕ.
Несмотря на падение товарооборота, некоторые страны Центральной и Восточной Европы продолжают оставаться довольно крупными торговыми партнерами России. Они обеспечивают российский рынок более дешевыми по сравнению с развитыми странами продукцией машиностроения, товарами народного потребления, медикаментами, продовольствием.
Интересам России отвечает расширение инвестиционного сотрудничества, которое является одним из важных способов продвижения машинно-технических изделий на рынки восточноевропейских стран. Российские организации на конкурсной основе могли бы принимать более активное участие в строительстве народнохозяйственных предприятий, модернизации и реконструкции действующих объектов промышленного комплекса стран ЦВЕ. В этом плане можно использовать в качестве благоприятствующего фактора наличие на террито-. риях этих стран большого количества предприятий, сооруженных при содействии бывшего СССР, большинство из которых нуждается в коренной реконструкции и модернизации.
Страны ЦВЕ, в свою очередь, могут активно приглашаться к строительству в России элементов инфраструктуры, модернизации и реконструкции мощностей по выпуску потребительских товаров, объектов нефтяной и газовой промышленности, социальной сферы и др.
Например, улучшению торгово-экономических отношений России и Болгарии может способствовать Болгаро-российский индустриальный центр в Софии, который призван оказывать помощь предприятиям России и Болгарии в установлении деловых контактов на основе маркетинга, консультаций. Заключен ряд соглашений в области транспорта. Создана группа по научно-техническому и экономическому сотрудничеству, которая помогает наладить перевозку грузов с использованием водного пути Рейн — Майн — Дунай — Черное море — внутренние воды России. Широкое развитие получает межрегиональная торговля. В 1995 г. создан Болгаро-российский инвестиционный банк, который призван содействовать созданию совместных предприятий, технологическим разработкам и обмену продукцией промышленного назначения.
Важный торговый партнер России — Польша. Географическая близость и многолетний опыт традиционных деловых контактов России и Польши: рыночная основа отношений, Договор о торговом и экономическом сотрудничестве, Соглашение о поощрении и взаимной защите капитальных вложений способствуют развитию российско-польских отношений.
Расширяется структура российского экспорта в Польшу: кроме нефти и газа это товары химической промышленности, автомобили. вагоны метрополитена. Польский экспорт составляют это продовольствие и сельскохозяйственные товары, фармацевтические товары и косметика, машины и оборудование. Большое развитие получила региональная торговля. Активно развивается сотрудничество Калининградской области, Санкт-Петербурга, Архангельской, Ленинградской, Калужской, Самарской, Смоленской областей с регионами Польши. Через Польшу будет проходить газопровод «Ямал — Западная Европа». Протяженность газопровода по территории Польши составляет 665 км (через 9 польских воеводств).
На современном этапе, несмотря на подготовку к вступлению в ЕС, страны ЦВЕ стремятся развивать отношения со своими бывшими партнерами.
Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 26 | Нарушение авторских прав
Источник
Особенности развития экономики стран Восточной Европы
К стран Восточной Европы принадлежат 19 стран, образовавшихся после распада Советского Союза и реформирования бывшего социалистического лагеря. Эти страны прошли короткий, но сложный путь в своем становлении. Как часть Европейской экономической системы эти страны имеют определенные отличия от стран Западной Европы. Для их развития характерны несколько этапов.
Первый этап (1945-1980 гг.) — это этап социалистического развития, важными особенностями которого были господства общественных форм собственности на основные средства производства и планово-административное регулирование экономики. Экономические формы и методы регулирования экономических отношений были для этих стран второстепенными, вспомогательными, непосредственные производители имели ограниченную самостоятельность в решении экономических вопросов.
Практика их развития показала, что концентрация в руках государства ресурсов и централизованное принятие экономических решений могут быть достаточно эффективными при наличии экстенсивных факторов роста и при условии создания основных отраслей промышленности в сжатые сроки. Однако такая система не способна обеспечить интенсивный рост на основе научно-технического прогресса и внедрения ее достижений в производство, что стало особенно проявляться в 70-80-е годы в форме экономического и научно-технического отставания от стран с развитой рыночной экономикой.
Второй этап социально-экономического развития начался с конца 80-х — начале 90-годов. Для второго этапа характерно формирование рыночной экономики, определение ее структуры и совершенствование инфраструктурных элементов рынка. Этот этап в основном характеризуется изменениями, которые произошли благодаря разгосударствлению и приватизации, формированию частного сектора экономики, созданием основ конкуренции, резким ограничением государственного регулирования цен и т.д.
В современном мировом хозяйстве восточноевропейские страны принадлежат к государств со средним уровнем экономического развития. В конце 80-х годов национальный доход на душу населения в этих странах примерно в 2,6 раза превышало среднемировой показатель и в 9 раз — показатель развивающихся стран, и примерно в 2,5 раза был меньше показателя стран с развитой рыночной экономикой. Из-среди восточноевропейских стран по уровню экономического развития и производительности труда ведущие позиции занимают Словения, Эстония, Латвия, Чехия, Словакия, Литва и Хорватия; в менее развитых стран региона принадлежат Молдова, Румыния, Босния и Герцеговина, Албания.
Общая структура экономики позволяет отнести отдельные страны Восточной Европы до индустриальных и индустриально-аграрных стран.
На современном этапе на долю промышленности в общей структуре национального дохода стран региона приходится в среднем от 45 до 60%, тогда как до Второй мировой войны национальные экономики этих стран фактически имели аграрный характер.
Структурные изменения в национальных экономиках государств региона хоть и уступали показателям стран с развитой рыночной экономикой, однако, в целом в послевоенное время были положительными. Наряду с ростом доли промышленности в национальном доходе сблизились темпы роста производства средств производства и предметов потребления. Постоянно росла удельный вес обрабатывающих отраслей по сравнению с добывающими. Был обеспечен развитие машиностроения как ведущей отрасли промышленности: на нее приходилось 26-33% всего промышленного производства. Вместе с химической промышленностью она начала производить до 40% продукции всего промышленного производства.
Но в условиях экономического кризиса, высокого уровня энерго — и материалоемкости национального дохода, здеформованої ценовой политики в отдельных странах в начале 90-х годов начали наблюдаться неблагоприятные структурные сдвиги, в том числе рост доли топливно-энергетических отраслей, черной и цветной металлургии в общем объеме производства при резком спаде производства в машиностроительной, легкой и пищевой промышленностях.
В течение почти 30 лет восточноевропейские страны уверенно занимали ведущие места по темпам экономического роста в мировом хозяйстве. В 1951-1983 гг. национальный доход в этих странах вырос на 6,7% в год, промышленное производство — на 8,3%. Однако, в конце 70-х — начале 90-х годов в некоторых странах темпы роста стали замедляться, а в экономиках некоторых стран (Польши, Венгрии, Чехословакии) начали наблюдаться кризисные явления. Темпы ежегодного роста общественного производства стран региона резко упали с 2,9% в 1981-1985 гг. до 1,8% в 1989 г. В конце 80-х — начале 90-х годов все восточноевропейские страны оказались в условиях глубокого социально-экономического кризиса. В отчете Экономической комиссии ООН спад экономики в странах Восточной Европы назван затяжной депрессией, которая за продолжительностью и глубиной превышает «большой кризис» 1929-1933рр.
Несмотря на административное регулирование экономики, восточноевропейские страны сумели, особенно в 50-70-е годы, существенно повысить свою долю в мировых экономических показателях. Так, в конце 80-х годов на них приходилось более 20% мирового национального дохода, 21% мировой промышленной продукции, более 13%, мировой сельскохозяйственной продукции и 5% мирового товарообігуу. Однако за последние годы в результате резкого спада темпов экономического роста и даже уменьшение объемов общественного производства в целом эти позиции значительно пошатнулись.
Главными причинами резкого снижения темпов экономического роста, а затем и глубокого экономического кризиса в странах региона стали неэффективность административно-планового развития и использования достижений НТП, нерациональная структура общественного производства, его высокая энерго — и материалоемкость, низкая производительность труда, исчерпания экстенсивных факторов роста, ухудшения внешнеэкономических условий (в том числе условий торговли, рост внешней задолженности, сокращение и разрыв взаимных экономических отношений), а также изменение общественного строя, переход от плановой к рыночной модели экономики.
Важной особенностью хозяйственного развития региона является высокая инфляция. В 1992 г. в странах Восточной Европы он составлял 769,4%, в бывших республиках Советского Союза — 1296%, в том числе в России — 2560%, в Украине — 10500%.
В постсоциалистических странах и странах бывшего Советского Союза были разработаны национальные программы рыночных преобразований. Однако, не все они соответствовали национальным интересам и по-разному воспринимались населением стран.
Резкое ухудшение социально-экономического положения, кризисные явления в национальных экономиках обусловили приход к власти в странах региона общественных сил, которые стремятся изменить экономическую модель развития, создать социально ориентированную рыночную экономику.
Главным направлением программ и практики рыночных реформ в восточноевропейских странах был процесс разгосударствления и приватизации. В большинстве стран региона предпочтение стало отдаваться приватизации как такой, что приводит к установлению новой системы отношений собственности, основанной на ее разнообразии. Такая система начинает функционировать наряду с государственной на основе частной и смешанной форм собственности. Согласно программ приватизации в Венгрии, Польше, Чехии и Словакии в 1995-1996 гг. в негосударственном секторе мало производиться 40-50% национального дохода. Основными формами приватизации является выкуп, акционирования, бесплатное передачи собственности с применением чеков, ваучеров, специальных приватизационных счетов граждан и др.
Несмотря на достаточно высокие темпы приватизации, в частности в Польше, Венгрии, Чехии, можно предположить, что в недалеком будущем государственный сектор все еще будет иметь более весомые позиции в национальных экономиках восточноевропейских стран, чем в государствах с развитой рыночной экономикой.
Важным направлением рыночной трансформации экономики стран региона является преодоление монополизма и развитие конкуренции. В начале 90-х годов в Чехословакии 40% объема промышленного производства создавалось минимальным количеством производителей — от одного до четырех. В Венгрии почти 30% продукции обрабатывающей промышленности производили монополисты, в Польше эта величина достигала 70% общего объема промышленной продукции. Уровень монополизации национального производства и рынка существенно вырос в новых восточноевропейских странах как следствие распада СССР, СФРЮ, ЧССР.
Второй важной составной частью национальных программ преобразований была политика либерализации цен. Она осуществлялась в различных формах как «шоковая терапия».
Демонополизация в сфере производства, отношений собственности и управления способствует развитию конкурентной среды в странах региона. Наряду с этим почти сняты ограничения на частное предпринимательство, отраслевое перелиття капитала, либерализованы условия экономической деятельности, созданы законодательные основы борьбы с недобросовестной конкуренцией, начинает формироваться система контроля за деятельностью монополистов.
Такие преобразования осуществлялись в Польше, Болгарии, России, Украине и др., как постепенное отпуск цен в течение достаточно длительного времени (Венгрия, Югославия). Ее главными чертами стали: отказ от административного регулирования цен (за исключением небольшой группы товаров и услуг); контроль за злоупотреблениями монополистов в области ценообразования; сближения мировых внутренних цен.
В современных условиях в странах региона кардинально меняется денежная и финансово-кредитная политика. Со второй половины 80-х годов в странах региона начала создаваться двухуровневая банковская система, которая охватывает национальные (центральные) и коммерческие банки. Центральные банки при этом все больше концентрируют свою деятельность на формировании общенациональной финансово-кредитной и эмиссионной политики, регулировании процентных ставок, контроле за деятельностью коммерческих банков. Последние непосредственно занимались обслуживанием юридических и физических лиц. Были созданы рынки: финансовые, кредитные, ценных бумаг, валютный.
В начале 90-х годов во всех восточноевропейских странах государственный бюджет формировался со значительным дефицитом. Попытки сбалансировать госбюджет осуществлялись за счет, с одной стороны, сокращение дотаций и субсидий предприятиям, резкого уменьшения государственных капиталовложений в экономику, сокращение военных расходов, ограничение определенных социальных программ и помощи другим странам, с другой стороны, — через увеличение доходов государства. Наибольшего успеха в этой сфере достигли Чехия, Венгрия, Польша, где и уровень инфляции был значительно ниже, чем в других странах региона.
Налоговые реформы в этих странах были направлены как на стимулирование экономической заинтересованности предпринимателей, несмотря на формы собственности, так и на рост доходов государственного бюджета и решения на этой основе общенациональных задач. Главными видами налогов становятся налоги на добавленную стоимость, налог на прибыль, акцизный сбор.
Существенно меняется и социальная политика. Создается новая система социальной защиты, основанная на свободе экономической деятельности, социальном партнерстве между гражданином и государством, потребителем и производителем, работником и работодателем. Государство гарантирует лишь минимальный уровень социальной защиты и все чаще — на адресной основе (семьи с детьми, инвалиды, молодежь, пенсионеры, малообеспеченные). Повышение уровня реального социального обеспечения более минимальный осуществляется уже преимущественно за счет самого населения. Наравне с сохранением системы бесплатного образования и медицинского обслуживания, предоставления жилья, условий для отдыха значительная часть этих услуг реализуется за счет собственных средств граждан. Такие изменения в социальной политике создают дополнительные стимулы для высокопроизводительной качественного труда.
В связи с реформированием экономической и политической системы значительно изменились и внешнеэкономические отношения.
Изменение модели социально-экономического развития, существенное преобразование отношений собственности, решительный поворот к формированию рыночных основ экономики обусловили кардинальную трансформацию внешнеэкономической политики стран региона. Главной ее особенностью является отказ от государственной монополии на внешнеэкономические связи, демонтаж планово-административной, жестко централизованной системы управления внешнеэкономической деятельностью. Национальное законодательство, которое создалось в странах Восточной Европы, предусматривало четкое определение принципов внешнеэкономической деятельности и основывалась на:
1) демонополизации и внешнеэкономических предприятий и организаций;
2) утверждении права внешнеэкономической деятельности юридическим и физическим лицам;
3) разработке принципов стимулирования создания коммерческих посреднических внешнеэкономических фирм;
4) отказ от ответственности государства за операции любых участников внешнеэкономической деятельности.
Демонополизация внешнеэкономической деятельности создала новые возможности для производителей в выборе партнеров, форм, мероприятий и сфер внешнеэкономического сотрудничества, главным критерием которого становится экономическая эффективность, соотношение доходов и расходов производителей и потребителей материальных благ и услуг.
Второй характерной чертой внешнеэкономических отношений стран региона на современном этапе является переход от планово-административных форм протекционизма к либерализации внешнеэкономической деятельности.
Такой переход предполагает:
1) отмены или существенное уменьшение количественных ограничений во внешней торговле и переход к преимущественно экономическим методам регулирования внешнеэкономической деятельности;
2) сближение структур и уровней внутренних и мировых цен на основе свободного ценообразования почти на все виды продукции и услуг;
3) последовательное снижение ставок экспортного тарифа и внедрение унифицированного импортного тарифа;
4) переход к конвертируемости национальных валют для резидентов и нерезидентов сначала по текущим, а впоследствии и по капитальным операциям, установление единого курса национальной валюты;
5) поддержка экспорта и расширение рынков сбыта отечественной продукции;
6) поощрение импорта капитала, создание совместных предприятий, участие иностранного капитала в процессе приватизации.
Либерализация внешнеэкономической деятельности является важным направлением экономической политики восточноевропейских стран в целом, поскольку она обеспечивает улучшение их платежного баланса, положения в системе международного разделения труда, способствует открытости национальных экономик, приспосабливает их к условиям конкуренции, которые действуют на мировом рынке. Это непосредственно стимулирует развитие и внедрение достижений научно-технического прогресса в экономику. Либерализация внешнеэкономической деятельности неразрывно связана с отказом от государственной монополии в этой сфере.
Другая характерная особенность современных внешнеэкономических отношений восточноевропейских стран заключается в изменении приоритетов развития внешнеэкономических связей, резком уменьшении роли и значения взаимной торговли и существенном росте внешнеторгового обмена, прежде всего с развитыми странами Запада. В начале нового века удельный вес взаимной торговли в внешнеторговом обороте восточноевропейских стран сократилась почти с 60 до менее 20%. Изменение географической структуры внешнеэкономических связей восточноевропейских стран обусловлена логикой преобразований, которые происходят там. В условиях становления конкурентной рыночной среды производители и потребители начинают непосредственно определять товарную и географическую структуру, динамику внешнеэкономического обмена, развитие новых форм внешнеэкономической деятельности, исходя из соотношения своих доходов и расходов.
Экономические преобразования, произошедшие в большинстве стран Восточной Европы свидетельствуют о том, что рыночные преобразования набрали силу, совершенствуются и направлены на коренное изменение места и роли стран региона в мировом экономическом пространстве.
Источник