- Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор)
- Экономические отношения третьих стран с Европейским Союзом — Third-country economic relationships with the European Union
- Содержание
- ЕАСТ и ЕЭЗ
- Норвегия
- Исландия
- Лихтенштейн
- Швейцария
- Связанные с еврозоной
- Таможенные союзы
- Соглашения о свободной торговле Европейского Союза
- Европейская политика соседства
- Программы финансового сотрудничества и помощи
- На бюджетный период 2000–2006 гг.
- КАРТЫ программа
- Программа ТАСИС
- Программа MEDA
- Программа ACP
- Программа ALA
- На бюджетный период 2007–2013 гг.
- Экономическая вариация
Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор)
Маастрихтский договор (The Treaty of Maastricht) — документ, предусматривающий трансформацию Европейского сообщества в экономический, валютный и политический союз. Подписан 7 февраля 1992 года в городе Маастрихт (Нидерланды)
Подготовка Договора заняла более трех лет, начиная с сессии Европейского Совета ЕС в Ганновере (27-28 июня 1988 года), поручившей президенту Комиссии ЕС Жаку Делору «изучить и подготовить предложения относительно конкретных этапов, ведущих к экономическому и валютному союзу». Доклад был представлен 17 апреля 1989 года и дважды рассматривался на сессиях Европейского Совета 1989 года — в Мадриде (июнь) и Риме (декабрь).
Решающей фазой подготовки Договора были две межправительственные конференции. На одной из них прорабатывался текст разделов, посвященных экономическому и валютному союзу, на другой — о политическом союзе. На сессии Европейского Совета (Маастрихт 9-10 декабря 1991 года) окончательный текст был одобрен и после некоторых редакционных доработок — представлен к подписанию.
Согласно договору, ЕС учреждался на основе Европейского сообщества, дополненного общей внешней политикой и политикой безопасности и сотрудничеством в области юстиции и внутренних дел.
Договор определил основные параметры и этапы создания Европейского экономического и валютного союза и критерии вступления в него.
Страны, подписавшие Маастрихтское соглашение, одобрили критерии, которым должны удовлетворять страны, вступающие в
— темпы инфляции не должны превышать более чем на 1,5% средний показатель в странах-членах с наименьшим ростом цен;
— процентные ставки по долгосрочным кредитам не должны превышать более чем на 2 процентных пункта соответствующий средний показатель для трех стран с наименьшим ростом цен;
— дефицит госбюджета не должен быть более 3% ВВП;
— государственный долг не должен быть более 60% ВВП;
— в течение двух лет валюта не должна девальвироваться, и ее обменный курс не должен выходить за пределы колебаний, установленные Европейской валютной системой.
Договор определил процедуру введения единой валюты евро. Документ предусматривал создание Европейского Центробанка (ЕЦБ), имеющего исключительное право санкционировать эмиссию банкнот.
Маастрихтский договор ввел для граждан стран-членов ЕС единое европейское гражданство (не отменяя гражданство каждой отдельно взятой страны), предоставил им право свободного проживания в любой из стран ЕС, участия в муниципальных выборах и выборах в Европарламент по месту жительства. Маастрихтским договором предусматривались разработка и принятие Конституции ЕС.
К договору прилагался пакет соглашений по социальным вопросам, касающимся, в том числе, введения общих норм гарантий прав лиц наемного труда и параметров социальной политики. Для координации действий полицейских органов стран ЕС создавался Европол.
Ратификация Маастрихтского договора вызвала в ряде стран определенные трудности, в частности, потребовалось проведение референдумов в Дании и Франции, специальных парламентских слушаний в Великобритании и Германии.
Маастрихтский договор вступил в силу 1 ноября 1993 года.
Членами Европейского союза стали Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция и ФРГ. С 1 января 1995 года к ним присоединились Австрия, Швеция и Финляндия.
В настоящее время членами Европейского союза являются 28 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.
В июне 2016 года около 52% граждан Великобритании проголосовали на референдуме за выход страны из ЕС. Правительство страны планирует официально запустить процесс выхода из ЕС в конце марта 2017 года. Переговоры продлятся от полутора до двух лет.
Для завершения институционных реформ Евросоюза в дополнение к Маастрихтскому договору были подписаны Амстердамский договор 2 октября 1997 года (создал институциональную основу для принятия в состав ЕС стран Восточной Европы, уточнил процедуры принятия решений в ЕС, наметил меры по проведению европейскими странами скоординированной политики в вопросах обеспечения занятости), Ниццкий договор 26 февраля 2001 года (определил основные тенденции будущего развития ЕС и реформы его органов управления) и Лиссабонский договор 13 декабря 2007 года (внес изменения в действующие соглашения о ЕС в связи с расширением числа его участников и заменил собой не вступившую в силу Конституцию ЕС).
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Источник
Экономические отношения третьих стран с Европейским Союзом — Third-country economic relationships with the European Union
Европейский союз имеет ряд отношений с народами , которые формально не являются частью Союза. Согласно официальному сайту Европейского Союза и заявлению комиссара Гюнтера Ферхойгена , цель состоит в том, чтобы создать кольцо стран, разделяющих демократические идеалы ЕС и присоединяющихся к ним для дальнейшей интеграции, не обязательно становясь полноправными государствами-членами.
Содержание
ЕАСТ и ЕЭЗ
Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) была создана , чтобы европейские страны , чтобы принять участие в зоне свободной торговли с меньшей интеграцией в рамках Европейских сообществ (впоследствии Европейский союз). Большинство стран, изначально входивших в ЕАСТ, с тех пор присоединились к самому ЕС, поэтому за пределами ЕС остаются только четыре: Норвегия , Исландия , Лихтенштейн и Швейцария .
Соглашение о Европейском экономическом пространстве (ЕЭЗ) позволяет Норвегии, Исландии и Лихтенштейну иметь доступ к единому рынку ЕС. Применяются четыре основные свободы (товары, услуги, люди и капитал). Однако существуют некоторые ограничения в отношении рыболовства и сельского хозяйства.
Норвегия
Норвегия является членом ЕЭЗ, поэтому она участвует в едином рынке, и большинство законов ЕС являются частью норвежского законодательства. Норвегия подписала Шенгенское соглашение , что означает, что пограничные проверки больше не проводятся.
Исландия
Как и Норвегия, Исландия присоединилась к ЕЭЗ и считается частью единого рынка ЕС . Исландия также подписала Шенгенское соглашение . 16 июля 2009 года Исландия подала заявку на вступление в Европейский Союз.
Лихтенштейн
Лихтенштейн присоединился к ЕЭЗ в 1995 году и участвует в едином рынке ЕС.
Швейцария
Швейцарский референдум , чтобы присоединиться к ЕЭПУ в 1992 году не удался, поэтому продукты Швейцарских не участвуют в едином европейском рынке. Однако страна заключила с Союзом две серии двусторонних соглашений. Первая серия, Двусторонние соглашения I, состоит из семи двусторонних соглашений и была подписана в 1999 году (вступила в силу в 2001 году), основная часть — это свободное передвижение людей ( полный текст соглашения ). Вторая серия, Двусторонние соглашения II, касается девяти областей и была подписана в 2004 году (вступила в полную силу 30 марта 2005 года) и включает Шенгенское соглашение и Дублинскую конвенцию ( полный текст соглашения ) ( официальный пресс-релиз ).
Связанные с еврозоной
Есть страны, которые, хотя и не являются официальными членами еврозоны , по-прежнему используют евро в качестве юридической или фактической валюты в рамках официальных соглашений с ЕС. Это европейские микрогосударства, которые в значительной степени экономически зависят от своих более крупных соседей-членов еврозоны.
Сан-Марино : Сан-Марино не является членом ЕС, но у него было специальное соглашение с Италией о чеканке ограниченного количества монет лир . С переходом на евро соглашение было обновлено, так что Сан-Марино может чеканить определенные монеты евро, которые можно использовать во всей еврозоне.
Ватикан : Город-государство Ватикан не является частью ЕС, но, как и Сан-Марино, существует соглашение о чеканке собственных монет евро (ограниченного объема), которые являются законным платежным средством в еврозоне.
Монако : Монако не является членом ЕС, но французский НДС применяется. У государства Монако было специальное соглашение с Францией (а теперь и с ЕС) о чеканке собственных монет евро , которые являются законным платежным средством во всей еврозоне.
Некоторые другие страны в одностороннем порядке решили использовать евро, не имея в настоящее время официального соглашения с ЕС.
Таможенные союзы
Некоторые страны находятся в таможенном союзе с ЕС . Эти:
Турция ( без сельскохозяйственной продукции ; с 1996 г.)
Андорра (без сельскохозяйственной продукции; с 1991 г.)
Сан-Марино (подписано в 1991 г. и действует с 2002 г.)
Соглашения о свободной торговле Европейского Союза
ЕС заключил соглашение о свободной торговле со многими странами мира, а также ведет переговоры с более по стабилизации и ассоциации , соглашений об ассоциации и соглашениях об экономическом партнерстве .
Европейская политика соседства
Согласно официальному сайту Европейского Союза, цель Европейской политики соседства (ЕПС) — разделить выгоды от расширения ЕС 2004 года с соседними странами. Он также призван предотвратить появление новых разделительных линий между расширенным ЕС и его соседями. Это видение кольца стран, вовлеченных в дальнейшую интеграцию, но не обязательно становящихся полноправными членами Европейского Союза. Политика была впервые изложена Европейской комиссией в марте 2003 года. Охватываемые страны включают все средиземноморское побережье Африки и Азии, а также европейские государства СНГ (за исключением России и Казахстана ) на Кавказе и в Восточной Европе. Россия настаивала на создании четырех общих пространств Россия-ЕС вместо участия в ЕПС. МИД Казахстана проявил интерес к ЕПС [1] . Некоторые депутаты Европарламента также обсудили включение Казахстана в ЕПС.
Европейский инструмент соседства (ENI), вступил в силу в 2014 г. Это финансовое подразделение Европейской политики соседства, внешней политики ЕС в отношении своих соседей на востоке и на юге. Его бюджет составляет 15,4 миллиарда евро, и он обеспечивает большую часть финансирования через ряд программ. ENI, действующий с 2014 по 2020 год, заменяет Европейский инструмент соседства и партнерства, известный как ENPI.
Евро-средиземноморское партнерство или Барселонский процесс представляет собой широкие рамки политических, экономических и социальных отношений между государствами — членами ЕС и странами Южного Средиземноморья. Он был инициирован 27–28 ноября 1995 г. на конференции министров иностранных дел, состоявшейся в Барселоне . Помимо 27 государств-членов Европейского Союза, оставшиеся «средиземноморские партнеры» — это все другие средиземноморские страны без Ливии (которая имеет «статус наблюдателя» с 1999 года). С момента создания в 2007 году Европейского инструмента соседства и партнерства (см. Ниже) инициатива евро-средиземноморского партнерства станет полностью частью более широкой Европейской политики соседства . В соглашениях об ассоциации , подписанных с государствами Средиземноморья направлены на создание из зоны свободной торговли евро-средиземноморской .
Программы финансового сотрудничества и помощи
На бюджетный период 2000–2006 гг.
КАРТЫ программа
CARDS , сокращенно от «Содействие сообществу в реконструкции, развитии и стабилизации», был учрежден 5 декабря 2000 года постановлением Совета № 2666/2000.
Его сфера действия — страны Западных Балкан ( Албания , Босния и Герцеговина , Косово , Македония , Черногория и Сербия ). Более широкая цель программы — поддержать эти страны в процессе стабилизации и ассоциации .
Программа ТАСИС
Программа ТАСИС , учрежденная в 1991 году, представляла собой программу технической помощи, которая поддерживает процесс перехода к рыночной экономике для 11 стран СНГ и Грузии. До 2003 года Монголия также была включена в программу, но теперь она охвачена программой ALA.
Программа MEDA
Программа MEDA была основным финансовым инструментом для реализации Евро-Средиземноморского партнерства, предлагая меры технической и финансовой поддержки для сопровождения реформы экономических и социальных структур в странах-партнерах Средиземноморья.
Первая программа MEDA была учреждена на период 1995–1999 гг. В ноябре 2000 г. новым постановлением была учреждена MEDA II на период 2000–2006 гг.
Программа ACP
ACP означает «Африка, Карибский бассейн и Тихий океан». Программа распространяется на 71 страну, среди которых есть все африканские страны, за исключением средиземноморских стран Северной Африки (охваченных программой MEDA выше). В настоящее время АКТ регулируется Соглашением Котону , которое заменяет Ломейскую конвенцию .
Программа ALA
ALA , что означает «Азия и Латинская Америка», представляет собой программу финансовой помощи и сотрудничества с этими регионами.
На бюджетный период 2007–2013 гг.
- ЕИСП , что означает «Инструмент европейского соседства и партнерства». Это финансовый инструмент, охватывающий страны ЕПС. Россия также охвачена ЕИСП (она предпочла не участвовать в Европейской политике соседства (ЕПС) и выбрала формально разные, но практически похожие общие пространства ЕС и России. Из-за этого она является частью ЕИСП «Партнерство»). Таким образом, ENPI объединяет бывшую MEDA (поскольку все ее нынешние бенефициары являются государствами-членами ENP) и европейскую часть бывшей структуры TACIS . Инфоцентр ЕИСП был запущен в январе 2009 года Европейской комиссией , чтобы подчеркнуть связь между ЕС и его соседями .
- Pre Присоединение инструмент заменяет прежнюю укрупненности программы Phare , SAPARD и ISPA и КАРТОЧКИ (текущие карты благотворных государства были перенесены в сегмент политики расширения ЕС в качестве «потенциальных стран — кандидатов»).
- Инструмент сотрудничества в целях развития и экономического сотрудничества охватывает все страны, территории и регионы, которые не имеют права на получение помощи в рамках PAI или ENPI ( Азия , включая Центральную Азию , Латинскую Америку , Африку , Карибский бассейн и Тихоокеанский регион ). Таким образом, он заменит ALA , ACP и остальную часть TACIS .
- Горизонтальные инструменты, которые охватывают страны независимо от их региона, включают:
- Инструмент стабильности , новый инструмент для решения кризисов и нестабильности в третьих странах и адресными трансграничных проблем , в том числе ядерной безопасности и нераспространения, борьбы с торговлей людьми, организованной преступностью и терроризмом.
- Продовольственная помощь добавлена к инструментугуманитарной помощи .
- Macro финансовая помощь будет оставаться неизменным.
Экономическая вариация
Ниже представлена таблица и три графика, показывающие, соответственно, ВВП ( ППС ), ВВП (ППС) на душу населения и ВВП (номинальный) на душу населения для некоторых третьих стран, с которыми Европейский Союз поддерживает отношения. Это можно использовать как приблизительную оценку относительного уровня жизни в странах-членах ЕС.
Таблица отсортирована по ВВП (ППС) на душу населения, чтобы показать относительный уровень экономического развития разных стран. Включены справочные значения для среднего, самого высокого и самого низкого по ЕС.
Источник