Экономические модели стран таких как япония

Японская модель смешанной экономики

Содержание:

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 14.02.2020
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

В случае сочетания и переплетения различных форм экономики, различных формаций, различных цивилизационных систем, а также более сложных сочетаний различных элементов системы, можно говорить о смешанных экономических системах (смешанная экономика). Их отличительная особенность неоднородность (неоднородность) составляющих их элементов.

Смешанные системы существовали в разных исторических условиях. Например, в свое время такой системой была колониальная, возникшая на основе сочетания рабовладельческих и феодальных отношений в Древнем Риме.

В современных условиях смешанная экономика предстает в следующих консолидированных формах:

  • смешанные экономики развивающихся (особенно слаборазвитых) стран, в которых «смешение» вызвано низким уровнем развития и наличием отсталых экономических форм;
  • смешанная экономика развитых стран (развитая смешанная экономика).

Идеи смешанной экономики, появившиеся на рубеже двух последних веков, а затем получившие широкое распространение, отразили реальные изменения в социально-экономической жизни, особенно усилившиеся в послевоенный период. Эти изменения проявились в усложнении форм взаимодействия рынка и государственного регулирования экономики, частного предпринимательства и процесса социализации, а также во все более заметном проникновении постиндустриальных (постэкономических) принципов в структура социальных систем.

Сам термин «смешанная экономика» не имеет однозначного толкования. Его первоначальное и наиболее распространенное толкование сосредоточено на сочетании различных секторов экономики (частного и государственного), на множестве форм собственности. Вторая позиция, получившая импульс от кейнсианства, выдвигает на первый план проблему совмещения рынка, рыночного механизма и государственного регулирования. Третья позиция, инициированная различными социал-реформистскими движениями, основана на сочетании частного предпринимательского капитала и социальности, государственных социальных гарантий. Наконец, еще одна позиция, вытекающая из цивилизационного подхода, направлена ​​на проблему соотношения экономических и неэкономических принципов в структуре современного общества.

Эти трактовки смешанной экономики в современных условиях не противоречат друг другу: они лишь отражают наличие нескольких линий формирования современного типа развитой экономики и их единство. Смешанная экономика это одновременное сочетание этих параметров, а именно: сочетание частного и государственного секторов экономики, рыночного и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни, экономических и неэкономических принципов.

Параметры смешанной экономики относительно независимы. Однако в условиях разных стран возможно преобладание того или иного параметра или одной из групп параметров.

Для смешанной экономики характерно не только наличие в ее составе различных структурных элементов, но и формирование специфических форм их сочетания в реальной экономике. Примером тому являются частно-государственные акционерные предприятия, договорные соглашения между государственными органами и частными фирмами, социальное партнерство и т. д.

Сегодня смешанная экономика это целостная система, выступающая адекватной формой современного развитого общества. Составляющие его элементы опираются на такой уровень производительных сил и такие тенденции социально-экономического развития, которые объективно требуют дополнения рынка государственным регулированием, частной экономической инициативы социальными гарантиями, а также включения постиндустриальных принципов в экономическая структура общества. Смешанная экономика это не конгломерат, хотя по степени однородности составляющих ее элементов она уступает «чистым» системам.

Современная рыночная система это большое разнообразие смешанных форм

Рождение новой теоретической экономической системы происходит на основе рыночных принципов развития, которые веками доказали свою эффективность в развитых странах. Именно рыночная идеология предопределяет идеологическую направленность самой теории. Однако мы не должны забывать, что рынок и рыночная идеология 21 века это социально сбалансированная идеология, как социально сбалансированное современное демократическое общество, основанное на смешанной экономике. Эта идеология и это общество, как известно, имеют множество противоречий, которые могут быть предметом независимого исследования.

Теории способов производства и постиндустриального общества объясняют долгосрочные, многовековые тенденции социально-экономического развития. Чтобы понять закономерности современной эпохи, теория «телескопа» должна быть дополнена теорией «микроскопа». Эту роль ранее играла концепция, согласно которой современный мир рассматривался как арена борьбы между умирающим капитализмом и зарождающимся социализмом.

Фундаментальные характеристики «капитализма» и «социализма» считались диаметрально противоположными: «мир капитала» изображался в крайне мрачных тонах, а «мир труда», наоборот, только в светлых тонах. Но как реальный «капитализм», так и реальный «социализм» уже в 1970-е годы мало соответствовали тем чертам, которые считались решающими для их характеристик. Поскольку концепция противостояния «капитализма» и «социализма» оказалась нежизнеспособной, потребовалась новая теория, которая помогла бы понять сущность мировых социально-экономических процессов в конце ХХ начале ХХI веков.

Теория смешанной экономики стала такой новой концепцией. Согласно этой теории, основным критерием классификации современных социально-экономических систем является механизм экономического регулирования.

При таком подходе к основным типам систем относятся:

  1. 1) классическая рыночная экономика, основанная на механизме «невидимой руки»,
  2. 2) командная экономика, основанная на директивном государственном планировании,
  3. 3) смешанная экономика, синтезирующая наиболее эффективные черты двух других систем.

Классическая рыночная экономика (или чистый капитализм) это прошедший этап развития общества: он процветал в 19 веке. Противоположностью рыночной экономики является экономика командного типа (военная экономика, фашистская экономика, экономика стран «реального социализма»). Для командной экономики характерно стремление государства полностью устранить рыночное саморегулирование, заменив его всеобъемлющим государственным регулированием. Командная экономика в условиях научно-технической революции так же неэффективна, как и чисто рыночная экономика.

Смешанная экономика становится синтезом обеих этих взаимно отрицательных систем. Смешанная экономика это экономическая система, основанная на сочетании рыночного саморегулирования и централизованного государственно-корпоративного регулирования, призванная усилить эффективные аспекты механизма «невидимой руки» и сгладить его негативные последствия.

Возникновение элементов смешанной экономики относится к концу XIX второй половине XX века. он стал основной концепцией развития во всех развитых странах. Теоретические основы смешанной экономики были разработаны основателем теории государственного регулирования экономики Дж. М. Кейнсом (1883-1946). Кейнс рассматривал спрос как главную регулируемую переменную, стимулирование которой через систему государственных заказов позволяет добиться эффективного решения экономических и социальных проблем. Эти проблемы теоретического построения были воплощены в разработке и реализации в 1933-38 годах «Нового курса» Ф. Рузвельта (1882-1945) в США. Социальная рыночная экономика в Германии основана на идеях неолиберальной школы Фрайбурга, созданной трудами В. Ойкена (1891-1950), В. Репке (1899-1966) и А. Мюллер-Армака (1901-78). Эта школа доказывала необходимость экономической системы, которая гарантировала бы поддержание конкуренции (упорядоченный либерализм). Отец социальной рыночной экономики в Германии Л. Эрхард (1897-1977), которому удалось применить эту систему на практике. Концепция смешанной экономики была введена в 60-е годы. П. Самуэльсон, определивший американскую экономику как смешанную систему свободного предпринимательства, в которой экономический контроль осуществляется как государством, так и частными учреждениями.

Экономика всех развитых капиталистических стран функционирует как смешанная, но национальные модели экономических систем различаются не только масштабами своего воздействия на экономические и социальные процессы, но и своим качеством, то есть характером и организацией государственных институтов, способы их деятельности. В этих различиях основную роль играют не доля государственных расходов в бюджете страны и размер государственного сектора, а функции государства.

Противостояние сверхдержав, ожесточенное экономическое соперничество лидеров мировой экономики и развертывание научно-технической революции служили постоянными импульсами, стимулирующими государственное и корпоративное (внутрифирменное) регулирование рыночной экономики. В настоящее время экономические системы практически всех развитых стран представляют собой различные модификации смешанной экономики. В то же время, несмотря на общие черты, экономики развитых стран представляют собой множество национальных моделей смешанной экономики, что объясняется, прежде всего, различием национальных (региональных) экономических и культурных традиций.

Среди различных национальных моделей смешанной экономики можно выделить три ее основных региональных варианта, возникших еще в 1970-1980-х годах: американская либеральная модель, которая характеризуется минимизацией государственного регулирования, основанной в основном на правовом регулировании экономической жизни; западноевропейская социал-демократическая модель, ориентированная на социальную политику государства; Японская патриархально-корпоративная модель, когда правительство в первую очередь озабочено стратегией экономического роста.

В то время как одни национальные модели смешанной экономики ближе к чисто рыночной модели, другие к командной. Американская либеральная модель наиболее близка к чистой рыночной экономике. Напротив, в странах Западной Европы традиция государственного регулирования сильнее. Японская модель занимает промежуточное положение между американской и западноевропейской моделями.

Если экономики современных развитых стран называют смешанной экономикой, то при характеристике многих развивающихся стран (бывших стран «третьего мира») и особенно постсоциалистических обществ (в том числе России) часто говорят о переходной экономике.

Экономика переходного типа формально имеет во многом те же черты, что и смешанная экономика (сочетание рынка с централизованным регулированием, разнообразия форм собственности и типов экономики), но между ними есть принципиальное различие. Если смешанная экономика это стабильная система, в которой различные элементы дополняют друг друга, то переходная экономика это нестабильное и постоянно меняющееся состояние экономической жизни, вызванное переходом от одной экономической системы к другой. Хотя это состояние очень болезненное, обойти его в процессе экономических преобразований практически невозможно.

Однако в случае формирования теории смешанной экономики ситуация, на наш взгляд, развивалась не только в соответствии с предопределенностью субъективного и объективного, но даже, как нам кажется, с некоторым опозданием. Во всяком случае, трудно отрицать, что реальные процессы формирования отдельных фрагментов смешанной экономики произошли гораздо раньше, чем экономическая теория пришла к осознанию и постановке проблемы смешанной экономики как объективного явления. современная экономическая наука. Таким образом, смешанная экономика это экономическая система, основанная на доминировании государственного сектора в одних секторах и наличии определенной свободы предпринимательства в других секторах. Теория смешанной экономики не является результатом какой-то идеологической концепции, предшествовавшей экономической практике, концепции, согласно которой реальные экономические процессы должны были быть принудительно скорректированы. В сложном диалектическом взаимодействии «экономической теории» и «экономической практики» относительная независимость первой часто приводит к парадоксу, который Карл Маркс называл «строительство второго этажа перед первым», т.е. теория предвосхищает реальность формирования соответствующей практики.

Модели смешаной экономики

Генеральная линия на развитие смешанной системы не означает единообразия и стандартизации. На самом деле в разных странах и регионах развиваются разные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими «национальными коэффициентами смешивания» различных форм собственности, рыночным и государственным регулированием, капиталом и социальностью, экономическими и постэкономическими аспектами. Эта особенность зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного строя, национальных и социокультурных особенностей страны, влияния определенных социально-политических сил и т. д.. Кроме того, в смешанной экономике, как правило, один или другой стороне параметров может доминировать.

В зависимости от регулирующей роли государства и его экономических целей можно выделить несколько моделей смешанной экономики в развитых странах:

  1. Либеральный (американский). Для него характерна приоритетная роль частной собственности. Правительство регулирует экономику посредством законодательной, налоговой и денежно-кредитной политики.
  2. Социо-рынок. Обеспечивает постоянную поддержку тем, кто борется с нерегулируемым капитализмом.
  3. Шведская модель. Для него характерен высокий уровень социальных гарантий.
  4. Японская модель. Это модель регулируемого корпоративного капитализма.

Американская модель

Прогнозирование и стратегическое планирование характерны для США. Он служит основой для всех управленческих решений. При разработке стратегического плана учитывается ряд важных факторов: технологические, экономические, социальные, политические, рыночные, международные и конкурентные.

Система стратегического планирования рассматривается как совокупность подсистем. Существует три уровня прогнозного исследования:

  • Прогнозирование в системе государственного регулирования;
  • Собственное планирование;
  • Коммерческое прогнозирование.

На уровне государственного регулирования существует два основных типа государственных ведомств: федеральные, а также органы штатов и местные органы власти.

Система государственного регулирования состоит из множества звеньев:

  • Регулирующий механизм федерального правительства;
  • Государственный и муниципальный аппарат;
  • Государственные инструменты регулирования экономики (федеральный бюджет, налоговая система, механизм денежно-кредитной политики);
  • Аппарат административно-правового регулирования деятельности различных секторов экономики.

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики США является государственный (федеральный) бюджет. Фискальное регулирование используется государством, прежде всего, для смягчения остроты кризисных явлений и создания стимулов для поддержания экономического роста.

Система государственных финансов США отражает трехуровневую организацию правительства. Соответственно, существует три уровня финансовой структуры: федеральный бюджет, бюджеты штатов и местных органов власти. Федеральные расходы составляют примерно 60% расходов сектора государственного управления. Около 40% государственных расходов проходит через государственные и местные бюджеты.

В настоящее время экономическая роль государства в Соединенных Штатах возрастает с целью создания экономики, основанной на современном уровне науки. С этой целью увеличивает расходы на НИОКР в области новых технологий, оказывает финансовую помощь ученым и инженерам.

В общей сложности 50 миллионов долларов в год тратится на помощь небольшим фирмам только в 27 центрах распределения технологий.

Налоговая система США включает прямые и косвенные налоги (акцизы). По степени пропорциональности облагаемой сумме они делятся на прогрессивные и регрессивные. На всех уровнях взимаются следующие налоги: индивидуальный подоходный налог, корпоративный налог, налоги и отчисления в фонды социального страхования, налоги на наследство и дарение, акцизы, таможенные пошлины. Государства и местные органы власти взимают розничные налоги, налоги на движимое и недвижимое имущество. Применяется льготное налогообложение.

В США хорошо развита кредитная система. Его основной правительственный компонент это Федеральная резервная система (ФРС), которая действует как центральный банк США. ФРС реализует денежно-кредитную политику государства, воздействуя на экономику через сферу кредита и денежного обращения.

В США ряд отраслей был назван «регулируемыми», поскольку на них распространялся специальный правовой режим. Итак, в начале 80-х гг. федеральные власти контролировали параметры ценообразования, производство продукции в отраслях, на которые приходилось около 24% ВНП (гражданская авиация, железные дороги, грузовой автомобильный транспорт, телефонная связь были национализированы). Но регулирование отраслей все чаще оказывалось направленным на производителей, а не на потребителей. Поэтому в США начали проводить «дерегулирование». снятие ограничений на предпринимательскую деятельность.

Японская модель

Особенностью национального регулирования в Японии является использование системы социально-экономических планов и научно-технических программ как инструментов государственного регулирования экономики. Планировка ориентировочная. Планы социально-экономического характера не являются законом, а представляют собой набор государственных программ, которые ориентируют и мобилизуют связи в структуре экономики для достижения национальных целей.

Прогнозные планы, во-первых, дают представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики, во-вторых, показывают проблемы, с которыми могут столкнуться правительство и деловые круги внутри страны и за рубежом, и в-третьих, обосновывают рекомендации, как решить эти проблемы.

Цель таких прогнозных планов дать правительству и деловым кругам общую ориентацию, рекомендации по ориентированию экономического и социального развития различных секторов национальной экономики и регионов страны.

Стратегия экономического развития определяется ведомствами и министерствами совместно с Министерством финансов. Министерство финансов контролирует исполнение государственного бюджета и всю финансовую систему.

Детальные планы для всех отраслей разрабатывает Министерство внешней торговли и промышленности. Для разработки этих планов изучается статистика, конкурентоспособность продукции, спрос и предложение. На основе полученных данных делается подробный научный анализ и прогноз по каждой отрасли и экономике страны в целом.

Государство концентрирует свои ресурсы в основном на получении принципиально новых знаний, то есть на фундаментальных исследованиях, и обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов.

Вторая особенность национального регулирования заключается в том, что основным средством достижения социально-экономических целей является технологическое развитие, ориентированное на отраслевую структуру промышленности в зависимости от конкурентоспособности продукции на мировом рынке.

В последние годы, когда японская промышленность начала открыто бороться с фирмами США и ЕЭС за рынок высококвалифицированных рабочих и продукции, правительство и частный сектор были вынуждены резко увеличить расходы на науку и технологии (в 1989 г. они достигли почти 3%). ВНП больше, чем в любой другой стране с развитой рыночной экономикой), причем средства стали направляться в первую очередь на фундаментальные исследования.

Особый интерес для нас представляет использование Японией экономических рычагов и стимулов.

Правительство стимулирует исследования и разработки с помощью налоговых льгот и ускоренной амортизации. Таким образом, Департамент науки и технологий разработал ежегодно обновляемый перечень тем исследований, ряд новых продуктов и услуг, в отношении которых предоставляются льготы при кредитовании и налогообложении. В частности, для предприятий, производящих новую продукцию, налоговые льготы могут достигать 25% или 50%, а для особо важных товаров разрешается амортизация до 25% от продаж в первый год. Кроме того, могут применяться специальные налоговые льготы. Для малых и средних фирм в налоговом кодексе есть специальный пункт, который позволяет им применять 20-процентное снижение налогооблагаемого дохода. Есть и другие виды налоговых льгот.

Введена ускоренная амортизация для предприятий, использующих энергосберегающее, ресурсосберегающее оборудование и не наносящих вреда окружающей среде. Ставки ускоренной амортизации варьируются от 10% до 50%, однако наиболее распространенная ставка составляет в среднем 15-18%.

Основным источником финансовых ресурсов для технологического обновления является льготное кредитование. Долгосрочные кредиты одно из направлений поддержки рискованных инновационных проектов. Иногда гарантии покрывают 80% общей ссуды новой фирмы, но не могут превышать 40 000 долларов. В случае успешной реализации поддержанного таким образом проекта компания выплачивает государству определенное вознаграждение. Особенность Японии умелое преодоление кризисных явлений. Темпы экономического роста в Японии достаточно высоки (6-10% в год). Но это не значит, что никаких проблем в ходе экономического развития не возникало. За последние 20 лет Япония столкнулась с двумя серьезными проблемами: нефтяным кризисом 1973 года. и кризис «высокой йены» 1985 г.

В первом случае Японии удалось оправиться от депрессии через 16 месяцев за счет изменения промышленной структуры, алюминиевые заводы, которые требовали чрезвычайно большого количества электроэнергии в производственном процессе, практически исчезли, а электронная промышленность выросла.

Выход из второго кризиса был найден 17 месяцев спустя. Трудности, вызванные повышением курса иены, были преодолены за счет увеличения прямых иностранных инвестиций и повышения производительности труда на основе STP.

Еще одним признаком умелого преодоления кризиса является антидепрессивная политика правительства, которая в период ухудшения общей экономической ситуации увеличила ассигнования на общественное строительство, снизила налоги и учетную ставку Банка Японии.

Шведская модель

Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Швеции как одного из наиболее развитых социально-экономических государств. Он появился в конце 1960-х годов, когда иностранные наблюдатели начали отмечать успешное сочетание быстрого экономического роста в Швеции с обширной политикой реформ на фоне относительно социального бесконфликтного общества. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировал с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.

В шведской политике явно есть две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, которые определяют методы экономической политики. Результатом этой политики считаются активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно крупный госсектор (это, прежде всего, сферу передела, а не государственная собственность).

Шведская модель организации экономической и политической жизни позволяет выделить принципы, которые обеспечивали развитие этой страны на долгое время без социальных потрясений, глубоких политических конфликтов, обеспечивая при этом высокий уровень жизни и социальные гарантии для большинства. населения.

Назовем основные из них:

  • Высокий уровень развития политической культуры, кооперативный характер отношений между различными социальными слоями и группами населения и политическими партиями, сформированный на основе взаимопонимания фундаментальных интересов, признания их легитимности и готовности решать даже самые насущные вопросы. на основе социально приемлемых компромиссов и научных знаний (культура сотрудничества);
  • В экономической сфере высокая конкурентоспособность в промышленности, основанная на создании особого сектора экономики, основанном на интеграции науки, образования и производства, на взаимодействии государственных институтов с частным бизнесом, кооперации или даже слиянии крупных предприятий с малыми и средние предприятия в единые большие исследовательские и производственные системы, которые, как представляется, функционируют независимо, интеграция различных сфер деятельности, начиная от производства новых знаний и заканчивая их развитием посредством инновационного предпринимательства и крупномасштабного тиражирования освоенных образцов продукции (инновационный климат);
  • В социальной сфере повышение среди традиционных факторов производства (трудового капитала, технологий, природных ресурсов) значения человеческого фактора как высококвалифицированного и инновационного, творческого по характеру труда, что выражается в понятии «человеческий капитал» и социальная ориентация и экономическая стабильность общества и порождение мощных конструктивных сил общества шведского типа (социальная ориентация).

Основываясь на этих принципах, шведский тип организации общественной жизни обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие стандарты жизни и окружающей среды. С экономической точки зрения эта модель основана на получении некой «технологической ренты», которую страна получает на внутреннем и мировом рынках за качественную и инновационную продукцию. Конечно, Швеция не является исключением с точки зрения формирования уникальной социально-экономической модели, скорее, ее можно отнести к шведской версии «общества общего процветания», хотя и «продвинутой».

Шведская разновидность государства всеобщего благосостояния возникла в результате перехода страны на кейнсианские принципы управления экономикой. В Шведском народном доме высокий уровень жизни и социальная защита, предоставляемые большинству населения, сочетаются с почти полной занятостью и социальным обеспечением, финансируемым за счет крупномасштабного перераспределения высокой доли доходов населения за счет налогов и налогов государственный бюджет, универсален.

Экономическое регулирование в Швеции носит всеобъемлющий и широкий характер: государство контролирует не только доходы и прибыль, но также использование капитала, рабочей силы и цен посредством антимонопольного законодательства.

Государство стало в Швеции крупнейшим работодателем рабочей силы, обеспечивая работой около трети экономически активного населения. Около 65% населения Швеции получают почти весь свой доход из государственных средств: либо в качестве сотрудников государственных или муниципальных учреждений, либо в качестве получателей социальных пособий или пенсий из государственных пенсионных фондов, и только 35% работают в рыночном секторе экономики. экономика. Страна продолжает сохранять свои основные черты, несмотря на смену правительства и смену внешнеэкономической ориентации. За последние 50 лет социал-демократические правительства находились у власти почти все время. Об устойчивости социальной ориентации шведской экономической системы свидетельствует динамика изменения цен. Например, за период 1980–1990-х гг. цены на акции выросли в 10 раз, офисные помещения в 4 раза, а товары народного потребления только в два раза. Высокая экономическая эффективность шведской промышленности и высокий уровень благосостояния населения основаны на развитом инновационном секторе экономики и специализации на производстве наукоемкой продукции. В стране около 500 тысяч малых предприятий, на которых занята почти треть всех занятых в промышленности Швеции. Ежегодно создается около 20 тысяч предприятий. Именно малые предприятия вносят наибольший вклад в научно-техническое развитие и внедрение, создают новые виды товаров, услуг и технологий.

Шведская модель исходит из предположения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна минимизировать социальные издержки рыночной экономики. Идея состоит в том, чтобы максимизировать производство в частном секторе и перераспределить как можно больше прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения уровня жизни населения, но без ущерба для основ производства. Акцент делается на элементы инфраструктуры и коллективные денежные фонды.

Монополизация производства в шведской экономике очень высока. Она наиболее сильна в специализированных отраслях, таких как шарикоподшипники, автомобилестроение, черная металлургия, электротехника, деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность, самолетостроение, фармацевтика и специальные стали.

Для достижения двух основных целей шведской модели полной занятости и равенства в будущем, вероятно, потребуются новые методы, которые должны соответствовать изменившимся условиям. Только время покажет, останутся ли специфическими чертами шведской модели низкий уровень безработицы, политика солидарности по заработной плате, централизованные переговоры о заработной плате, исключительно большой государственный сектор и, соответственно, тяжелое налоговое бремя, или же модель подходит только для особые условия послевоенного периода.

Немецкая модель

Это модель социальной рыночной экономики, которая связывает расширение принципов конкуренции с созданием особой социальной инфраструктуры, нивелирующей недостатки рынка и капитала, с формированием многоуровневой институциональной структуры субъектов социальной политики.

В немецкой экономической модели государство не ставит экономических целей, это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, а создает надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве людей (равенство прав, стартовых возможностей и правовой защиты). Фактически они состоят из двух основных частей: гражданского и коммерческого права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства обеспечить баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Интерпретация государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих экономическую деятельность и условия конкуренции, не выходит за рамки западной экономической традиции. Но понимание государства в немецкой модели и в целом в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях идеей более активного вмешательства государства в экономику.

Немецкая модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного вмешательства, характеризуется следующими особенностями:

  • индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции;
  • социальное равенство рыночное распределение доходов определяется размером вложенного капитала или величиной индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика основана на поиске компромиссов между группами с противоположными интересами, а также на прямом участии государства в предоставлении социальных льгот, например, в жилищном строительстве;
  • антициклическое регулирование;
  • стимулирование технологических и организационных инноваций;
  • реализация структурной политики;
  • защита и поощрение конкуренции.

Перечисленные черты немецкой модели вытекают из фундаментальных принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.

Еще одна особенность экономического развития Германии так называемый «рейнский капитализм», характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки в Германии являются основными акционерами промышленных компаний и компаний в сфере услуг, поэтому не случайно банки активно вмешиваются в процесс принятия деловых решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются более сильными, чем в других странах мира.

Сегодня Германия испытывает серьезные трудности из-за своей модели социально-рыночной экономики. В Германии в конце 1990-х годов были довольно низкие темпы роста ВВП, который был почти в три раза ниже, чем в США за тот же период. Был зарегистрирован самый высокий уровень безработицы с 1933 г., который на пике (в марте 1997 г.) составлял 11,3% от экономически активного населения. Немецкая марка продолжала снижаться до лета 1999 года, достигнув к концу июля 1,92 марки за доллар США. Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40% чистой прибыли немецких компаний уходит на заработную плату и отчисления в социальные фонды. Из 100 евро чистой заработной платы средний взнос работодателя в социальные фонды составляет 81 евро. Уровень пособий по безработице достаточно высок, что способствует зависимости некоторых немцев. Чтобы поддерживать социальные выплаты на должном уровне, на население и компании оказывается мощное фискальное давление. Уровень налогообложения в стране к концу 1990-х годов достиг беспрецедентного уровня.

Высокий уровень налогов и отсутствие программ по стимулированию иностранных инвестиций приводит к тому, что Германия не очень привлекательна для иностранного капитала. В Германии, несмотря на утроение объема иностранных инвестиций в экономику страны за последние 10 лет до 58 миллиардов долларов в 2002 году, доля иностранных инвесторов составляет 7,5%.

Доля государственных расходов в экономике Германии чрезвычайно высока (около 50%), а рост государственных расходов порождает проблемы с дефицитом бюджета и госдолгом. Проблема социальной рыночной экономики в Германии осложняется консолидацией восточных и западных земель.

Для экономики Германии характерна «сверхиндустриализация», то есть довольно большая доля промышленности в ВВП по сравнению со многими развитыми странами мира. Только Япония более индустриальна, чем Германия. Это неслучайно, поскольку специализация Германии в мировой экономике производство промышленной продукции. Несомненно, что Германия в конце 2002 года достигла определенного пика в развитии национальной экономической модели, которая сейчас требует серьезной модернизации. Скорее всего, Германии потребуется экономическая либерализация и консервативные реформы по американскому образцу. Из-за слабости структурных преобразований в экономике Германия все меньше и меньше справляется со своей ролью локомотива развития Европы и ЕС.

Государство со смешеной экономикой

Проблема совершенствования государственного управления экономикой и регулирования рынков является одной из фундаментальных в экономической науке. На современном этапе это особенно актуально в связи с системным кризисом и появлением пробелов в управлении экономикой. В настоящее время наблюдается давно назревший отход от догматически понятых постулатов монетаризма, и существует острая необходимость в новой стратегии государственного управления, основанной на концепции активного участия не только государства регулирующего органа, но и государства владелец рыночных процессов.

Предлагаемый подход основан на приоритете национальной и экономической безопасности, ставке на внутренние источники роста и государственном стимулировании промышленного развития, преодолении разрыва между финансовым и реальным секторами экономики и социальной направленности стратегии государственного управления. экономических преобразований в стране.

В переходные периоды усиление роли государства в экономике необходимо по следующим причинам:

  • Пока не созданы неформальные рыночные институты и не станет неэффективной законодательная система, государство должно активно поддерживать производство, регулируя основные рынки через государственные холдинги и государственные агентства;
  • Место государства, ушедшего из управления экономикой, немедленно занимают криминальные структуры, создавая знакомое лицо «мафиозно-олигархического» капитализма вместо госкапитализма;
  • Убытки при отсутствии государственной поддержки предприятий и производств носят столь масштабный и необратимый характер, что могут привести к безвозвратной утрате новейших технологий, уникальных производств, научных школ и незаменимых специалистов.

Основные направления новой стратегии государственного управления экономикой включают: формирование и укрепление государственного сектора экономики; государственное стимулирование промышленного роста по приоритетным направлениям и поддержка инновационного процесса; государственное регулирование товарных, финансовых и информационных рынков, внешнеэкономических процессов; государственное управление на региональном уровне.

В тяжелые кризисные периоды совершенствование и координация системы управления экономикой должны строиться на основе прав государственной собственности, которые не менее важны, чем права частной. Для этого предполагается на базе существующих государственных предприятий, государственных унитарных коммерческих предприятий, а также компаний с преобладающей государственной формой собственности организационно организовать государственный сектор экономики, состоящий в основном из крупных вертикально интегрированных государственных научно-производственных компаний. госхолдингов, сформированных в основном по отраслевому принципу. Государственные холдинги организуют управление государственным имуществом с использованием средств и методов корпоративного управления. Это экономически независимые предприятия, действующие на рынке в интересах государства-собственника, как это предусмотрено в уставных документах. Цели государственных холдингов обеспечение национальной экономической безопасности и экономического развития страны. Эти цели, а также конкретные задачи определяются государством через индикативные планы.

Государственная поддержка инновационных процессов. Эффективность государственного регулирования экономики в период научно-технической революции во многом определяется его влиянием на инновационный процесс. Основным преимуществом централизованной системы управления является возможность концентрации ресурсов и научных кадров в стратегических инновационных областях. Развитые страны достаточно близко подошли к оптимальной конвергентной инновационной системе. В условиях современной России инновационный бизнес чрезвычайно рискован, и в рамках структур, хорошо контролируемых самими инвесторами, возможно привлечение средств отечественных и иностранных инвесторов с доходностью, компенсирующей риски, или твердыми государственными гарантиями. Большинство развитых стран достигли высокого уровня развития благодаря опережающему росту науки и инноваций по отношению к промышленности. В то же время такие страны, как Япония, даже в трудные исторические периоды увеличивали ассигнования на НИОКР, учитывая их важность для будущего роста производства. России, несмотря на экономический кризис, необходимо придерживаться той же стратегической линии, обеспечивая финансирование, предусмотренное законом о науке, обеспечивая защиту соответствующих статей бюджетного финансирования.

Государственное регулирование товарных, финансовых и информационных рынков. Государственное регулирование рынков наиболее развитая часть государственного управления экономикой. Рынок в той или иной форме существовал всегда и во всех странах регулировался государством с момента его создания. Накоплен значительный арсенал приемов государственного регулирования. Специфика современного этапа резкое возрастание роли и увеличение объемов финансовых и информационных рынков, формирование новых информационных и финансовых институтов, регулирующих и регулирующих рынки. Россия, несколько отстающая в этом направлении от передовых стран, может использовать накопленный опыт. Наряду с отраслями и отраслевыми комплексами их соответствующие рынки классифицируются в зависимости от их важности для национальной и экономической безопасности страны, использования существующего потенциала российских компаний для завоевания этого рынка у иностранных конкурентов и дальнейшей консолидации на соответствующем рынке. В зависимости от места на шкале классификации выбирается модель государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: от значительного протекционизма до полной открытости, а также необходимой степени прямого государственного управления.

Государство способствует созданию трех четырех научно-промышленных корпораций и ФПГ, контролирующих до 60-70% внутреннего рынка, на каждом привлекательном для страны рынке. Для стратегически важных рынков одна из этих ФПГ должна иметь форму государственного холдинга. Также целесообразно привлекать на некоторые рынки иностранные ТНК, которые поддерживают конкуренцию в заданных пределах и способствуют доведению качества продукции до мирового уровня.

Государственный орган, регулирующий этот рынок (министерство, госкомитет и т. д.), лицензирует его участников и контролирует выполнение установленных правил поведения на рынке и соблюдение его стандартов. На стратегически важных или жизнеобеспечивающих рынках холдинг (продовольственный) проводит государственную политику, направленную на поддержание целевых цен за счет закупки продуктов и товарных интервенций. Для экспортно-ориентированных высокотехнологичных производств государство в рамках госхолдинга создает специализированные компании, занимающиеся маркетингом, выводом товаров на внешние рынки.

Регулирование товарных рынков во многом определяется регулированием финансового рынка. При этом необходимым условием восстановления экономики является стабильность национальной валюты не столько по отношению к доллару и другой твердой валюте, сколько в предсказуемости ее изменений, контролируемых государством.

Финансовые рынки развитых стран играют огромную роль в поддержании высокого объема их внутренних рынков, на которые приходится около 50% ВВП. Объем российского фондового рынка и особенно фондового рынка не соответствует нынешнему уровню нашей отрасли, а тем более ее потенциалу. У большинства компаний нет достаточного опыта и средств для продвижения своих акций на рынке, поэтому на данном этапе государство должно способствовать расширению активов компаний путем первичного публичного размещения их акций.

Государство может реализовать свои цели по обеспечению наблюдаемости и управляемости экономики, приняв следующие меры по установлению контроля над информационными рынками: предоставить информацию для оснащения основных товарных рынков, обеспечить лицензирование участников рынка, сертификацию используемой информации, обучить специалистов для каждого. сегмента рынка, создавать базы данных по всем участникам рынка, их активам, финансовому состоянию, долгам и т. д.

Стремление к открытой экономике в период всеобщей глобализации вполне естественно. Беря на себя ответственность за организацию рекламы, маркетинга и т. д., государство поможет своим компаниям снизить транзакционные издержки и повысить их конкурентоспособность, что особенно важно для небольших фирм.

Проблема регулирования государственного управления тесно связана с региональной политикой. На начальном этапе реформ был взят курс на предоставление регионам максимальной независимости в составе Федерации. Однако предоставление регионам права управлять трансфертами и региональными бюджетами практически бесконтрольно привело к неэффективному использованию средств в некоторых регионах. Попытка ограничить действия властей в регионах натолкнулась на сопротивление субъектов федерации, некоторым из которых удалось добиться особых условий разграничения полномочий с центром, что создало опасность сепаратизма и трансформации федерации. в конфедерацию. Предотвращение этого одна из задач государственного управления экономикой. Кроме того, федеральный центр должен обеспечить равномерное развитие регионов и устранение региональных дисбалансов. Для укрепления единого экономического пространства необходимо бороться со всеми проявлениями ограничений межрегиональной торговли.

Институциональное обеспечение стратегии государственного управления экономикой. Проведение новой политики государственного управления экономикой предполагает совершенствование формальных и неформальных институтов.

При этом необходимо разработать правовую базу, надежную систему стимулов и гарантий для решения приоритетных задач развития информационных технологий, глобальных компьютерных систем и эффективных коммуникаций, обеспечивающих прорыв в сфере управления вообще уровни экономики.

Конкурентным преимуществом на этом этапе будет страна, которая сможет сформировать механизмы для быстрого и экономичного развития созданных и заимствованных крупных институциональных моделей, их применения в практике хозяйственной жизни с помощью современных информационных технологий, новейших средств массовой информации, в том числе в Интернете. Необходимо создать специальный государственный орган, ответственный за идеологическое обеспечение нового этапа реформ в стратегическом управлении экономикой.

Заключение

На мой взгляд, современная рыночная экономика смешанного типа сегодня представляется наиболее совершенной системой из когда-либо существовавших. Его главная особенность в том, что в нем удачно сочетаются черты совершенно разных экономических систем: чистого капитализма и командно-административной экономики, хотя черты чистого капитализма преобладают. Он наиболее приспособлен к изменяющимся внутренним и внешним условиям, т.е. гибкий. Такой тип управления присущ современным экономически развитым странам (Япония, Швеция, США, Германия).

Преимущество смешанной экономики эффективность использования ресурсов и экономическая свобода производителей. Смешанная экономика диктует наиболее эффективное использование ресурсов, способствует внедрению современных технологий. Важным аргументом неэкономического характера в пользу смешанной экономики является ее ставка на личную свободу. Предприниматели и рабочие переходят из отрасли в отрасль по своему собственному решению, а не по указанию правительства. Отметим, что однозначного общепринятого решения экономических проблем не существует. В обществе с разным историческим и культурным наследием, разными обычаями и традициями используются разные подходы и методы эффективного использования собственных ресурсов.

В смешанной экономике государство играет роль экономического субъекта, который косвенно влияет на рыночный механизм в целом и не может напрямую влиять на характер происходящих экономических процессов.

В смешанной экономике, представляющей совокупность структур экономического производства, в которой частная система управляется рыночным механизмом, а государственные учреждения и правительства, полагаясь на рыночный механизм, влияют на экономику посредством директив и налоговой политики, само государство играет роль организатора мероприятий, корректирующих и стабилизирующих текущие процессы в экономике, но не оказывает существенного влияния.

В том случае, когда рынок не в состоянии справиться с какой-либо проблемой или решение этой проблемы непременно будет неэффективным, государство приходит на помощь. Целью государственного регулирования экономики является поддержание экономической и социальной стабильности.

Современную рыночную экономику уже невозможно представить без государственного вмешательства, поскольку на государственное регулирование возложены такие важные функции, как поддержание конкуренции, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и т. д. однако государство не должно вмешиваться в эти области рынка где его регуляторных механизмов достаточно. В противном случае это может вызвать крах рыночной системы и превращение ее в командно-административную.

В настоящий момент Россия только переходит от командной экономики к рыночной, поэтому перед ней встал вопрос, какую модель развития рыночной экономики выбрать. Но, на мой взгляд, не следует копировать чужую модель, нужно развивать свою, используя опыт развитых стран и национальные особенности.

Переход на рынок очень сложный и длительный процесс. Чтобы создать национальную структуру своей экономики, адекватную требованиям рынка, Россия должна пройти болезненный путь определения своих приоритетов во всех сферах и на всех уровнях общества и экономики. В конце концов, он должен не просто участвовать в современной мировой экономике, но и предсказывать свою роль и место в мировом разделении труда.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в whatsapp.

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназачен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Источник

Читайте также:  Страны по китайскому языку
Оцените статью