Экономические основы конституционного строя РФ
Конституция РФ закрепляет принцип экономической свободы (рыночной экономики) в государстве как основы конституционного строя. В закреплении этого принципа видна либеральная направленность российской Конституции в отличие от прежних конституций советского периода. Важнейшие стороны принципа экономической свободы сформулированы в ст. 8 Конституции РФ:
1) единство экономического пространства и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Этот принцип означает, что внутри территории РФ не допускается установление каких-либо границ или иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции РФ). В соответствии со ст. 74 Конституции РФ ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Такие ограничения вводятся в случае, например, чрезвычайного экологического бедствия в соответствии с Законом «06 охране окружающей природной среды». Введение ограничений свободного перемещения финансовых услуг вообще не допускается;
2) поддержка конкуренции— один из основополагающих принципов рыночной экономики. Поддержка конкуренции обеспечивается предоставлением субъектам предпринимательской деятельности равных прав и возможностей в сфере гражданского оборота, а также ограничением монополистической деятельности на рынке. Регулирование прав предпринимателей в России осуществляется Гражданским кодексом, а регулирование ограничения монополий — Законом Российской Федерации от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Закон, в частности, запрещает действия субъектов, доминирующих на рынке (соглашения между субъектами, доминирующими на рынке), и действия со стороны органов государственной власти (в том числе принятие актов), которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют или могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или граждан;
3) свобода экономической деятельности. Это собирательный принцип, означающий применение диспозитивного метода в регулировании хозяйственной деятельности предпринимателей. Предпринимательской является деятельность, осуществляемая на свой риск. Государство, его органы не вправе вмешиваться в предпринимательскую деятельность, устанавливать какие-либо планы, директивы и т. п. Регулирование предпринимательской деятельности осуществляется двумя основными путями: во-первых, через гражданское законодательство, закрепляющее юридические формы экономических отношений, и, во-вторых, через финансовое законодательство, устанавливающее налоги на доходы от предпринимательской деятельности и иные объекты налогообложения;
4) многообразие и равная защита форм собственности. В Конституции Российской Федерации, в отличие от прежних конституций, устанавливается равенство всех форм собственности, коих выделяется три: частная, государственная и муниципальная. Конституция РФ допускает также «иные формы собственности», однако других видов собственности нет. Кроме того, государственная и муниципальная собственность могут быть объединены под названием «публичная собственность» — собственность, принадлежать всему народу (государственная собственность) или населению определенных территорий (муниципальная собственность), при этом правомочия собственника осуществляются государственными или муниципальными органами. Субъектами частной собственности могут быть физические лица (граждане, иностранцы) и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации).
Равенство форм собственности означает их равный правовой режим, равное содержание права собственности независимо от ее формы. Не допускается установление каких-либо ограничений или благоприятствований для той или иной формы собственности. Равная защита всех форм собственности выражается в их одинаковой защите нормами гражданского, уголовного, административного права. При конкуренции субъектов права государственной и частной собственности не допускается предпочтение какого-либо из них.
Конституция РФ (ст. 9) особо выделяет землю и другие природные ресурсы как объекты права собственности. Устанавливается, что данные объекты могут находиться на праве собственности во всех ее формах. Вместе с тем ч. 1 ст. 9 подразумевает возможность ограничения правового режима собственности на землю и природные объекты. Данная норма устанавливает условие осуществления собственности на эти объекты: земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В качестве «народов, проживающих на соответствующей территории» Конституция РФ прежде всего имеет в виду коренные малочисленные народы, пользующиеся особой охраной Конституции РФ (ст. 69). Собственность на землю и другие природные ресурсы ограничена также необходимостью воздерживаться от нанесения ущерба окружающей среде (ст. 36 Конституции РФ).
Источник
Конституционные основы экономического строя в РФ
Экономические основы представляют собой базис конституционного строя и складываются из отношений собственности, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ. Экономические отношения, как правило, возникают и развиваются объективно, но общество и государство, используя законодательство и социальные нормы, могут оказывать на них существенное влияние. Известны две возможные модели экономической системы: рыночная и планово-регулируемая. Составляющими элементами экономических основ конституционного строя являются: отношения собственности (существуют две основные формы собственности — частная и публичная, все остальные формы производны от них); производство материальных благ, в основе которого лежит созидательный труд человека. Публичная собственность является в отличие от частной неделимой. Субъектами права публичной собственности могут являться государство в целом, его составные части (в федерации — субъекты, в унитарном государстве — административно-территориальные единицы), самоуправляющиеся местные территориальные общности или их органы. От имени РФ и ее субъектов права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса РФ (см. также ч. 3 ст. 214 этого Кодекса). Следует подчеркнуть, по мнению ряда исследователей и политиков, что Гражданский кодекс РФ — второй по значению после Конституции РФ законодательный акт, поскольку, в частности, он содержит важнейшие институты и правила, необходимые, для регулирования основных экономических отношений. Ныне действуют первая, вторая и третья части ГК РФ. Право частной собственности охраняется законом, это специально подчеркивается в ч. 1 ст. 35 Конституции. Субъектами права частной собственности признаются граждане и юридические лица. Возможен переход из частной собственности в публичную — национализация, а также из публичной в частную — приватизация. Российское государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности. При этом земля, другие природные ресурсы также могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9 Конституции). Другим важным элементом экономической основы конституционного строя является материальное производство. Ни одно общество не способно существовать, ничего не производя, поэтому оно заинтересовано в создании благоприятных условий для труда человека. Право граждан свободно распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду является основой трудовых отношений. Большое значение придается также предпринимательской деятельности, свобода которой гарантируется государством. В РФ обеспечивается единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поощряется добросовестная конкуренция.
В качестве экономической основы конституционного строя Российской Федерации выступает социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется на основе рыночных отношений (ст. 8 Конституции РФ).
Экономические основыконституционного строя РФвключают:
· разнообразие и равенство всех форм собственности (государственная, муниципальная, частная и иные), в том числе на землю и другие природные ресурсы — право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в случае необходимости производится лишь при условий предварительного и равноценного возмещения (ст. 35 Конституции РФ);
· свобода экономической деятельности и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств предполагает: возможность беспрепятственного создания и преобразования предприятий, распоряжения продуктами своей деятельности с целью извлечения прибыли; свободу торговли, банковской и биржевой деятельности, создание хозяйственных объединений;
· добросовестная конкуренция и ее поддержка государством — выражается в подавлении монополизма и монополистических тенденций в борьбе за получение прибыли (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ) и включает разгосударствление, приватизацию и акционирование предприятий, специальные антимонопольные меры, стимулирование инвестиционной активности. (Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г.);
· единство экономического пространства — означает свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; территория России представляет собой своеобразный общий рынок с едиными правилами.
Конституционные основы рыночной экономики не только не исключают, но и предполагают государственное регулирование экономических отношений, наличие государственных предприятий и учреждений, в том числе и субъектов Федерации, а также возможность административного вмешательства в экономическую жизнь.
Источник
Экономические и социальные основы Конституции РФ
Экономические конституционные основы
Экономические основы конституционного строя и социальные основы конституционного строя РФ требуются для того, чтобы обеспечить достойный уровень жизни общества, укрепить российскую рыночную экономику и сформировать условия благоприятного развития для любого человека в стране.
Экономическими основами нашего государства могут являться:
- свобода ведения хозяйственной деятельности;
- защита конкуренции;
- равенство и разнообразие используемых форм собственности, включая неприкосновенность собственности;
- единство экономического пространства.
Замечание 1
В Конституции РФ закрепляются первые основы развития рыночной экономики, гарантируется ведение хозяйственной деятельности. При этом государственный строй осуществляя правовое регулирование экономических отношений, формирует собственные предприятия и учреждения (государственные), осуществляет контроль работы и деятельности любого рыночного субъекта.
Проявление свободы экономической (хозяйственной) деятельности характеризуется отсутствием препятствий для создания юридических лиц, которые ведут хозяйственную деятельность коммерческого и некоммерческого характера, что способствует развитию всех областей экономики. Предпринимательская деятельность ограничивается с помощью федерального закона и только в такой степени, в которой это требуется для защиты основ конституционного общественного строя, включая здоровье, нравственность, права и законные интересы лиц, обеспечение обороны государства и его безопасности.
Граждане вправе вести хозяйственную деятельность без образования юридического лица. Примерами являются крестьянские, фермерские и личные подсобные хозяйства, дачное хозяйство в индивидуальном порядке. Любое лицо может приобретать и осуществлять собственные гражданские права посредством своей воли и для собственного интереса. Они обладают свободой в установлении своих прав и обязанностей через договор и в определении любого не противоречащего закону условию договора.
В области торговли правовое регулирование отношений осуществляется с помощью норм ГК РФ, ФЗ № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Законом РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей» и др. Отношения, которые связаны с организацией розничных рынков, организацией и ведением деятельности по реализации продукции в розницу, регулирует ФЗ № 271 «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс России».
Органами местного самоуправления формируются муниципальные правовые акты, которые касаются вопросов, связанных с условиями обеспечения жителей муниципальных образований торговыми услугами.
Для всех форм собственности характерно разнообразие и равенство, а также собственность должна быть неприкосновенна. В соответствии со ст. 8 Конституции РФ, в нашем государстве признана и подлежит защите равным образом собственность, включая частную, государственную, муниципальную и др. По этой причине имущество может быть в собственности юридических лиц и граждан, а также самой страны, ее муниципальных образований и субъектов РФ.
Нюансы приобретения и прекращения права собственности на имущество, владение, пользование и распоряжение имуществом в соответствии с тем, находится ли оно в собственности гражданина или юридического лица, страны, ее субъекта или муниципального образования, могут быть установлены только с помощью закона. Он же определяет типы имущества, способные находиться лишь в собственности государства или муниципалитета (например, лесной участок в составе земли лесного фонда, водный объект в собственности РФ, равно как и земли, которые изъяты из оборота).
Поддержание и защита конкуренции ведется с помощью антимонопольного законодательства.
Конкуренция представляет собой соперничество предприятий (хозяйствующих субъектов), когда самостоятельные действия каждого исключают или ограничивают возможность другого в одностороннем порядке оказывать воздействие на общие условия обращения продукции на любом из товарных рынках.
ФЗ «О защите конкуренции» установлены единые правовые основы защиты конкуренции, которые используются на финансовых и товарных рынках. Положения рассматриваемого закона концентрируются на предупреждении и пресечении монополистической деятельности и конкуренции недобросовестного характера, устранении конкурентного противодействия со стороны органов власти и управления. В этой области Закон запрещает:
- распространение ложной, искаженной, неточной информации, которая способна причинить убыток хозяйствующим субъектам или нанести ущерб их деловой репутации;
- введение в заблуждение по отношению к характеру, способу и месту производства, потребительским свойствам, качествам и количеству продукции или по отношению к его производителям;
- неточное сравнение предприятием выпускаемой или продаваемой продукции или продукции, которая производится или реализуется прочими предприятиями;
- реализация, обмен и другое введение в оборот продукции, если при этом происходит незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности, включая приравненные к ним средства индивидуализации компании, товаров, услуг, работ;
- незаконное получение, применение, разглашение сведений, которые представляют собой коммерческую, служебную тайну.
Единое экономическое пространство и свобода в перемещении продукции, услуг и финансовых средств характеризуется тем, что продукция, услуги и финансовые средства перемещаются по всей территории РФ в свободном порядке. На территории нашего государства недопустимо создание таможенных границ, пошлин, сбора или определенных препятствий для свободы перемещения. Ограничения в перемещении продукции и услуг могут быть введены по федеральному закону, если это требуется для целей безопасности, защиты здоровья, жизни человека, охраны природы и ценностей культуры.
На территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ сформирована единая таможенная территория таможенного союза, на которой в действие вступает Таможенный кодекс Таможенного союза.
Социальные основы Конституции РФ
Социальные конституционные основы могут быть отражены социальной политикой страны. Они требуются для того, чтобы регулировать отношений по поводу благосостояния людей, удовлетворять их материальные и духовные потребности, обеспечивать для каждого человека достойные условия существования.
Конституция нашей страны характеризует социальное государство в качестве государства, основная задача социальной политики которого заключена в формировании условий, которые могут обеспечивать достойную жизнь и свободу в развитии человека.
Социальные основы включают:
- охрану здоровья и систему здравоохранения;
- основы трудовых прав и охрану труда;
- охрану института семьи, социально незащищенных лиц и систему их поддержки и социальные службы;
- пенсионное обеспечение.
Статья 41 Конституции РФ устанавливает, что любой человек обладает правом на охрану здоровья и медицинскую помощь. Оказание медицинской помощи, которое проводят государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, должно осуществляться бесплатно с помощью средств соответствующего бюджета, сумм страховых взносов и прочих поступлений. В нашем государстве происходит финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья, принятие мер в области развития государственной, муниципальной, частной системы здравоохранения, поощрение деятельности, которая способствует укреплению здоровья, развитию физической культуры и спорта, приводит к экологическому и санитарному, эпидемиологическому благополучию.
Охрана здоровья граждан, проживающих в России, представляет собой систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, а также санитарного противоэпидемического (профилактического) характера. Она проводится государственными органами власти страны, органами власти субъектов, местного самоуправления, предприятиями, их должностными лицами и прочими лицами, гражданами для профилактики болезней, сохранения и укрепления физического и психического здоровья любого гражданина, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления соответствующей и необходимой медицинской помощи.
Рассмотренные мероприятия регулирует № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ».
Основные принципы охраны здоровья включают в свой состав процессы:
- соблюдения гражданских прав в области охраны здоровья, а также обеспечение связанных с ними гарантий государства;
- приоритетного положения интереса пациентов в ходе оказания медицинской помощи;
- приоритетного положения охраны детского здоровья;
- социальной защиты граждан при утрате здоровья;
- ответственности органов власти и органов местного самоуправления в государстве, должностных лиц предприятий за то, чтобы обеспечивать права граждан в области охраны здоровья;
- доступности и соответствующего качества медицинской помощи;
- недопустимости отказа в оказании медицинской помощи;
- приоритетного положения профилактики в области охраны здоровья;
- соблюдения врачебной тайны.
Основа трудовых прав и охрана труда регулируется ТК РФ и актами трудового законодательства. Конституционные гарантии в этой состоят в определении минимума в размере оплаты труда, свободе выбора своей профессии и рода деятельности, трудовых гарантиях, гарантиях в случае увольнения.
Охрана труда представляет собой систему сохранения жизни и здоровья персонала в ходе трудовой деятельности. Она состоит из правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и прочих мер.
В ходе осуществления трудовых функций важно соблюдать стандарты, утвержденные в сфере охраны труда. Помимо этого, закон обязал работодателя обеспечивать безопасность персонала в процессе эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов. Также это касается инструментов, сырья и материалов, которые используются в производстве. Они должны пройти обязательную сертификацию или декларирование соответствия в соответствующем закону порядке.
Защита семьи и пенсионное обеспечение в качестве социальных основ Конституции
Охрана института семьи, а также социально незащищенных лиц осуществляется с помощью системы их поддержки и соответствующих социальных служб. Категории материнство и детство, семья защищает государство в соответствии со ст. 38 Конституции РФ. Важные принципы охраны включают непременную заботу о детях со стороны родителей и государства, заботу о трудоспособных детях, которые достигли 18 лет, о нетрудоспособных родителях.
Государственная забота о детях — обязанность государства, более подробно раскрытая в № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Установление порядка и условий назначения и выплаты пособий от государства (включая пособие по беременности и родам; единовременное пособие для женщин, которые встали на учет на ранних сроках беременности; единовременное пособие в случае рождения ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком и ежемесячное пособие на детей; единовременное пособие в случае передачи детей на воспитание в семьи и др.) происходит уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти по той части, которая не определена указанным ФЗ.
Существует гарантия социального обеспечения для любого гражданина в соответствии с возрастом, болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, воспитанием детей и в прочих случаях, которые установил закон.
Что касается пенсионного обеспечения, то оно заключается в выдаче и установлении государственных пенсий и социальных пособий посредством государства и закона. Самая распространенная пенсионная гарантия представлена трудовой пенсией в виде ежемесячной денежной выплаты, которая осуществляется для компенсации зарплаты и прочих выплат и вознаграждений, которые лицо утрачивает по причине наступления нетрудоспособности (например, старость или инвалидность), а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц в виде зарплаты и прочих выплат и вознаграждений кормильца, которые были утрачены по причине смерти этих застрахованных лиц. В этом случае наступление нетрудоспособности и утрата зарплаты и прочих выплат (вознаграждений) предполагаются, не требуя доказательств. ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» установил основу возникновения и порядок реализации прав всех лиц, проживающих на территории Российской Федерации, на трудовые пенсии.
Источник