Экономические отношения между россией странами снг

Содержание
  1. Экономические отношения между россией странами снг
  2. Экономические отношения между россией странами снг
  3. Экономические связи России со странами СНГ
  4. Устранение технических барьеров и других ограничений, мешающих развитию взаимных торговых связей. Договор об основных принципах координации внешнеторговой политики и защиты внутреннего рынка. Экспорт, импорт, товарная структура, динамика этих показателей.
  5. Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
  6. Введение
  7. Экономические связи со странами Содружества независимых государств (СНГ), имеют для Российской Федерации крупномасштабное геополитическое и хозяйственное значение. Будучи важнейшим компонентом евразийского региона, указанное пространство представляет собой геоэкономическую системообразующую структуру, процесс формирования которой занял не одно столетие.
  8. Анализ роли и объемов внешнеторгового оборота России в Содружестве Независимых Государств и дальнейших перспектив СНГ крайне необходим, так как существуют различные оценки этой роли в гуманитарном, экономическом, политическом и правовом аспектах, которые требуют научного осмысления и обобщения.
  9. Годы существования СНГ свидетельствуют о том, что Содружество в целом состоялось как политическая реальность, оно содействовало становлению новых суверенных государств, их выбору собственной модели экономических реформ и государственного строительства, развитию взаимных отношений. Немало было сделано для сохранения сложившихся духовных, гуманитарных и культурных связей.
  10. Серьезные трудности для углубления интеграционных процессов в рамках Содружества возникают из-за разрыва хозяйственных связей, различий в содержании и темпах проводимых реформ в странах СНГ, спада производства, неустойчивости национальных валют.
  11. 1. Роль и значение экономических связей России со странами СНГ
  12. СНГ было основано главами БССР, РСФСР и УССР путём подписания 8 декабря 1991 г. в Вискулях (Беловежская пуща) под Брестом (Белоруссия) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (известно в СМИ как Беловежское соглашение) [19].
  13. В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что СССР прекращает своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств.
  14. Уже 10 декабря соглашение было ратифицировано Верховными Советами Белоруссии и Украины, а 12 декабря — Верховным Советом России. 13 декабря в городе Ашхабад состоялась встреча президентов пяти центральноазиатских государств, входивших в состав СССР: Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Итогом стало Заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию, но при условии обеспечения равноправного участия субъектов бывшего Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей. Впоследствии Президент Казахстана Н. Назарбаев предложил собраться в Алма-Ате для обсуждения вопросов и принятия совместных решений.
  15. В организованной специально для этих целей встрече приняли участие главы 11 бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины (из бывших союзных республик отсутствовали Латвия, Литва, Эстония и Грузия). Результатом стало подписание 21 декабря 1991 г. Алма-Атинской декларации, в которой излагались цели и принципы СНГ. В ней закреплялось положение о том, что взаимодействие участников организации «будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием».
  16. Последними государствами, ратифицировавшими Алма-Атинскую декларацию, стали Азербайджан (24 сентября 1993 г.) и Молдавия (8 апреля 1994 г.), до этого являвшиеся ассоциированными членами организации. В 1993 г. действительным членом СНГ стала Грузия.
  17. Первые годы существования организации в большей степени были посвящены организационным вопросам. На первой встрече глав государств СНГ, которая состоялась 30 декабря 1991 г. в Минске, было подписано «Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств», по которому учреждался высший орган организации, Совет глав государств. В нём каждое государство имеет один голос, а решения принимаются на основе консенсуса. Кроме того, было подписано «Соглашение Совета Глав Государств-участников Содружества Независимых Государств о Вооруженных Силах и Пограничных войсках», по которому государства-участники подтверждали своё законное право на создание собственных Вооружённых Сил.
  18. Организационный этап завершился в 1993 г., когда 22 января, в Минске, был принят «Устав Содружества Независимых Государств», основополагающий документ организации.
  19. Крупнейшие города СНГ — Москва, Санкт-Петербург, Ташкент, Киев, Баку, Минск, Алма-Ата.
  20. 2. Состояние экономических связей России со странами СНГ
  21. В соответствии с законодательством РФ под определением внешнеэкономическая деятельность понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) [10, с. 394]
  22. Внешнеэкономическое сотрудничество России и стран СНГ осуществляется на основе межправительственных двусторонних соглашений о свободной торговле, которые были заключены в 1992-1993 гг. Фиксируя отсутствие межгосударственных барьеров в торговле, двусторонний режим свободной торговли характеризуется значительными административными издержками, связанными с определением страны происхождения товара и проведением соответствующего контроля, периодически возникающими торговыми конфликтами, а также сохраняющимися изъятиями в отношении экспорта и импорта некоторых товаров.
  23. Режим свободной торговли между Россией и странами СНГ предусматривает осуществление взаимной торговли без ввозных таможенных пошлин и применения количественных ограничений. При этом экспорт российских товаров в страны СНГ (кроме членов ЕврАзЭС) не освобождается от обложения вывозными таможенными пошлинами: на ряд российских экспортных топливно-сырьевых товаров и материалов (около 400 тарифных позиций) установлены экспортные пошлины. Режим свободной торговли между Россией и странами СНГ, не входящими в ЕврАзЭС, предусматривал изъятия по наиболее чувствительным товарам. Наиболее часто из режима свободной торговли исключались подакцизные товары (табак и табачные изделия, алкогольные напитки), а также сахар. К настоящему времени таких ограничений осталось очень немного, и они подлежат постепенной отмене. Например, в соответствии с графиком отмены изъятий из режима свободной торговли между Россией и Украиной с января 2006 г. ликвидирована ввозная пошлина на табак и кондитерские изделия, с января 2010 г. — на спирт; с 1 января 2013 г. отменена пошлина на сахар белый [13, с.25].
  24. В рамках ЕврАзЭС режим свободной торговли действует без каких-либо изъятий и ограничений в отношении ввозных или вывозных таможенных пошлин. Исключением является экспортная пошлина, действующая на поставки нефти в Белоруссию с 2007 г.
  25. Особенностью экономических связей России и Украины является широкое использование нетарифных ограничений в форме антидемпинговых пошлин и специальных защитных мер. В частности, на начало октября 2009 г. на Украине действовало или находилось в стадии рассмотрения 14 защитных процедур в отношении российских товаров, в России — 6 против украинских товаров. Специальные защитные расследования против российских товаров были возбуждены в 2008-2009 гг. Казахстаном (кондитерские изделия, вата, кровельные материалы) и Киргизией (сахар белый, мука).
  26. Использование защитных процедур в России и ряде стран СНГ связано с активизацией политики по защите отечественных товаропроизводителей от недобросовестного или резко возросшего импорта, а также стремлением улучшить конкурентные позиции на внутреннем рынке страны-партнера. Однако, кроме России и Украины, другие страны СНГ относительно редко применяют специальные защитные и, особенно, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров. Причинами выступают не только отсутствие необходимого опыта, но и широкое использование административных нетарифных мер, ограничивающих взаимную торговлю.
  27. Экономические отношения России с Белоруссией и Украиной осложнены «торговыми войнами». С Белоруссией в 2004 г. возник конфликт с ценами на российский природный газ, и «Газпром» впервые в российской истории приостановил его отгрузки. На рубеже 2006-2007 гг. конфликт был связан с введением Россией экспортной пошлины на нефть; на рубеже 2009-2010 гг. — с отменой с 1 января 2010 г. понижающего коэффициента пошлины на объем нефти, превышающий внутренние потребности страны (6,3 млн. т). Позиция российской стороны обоснована потерями, которые несет российский бюджет, а также снижением конкурентоспособности российских нефтеперерабатывающих предприятий на внешнем рынке.
  28. «Торговые войны» с Украиной обусловлены просрочками платежей за поставляемый природный газ и несанкционированным его отбором украинской стороной. Полное прекращение экспорта и транзита газа через территорию Украины в январе 2009 г. привело к таким негативным последствиям, как остановка ряда промышленных предприятий в Европе, уменьшение снабжения бытового сектора. «Энергетические» войны нанесли материальный и моральный ущерб обеим сторонам конфликта, подорвали международный престиж России как надежного поставщика энергоресурсов.
  29. Эти и другие торговые споры между Россией и странами Содружества разрешаются на двустороннем уровне политическими средствами; многосторонний механизм урегулирования взаимных претензий в рамках СНГ отсутствует.
  30. На внешнем рынке Россия и другие страны СНГ выступают по ряду товаров как конкуренты, а не партнеры (связано со схожестью экспортного ассортимента), что усиливает противоречия между ними. На рынке Евросоюза Украина соперничает с Россией по большей части экспортного ассортимента, Белоруссия — по удобрениям, пластмассам, нефтепродуктам, производимым с использованием российского сырья, Казахстан — по продуктам неорганической химии, черным и цветным металлам.
  31. Начиная с 2010 года наблюдается устойчивый умеренный рост стоимостных объемов торговли России и стран СНГ. Преодоление последствий финансового кризиса и экономического спада в мировом хозяйстве положительно скажется на динамике взаимных экономических связей. Фактором, который может оказать стимулирующее влияние на расширение взаимной торговли, является формирование многосторонней зоны свободной торговли в рамках СНГ, намеченное Стратегией экономического развития СНГ на период до 2020 г. [8, с.29]
  32. Исходя из данных таблицы 1, в наибольшей степени внешнеторговый оборот увеличился у Азербайджана, Туркмении и Украины; аутсайдером стала Киргизия, чей внешнеторговый оборот уменьшился на 8,6%.
  33. Таблица 1 Внешнеторговый оборот РФ и стран СНГ за 2010-2011 гг.
Читайте также:  Рейтинг отсталых стран мира

Экономические отношения между россией странами снг

Самая крупная страна СНГРоссия до сих пор не могла, а иногда и не хотела поддерживать своими ресурсами процесс интеграции. Инвестиции из дальнего Зарубежья и ссуды многократно перекрывали внутрирегиональные и стали для многих стран СНГ, по существу, главным условием выживания.

Товарооборот России со странами СНГ в период 1992—1999 гг. вырос в 1,3 раза, но при этом развивался очень неравномерно и испытал больше падений, чем взлетов.

Среди стран СНГ главными внешнеторговыми партнерами России выступали:

Россия является партнером номер один во внешнеторговом обороте всех стран СНГ. Особенно внушительным значением обладает она в экспорте и импорте Украины.

В структуре вывоза из России в страны СНГ традиционно преобладают топливно-энергетические и сырьевые ресурсы, но относительно невелика доля продукции обрабатывающих отраслей. При этом сырьевая направленность российского экспорта усиливается, а доля машиностроительной продукции в вывозе падает.

Товарная структура импорта в Россию из стран СНГ примерно такова же, как и из дальнего зарубежья. Его ведущей статьей являются машины, оборудование и продовольственные товары, а также металлы и трубы. В экономических отношениях со странами СНГ Россия в 90-е годы фактически выступала как нетто-импортер машин и оборудования.

Условно считается, что до 1991 г. во внешнеторговом обороте РСФСР на долю остальных республик СССР приходилось примерно 60%.

В дальнейшем в результате практически ежегодного сокращения внешней торговли с бывшими советскими республиками их доля в обороте экспортно-импортной торговли России к 2000 г. упала до уровня в 18%.

В 1990-е гг. одним из главных факторов, препятствовавших развитию экономических связей России со странами СНГ, была высокая степень инфляции в большинстве этих государств. Особенно серьезный удар по этому сектору внешнеэкономической деятельности был нанесен разразившимся в августе 1998 г. валютно-финансовым кризисом в России.

Все это предопределило и продолжает предопределять повсеместное развитие хозяйственного взаимодействия фирм и предприятий России и других стран СНГ.

Источник

Экономические отношения между россией странами снг

Рассмотрим особенности экономического взаимодействия России и стран СНГ.

Экономические отношения с республиками бывшего СССР, составляющими вместе с Россией постсоветское пространство, имеют для нашей страны крупномасштабное геополитическое и хозяйственное значение.

Будучи важнейшим компонентом евразийского региона, указанное пространство представляет собой геоэкономическую системообразующую структуру, процесс формирования которой занял не одно столетие.

После резкого сокращения вследствие разрушения в 1991 г. Советского Союза экономическое взаимодействие России и стран СНГ стало восстанавливаться и приобретать интеграционный характер. Можно утверждать поэтому, что указанный процесс испытывает тенденцию к постепенному развитию. Однако такое развитие происходит на принципиально иной основе по сравнению с годами советской власти.

На смену централизованной плановой системе управления пришло использование рыночных рычагов межгосударственного взаимодействия. В данном случае большинство вопросов решается на микроуровне, т.е. непосредственно между хозяйствующими субъектами на основе принципов взаимной выгоды и равенства сотрудничающих сторон.

К 2000 г. общий объем взаимного товарооборота между бывшими союзными республиками составлял 40% от уровня 1990 г.

Ведущее положение в постсоветском пространстве остается за Россией, хотя по интенсивности внешней торговли (внешнеторговый оборот на душу населения) ее в настоящее время опережают прибалтийские республики.

В начальный период проведения реформ в Российской Федерации значение для нее рынков постсоветских республик явно недооценивалось. Эксперты, готовившие предложения для Госсовета Российской Федерации осенью 1991 г., полагали, что снижение национального дохода России в случае полного прекращения товарообмена с другими республиками может составить лишь менее 6%. Однако эта цифра оказалась намного меньше реальных потерь России.

По различным оценкам, разрыв в 1992 г. хозяйственных связей с бывшими советскими республиками явился причиной 30% падения промышленного производства России и 23% падения российского ВВП.

К потерям рынков сбыта машин и оборудования и источников ряда важных видов промышленного и продовольственного сырья добавилась неожидавшаяся ранее проблема многократного увеличения транспортной составляющей расходов России по осуществлению внешнеторговых операций с потерей прямого выхода к морю в портах, отошедших к другим республикам (Одесса, Ильичевск, Рига, Вентспилс, Таллинн и другие).

Для России утраченной оказалась значительная часть традиционных рынков сбыта продукции обрабатывающей промышленности. Это не только препятствует стабилизации и оживлению экономики, но существенно снижает влияние и роль России в бывших союзных республиках.

В результате крушения СССР в России в 90-е гг. обострилась продовольственная проблема. Потеряв традиционных поставщиков продовольствия из бывших союзных республик и не реформировав собственную продовольственную базу, Россия попала в состояние критической зависимости от импорта ряда основных видов продовольствия из стран Запада.

Возросла общая зависимость России от импорта, увеличилась доля «технологической ренты» в ее национальном доходе вследствие сворачивания производства в обрабатывающем секторе экономики России, а также в результате перераспределения «высвобожденных» ресурсов на экспорт в страны «дальнего зарубежья».

Ввоз в Россию из советских в прошлом республик обеспечивает почти 1/3 российского конечного продукта. Без этого фонд потребления российской экономики сократился бы на 18%, а фонд накопления российской экономики — почти вдвое. Что касается стран ближнего зарубежья, то экономические связи с Россией формируют треть их конечного продукта и половину фонда потребления.

Однако вышеотмеченные оценки значения межреспубликанских экономических связей для России и других стран постсоветского пространства не учитывают факт наличия неэквивалентности обмена, в результате чего происходит безвозмездная передача этой группе государств значительной части российского национального дохода.

По некоторым расчетам, в условиях эквивлентного обмена конечный продукт России увеличился бы более чем на 9%, в том числе фонд потребления — на 20% с лишним. В то же время конечный продукт остальных бывших республик СССР сократился бы в этом случае почти на 1/4, в том числе фонд накопления — более чем вдвое.

Следовательно, цена «патроната» России достаточно велика. Для нее самой — это потеря 1/10 ее конечного продукта, а для государств «ближнего зарубежья» — безвозмездное получение 1/4 их конечного продукта.

Источник

Экономические связи России со странами СНГ

Устранение технических барьеров и других ограничений, мешающих развитию взаимных торговых связей. Договор об основных принципах координации внешнеторговой политики и защиты внутреннего рынка. Экспорт, импорт, товарная структура, динамика этих показателей.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 10.11.2014
Размер файла 62,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

ЧЕБОКСАРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ

Экономические связи России со странами СНГ

по дисциплине «ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНИКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ»

Выполнил студент группы МЭ-01Д

Ильина Анастасия Андрияновна

1. Роль и значение экономических связей России со странами СНГ

2. Состояние экономических связей России со странами СНГ

2.1 Анализ внешнеторговой деятельности России со странами СНГ

2.2 Другие формы сотрудничества России со странами СНГ

3. Перспективы экономического сотрудничества России со странами СНГ

Список использованной литературы

Введение


Экономические связи со странами Содружества независимых государств (СНГ), имеют для Российской Федерации крупномасштабное геополитическое и хозяйственное значение. Будучи важнейшим компонентом евразийского региона, указанное пространство представляет собой геоэкономическую системообразующую структуру, процесс формирования которой занял не одно столетие.


Анализ роли и объемов внешнеторгового оборота России в Содружестве Независимых Государств и дальнейших перспектив СНГ крайне необходим, так как существуют различные оценки этой роли в гуманитарном, экономическом, политическом и правовом аспектах, которые требуют научного осмысления и обобщения.


Годы существования СНГ свидетельствуют о том, что Содружество в целом состоялось как политическая реальность, оно содействовало становлению новых суверенных государств, их выбору собственной модели экономических реформ и государственного строительства, развитию взаимных отношений. Немало было сделано для сохранения сложившихся духовных, гуманитарных и культурных связей.


Серьезные трудности для углубления интеграционных процессов в рамках Содружества возникают из-за разрыва хозяйственных связей, различий в содержании и темпах проводимых реформ в странах СНГ, спада производства, неустойчивости национальных валют.

Актуальность работы заключается в том, что необходимо знать, какую роль играют экономические связи России со странами СНГ в экономике страны, какое влияние оказывают страны СНГ на развитие России в целом, с какими странами наиболее развиты внешнеэкономические отношения.

Цель данной работы состоит в изучении роли России в составе Содружества Независимых Государств и анализе объемов внешнеторгового оборота России со странами СНГ.

Объектом исследования являются страны СНГ и Россия.

Предмет исследования — отношения и связи России со странами СНГ, внешнеторговый оборот между Россией и странами СНГ.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

— рассмотреть роль и значение экономических связей России со странами СНГ;

— изучить состояние экономических связей России со странами СНГ;

— проанализировать перспективы экономического сотрудничества России со странами СНГ.

1. Роль и значение экономических связей России со странами СНГ


СНГ было основано главами БССР, РСФСР и УССР путём подписания 8 декабря 1991 г. в Вискулях (Беловежская пуща) под Брестом (Белоруссия) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (известно в СМИ как Беловежское соглашение) [19].


В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что СССР прекращает своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств.


Уже 10 декабря соглашение было ратифицировано Верховными Советами Белоруссии и Украины, а 12 декабря — Верховным Советом России. 13 декабря в городе Ашхабад состоялась встреча президентов пяти центральноазиатских государств, входивших в состав СССР: Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Итогом стало Заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию, но при условии обеспечения равноправного участия субъектов бывшего Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей. Впоследствии Президент Казахстана Н. Назарбаев предложил собраться в Алма-Ате для обсуждения вопросов и принятия совместных решений.


В организованной специально для этих целей встрече приняли участие главы 11 бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины (из бывших союзных республик отсутствовали Латвия, Литва, Эстония и Грузия). Результатом стало подписание 21 декабря 1991 г. Алма-Атинской декларации, в которой излагались цели и принципы СНГ. В ней закреплялось положение о том, что взаимодействие участников организации «будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием».


Последними государствами, ратифицировавшими Алма-Атинскую декларацию, стали Азербайджан (24 сентября 1993 г.) и Молдавия (8 апреля 1994 г.), до этого являвшиеся ассоциированными членами организации. В 1993 г. действительным членом СНГ стала Грузия.


Первые годы существования организации в большей степени были посвящены организационным вопросам. На первой встрече глав государств СНГ, которая состоялась 30 декабря 1991 г. в Минске, было подписано «Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств», по которому учреждался высший орган организации, Совет глав государств. В нём каждое государство имеет один голос, а решения принимаются на основе консенсуса. Кроме того, было подписано «Соглашение Совета Глав Государств-участников Содружества Независимых Государств о Вооруженных Силах и Пограничных войсках», по которому государства-участники подтверждали своё законное право на создание собственных Вооружённых Сил.


Организационный этап завершился в 1993 г., когда 22 января, в Минске, был принят «Устав Содружества Независимых Государств», основополагающий документ организации.


Крупнейшие города СНГ — Москва, Санкт-Петербург, Ташкент, Киев, Баку, Минск, Алма-Ата.

СНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов, поэтому все государства-члены являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.

Согласно действующему Уставу Содружества Независимых Государств государствами-учредителями организации являются те государства, которые к моменту принятия Устава подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 г. Государствами-членами Содружества являются те государства-учредители, которые приняли на себя обязательства, вытекающие из Устава, в течение 1 года после его принятия Советом глав государств.

Для вступления в организацию потенциальный член должен разделять цели и принципы СНГ, приняв на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, а также получить согласие всех государств-членов.[16] Кроме того, Уставом предусматриваются категории ассоциированных членов (это государства, участвующие в отдельных видах деятельности организации на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном членстве) и наблюдателей (это государства, чьи представители могут присутствовать на заседаниях органов Содружества по решению Совета глав государств).

Действующим Уставом регламентируется порядок выхода государства-члена из Содружества. Для этого государство-член за 12 месяцев до выхода должно известить в письменном виде депозитарий Устава. При этом государство обязано полностью выполнить обязательства, возникшие в период участия в Уставе.

На данный момент государствами-участницами являются Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина.

Основными целями организации являются:

-сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

— всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;

— обеспечение прав и свобод человека;

— сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;

— взаимная правовая помощь;

— мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации.

К сферам совместной деятельности государств-членов относятся:

— обеспечение прав и основных свобод человека;

— координация внешнеполитической деятельности;

— сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;

— сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;

— охрана здоровья и окружающей среды;

— вопросы социальной и миграционной политики;

— борьба с организованной преступностью;

— сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

Высшим органом организации является Совет глав государств СНГ, в котором представлены все государства-члены и который обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью организации. Совет глав государств собирается на заседания два раза в год. Совет глав правительств СНГ координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных областях общих интересов. Собирается четыре раза в год. Все решения как в Совете глав государств, так и в Совете глав правительств, принимаются на основе консенсуса. Главы двух этих органов СНГ председательствуют поочерёдно в порядке русского алфавита названий государств-членов Содружества.

Постоянно действующий орган СНГ — Исполком СНГ в Минске (Белоруссия).

России важно сотрудничать со странами СНГ. Бывший президент России Дмитрий Медведев на заседание Совбеза и Госсовета по вопросу о политике России на пространстве СНГ 26 декабря 2011 г. отметил, что сотрудничество с СНГ для России имеет исключительное, приоритетное значение. Нашей ключевой задачей является обеспечение России стабильное и дружественное окружение и использовать совместные со странами Содружества преимущества для роста национальной конкурентоспособности, интеграции в региональные и мировые процессы, а также для развития полномасштабных гуманитарных связей и обеспечения прав соотечественников.

Другие ключевые высказывания бывшего главы государства:

— Россия должна сотрудничать со странами СНГ в преодолении кризиса, в том числе создавая новые институты и механизмы развития, чтобы быть готовыми к реализации новых проектов. Кризис в любом случае закончится, и страны СНГ должны быть готовы к запуску новых проектов.

— Межрегиональные связи способны стать немаловажным фактором противодействия кризисным явлениям, которые уже оказывают своё негативное влияние на экономики стран Содружества. Речь не идёт только о совместных действиях по нейтрализации кризиса, но и о создании новых институтов и механизмов развития.

— Ещё одной задачей межрегионального взаимодействия является превращение его в инструмент долгосрочной политики на пространстве СНГ. Надо видеть стратегические перспективы этих отношений и не замыкаться на известных накатанных моделях такого рода взаимодействия.

— Третьей ключевой задачей межрегионального взаимодействия является совершенствование законодательства, регулирующего внешние связи регионов. По этому направлению заключены сотни соглашений. Но проблемой остаётся их практическая реализация и договорная дисциплина.

— Необходимо не только расширять границы доступа на рынки товаров, услуг и капиталов, но и, с учётом курса на инновационное развитие, способствовать созданию новых ниш для взаимодействия с другими государствами. Это и совместное освоение природных богатств, и общая инфраструктура для стран СНГ.

— Формирование в России нового финансового центра с повестки дня не снимается, независимо от кризиса. Наоборот, в условиях кризиса, может быть, есть возможность достичь более быстрых результатов. Это может обеспечить доступ к финансовым ресурсам и стимулировать новые инвестиции [22].

Основой для успешного развития экономических связей являются рамочные соглашения о двустороннем сотрудничестве, соглашения о сотрудничестве в области медицинского обслуживания, а также многочисленные двусторонние соглашения, протоколы и договоры, определяющие конкретные предметы взаимоотношений сторон.

Несмотря на все трудности и противоречия, сотрудничество России с СНГ продолжается. Более того, с началом нового тысячелетия отношения между некоторыми членами Содружества, в частности, между Россией и странами Центральной Азии, стали улучшаться. Экономическая интеграция в различных формах и масштабах большинству постсоветских республик оказалась необходимой, и, по-видимому, нужда в ней будет только расти. При этом наметилось размежевание между членами СНГ, стремящимися к экономической и политической консолидации вокруг России и государствами, дистанцирующимися от нее, которые могут выйти из Содружества.

России нужно развивать связи с СНГ, также, как и СНГ нуждается в России. Содружество для России — это жизненно необходимое пространство для сохранения статуса великой державы и для обеспечения собственного устойчивого развития. Умело налаженные связи со странами Содружества могут принести России существенные выигрыши в виде доступа к минерально-сырьевой базе стран СНГ для укрепления собственной ресурсной базы; расширения рынка сбыта российской продукции; доступа к избыточной дешевой рабочей силе стран СНГ; помогут избежать нерациональной конкуренции со странами Содружества в торговле сырьевой продукцией через реализацию совместных проектов в области переработки первичных ресурсов. Страны Содружества, в свою очередь, остро нуждаются в финансовом донорстве России и преференциальном доступе на российский рынок.

Россия всегда стремилась к сохранению взаимовыгодных экономических отношений с республиками бывшего СССР. Это сотрудничество позволяет решать многие проблемы на взаимовыгодной основе.

Одним из постоянных партнеров нашей страны является Республика Беларусь, плодотворное сотрудничество с которой идет в самых различных сферах. Это Единая энергетическая система России и Белоруссии, строительство белорусского участка газопровода Ямал — Западная Европа, совместная российско-белорусская программа развития автомобильной промышленности «Развитие дизельного автомобилестроения». Торговый оборот между нашими странами постоянно растет. Россия и Казахстан подписали соглашение о создании АО «УралТЭК» на базе российских энергетических предприятий Урала и Экибастузской ГРЭС-2 (Казахстан). Увеличена пропускная способность нефтепровода Атырау-Самара и повышена экспортная квота Казахстана на прокачку нефти по территории России с 6 до 9 млн. т в год.

Через территорию Белоруссии проходят важнейшие магистрали, соединяющие Россию со странами Европы, на Украине (в Севастополе) расположена база Черноморского военно-морского флота России, со многими странами продолжают развиваться экономические, культурные и научные связи. Во многом это возможно благодаря сохранению добрососедских отношений с бывшими союзными республиками и русскому языку — языку межнационального общения. При этом доля внешнеторгового оборота России со странами СНГ значительно уступает странам дальнего зарубежья, и, прежде всего странам Европы. Довольно тесные контакты между регионами стран можно рассматривать в качестве одного из инструментов долгосрочной политики России на этом пространстве. В этой связи следует непросто расширять границы доступа на рынки товаров, услуг и капиталов, но и, с учетом курса на инновационное развитие, способствовать созданию новых ниш для взаимодействия с другими государствами. И, прежде всего это касается совместного освоения природных богатств и общей инфраструктуры стран СНГ. В связи с тем, что кризис привел к сокращению импорта из стран дальнего зарубежья, то сейчас имеют место отличные возможности для экономического развития стран.

Одним из ярких примеров экономической интеграции является Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии.

Несмотря на определенные трудности экономического и политического характера, деятельность России в рамках СНГ показала нецелесообразность разрушения старых экономических связей. Страны СНГ обладали единой энергосистемой, системой транспорта и телекоммуникаций и производственных связей, сохранившихся со времен СССР. Таким образом, необходимо было искать новые формы развития. До настоящего времени деятельность СНГ являлась недостаточно эффективной, и поэтому не приносила желаемых результатов. Это связано, прежде всего, с тем, что страны СНГ до сих пор не выработали единой экономической стратегии — каждой из них приходится самостоятельно решать проблемы выхода на мировой рынок и выбора партнеров в мировом сообществе.

Помимо торговли, развиваются производственные связи, например, совместное строительство различных объектов. Россия и Туркменистан участвуют в строительстве новых автомобильных и железных дорог на восточном берегу Каспия, в создании новой паромной переправы и прокладке трубопроводов. Россия участвует в поиске, разведке и подготовке к эксплуатации газовых месторождений Туркмении.

Таким образом, сложившиеся связи между странами СНГ способствует экономическому развитию стран. О состоянии экономических связей повествует вторая глава.

2. Состояние экономических связей России со странами СНГ


В соответствии с законодательством РФ под определением внешнеэкономическая деятельность понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) [10, с. 394]


Внешнеэкономическое сотрудничество России и стран СНГ осуществляется на основе межправительственных двусторонних соглашений о свободной торговле, которые были заключены в 1992-1993 гг. Фиксируя отсутствие межгосударственных барьеров в торговле, двусторонний режим свободной торговли характеризуется значительными административными издержками, связанными с определением страны происхождения товара и проведением соответствующего контроля, периодически возникающими торговыми конфликтами, а также сохраняющимися изъятиями в отношении экспорта и импорта некоторых товаров.


Режим свободной торговли между Россией и странами СНГ предусматривает осуществление взаимной торговли без ввозных таможенных пошлин и применения количественных ограничений. При этом экспорт российских товаров в страны СНГ (кроме членов ЕврАзЭС) не освобождается от обложения вывозными таможенными пошлинами: на ряд российских экспортных топливно-сырьевых товаров и материалов (около 400 тарифных позиций) установлены экспортные пошлины. Режим свободной торговли между Россией и странами СНГ, не входящими в ЕврАзЭС, предусматривал изъятия по наиболее чувствительным товарам. Наиболее часто из режима свободной торговли исключались подакцизные товары (табак и табачные изделия, алкогольные напитки), а также сахар. К настоящему времени таких ограничений осталось очень немного, и они подлежат постепенной отмене. Например, в соответствии с графиком отмены изъятий из режима свободной торговли между Россией и Украиной с января 2006 г. ликвидирована ввозная пошлина на табак и кондитерские изделия, с января 2010 г. — на спирт; с 1 января 2013 г. отменена пошлина на сахар белый [13, с.25].


В рамках ЕврАзЭС режим свободной торговли действует без каких-либо изъятий и ограничений в отношении ввозных или вывозных таможенных пошлин. Исключением является экспортная пошлина, действующая на поставки нефти в Белоруссию с 2007 г.


Особенностью экономических связей России и Украины является широкое использование нетарифных ограничений в форме антидемпинговых пошлин и специальных защитных мер. В частности, на начало октября 2009 г. на Украине действовало или находилось в стадии рассмотрения 14 защитных процедур в отношении российских товаров, в России — 6 против украинских товаров. Специальные защитные расследования против российских товаров были возбуждены в 2008-2009 гг. Казахстаном (кондитерские изделия, вата, кровельные материалы) и Киргизией (сахар белый, мука).


Использование защитных процедур в России и ряде стран СНГ связано с активизацией политики по защите отечественных товаропроизводителей от недобросовестного или резко возросшего импорта, а также стремлением улучшить конкурентные позиции на внутреннем рынке страны-партнера. Однако, кроме России и Украины, другие страны СНГ относительно редко применяют специальные защитные и, особенно, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров. Причинами выступают не только отсутствие необходимого опыта, но и широкое использование административных нетарифных мер, ограничивающих взаимную торговлю.


Экономические отношения России с Белоруссией и Украиной осложнены «торговыми войнами». С Белоруссией в 2004 г. возник конфликт с ценами на российский природный газ, и «Газпром» впервые в российской истории приостановил его отгрузки. На рубеже 2006-2007 гг. конфликт был связан с введением Россией экспортной пошлины на нефть; на рубеже 2009-2010 гг. — с отменой с 1 января 2010 г. понижающего коэффициента пошлины на объем нефти, превышающий внутренние потребности страны (6,3 млн. т). Позиция российской стороны обоснована потерями, которые несет российский бюджет, а также снижением конкурентоспособности российских нефтеперерабатывающих предприятий на внешнем рынке.


«Торговые войны» с Украиной обусловлены просрочками платежей за поставляемый природный газ и несанкционированным его отбором украинской стороной. Полное прекращение экспорта и транзита газа через территорию Украины в январе 2009 г. привело к таким негативным последствиям, как остановка ряда промышленных предприятий в Европе, уменьшение снабжения бытового сектора. «Энергетические» войны нанесли материальный и моральный ущерб обеим сторонам конфликта, подорвали международный престиж России как надежного поставщика энергоресурсов.


Эти и другие торговые споры между Россией и странами Содружества разрешаются на двустороннем уровне политическими средствами; многосторонний механизм урегулирования взаимных претензий в рамках СНГ отсутствует.


На внешнем рынке Россия и другие страны СНГ выступают по ряду товаров как конкуренты, а не партнеры (связано со схожестью экспортного ассортимента), что усиливает противоречия между ними. На рынке Евросоюза Украина соперничает с Россией по большей части экспортного ассортимента, Белоруссия — по удобрениям, пластмассам, нефтепродуктам, производимым с использованием российского сырья, Казахстан — по продуктам неорганической химии, черным и цветным металлам.


Начиная с 2010 года наблюдается устойчивый умеренный рост стоимостных объемов торговли России и стран СНГ. Преодоление последствий финансового кризиса и экономического спада в мировом хозяйстве положительно скажется на динамике взаимных экономических связей. Фактором, который может оказать стимулирующее влияние на расширение взаимной торговли, является формирование многосторонней зоны свободной торговли в рамках СНГ, намеченное Стратегией экономического развития СНГ на период до 2020 г. [8, с.29]


Исходя из данных таблицы 1, в наибольшей степени внешнеторговый оборот увеличился у Азербайджана, Туркмении и Украины; аутсайдером стала Киргизия, чей внешнеторговый оборот уменьшился на 8,6%.


Таблица 1 Внешнеторговый оборот РФ и стран СНГ за 2010-2011 гг.

Источник

Оцените статью