- Экономические отношения россии с другими странами снг
- Экономические отношения россии с другими странами снг
- Роль России в СНГ
- Готовые работы на аналогичную тему
- Состояние и перспективы экономических связей России и стран СНГ
- Конкуренты России на пространстве СНГ
- Экономические отношения россии с другими странами снг
Экономические отношения россии с другими странами снг
Рассмотрим особенности экономического взаимодействия России и стран СНГ.
Экономические отношения с республиками бывшего СССР, составляющими вместе с Россией постсоветское пространство, имеют для нашей страны крупномасштабное геополитическое и хозяйственное значение.
Будучи важнейшим компонентом евразийского региона, указанное пространство представляет собой геоэкономическую системообразующую структуру, процесс формирования которой занял не одно столетие.
После резкого сокращения вследствие разрушения в 1991 г. Советского Союза экономическое взаимодействие России и стран СНГ стало восстанавливаться и приобретать интеграционный характер. Можно утверждать поэтому, что указанный процесс испытывает тенденцию к постепенному развитию. Однако такое развитие происходит на принципиально иной основе по сравнению с годами советской власти.
На смену централизованной плановой системе управления пришло использование рыночных рычагов межгосударственного взаимодействия. В данном случае большинство вопросов решается на микроуровне, т.е. непосредственно между хозяйствующими субъектами на основе принципов взаимной выгоды и равенства сотрудничающих сторон.
К 2000 г. общий объем взаимного товарооборота между бывшими союзными республиками составлял 40% от уровня 1990 г.
Ведущее положение в постсоветском пространстве остается за Россией, хотя по интенсивности внешней торговли (внешнеторговый оборот на душу населения) ее в настоящее время опережают прибалтийские республики.
В начальный период проведения реформ в Российской Федерации значение для нее рынков постсоветских республик явно недооценивалось. Эксперты, готовившие предложения для Госсовета Российской Федерации осенью 1991 г., полагали, что снижение национального дохода России в случае полного прекращения товарообмена с другими республиками может составить лишь менее 6%. Однако эта цифра оказалась намного меньше реальных потерь России.
По различным оценкам, разрыв в 1992 г. хозяйственных связей с бывшими советскими республиками явился причиной 30% падения промышленного производства России и 23% падения российского ВВП.
К потерям рынков сбыта машин и оборудования и источников ряда важных видов промышленного и продовольственного сырья добавилась неожидавшаяся ранее проблема многократного увеличения транспортной составляющей расходов России по осуществлению внешнеторговых операций с потерей прямого выхода к морю в портах, отошедших к другим республикам (Одесса, Ильичевск, Рига, Вентспилс, Таллинн и другие).
Для России утраченной оказалась значительная часть традиционных рынков сбыта продукции обрабатывающей промышленности. Это не только препятствует стабилизации и оживлению экономики, но существенно снижает влияние и роль России в бывших союзных республиках.
В результате крушения СССР в России в 90-е гг. обострилась продовольственная проблема. Потеряв традиционных поставщиков продовольствия из бывших союзных республик и не реформировав собственную продовольственную базу, Россия попала в состояние критической зависимости от импорта ряда основных видов продовольствия из стран Запада.
Возросла общая зависимость России от импорта, увеличилась доля «технологической ренты» в ее национальном доходе вследствие сворачивания производства в обрабатывающем секторе экономики России, а также в результате перераспределения «высвобожденных» ресурсов на экспорт в страны «дальнего зарубежья».
Ввоз в Россию из советских в прошлом республик обеспечивает почти 1/3 российского конечного продукта. Без этого фонд потребления российской экономики сократился бы на 18%, а фонд накопления российской экономики — почти вдвое. Что касается стран ближнего зарубежья, то экономические связи с Россией формируют треть их конечного продукта и половину фонда потребления.
Однако вышеотмеченные оценки значения межреспубликанских экономических связей для России и других стран постсоветского пространства не учитывают факт наличия неэквивалентности обмена, в результате чего происходит безвозмездная передача этой группе государств значительной части российского национального дохода.
По некоторым расчетам, в условиях эквивлентного обмена конечный продукт России увеличился бы более чем на 9%, в том числе фонд потребления — на 20% с лишним. В то же время конечный продукт остальных бывших республик СССР сократился бы в этом случае почти на 1/4, в том числе фонд накопления — более чем вдвое.
Следовательно, цена «патроната» России достаточно велика. Для нее самой — это потеря 1/10 ее конечного продукта, а для государств «ближнего зарубежья» — безвозмездное получение 1/4 их конечного продукта.
Источник
Экономические отношения россии с другими странами снг
СНГ – это Содружество Независимых Государств По данной теме мы уже выполнили реферат Содружество Независимых Государств подробнее , объединяющее 10 стран бывших советских республик, и решающее задачи политической, экономической, культурной интеграции.
Роль России в СНГ
Содружество Независимых Государств было образовано 8 декабря 1991 года, в рамках Беловежских договоренностей. Первоначально состав СНГ включал в себя 11 стран, к которым позднее в 1993 году присоединилась Грузия. Изначально Содружество рассматривалась как форма реформирования советской системы, реинтеграция бывших республик на новом уровне взаимодействия, которая должна была поспособствовать их становлению как независимых государств, с сохранением старых экономических, военных взаимосвязей.
Готовые работы на аналогичную тему
Вместе с тем, несмотря на формальное соглашение с целями и задачами СНГ, фактически страны-участники осуществляли противоположную деятельность, направленную на активный поиск новых международных партнеров, прямую интеграцию в состав НАТО По данной теме мы уже выполнили творческую работу Основные направления сотрудничества России и НАТО подробнее или ЕС, а также использования взаимных соглашений в рамках СНГ в первую очередь для получения преимуществ, дешевых ресурсов, и рынков сбыта для собственных товаров.
Россия играет в рамках функционирования всей системы СНГ значительную роль, как наиболее крупное, экономически развитое, и стабильное государство. На первом этапе функционирования СНГ в 1991-1992 годах Россия продолжала поставки дешевого сырья и энергоресурсов в страны СНГ, а также финансовую поддержку бывших республик. Кризис СНГ 1993 года во многом был связан с окончательной переориентацией России на рыночную систему экономики, в том числе и в отношении внешнеэкономических связей, что привело к резкому росту цен на энергоносители для других стран. Во многом именно напряженные политические отношения России и Грузии По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Российско-грузинские отношения подробнее , а также и Украины, привели к выходу данных стран из Содружества.
Именно от действий России, ее способностей предложить интересные условия партнерства, экономического сотрудничества и интеграции, зависит дальнейшая судьба СНГ, существование или окончательная деградация данной организации, ее замена региональными профильными образованиями, такими как ЕАЭС, ОДКБ По данной теме мы уже выполнили реферат Особенности деятельности ОДКБ подробнее и т.д.
Состояние и перспективы экономических связей России и стран СНГ
Характерными сторонами экономических взаимоотношений России и стран СНГ можно считать следующие особенности:
- большое значение сырьевых отраслей в экономике стран;
- низкую конкурентоспособность промышленной продукции;
- ориентацию в импорте высокотехнологичных продуктов, наукоемких и инновационных изделий на страны дальнего зарубежья;
- тесные взаимосвязи производств стран СНГ, особенно в оборонной сфере;
- наличие развитой транспортной инфраструктуры между странами СНГ.
Таким образом, существуют как значительные препятствия, так и благоприятствующие факторы в отношении развития внешнеэкономических связей России со странами СНГ. Следует отметить, что для самой России страны СНГ не являются крупнейшими экономическими партнерами, она в большей степени ориентирована на экспорт сырья и полуфабрикатов в Евросоюз По данной теме мы уже выполнили реферат Европейский Союз подробнее , а также импорт из Китая, ЕС и других стран дальнего зарубежья, в то время как импорт из стран СНГ не превышает 30%.
Аналогичная картина характерна и для самих стран-участниц СНГ, их взаимный товарооборот, а также инвестиции невысоки. Причиной этого является слабость и неразвитость производственного сектора экономики, отсутствие высокотехнологичных производств, продукты которых могли бы конкурировать с зарубежными товарами. При доминировании сырьевого сектора в экономике как России, так и многих ее партнеров – Казахстана, Туркменистана, Азербайджана, развитие инновационных, наукоемких и высокотехнологичных производств практически не происходит, а ниша стран в мировой системе разделения труда остается незавидной позицией дешевой сырьевой базы. В таких условиях экономика стран становится крайне зависимой от внешних факторов, в первую очередь от потребностей в энергоресурсах стран-потребителей, а также колебании цен, и снижает эффективность экономических интеграционных процессов и соглашений между странами СНГ.
Взаимная незаинтересованность низкокачественной продукцией, а также низкая емкость и платежеспособность рынков стран СНГ дает основания для пессимистических прогнозов развития торговых связей России и СНГ. В тоже время ряд исследователей выделяет в первую очередь позитивные моменты.
В частности, структурные связи между промышленными предприятиями стран СНГ сохранились еще с советского периода, в первую очередь это касается оборонной отрасли, авиа и кораблестроения, космической отрасли, на которые и приходится основной объем промышленной торговли России и стран СНГ. Также значительный объем приобретает трудовая миграция, для ряда стран Содружества – Таджикистана, Молдавии, Киргизии, Армении денежные переводы трудовых мигрантов составляют до 40% ВВП. Кроме того, сохраняется единая транспортная инфраструктура стран СНГ, которая получает свое дальнейшее развитие и в настоящее время. Юридическое обеспечение экономической интеграции происходит в рамках межнациональных организаций и двусторонних отношений.
Конкуренты России на пространстве СНГ
В рамках внешнеэкономических процессов, и интеграции со странами СНГ, Россия сталкивается с достаточно жесткой конкуренции целого ряда государств и блоков:
Евросоюз выступает для стран СНГ с одной стороны наиболее крупным экспортером высокотехнологичной продукции, а с другой импортером энергоресурсов и полуфабрикатов. Длительное время сотрудничество с ЕС влекло за собой дезинтеграционные процессы в СНГ, в частности с усилением сотрудничества с ЕС связан выход Украины из СНГ и Таможенного союза. Однако по мнению экспертов, СНГ может выступить в будущем для ЕС выгодным в качестве именно системного партнера, для противостояния экономической экспансии США и Китая.
Китай достаточно активно развивает свое сотрудничество со странами среднеазиатского региона, наращивая как товарооборот, так и объем инвестиций, вкладываемых в добывающую отрасль и инфраструктуру. Сотрудничество Китая со странами СНГ строится в рамках Шанхайской По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Становление и развитие Шанхайской Организации Сотрудничества подробнее организации сотрудничества, а также проекта Нового Шелкового пути, который согласно одному из вариантов может проходить через страны Центральной Азии По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Проблемы обеспечения безопасности в Центральной Азии подробнее в обход России.
Интересы США в регионе имеют прежде всего политический характер. США не взаимодействует со странами СНГ как серьезный торговый партнер, но вкладывает значительный объем средств в инвестирование добывающей промышленности сырьевых стран.
Серьезным конкурентом России является также Турция По данной теме мы уже выполнили реферат Турция подробнее , которая наращивает товарооборот со странами Закавказья, а также предлагает альтернативные пути транспорта газа и нефтепродуктов в Европу.
Источник
Экономические отношения россии с другими странами снг
Внешнеторговый оборот России со странами указанных регионов в период с января по август 2019 года составил 359,9 млрд. долл. США (- 3,3 %), в том числе, экспорт составил 232 млрд. долл. США (- 4,2 %), импорт – 127,9 млрд. долл. США (- 1,7 %). Положительное сальдо России в торговле со странами Азии, Америки, Африки, Ближнего Востока, Европы и Австралией в период с января по август 2019 г. составило 104 млрд. долл. США. При этом доля стран в объеме экспорта России выросла на 0,02 %. Ведущими российскими торговыми партнерами (порядка 61,8 % объема торговли) по-прежнему являются Китай (16,2%), Германия (8 %), Нидерланды (7,71 %), Турция (4,1 %), США (4,05 %), Республика Корея (3,88 %), Италия (3,82 %), Польша (2,5 %), Финляндия (2,16 %), Великобритания (2,16 %), Франция (2,11 %), Индия (1,55 %), Бельгия (1,45 %), Чехия (1,28 %) и Египет (0,93 %).
В большинстве стран этих регионов реализуются крупные государственные программы, проекты, направленные на модернизацию и развитие отдельных отраслей экономики – энергетики, транспортной инфраструктуры, машиностроения, добычи полезных ископаемых, сельского хозяйства. Это определяет интерес к выходу на данные рынки российских компаний, обладающих необходимой востребованной продукцией, технологиями и компетенциями.
Важными составляющими этой работы являются разработка двусторонних стратегий сотрудничества, совершенствование нормативно-правовой базы, выявление и снятие ограничений и барьеров в торговле, проведение международных мероприятий и решение «точечных» проблемных вопросов в интересах отечественного бизнеса.
С крупнейшими зарубежными экономическими партнерами активно развиваются специальные форматы сотрудничества:
- С Китаем – Соглашение о Евразийском экономическом партнерстве, сопряжение строительства ЕврАзЭС и концепции «ОПОП».
- С Республикой Корея – дорожная карта реализации концепции «Девяти мостов».
- С Индией – Экономический стратегический диалог, Стратегии действий по активизации российско-индийского экономического сотрудничества на период 2019-2021 гг.
- С Египтом – стратегическое партнерство.
- Со странами Африки – новая концепция экономического взаимодействия.
- С Германией – Декларация о двусторонней инициативе «Партнерство для эффективности».
- С Францией – дорожная карта по реализации Совместного заявления Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства экономики и финансов Французской Республики по «новому российско-французскому партнерству для экономики будущего».
Универсальным механизмом постоянного взаимодействия в торгово-экономической сфере с иностранными партнерами, а также средством сопровождения проектов российских экономических операторов является деятельность межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК).
В настоящее время Департамент развития двустороннего сотрудничества обеспечивает функционирование секретариатов 95 МПК. С января 2019 года проведено 35 заседаний МПК (9 высокого уровня) и 26 встреч сопредседателей МПК.
Источник