Экономические отношения россии со странами ближнего зарубежья
Суверенная Россия стала правопреемницей СССР на международной арене. Важнейшими направлениями российской внешней политики являются: 1. Отношения России со странами «ближнего зарубежья» После распада СССР в ДК 1991 страны, вышедшиё из его состава, создали Содружество Независимых Государств (СНГ). В настоящее время в состав СНГ вошли все бывшие республики Советского Союза, исключая прибалтийские. Позднее др.вступила в СНГ Грузия. 15 МЙ 1992 страны СНГ подписали Договор о коллективной безопасности, а 22 ЯН 1993 — Устав СНГ. Однако развитие СНГ проходит с немалыми сложностями, поскольку новые государства руководствуются различными, зачастую противоположными интересами, а многие политики в бывших союзных республиках испытывают опасения по поводу имперских амбиций Москвы. Отношения м.бывшими советскими республиками осложнились необходимостью урегулирования споров м.вошедшими в него государствами, в т.ч. в военной области. Все страны СНГ получили право на создание собственных вооружённых сил. Первоначально было сформировано Главное командование Объединенных вооружённых сил СНГ, Но затем начался раздел вооружённых сил, инициатором которого выступила Украина. Все страны СНГ создали национальные армии. Контроль над ядерным оружием остался в руках России. Белоруссия и Украина заявили о своем желании избавиться от ядерного оружия, размещенного на их территории, и согласились на его вывоз в Россию для уничтожения. Однако весной 1992 Украина приостановила вывод ядерного оружия в Россию. Казахстан настаивал на своем праве распоряжаться находящимся на его территории ядерным оружием. Однако под нажимом России и США Украина и Казахстан отказались от притязаний на ядерное оружие, ратифицировали договор СНВ-1 и договор о нераспространении ядерного оружия. Окончательное утверждение безъядерного статуса этих государств затянулось до 1994. В военно-космической области Россия тесно сотрудничает с Казахстаном, на территории которого расположен космодром Байконур, взятый Россией в аренду на 20 лет. Однако в России действуют и собственные космодромы (Плесецк и Свободный). Это ослабляет зависимость России от Казахстана в реализации космических программ (в связи с авариями российских ракет Казахстан несколько раз приостанавливал эксплуатацию Байконура). Отношения м.Россией и Украиной осложняются вопросом о судьбе Черноморского флота (ЧФ). В АВ 1992 он был выведен из состава Объединенных вооружённых сил СНГ и передан в совместное управление России и Украины. В ИН 1995 президенты России и Украины, договорились о принципах раздела ЧФ и определили места базирования российских и украинских военно-морских сил. Окончательно урегулировать эту проблему удалось лишь в МЙ 1997 Россия сохранила 87% кораблей ЧФ и получила право на аренду военно-морской базы в Севастополе. 31 МЙ 1997 Россия и Украина подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве. Т.н.м. и в настоящее время Украина пытается добиться от России новых уступок, связанных с российским военным присутствием в Крыму. М.Россией и др.бывшими советскими республиками существуют и иные спорные вопросы. Большие возражения встречает в России предоставление преимуществ «титульным нациям» в странах Балтии: жесткие требования к владению государственными языками при предоставлении гражданства и приёме на работу, ускоренное вытеснение русского языка из сферы образования, иные формы дискриминации «неграждан». Россию возмущают активизация бывших фашистов и преследования ветеранов Советской Армии в Латвии. Страны Балтии недвусмысленно заявили о стремлении вступить в НАТО, но Россия решительно противодействует их приёму в Североатлантический блок. Отношения м.Россией и Украиной осложняются спорами о статусе Севастополя. Многие российские политики, в частности Ю. М. Лужков, настаивают на том, что в момент передачи Крыма из состава РСФСР в состав Украины в 1954 Севастополь не находился в административном подчинении Крымской области и потому юридически остался российским городом. На Украине претензии российских политиков на Севастополь вызывают крайне болезненную реакцию. В свою очередь, Россия недовольна сотрудничеством Украины с НАТО, в частности, проведением совместных военно-морских маневров сил Украины и НАТО в Черном море. Антироссийские политические силы на Украине оказывают поддержку чеченским сепаратистам. Внешняя политика современной России В экономической области российско-украинские отношения также остаются непростыми, т.к. Украина в течение длительного времени нерегулярно платит за потребляемый ею российский газ. На российско-украинской границе установлены таможни, причём таможенные правила постепенно ужесточаются. Достаточно тесно сотрудничает Россия с Арменией, считающей Москву важнейшим стратегическим союзником. Азербайджан, напротив, постепенно сближается с Турцией, хотя Россия не поддержала Армению в споре из-за Карабаха. Во многом отдаление Азербайджана от России вызвано спорами из-за добычи и транспортировки нефти шельфа Каспийского моря. Россия выступает в роли посредника в грузино-абхазском конфликте. Однако Грузия обвиняет Россию в поддержке сепаратистов в Абхазии и постепенно сближается с НАТО и США. В 2000 российские войска окончательно покидают базы в Грузии. Одним из наиболее важных партнёров России в рамках СНГ является Казахстан. Эта страна входит в таможенный союз, включающий также Россию, Киргизию и Белоруссию. Однако и в Казахстане наблюдается давление на русскоязычное население. Особенно сложное положение сложилось в северных областях страны, населённых преимущественно русскими и украинцами. Здесь существуют влиятельные политические движения, выступающие за отделение от Казахстана и присоединение к России. Они находят поддержку определённых политических сил и СМИ России. В Казахстане это воспринимается как посягательство на территориальную целостность страны. Наиболее близким партнёром России в Средней Азии является Киргизия. Узбекистан постепенно переориентируется на боле тесные связи с Пакистаном, Ираном и Турцией, а также на интеграцию под своим лидерством среднеазиатских государств. Отдаление Узбекистана от России сдерживается растущей угрозой со стороны афганских талибов и потребностью в российской военной поддержке. В Таджикистане, раздираемом гражданской войной, влияние России весьма значительно. В 1997 при посредничестве России м.правительством Таджикистана и таджикской оппозицией было подписано Соглашение о прекращении боевых действий и создании комиссии по национальному примирению. Южные границы Таджикистана охраняют российские войска (201-я дивизия). Россия вынуждена брать на себя охрану южных границ бывшего СССР, т.к. в противном случае их станут беспрепятственно пересекать террористы и торговцы наркотиками и оружием. Обустройство же собственных тысячекилометровых границ России с Казахстаном и др.южными соседями слишком дорого. В последнее время в рамках СНГ стало складываться тесное сотрудничество Узбекистана, Туркменистана, Азербайджана, Грузии и Украины. В определённых случаях это невыгодно России, как, напр., в ситуации с поставками Украине туркменского газа. Наиболее тесно развивается сотрудничество м.Россией и Белоруссией. В АП 1996 подписан Договор о создании Сообщества России и Белоруссии. В 1997 Сообщество стало Союза России и Белоруссии. 23 МЙ 1997 принят Устав Союза. Российско-белорусский союз постепенно тяготеет к превращению в конфедерацию. Ведется подготовка к переходу на единую валюту. Граждане России и Белоруссии имеют право свободно перемещаться, проживать и владеть имуществом на территории обеих стран. В повестке дня стоит вопрос о создании единого государства. Однако на этом пути есть и немало препятствий. Белорусская экономическая система принципиально отличается от российской, т.к. в Белоруссии не осуществлены важнейшие рыночные преобразования. Политическая система современной Белоруссии крайне авторитарна, что вызывает серьезные опасения у демократически настроенных российских политиков. Деятельность президента Белоруссии А. Г. Лукашенко встречает резкую критику в мире и внутри страны. Белорусская оппозиция считает его правление незаконным, т.к. Лукашенко продлил свои полномочия с нарушением Конституции. В 2000 в Белоруссии неоднократно проходили митинги, требующие остановить процесс интеграции с Россией, который, по мнению оппозиции, обернется поглощением Белоруссии. В свою очередь, многие российские политики высказывают мнение, что объединение возможно лишь путем вхождения Белоруссии в состав России. Источник Экономические отношения россии со странами ближнего зарубежьяСамая крупная страна СНГ — Россия до сих пор не могла, а иногда и не хотела поддерживать своими ресурсами процесс интеграции. Инвестиции из дальнего Зарубежья и ссуды многократно перекрывали внутрирегиональные и стали для многих стран СНГ, по существу, главным условием выживания. Товарооборот России со странами СНГ в период 1992—1999 гг. вырос в 1,3 раза, но при этом развивался очень неравномерно и испытал больше падений, чем взлетов. Среди стран СНГ главными внешнеторговыми партнерами России выступали: Россия является партнером номер один во внешнеторговом обороте всех стран СНГ. Особенно внушительным значением обладает она в экспорте и импорте Украины. В структуре вывоза из России в страны СНГ традиционно преобладают топливно-энергетические и сырьевые ресурсы, но относительно невелика доля продукции обрабатывающих отраслей. При этом сырьевая направленность российского экспорта усиливается, а доля машиностроительной продукции в вывозе падает. Товарная структура импорта в Россию из стран СНГ примерно такова же, как и из дальнего зарубежья. Его ведущей статьей являются машины, оборудование и продовольственные товары, а также металлы и трубы. В экономических отношениях со странами СНГ Россия в 90-е годы фактически выступала как нетто-импортер машин и оборудования. Условно считается, что до 1991 г. во внешнеторговом обороте РСФСР на долю остальных республик СССР приходилось примерно 60%. В дальнейшем в результате практически ежегодного сокращения внешней торговли с бывшими советскими республиками их доля в обороте экспортно-импортной торговли России к 2000 г. упала до уровня в 18%. В 1990-е гг. одним из главных факторов, препятствовавших развитию экономических связей России со странами СНГ, была высокая степень инфляции в большинстве этих государств. Особенно серьезный удар по этому сектору внешнеэкономической деятельности был нанесен разразившимся в августе 1998 г. валютно-финансовым кризисом в России. Все это предопределило и продолжает предопределять повсеместное развитие хозяйственного взаимодействия фирм и предприятий России и других стран СНГ. Источник Экономические отношения россии со странами ближнего зарубежьяРассмотрим особенности экономического взаимодействия России и стран СНГ. Экономические отношения с республиками бывшего СССР, составляющими вместе с Россией постсоветское пространство, имеют для нашей страны крупномасштабное геополитическое и хозяйственное значение. Будучи важнейшим компонентом евразийского региона, указанное пространство представляет собой геоэкономическую системообразующую структуру, процесс формирования которой занял не одно столетие. После резкого сокращения вследствие разрушения в 1991 г. Советского Союза экономическое взаимодействие России и стран СНГ стало восстанавливаться и приобретать интеграционный характер. Можно утверждать поэтому, что указанный процесс испытывает тенденцию к постепенному развитию. Однако такое развитие происходит на принципиально иной основе по сравнению с годами советской власти. На смену централизованной плановой системе управления пришло использование рыночных рычагов межгосударственного взаимодействия. В данном случае большинство вопросов решается на микроуровне, т.е. непосредственно между хозяйствующими субъектами на основе принципов взаимной выгоды и равенства сотрудничающих сторон. К 2000 г. общий объем взаимного товарооборота между бывшими союзными республиками составлял 40% от уровня 1990 г. Ведущее положение в постсоветском пространстве остается за Россией, хотя по интенсивности внешней торговли (внешнеторговый оборот на душу населения) ее в настоящее время опережают прибалтийские республики. В начальный период проведения реформ в Российской Федерации значение для нее рынков постсоветских республик явно недооценивалось. Эксперты, готовившие предложения для Госсовета Российской Федерации осенью 1991 г., полагали, что снижение национального дохода России в случае полного прекращения товарообмена с другими республиками может составить лишь менее 6%. Однако эта цифра оказалась намного меньше реальных потерь России. По различным оценкам, разрыв в 1992 г. хозяйственных связей с бывшими советскими республиками явился причиной 30% падения промышленного производства России и 23% падения российского ВВП. К потерям рынков сбыта машин и оборудования и источников ряда важных видов промышленного и продовольственного сырья добавилась неожидавшаяся ранее проблема многократного увеличения транспортной составляющей расходов России по осуществлению внешнеторговых операций с потерей прямого выхода к морю в портах, отошедших к другим республикам (Одесса, Ильичевск, Рига, Вентспилс, Таллинн и другие). Для России утраченной оказалась значительная часть традиционных рынков сбыта продукции обрабатывающей промышленности. Это не только препятствует стабилизации и оживлению экономики, но существенно снижает влияние и роль России в бывших союзных республиках. В результате крушения СССР в России в 90-е гг. обострилась продовольственная проблема. Потеряв традиционных поставщиков продовольствия из бывших союзных республик и не реформировав собственную продовольственную базу, Россия попала в состояние критической зависимости от импорта ряда основных видов продовольствия из стран Запада. Возросла общая зависимость России от импорта, увеличилась доля «технологической ренты» в ее национальном доходе вследствие сворачивания производства в обрабатывающем секторе экономики России, а также в результате перераспределения «высвобожденных» ресурсов на экспорт в страны «дальнего зарубежья». Ввоз в Россию из советских в прошлом республик обеспечивает почти 1/3 российского конечного продукта. Без этого фонд потребления российской экономики сократился бы на 18%, а фонд накопления российской экономики — почти вдвое. Что касается стран ближнего зарубежья, то экономические связи с Россией формируют треть их конечного продукта и половину фонда потребления. Однако вышеотмеченные оценки значения межреспубликанских экономических связей для России и других стран постсоветского пространства не учитывают факт наличия неэквивалентности обмена, в результате чего происходит безвозмездная передача этой группе государств значительной части российского национального дохода. По некоторым расчетам, в условиях эквивлентного обмена конечный продукт России увеличился бы более чем на 9%, в том числе фонд потребления — на 20% с лишним. В то же время конечный продукт остальных бывших республик СССР сократился бы в этом случае почти на 1/4, в том числе фонд накопления — более чем вдвое. Следовательно, цена «патроната» России достаточно велика. Для нее самой — это потеря 1/10 ее конечного продукта, а для государств «ближнего зарубежья» — безвозмездное получение 1/4 их конечного продукта. Источник |