Экономические отношения россии со странами снг курсовая работа

Торгово-экономические отношения РФ со странами СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – описать торгово-экономические взаимоотношения Российской Федерации и стран, входящих в СНГ.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1История России и СНГ…………………………………………………. 5
1.1 История создания СНГ………………………………………………………5
1.2 История создания взаимоотношений СНГ с Россией 9
Глава 2 Торгово-экономичекие связи России и СНГ……………………….11
2.1 Динамика торгово-экономических связей между Россией и СНГ 11
2.2 Проблемы и перспективы взаимоотношений России и СНГ в торгово-экономической сфере 18
Глава 3 Формы экономический отношений …………………………………….26
Заключение 29
Список литературы 33

Содержимое работы — 1 файл

курсовая экт.doc

Введение

Актуальность данной работы вызвана тем, что страны Содружества независимых государств (СНГ) являются не только одними из ближайших географически торгово-экономических партнеров России, но также тесно связаны десятками лет общей истории в составе СССР, что не могло не отложить серьезный отпечаток на все аспекты экономического сотрудничества, товарооборота и т.п. Поэтому необходимо ясно представлять себе взаимоотношения России с республиками бывшего СССР (кроме прибалтийских государств), которые в настоящее время оформлены в рамках СНГ. Содружество является состоявшейся экономической организацией, в которой происходит собственная экономическая политика, с учетом договорных обязательств с другими странами-участниками СНГ.

Читайте также:  Список стран по человеческому развитию

В современных условиях динамичное развитие торгово-экономических взаимоотношений России со странами-участницами СНГ приобретает особую значимость, определяя в значительной степени ее геополитические позиции как на постсоветском, так и на евразийском пространстве, а также в мире в целом. Эти отношения претерпели существенные изменения с момента распада СССР. Сложившаяся в настоящее время ситуация требует долгосрочных политических и экономических инициатив решений, и, в первую очередь, должного осмысления реальных экономических перспектив Содружества как целого. Для этого требуется разработка, в частности, комплексной стратегии развития торгово-экономических взаимоотношений России со странами СНГ, на основании которой стало бы возможным принятие обоснованных решений по самому широкому спектру вопросов их экономического взаимодействия 1 .

Объект исследования – торгово-экономические отношения Российской Федерации со странами, входящими в СНГ.

Предмет исследования – история, сущность, проблемы и перспективы развития экономических отношений России со странами-участниками СНГ и формирование более совершенного и взаимовыгодного механизма торгово-экономического взаимодействия в рамках Содружества.

Цель работы – описать торгово- экономические взаимоотношения Российской Федерации и стран, входящих в СНГ.

Задачи работы состоят в раскрытии следующих пунктов:

Структура курсовой работы состоит из следующих разделов.

В первом разделе рассматриваются вопросы истории возникновения СНГ, развития экономического сотрудничества между бывшими социалистическими республиками, сводившиеся к поддержанию унаследованных от СССР хозяйственных связей; возникновения интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

Во втором разделе проводится анализ различных показателей, характеризующих степень эффективности взаимной торговли, а также объём и динамика внешнеторгового оборота. Также дается оценка взаимозависимости стран СНГ; выявляются экономические интересы нашей страны в СНГ.

В третьем разделе освещаются формы торгово-экономических отношений России со странами, входящими в СНГ.

Глава 1 История России и СНГ

1.1 История создания СНГ

Первоначально в СНГ преобладал упрощенный подход к развитию экономического сотрудничества, сводившийся к поддержанию доставшихся от СССР внутрихозяйственных связей. В 1992 г. страны СНГ заключали соглашения, определявшие конкретные поставки необходимой продукции и оказания необходимых услуг. Впервые договоренность такого
рода была достигнута главами правительств СНГ в январе 1992 г. Однако данные соглашения оказались неэффективными и на практике выполнялись редко 2 .

При дефиците товаров происходило сокращение
взаимного товарооборота внутри СНГ, а поставки преимущественно ориентировались на внутреннее потребление. При этом заметно вырос валютный экспорт сырья. В условиях либерализации цен и
начавшейся приватизации радикально изменилась структура экономических интересов стран, входящих в СНГ. Соглашения, подписанные в 1993 г.,
уже основывались на принципах свободной торговли, при этом
существенно расширилась свобода выбора тарифной политики в отношении третьих стран.

В середине 1993 г., в ситуации окончательного распада рублевой
зоны, стал очевидным и полный распад единого экономического пространства бывшего СССР, выразившийся, в частности, в резком снижении
товарооборота между странами-участниками СНГ. Основу новой парадигмы экономической интеграции стран СНГ составил заключенный в сентябре
1993 г. Договор об экономическом союзе стран СНГ. Им не учреждался экономический союз, а лишь утверждалась концепция его поэтапного формирования. На первоначальном этапе предстояло создание зоны с
вободной торговли, на втором этапе – создание таможенного и платежного союзов, на третьем – создание общего рынка товаров, капитала и рабочей силы, а на заключительном — валютный союз.

Обозначенные в договоре цели в реальности оказались нереализованными, хотя с 1994 г. было подписано множество соглашений, входящих в концепцию Содружества. Проблемой являлось не только (и даже не столько) систематическое невыполнение подписанных сторонами соглашений, но также все нарастающая дифференциация экономических интересов стран Содружества, несовместимость их экономической
политики и законодательства, стремление диверсифицировать торгово-экономические связи с третьими странами. К тому же зачастую практика торгово-экономического сотрудничества в СНГ во многом сводилась к обмену неконкурентоспособными товарами под лозунгом воссоздания
старых экономических связей, существовавших в СССР, что на
практике приводило лишь к дальнейшей консервации советских торгово-экономических принципов.

Попытка вдохнуть новую жизнь в идею экономической интеграции хотя бы при более узком составе ее участников состоялась в 1996 г.
Вслед за подписанием 29 марта 1996 г. Россией, Белоруссией и Казахстаном Соглашения о таможенном союзе они же подписали при участии
Кыргызстана уже четырехсторонний Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, центральным звеном
которого являлось формирование таможенного союза. 2 апреля 1996 г.
был подписан Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии, который в мае 1997 г. был преобразован в Договор о союзе этих двух с
тран 3 .

Но, ни четырехстороннее соглашение, ни двусторонний союз
России и Беларуси так и не привели пока к заметному успеху. Если в 1996 г. происходил рост взаимной торговли стран — участниц четырехстороннего соглашения свыше чем на 20%, то уже в 1997 г. спад взаимного
товарообмена на фоне устойчивого роста внешней торговли стран
СНГ с различными третьими государствами уже отчетливо проявился в качестве устойчивой тенденции.

В действительности же и в этих более узких объединениях большая
часть даже ближайших целей так и не была достигнута. Если Россия и Белоруссия сколь-нибудь продвинулись по пути формирования
общего таможенного пространства, то в рамках «четверки» работа над его созданием, которая должна была завершиться еще в 1998 г.,
так и остановилась на этапе согласования тарифной политики.
Начатые странами «четверки» отдельно друг от друга переговоры о
вступлении в ВТО еще более осложнили и сделали малоперспективной
эту работу. А с расширением этой группы после вступления
в нее Таджикистана в 1999 г. шансов на достижение заявленных целей фактически не осталось 4 .

О нарастающем расхождении экономических интересов стран
СНГ красноречиво говорят и безуспешные попытки согласовать в 1996 — 1997 гг. общую концепцию дальнейших шагов по интеграции.
Критическая дискуссия в Кишиневе 22 октября 1997 г. привела поэтому по сути к отказу или как минимум замораживанию процесса
формирования таможенного союза стран СНГ. Задачи же в области экономической интеграции ограничились менее амбициозными
планами по формированию зоны свободной торговли в условиях
дальнейшей дифференциации экономических интересов стран
Содружества 5 .

СССР, задолго до создания Европейского союза, отвечал критериям регионального интеграционного объединения. В СССР существовали зона свободной торговли, таможенный союз и единое экономическое пространство с четырьмя степенями свободы (движение товаров, капитала, услуг и рабочей силы). И это не считая того, что фактически были единые рынки, наднациональные органы управления, макроэкономическая, внешнеэкономическая, налоговая, социально-экономическая политики, общая валюта.

Но разрушение Советского Союза, дезинтеграция республик,
входивших в его состав, совпали по времени с завершающим этапом европейской интеграции — заключением валютного союза. Сразу после
распада СССР и создания СНГ, в течение 1992-1993 гг. 12 стран подписали между собой двусторонние соглашения о свободной торговле,
которые провозгласили на всем пространстве СНГ зону свободной торговли с минимальными изъятиями. В 1993-1994 гг. были подписаны многосторонние соглашения, которые в случае выполнения намеченных в них мер, могли привести к созданию на территории всех стран — членов СНГ Таможенного союза.

Экономическое сотрудничество с входящими в
Содружество Независимых Государств странами развивалось неоднозначно. На динамику торгово-экономического сотрудничества негативное влияние на первых этапах интеграции (1991-1994 гг.) оказали различия в
стартовых условиях и содержании проводимых этими государствами экономических реформ.

В этот период в странах СНГ преобладали собственные национальные интересы, приведшие к существенному ослаблению внешнеэкономических связей, их значительной переориентации на страны дальнего зарубежья.
В результате при сокращении в этот период суммарного ВВП стран СНГ почти в два раза товарооборот России с этими государствами уменьшился более
чем в 6 раз, составив в 1994 г. (по данным Государственного таможенного комитета России) 24,4 млрд. долл.

Предпринятые в рамках СНГ в 1995-1997 гг. меры по
развитию интеграционных процессов, связанные с началом формирования более свободных режимов торговли стран СНГ, позволили
обеспечить некоторую стабилизацию экономических отношений этих государств.

1.2 История создания взаимоотношений СНГ с Россией

На дальнейшем развитии сотрудничества России со странами СНГ в 2000-2002 гг. преимущественное влияние оказала благоприятная конъюнктура мирового рынка, особенно энергетического 6 . Однако, заполнив
образовавшийся вакуум на постсоветском пространстве и достаточно
успешно решив задачу «цивилизованного развода» бывших советских республик, СНГ так и не стало эффективно действующим
интеграционным объединением. В торгово-экономической сфере далее режима свободной торговли с существенными ограничениями продвинуться
не удалось. В настоящее время СНГ, несмотря на ряд
попыток его реформирования, продолжает представлять собой полувиртуальное интеграционное объединение со сложной и плохо управляемой бюрократической структурой.

Длительное существование Советского государства способствовало глубокой экономической взаимозависимости входивших в
нее республик. Степень интеграции республик СССР была много выше,
чем у стран, входящих в ЕЭС. В межреспубликанском обмене
продукцией положительное сальдо имели Россия, Азербайджан и
Туркмения. Остальные республики больше получали, чем отдавали.
Распад СССР сопровождался резким спадом экономики во всех постсоветских республиках. Спад почти на 30% объемов производства
промышленной продукции в России вызван разрушением
сложившихся традиционных кооперационных связей. Сложившееся
состояние экономики обусловливает необходимость реинтеграции стран СНГ на новой экономической и политической основе.

Даже в относительно более благополучной и более
способной к самостоятельному экономическому развитию России
политика реинтеграции в рамках СНГ представляется единственно правильной. Ближнее зарубежье является традиционным рынком российских товаров,
где они конкурентоспособны и на них приходится половина внешнеторгового оборота России. Кроме того, ввоз сырья и комплектующих изделий
из стран СНГ не может быть быстро заменен ни собственным
производством, ни импортом из других стран. Сложившуюся экономическую ситуацию реально оценивают и страны СНГ 7 .

Глава 2 Торгово-экономичекие связи России и СНГ

2.1 Динамика торгово-экономических связей между Россией и СНГ

Заметной особенностью экономики стран СНГ является наличие крупного участника, который значительно превосходит по своему экономическому масштабу партнеров по блоку: на долю России приходится 78–79% ВВП регионального блока 8 . Это объясняет ее существенное влияние на экономику стран-участниц, в том числе на внешнюю торговлю. В течение последних пяти лет доля нашей страны в товарообороте между странами СНГ составляет 41–43%, в экспорте в рамках стран СНГ – 55–57%. Более того, Российская экономика в 160–165 раз больше экономик Киргизии, Молдавии и Таджикистана и примерно в 100 раз больше экономик Армении и Грузии 9 . Очевидно, что Россия берет на себя роль экономического лидера внутри группировки.

В качестве примера можно привести следующий факт: доля Украины в общем товарообороте России в 2007 г. составила 5,5%, а доля России в товарообороте Украины со всеми странами составила 29%. В том же году удельный вес Белоруссии во внешнеторговом обороте России составил 4,7%, а доля России в товарообороте Белоруссии — 49,2%. Как видно, цифры различаются в разы.

Источник

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:

курсовая работа Торгово-экономические отношения РФ со странами СНГ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.12.2012. Год: 2012. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru:

Описание (план):

Введение

Актуальность данной работы вызвана тем, что страны Содружества независимых государств (СНГ) являются не только одними из ближайших географически торгово-экономических партнеров России, но также тесно связаны десятками лет общей истории в составе СССР, что не могло не отложить серьезный отпечаток на все аспекты экономического сотрудничества, товарооборота и т.п. Поэтому необходимо ясно представлять себе взаимоотношения России с республиками бывшего СССР (кроме прибалтийских государств), которые в настоящее время оформлены в рамках СНГ. Содружество является состоявшейся экономической организацией, в которой происходит собственная экономическая политика, с учетом договорных обязательств с другими странами-участниками СНГ.
В современных условиях динамичное развитие торгово-экономических взаимоотношений России со странами-участницами СНГ приобретает особую значимость, определяя в значительной степени ее геополитические позиции как на постсоветском, так и на евразийском пространстве, а также в мире в целом. Эти отношения претерпели существенные изменения с момента распада СССР. Сложившаяся в настоящее время ситуация требует долгосрочных политических и экономических инициатив решений, и, в первую очередь, должного осмысления реальных экономических перспектив Содружества как целого. Для этого требуется разработка, в частности, комплексной стратегии развития торгово-экономических взаимоотношений России со странами СНГ, на основании которой стало бы возможным принятие обоснованных решений по самому широкому спектру вопросов их экономического взаимодействия 1 .
Объект исследования – торгово-экономические отношения Российской Федерации со странами, входящими в СНГ.
Предмет исследования – история, сущность, проблемы и перспективы развития экономических отношений России со странами-участниками СНГ и формирование более совершенного и взаимовыгодного механизма торгово-экономического взаимодействия в рамках Содружества.
Цель работы – описать торгово- экономические взаимоотношения Российской Федерации и стран, входящих в СНГ.
Задачи работы состоят в раскрытии следующих пунктов:
Структура курсовой работы состоит из следующих разделов.
В первом разделе рассматриваются вопросы истории возникновения СНГ, развития экономического сотрудничества между бывшими социалистическими республиками, сводившиеся к поддержанию унаследованных от СССР хозяйственных связей; возникновения интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Во втором разделе проводится анализ различных показателей, характеризующих степень эффективности взаимной торговли, а также объём и динамика внешнеторгового оборота. Также дается оценка взаимозависимости стран СНГ; выявляются экономические интересы нашей страны в СНГ.
В третьем разделе освещаются формы торгово-экономических отношений России со странами, входящими в СНГ.

Глава 1 История России и СНГ

1.1 История создания СНГ

Первоначально в СНГ преобладал упрощенный подход к развитию экономического сотрудничества, сводившийся к поддержанию доставшихся от СССР внутрихозяйственных связей. В 1992 г. страны СНГ заключали соглашения, определявшие конкретные поставки необходимой продукции и оказания необходимых услуг. Впервые договоренность такого
рода была достигнута главами правительств СНГ в январе 1992 г. Однако данные соглашения оказались неэффективными и на практике выполнялись редко 2 .
При дефиците товаров происходило сокращение
взаимного товарооборота внутри СНГ, а поставки преимущественно ориентировались на внутреннее потребление. При этом заметно вырос валютный экспорт сырья. В условиях либерализации цен и
начавшейся приватизации радикально изменилась структура экономических интересов стран, входящих в СНГ. Соглашения, подписанные в 1993 г.,
уже основывались на принципах свободной торговли, при этом
существенно расширилась свобода выбора тарифной политики в отношении третьих стран.
В середине 1993 г., в ситуации окончательного распада рублевой
зоны, стал очевидным и полный распад единого экономического пространства бывшего СССР, выразившийся, в частности, в резком снижении
товарооборота между странами-участниками СНГ. Основу новой парадигмы экономической интеграции стран СНГ составил заключенный в сентябре
1993 г. Договор об экономическом союзе стран СНГ. Им не учреждался экономический союз, а лишь утверждалась концепция его поэтапного формирования. На первоначальном этапе предстояло создание зоны с
вободной торговли, на втором этапе – создание таможенного и платежного союзов, на третьем – создание общего рынка товаров, капитала и рабочей силы, а на заключительном — валютный союз.
Обозначенные в договоре цели в реальности оказались нереализованными, хотя с 1994 г. было подписано множество соглашений, входящих в концепцию Содружества. Проблемой являлось не только (и даже не столько) систематическое невыполнение подписанных сторонами соглашений, но также все нарастающая дифференциация экономических интересов стран Содружества, несовместимость их экономической
политики и законодательства, стремление диверсифицировать торгово-экономические связи с третьими странами. К тому же зачастую практика торгово-экономического сотрудничества в СНГ во многом сводилась к обмену неконкурентоспособными товарами под лозунгом воссоздания
старых экономических связей, существовавших в СССР, что на
практике приводило лишь к дальнейшей консервации советских торгово-экономических принципов.
Попытка вдохнуть новую жизнь в идею экономической интеграции хотя бы при более узком составе ее участников состоялась в 1996 г.
Вслед за подписанием 29 марта 1996 г. Россией, Белоруссией и Казахстаном Соглашения о таможенном союзе они же подписали при участии
Кыргызстана уже четырехсторонний Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, центральным звеном
которого являлось формирование таможенного союза. 2 апреля 1996 г.
был подписан Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии, который в мае 1997 г. был преобразован в Договор о союзе этих двух с
тран 3 .
Но, ни четырехстороннее соглашение, ни двусторонний союз
России и Беларуси так и не привели пока к заметному успеху. Если в 1996 г. происходил рост взаимной торговли стран — участниц четырехстороннего соглашения свыше чем на 20%, то уже в 1997 г. спад взаимного
товарообмена на фоне устойчивого роста внешней торговли стран
СНГ с различными третьими государствами уже отчетливо проявился в качестве устойчивой тенденции.
В действительности же и в этих более узких объединениях большая
часть даже ближайших целей так и не была достигнута. Если Россия и Белоруссия сколь-нибудь продвинулись по пути формирования
общего таможенного пространства, то в рамках «четверки» работа над его созданием, которая должна была завершиться еще в 1998 г.,
так и остановилась на этапе согласования тарифной политики.
Начатые странами «четверки» отдельно друг от друга переговоры о
вступлении в ВТО еще более осложнили и сделали малоперспективной
эту работу. А с расширением этой группы после вступления
в нее Таджикистана в 1999 г. шансов на достижение заявленных целей фактически не осталось 4 .
О нарастающем расхождении экономических интересов стран
СНГ красноречиво говорят и безуспешные попытки согласовать в 1996 — 1997 гг. общую концепцию дальнейших шагов по интеграции.
Критическая дискуссия в Кишиневе 22 октября 1997 г. привела поэтому по сути к отказу или как минимум замораживанию процесса
формирования таможенного союза стран СНГ. Задачи же в области экономической интеграции ограничились менее амбициозными
планами по формированию зоны свободной торговли в условиях
дальнейшей дифференциации экономических интересов стран
Содружества 5 .
СССР, задолго до создания Европейского союза, отвечал критериям регионального интеграционного объединения. В СССР существовали зона свободной торговли, таможенный союз и единое экономическое пространство с четырьмя степенями свободы (движение товаров, капитала, услуг и рабочей силы). И это не считая того, что фактически были единые рынки, наднациональные органы управления, макроэкономическая, внешнеэкономическая, налоговая, социально-экономическая политики, общая валюта.
Но разрушение Советского Союза, дезинтеграция республик,
входивших в его состав, совпали по времени с завершающим этапом европейской интеграции — заключением валютного союза. Сразу после
распада СССР и создания СНГ, в течение 1992-1993 гг. 12 стран подписали между собой двусторонние соглашения о свободной торговле,
которые провозгласили на всем пространстве СНГ зону свободной торговли с минимальными изъятиями. В 1993-1994 гг. были подписаны многосторонние соглашения, которые в случае выполнения намеченных в них мер, могли привести к созданию на территории всех стран — членов СНГ Таможенного союза.
Экономическое сотрудничество с входящими в
Содружество Независимых Государств странами развивалось неоднозначно. На динамику торгово-экономического сотрудничества негативное влияние на первых этапах интеграции (1991-1994 гг.) оказали различия в
стартовых условиях и содержании проводимых этими государствами экономических реформ.
В этот период в странах СНГ преобладали собственные национальные интересы, приведшие к существенному ослаблению внешнеэкономических связей, их значительной переориентации на страны дальнего зарубежья.
В результате при сокращении в этот период суммарного ВВП стран СНГ почти в два раза товарооборот России с этими государствами уменьшился более
чем в 6 раз, составив в 1994 г. (по данным Государственного таможенного комитета России) 24,4 млрд. долл.
Предпринятые в рамках СНГ в 1995-1997 гг. меры по
развитию интеграционных процессов, связанные с началом формирования более свободных режимов торговли стран СНГ, позволили
обеспечить некоторую стабилизацию экономических отношений этих государств.

1.2 История создания взаимоотношений СНГ с Россией
На дальнейшем развитии сотрудничества России со странами СНГ в 2000-2002 гг. преимущественное влияние оказала благоприятная конъюнктура мирового рынка, особенно энергетического 6 . Однако, заполнив
образовавшийся вакуум на постсоветском пространстве и достаточно
успешно решив задачу «цивилизованного развода» бывших советских республик, СНГ так и не стало эффективно действующим
интеграционным объединением. В торгово-экономической сфере далее режима свободной торговли с существенными ограничениями продвинуться
не удалось. В настоящее время СНГ, несмотря на ряд
попыток его реформирования, продолжает представлять собой полувиртуальное интеграционное объединение со сложной и плохо управляемой бюрократической структурой.
Длительное существование Советского государства способствовало глубокой экономической взаимозависимости входивших в
нее республик. Степень интеграции республик СССР была много выше,
чем у стран, входящих в ЕЭС. В межреспубликанском обмене
продукцией положительное сальдо имели Россия, Азербайджан и
Туркмения. Остальные республики больше получали, чем отдавали.
Распад СССР сопровождался резким спадом экономики во всех постсоветских республиках. Спад почти на 30% объемов производства
промышленной продукции в России вызван разрушением
сложившихся традиционных кооперационных связей. Сложившееся
состояние экономики обусловливает необходимость реинтеграции стран СНГ на новой экономической и политической основе.
Даже в относительно более благополучной и более
способной к самостоятельному экономическому развитию России
политика реинтеграции в рамках СНГ представляется единственно правильной. Ближнее зарубежье является традиционным рынком российских товаров,
где они конкурентоспособны и на них приходится половина внешнеторгового оборота России. Кроме того, ввоз сырья и комплектующих изделий
из стран СНГ не может быть быстро заменен ни собственным
производством, ни импортом из других стран. Сложившуюся экономическую ситуацию реально оценивают и страны СНГ 7 .

Глава 2 Торгово-экономичекие связи России и СНГ

2.1 Динамика торгово-экономических связей между Россией и СНГ

Заметной особенностью экономики стран СНГ является наличие крупного участника, который значительно превосходит по своему экономическому масштабу партнеров по блоку: на долю России приходится 78–79% ВВП регионального блока 8 . Это объясняет ее существенное влияние на экономику стран-участниц, в том числе на внешнюю торговлю. В течение последних пяти лет доля нашей страны в товарообороте между странами СНГ составляет 41–43%, в экспорте в рамках стран СНГ – 55–57%. Более того, Российская экономика в 160–165 раз больше экономик Киргизии, Молдавии и Таджикистана и примерно в 100 раз больше экономик Армении и Грузии 9 . Очевидно, что Россия берет на себя роль экономического лидера внутри группировки.
В качестве примера можно привести следующий факт: доля Украины в общем товарообороте России в 2007 г. составила 5,5%, а доля России в товарообороте Украины со всеми странами составила 29%. В том же году удельный вес Белоруссии во внешнеторговом обороте России составил 4,7%, а доля России в товарообороте Белоруссии — 49,2%. Как видно, цифры различаются в разы.
Во многих других странах СНГ (например, Армения, Грузия) доля их импорта в Россию настолько ничтожна, что сопоставима со статистической погрешностью импорта в Россию из развитых стран.
Для того чтобы понять, какую роль СНГ играет для России как пространство для развития торгово-экономических отношений рассмотрим следующие данные, сгруппированные в таблицы.

Таблица 1.
Динамика внешнеторгового оборот России со странами СНГ 10 .

годы 1995 2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Внешнеторговый оборот РФ с СНГ, млрд. дол. 35.3 27.7 36.5 50.1 55.4 67.4 85.6 110.1 72.1
Доля СНГ во внешнеторговом обороте РФ, % 25 19 19 18 15 15 15 15 15
Экспорт РФ в СНГ, млрд. дол. 17.0 14.3 21.4 30.2 33.5 43.4 53.8 71.1 48.0
Доля экспорта в СНГ в экспорте РФ, % 21 14 16 17 14 15 16 15 16
Импорт РФ из СНГ, млрд. дол. 18.3 13.4 15.1 19.9 21.9 24.0 31.8 39.0 24.1
Доля импорта из СНГ в импорте РФ, % 30 30 20 21 18 15 15 14 13

Тенденция очевидна – как доля СНГ во внешнеторговом обороте РФ, так и доли экспорта в СНГ в экспорте РФ и доли импорта из СНГ в импорте РФ неуклонно падают из года в год. Это говорит о весьма серьезных проблемах между Россией и СНГ в торгово-экономической сфере, которые будут подробнее рассмотрены в гл. 3.

Таблица 2.
Объемы торговли со странами СНГ в I полугодии 2009 г., млрд. долл. США.

Страны Оборот Экспорт Импорт
Азербайджан 802,4 687,2 115,2
Армения 302,8 260,0 42,8
Белоруссия 10525,3 7565,1 2960,2
Грузия 129,0 118,3 10,7
Казахстан 5586,1 4121,5 1464,6
Киргизия 552,1 384,2 167,9
Молдавия 385,2 262,8 122,4
Таджикистан 342,8 252,5 90,3
Туркмения 514,1 496,0 18,1
Узбекистан 1070,4 761,2 309,2
Украина 8483,7 4607,0 3876,7

Таблица 3.
Инвестиции из России в страны СНГ в январе-декабре 2008 г. (тыс. долл. США).

Страны Прямые инвестиции Портфельные инвестиции Прочие инвестиции Инвестиции — всего
Азербайджан 10.37 11.23 997.70 1019.30
Армения 675949.19 0.20 615.80 676565.19
Белоруссия 1323191.28 109.93 181691.80 1504993.02
Грузия 0.04 3810.45 3810.50
Казахстан 79058.12 159.74 95076.15 174294.01
Киргизия 73.06 39774.33 39847.39
Молдавия 151414.32 0.27 17949.39 169363.98
Таджикистан 1143.51 26907.94 28051.45
Туркмения 0.55 3991.00 3991.55
Узбекистан 699.82 250050.04 134320.34 385070.21
Украина 122507.63 463277.60 512144.29 1097929.50
Всего 1017279.20 2354047.90 713609.02 4084936.11

Таблица 4.
Инвестиции в Россию из стран СНГ в январе-декабре 2008 г. (тыс. долл. США).

Страны Прямые инвестиции Портфельные инвестиции Прочие инвестиции Инвестиции — всего
Азербайджан 176225.83 1587.21 1535.55 179348.59
Армения 11062.52 1.40 33340.96 44404.88
Белоруссия 53356.87 1556.76 138466.51 193380.15
Грузия 12363.02 1.29 919.41 13283.73
Казахстан 373662.41 6348.89 684741.17 1064752.45
Киргизия 27241.42 57.40 39111.19 66410.01
Молдавия 6536.74 8.69 2643.13 9188.57
Таджикистан 97.90 4.71 8814.54 8917.15
Туркмения 139.07 0.02 297.36 436.45
Узбекистан 9875.46 233.09 1423.53 11532.08
Украина 72976.72 2963.02 91354.66 167294.41
Всего 1002648.02 743537.96 12762.48 1758948.45

Объем накопленных российских инвестиций в странах СНГ на конец 2008 года превысил 4,0 млрд. долл. США, а объем накопленных инвестиций стран СНГ в экономику России составил около 1,8 млрд. долл. США.
Основываясь на приведенных данных, можно сделать вывод о том, что страны СНГ играют относительно небольшую роль во внешнеторговых отношениях России. Внешнеторговый оборот со странами СНГ в 2008 г. составил 110,1 млрд. долл., что в 3 раза больше по сравнению с 1995 г. Также, увеличение абсолютных показателей характерно как для экспорта, так и для импорта. Но, несмотря на это, за последние полтора десятилетия роль стран СНГ во внешней торговле России заметно снизилась: если в 1995 г. на них приходилось 25% товарооборота, то в 2008 г. – только 15%. Причина такой статистики заключается в первую очередь в том, что Россия более быстрыми темпами налаживает торгово-экономические связи с другими партнерами. Так, к примеру, объем торговли России с Евросоюзом за 2009 г. существенно превышает товарооборот со странами СНГ, более чем в 3 раза. В то же время три наших главных контрагента из этой группы стран – Белоруссия, Украина и Казахстан – продолжают входить в число важнейших торговых партнеров России. Так, в 2009 г. Белоруссия занимала 5-е место, Украина – 6-е, Казахстан – 13-е 11 .
В то же время отечественный бизнес занимает довольно значительные позиции на пространстве Содружества. Российская Федерация входит в десятку крупнейших инвесторов Армении, Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Молдавии, Таджикистана и Украины. Более 4 тысяч предприятий в странах СНГ с участием российского капитала действуют в различных сферах производства, банковском секторе, торговле и сфере услуг, транспорте, строительстве, агропромышленном комплексе. Российские компании задействованы в реализации крупных проектов в нефтегазовой, металлургической, химической и пищевой промышленности стран Содружества, в производстве строительных материалов, они активно присутствуют на медийном и рекламном рынках. Телекоммуникационные компании работают в Армении, Белоруссии, Казахстане, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане и Украине. Серьезные инвестиции сосредоточены в банковской сфере. Для таких отраслей промышленности, как машиностроение, металлургия и некоторых других, в которых поставки по кооперации занимают значительный удельный вес, поддержание кооперации критически необходимо для разработки, производства и реализации продукции.
Очевидно, что в последние годы объем российского экспорта в СНГ стал почти в 2 раза превышать импорт из стран Содружества. Это вызвано тем, что этот рынок проверен временем, он хорошо изучен, связи налажены, а конкуренция менее высокая, чем, например, в Европе. Однако получается, что взамен страны СНГ поставляют на российский рынок слабо диверсифицированную продукцию. В товарной структуре импорта из стран Содружества в 2009 г. большую часть занимают машиностроительная продукция и транспортные средства, на их долю приходится 25,9%, сельскохозяйственную продукцию – 21%, металлы, драгоценные камни и изделия из них – 15,4% минеральные продукты – 13,4%2. Таким образом, более 30% импорта приходится на сырье и продовольствие 12 .
Но, при этом нельзя забывать, что, СНГ, безусловно, значимое для России пространство и у нашей страны существуют различного рода интересы в этом интеграционном блоке. Во-первых, можно выделить геополитические интересы: России необходимо формирование общего экономического пространства СНГ для поддержания статуса евразийской державы с широким выходом к границам Европейского союза и на азиатский регион, который возможно скоро станет мировым экономическим лидером. Ведь, доля азиатских стран в мировом ВВП уже превысила 35% и продолжает расти. Наряду с этим, Китай занимает лидирующее положение по темпам роста ВВП за последние 5 лет – среднегодовой рост составил 11,4%. Во-вторых, нельзя забывать о том, что в совокупности страны СНГ являются одним из важнейших регионов, обладающих крупной минерально-сырьевой базой. Так, общие запасы нефти в странах СНГ оцениваются в 21,4 млрд т, всех типов углей в 270 млрд т, запасы урана – 984,8 тыс. т. Доля стран СНГ в мировых запасах нефти составляет 24%, газа – 35%, угля – 22%, железа – 36%, хрома – 9%, марганца – 34%, бокситов – около 7%, никеля – 22%. По запасам алмазов, платиноидов, золота, серебра, титана, циркония, редких металлов и редкоземельных элементов и ряду других полезных ископаемых страны СНГ занимают 1–3-е место в мире. Поэтому, умело налаженные связи со странами Содружества, в дальнейшем могут принести России существенные выигрыши в виде доступа к минерально-сырьевой базе этих стран для укрепления собственной ресурсной базы. В-третьих, не стоит упускать возможность эффективного использования транспортного и транзитного потенциалов СНГ как важного конкурентного преимущества. Ведь пространство Содружества служит транзитной территорией для расширения рынка сбыта российской продукции на европейский и азиатский рынки. Также возможно дальнейшее развитие системы трубопроводов для расширения рынка сбыта энергоносителей. К примеру, в настоящий момент продолжается реализация проекта «Восточная Сибирь – Тихий океан», который позволит России выйти на перспективный рынок сбыта, Азиатско-Тихоокеанский регион, потребности которого в нефти оцениваются в 1,5 млрд т, из которых страны региона добывают всего 408 млн 13 .
Исходя из всего вышесказанного, ясно, что развитие тесных внешнеэкономических связей с СНГ играет для России важную роль. Четко определены объективные цели, ради реализации которых РФ должна поддерживать и укреплять свои позиции на постсоветском пространстве. Безусловно, развитие отношений между странами-участницами Содружества и Россией требуют немало сил и затрат, но нужно расценивать это как инвестиции в будущее. Важно помнить, что страны СНГ для России в силу исторических, экономических, культурных причин – это надежный, проверенный временем партнер, с которым в будущем, возможно, будет создано Единое Экономическое Пространство.

2.2 Проблемы и перспективы взаимоотношений России и СНГ в торгово-экономической сфере
и т.д.

Перейти к полному тексту работы

Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru

Смотреть полный текст работы бесплатно

Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Источник

Оцените статью