4.6. Общая торговая политика. Экономические отношения с третьими странами
Внешняя торговля играет важную роль в экономике стран ЕС. Доля внешней торговли в экономике государств-членов в два-три раза превышает соответствующую долю США и Японии. При этом основной объем приходится на взаимную торговлю стран ЕС около 2/3 их совокупного внешнеторгового оборота, но и обмен товарами со странами вне Сообщества составляет около 10 % их ВВП, что сопоставимо с американским и японским аналогичными показателями.
Как уже отмечалось, основная задача Европейского сообщества с самого основания заключалась в создании таможенного союза и общего рынка товаров.
Фактически таможенный союз был создан к 1 июля 1968 г., на полтора года раньше установленной даты. Были полностью ликвидированы внутренние таможенные барьеры в ЕС и введен единый таможенный тариф (ЕТТ) на внешних границах Сообщества.
С этого момента таможенная политика стала играть важнейшую роль в общей внешнеторговой политике Сообщества. Главной ее функцией на многие годы стал пересмотр и уточнение ЕТТ − либо в форме одностороннего решения Совета, либо в результате переговоров с отдельными странами, группами стран или международными организациями (например, ГATT/BTO или ЮНКТАД).
Введение единого внешнего тарифа привело к необходимости проведения согласованной линии в торговых отношениях с третьими странами, поэтому следующим шагом стало формирование общей торговой политики (ОТП) по отношению к указанным странам.
С 1 января 1970 г. ответственность за ее разработку и осуществление перешла от государств-членов к ЕС, а с 1 января 1973 г. эта сфера деятельности стала его исключительной прерогативой. Таким образом, государства – члены ЕС отказались от самостоятельного определения своей торговой политики за пределами Сообщества.
Проведение общей торговой политики (ОТП) по отношению к третьим странам предусматривалось Римским договором. Ее цели определены в ст. 133: установление и управление общим таможенным тарифом в торговле с третьими странами, заключение с ними общих торговых соглашений, единообразное применение инструментов торговой политики. Взяв на себя подписание торговых соглашений с третьими странами, Сообщество устанавливало для всех государств-членов равные условия внешней торговли и, следовательно, равные условия конкуренции как на внутреннем − внутри ЕС, так и на мировом рынке. Сообщество наделено также правом вести многосторонние переговоры по вопросам мировой торговли.
Римский договор наделил Европейскую комиссию правом вступать в переговоры с третьими странами по вопросам тарифов и торговли от имени Сообщества. Комиссия имеет исключительное право в подготовке предложений по вопросам общей торговой политики. Вместе с тем в ходе их согласования Советом у стран-членов есть достаточно широкие возможности оказания воздействия на принятие решений. Учитывая важность внешней торговли для стран ЕС, о чем говорилось выше, их конкретные интересы в импорте или экспорте определенных товаров, а также различия в общем подходе к внешнеторговому обмену (например, такие страны, как Германия, Нидерланды, Бельгия, традиционно являются приверженцами «свободной торговли», а Франция, Италия, Испания − протекционизма), процесс согласования решений по вопросам торговой политики сопровождается острыми дискуссиями.
Представленные Комиссией проекты решений в области ОТП рассматриваются Советом и принимаются квалифицированным большинством голосов, за исключением решений о начале антидемпинговых процедур и введении компенсационных сборов, где достаточно простого большинства, и заключения соглашений об ассоциации, которые, наоборот, требуют единогласия.
Европейский парламент утверждает соглашения об ассоциации и соглашения о торговле и сотрудничестве. В других случаях мнение парламента не имеет обязательной силы.
Общие принципы ОТП ЕС можно охарактеризовать как достаточно противоречивые.
С одной стороны, ЕС выступает как один из наиболее активных сторонников либерализации международной торговли и строгого соблюдения совместно установленных правил. На протяжении многих лет ЕС вносило свой вклад в успешное завершение многосторонних переговоров в рамках раундов ГАТТ, в результате чего общий уровень таможенных тарифов в мире, в том числе и в ЕС, снизился.
С другой стороны, когда это затрагивает интересы Евросоюза, он выступает с протекционистских позиций, например, используя для защиты своего рынка от конкуренции извне нетарифные ограничения в торговле (квоты, антидемпинговые процедуры). Достаточно красноречивым примером протекционизма ЕС является его политика в области импорта сельскохозяйственной продукции.
К инструментам, которые ЕС использует в своей торговой политике, относятся единый таможенный тариф, количественные ограничения, антидемпинговые и компенсационные пошлины. В соглашениях с отдельными странами могут использоваться также защитные оговорки, добровольные ограничения импорта. Единый таможенный тариф ЕС содержит около 9500 товарных позиций.
Первоначально он представлял собой среднеарифметическую величину национальных тарифов. В дальнейшем он менялся в соответствии с общей торговой политикой ЕС. Товары, ввозимые из третьих стран, облагаются пошлинами в соответствии с ОТТ только один раз на внешней границе ЕС.
Что касается количественных ограничений импорта, то Римский договор сохранил за национальными государствами право устанавливать свои собственные количественные ограничения на импорт, даже если речь шла о товарах, импортированных из третьих стран, которые уже поступили на территорию другого государства − члена ЕС. Это делалось для того, чтобы дать возможность отдельным государствам защитить наиболее уязвимые отрасли своей промышленности. С созданием единого внутреннего рынка и упразднением таможенных границ между государствами − членами ЕС сохранение национальных количественных ограничений стало невозможным. В 1994 г. они были отменены. Взамен были введены общие для всего Сообщества квоты по семи товарным позициям.
Достаточно широко в практике ЕС применяются антидемпинговые и компенсационные меры. С 1990 г. действие антидемпинговых мер распространяется на всю территорию ЕС. Заявления о принятии таких мер обычно представляются в Европейскую комиссию отраслевыми союзами предпринимателей или одной из компаний, действующей от имени значительного числа производителей данного товара. Комиссия проводит расследование, которое может длиться более полутора лет. Пока оно продолжается, могут быть установлены временные сборы. Окончательные решения по вопросу о принятии антидемпинговых мер принимаются Советом ЕС. Во многих случаях компаниям третьих стран удается избежать введения антидемпинговых процедур путем принятия на себя определенных обязательств в отношении цены товара. Если Комиссия все же вводит антидемпинговые ограничения, они могут действовать в течение трех, иногда пяти лет.
Компенсационные меры вводятся против третьих стран, субсидирующих свой экспорт в ЕС. Как в случае антидемпинговых, так и компенсационных мер устанавливаются достаточно высокие сборы на импорт соответствующих товаров, что делает их сбыт на территории ЕС практически невозможным.
Защитные оговорки и добровольные ограничения импорта применяются для наложения временного ограничения на импорт определенного вида товаров (например, автомобилей) в том случае, если этот импорт наносит серьезный ущерб соответствующей отрасли промышленности внутри ЕС. С 1990 г. защитные меры распространяются на всю территорию ЕС. Таким образом, если до создания единого внутреннего рынка национальные государства-члены сохраняли в своем распоряжении некоторые рычаги торговой политики, то после его создания решение вопросов торговли с третьими странами полностью сосредоточилось в руках институтов ЕС.
Одним из основополагающих элементов единого внутреннего рынка, по которому в первую очередь была проведена гармонизация законодательств стран − участниц ЕС, стала внешнеторговая политика и создание таможенного союза. Впоследствии согласование политики было распространено на обеспечение четырех свобод.
Единая торговая политика ЕС направлена на развитие и укрепление ранее созданных торговых союзов, усиление конкурентоспособности европейских фирм. Ее основные положения регулируются ст. 110−115 Римского договора о создании ЕЭС. Положения этих статей определяют основные принципы внешнеторговой политики ЕС, сферы распространения и общую компетенцию КЕС и Европейского совета в сфере регулирования внешнеторговой политики.
Что касается принципов осуществления единой внешнеторговой политики ЕС, то в соответствии со ст. 110 Римского договора страны ЕЭС «обязались принимать участие в создании системы гармоничных международных торговых отношений и постепенно устранять торговые барьеры в мировой торговле» 29 .
Таким образом, эта статья является подтверждением того, что в основу единой внешнеторговой политики ЕС были заложены нормы и правила ГАТТ. Однако следует отметить, что приверженность ЕС нормам ГАТТ всегда была меньше, чем у их основных конкурентов − США. В то время как Соединенные Штаты Америки утверждали, что мировая торговля должна регулироваться едиными нормами, ЕЭС отстаивало точку зрения, заключающуюся в том, что регулирование торговли должно осуществляться прежде всего исходя из интересов национальной дипломатии. Безусловно, и та, и другая стороны преследовали свои интересы: США пытались обеспечить контроль над мировой торговлей, инициируя и в значительной степени устанавливая «удобные правила игры», а европейские страны пытались защитить себя от введения «чужих правил» и обеспечить себе свободу в выборе средств и методов защиты своего внутреннего рынка, крайне чувствительного к иностранной конкуренции.
Другим принципом единой внешнеторговой политики ЕС является содействие усилению конкурентоспособности европейских государств и их фирм путем устранения взаимных торговых барьеров.
Сфера распространения единой внешнеторговой политики ЕС определена в ст. 113, п. 1 Римского договора. В данной статье указывается, что Сообщество осуществляет согласованные действия в следующих областях:
1) изменение тарифных ставок единого таможенного тарифа ЕС;
2) заключение тарифных и торговых соглашений;
3) осуществление мер по либерализации торговли;
4) принятие защитных мер, включая установление антидемпинговых и компенсационных пошлин;
5) проведение экспортной политики.
В дополнение к этим принципам в декабре 1990 г. в Риме на межправительственной конференции, состоявшейся по завершении заседания Европейского совета, было выдвинуто предложение о включении в текст Договора о создании ЕС раздела «Единая внешняя политика», включающего в себя также меры по регулированию единой внешнеэкономической политики, в том числе процедуры заключения международных соглашений и развития делового сотрудничества.
Понятие «единая внешнеэкономическая политика», в отличие от используемой ранее формулировки «единая торговая политика», охватывает все направления экономической деятельности, все формы внешнеэкономических связей. Появление новой трактовки обусловлено новыми тенденциями развития мировой экономики и международных отношений в 90-е гг. ХХ в. и, прежде всего, более динамичным развитием вывоза капитала и научно-технического сотрудничества по сравнению с международной торговлей, а также дальнейшими усилиями ГАТТ по унификации правил ведения международной торговли.
Свое развитие эта идея получила в Маастрихтском договоре, куда был включен раздел «Внешнеэкономическая политика», а также в Амстердамском пакте в разделе «Единая коммерческая политика» и, в частности, ст. 133, содержащей новую трактовку ст. 113 Римского договора.
Источник
Взаимоотношение ЕС с третьими странами
Введение.
Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio – восполнение или integer – целый. Международная экономическая интеграция – это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений. Так, обсуждается идея создания зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА. В своей курсовой работе я остановлюсь на европейской экономической интеграции, ярким примером которой является Европейский союз.
В первой главе моей курсовой работы речь пойдёт об экономической интеграции как о явлении, я попытаюсь раскрыть сущность этого понятия, ведь не поняв смысла явления невозможно объективно его оценить. В последующих главах будут приведены наглядные примеры европейских интеграций, на основании которых будет сделан вывод о проблемах и перспективах дальнейшего развития европейской экономической интеграции.
Развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства.
Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX века стала ведущей тенденцией развития современного мирового хозяйства. Одна из основных тенденций глобальной интернационализации мирового хозяйства как результата развития международного разделения труда и международной кооперации производства проявляется в образовании обширных зон влияния той или иной державы или группы наиболее развитых стран. Эти страны и группы государств становятся своеобразными интеграционными центрами, вокруг которых группируются другие государства, образуя своеобразные материки в океане мирохозяйственных связей.
ЕС – могучая экономическая сила. На долю ЕС приходится существенная часть мирового ВВП и международной торговли (соответственно 23 и 24%). Внутри союза созданы наднациональные интеграционные институты, складывается единое правовое пространство. Граждане наднациональных государств-членов являются одновременно гражданами ЕС. Завершается строительство Единого внутреннего рынка – пространства, где существует «четыре свободы» (свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей). Образован экономический и валютный союз с единой коллективной валютой – евро. Проводится общая политика в основных областях социально-экономической жизни. Всё более весомой становится внешняя политика и политика в области безопасности.
Поэтому, цель данной работы раскрыть не только сущность и цели экономической интеграции, но и рассмотреть её на примере Евросоюза, исследовать сущность европейской интеграции и её роль на мировой арене.
Причина выбора ЕС в качестве примера экономической интеграции не случайна. В российской школе западноевропейская интеграция рассматривается как простая разновидность объединённых тенденций в современной мировой политике и экономике. ЕС изображается либо как своеобразный региональный торговый блок, подобный НАФТА или АСЕАН, либо как одна из многих региональных международных экономических интеграций. Между тем ЕС имеет уникальные черты, качественно отличающие их от любых других международных образований, являющихся продуктов интернационализации мирохозяйственных связей.
Во-первых, ЕС – это не межгосударственное объединение, базирующееся на нормах международного права, подобно международным экономическим организациям или региональным торговым блокам. Система европейских интеграционных институтов имеет совершенно иную политическую, экономическую и юридическую природу. В её основе лежит принцип наднациональности, т. е. передачи национальными государствами части своего суверенитета наднациональным институтам и органам. ЕС – это прежде всего общее право, общие институты и общая политика.
Во-вторых, место и роль ЕС в современном мире несоизмеримы с местом и ролью любого торгового блока или международной организации. ЕС – это сплочённая политическая и экономическая сила, один из главных полюсов мировой политики и экономики наряду и наравне с крупнейшими национальными государствами – США и Японией.
Влияние ЕС на экономику отдельных стран.
ЕС — крупнейшая мировая торговая держава; на него приходится почти четверть мировой торговли. Это также крупнейший импортер сельскохозяйственных продуктов и сырья. На ЕС приходится и основная часть помощи развивающимся странам.
В соответствии с Ломейской конвенцией, ЕС имеет соглашения о сотрудничестве с 69 странами Африки, Карибского моря и Тихоокеанского бассейна, к числу которых относится и большинство беднейших стран мира. Еще примерно с 60 странами ЕС заключил двусторонние договоры различного типа. 1
В целом ЕС поддерживает дипломатические отношения более чем со 130 странами мира. Он участвует в работе ОЭСР и имеет статус наблюдателя в ООН. Он принимает участие в ежегодных встречах на высшем уровне семи ведущих государств Запада — в лице четырех своих крупнейших членов — Франции, Германии, Великобритании и Италии, а также президента Комиссии ЕС, непосредственно представляющего Союз. ЕС с самого начала является активным участником процесса СБСЕ (ныне ОБСЕ).
Уровень «открытости» экономики ЕС, измеряемой экспортной и импортной квотами, значительно выше, чем в других центрах мирового хозяйства. Однако страны ЕС в целом зависят от внешнего мира, за счет которого им приходится удовлетворять 45% своих энергетических потребностей и самых необходимых сырьевых ресурсов. Экспортная квота в среднем составляет около 25%. Для отдельных, прежде всего малых, западноевропейских стран зависимость от внешнего рынка еще более существенная.
Большая часть (до 2/3) торговли стран ЕС приходится на взаимную торговлю (у всех стран ЕС этот показатель превышает 50%, а у малых стран — 70%), около 10% — на торговлю с другими европейскими странами — членами ОЭСР, около 7% — на торговлю с США, около 4% — на торговлю с Японией, около 12% — на торговлю с развивающимися странами. 2
Кроме того, другие страны являются для Союза важными рынками сбыта продукции, поскольку ЕС — крупнейший экспортер сельскохозяйственной продукции. Европейские пищевые и текстильные компании — мировые лидеры в своей отрасли. Традиционно сильные позиции занимает европейская химическая промышленность. Она поставляет на мировые рынки около 2/3 всего экспорта промышленных товаров по сравнению с 15% США и 5% Японии. ЕС является крупнейшим экспортером продукции машиностроения, даже без учета внутрирегионального оборота на западноевропейские страны приходится почти 30% ее мирового экспорта (Япония — 18%, США — 13%). Весьма прочные позиции занимает ЕС в области телекоммуникационного и аэрокосмического оборудования, оптоэлектроники. На западноевропейскую авиационную промышленность, которая экспортирует почти, 1/3 своего выпуска, приходится около 1/4 мирового рынка гражданского авиастроения. 3 С другой стороны, сохраняется отрицательное сальдо баланса ЕС в торговле высокотехнологичным информационным оборудованием, бытовой электроникой.
Промышленно развитые страны остаются главными торговыми партнерами ЕС среди третьих стран, из которых можно выделить США и Японию. Основным торговым партнёром из стран ЕС является Германия.
На долю промышленных товаров приходится около 80% общего импорта стран ЕС из США. Производственное и транспортное оборудование — наиболее важная группа товаров, импортируемых из США, на нее в 1993 г. пришлось около 1/2 совокупного импорта стран ЕС из США. Импорт сырья (СМТК 0-4) составляет 13,5% общего импорта стран ЕС из США. 4
Импорт трех наиболее важных групп СМТК, импортируемых из США, к которым относятся офисное оборудование и компьютеры, прочие промышленные товары и электрооборудование, составляет около 30% общего импорта стран ЕС из США. Импорт офисного оборудования и компьютеров из США составляет 37% общего импорта стран ЕС этого товара. К товарам, потребность в импорте которых удовлетворяется в большой степени за счет импорта из США, относятся масленичные (49% всего импорта этого товара в страны ЕС обеспечивается за счет импорта из США), измерительные инструменты (48,4%), химические материалы и продукты, n.e.s. (ранее нигде не классифицированные) (44,4%), электрогенераторы (43,9%) и прочее транспортное оборудование (43%). 5
Экспорт промышленных товаров составляет около 86% от общего экспорта из стран ЕС в США, а экспорт производственного и транспортного оборудования —около 45%, сырья — около 10%.
Основная продукция, экспортируемая в США из стран ЕС, — транспортные средства (около 10% от общего экспорта из стран ЕС в США). Около 20% совокупного экспорта транспортных средств из стран ЕС приходится на США. Следующей важной группой товаров, экспортируемых в США, являются электрогенераторы и специальное оборудование. Эти три группы товаров составили 23% от общего экспорта из стран ЕС в США в 1993 г. Товарами, которые экспортируются главным образом в США, являются электрогенераторы, офисное оборудование, а также компьютеры и напитки. 6
Страны ЕС из Японии импортируют 4 группы товаров (транспортные средства, офисное оборудование, электрооборудование), n.e.s. и аудио- и телеаппаратура, которые составляют более 60% всего импорта стран ЕС из Японии. Импорт транспортных средств составляет около 25% всего импорта стран ЕС из Японии и более 50% общего импорта транспортных средств. 7
Экспорт стран ЕС в Японию менее однороден, чем импорт, и перечень экспортируемых товаров более широк. Так же как и в импорте, наиболее крупной группой товаров, экспортируемых в Японию из стран ЕС, являются транспортные средства. На них приходится около 1/6 общего экспорта из стран ЕС в Японию и 1/12 общего экспорта транспортных средств из стран ЕС. Кроме транспортных средств, наиболее крупными товарными группами в экспорте являются медицинское оборудование, фармацевтическая продукция и прочие промышленные товары.
ЕС имеет хорошо налаженные двусторонние торговые отношения со Швейцарией, основанные на существующем свободно-торговом соглашении 1972. С 1994 ЕС и Швейцария организовали переговоры, охватывающие широкий диапазон определенных секторов. Семь новых соглашений в областях свободного движения людей, воздушного и земельного транспорта, научно-технологического сотрудничества, сельского хозяйства вступили в силу летом 2002. С июня 2001 — переговоры в различных областях статистики, окружающей среды, торговли сельскохозяйственной продукцией и сотрудничестве против мошенничества, в то время как переговоры относительно налогообложения только начинались. В апреле 2002 Еврокомиссия предложила начать переговоры со Швейцарией в четырех новых областях, включая основание FTA в области услуг.
Торговые отношения с Азией продолжают быть важным приоритетом. Экономические отношения заседаний Азии-Европы (ASEM), установленные в 1996, связывает ЕС и 15 Государств — членов с Японией, Китаем, Кореей, Таиландом, Малайзией, Филиппинами, Сингапуром, Индонезией, Вьетнамом, и Брунеем в процессе диалога, нацеленном на облегчении торговли и улучшения инвестиций между всеми партнерами. Самый недавний Торговый План Действия Помощи определяет множество целей, намеревается уменьшить и устранять барьеры, чтобы организовать торговлю в областях стандартов, таможни, IPR, СВЕРХЗВУКОВОЙ, и электронной торговли. В торговых условиях, азиатские партнеры ASEM обеспечивают приблизительно 26 % мирового экспорта в 2000 с ЕС, являющимся их наибольшим партнером, и ЕС имеет второго по значимости регоина-импортёра.
Долгосрочность и преемственность российско-европейского сотрудничества уже сегодня обеспечены прочной международно-правовой и международно-политической договорной базой. Хотя, как и во всяком крупном и сложном международном процессе, возможны разновариантные альтернативы, все же основная перспектива экономических отношений между Россией и Европой вырисовывается достаточно четко. Это стабильное партнерство на годы и десятилетия вперед, которое обеспечит постепенное развитие единого экономического пространства, включающего Россию в зону ЕС.
Ясны и основные сферы приложения усилий как каждой из сторон, так и двусторонних на достаточно длительный срок. В их числе выработка новых совместных программ энергетического сотрудничества, включающего поставки в Европу российского газа (треть общеевропейской потребности), нефти, электричества; новые проекты космического сотрудничества; система взаимных мер в области ядерной безопасности; иные научно-технические проекты, которые охватываются рамочным Соглашением о научно-техническом сотрудничестве между ЕС и Россией, подписанным в 2000 году.
Конечно, экономические связи между ЕС и Россией, как и подобные же отношения между другими государствами и интеграционными образованиями, далеки от идиллии. Конкретные хозяйственные (да и политические) интересы постоянно сталкиваются и порождают коллизии. Страны ЕС предъявляют к России претензии, в том числе и вполне справедливые, говоря об излишней закрытости российского рынка и чрезмерном протекционизме, о несовершенстве законов, коррупции и воровстве, препятствующих цивилизованной политике инвестиций. Россия осуждает ЕС за дискриминацию по отношению к российскому экспорту товаров и капиталов, излишнюю строгость антидемпинговых мер и иные внешнеторговые ограничения, оставшиеся со времен «холодной войны» в отношении стран с, как это тогда называлось, централизованной экономикой.
Конечно, в наших отношениях с ЕС существуют и «болевые» точки, не всегда совпадают точки зрения сторон.
Основные озабоченности российской стороны:
квотирование поставок российских стальных изделий;
запрет на ввоз в ЕС шкур рыси и волка;
ограничения доступа на рынок ЕС российских товаров ядерного цикла;
условия предоставления России услуг по космическим запускам;
предоставление Евросоюзом России «социальных» преференций;
планируемое расширение ЕС и возможные негативные последствия для России от этого расширения.
Основной проблемой, связанной с проведением ЕС антидемпинговых расследований против России, остается непризнание в полной мере за российской экономикой рыночного статуса.
Критерии «рыночности», предложенные ЕС, чрезмерно строги, при этом двусмысленны, да к тому же неадекватны ранее предпринятым шагам ЕС навстречу странам ЦВЕ и Балтии. Предполагалось, что поправки КЕС в области антидемпинга в отношении России позволят российским предприятиям получить более справедливые условия проведения антидемпинговых расследований, однако на практике эти поправки не принесли ожидаемых результатов.
Положение с безоговорочным признанием рыночного статуса российской экономики значительно обостряется после принятия Советом ЕС Регламента, в котором содержится положение, предусматривающее сохранение статуса страны с нерыночной экономикой в отношении России и других стран СНГ и после присоединения к ВТО. Российская сторона настаивает на пересмотре этой формулировки.
Основные озабоченности европейской стороны:
принимаемые Россией меры по регулированию рынка алкогольной продукции;
недостаточно широкое присутствие в России финансовых учреждений стран ЕС;
регулирование российского рынка страховых услуг;
вопросы защиты прав интеллектуальной собственности;
вопросы стандартизации, сертификации и подтверждения соответствия товаров и услуг;
ввод Россией ряда экспортных пошлин, в частности на отходы и лом черных и цветных металлов;
неопределенность и отсутствие транспарентности в практике регулирования торговли на региональном уровне;
запрет Россией на импорт из ЕС столового яйца;
взимание Россией сборов за пролеты самолетов по транссибирским магистралям.
Однако существующая развернутая правовая база и особенно повседневная практика взаимодействия помогают нивелировать разногласия и устранять трудности. Свидетельство тому — рост в 3-3,5 раза объема внешней торговли между Россией и ЕС за последнее десятилетие и увеличение (правда, в гораздо более скромных размерах) европейских капиталовложений в России.
Внешнеэкономические связи России со странами ЕС и США. 8
Источник