Экономические проблемы россии со странами снг

ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика

международный ежемесячный научный журнал

Горда А.С. Проблемы и перспективы развития внешней торговли России со странами СНГ / А.С. Горда, Е.А. Сотникова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №10. – С. 30-34.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ рОССИИ СО СТРАНАМИ СНГ

А.С. Горда , канд. экон . наук, доцент

Е.А. Сотникова , магистрант

К рымский федеральный университет имени В.И. Вернадского

(Россия, г. Симферополь )

Аннотация. Статья посвящена исследованию развития внешней торговли России со странами СНГ. Определены основные барьеры на пути расширения внешнеторгового с о трудничества . Обобщены перспективы развития внешней торговли России со странами СНГ и направления их стабилизации.

К лючевые слова: внешняя торговля, внешнеторговый оборот, взаимная торговля, в ы сокотехнологичная продукция, топливно-сырьевые товары, санкции.

Страны СНГ в последние годы дост а точно серьезно наращивают экономич е ский потенциал и превращаются в сущес т венный фактор развития мирового хозя й ства, особенно по отдельным топливно-сырьевым товарам. Поэтому для России развитие взаимовыгодных торгово-экономических отношений с СНГ является исключительно важным фактором разв и тия экономики, содействует укреплению позиций страны в международных экон о мических и иных отношениях.

Несмотря на особое геоэкономическое и геополитическое значение торгово-экономических отношений России со странами СНГ, доля последних во вне ш ней торговле РФ ниже, чем с дальним з а рубежьем . Так, удельный вес стран СНГ в 2014 г. составил 12,4 %, а стран дальнего зарубежья – 87,6 %. При этом в течение 2011-2014 гг. доля стран Содружества сн и зилась на 1, 7 процентных пункта (рис у нок 1) .

Рис. 1 Доля стран ЕС и СНГ во внешнеторговом обороте РФ товарами и услугами в

Источник: рассчитано и построено авторами на основе [ 1 ]

Внешняя торговля России товарами со странами СНГ до 2013 г. развивалась п о ступател ь но. В 2014 г. основное влияние на снижение ее динамики оказало сокр а щение объемов торговли с Украиной [ 2, с. 44].

Барьерами на пути расширения внешн е торгового сотрудничества России и стран СНГ о с таются [3 , с. 49 ] :

– высокая доля сырьевых отраслей и отраслей первичного передела продукции в структуре хозяйственных комплексов;

– неконкурентоспособность основной массы производимых готовых изделий по сравн е нию с аналогами, импортируемыми из дальнего зарубежья;

– небольшое предложение наукоемких, инновационных видов изделий;

– ограниченные финансовые возможн о сти государств-партнеров.

Доминирование в экономике России и Казахстана сырьевого сектора, ориентир о ванного на рынки третьих стран, делает ограниченной отдачу от интеграционного взаимодействия.

Россия, самое крупное и экономически развитое постсоветское государство, не может дать сильный импульс модерниз а ции и инновационному развитию наци о нальных экономик региональных стран, не готова удовлетворить растущий спрос партнеров по СНГ на качественные инв е стиционные и потребительские товары в силу технологического отставания. Так, доля высокотехнологичной продукции в товарном экспорте России составляет лишь 3,8%, что ниже чем в ведущих пр о мышленно развитых странах (рисунок 2).

Рис. 2 Доля высокотехнологичной продукции в товарном экспорте России в

Источник: составлено авторами на основе [1]

Растущие потребности в современном оборудовании и технологиях государства Содружества удовлетворяют преимущес т венно за счет дальнего зарубежья.

В годы суверенного развития основным фактором экономического роста России, как и большинства стран СНГ, стали в ы ступать доходы от экспорта узкого круга топливно-сырьевых товаров и материалов – нефть, нефтепродукты и природный газ, металлы и м е таллоизделия. Поступления от профилирующих экспортных товаров формируют большую часть доходных ст а тей госбюджетов стран СНГ и вносят зн а чимый вклад в ВВП. С экспортными дох о дами связано стимулирование потреб и тельского спроса и активизация инвест и ционной деятельности, увеличение ме ж дународных резервов и создание спец и альных резервных фондов.

Сохраняется и высокая степень завис и мости всех членов СНГ от импорта шир о кого круга товаров, которые национальное производство этих стран не в состоянии заместить (мед и каменты, продовольствие, высокотехнологичное оборудование и многое другое).

Сформировавшаяся однобокая топли в но-сырьевая структура экономики и эк с порта пр и вела к зависимости большинства государств Содружества от положения дел в странах-потребителях сырья и энергон о сителей, а также от колебаний цен на м и ровых рынках [ 3 , с. 52 ].

Высокая зависимость России и стран СНГ от экспорта топливно-сырьевых т о варов и пр и лива зарубежных финансовых средств (кредитов, прямых капиталовл о жений, денежных переводов мигрантов) при низкой конкурентоспособности о с новной части готовых промышленных и з делий и слабо развитой финансовой си с теме повлекла за собой повышенную уя з вимость их экономик и внешней торговли (включая взаимную) от формирующи х ся внешнеэкономических условий .

Перспективы внешнеэкономических связей со странами СНГ, продвижение и н теграцио н ных процессов в рамках ЕЭП во многом будут определяться состоянием экономики России, которая остается зн а чимым торгово-экономическим партнером большинства гос у дарств Содружества.

Экономическое развитие России в кра т ко- и среднесрочной перспективе усугу б ляют вводимые со стороны западных стран санкции, высокая уязвимость России к действию внешнеэкономических факт о ров в условиях сохраняющихся серьезных внутренних структу р ных дисбалансов и проблем.

Исходя из ухудшения мировой кон ъ юнктуры, базовый прогноз Министерства экономического развития на среднесро ч ную перспективу предусматривает нев ы сокую динамику развития российской эк о номики (2-2,5% на 2015 – 2018 г. и не в ы ше 3,1% в период до 2020 г.), что будет ниже роста мировой экономики (3,3-3,4% в 2015-2019 гг.) [4].

Негативное действие санкций западных стран на экономику России будет проя в ляться в течение всего прогнозируемого периода времени. Велика вероятность с о кращения доходов от экспорта углевод о родов, позволявших развиваться росси й ской экономике (с начала 2000-х годов); уменьшения импорта изделий машин о строения и технологий, что скажется на перспективах экономического развития.

Существующие прогнозы экономич е ского развития России не дают оснований для опт и мистических оценок перспектив расширения торгово-экономических св я зей стран СНГ, включая партнеров по ТС/ЕЭП, в период до 2020 г. Замедление экономического роста в РФ сократит и м портный спрос на товары партнеров, сн и зит деловую активность в гос у дарствах Содружества, экономически тесно связа н ных с Россией. Нарастание дефицита ро с сийского государственного бюджета уменьшит возможности по субсидиров а нию и кредитованию экономик Белору с сии и стран – потенциальных участниц ТС/ЕЭП (Армения, Киргизия, Таджик и стан), что может негативно повлиять на реализацию евразийского интеграционн о го проекта.

Несмотря на вполне вероятное сниж е ние товарооборота России со странами СНГ, мы не исключаем увеличения доли Содружества по отдельным товарным группам и в общем объеме внешней то р говли России в силу ряда причин. В р е зультате ужесточения вводимых в отн о шении РФ санкций западных государств возможна по ряду направлений переорие н тация экспортно-импортных потоков на страны постсоветского пространства. Компании стран СНГ могут стать посре д никами при осуществлении внешнеторг о вых сделок с государствами, которые о г раничили торговые и финансовые связи с Россией.

Нельзя исключить и вероятность того, что РФ в силу экономических трудностей будет вынуждена будет отказаться от льготных цен на энергоносители для Бел о руссии и Армении, что увеличит стоим о стные объемы российского экспорта в СНГ.

Условием роста взаимных внешнеэк о номических связей в среднесрочном п е риоде являе т ся ускорение экономического развития России, что предполагает макс и мально полное и с пользование внутренних ресурсов и источников роста, уменьшение зависимости от неблагоприятных внешн е экономических факторов. В числе вну т ренних драйверов долгосрочного экон о мического роста – развитие обрабатыва ю щей промышленности и сельского хозя й ства, рост инвестиционной активности, кардинальное улучшение предприним а тельск о го климата, в том числе упрощение доступа к кредитным ресурсам и снижение процентных ставок, по которым комме р ческие банки предоставляют кредиты предприятиям р е ального сектора и многое другое. Глубокая модернизация экономики России, создание условий, стимулиру ю щих увеличение конкурентоспособного предложения, осуществл е ние структурных изменений в направлении развития инд у стриального производства позволит ув е личить привлекательность РФ как торг о вого партнера, сотрудничество с кот о рым позволяет обеспечить потребности не только в топливе и сырье, но и новых те х нологиях, инновационных и высокотехн о логичных товарах, наукоемких видах у с луг.

Обеспечение устойчивого и динамичн о го развития взаимного внешнеторгового оборота предполагает также совместные усилия России и заинтересованных стран СНГ по углублению сотрудничества в и н новационной сфере . Происходящая в стр а нах-партнерах м о дернизация экономики на основе широкого заимствования техн о логий из третьих стран должна в большей степени сочетаться с восстановлением собственной технологической основы с о трудничества, хотя бы в отдельных сект о рах производства.

Обобщенно основные перспективы ра з вития внешней торговли России со стр а нами СНГ и ключевые направления нал а живания внешнеэкономических связей представлены в табл и це 1.

Таблица 1. Перспективы развития внешней торговли России со странами СНГ и н а правления по их стабилизации

Источник

Проблемы экономического сотрудничества России со странами СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выявить проблемы экономического сотрудничества России со странами СНГ и обосновать усиление экономической интеграции. Задачи:
Раскрыть историю создания СНГ.
Провести анализ сырьевых ресурсов СНГ, как основу интеграции.
На примере показать интеграцию Киргизии с Россией, как основной путь решения многих проблем стран содружества.
Определить перспективы сотрудничества и разработки предложений по совершенствованию экономического сотрудничества России со странами СНГ.

Содержание

Введение
I. Создание Содружества Независимых Государств, ее структура и соглашения
1.1. История создания Содружества Независимых Государств
1.2. Структура Содружества Независимых Государств
1.3. Нормативные документы, направленные на углубление стран Содружества
II. Сырьевые ресурсы СНГ как основа интеграции
2.1. Анализ современного состояния СНГ
2.2. Дезинтеграция народнохозяйственного комплекса
2.3. Экономическое сотрудничество России со странами СНГ
2.4. Инвестиционная активность стран СНГ
2.5. Проблемы усиления интеграционных процессов
2.6. Союз пяти государств
2.7. Пример интеграции Киргизии с Россией
III. Перспективы сотрудничества и разработка предложений по совершенствованию экономического сотрудничества России со странами СНГ
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Прикрепленные файлы: 1 файл

Проблемы экономического сотрудничества России со странами СНГ. Усиление эконом интеграции.doc

3. Разнонаправленность политических и хозяйственных интересов руководящих элит этих стран СНГ в первоначальный пореформенный период. В эти годы весьма характерным было стремление, прежде всего России, к самоизоляции от других постсоветских стран из-за опасения стать экономическим донором для них, переориентации связей на так называемое дальнее зарубежье, в том числе и как на источник инвестиций. Этому примеру в различных формах и с разной степенью интенсивности последовали многие другие страны, нуждающиеся гораздо более, чем Россия, в реструктуризации и достройке структур своих народнохозяйственных комплексов. При этом они охотно опирались на кредиты Всемирного банка, МВФ и других международных и национальных западных финансово-банковских структур.

4. Разнонаправленность интересов, в свою очередь, привела к заметным различиям и противоречиям при подготовке и реализации основополагающих документов Содружества. За 10-летний период международными коллективами в органах СНГ было разработано множество интересных в методологическом и методическом отношении документов, регулирующих торгово-политическое и валютно-финансовое сотрудничество, однако попытки их внедрения в жизнь привели к возникновению в рамках СНГ субрегиональных группировок со своими правилами взаимодействия, характеризующими специфику их интересов как внутри Содружества, так и по отношению к остальному миру.

5. Специфика национально- государственных интересов прежде всего находит соответствующее выражение в экономической политике каждой из стран СНГ, определяет ту или иную модель функционирования народного хозяйства и направленные на реализацию этой задачи хозяйственные реформы. Сегодня мы обнаруживаем широкую палитру таких моделей — в зависимости от целей национального развития, имеющихся ресурсов и представлений руководящей элиты о средствах достижения поставленных целей и порядке использования ресурсов. При этом, например, понимание задач и методов формирования социально-ориентированной экономики, путей реализации ее целей имеет диапазон от ярко выраженных либерально-рыночных (Россия) до директивно-централизованных (Туркмения) проявлений. И пока что в конкретных условиях отдельных стран на практике не доказаны абсолютные преимущества той или иной модели.

В связи с этим перед исследователями стоит задача не столько критического разбора моделей экономической политики стран СНГ в качестве производных от избранных ими вариантов, где критерием явилась бы российская модель, сколько сравнительного анализа определяющих факторов формирования каждой из этих моделей, их совместимости в рамках СНГ и его субрегиональных образований, а также в условиях современного этапа глобализации (включая проблемы вступления в ВТО).

Много проблем и в защите прав и интересов проживающих в странах СНГ. В «чужих» республиках живут примерно 60 млн. человек, из них 25 млн. русских, 7 млн. украинцев, сотни тысяч белорусов, армян, азербайджанцев, грузин, казахов, таджиков и др.

В качестве центральной ставилась задача создания достойных политических, социально-экономических, культурных условий для соотечественников в странах их постоянного проживания. Активное участие принял МИД России в подготовке и проведении Конгресса соотечественников, проживающих за рубежом, который состоялся 11—12 октября 2002 года в Москве, с участием в нем Президента России В.В. Путина, который выдвинул четкую программу действий по работе с соотечественниками.

В первую очередь это защита прав и свобод, недопущение попыток их дискриминации, миграционная политика, развитие общего культурного и информационного пространства, поддержка русского языка, поскольку только в Белоруссии и Киргизии русский язык получил статус государственного. Данная проблема — придание ему официального статуса для межгосударственных структур и равноправного с родным языком во всех постсоветских республиках, является не последней в решении вопросов интеграции. Язык межнационального общения не исчерпал себя.

Только Туркменистан и Таджикистан заключили с Россией договор о двойном гражданстве. Действенность этих актов ощущается крайне слабо и их воплощение в жизнь идет противоречиво.

Между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией достигнуты договоренности о свободе выбора и упрощенном порядке получения гражданства, о свободном въезде и выезде, введении единых стандартов социальной зашиты, выравнивании условий пенсионного обеспечения, уровней пособий и льгот ветеранам войны и труда, инвалидам и малообеспеченным семьям. Однако многие из этих хороших позиций все еще остаются на бумаге.

По словам представителя Интеграционного комитета стран Таможенного союза Н. Исингарина, одна из причин неудач Содружества состоит в том, что каждая входящая в него страна «в зависимости от своего экономического, социального и политического положения стремилась тянуть одеяло на себя без учета желаний и возможностей стран-партнеров». И даже с Белоруссией, с которой Россия находится в составе союзного государства, их взаимоотношения в минувшие годы складывались отнюдь не безоблачно.

До сих пор не удалось разработать и принять Конституцию союзного государства, а также существенным образом сблизить законодательство двух стран и, в частности, завершить унификацию таможенно-тарифной политики.

В минувшее десятилетие значительно осложнились отношения России и Грузии. На них не могла не отразиться открыто обозначившаяся ориентация Грузии на США и их партнеров по НАТО. «За идеи Грузия, — заявил председатель подкомитета СНГ в парламенте Грузии Ираклий Гогава, — устала бороться, ей выгоднее иметь дело не с Россией, у которой весь государственный бюджет равен бюджету Нью-Йорка, а с США, которые оказывают огромную финансовую помощь Тбилиси». А во время поездки в Вашингтон министра иностранных дел Грузии И. Менагаришвили его заверили, что США не оставят его страну один на один с Москвой перед лицом растущего российского давления на Тбилиси. После начала антитеррористической операции России на Северном Кавказе Грузия не только не осудила действия чеченских боевиков и международных террористов, но и проявила себя в отношении к Грозному более лояльно, чем к Москве.

Серьезные расхождения наметились и между странами среднеазиатского региона. Казахстан ввел ряд жестких мер по ограничению ввоза товаров не только из России, но и из Киргизии и Узбекистана, а последний ввел ряд неблагоприятных для Казахстана протекционистских мер. Резко обострились в последние годы отношения между Узбекистаном, где проживает 1 млн. таджиков, и Таджикистаном, на территории которого живут 1,5 млн. узбеков. Не прекращается узбекско-киргизская коллизия по территориальному вопросу. По этой проблеме у обеих республик осталось 130 несогласованных участков границы. Что касается Киргизии, то в связи с вторжением на ее территорию из Таджикистана банд боевиков киргизская сторона предприняла комплекс превентивных мер по укреплению своей государственной границы, включая минирование горных перевалов, троп и ущелий.

Наряду с объективными факторами на развитие в СНГ как объединительных, так и разъединительных тенденций оказывает и ряд субъективных факторов. К ним относится разноцветье позиций старых и новых политических элит; соперничество в целях и путях их достижения, в моделях развития; обострение взаимоотношений и амбиций их лидеров. «Мы, главы государств, — заявил президент Белоруссии А.Лукашенко, — главное препятствие в дальнейшем интенсивном развитии СНГ». Наконец, необходимо учитывать и то, что исторические, культурные и религиозные ценности народов, проживающих в евразийском пространстве, и их менталитет несут на себе отпечаток своего рода промежуточной полузападной и полуазиатской цивилизации. Как подчеркивает президент Киргизии А.Акаев, «есть понятие не только «русская душа», но и «тюркская душа».

Но, так или иначе, активный интеграционный процесс в СНГ начал переходить в практическую плоскость, и уже четко обозначилась многоярусная структура взаимодействия новых государств:

  1. Россия, Белоруссия — наиболее глубокая форма сообщества с общими национальными, в том числе политическими структурами управления.
  2. Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия — углубленная и, прежде всего, экономическая интеграция, базирующаяся на Таможенном и Платежном союзах.
  3. Страны, которые входят в СНГ, — это сложившиеся после распада СССР межгосударственные объединения 12 бывших республик.
  4. СНГ и государства Балтии — территории бывшего Советского Союза.

Каждая из этих систем объявлена открытой для свободного выхода, приема новых членов и контактов с другими межгосударственными мировыми транснациональными образованиями. Наметившееся сближение стран (бывших республик СССР) идет куда менее стремительно и интенсивно, чем предшествующий ему распад.

Как институт региональной интеграции на постсоветском пространстве СНГ пока все еще несостоятелен. По официальным данным, действует лишь каждое десятое из восьми сотен соглашений. Многие из них вообще подписаны лишь частью государств-членов. В результате такого сотрудничества «по выбору» интеграция становится неэффективной.

И, тем не менее, СНГ трансформируется в качественно новую геополитическую, социально-экономическую и национально-культурную инфраструктуру, аналогов которой не было в мировой истории, и у которой есть перспективы.

2.6. Союз пяти государств

Многообразие точек зрения государств — участников СНГ на оптимальные параметры взаимодействия в широком формате породило практику разноскоростной многоуровневой интеграции.

Практика и опыт показывают, что возникновение таких объединений — одна из устойчивых тенденций развития СНГ. Проблема их взаимоотношений обоснованно воспринимается как один из факторов, от которых прямо зависит будущее Содружества.

Полагаем, что возникновение и развитие на пространстве СНГ различных межгосударственных объединений естественно и отражает прежде всего поиск оптимальных форматов решения стоящих перед нашими странами насущных проблем. Важно, чтобы такие структуры носили открытый характер, чтобы их деятельность не противоречила общим целям Содружества, а дополняла его потенциал. Именно на таких принципах Россия строит свое участие в Союзном государстве, Евразийском экономическом сообществе и Договоре о коллективной безопасности.

Сотрудничество в рамках упомянутых объединений имеет первостепенное значение, поскольку накопленный интеграционный опыт способен стимулировать развитие взаимодействия в более широком формате 3 .

Активная работа идет по формированию общего с Белоруссией политического, экономического, правового, оборонного и гуманитарного пространства. Поставлена задача введения к 2008 году единой валюты и создания единого эмиссионного центра. Это сотрудничество нацелено на продвижение экономических реформ.

Создание Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) отражает стремление Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана обеспечить более высокий уровень взаимодействия, прежде всего в экономической области. Формирование этого объединения стало логическим продолжением интеграционного опыта, наработанного пятью государствами за несколько лет. Еще в 1995 году было подписано Соглашение о Таможенном союзе между Россией и Белоруссией, к которому затем присоединились Казахстан, Киргизия и несколько позже — Таджикистан.

Важным этапом развития сотрудничества между этими странами явилось заключение ими в 1996 году Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, в котором была поставлена цель — создание в перспективе «сообщества интегрированных государств» путем «поэтапного углубления интеграции в экономике, науке, образовании, культуре, социальной сфере и иных областях при соблюдении суверенитета Сторон». Предусматривались также согласование внешнеполитического курса и совместная охрана внешних границ.

26 февраля 1999 года Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, в котором без конкретизации сроков определили следующие этапы интеграции.

На первом этапе — обеспечить реализацию в полном объеме режима свободной торговли, в частности неприменение тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле, введение единой системы взимания косвенных налогов, устранение административных, фискальных и иных препятствий, затрудняющих свободное передвижение товаров.

На втором этапе — создать Таможенный союз, предполагающий единую таможенную территорию, общий таможенный тариф, отмену таможенного контроля на внутренних границах, унификацию механизмов регулирования экономики и торговли.

На третьем этапе — сформировать единое экономическое пространство, предусматривающее проведение общей экономической политики и формирование общего рынка услуг, труда и капитала, унификацию национального законодательства, проведение согласованной социальной и научно-технологической политики.

Однако практика многостороннего сотрудничества показывала, что достижение поставленных целей невозможно без четкой организационно-правовой структуры, обеспечивающей в первую очередь обязательность выполнения принятых решений.

В мае 2000 года пять государств приняли решение о создании полноценной международной организации, и уже 10 октября 2000 года в Астане президентами Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества, заложивший основу перевода сотрудничества пяти государств на качественно новый уровень. Договор ратифицирован всеми государствами-участниками и 30 мая 2001 года вступил в силу.

Органами ЕврАзЭС являются: Межгосударственный совет (Межгоссовет) — высший орган, заседания которого проводятся на уровне глав государств не реже одного раза в год и глав правительств — не реже двух раз в год; Интеграционный комитет — постоянно действующий орган в составе вице-премьеров; Межпарламентская ассамблея, ключевой задачей которой является гармонизация национального законодательства государств-членов; Суд Сообщества, призванный рассматривать споры экономического характера по вопросам реализации решений органов ЕврАзЭС и заключенных договоров. Текущую работу ЕврАзЭС обеспечивает Комиссия постоянных представителей сторон при Сообществе, действующая в рамках Интеграционного комитета. Высшее административное должностное лицо Сообщества — генеральный секретарь. Секретариат Интеграционного комитета располагается в Москве и Алма-Ате.

Для нас особенно важно, что в этой организации ведущая роль России закреплена юридически, через прописанные в учредительном договоре механизмы «взвешенного голосования» и пропорционального финансирования. Мы получаем реальную возможность регулировать направление, характер и темпы интеграционного процесса.

Источник

Читайте также:  Топ 100 девушек страны
Оцените статью