Экономические проблемы стран атр

Экономическое развитие стран АТР

Экономическое развитие стран АТР происходило по модели «Стаи летящих гусей». Первым произошел взлет Японии, ее примеру последовали «четыре азиатских дракона»: Тайвань, Южная Корея, Гонконг и Сингапур. К примеру, в Южной Корее в 1960 году доход на душу населения составлял 80 долларов, в 1998 году – 5000 долларов[4]. Затем к ним присоединились страны Юго-Восточной Азии: Новая Зеландия Индонезия, Малайзия, Таиланд другие государства Индокитая. Стремительными темпами настигает «взлетевших» самый крупный «гусь» Азии – Китай.

Не случайно сегодня к этому региону приковано внимание всего мира. В 1978 году объем торговли США со странами АТР превысил объем торговли с Европой, а в начале ХХI он уже в два раза превысил уровень американской торговли с Европой[5].

Регион располагает мощным финансовым, технологическим и производственным потенциалом, кадрами, опытом и навыками в области организации и управления, разветвленной системой коммуникаций, а также громадными, можно сказать, неисчерпаемыми трудовыми ресурсами. Достаточно сказать, что только в Китае безработных насчитывается 250 млн. человек, или в 1,5 раза больше, чем все население России[6].

Темпы роста экономики в ведущих странах региона превышают аналогичные темпы в США и Европе. За последние 30 лет ВВП Малайзии увеличился в 6 раз, Южной Кореи – 13, Тайваня – 25 раз, Японии в 4,2, Китая в 9,5 раз[7].

По существующим данным АТР к 2000 году превратился в главный центр мировой экономической мощи, превосходящий Североамериканский (НАФТА) и Европейский (ЕС).

Объяснений этому феномену предпринято немало. Считается, что главной причиной ускоренной модернизации стран АТР явился оптимальный синтез в развитии элементов традиции и современности.

Читайте также:  Совокупный экономический потенциал национальной хозяйственной системы страны

Другим важным фактором ускоренного развития региона была более высокая, чем на Западе роль государства. Здесь был найден необходимый баланс между рынком и государственным вмешательством, государственным протекционизмом[8].

Еще одна причина заключается в том, что эти страны сумели плавно из фазы научно-технической революции войти в фазу интеллектуальной революции в сочетании с социальным преуспеванием.

Азиатизация Азии есть прежде всего следствие глобализации ее экономики и средств массовой информации. Возрождение азиатского самосознания во многом стимулируется вызовами со стороны Европы и США. Шаги ЕС по созданию единого государства и США по формированию северо-американской зоны сопроцветания порождает и у руководителей азиатских стран стремление к консолидации.

Причем, если во времена «холодной войны» эта консолидация носила по преимуществу милитаризованный характер в зависимости от того, к какой из двух систем относилась та или иная страна, то ныне главная ставка делается на экономическую интеграцию всего региона.

Примером таких изменений является Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в которую входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины и Бруней. Если поначалу в 1967 году создана она была в значительной степени как марионеточная организация США в противовес социалистическим странам Азии, то сейчас ее основные функции изменились в сторону взаимодействия в социальном и экономическом развитии. Причем в последнее время деятельность этой организации значительно активизировалась и расширилась: в ее деятельности принимают участие и другие страны, в том числе и Россия[9].

В последние годы большую роль играет Азиатско-Тихоокеанский экономический Совет (АТЭС). В 1989 году создана влиятельная организация АРЕС – Межправительственная конференция по Азиатско-Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, в которой принимают участие помимо азиатских стран все крупнейшие страны мира. Его главная задача – консолидация интеграционных процессов всей планеты с учетом интересов Юго-Восточной Азии[10].

Понятно, что на базе таких глобальных процессов растет и азиатская элита. Большой вклад в ее формировании сыграл Запад. И сегодня многие азиатские студенты учатся в европейских и американских вузах. Так, например, только в американских университетах обучается примерно 40 тысяч студентов[11].

Однако в XXI веке Азия ставит задачу пересмотреть роль такой элиты и саму модель обществ, ориентированных на Европу и Америку. Сторонники азиатизации считают, что «решение проблемы противоречий и беспорядков, вызванных модернизацией на базе старых ценностей не решить. Ключ к разрешению ее вовсе не обязательно в руках западноевропейской цивилизации. Поэтому именно азиатское образование и азиатское понимание вещей, которыми обладает азиатская элита, приобретают сейчас первостепенную важность» (К. Огура)[12].

То есть речь идет уже не о японской, китайской или модели новых индустриальных стран, а именно об азиатской идее. Причем ее сторонники отнюдь не склонны ограничивать ее сферу влияния АТР. Сингапурский исследователь К. Махбубани, например, пишет, что «евроцентристским аналитикам придется пересмотреть свои концепции, если они хотят правильно понять дальнейший ход истории»[13].

Источник

Институт экономических исследований ДВО РАН

Материалы

УДК 339+338

Изотов Д.А. Экономическая интеграция России со странами АТР: проблемы и перспективы / под общ. ред. П.А. Минакира; Институт экономических исследований Дальневосточного отделения Российской академии наук. – Хабаровск : ИЭИ ДВО РАН, 2020. – 368 с.

Монография посвящена исследованию проблем и перспектив торгово-экономической интеграции России со странами АТР. На основе широкого охвата теоретических, фактологических и статистических материалов определены процессы, способствовавшие формированию современных конфигураций интеграционных процессов между странами АТР. Представлена оценка сравнительных эффектов от реализации торговых соглашений в рамках АТР с учетом разграничения влияния процессов глобализации и регионализации, а также показаны варианты формирования и сближения торговых мегаформатов в субглобальной экономике. Определены экзогенные и эндогенные ограничения участия России в интеграционных процессах в субглобальной экономике, а также оценены эффекты торгово-экономической интеграции России с перспективными торговыми мегаформатами АТР. Представлены оценки эффектов расширения российско-китайских торговых взаимодействий, а также определены долгосрочные риски от таких взаимоотношений для российской стороны. Показано, что возможности включения России в процесс торгово-экономической интеграции со странами АТР главным образом связаны с развитием дальневосточных регионов. Определены характеристики взаимодействий Дальнего Востока России с рынками товаров, капиталов и труда АТР, оценена сравнительная интенсивность и потенциал торгово-экономических взаимодействий макрорегиона со странами АТР, а также проанализирована эффективность мер государственной политики, реализуемых для достижения целей ускоренного развития экономики дальневосточных регионов. На основе информации об опыте зарубежных экономик с характеристиками, подобными российским, выявлены институциональные ограничения реализации нововведений в государственной политике по отношению к Дальнему Востоку России.

Книга предназначена для специалистов в области международной и региональной экономики, а также читателей, интересующихся взаимоотношениями России и Дальнего Востока со странами АТР.

Ключевые слова: интеграция, торговля, прямые иностранные инвестиции, иностранная рабочая сила, торговое соглашение, эффекты интеграции, торговые барьеры, институты, рентная экономика, торговый мегаформат, АТР, Северо-Восточная Азия, Юго-Восточная Азия, Россия, Дальний Восток России.

Рецензент – В.В. Михеев, академик РАН

Рекомендовано к изданию Ученым советом ИЭИ ДВО РАН

Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований по проекту № 20-114-00007, не подлежит продаже

© Институт экономических исследований ДВО РАН, 2020

Источник

Проблемы и противоречия в АТР

Азиатско-Тихоокеанский регион — крупнейшее геополитическое звено в архитектуре современного мира

Сегодня, в начале XXI века, Азиатско-Тихоокеанский регион переживает этап сложных и неоднозначных перемен. Фундаментальные сдвиги в экономике и социальной структуре азиатских обществ, ставшие следствием процесса глобализации, быстрое подключение региона к мировому научно-техническому прогрессу, к единому международному информационному пространству — все это заставляет с большой степенью уверенности говорить, что АТР располагает реальным потенциалом превратиться в предстоящие десятилетия в одну из нескольких крупнейших зон, развитие которых будет для мировой цивилизации определяющим.

Возможности этого региона впечатляют — в его пределах расположены страны, в которых в совокупности проживает более половины населения планеты. На долю АТР приходится примерно 60 процентов мирового ВВП, свыше половины планетарного торгового оборота, более 60 процентов морских и почти 25 процентов воздушных перевозок. В АТР сосредоточены крупнейшие финансовые резервы, там находят применение наиболее передовые технологии.[1]

Целью данной работы является рассмотрение Азиатско-Тихоокеанского региона, как крупнейшего геополитического звена в архитектуре современного мира.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1) Дать общую характеристику Азиатско-Тихоокеанского региона;

2) Определить роль и место России в Азиатско-Тихоокеанском регионе;

3) Рассмотреть проблемы и противоречия в Азиатско-Тихоокеанском регионе;

4) Рассмотреть форумы политической направленности и межпарламентские организации, имеющие отношение к Азиатско-Тихоокеанскому региону.

Общая характеристика

Определение региона, его состав

Азиатско-Тихоокеанский регион является крупнейшим геополитическим звеном в архитектуре современного мира. К этому региону сейчас принято относить страны, расположенные по периметру Тихого океана, в том числе государства Америки. Кроме того, налицо тенденция присоединять к АТР и Индию, страну Южной Азии, так как часть ее береговой линии омывается водами Тихого океана. Таково широкое определение Азиатско-Тихоокеанского региона. Но существует и первоначальное, узкое понятие, подразумевающее только государства Тихоокеанской Азии.

5-6-7

Так АТР можно представить на карте мира.

Регион, к которому относят, по разным оценкам, от 32 (без малых островных стран) до 44 государств (с малыми островными странами), имеет еще одно название — «Тихоокеанское кольцо». Это страны с разными политическими системами и экономиками: Россия, Китай, Япония, Северная и Южная Корея, Малайзия, Сингапур, Тайвань, Индонезия, Филиппины, Австралия, США, Канада и другие.

> Сегодня на долю АТР в его широком понимании приходится до 23 % земной суши, 40 % населения земного шара, около 60 % мирового ВВП, а также примерно половина совокупного объема мировой торговли и мировых зарубежных инвестиций.

> Список стран, входящих в АТР, можно увидеть на представленном слайде.

B. Политический облик

В АТР наблюдается пестрая палитра политических режимов и систем: от монархий (реальных и декоративных) и других авторитарных структур — до зрелых и общепризнанных демократий.

В регионе продолжается модернизация политических институтов, в отдельных странах проводятся политические, экономические и военные реформы. К началу нового века масштаб распространения демократических режимов в Азии возрос и в другом измерении. Демократические правительства значительно расширили сферу своей политики и усложнили задачи социально-экономических программ, требующих роста правительственных расходов, новых источников финансирования, либерализации инвестиционного климата и т. д. Они повысили свою роль в защите прав граждан и социальном обеспечении. Наряду с этим в отдельных странах население продолжает жить в условиях тоталитарных режимов и военных диктатур. Демократия отступает, прежде всего, в государствах, столкнувшихся с поражением экономических программ их правительств.

В настоящее время на ситуацию в АТР оказывают влияние следующие факторы:

• увеличение численности субъектов международных отношений, определяющих политический климат в регионе (международные организации, транснациональные компании, отдельные авторитетные лидеры), повышение международного статуса развивающихся стран в мировой и региональной политике и экономике:

• движение к многополярному мироустройству, как отражение глобализации в региональном разрезе;

• тенденция во внешней политике стран региона к широкой диверсификации. При этом идеологическая составляющая международных отношений перестала быть определяющей;

• выдвижение экономического сотрудничества на первый план в системе международных отношений;

• мировой финансовый кризис;

• угрозы региональной безопасности, в особенности ядерная программа КНДР.

Многие ученые, ведущие политики и международные организации видят в многополярности один из стимулов политического процесса в АТР. К центрам силы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, помимо США, самого пока влиятельного из них, относятся следующие страны: Китай, Япония, Россия, Австралия и Индия

В АТР находится еще группа стран, каждая из которых в перспективе может стать полюсом силы. Это Республика Корея, Индонезия, Филиппины, Вьетнам. В пользу этого говорят быстрые темпы роста их национальных экономик (Республика Корея, Вьетнам), большое население с крупными китайскими диаспорами (Индонезия). Но пока внутренние проблемы этих государств сдерживают рост их политического влияния на международной арене.

C. Ресурсы и экология

Энергетика (рост потребления), природные ресурсы (истощение) и экология (ухудшение среды обитания человека) — это крупный узел проблем в АТР. Высокие темпы индустриализации в Китае и Индии, отсутствие месторождений углеводородного сырья в Японии и Республике Корея резко увеличили потребность этих стран в энергии и импорте топлива для ее производства.

Потребление энергии в АТР увеличилось с 1992 по 2008 год на 70 %. В то же время в расчете на душу населения в регионе по сравнению с остальным миром оно все еще невысоко.

Эксперты рассчитали, что к 2030 году на АТР будет приходиться половина мирового спроса на минеральные энергетические ресурсы. Более 80 % его будет по-прежнему приходиться на ископаемые виды топлива, такие как нефть и газ, что сделает регион зависимым не только от колеблющихся цен на энергоносители, но и от выбросов углекислого газа при его сжигании.

В Тихоокеанской Азии уже сейчас отмечаются наивысшие показатели смертности от загрязнения воздуха внутри помещений, вызванного сжиганием биомассы и твердого топлива: только в Индии, Китае и странах Юго-Восточной Азии от этого ежегодно погибает 1,3 млн человек.

В настоящий момент стратегия повышения энергобезопасности многих стран региона сводится к традиционным мерам: строительству новых электростанций и линий электропередач, диверсификации источников поставок нефти, расширению числа мест стратегического складирования и т. д. Но для устойчивого экономического роста и развития необходимы новые подходы к энергопотреблению: ужесточение требований к эффективности использования энергии и обращение к ее возобновляемым источникам.

На возобновляемые источники в настоящее время приходится всего 9% первичного производства энергии в АТР, при этом регион весьма неплохо ими обеспечен. На него приходится 40 % гидроэнергетического потенциала мира и примерно 35 % потенциала солнечной и геотермальной энергетики. Регион обладает также немалым потенциалом использования энергии ветра и биомассы. Но хотя развитие энергетики в значительных масштабах на базе этих ресурсов — задача будущего, ее решение просчитывается специалистами уже сейчас.

Энергетическая безопасность в регионе будет зависеть и от финансирования инноваций, а также использования возможностей регионального и субрегионального сотрудничества.

D. Экономическая интеграция

АТР — это огромное пространство для экономического сотрудничества и интеграции. Однако эти процессы развиваются неравномерно в зависимости от стран и субрегионов. В 1990-2008 годах особенно высоким динамизмом отличалась экономика стран Тихоокеанской Азии. Это обеспечило странам быстрый рост экспорта, превратило их в выгодных торговых партнеров

. По общему уровню экономического развития в АТР можно выделить несколько групп государств. Прежде всего, это развитые страны — США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия. Их догоняет Китай.

Помимо развитых государств, в регионе существуют страны, которые добились больших успехов на пути экономического развития, хотя и вступили на него позднее. Это Тайвань и Республика Корея, а также Сингапур, Малайзия и Гонконг. Приближаются к ним страны Юго-Восточной Азии: Таиланд и Вьетнам, Филиппины и Индонезия.

Но далеки от успешного экономического развития Лаос, Монголия, КНДР, Камбоджа, Мьянма. Таким образом, сегодня в АТР, как и повсюду в мире, по мере роста экономики богатые страны становятся богаче, а ряду развивающихся стран не удается вырваться из бедности. В регионе сохраняется неравенство, благосостояние одних стран сосуществует с низким уровнем развития других. Каждая из этих крайностей по-своему воздействует на развитие региона.

Развитие интеграционных процессов в регионе, ведущих к созданию единого экономического пространства, выдвинуло проблему общей валюты.

Существует вероятность того, что центростремительные процессы приведут к введению региональной валюты в тихоокеанской части АТР.

Большинство стран АТР являются членами Всемирной торговой организации (ВТО). Следовательно, ее правила и нормы, признаваемые странами-членами, призваны регулировать процесс региональной и глобальной интеграции.

Экономическое сотрудничество в регионе поддерживается экспортом капиталов, в том числе за счет тех, что создаются в странах самого региона. На них приходится около 40 % от всех инвестиций в АТР.

Усиливается роль компаний из стран региона как наиболее мощных инвесторов. Возглавляют список таких корпораций Япония, США и Республика Корея.

Новые технологии, особенно в сферах цифровой информации и коммуникации, продолжают усиливать связи между различными частями мира. Это подкрепляется присутствием транснациональных корпораций или, по крайней мере, их продукции во многих субрегионах и странах АТР.

Роль и место России в АТР

Роль и место России в Азиатско-Тихоокеанском регионе постоянно менялась, случались конфликты, многие страны были настроены враждебно, не было возможности экономического или политического сотрудничества, но это в прошлом, сейчас нас интересует нынешняя ситуация.

Нынешняя ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом благоприятна: там нет блоков или стран, враждебно настроенных против России; мы напрямую не втянуты в локальные конфликты; присутствует предрасположенность к политическому и экономическому сотрудничеству с нашим государством.

Вместе с тем в АТР сохраняется немало проблем, которые в той или иной степени задевают российские интересы и требуют соответствующей реакции.

Острый характер приобрело отставание восточных районов России от соседних государств в развитии производительных сил. Если негативную тенденцию не переломить, то отставание может вырасти в угрозу национальной безопасности. Соседи перестанут считаться с Россией и превратят российский Дальний Восток в объект демографической и экономической экспансии. Решить данную проблему только за счет внутренних ресурсов сложно. Речь должна идти о модернизации восточных районов страны с помощью зарубежных партнеров. Российское руководство стремится к разработке комплексной программы привлечения на Дальний Восток и в Сибирь зарубежных капиталов, рабочей силы, технологий.

Российская дипломатия придает особое значение формированию многоярусной сети многосторонних диалогов и форумов безопасности на региональном и субрегиональном уровнях, выработке мер доверия, механизмов превентивной дипломатии и урегулирования конфликтов. В свете растущей взаимозависимости государств, а также ограниченности наших финансовых ресурсов именно такая линия обеспечения национальной безопасности России предпочтительна (в противовес подключению к новому витку гонки вооружений).

В целом Россия стремится решать свои задачи в АТР, как развивая двусторонние связи со странами региона, так и участвуя в интеграционных процессах.

A. Россия и КНР

Взаимоотношения России с КНР и в Москве и в Пекине характеризуются как «превосходные, лучшие за всю историю», как «стратегическое партнерство». Достижения в этих отношениях базируются на урегулировании споров, доставшихся в наследство от прошлого, и на обоюдной заинтересованности в тесном сотрудничестве друг с другом на долгосрочную перспективу.

Кроме того, Москва и Пекин преодолели политико-идеологические разногласия, возникшие из-за крушения коммунистического строя в СССР. В российском обществе стали испытывать уважение к достижениям КНР. Пекин, в свою очередь, поддерживает российские реформы. Решая схожие внутренние задачи, Россия и Китай остро нуждаются в мирном окружении, а также в обмене опытом. Это способствует взаимному доверию.

Вместе с тем не все безоблачно в российско-китайских отношениях. На горизонте появилось два раздражителя. Первый — рост присутствия граждан КНР на российском Дальнем Востоке, малонаселенном и экономически отсталом. Некоторые местные жители испытывают подозрения, что китайцы в перспективе захотят аннексировать эту часть России.

Второй связан с тем, что соотношение сил между двумя державами впервые за последние столетия меняется в пользу Китая. Порой высказываются опасения, что КНР может начать оказывать на Россию геополитическое давление, теснить ее в региональном масштабе.

Тем не менее, оба государства, будучи заинтересованы в обоюдном тесном взаимодействии по соображениям геополитики, безопасности, внутреннего развития, полны решимости сполна использовать исторический шанс и построить устойчивую модель взаимовыгодного, динамичного российско-китайского сотрудничества в XXI столетии. Такая модель позволит устранять или приглушать те реальные и потенциальные разногласия, которые могут появляться между РФ и КНР.

A. Россия и Япония

Значительный прогресс достигнут за последние два десятилетия в российско-японских отношениях. Никогда в прошлом между Россией и Японией не поддерживались столь широкие, глубокие и интенсивные контакты, как сейчас. Регулярным и насыщенным стал график встреч на высшем политическом уровне, успешно развивается взаимодействие на международной арене, налажен устойчивый диалог между оборонными ведомствами, в несколько раз в текущем десятилетии увеличился товарооборот, все более заметно присутствие на российском рынке ведущих японских корпораций и банков.

В структуре российского экспорта преобладают сырьевые компоненты: товары топливно-сырьевой группы, цветные металлы, продукция морского промысла (велика часть контрабанды), лес, материалы ядерно-топливного цикла. Импорт из Японии — машинно-техническая продукция. Стратегическая сфера российско-японского сотрудничества — топливно-энергетический комплекс, запущены нефтегазовые проекты «Сахалин-1,2», начались поставки сжиженного газа.

Разрабатываются проекты по созданию совместных предприятий по производству труб, тяжелого машиностроения, нефтегазового оборудования.

Позитивная динамика российско-японских отношений обусловливается целым рядом серьезных причин. Во-первых, после окончания «холодной войны» и вступления России на демократический путь развития стороны перестали считать друг друга военными и идеологическими противниками. Во-вторых, они осознали, что нормальные двусторонние отношения позволяют с меньшими затратами решать задачи безопасности и стабильности в Северо-Восточной Азии. В-третьих, Москва и Токио имеют близкие позиции по многим актуальным проблемам и видят друг в друге серьезного партнера в международных делах, в укреплении собственных позиций на мировой арене. В-четвертых, существует потребность в наращивании экономического сотрудничества.

Спорный вопрос между Россией и Японией — территориальный, о принадлежности четырех островов южнокурильской гряды, но об этом позже.

A. Россия и ЮВА

Интенсифицируются связи России с крупнейшей страной ЮВА (Юго-Восточная Азия) — Индонезией. Между сторонами подписаны и реализуются многочисленные соглашения о сотрудничестве в политической, экономической, научно-технической и культурной сферах. Применительно к ЮВА и АТР в целом Москва и Джакарта декларируют готовность использовать потенциал двусторонних отношений для обеспечения мира и безопасности, налаживания многостороннего сотрудничества, а также эффективного противодействия новым вызовам и угрозам.

Индонезия — давнейший российский партнер еще с советских времен, когда сформировалась структура российского экспорта: черные металлы и металлоизделия, цветные металлы, удобрения, органические соединения, синтетический каучук и латекс, бумага и картон, целлюлоза и макулатура. Товарооборот в 2008 г. достиг 1 млрд. долл.

Российский импорт из Индонезии главным образом включает товары, относящиеся к группе «промышленного сырья тропического и животного происхождения»: жиры и масла, чай, кофе, какао, органические химические соединения, табак. Россия покупает также одежду и ткани, обувь, мебель, бумагу и картон, парфюмерию и косметику. Начиная с 2006 г. отмечено увеличение поставок индонезийской теле- и радиотехники, средств связи и комплектующих для них.

В сентябре 2007 г. в ходе бизнес-форума в рамках официального визита Президента России в Индонезию был подписан ряд крупных коммерческих контрактов, в случае успешной реализации которых на индонезийский рынок могут прийти около 4 млрд. долл.

A. Периодические контакты

Периодические контакты поддерживаются с малыми островными государствами южной части Тихого океана. В концепции внешней политики Российской Федерации (2008 г.) сказано: «Российская внешняя политика направлена на наращивание позитивной динамики отношений с государствами Юго- Восточной Азии, прежде всего на развитие стратегического партнерства с Вьетнамом, а также многопланового сотрудничества с Индонезией, Малайзией, Таиландом, Филиппинами, Сингапуром и другими странами региона».

Подводя итог, можно констатировать, что отношения России со странами ЮВА и южной части Тихого океана прошли путь сложной эволюции. Имели место и самое тесное сотрудничество, и определенное недопонимание сторонами друг друга, и застой. В последние годы эти отношения развиваются в позитивном ключе.

Проблемы и противоречия в АТР

Многосторонние переговорные процессы в АТР на первый взгляд напоминают хаотичное «броуновское движение», не регулируемое какими-либо закономерностями и правилами. В самом деле, здесь нет «всеохватывающих» организаций — таких, например, как ЕС или ОБСЕ в Европе. К тому же подавляющее Большинство многосторонних азиатских объединений не имеет четких уставных требований к странам-участницам. Это скорее форумы для обсуждений, «площадки» для встреч на различных уровнях.

Известное исключение составляют Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), имеющая Устав и Секретариат в Пекине, а также Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Вместе с тем и в этих организациях действует правило консенсуса при принятии решений и принцип невмешательства во внутренние дела друг друга. Кроме того, по своему охвату (ШОС — 6 государств, АСЕАН — 10) эти многосторонние механизмы далеко не всеобъемлющи, если речь идет об АТР.

Общую картину интеграционного сотрудничества в АТР можно охарактеризовать следующими основными чертами.

Во-первых, в последние 10-12 лет в регионе происходит беспрецедентная активизация многосторонней дипломатии в целом и создания новых интеграционных «площадок», в частности. Это — ответ на вызовы и возможности процесса глобализации. При этом нарастает также интенсивность двусторонних связей и контактов, причем многие вопросы двусторонней повестки дня решаются в рамках или «на полях» многосторонних мероприятий.

Во-вторых, консультационно-переговорный процесс в АТР имеет несколько полюсов притяжения, что вызвано историко-цивилизационными особенностями региона. В т. н. «Восточной Азии» это — механизм «АСЕАН плюс», в Северо-Восточной Азии — шестисторонние переговоры по ЯПКП, в Центральной Азии — ШОС. Все эти переговорные схемы имеют зоны взаимного пересечения, как по содержанию обсуждаемых вопросов, так и по составу участников.

В-третьих, резко активизировались различные форматы межрегионального взаимодействия.

В-четвертых, важнейшим фактором, в целом удерживающим процессы многосторонней дипломатии АТР в рамках международного права и способствующим стабильности в регионе, является то, что практически все действующие здесь крупные объединения в своих документах безоговорочно признают центральную роль ООН, как единственной в мире универсальной организации, в поддержании международного мира и безопасности и в своей работе строго руководствуются Уставом ООН.

В-пятых, в самое последнее время наблюдается еще одна тенденция — попытки создать универсальную многостороннюю «площадку» для АТР. В 2008 г. премьер-министр Австралии К.Радд выдвинул инициативу формирования «Азиатско-Тихоокеанского сообщества» (АТС), которая в настоящее время весьма активно обсуждается в регионе. На сегодня, пожалуй, самым представительным объединением в АТР является АТЭС.

Но все же этот влиятельный форум не является всеохватывающим в региональном масштабе. Кроме того, он изначально задумывался как механизм сотрудничества по торгово-экономическим вопросам.

Источник

Оцените статью