- Экономические реформы в странах центральной Европы, и их результаты
- Главная > Документ
- Экономические реформы в странах центральной Европы, и их результаты
- Восточная Европа накануне реформ
- Содержание реформ
- Подходы к проведению реформ
- Протекание реформ
- Результаты реформ
- Литература
- Экономическое и политическое развитие Западной Европы
- Развитие региона
- Развитие государств Западной Европы
- Что мы узнали?
Экономические реформы в странах центральной Европы, и их результаты
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Экономические реформы в странах центральной Европы, и их результаты
Восточная Европа накануне реформ
До 90-х гг. прошлого века страны Восточной Европы (Германская Демократическая республика, Польша, Венгрия, Чехословакия, Румыния, Болгария, Югославия, Албания) были частью социалистического лагеря. В 80-е гг. в экономике этих стран стали наблюдаться признаки кризиса [1]:
снижение объема потребления и инвестиций;
рост внешнего долга с 8 млрд. долларов в 1972 г. до 85 млрд долларов к концу 80-х;
спад в производстве, уменьшение доли в мировом торговом обороте;
низкая эффективность производства, связанная с недостаточным внедрением современных технологий;
рост инфляции с 3—4% в месяц в 1987 г. до 21% в 1992 г. (в среднем по региону). В Польше и Югославии инфляция переросла в гиперинфляцию;
рост скрытой безработицы.
По поводу причин кризисных явлений существуют различные версии – от принципиальной неэффективности социалистической плановой экономики до саботажа элит. В конце 80-х—начале 90-х гг. в странах Восточной Европы произошел переход от социалистической политической системы к буржуазной демократии. Политические преобразования сделали неизбежными экономические реформы, направленные на трансформацию плановой экономики в экономику капиталистическую, интегрированную в мировой рынок.
Содержание реформ
Большинство стран Восточной Европы за основу (по крайней мере вначале) взяли модель реформ, предложенную Международным Валютным фондом (МВФ) и включающую в себя следующие пункты [1][4]:
Меры по макроэкономической стабилизации:
жесткая налоговая политика (сокращение расходов и достижение бюджетного профицита);
жесткая монетарная политика с целью обуздания инфляции (строгий контроль над денежной массой и резкое повышение процентных ставок).
Реформа цен и рынка:
«отпуск» цен на внутреннем рынке;
либерализация внешней торговли;
либерализация рынка рабочей силы;
либерализация банковской системы.
Развитие частного сектора экономики:
упрощение открытия и закрытия предприятий, оформления предприятий в частную собственность;
массовая приватизация государственного имущества.
Политическое, юридическое и организационное обеспечение экономических реформ:
реформа законодательства, обеспечивающая функционирование рыночной экономики;
реформа государственных институтов управления экономикой (налоговая система, системы учета, контроля, формирования бюджета);
реформа социальной сферы — перевод на «рыночные рельсы» (защита от безработицы, социальное обеспечение и социальные услуги: здравоохранение, образование и т.д.).
Отношение к МВФ и его программе реформ в среде экспертов и широкой общественности за прошедшие полтора десятилетия изменилось. Если в начале 90-х преобладало отношение к МВФ как к прогрессивному институту развития, то в наше время все более обычным становится критическое отношение. МВФ обвиняют в экономических кризисах конца 90-х (Юго-Восточная Азия, Аргентина), видят в нем инструмент контроля над развивающимися экономиками. Жесткой критики подвергается и экономическая программа МВФ. Отметим, что правительства стран Восточной Европы не следовали строго рекомендациям МВФ, гибко реагируя на конкретную обстановку. И если сторонники МВФ объясняют относительный успех реформ следованием принципам Международного Валютного фонда, то оппоненты — как раз этими отступлениями от первоначального курса.
Подходы к проведению реформ
В странах Восточной Европы применяли два подхода к экономическим реформам. Первый из них предполагал постепенные поэтапные изменения, исключающие социальные потрясения. Второй подход – радикальные меры с большими социальными издержками – так называемую «шоковую терапию». «Шоковая терапия» предполагает проведение следующих мероприятий [4]:
отмена контроля над ценами (либерализация цен);
снижение в кратчайшие сроки бюджетного дефицита;
строжайшая монетарная политика, сочетающая резкое повышение процентных ставок и номинальную привязку курса национальной валюты к основным мировым валютам (в те времена – доллар или немецкая марка);
открытие экономики для внешнеторговых связей путем снижения таможенных пошлин и введения полной конвертируемости валюты.
В плане приватизации государственной собственности стратегия постепенных реформ предполагает следующие подходы [3]:
Создание благоприятных условий для развития частного сектора «снизу: разрушение барьеров, мешающие свободному входу на рынок; гарантия прав частной собственности; стимулирующие меры в области налоговой и кредитной политики.
Приватизация главным образом посредством продажи с отдачей предпочтения тем, кто готов инвестировать в компанию. Избегание бесплатной раздачи имущества.
Применение схем продаж, формирующих структуру собственности, которая характеризуется следующими чертами:
появление у компании доминирующего собственника – бизнесмена или группы бизнесменов, или частной компании с опытом управления частной собственностью. Особенно приветствуются стратегические инвесторы, готовые поддерживать компанию путем вливания в нее нового капитала;
если избрана акционерная форма компании с ограниченной ответственностью, не нужно стремиться избегать «распыления» акций. Однако желательно, чтобы у каждой компании был основной стратегический акционер.
Ужесточение бюджетных ограничений компаний, с целью установления финансовой дисциплины.
Страны Восточной Европы, сделавшие выбор в пользу «шоковой терапии», в сфере государственного имущества склонялись к стратегии ускоренной приватизации, характеризующейся следующими чертами [3]:
Основная задача – как можно быстрее уничтожить государственную собственность.
Основной способ приватизации – бесплатная или по заниженной стоимости раздача собственности, например, посредством ваучеров, когда права собственности в компаниях, подлежащих приватизации, распределяются бесплатно и на равноправной основе среди граждан страны.
Терпимость к передаче собственности в руки менеджеров или даже ее стимулирование.
Терпимость к распылению прав собственности.
Таким образом, основное отличие этих стратегий, что если в первом («венгерском») случае упор делается на постепенный рост частного сектора «снизу», то во втором – на ускоренную приватизацию «сверху» с превращением класса менеджеров в класс собственников 1 .
Если говорить об основных странах Восточной Европы, то стратегию постепенных реформ последовательно применяла Венгрия. Польша вначале склонялась к «шоковой терапии» (план Бальцеровича), однако позже вернулась к более мягкой политике. Чехия (так же как и наша страна) сделала решительный выбор в пользу ваучерной приватизации.
Протекание реформ
Рассмотрим протекание экономических реформ на примере наиболее развитых стран Восточной Европы: Польши, Венгрии и Чехии.
В Польше реформы протекали в три этапа [1].
1-й этап – 1990—1991 гг. Продажа государством акций пяти крупных преуспевающих компаний. Массовая малая приватизация. К исходу 1990 г. в руках частников находилось примерно 40% предприятий розничной торговли, около 60% предприятий общественного питания и 50% коммерческих банков. Продукция, выпускаемая малыми предприятиями возросла на 25%.
2-й этап – 1991—1992 гг. Приватизировано путем акционирования тринадцать предприятий. Несколько тысяч предприятий были внесены в «списки на ликвидацию». Широкое внедрение аренды предприятий трудовыми коллективами, а также их продажа отечественным и зарубежным фирмам. Объемы произведенной продукции в частном секторе промышленности выросли на 8%. Количество частных предприятий в промышленности составило 2,2 тыс., торговле – 7,7 тыс., в строительстве – 3,5 тыс. Среди промышленных предприятий мелкие с числом занятых до 5 человек производили 60% продукции всего частного сектора. В 1992 г. на частный сектор приходилось 24,1% реализованной промышленной продукции, 55,2% строительно-монтажных работ, 23,7% от общей стоимости услуг. В частном секторе было занято 50,6% всех трудящихся. Наиболее интенсивно осваивалась частниками сфера торговли. В розничной торговле удельный вес частных магазинов составил 75%, оборот превысил 80%.
3-й этап – 1993—1996 гг. Характеризуется активизацией инвестиционной деятельности, ростом производства. В 1993-1996 гг. прирост промышленной продукции достигнут, главным образом, за счет частного сектора, где он составил 38,6%. На долю частного сектора приходится примерно 50% сельскохозяйственной, 37,4 – промышленной, 85,8 – строительной продукции, 87,8% розничного товарооборота.
В Венгрии политика постепенной приватизации привела к переходу к 1998 г. свыше 50% государственных предприятий в частную собственность. Особенностью является активное участие иностранного капитала. Доля иностранного капитала в частном секторе превысила 11%. Доля частного сектора в ВВП к концу 90-х повысилась до 60%.
В Чехии (точнее, тогда в Чехословакии) экономические реформы начались в 1990 г. [5]. Правительство национального согласия, пришедшего к власти в декабре 1989 немедленно провозгласило принципы реформы: переход к рыночной экономике, плюрализм форм собственности и демонополизация производства. К реализации новой экономической реформы приступили в апреле 1990 г. При этом высказывались различные мнения относительно темпов ее проведения, последовательности отдельных этапов и путей оценки ее результатов. Видный деятель правительства В. Комарек прогнозировал незначительные темпы роста инфляции и безработицы и оптимистично оценивал некоторые преимущества Чехословакии (относительно небольшой внешний долг и сравнительно высокая квалификация рабочей силы). Другие реформаторы, прежде всего министр финансов Вацлав Клаус (в будущем – премьер-министр), доказывали необходимость более быстрого проведения реформ и перехода к рыночной экономике. Победу одержали сторонники В. Клауса – Чехия избрала вариант «шоковой терапии» и ускоренной чековой приватизации.
С января 1991 г. в Чехословакии началась практическая реализация реформ. Чешские реформаторы учли опыт поляков, были применены практически все элементы польской стратегии шокотерапии, хотя некоторые из них — в явно смягченном варианте. Осуществлялись следующие меры [Тра]:
либерализация цен. Её темпы были в Чехословакии наиболее высокими среди всех стран региона;
попытка реализации жесткой финансовой политики для борьбы с инфляцией. Впрочем, на практике реализация заявленной программы шокотерапии в Чехословакии была менее болезненной, нежели в любой другой стране Восточной Европы.
значительная девальвация чешской кроны с целью обеспечения ее внутренней конвертируемости. Крону зафиксировали и привязали к корзине валют.
К концу 90-х в Чехии решительно преобладал частный сектор. В частности, в промышленности доля частной собственности составила (1999 г.) 80%.
Результаты реформ
Итоги реформ в Восточной Европе продолжают вызывать бурные дискуссии. Попробуем выделить основные положительные и негативные результаты реформ.
К положительным моментам относятся:
Преодоление кризисных процессов в экономике, характерных для позднесоциалистического периода – гиперинфляции и дефицита.
Рост ВВП и производительности труда (после спада в переходном периоде). Подобного роста удалось добиться в Польше, Словении, Чехии, Словакии, Венгрии. В то же время остальные страны региона не достигли даже максимальных показателей советского периода [2].
Рост уровня инвестиций.
Технологическое обновление производства – в ряде стран.
К негативным моментам относятся:
Рост безработицы (до 10—20% в разных странах к началу века [2]).
Снижение реальных доходов населения и рост неравномерности в их распределении. К началу текущего столетия только пятая часть населения постсоциалистических стран улучшила свое материальное положение, в то время как треть опустилась ниже черты бедности [2].
Сокращение поддержки здравоохранения, науки, культуры и образования.
Повышение зависимости от иностранного капитала.
Отметим, что для разных стран региона, соотношение благоприятных и неблагоприятных сторон экономических реформ различно. Относительно успешными можно признать реформы в государствах Центральной Европы, таких как Польша, Чехия или Венгрия, а также в Словении. В то же время положение стран Юго-Восточной Европы, таких как Болгария и Румыния значительно тяжелее. Развивающийся на наших глазах мировой кризис – еще одно испытание на прочность систем, созданных в результате экономических реформ 90-х гг.
Литература
Беляев М. И. Страны Центральной и Восточной Европы. // /mireconom19.htm
Гринберг Р. Результаты экономических реформ в постсоциалистических странах. // /courses/Итоги реформ Вост Европа.doc
Корнаи Я. «Путь к свободной экономике»: десять лет спустя (переосмысливая пройденное). // «Вопросы экономики» — 2000 — №12
Сапир Ж. Вашингтонский консенсус и российские реформы: история провала. // Междунар. журн. социальных наук. — М., 2001. — № 33. — С. 53-66
Чехословакия. // Энциклопедия «Кругосвет». /
1 В России была применена именно такая схема приватизации и экономических реформ в целом.
Источник
Экономическое и политическое развитие Западной Европы
Развитие региона
На стыке XIX-ХХ столетий наиболее развитыми странами того периода были европейские государства.
Такие как:
Россия тех времен в этот перечень не входила. Благодаря наращиванию темпов экономического развития она лишь приближалась к показателям развитых стран.
Этот период в истории человечества стал временем внедрения и совершения новых открытий.
Об уровне развития Западной Европы можно рассуждать на примере электричества, которое пришло в сотни городов; телефона, телеграфа и радио.
Прогресс принес и средства массового истребления – новые виды вооружения, военную технику, отравляющие вещества.
Рис. 1. Жертвы отравления газом.
Однако во всех европейских странах отмечалась общая тенденция, которая отличала государства только по специфическим чертам национального характера.
Возрастало количество буржуазии и рабочих-пролетариев. Последние обладали мизерными правами и были вынуждены трудиться за достаточно низкую оплату труда.
Классовые разногласия нередко выливались в серьезные конфликты.
Рис. 2. Портрет рабочего.
Рабочие создавали собственные профсоюзы, которые могли считаться гарантом их прав и обеспечивали правовую защиту трудящихся.
Развитие государств Западной Европы
Развитие стран региона было обусловлено общим вкладом всех держав, но основные позиции закреплялись за более развитыми — Францией, Германией, Великобританией.
Капитал вышел за пределы государств, и возникала естественная потребность в большем количестве рынков. Колонии и сферы влияния развитых государств уже не гарантировали стабильность. Почти все страны дошли до точки своего предела развития территорий.
В условиях конкурентной борьбы возникали отдельные компании и открывались новые производства, которые впоследствии становились монополистами в своей сфере деятельности.
Рис. 3. Швейная машинка «Зингер».
С целью обретения новых рынков был затеян новый передел мира, который обрел масштабы мировой войны.
К началу ХХ столетия сформировались две противоборствующие стороны, отношения между которыми все более накалялись. Это и стало основной причиной Первой мировой войны.
Основными причинами соперничества стали передел мира, получение дополнительных земель и освоение новых территорий, без участия Антанты.
Что мы узнали?
Выяснили основные причины, которые повлияли на развитие стран региона. Узнали, что привело к событиям, которые стали переломными во всей мировой истории. Поняли, что конкуренция и недостаток свободных земель стали причиной трагических событий для стран Западной Европы.
Источник