Экономические стадии развития стран

Стадии развития мировой экономики

Существует много определений таких важных понятий, как «мировое хозяйство», «мировая экономика». Наиболее удачным представляется то, которое характеризует мировое хозяйство как исторически сложившуюся и постепенно развивающуюся систему национальных хозяйств стран мира, которые связаны между собой всемирными экономическими отношениями. Иногда эту систему называют также самовоспроизводящейся, причем взаимодействие национальных хозяйств в ней со временем все более возрастает.

Мировое хозяйство можно рассматривать в трех основных аспектах – историческом, политэкономическом и географическом. К первому из них, историческому аспекту, также можно подойти с разных позиций. Назовем один из них общецивилизационным. Его применяет, например, Ю. В. Яковец, [39] предложивший следующие хронологические рамки мировых цивилизаций (табл. 70), каждая из которых в своем развитии проходит этапы – переходный, становления, зрелости и упадка.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Другой хронологический подход к мировой экономике можно назвать мирохозяйственным. Если следовать ему, то все развитие до середины XV в. было своего рода предысторией мирового хозяйства. А в дальнейшем некоторые ученые выделяют этап зарождения его (XV – первая половина XVII в.), когда в эпоху Великих географических открытий сложилась первая составная часть мирового хозяйства – мировой рынок. Затем наступил этап становления, охвативший период времени с первой половины XVII в. до начала XIX в., когда сначала наметился переход от мануфактуры к фабрике, а за ним последовал период промышленных переворотов в Европе и Северной Америке. Этапом завершения формирования мирового хозяйства следует считать конец XIX – начало XX в., когда сложились все три главные его составные части: 1) мировой рынок; 2) крупная машинная индустрия; 3) современный транспорт. Первую половину XX в. можно назвать этапом развития мирового хозяйства «вширь», а вторую его половину, после начала НТР, – этапом развития мирового хозяйства «вглубь».

Читайте также:  Граждане страны z мало читают

Все сказанное свидетельствует о длительной пространственно-временной эволюции мирового хозяйства, что (с позиций общецивилизационного подхода) дает право говорить также о трех главных стадиях его развития.

Первую из этих стадий принято называть аграрной, или доиндустриальной. Она зародилась еще в эпоху неолитической революции и полностью господствовала в мире до начала промышленных переворотов XVIII–XIX вв. Главная отличительная черта экономического развития всех стран на этой стадии – безраздельное господство сельского хозяйства, лишь с отдельными «вкраплениями» добычи сырья. Для нее было также характерно медленное, эволюционное развитие производительных сил. В современном мире есть еще немало стран, самых отсталых, в которых преобладает доиндустриальная стадия, хотя и не в таком чистом виде, как раньше.

Вторая, индустриальная, стадия сформировалась в период промышленных переворотов XVIII – середины XIX в. и машинно-технической революции конца XIX – начала XX в., которые ознаменовали собой настоящий прорыв в области техники и технологий и оказали очень большое воздействие на ход развития производительных сил. Однако постепенно начал проявляться и все более усиливаться кризис индустриального общества, вызванный многими политическими и социально-экономическими причинами и затронувший экономические, общественные отношения, технику, технологию, духовный мир людей. Тем не менее в современном мире также есть еще довольно много стран, находящихся на индустриальной стадии развития.

Наибольший интерес, естественно, представляет новая, постиндустриальная (послеиндустриальная), стадия развития мирового хозяйства, да и всей мировой цивилизации. Переход к этой стадии, начавшийся на Западе в 70-х гг. XX в., привел к еще одной революционной трансформации воспроизводственной структуры экономики, технико-технологической базы общества, системы экономических отношений, равно как и политической и социальной сфер жизни. Выяснению сущности постиндустриализации посвящено много работ. Обобщая, можно считать, что к важнейшим чертам постиндустриальной экономики относятся:

а) переход приоритета от производства товаров к производству услуг, который сопровождается и соответствующими изменениями в структуре потребления;

б) новое отношение к труду, его интеллектуализация, а также ориентация не только на материальную заинтересованность работающих, но и на трудовую демократию, определяющую взаимоотношения между ними и повышающую интерес к работе;

в) повышение роли и уровня образования занятых в экономике на основе гораздо более

широкого охвата молодежи высшим и средним профессиональным образованием;

г) информатизация всего общества на основе как увеличения численности производителей знаний, так и расширения информационных сетей, компьютеризации;

д) гуманизация экономики, приобретающей все более отчетливую социально-культурную ориентацию;

е) повышение внимания к сохранению окружающей среды и уменьшению антропогенной нагрузки на ее ресурсы;

ж) преимущественная ориентация на малый бизнес, который обеспечивает большую гибкость в производстве товаров и услуг и большую жизнеспособность предприятий.

Отмечается также, что в новых условиях, когда экономика все более зависит от способности вырабатывать и использовать новые знания, внедрять разного рода нововведения (инновации), происходит ее постепенная дематериализация. Впрочем, правы и те ученые, которые выходят за рамки экономики как таковой и предпочитают говорить о постиндустриальной цивилизации.

В качестве наиболее яркого примера зарождения именно такой цивилизации можно привести США. Ныне основу хозяйства этой страны составляют современные высокотехнологичные отрасли производства услуг и товаров. Примерно 4/5 работающих в США имеют высшее и среднее профессиональное образование. Информатизация всей жизни, как уже было отмечено, достигла в этой стране очень высокого уровня, включая и сеть общеобразовательных школ. При этом роль главных генераторов новых рабочих мест давно уже играют не крупные ТНК, а малые фирмы, малый бизнес. Можно добавить и последовательное радикальное дерегулирование экономики, сопровождающееся сокращением государственного вмешательства в воспроизводственные процессы.

Не будет ошибкой утверждать, что к началу XXI в. в постиндустриальную стадию развития вступили лишь самые передовые страны мира. Некоторые страны находятся, можно сказать, уже на подступах к ней. Но большинство развивающихся стран и стран с переходной экономикой продолжает пребывать еще на двух предшествующих стадиях развития.

Несмотря на то что человечество еще далеко не полностью перешло к постиндустриальной стадии развития, ученые уже теперь составляют прогнозы ее будущего. Некоторые из них при этом выделяют первую постиндустриальную стадию, которая, предположительно, может продолжиться до XXII в. За ней должны последовать вторая постиндустриальная стадия, которая охватит в основном уже XXII в., и третья стадия с выходом на XXIII в. Соответственно на каждой из этих стадий цивилизация пройдет периоды перехода от предыдущей стадии, становления, зрелости и упадка. Другие ученые, напротив, считают, что уже в XXI в. должен произойти переход от постиндустриальной стадии к другой, так называемой неоэкономической модели мирового хозяйства.

Исследованию места России в этом общецивилизационном процессе посвящена довольно большая литература. Из нее вытекает, что в 1990-х гг. в стране начался переход от индустриальной к постиндустриальной стадии развития, но его отличает известная структурная неравномерность. Так, в производстве услуг занято уже более 1/2 экономически активного населения. Более половины всех работающих имеют высшее (включая незаконченное высшее) и среднее специальное образование. Доля социально-культурных затрат в бюджете превышает 2/5. В последнее время Россия продвинулась далеко вперед в области применения и информационно-коммуникационных технологий. Определенные успехи достигнуты ею также в сфере охраны окружающей среды, развитии малого и среднего бизнеса, образовании, здравоохранении.

При этом некоторые ученые считают, что в силу очень существенных причин (включая национальные потрясения, которые были связаны с татаро-монгольским нашествием в XIII в., Смутным временем в начале XVII в., Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войнами и, наконец, распадом СССР в XX в.) Россия почти все время оставалась страной «догоняющих модернизаций», причем все они – при Петре I, при Александре II, при Столыпине и нынешняя, перестроечная и послеперестроечная – были ориентированы на западное общество. В начале XXI в. экономическое положение России резко изменилось. Страна вступила в стадию экономического подъема, ускорения темпов развития, массового роста инвестиций, общего улучшения благосостояния народа. Такому повороту событий способствовали многие факторы, среди которых особо следует назвать успешный ход осуществления приоритетных национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие АПК», а также новой демографической политики.

Источник

Понятие социально-экономического развития страны

Социально-экономическое развитие — основное понятие

Социально-экономическое развитие – это постепенный процесс повышения уровня жизни людей, увеличение качества и количества предоставляемых населению общественных благ.

Под этим термином также понимается расширенное воспроизводство, качественные и структурные изменения в экономике, факторах роста, производственных силах. Социально-экономическое развитие охватывает такие сферы, как образование, наука, культура, технологии, включает в себя:

  • трансформацию общественного сознания;
  • смену привычек, традиций;
  • увеличение дохода, вызванное расширением производства.

Уровень прогресса не является результатом проявления чьей-то воли, а отражает реальные социальные и экономические связи.

Цели социально-экономического развития

Целями выступают наиболее значимые для отдельно взятой территории направления. Ими могут быть:

  1. Повышение доходов населения, оказывающее позитивное влияние на другое направление – снижение процента бедных.
  2. Улучшение качества образования, пересмотр норм ценностно-эмоциональных отношений.
  3. Охрана окружающей среды.
  4. Расширение личных свобод.
  5. Выравнивание возможностей.
  6. Улучшение качества продуктов питания.
  7. Выведение на новый уровень здравоохранения.
  8. Создание комфортной среды проживания.

В зависимости от потребностей может быть взят курс на повышение уровня занятости, укрепление социального партнерства, создание привлекательных условий для инвестирования.

Задачи социально-экономического развития

Определив наиболее важные для конкретного региона цели, можно сформулировать промежуточные задачи:

  • привлечение новых видов бизнеса;
  • обеспечение комфортных условий для расширения малого бизнеса;
  • подъем промышленного сектора;
  • создание новых рабочих мест;
  • развитие сферы услуг;
  • развитие центра города;
  • повышение уровня занятости.

Перечень может состоять из множества других задач. Но решение каждой из них должно способствовать успешному экономическому процветанию муниципалитета, области, страны.

Этапы социально-экономического развития

Все существующие ныне экономические системы прошли три этапа:

  1. Доиндустриальный, в котором главным источником дохода служило основанное на сельском хозяйстве натуральное производство.
  2. Индустриальный, при котором сменился характер труда, сформировалось фабричное производство.
  3. Постиндустриальный.

В завершающем этапе основным инструментом прогресса стали знания, а наука выступила ведущей производительной силой.

Критерии оценки современных систем

Оценка уровня развития современных экономических систем предполагает анализ земельных ресурсов, климатических условий, полезных ископаемых, показателей экологии, состояния науки, медицины, образования. Уделяется внимание наличию телекоммуникаций, особенностям рыночной инфраструктуры, применяемым управленческим технологиям.

  • ВВП, ВНП;
  • усредненный уровень дохода;
  • состояние физического и психического здоровья;
  • средняя продолжительность жизни;
  • качество образования;
  • объем потребления материальных благ.

Оценке подлежат и управленческие навыки руководителей, так как именно они могут оказывать влияние на темпы роста экономики отдельно взятой территории и страны в целом.

Управление социально-экономическим развитием

Управление осуществляется при помощи стратегического планирования. Это действенный и наиболее универсальный инструмент, подходящий и для разработки программ по усовершенствованию, и для выхода из кризисных ситуаций.

К основным этапам относятся:

  • определение целей;
  • проведение исследований;
  • фиксация проблем и успешных моментов;
  • разработка плана развития, его содержания, порядка действий;
  • определение контрольного периода;
  • анализ первых результатов.

В результате проведенного анализа проводится корректировка целей, связанных с достижением задач.

Конечным результатом является не созданный план, а социально-экономическое развитие территории.

Примеры развития стран в современном мире

Типология основных особенностей социально-экономических систем позволяет объединить в группы государства со схожими признаками, однотипной финансовой системой.

Среди стран, демонстрирующих высокие показатели в Европе, можно выделить Италию, Германию, Великобританию, Францию. Именно эти страны играют ведущую роль в политическом, хозяйственном, социальном развитии европейского региона.

В мировом масштабе экономически развитыми государствами считаются США, Канада, Великобритания, Италия, Япония, Германия, Франция. Их условный союз принято обозначать понятием «большая семерка».

К категории стран с переходной экономикой относят Россию, Черногорию, Украину, Словению, Белоруссию, Румынию, Македонию, Венгрию.

Источник

Экономическое развитие

Экономическое развитие — расширенное воспроизводство и постепенные качественные и структурные положительные изменения экономики, производительных сил, факторов роста и развития, образования, науки, культуры, уровня и качества жизни населения, человеческого капитала.

Экономическое развитие включает развитие общественных отношений, поэтому протекает различно в конкретных исторически сложившихся условиях технологических укладов экономики и распределения материальных благ [1] .

Основными показателями экономического развития страны считаются качество жизни населения, конкурентоспособность экономики, ВВП, ВНП, человеческий капитал на душу населения и индекс экономической свободы.

Рост и развитие взаимосвязаны, но первично развитие экономики, которое служит фундаментом для ее роста в долгосрочном периоде. Соответственно взаимосвязаны и дополняют друг друга теории роста и экономического развития.

Главными драйверами роста и развития экономики являются человеческий капитал и порождаемые им инновации.

Содержание

Сущность экономического развития

Основы теории экономического развития создал Йозеф Шумпетер в начале ХХ века [2] . Значительный вклад в нее внесли Саймон Кузнец, Фернан Бродель, Герхард Менш,Теодор Шульц, Гэри Беккер, Майкл Портер, Николай Кондратьев и другие ученые.

В своей фундаментальной книге «Теория экономического развития», изданной в 1911 году, Йозеф Шумпетер первым ввел различия между ростом и развитием экономики, определил сущность инноваций различных видов и классифицировал их.

Отличие между ростом и развитием Йозеф Шумпетер пояснил так: «Поставьте в ряд столько почтовых карет, сколько пожелаете — железной дороги у вас при этом не получится».

По Шумпетеру экономический рост — это количественные изменения — увеличение производства и потребления одних и тех же товаров и услуг (в частности, почтовых карет) со временем.

Экономическое развитие — это положительные качественные изменения, новшества в производстве, в продукции, в услугах, в управлении, в экономике в целом — то есть инновации.

Кратко: рост — количественные изменения; развитие — качественные положительные изменения, направленные на рост.

Экономическое развитие общества представляет собой многоплановый процесс, охватывающий экономический рост, создание сектора инновационной экономики и венчурного бизнеса, структурные сдвиги в экономике, рост производительности труда и качества жизни населения.

Эффективность процессов развития во многом определяется эффективностью государственного регулирования экономики, эффективностью самого государства и его институтов.

Системное регулирование экономики должно приводить к положительным качественным изменениям во всех видах экономической деятельности, в качестве жизни населения. Должно обеспечивать стабильное и долгосрочное накопление положительных изменений и общий рост экономики, ее эффективности и качества жизни.

Современная концепция управления изменениями Норберта Тома [3] включает следующие составляющие регулирования и управления: экономические (например, рост или снижение налогов, вступление в ВТО, глобализация рынка и т.д.), технологические (модернизация, использование высоких технологий), политико-правовые (положительные изменения в законодательстве), социально-культурные (мораль и нравственность, культура, изменения в системе ценностей, адресная соц. поддержка), физико-экологические (климатические условия, экология).

Саймон Кузнец особо выделяет ведущую роль в процессах развития человеческого капитала. Недостаток накопленного человеческого капитала, его низкое качество не позволяют стране создать следующий конкурентоспособный технологический уклад экономики, как это произошло с СССР при создании микроэлектроники, нанотехнологий, биотехнологий, генной инженерии.

Опыт успешных стран показывает, что только системный подход к процессам развития позволяет выйти на устойчивую траекторию роста экономики и качества жизни.

Градация стран мира по уровню экономического развития

Известны различные модели экономического развития (модель Германии, США, Китая, стран Юго-Восточной Азии, России, Японии и других стран) [4] . Но при всем их многообразии и национальных особенностях существуют общие закономерности и параметры, характеризующие этот процесс.

Общими для всех стран с растущей и развивающейся экономикой являются рост стоимости и качества человеческого капитала за счет высоких в него инвестиций и эффективного самовоспроизводства, пониженный уровень коррупции, эффективное управление, эффективность инновационной системы, высокая конкурентоспособность экономики, стабильный рост ВВП и ВНД в долгосрочном периоде, повышение качества жизни населения.

С другой стороны для всех успешных стран мира характерно циклическое развитие экономики со спадами, кризисами и долгосрочным ростом.

По типу экономик различают страны [5] :

  • с доиндустриальной экономикой (как правило, страны с сырьевой экономикой или ее основной долей);
  • со смешанными укладами экономик;
  • с индустриальной экономикой;
  • с постиндустриальной экономикой [6] ;
  • страны с экономикой знаний.

По уровню общего развития страны разделяют на следующие группы стран:

Развитые страны — страны с эффективными инновационными экономиками. К ним относятся в основном страны – члены ОЭСР. В их число входят США, Германия, Швеция, Финляндия, Япония, Австралия, Сингапур и другие.

В развитых странах создан значительный сектор экономики знаний и индустрия знаний.

Человеческий капитал в развитых странах стал главным производительным фактором роста и развития индустрии знаний. Его удельный вес составляет до 80% их национального богатства.

Ведущие страны мира с инновационной экономикой создали благоприятные для быстрого воплощения идей ученых и инноваторов в конкурентоспособную продукцию и высокие технологии.

Высокие инвестиции в человеческий капитал обеспечивают им лидерство в науке, образовании, медицине, высоких технологиях и в индустрии знаний.

Развитые страны значительно опережают другие страны по стоимости и качеству накопленного национального человеческого капитала, по уровню и качеству жизни, в основных рейтингах по ВВП и ВНД на душу населения (за исключением небольших нефтедобывающих стран), по конкурентоспособности экономик, индексу экономической свободы и других.

Развивающиеся страны – страны с индустриальным укладом экономики и обществом. В литературе развивающиеся страны, ставящие своей целью догнать по уровню развития и качеству ведущие страны мира, называют странами с догоняющими экономиками.

В их число входят Китай, Бразилия, Мексика, Турция, Малайзия и другие страны. Весомых успехов достигли страны с уже бывшими переходными экономиками — Словения, Чехия, Словакия, Эстония и др. Эти страны уже создали достаточно эффективные рыночные экономики с конкурентными рынками.

Россия в части диверсификации экономики, конкуренции, роста производительности труда и человеческого капитала, повышения качества жизни, снижения коррупции и преступности пока существенно отстает от этих бывших соцстран.

Слаборазвитые страны — это наиболее бедные страны мира (в основном страны Центральной Африки, островные страны и др.).

Показатели уровня экономического развития

Для сравнения стран по уровню развития используют комплекс показателей, который включает:

  • ВВП и ВНП на душу населения;
  • Качество и уровень жизни населения;
  • Конкурентоспособность экономики;
  • Производительность труда и другие показатели экономической эффективности;
  • Стоимость человеческого капитала на душу населения, его качество и производительность;
  • Встроенность в мировую экономику;
  • Уровень коррупции;
  • Место в ведущих мировых рейтингах;
  • Финансовые и экономические рейтинги и оценки ведущих мировых рейтинговых агентств;
  • Отраслевая структура экономики, доля сырьевой экономики;
  • Производство основных видов продукции на душу населения;

Важнейшими показателями развития страны, определяющими стабильность и устойчивость развития и роста экономики, базой развития служат объемы инвестиций в составляющие человеческого капитала — в воспитание, культуру, образование, медицину, в науку, в качество жизни населения.

Развитые страны инвестируют в человеческий капитал в 2-5 раз больше в долях ВВП и национального бюджета, чем Россия и некоторые другие развивающие страны [7] . Тем самым они наращивают преимущества своего человеческого капитала и экономики. Наращивают отрыв в производительности труда и человеческого капитала, которые близки по величине.

Страны (Финляндия, Сингапур, Тайвань, Южная Корея и др.), которые в последние десятилетия вошли в число развитых передовых по производству и экспорту высоких технологий,начинали свою модернизацию с модернизации человеческого капитала и роста в него инвестиций, в первую очередь государственных (в образование, науку, медицину, качество жизни).

Их успешный опыт — весьма убедителен и полезен для других стран.

Источник

Оцените статью