Экономические связи россии со странами дальнего зарубежья

Экономические связи россии со странами дальнего зарубежья

Внешнеторговый оборот России со странами указанных регионов в период с января по август 2019 года составил 359,9 млрд. долл. США (- 3,3 %), в том числе, экспорт составил 232 млрд. долл. США (- 4,2 %), импорт – 127,9 млрд. долл. США (- 1,7 %). Положительное сальдо России в торговле со странами Азии, Америки, Африки, Ближнего Востока, Европы и Австралией в период с января по август 2019 г. составило 104 млрд. долл. США. При этом доля стран в объеме экспорта России выросла на 0,02 %. Ведущими российскими торговыми партнерами (порядка 61,8 % объема торговли) по-прежнему являются Китай (16,2%), Германия (8 %), Нидерланды (7,71 %), Турция (4,1 %), США (4,05 %), Республика Корея (3,88 %), Италия (3,82 %), Польша (2,5 %), Финляндия (2,16 %), Великобритания (2,16 %), Франция (2,11 %), Индия (1,55 %), Бельгия (1,45 %), Чехия (1,28 %) и Египет (0,93 %).

В большинстве стран этих регионов реализуются крупные государственные программы, проекты, направленные на модернизацию и развитие отдельных отраслей экономики – энергетики, транспортной инфраструктуры, машиностроения, добычи полезных ископаемых, сельского хозяйства. Это определяет интерес к выходу на данные рынки российских компаний, обладающих необходимой востребованной продукцией, технологиями и компетенциями.

Важными составляющими этой работы являются разработка двусторонних стратегий сотрудничества, совершенствование нормативно-правовой базы, выявление и снятие ограничений и барьеров в торговле, проведение международных мероприятий и решение «точечных» проблемных вопросов в интересах отечественного бизнеса.

С крупнейшими зарубежными экономическими партнерами активно развиваются специальные форматы сотрудничества:

  • С Китаем – Соглашение о Евразийском экономическом партнерстве, сопряжение строительства ЕврАзЭС и концепции «ОПОП».
  • С Республикой Корея – дорожная карта реализации концепции «Девяти мостов».
  • С Индией – Экономический стратегический диалог, Стратегии действий по активизации российско-индийского экономического сотрудничества на период 2019-2021 гг.
  • С Египтом – стратегическое партнерство.
  • Со странами Африки – новая концепция экономического взаимодействия.
  • С Германией – Декларация о двусторонней инициативе «Партнерство для эффективности».
  • С Францией – дорожная карта по реализации Совместного заявления Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства экономики и финансов Французской Республики по «новому российско-французскому партнерству для экономики будущего».
Читайте также:  Санитарно эпидемиологическая ситуация по странам

Универсальным механизмом постоянного взаимодействия в торгово-экономической сфере с иностранными партнерами, а также средством сопровождения проектов российских экономических операторов является деятельность межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК).

В настоящее время Департамент развития двустороннего сотрудничества обеспечивает функционирование секретариатов 95 МПК. С января 2019 года проведено 35 заседаний МПК (9 высокого уровня) и 26 встреч сопредседателей МПК.

Источник

Электронная библиотека

Одним из главных факторов увеличения товарооборота России со странами Европы, Азии и Северной Америки следует считать сложившийся благоприятный торговый режим с этими регионами. Без учета стран СНГ, первое место во внешнеэкономических связях России традиционно занимают страны Европы, доля которых во внешнем обороте России превышает 50 %.

Крупнейшим партнером России выступает Германия, ведущий поставщик современных технологий и оборудования, товаров народного потребления. Россия в основном поставляет Германии электроэнергию. В германском экспорте и импорте доля России находится в пределах 2 %, при этом наблюдается тенденция к росту товарооборота. На протяжении ряда лет структура взаимного товарооборота не изменяется. Около 60 % российского экспорта составляют топливно-энергетические и сырьевые ресурсы, 30 % — цветные металлы, древесина и целлюлоза, а за последнее время доля готовой продукции возросла с 8 до 11 %. Из Германии в основном поступают готовые изделия (более 80 %), в основном автомобили, электротехнические изделия и товары оргтехники. Доля продовольствия не превышает 18 %. Большую роль во внешнеэкономических связях играет создание совместных предприятий на территории России.

Великобритания поставляет на мировой рынок готовую продукцию, преимущественно машины и оборудование. Товарооборот России с Великобританией за 1992-1997 гг. увеличился в два раза, достигнув 4,3 млрд долл. Экспортные поставки России по номенклатуре аналогичны Германии, кроме того, поставляются алмазы, а удельный вес доли машин и оборудования снижается. В торговле с Британией участвуют почти 300 российских экспортеров и импортеров, а на долю Министерства внешних экономических связей приходится лишь третья часть ее стоимостного объема. Как торговый партнер Великобритания для Россия весьма перспективна.

Положительные сдвиги наблюдаются в отношениях с Францией. Объем взаимной торговли стабилизировался на уровне 3,2 млрд долл. (по 1, 6 млрд экспорта и импорта). Россия расширила поставки нефти и нефтепродуктов, газа, черных и цветных металлов, товаров химической промышленности и продукции лесного комплекса, а в импорте увеличилась доля промышленного оборудования и товаров народного потребления. Подготавливаются и реализуются совместные проекты, например, российско-германский проект с участием французской компании «Эльф Акитен» по созданию нефтеперерабатывающего завода в Германии.

Торгово-экономическое сотрудничество с Соединенными Штатами Америки становится все более важным элементом российско-американских отношений для выведения их на качественно новый уровень, опирающийся на стабильную и политическую основу.

В 1997 г. товарооборот между этими странами, по сравнению с предыдущим годом, возрос на 25 % и достиг 8,7 млрд долл., что выше уровня 1992 г. в 2,4 раза. Основой экспорта в США остаются сырьевые запасы (более 90 %), а импорта — сельскохозяйственные машины и оборудование, товары и продукты их переработки. Улучшается инвестиционное сотрудничество. Важное место отводится развитию совместного предпринимательства. Большие перспективы имеет региональное сотрудничество, особенно развитие сотрудничества с США регионов Дальнего Востока и Сибири.

В Европейском регионе важным направлением внешнеэкономической политики являются страны Центральной Европы. Торговля России с Польшей переживает период подъема за счет российского экспорта энергоносителей и импорта продовольственных товаров.

Выплачивая Венгрии задолженность, Россия поставляет топливо и покупает продовольствие, за счет чего внешнеторговый товарооборот этих стран составляет 2,3 млрд долл. Позиции Словакии ориентированы на торговлю с Россией. Роль Болгарии и Румынии в товарообороте России весьма скромна. Россия оказывает Болгарии техническое содействие в реконструкции таких объектов, как АЭС, Кремиковский металлургический комбинат. На территории России организации из Болгарии, Польши, Словакии и Румынии заняты на строительстве и реконструкции комбинатов, объектах газовой промышленности и жилищных объектах.

Страны Центральной Европы на основе расширения связей с Россией стараются обеспечить стабильный экономический рост. Этому мешает сложившийся за последние годы торговый дефицит, снижая который эти страны проводят стратегию финансового предпринимательства, расширяя масштабы страхования и кредитования с увеличением экспортных поставок в Россию. Например, в Польше создан Фонд инвестиционно- экспортных гарантий для поддержки среднего и малого бизнеса, экспортирующего товары в страны СНГ. Россия в торговом балансе со странами этого региона сохраняет высокое сальдо, но поскольку более быстрыми темпами возрастает импорт, его величина несколько снижается.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Источник

Экономические связи России со странами дальнего зарубежья.

Заметную роль в экономическом взаимодействии между обеими странами в последние годы начинает играть инвестиционное сотрудничество. Американские компании лидируют среди иностранных инвесторов по совокупному объему инвестиций в России, причем особенно заметно их присутствие в нефте- и газодобывающих отраслях российской экономики. Однако общий объем американских инвестиций, составляющий по разным оценкам от 2 до 4 млрд долл. все еще не соответствует потенциалу российского рынка.

Российская сторона заинтересована в том, чтобы инвестиционное сотрудничество было направлено в первую очередь на структурную перестройку экономики России и на поддержку наукоемких и ориентированных на экспорт производств, на модернизацию российских предприятий и освоение передовых технологий в наиболее важных отраслях. Поэтому важное значение придается развитию совместного предпринимательства.

Несмотря на существенные положительные сдвиги отношения между Россией и США в торгово-экономической области носят сдержанный характер. Ряд положений американского законодательства являются тормозом в развитии торговых связей. Так, по отношению к российским товарам применяются более жесткие антидемпинговые процедуры, чем к товарам подавляющего большинства других стран. Устанавливаемые антидемпинговые пошлины носят фактически запретительный характер.

Они применяются в отношении таких товаров нашего экспорта, как уран, ферросплавы, магний, титановая губка и др. Россия в отличие от большинства посткоммунистических стран все еще подпадает под действие доктрины Джексона-Вэника и пользуется режимом наибольшего благоприятствования в торговле с США на временной, а не на постоянной основе.

Многие из существующих проблем во взаимоотношениях между Россией и США могли бы быть решены при достижении договоренности о создании зоны свободной торговли между Россией и США. Зона свободной торговли позволила бы создать более благоприятные условия для взаимовыгодного сотрудничества.

Проблемы двухсторонних торгово-экономических отношений между двумя государствами могут быть решены. Об этом свидетельствуют достигнутые в последние годы договоренности по раду направлений. Среди них можно отметить договоренности, связанные с взаимным доступом на внутренние рынки, финансированием совместных проектов с участием Экспортно-импортного банка США, Корпорации зарубежных частных инвестиций (ОПИК), Агентства по торговле и развитию США.

Большое значение в торгово-экономических отношениях между двумя странами приобретает сотрудничество на региональном уровне. Особенно большие перспективы имеет развитие сотрудничества с США регионов Сибири и Дальнего Востока.

Сотрудничество России со странами Центральной и Восточной Европы. Важным направлением внешнеэкономической политики России в европейском регионе являются страны Центральной Европы. Вопросы сотрудничества с государствами этого региона нашли отражение в принятой в 1995 г. Концепции внешнеэкономических связей Российской Федерации со странами Восточной Европы на период до 2000 г. исходя из задач структурной перестройки экономики России.

За последние годы в торговых отношениях между Россией и Польшей отмечается период подъема, главным образом за счет экспорта в эту страну энергоносителей и импорта в значительных объемах продовольствия. Товарооборот России с Польшей возрос с 1840 в 1992 г. до 2926 млн долл. в 1995 г. (59%).

Второе место в торгово-экономических отношениях занимает Чехия. Товарооборот России с этой страной в 1995 г. составил 2511 млн долл. и увеличился за четыре года на 36,5%, несмотря на сокращение закупок Россией чешской продукции машиностроения, вытесняемой продукцией западных фирм и российских конверсионных предприя.

Экспорт машинно-технических изделий во многом обусловлен погашением российской задолженности Словакии, Венгрии, Чехии. Из-за низкой конкурентоспособности спросом пользуются лишь отдельные виды машин и оборудования для гражданских отраслей (тракторы, комбайны «Дон», автомобили, отдельные элементы для АЭС и др.). Из военной техники Россия поставляет главным образом запасные части, комплектующие изделия, а в счет погашения задолженности Венгрии и Словакии — самолеты МиГ-29 и другое специальное имущество.

Так, с Болгарией налажено производство контрольно-кассовых аппаратов, со Словакией — учебного самолета Як-130Д, с Польшей — автобусов, троллейбусов, автомобилей УАЗ, с Венгрией — автобусов «Икарус». Объемы кооперационных поставок и сотрудничество в этой области невелики в силу действия факторов, сдерживающих развитие этой прогрессивной формы сотрудничества (высокие налоги, неконкурентоспособность выпускаемой продукции, переход на стандарты ЕС).

Неплохие перспективы имеет научно-техническое сотрудничество с Германией. Однако огромный научный потенциал России не востребован и не задействован в достаточной степени в экономическом сотрудничестве с ФРГ. Приоритетными областями здесь могут стать защита окружающей среды, энергетика, безопасность АЭС, авиакосмическая промышленность, информатика, создание новых материалов и другие направления. Использование Германией научно-технического потенциала России способствовало бы укреплению конкурентоспособности выпускаемой совместной продукции на мировых рынках высоких технологий.

Перспективы развития внешнеэкономических связей России и Германии в значительной степени зависят от общественно-политической стабильности в России, проведения радикальных экономических реформ, создания благоприятных условий для отечественных производителей и иностранных инвесторов.

В структуре экспортной продукции в Великобританию преобладают сырьевые товары, увеличение поставок которых было достигнуто за счет сырой нефти и нефтепродуктов, а также алмазов. В последний период отмечается рост поставок цветных металлов (меди, алюминия, никеля, магния), осуществляются поставки олова, кобальта, циркония, титана.

54. Приоритетные задачи в развитии внешнеэкономических связей со странами СНГ.

Содружество Независимых Государств является одним из действующих в мире межгосударственных региональных экономических объединений, развитие которого лежит в русле важнейших мировых тенденций — глобализации и регионализации.

Эффективное использование комплекса возможностей внутреннего и внешнего характера, включая взаимовыгодное экономическое сотрудничество, открывает перед государствами — участниками СНГ реальные перспективы динамичного экономического роста и усиления их влияния на развитие мировой хозяйственной системы.

В настоящее время перед СНГ остро встают вопросы определения места в меняющейся конфигурации современного мира, повышения конкурентоспособности национальной экономики, превращения Содружества в региональное экономическое объединение, способное играть существенную роль в мировой экономике.

Содружество Независимых Государств обладает значительным ресурсным потенциалом. Оно занимает 16,4% мировой территории, на которой проживает примерно 4,4% мирового населения. На долю СНГ приходится примерно 20% мировых запасов нефти, 40% природного газа, 25% угля, 10% производства электроэнергии, 25% мировых запасов леса, почти 11% мировых возобновляемых водных ресурсов и 13% пахотных земель. Транспортно-коммуникационные системы государств — участников СНГ играют все большую роль в мировых транспортных связях.

В 2007 году в СНГ было произведено 3,1% мирового валового внутреннего продукта (по курсам национальных валют к доллару США), а экспорт товаров из государств — участников СНГ составлял 3,6% общемирового показателя.

Имеющийся значительный потенциал является достаточной основой для увеличения объемов производства, обеспечения экономической устойчивости и повышения благосостояния граждан государств — участников СНГ.

К настоящему времени как в России, так и в рамках СНГ приняты основополагающие документы, которые определяют основные подходы, приоритеты и перспективы работы на пространстве Содружества. В России это одобренные Правительством Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основные направления внешнеэкономической политики Российской Федерации на период до 2020 года. Наряду с Концепцией внешней политики Российской Федерации эти документы определяют основные интересы России в СНГ, ключевые принципы и приоритеты внешнеэкономической политики в регионе.

В 2008 году продолжалась работа по важнейшим направлениям интеграционного сотрудничества в Евразийском экономическом сообществе: формирование Таможенного союза; проведение согласованной экономической политики; активизация взаимодействия в реальном секторе экономики; совместное развитие энергетического рынка; формирование транспортного союза и реализация транзитного потенциала ЕврАзЭС формирование общего финансового рынка; взаимодействие в аграрном секторе и в области миграционной политики.

Пример конкретных практических шагов по преодолению последствий финансового кризиса — это работа по созданию Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Решение об этом принято 4 февраля 2009 г. на внеочередном заседании Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (на уровне глав государств) в Москве. Фонд создается для объединения усилий государств-членов ЕврАзЭС по противодействию негативным последствиям мирового финансового и экономического кризиса для национальных экономик. По линии Фонда, размер которого составит 10 млрд. долл. США, планируются предоставление займов, стабилизационных кредитов, финансирование взаимной торговли и инвестиционных проектов.

Высокие технологии — это та сфера, сотрудничество в которой позволит странам-партнерам повысить конкурентоспособность. Деятельность Центра высоких технологий Евразийского экономического сообщества, о создании которого также принято решение в начале февраля, будет нацелена на совместную разработку и реализацию научно-технических программ и инновационных проектов, а также отбор, экспертизу и реализацию венчурных проектов, предоставление консалтинговых услуг в сфере маркетинга и патентного права.

Следует также отметить работу, проведенную в рамках Шанхайской организации сотрудничества. В результате реализации Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС на период до 2020 года и Плана мероприятий по ее выполнению в 2008 году отмечена позитивная динамика в ряде сфер торгово-экономического сотрудничества, представляющих взаимный интерес: создание благоприятных условий для инвестиций, развитие транспортного сообщения и транзитного потенциала, современных информационно-коммуникационных технологий. Обращено внимание на необходимость более активного использования потенциалов Делового совета и Межбанковского объединения ШОС в целях укрепления на пространстве.

Организации благоприятной инвестиционной среды и привлечения бизнес-сообщества к реализации крупных совместных экономических проектов.

55. Неоднородность экономического пространства России и перспективы сближения регионов по уровню экономического и социального развития.

Региональное единство подразумевает однородность составляющих территориальных единиц по возможности использования финансовых, хозяйственных, природных, социальных и других ресурсов. При этом учитываются проведение эффективной хозяйственной деятельности и обеспечение населения определенным уровнем и качеством жизни, сложившимся на территориальном пространстве. Поэтому, говоря о целостности федеративного государства, надо иметь в виду, что в значительной степени она зависит от уровня регионального единства входящих в нее субъектов.

Источник

Оцените статью