Экономические связи стран бывшие ссср

28.4. Внешнеэкономические связи бывших советских республик и их отношения с Россией

После распада СССР, если рассматривать прежние внутрирес- публиканские поставки как внешнюю торговлю, произошло силь-ное падение ее объемов.

Резкое падение объемов внешней торговли объясняется как общим сокращением производства (в результате чего уменьшились экспортные возможности и импортные потребности), так и трудностями перехода к новому механизму отношений и изменениями в структуре внешнеторговых связей. Уменьшение торговли готовыми изделиями изменило и существенно сузило саму базу прежнего разделения труда между странами — членами СНГ.

Переориентация внешней торговли постсоветских республик объяснялась также тем, что внутрисоюзное разделение труда в новых условиях стало в немалой степени нерациональным, поскольку оно складывалось на основе других критериев, изменившихся после распада Советского Союза. К тому же все страны, нуждаясь в обратимой валюте, сразу же попытались экспортировать на рынки третьих стран все, что могло быть продано на них (преимущественно сырье и топливо).

К 1998 г. основными внешнеторговыми партнерами 10 из 15 бывших советских республик (кроме Белоруссии, Молдавии, Киргизии, Туркмении и Таджикистана) стали страны за пределами СНГ На их долю приходилось около 3/4 экспорта и 2/3 импорта стран — членов СНГ.

Весьма расширилась и диверсифицировалась география внешнеэкономических связей постсоветских республик. Для стран Балтии особое значение приобрели отношения со Скандинавией, для Украины — с Западной Европой и Польшей, Закавказья — с Турцией и Европой, Центральной Азии — с Китаем, Японией, Южной Кореей, Ираном и Турцией. В связи с тем, что структурные сдвиги в промышленности и сельском хозяйстве постсоветских республик пока еще были незначительными с точки зрения создания новых производств, эти страны могли предложить на внешние рынки то, что у них имелось — в основном топливно-сырьевыетовары, полуфабрикаты, некоторую продукцию легкой и пищевой промышленности.

Читайте также:  Этот император правил страной

По ряду важных товаров страны — члены СНГ стали заметными экспортерами на мировых рынках: это нефть и нефтепро-дукты, черные металлы, ряд цветных металлов, прежде всего медь, хром и алюминий, золото, калийные удобрения, химическое сырье. Когда расширится разработка нефтяных ресурсов Каспийского бассейна и будут проложены трубопроводы для транспортировки нефти и газа, этот район, несомненно, превратится в один из центров поставок энергоресурсов мирового масштаба.

Основную часть своих потребностей в машинах и оборудовании страны — члены СНГ и государства Балтии стали удовлетворять за счет закупок в развитых странах. Важное Место на рынках потребительских товаров длительного пользования занимают Япония и новые индустриальные страны Азии. Потребности в указанных товарах удовлетворяются почти исключительно за счет импорта из этих стран.

В ряде государств — членов СНГ и странах Балтии возникла серьезная проблема дефицита торговых балансов. Особенно характерно это было для Армении, Грузии, Украины, Киргизии, В странах Балтии рост производства в 1996-1998 гг. сопровождался сильным увеличением дефицита торгового баланса, который достиг 20—30% ВВП. Даже с учетом доходов по статьям услуг (в основном плата России за транзит) дефицит текущих платежных балансов обычно превышал 10% ВВП, что в дальнейшем может оказать существенное дестабилизирующее воздействие на экономику этих стран, хотя в настоящее время дефицит покрывается притоком иностранного капитала.

Для России характерно постоянное большое позитивное сальдо торгового баланса, что представляет собой крайне редкое явление для стран, находящихся в тяжелом экономическом положении. Это яьляется следствием большого топливно-сырьеиого экспорта из России. К сожалению, это сальдо используется в основном не для инвестиций о России, а для огромного бегства капитала из страны, истощающего ее экономику.

Функционирование платежного механизма

Важную роль в сокращении внешней торговли сыграло неудовлетворительное функционирование платежного механизма.

Многие страны еще в 1992 г. предлагали создать механизм многостороннего клиринга в рамках СНГ. Однако эта идея не была реализована прежде всего из-за позиции России, которая, имея положительный баланс торговли почти со всеми странами — членами СНГ, опасалась превратиться в кредитора поневоле, на что были серьезные основания. Правительства этих стран, со своей стороны, были заинтересованы главным образом в получении из России дешевого топлива и кредитов. Многие представители российской власти в то время были в принципе против интеграции, опасаясь негативных экономических последствий для России.

В дальнейшем введение собственных валют и расширение сферы их обратимости уменьшило стимулы к созданию механизма многосторонних валютных расчетов. Однако это отнюдь не решило самой проблемы. Расчеты в рублях затруднялись неопределеннос-тью цен. Расчеты в твердой валюте (преимущественно в долларах) требовали наличия этой валюты в достаточном количестве, чего также не было. Валютные запасы в российских рублях также не имелись в нужных объемах, поскольку почти все страны — члены СИГ имели пассивные торговые и платежные балансы с Россией.

Торговые отношения также осложнялись частыми неплатежами со стороны импортеров, длительными сроками прохождения платежей, нередкими нарушениями контрактов и неотработан- ностыо системы санкций. По рейтингу платежеспособности по- давляющее большинство частных предприятий стран — членов СНГ входят в самую низкую, наиболее рискованную категорию.

Постепенно страны — члены СНГ создавали сеть кредитных и расчетных учреждений, обслуживающих внешние операции, обучали кадры специалистов, овладевали необходимой техникой. Примерно к 1995-1996 гг. механизм валютных расчетов уже обеспечивал минимально необходимые потребности.

Внешняя торгоиля бывших советских республик

Россия остается крупнейшим торговым партнером стран — членов СНГ и государств Балтии. На нее приходилось в 1998 г. от 30 до 80% экспорта и импорта в торговле между бывшими советскими республиками. Россия выступает как главный поставщик энергоносителей и электроэнергии в эти страны, что является важнейшей товарной группой ее экспорта. Она также поставляет

запасные части к оборудованию, установленному еще в советском периоде. В свою очередь Россия закупает в значительных количествах продовольствие (Украина, Белоруссия, Прибалтика, Казахстан, Молдавия), хлопок (Узбекистан, Таджикистан), уголь, железную руду, руды некоторых цветных металлов (Казахстан), тракторы, холодильники (Белоруссия).

В период наиболее радикальной перестройки механизма внешнеэкономических отношений (1992—1994 гг.) основная часть торговли с бывшими советскими республиками осуществлялась по двусторонним соглашениям на базе бартера. Эти соглашения состояли из обязательного и индикативного списков взаимных товарных поставок. Выполнялись соглашения плохо, поскольку у правительств оставалось все меньше возможности влиять на результаты торговли, постепенно переходившей в частные руки. К широкому использованию бартера вынуждало отсутствие достаточных финансовых средств у постсоветских республик (как свободно конвертируемой валюты, так и рублей).

Создавая определенные возможности для «расшивки» узких мест, бартерная торговля в то же время ставила достаточно узкие рамки для расширения товарообмена, особенно готовыми изделиями. Вынужденное широкое использование бартера, прежде всего впервой половине 90-х г г., было одной из причин деиндустриализации экспорта бывших советских республик, снижения и без того недостаточно высокого уровня взаимных поставок ма- шимотехнической продукции.

Другими важнейшими причинами, препятствовавшими вос-становлению и расширению торговли между Россией и бывшими советскими республиками, были хронические нарушения контрактных обязательств, особенно платежной дисциплины, неопределенность с ценами, стремление к сиюминутной выгоде, административный произвол. Положение заметно улучшилось во второй половине 90-х гг., тем не менее эти проблемы остались в значительной части нерешенными.

В то же время есть серьезные основании полагать, что по мере нормализации условий и окончательного становления рыночного механизма функционирования внешнеэкономической сферы в постсоветских республиках благоприятные исторически обуслов- леннысбазисныепрсдпосылкн целесообразного разделения труда между ними проявятся в большей мере, и тогда мы вправе ожидать значительного расширения взаимного товарооборота уже на новой, рыночной основе. Иностранный капитал

Важные изменения произошли в притоке предпринимательского капитала (что особенно важно). Правительства всех бывших советских республик понимали, что без широкого притока ино-странного капитала будет крайне трудно осуществить структурную перестройку и модернизацию экономики, преодолеть трудности переходного периода. Поэтому во всех странах были приняты весьма либеральные законы для капиталовложений иностранных фирм с точки зрения уровня налогообложения, правил перевода прибылей, репатриации капитала и т.д. Однако для экспортера капитала, помимо правового режима, не меньшее значение имеют политическая стабильность, успешное экономическое развитие, уровень реальной защищенности инвестиций в стране- импортере и т.д.

Тем не менее многие иностранные компании проявили интерес к капиталовложениям в этих странах, особенно к тем из них, которые располагают ценными и перспективными природными ресурсами. Стремление занять в этих странах прочные позиции в начальный момент, когда проникновение легче и требует меньших затрат, также играло свою роль. Надежные общие данные о сумме этих капиталовложений в большинстве случаев отсутствуют. Тем не менее на первое место по объему прямых иностранных инвестиций, несомненно, следует поставить Казахстан, где он оценивался на 1997 г. в сумме около 3 млрд долл. Свыше 80% всей промышленности страны в настоящее время находится под контролем иностранцев. Предполагаются крупные дальнейшие иностранные инвестиции в нефтегазовые проекты.

Далее, по ближайшим перспективам выделяется Азербайджан, где иностранные капиталовложения в разработку нефтяных месторождений на Каспии по уже одобренным проектам должны превысить 12 млрд долл. (в 1997 г. — 1,8 млрд долл.). Хорошие перспективы на строительство крупных магистральных газопроводов с иностранным участием имеет Туркмения. Иностранные фирмы участвуют в строительстве предприятий в Узбекистане и Киргизии. Западные компании разворачивают активную деятельность в странах Балтии, особенно в Эстонии, где их капиталовложения превысили 1,2 млрд долл. В Армении активна армянская диаспора. В остальных странах — членах СНГ прямые иностранные капиталовложения менее значительны (табл. 28.5)

Помимо традиционных экспортеров капитала — США, Западной’ Европы и Японии, в республиках Центральной Азии и Закавказья заметную инвестиционную деятельность начали развертывать южнокорейские, китайские и турецкие компании, в том числе и в обрабатывающих отраслях.

Как уже отмечалось, бывшие советские республики активно выступают получателями займов международных финансовых организаций, а также займов на двусторонней межгосударственной основе. Крупные международные кредиты подучили все эти страны, Кроме Белоруссии. Наибольшее количество таких займов получили Казахстан, Киргизия, страны Балтии, Украина, Грузия, Армения. Обслуживание государственных долгов уже становится обременительной статьей расходов для ряда стран,

О значении притока иностранного капитала для бывших советских республик говорит тот факт, что в 1996—1997 гг, основная часть капиталовложений в Азербайджане, Армении, Киргизии, Казахстане, Эстонии и Латвии была обеспечена за счет внешнего финансирования. 2. Неразвитость рынков ценных бумаг, особенно корпоративных, пока существенно ограничивает возможности этих государств мобилизовывагь частный капитал на международных финансовых рынках, но одновременно ограждает их от потрясений на этих рынках, что особенно важно в настоящее время в связи с кризисными процессами в сфере международных финансов.

Участие в международных финансовых рынках, в основном ¦ через продажу нерезидентам государственных ценных бумаг, началось на Украине, ь Казахстане, Киргизии, странах Балтии. Однако пока еще это находится в начальной стадии развития. Большим стимулом для многих иностранных компаний было участие в приватизации в бывших советских республиках, учи1ывая заниженную цену многих предприятий. Этот процесс замедлился после 1997—1998 гг. Ряд предприятий были скуплены скрытно, через местные фирмы.

Наконец, сделаны первые шаги в организации инвестиционного сотрудничества между бывшими советскими республиками. Это осуществляется» как правило, на основе заключения межго-сударственных соглашений, определяющих содержание инвестиционных программ, в реализации которых обычно принимают участие как государственные, так и частные компании. Наибольшую активность здесь, как правило, проявляют крупнейшие компании российского топливно-энергетического комплекса (Газпром, Лукойл). В качестве примера можно привести участие ряда российских компаний в разработке принадлежащих Азербайджану нефтяных месторождений в Каспийском море, Газпрома — в проектах по разведке, разработке месторождений и транспортировке природного газа на востоке Туркменистана, В Узбекистане осваивается производство большегрузных автомобилей с участием ЗИЛа и белорусских предприятий. Немало предприятий с российским участием действуют на Украине и в Белоруссии. Страны Балтии стремятся привлечь российский капитал для реализации ряда проектов, прежде всего по модернизации портов, с тем чтобы гарантировать транзит российских грузов через свои порты.

На Украине, в Казахстане, Молдавии, Белоруссии часть акций некоторых промышленных предприятий была передана российским энергетическим предприятиям, прежде всего Газпрому, в погашение накопленных долгов по поставкам энергоносителей. Почти во всех странах — членах СНГ созданы смешанные предприятия машиностроения с российским участием. В ряде стран начали действовать российские банки.

Источник

Экономические связи стран бывшие ссср

Экономические отношения очень непростые, они строятся на различных принципах и методах, причем в каждой стране они строятся по своему, имея свои особенности и специфику.

Экономические отношения в стране — это совокупность всех действий, направленных на развитие экономики государства и общества.

На сегодняшний день большая часть населения понимает и осознает, что такое экономика, ее система, как протекают внутри нее экономические отношения и куда они стремятся.

Специфика экономических отношений заключается в следующем:

  • Экономические отношения содействуют защите прав и интересов в вопросах экономического характера всем гражданам страны на законодательном уровне;
  • Все экономические отношения должны постоянно регулировать и управлять всеми кредитно-денежными отношениями внутри страны;
  • Все экономические отношения призваны помогать развиваться конкуренции внутри рынка, предотвращая развития монополии и ее видов и форм. Внутри рынка конкуренции не должно возникать никаких монополистических отношений;
  • Экономические отношения контролируют уровень качества производимого в стране товара и услуг, тем самым обеспечивают высокий уровень выпускаемого товара на внутренний и внешний рынок;
  • Экономические отношения призваны следить и контролировать использование природных ресурсов в стране, формируя степень их защиты и контроль за расходованием в нужном направлении и т.д.;
  • Любые экономические отношения призваны всячески защищать частную собственность жителей нашей страны, урегулировать конфликты, возникающие по данному вопросу и спорные ситуации;
  • Экономические отношения формируют защитную систему, направленную против распространения бедности в нашей стране, защищая все бедные слои населения, содействуя с социальной политикой государства.

Готовые работы на аналогичную тему

Экономические отношения в СССР

Экономические отношения в нашей стране всегда носили совершенно разный характер, так как это напрямую зависело от власти на тот период времени, когда они осуществлялись. Так, в СССР экономические отношения резко отличались от тех, что господствуют в современной России.

На сегодняшний день в России, в связи с капиталистическим строем, экономические отношения выстраиваются совсем иначе, нежели в Советские времена: акцент делается на внешнюю торговлю и политику, границы рынка открыты для иностранного капитала, активно налаживается экспорт и т.д.

В СССР такая политика экономических отношений совершенно не поддерживалась, этому было много разнообразных причин.

В частности, страна была закрыта от внешнего рынка. Прежде всего, это было связано с внутренней политикой государства, после ВОВ наша страна стала больше уделять внимания оборонной системе страны, чтобы не допустить нового вторжения врага из вне. Новые разработки того времени активно охранялись и не должна была осуществляться утечка информации из страны. Также в государстве было много трудностей, связанных с различными сферами хозяйствования, о чем не должны были знать другие государства, не придерживающие социальной политики, как СССР.

Экспорт в те времена был ограничен, также как и импорт. Внешняя торговля велась очень осторожно. Правительство СССР резко отрицательно относилось к зарубежным товарам, всячески ограничивая их доступ в общество. Государство пыталось сохранить общую идеологию, общественные ценности и культуру страны, то есть сплотить народ, сделать его единым. Это было связано с политическими стремлениями правящего состава, поле военные годы страна была в упадке, только единые цели и ценности могли объединить нацию в одно целое.

Из выше сказанного надо заметить, что экономические отношения Советского Союза сводились к поднятию экономической системы внутри страны за счет собственных ресурсов, а не за счет импорта. Политика государства опиралась на собственные убеждения и опыт, западное правление было мало интересно.

Задачи экономических отношений СССР

Все это объяснялось, прежде всего, тем, что нашей стране было не до развития рынка и технологий, первоочередной задачей стояло:

  • Поднять сельское хозяйство в стране. Это было обусловлено необходимость продуктов питания для населения страны, чтобы поддерживать рабочую силу, которая обеспечивала экономический подъем страны. В те годы все совхозы и колхозы страны работали на полную мощность, создавая огромные запасы продовольствия на многие годы вперед. Также в стране была система планирования, заключавшаяся в выполнении плана или его перевыполнении;
  • Организация обучения и здравоохранения в стране. Особое внимание стало уделяться грамотности населения, а также здоровью нации. Это особо важные задачи государственности, так как численность нашей страны после войны серьезно уменьшилась, а, следовательно, это ослабляло позиции страны, как военной державы, чего допустить было нельзя. Ввиду этого в стране поднимали уровень здравоохранение, лечение стало бесплатным, наряду и с образованием, так как государству нужны был умы, способные вести страну к развитию и укреплению. Надо заметить, что именно в те годы, СССР смогло достичь того, чего до сих пор не может современная Россия (например, в Советские годы был впервые осуществлен полет в космос, создано военное вооружение, которое не уступает современным проектам);
  • Создание мощного военного комплекса. Ослабленная и истощенная страна в те времена была как «красная тряпка» для многих государств, чтобы предотвратить очередное нападение на нашу страну, необходимы были решительные меры, с чем и стало связано закрытие государства от внешнего мира и наращивание военной мощи. Без серьезного и сильного военного комплекса нашу страну легко было захватить либо физически, либо морально. Поэтому все ресурсы страны шли и надо заметить, до сих пор идут на содержание армии и технического комплекса.

Таким образом, экономические отношения в СССР имели свои особенности и специфику, связанную в основном с послевоенными годами. Все, что делалось в стране, было направлено на поддержание экономической целостности государства и его структуры.

Источник

Оцените статью