Экономический прогноз стран снг

Moody’s дало негативный прогноз для СНГ на 2020 г.

Выгоды от институциональных и экономических реформ в краткосрочной перспективе будут ограниченными.

«Негативный прогноз по сектору суверенных эмитентов СНГ на 2020 год отражает повышение рисков, связанных с замедлением глобальной экономики, а также сохраняющуюся политическую неопределенность в странах региона», — говорится в сообщении.

Кристаллизация этих рисков, вероятно, будет тормозить дальнейшее улучшение налогово-бюджетных показателей, однако совершенствование кредитно-денежной политики, налогово-бюджетного законодательства и банковского надзора может способствовать смягчению их негативного влияния.

«В соответствии с нашими базовыми прогнозами мы ожидаем, что темпы экономического роста в ряде стран СНГ останутся стабильным, а их налогово-бюджетные показатели в текущем году улучшатся, — говорит один из авторов отчета, младший вице-президент — аналитик агентства Moody’s Кристиан Фэнг. — Однако замедление темпов роста глобальной экономики может поставить под сомнение наши базовые прогнозы, особенно учитывая усиление рисков негативного развития ситуации».

Агентство ожидает, что долговая нагрузка правительств стран СНГ в целом снизится или останется на прежнем уровне в течение следующих 12-18 месяцев, однако она все же будет выше, чем уровни, отмечавшиеся в странах этого региона во время предыдущего экономического шока 2014-2016 годов.

Читайте также:  Федеративные страны евразии список

Эффективная реализация программы реформ в СНГ позволит постепенно повысить их экономическую устойчивость за счет увеличения фискальных и макроэкономических буферов, что будет способствовать повышению финансовой стабильности и уменьшению зависимости от внешнего финансирования. Тем не менее, положительный эффект в краткосрочной перспективе будет ограниченным.

«Политическая неопределенность, сохраняющаяся в данном регионе, также будет негативно влиять на состояние экономик и продвижение реформ», — отмечается в отчете.

По данным на 20 января, восемь из одиннадцати государств региона СНГ с рейтингами Moody’s имели «стабильный» прогноз, два — «позитивный», одно — «негативный». Все рейтинговые действия в отношении этих стран в 2019 году были позитивными, в том числе повышение рейтингов произошло у России (до «Ваа3», прогноз — «стабильный») и Армении (до «Ва3», прогноз — «стабильный»).

Агентство включает в данный регион Россию, Украину, Белоруссию, Молдавию, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан, Киргизию, Армению и Грузию.

Источник

Экономический прогноз стран снг

29 мая состоялось заседание Совета глав Правительств Содружества Независимых Государств.

Главы Правительств государств-участников СНГ обсудили совместные усилия государств – участников СНГ по борьбе с распространением коронавирусной инфекции COVID-19. Итогом дискуссии стало совместное заявление в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Минэкономразвития России являлся ответственным с российской стороны за разработку утвержденных на заседании Стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 г. и Стратегии развития сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма на 2021-2030 гг.

Стратегия экономического развития СНГ на период до 2030 г. направлена на создание эффективных механизмов партнерства, позволяющих совершенствовать развитие экономических связей как в рамках СНГ, так и с другими государствами и международными организациями. Выполнение Стратегии будет осуществляться в два этапа (2021–2025 и 2026–2030 гг.). В настоящее время на площадке СНГ ведется активная работа по подготовке проекта Плана мероприятий первого этапа по реализации Стратегии (2021-2025 гг.) который будет учитывать ситуацию в экономике государств – участников СНГ, связанной с негативными последствиями пандемии COVID-19, и планируется к внесению на рассмотрение очередного заседания Совета глав правительств СНГ.

Стратегия по туризму призвана консолидировать усилия государственных органов, национальных, региональных и других туристских организаций государств – участников СНГ по укреплению международных туристских связей и формированию общего туристского пространства. С учетом современной ситуации основным направлением развития отрасли на предстоящий период будет являться внутренний туризм на территории стран СНГ.

Также в ходе заседания утвердили приоритетные направления сотрудничества государств – участников СНГ в сфере транспорта на период до 2030 г.

Очередное заседание Совета глав Правительств Содружества Независимых Государств запланировано на 6 ноября 2020 года в г. Ташкенте.

Источник

СНГ: кто быстрее всех преодолеет кризис

Пандемия смертельно опасного коронавируса COVID-19, начавшаяся в Китае еще в конце прошлого года, в первом полугодии 2020 года шагает по планете семимильными шагами, не щадя ни развитые страны, ни развивающиеся. По наблюдениям ИАЦ «Альпари», Россия и другие страны постсоветского пространства не стали исключением. По состоянию на 18 июня 2020 года Россия входила в пятерку стран с самым большим числом заразившихся коронавирусом. Да и на постсоветском пространстве ряд стран, значительно меньших, чем Россия, по количеству населения, достаточно серьёзно пострадали от пандемии, исходя из показателей числа заразившихся вирусом на каждые 100 тысяч человек и показателей смертности от коронавируса на те же 100 тысяч.

Число заразившихся и смертность от COVID-19 на постсоветском пространстве на 18.06.2020 г.


Источник: Всемирная организация здравоохранения

По числу заразившихся коронавирусом на постсоветском пространстве лидируют Армения, Беларусь, Россия и Молдова, далее в этом печальном рейтинге находятся, хотя с большим отрывом от предыдущих четырех стран, Украина и Азербайджан. Самые высокие показатели смертности от COVID-19 – у Молдовы и Армении, смертность на 100 тысяч человек в этих странах измеряется двузначными цифрами, но вслед за ними третье место, хотя и с очень большим отрывом, занимает Россия, а четвертое – Беларусь. Данные цифры, как видим, не прямо пропорционально зависят от количества населения, а скорее, от своевременного принятия мер по борьбе с коронавирусом и общего состояния системы здравоохранения в каждой из стран.

Мир срочно пытается создать вакцину против COVID-19 и такими же ускоренными темпами найти выход из тяжелейшего кризиса, равного которому по масштабам в XXI веке еще не было. Наиболее эффективные решения принимаются правительствами и центральными банками отдельных стран. Более 200 центральных банков мира в текущем году переходят к снижению процентных ставок и покупке активов на открытом рынке для поддержки реального сектора экономики. На постсоветском пространстве смягчение денежно-кредитной политики осуществляют центральные банки Украины, России, Таджикистана и Узбекистана.

«В России была принята широкомасштабная программа поддержки пострадавшего от коронавируса бизнеса и населения. Похожие программы внедрены и в ряде других постсоветских стран – Грузии, Азербайджане, Кыргызстане, Казахстане, Армении, Узбекистане», — отмечает заместитель руководителя ИАЦ «Альпари», кандидат экономических наук Наталья Мильчакова.

Однако, по оценке Всемирного банка, в наибольшей степени последствия пандемии коронавируса скажутся на тех странах, экономика которых в значительной мере зависит от туристической отрасли, прежде всего тех, у кого доходы от туризма составляют не менее 10% ВВП. А также – на странах, в наибольшей степени зависящих от экспорта, притока иностранного капитала и денежных переводов трудовых мигрантов из-за рубежа. К группе риска можно также отнести и зависимость государства от внешнего финансирования.

Доли доходов от туризма, денежных переводов и госдолга в ВВП постсоветских стран на начало 2020 года

Источники: Stattour, МВФ, Всемирный банк, ИАЦ «Альпари»

«Доля доходов от туризма в ВВП постсоветских стран в целом не очень велика, однако наиболее зависимой страной от туристического сектора является Грузия, далее с большим отрывом идут Армения и Азербайджан, а у остальных стран СНГ доля доходов от туристической отрасли в ВВП не превышает 3-6%. Но намного большее количество стран зависит от денежных переводов трудовых мигрантов, и «лидерами» постсоветского пространства по этим показателям являются Кыргызстан и Таджикистан, а также, хотя в несколько меньшей степени, Молдова, Грузия и Украина», — добавляет Наталья Мильчакова.

По доле госдолга в ВВП абсолютным лидером является Украина, у которой долг государства составляет почти 82% ВВП, за ней идут Кыргызстан, Беларусь, Армения и Грузия. От экспорта сырья, прежде всего, углеводородов, в наибольшей степени зависят Россия, Азербайджан, Казахстан и Туркменистан, а также Украина, экспортирующая сельскохозяйственную продукцию. Кризисы и обвалы цен на сырьевых рынках приведут к спаду производства в добывающей промышленности, предсказывает эксперт «Альпари». Также важно заметить, что Россия, Азербайджан и Казахстан участвуют в соглашении добывающих нефть стран ОПЕК++ по сокращению добычи нефти, которое в текущем году стало исторически рекордным, что негативно скажется на динамике ВВП этих стран.

По итогам 2020 года все страны постсоветского пространства ждет спад ВВП, так как практически все из них пострадали от коронавируса и каждая из них имеет свои страновые риски, которые делают их экономику уязвимой от негативных последствий пандемии. В то же время на 2021 год Всемирный банк прогнозирует рост экономики стран восточной Европы и Средней Азии в среднем на 3,6%. При восстановлении цен на нефть на уровне выше $50 за баррель в 2021 году лидерами по темпам роста могут стать страны-экспортеры углеводородов, прежде всего, Россия, Казахстан (который не так сильно, как другие страны ЕАЭС и постсоветского пространства, пострадал от пандемии), а также Азербайджан и Туркменистан.

Ранее проведённые экономические реформы и смягчение денежно-кредитной политики могут помочь Узбекистану достаточно быстро преодолеть последствия кризиса. А восстановление туристической отрасли в следующем году может стать драйвером роста экономики Грузии и смягчить тяжёлые последствия пандемии коронавируса для Армении. Наибольшие трудности могут ожидать экономику Молдовы, которая сильнее всего страдает от кризиса, а также экономику Украины в случае, если она не смогут обслуживать огромный госдолг.

«Кроме того, население практически всех постсоветских стран в 2020 году ждет краткосрочный скачок вверх безработицы и падение реальных доходов, которые начнут восстанавливаться только к концу 2021-2022 годов, поэтому можно ожидать, что правительства ряда стран будут продолжать меры по стимулированию экономики и поддержке населения еще в течение как минимум двух лет, — прогнозирует Наталья Мильчакова. — В условиях пандемии не будет ни победителей, ни проигравших: пострадают все, а сроки и скорость выхода из кризиса будет зависеть от оперативности политики правительств и центральных банков».

Источник

Эксперты не ждут чудес от экономик стран СНГ

Негативный прогноз по сектору суверенных эмитентов СНГ на 2020 год отражает повышение рисков, связанных с замедлением глобальной экономики, а также сохраняющуюся политическую неопределенность в странах региона, говорится в новом отчете международного рейтингового агентства Moody’s Investors Service

Кристаллизация этих рисков, вероятно, будет тормозить дальнейшее улучшение налогово-бюджетных показателей, однако совершенствование кредитно-денежной политики, налогово-бюджетного законодательства и банковского надзора может способствовать смягчению их негативного влияния.

Аналитик Moody’s: Казахстанским банкам может понадобиться ещё 400-600 млрд тенге вливаний от государства

— В соответствии с нашими базовыми прогнозами мы ожидаем, что темпы экономического роста в ряде стран СНГ останутся стабильными, а их налогово-бюджетные показатели в текущем году улучшатся, — говорит один из авторов отчета, младший вице-президент — аналитик агентства Moody’s Кристиан Фэнг. — Однако замедление темпов роста глобальной экономики может поставить под сомнение наши базовые прогнозы, особенно учитывая усиление рисков негативного развития ситуации.

По состоянию на 20 января 2020 8 из 11 государств в регионе СНГ имеют суверенный рейтинг со «стабильным» прогнозом, у двух стран сложился «позитивный» прогноз и еще одно государство имеет «негативный» прогноз. В целом рейтинговые оценки агентства в 2019 в основной массе остались стабильными, продолжая тенденцию с 2017 года. Это отражает продолжающееся восстановление и стабилизацию экономик региона после сильного шока, вызванного ценами на сырье в течение 2014-16. Однако рейтинги большинства стран СНГ на конец 2019 остаются ниже, чем они были в начале 2014.

Касательно Казахстана в докладе говорится, что в августе 2019 Moody’s повысило суверенный рейтинг («Baa3») со «стабильного» на «позитивный», отметив большую экономическую устойчивость с надежными перспективами роста как в углеводородном, так и в неуглеводородном секторах, а также эффективное управление фискальными буферами.

Несмотря на то что, по прогнозам аналитиков агентства, цены на нефть в 2020-21 годах будут оставаться в пределах диапазона в $60–70 за баррель, спрос и цены на углеводороды могут и снизиться, что, несомненно, нанесет ущерб экономикам нефтедобывающих стран региона, в том числе и Казахстану. В то же время существует большая вероятность того, что эскалация конфликта на Ближнем Востоке, наоборот, спровоцирует рост стоимость цен на сырье.

Валютные резервы стран региона в целом остаются достаточно низкими. Это серьезно сказывается на национальных валютах, особенно в условиях непредсказуемой макроэкономической и политической ситуации, что ограничивает возможности для реагирования на потрясения. Даже там, где имеются сравнительно большие валютные резервы, включая такие страны, как Азербайджан, Казахстан и Россия, доверие к национальным валютам остается низким. Стоит учитывать и то, что, за исключением России, доля иностранной валюты в общем объеме государственного долга стран СНГ высока, в среднем более 70%, в то время как депозиты в иностранной валюте в банковских системах составляют около половины от общего объема.

Moody’s: С 2017 государство влило в банковский сектор РК более 4 трлн тенге – это 7% ВВП 2018 года

Агентство Moody’s ожидает, что долговая нагрузка правительств стран СНГ в целом снизится или останется на прежнем уровне в течение следующих 12-18 месяцев, однако она все же будет выше, чем уровни, отмечавшиеся в странах этого региона во время предыдущего экономического кризиса 2014-2016.

Эффективная реализация программы реформ в странах СНГ позволит постепенно повысить их экономическую устойчивость за счет увеличения фискальных и макроэкономических буферов, что будет способствовать повышению финансовой стабильности и уменьшению зависимости от внешнего финансирования. Тем не менее положительный эффект в краткосрочной перспективе будет ограниченным.

Политическая неопределенность, сохраняющаяся в данном регионе, также будет негативно влиять на состояние экономик и продвижение реформ.

Сделайте наш ресурс своим источником в Яндекс.Новостях

Источник

Оцените статью