Экономическое благосостояние малой страны

§ 1. Экономическое благосостояние

Итак, в самом общем виде разобравшись в вопросах методологии политико-правового выбора, впору вернуться к экономике. Как уже отмечалось, одна из целей права состоит в обеспечении роста экономи­ческого благосостояния.

Что же понимается под экономическим благосостоянием? Разо­браться в этом вопросе помогает позитивный экономический анализ. В принципе, благосостояние (welfare) суть степень удовлетворенности человеческих потребностей. В стране тем больше благосостояния, чем больше ее граждане испытывают удовольствия и меньше — страданий. Соответственно, благосостоянием тут будет являться в принципе все, что имеет субъективную ценность для индивида, т.е. все то, что ценно и приносит индивидуальную пользу и удовлетворение конкретному человеку, увеличивает его благосостояние. Это и продолжительность жизни, и чистота воздуха, и защищенность от насилия, и др. Рост общего благосостояния происходит тогда, когда вырастает благососто­яние граждан, и складывается этот рост из условно суммированного значения индивидуального счастья.

Но нас в данном случае интересует не благосостояние в целом, а лишь экономическое благосостояние (economic welfare). Экономи­сты под экономическим благосостоянием понимают совокупность доступных людям экономических благ, т.е. благ, не просто имеющих ценность для индивидов, но ограниченных в объеме (количестве) по сравнению с потребностями в них, в результате этого становящихся объектом оборота и приобретающих определенную меновую ценность (денежную оценку).

В экономической науке давно доказано, что любые экономические блага имеют субъективную ценность. Не существует некой объектив­ной и априорной ценности барреля нефти, картины молодого худож­ника или работы по выкорчевыванию пней. Есть лишь субъективная ценность соответствующих благ для конкретных индивидов. Для од­ного человека несколько марок могут не стоить ничего, в то время как для филателиста они могут представлять колоссальную ценность в составе большой коллекции. Стакан воды в Москве не имеет обычно никакой ценности в силу практически неограниченного доступа лю­бого москвича к пресной воде, но тот же стакан воды для страдающего от жажды в пустыне будет вопросом жизни и смерти 1 .

Читайте также:  Экономический баланс страны это

Соответственно, ростом экономического благосостояния индивида будет считаться увеличение принадлежащих ему экономических благ, доступ к которым ограничен, но обладание которыми имеет для этого индивида лично субъективную ценность. Рост общего экономического благосостояния (богатства нации) происходит в случае, если в обще­стве рост богатства тех, кто богатеет, превышает снижение богатства тех, кто беднеет.

Для того чтобы экономическое благосостояние людей росло, в эко­номике должно производиться и потребляться большее число эконо­мических благ из расчета на индивида. Иначе говоря, экономическое благосостояние возрастает за счет экономического роста (economic growth). Существует целый ряд способов измерять экономический рост, среди которых наиболее известен анализ динамики валового внутреннего продукта, исчисляемого на человека. Чем выше этот показатель, тем больший объем произведенных и потребленных эко­номических благ приходится на каждого гражданина в среднем. При всей условности этого показателя, который может не вполне соотно­ситься с такими субъективными показателями, как уровень счастья и удовлетворенность жизнью, а также не учитывает справедливость распределения экономических благ, неравенство и вызываемые им фрустрации большей части населения, этот показатель до сих пор используется для сопоставления национальных экономик и темпов их роста чаще всего.

Какова роль права в обеспечении экономического роста и повы­шения общего экономического благосостояния граждан соответству­ющего государства? Право тут играет одну из центральных ролей. Да, безусловно, огромное значение имеют грамотная денежно-кредитная политика, и военная мощь, обеспечивающая защиту национальной буржуазии, рынки сбыта и иные экономические интересы нации на международной арене, и некоторые иные сферы приложения усилий государственного аппарата. Но в конечном счете все эти функции го­сударства осуществляются в тех институциональных рамках, которые задают опять же правовые нормы.

По большому счету именно разница в институтах, закрепившихся в различных обществах и государствах, и порождает огромный разрыв в уровне развития и экономическом благосостоянии. Чем Северная Корея отличается от Южной или ГДР от ФРГ времен холодной вой­ны? Почему Россия беднее западных стран и богаче многих африкан­ских стран? Есть много разных причин: наличие природных ресурсов, расположение, климат и случайности истории или исход военных столкновений. Но конечно же ключевое значение имеет культура, то, как в данном обществе принято себя вести и взаимодействовать, реагировать на вызовы. Физиологически египтянин, англичанин или россиянин не различаются между собой, но культуры народов могут различаться очень значительно.

Читайте также:  История развития стран до нашей эры по 2016 год

Если же разобраться в том, какие элементы культуры оказывают особенно серьезное влияние на экономическое развитие, то речь пой­дет прежде всего о социальных нормах, обычаях и традициях (т.е. не­формальных институтах), с одной стороны, и праве (т.е. институтах формальных) — с другой. Последние имеют, безусловно, огромное значение. Изменения в праве, произошедшие в странах, которые по­пытались построить плановую экономику (отмена частной собст­венности, свободы договора и т.п.), очень быстро перестроили всю экономическую среду и преобразили ее до неузнаваемости. В равной степени успешные правовые реформы многих правительств (напри­мер, Сингапура) становились залогом бурного экономического роста. Иначе говоря, нет смысла подробнее обосновывать тезис о том, что право имеет огромное значение в экономике.

Экономический успех в значительной степени и особенно в дол­госрочной перспективе зависит от правовых институтов, от того, в какой степени они способствуют созданию комфортного делового и инвестиционного климата, формируют устойчивый и предсказуе­мый налоговый режим, обеспечивают гарантии прав собственности и исполнения контрактов, структурируют эффективную политиче­скую систему и т.д.

Право имеет особое значение для развития долгосрочных частных инвестиций и в целом «игры в долгую». Именно этот сегмент эконо­мики просто не может существовать и успешно развиваться без про­чных правовых гарантий, продуманного и ответственного правотвор­чества, разумного налогообложения и т.п. Трудно найти достаточное количество предпринимателей, готовых рисковать своими собствен­ными средствами и инвестировать их в долгосрочные (и особенно крайне чувствительные к правовой инфраструктуре инновационные) проекты с длительными сроками окупаемости, в стране, в которой не существует гарантий прав собственности, а правила игры меняются как перчатки. В несколько меньшей степени от качеств правовых институтов зависят примитивная мелкая торговля и краткосрочные чисто спекулятивные бизнес-проекты (по модели «купи-продай»), а также государственные вертикальные экономические структуры (вроде госкорпораций), которые подстраивают «правила игры» под себя. Соответственно, в стране, в которой право не способствует экономическому развитию, мелкая торговля и краткосрочный спе­кулятивный бизнес сосуществуют с огромными государственными и окологосударственными конгломератами, осуществляющими ин­вестиции публичных средств, большая часть которых, как правило, разворовывается или расходуется крайне неэффективно. Но в такой стране практически исчезает ключевая прослойка малого и среднего частного бизнеса, готового играть «в долгую», соединять капиталы, инвестировать значительные средства на долгосрочную перспективу, производить инновации и вырастать в крупные частные компании. А без этой важнейшей прослойки иметь высокие темпы экономиче­ского роста и наращивать экономическое благосостояние населения затруднительно, если, конечно, страна не обладает каким-то источни­ком постоянной и значительной ренты (вроде запасов углеводородов) или иным уникальным ресурсом, продуктивность которого способна компенсировать правовые риски (например, огромной армией деше­вой рабочей силы). За исключением подобных случаев, долгосрочные частные инвестиции и ответственный, созидающий бизнес оказы­ваются крайне чувствительны к институциональной среде в целом и правовой инфраструктуре в частности.

Правда, не стоит забывать, что здесь мы имеем в виду не столько сами нормы, сколько систему их реального применения. Нормы зако­нов могут быть сколь угодно хороши, но, если в целом они не работают или работают извращенно, влияние данных норм на рост экономиче­ского благосостояния может быть нулевым или даже отрицательным. Любой российский юрист с этой проблемой хорошо знаком. Но и здесь не стоит забывать о том, что эффективность правоприменения во многом предопределяется самими правовыми институтами (консти­туционным правом, публичным и процессуальным правом и т.п.).

В этих условиях становится более понятной роль экономического анализа права в той его части, в которой эта дисциплина предлагает свое понимание такой цели права, как рост экономического благосостояния. Позитивный экономический анализ права позволяет лучше понять, ка­ким образом право может обеспечивать экономическое процветание на­ции, а также может предлагать те или иные правовые решения, которые будут влечь реализацию этой задачи. Нормативный же экономический анализ предписывает выстраивать правовые институты таким образом, чтобы эту задачу реализовывать. Иначе говоря, нормативный эконо­мический анализ права нацелен на то, чтобы обосновать, что именно данная цель должна преследоваться при развитии права.

Многие сторонники экономического анализа права в США и ряде других стран описывают эту задачу права посредством обращения к понятию экономической эффективности: задачей права видится максимизация аллокативной экономической эффективности, т.е. мак­симально эффективное распределение имеющихся ресурсов. По сути экономическая эффективность составляет третий краеугольный камень данного научного направления наряду с моделью рационального вы­бора и пониманием правовых норм как стимулов к изменению поведе­ния людей [106] . Что же понимается под экономической эффективностью и насколько нормативная часть программы экономического анализа права может реально работать?

Источник

§ 1. Экономическое благосостояние

Итак, в самом общем виде разобравшись в вопросах методологии политико-правового выбора, впору вернуться к экономике. Как уже отмечалось, одна из целей права состоит в обеспечении роста экономи­ческого благосостояния.

Что же понимается под экономическим благосостоянием? Разо­браться в этом вопросе помогает позитивный экономический анализ. В принципе, благосостояние (welfare) суть степень удовлетворенности человеческих потребностей.

Но нас в данном случае интересует не благосостояние в целом, а лишь экономическое благосостояние (economic welfare). Экономи­сты под экономическим благосостоянием понимают совокупность доступных людям экономических благ, т.е.

В экономической науке давно доказано, что любые экономические блага имеют субъективную ценность. Не существует некой объектив­ной и априорной ценности барреля нефти, картины молодого худож­ника или работы по выкорчевыванию пней. Есть лишь субъективная ценность соответствующих благ для конкретных индивидов. Для од­ного человека несколько марок могут не стоить ничего, в то время как для филателиста они могут представлять колоссальную ценность в составе большой коллекции. Стакан воды в Москве не имеет обычно никакой ценности в силу практически неограниченного доступа лю­бого москвича к пресной воде, но тот же стакан воды для страдающего от жажды в пустыне будет вопросом жизни и смерти 1 .

Соответственно, ростом экономического благосостояния индивида будет считаться увеличение принадлежащих ему экономических благ, доступ к которым ограничен, но обладание которыми имеет для этого индивида лично субъективную ценность. Рост общего экономического благосостояния (богатства нации) происходит в случае, если в обще­стве рост богатства тех, кто богатеет, превышает снижение богатства тех, кто беднеет.

Для того чтобы экономическое благосостояние людей росло, в эко­номике должно производиться и потребляться большее число эконо­мических благ из расчета на индивида. Иначе говоря, экономическое благосостояние возрастает за счет экономического роста (economic growth). Существует целый ряд способов измерять экономический рост, среди которых наиболее известен анализ динамики валового внутреннего продукта, исчисляемого на человека. Чем выше этот показатель, тем больший объем произведенных и потребленных эко­номических благ приходится на каждого гражданина в среднем. При всей условности этого показателя, который может не вполне соотно­ситься с такими субъективными показателями, как уровень счастья и удовлетворенность жизнью, а также не учитывает справедливость распределения экономических благ, неравенство и вызываемые им фрустрации большей части населения, этот показатель до сих пор используется для сопоставления национальных экономик и темпов их роста чаще всего.

Какова роль права в обеспечении экономического роста и повы­шения общего экономического благосостояния граждан соответству­ющего государства? Право тут играет одну из центральных ролей. Да, безусловно, огромное значение имеют грамотная денежно-кредитная политика, и военная мощь, обеспечивающая защиту национальной буржуазии, рынки сбыта и иные экономические интересы нации на международной арене, и некоторые иные сферы приложения усилий государственного аппарата. Но в конечном счете все эти функции го­сударства осуществляются в тех институциональных рамках, которые задают опять же правовые нормы.

По большому счету именно разница в институтах, закрепившихся в различных обществах и государствах, и порождает огромный разрыв в уровне развития и экономическом благосостоянии. Чем Северная Корея отличается от Южной или ГДР от ФРГ времен холодной вой­ны? Почему Россия беднее западных стран и богаче многих африкан­ских стран? Есть много разных причин: наличие природных ресурсов, расположение, климат и случайности истории или исход военных столкновений. Но конечно же ключевое значение имеет культура, то, как в данном обществе принято себя вести и взаимодействовать, реагировать на вызовы. Физиологически египтянин, англичанин или россиянин не различаются между собой, но культуры народов могут различаться очень значительно.

Если же разобраться в том, какие элементы культуры оказывают особенно серьезное влияние на экономическое развитие, то речь пой­дет прежде всего о социальных нормах, обычаях и традициях (т.е. не­формальных институтах), с одной стороны, и праве (т.е. институтах формальных) — с другой. Последние имеют, безусловно, огромное значение. Изменения в праве, произошедшие в странах, которые по­пытались построить плановую экономику (отмена частной собст­венности, свободы договора и т.п.), очень быстро перестроили всю экономическую среду и преобразили ее до неузнаваемости. В равной степени успешные правовые реформы многих правительств (напри­мер, Сингапура) становились залогом бурного экономического роста.

Экономический успех в значительной степени и особенно в дол­госрочной перспективе зависит от правовых институтов, от того, в какой степени они способствуют созданию комфортного делового и инвестиционного климата, формируют устойчивый и предсказуе­мый налоговый режим, обеспечивают гарантии прав собственности и исполнения контрактов, структурируют эффективную политиче­скую систему и т.д.

Право имеет особое значение для развития долгосрочных частных инвестиций и в целом «игры в долгую». Именно этот сегмент эконо­мики просто не может существовать и успешно развиваться без про­чных правовых гарантий, продуманного и ответственного правотвор­чества, разумного налогообложения и т.п. Трудно найти достаточное количество предпринимателей, готовых рисковать своими собствен­ными средствами и инвестировать их в долгосрочные (и особенно крайне чувствительные к правовой инфраструктуре инновационные) проекты с длительными сроками окупаемости, в стране, в которой не существует гарантий прав собственности, а правила игры меняются как перчатки. В несколько меньшей степени от качеств правовых институтов зависят примитивная мелкая торговля и краткосрочные чисто спекулятивные бизнес-проекты (по модели «купи-продай»), а также государственные вертикальные экономические структуры (вроде госкорпораций), которые подстраивают «правила игры» под себя. Соответственно, в стране, в которой право не способствует экономическому развитию, мелкая торговля и краткосрочный спе­кулятивный бизнес сосуществуют с огромными государственными и окологосударственными конгломератами, осуществляющими ин­вестиции публичных средств, большая часть которых, как правило, разворовывается или расходуется крайне неэффективно. Но в такой стране практически исчезает ключевая прослойка малого и среднего частного бизнеса, готового играть «в долгую», соединять капиталы, инвестировать значительные средства на долгосрочную перспективу, производить инновации и вырастать в крупные частные компании.

Правда, не стоит забывать, что здесь мы имеем в виду не столько сами нормы, сколько систему их реального применения. Нормы зако­нов могут быть сколь угодно хороши, но, если в целом они не работают или работают извращенно, влияние данных норм на рост экономиче­ского благосостояния может быть нулевым или даже отрицательным. Любой российский юрист с этой проблемой хорошо знаком. Но и здесь не стоит забывать о том, что эффективность правоприменения во многом предопределяется самими правовыми институтами (консти­туционным правом, публичным и процессуальным правом и т.п.).

В этих условиях становится более понятной роль экономического анализа права в той его части, в которой эта дисциплина предлагает свое понимание такой цели права, как рост экономического благосостояния. Позитивный экономический анализ права позволяет лучше понять, ка­ким образом право может обеспечивать экономическое процветание на­ции, а также может предлагать те или иные правовые решения, которые будут влечь реализацию этой задачи. Нормативный же экономический анализ предписывает выстраивать правовые институты таким образом, чтобы эту задачу реализовывать. Иначе говоря, нормативный эконо­мический анализ права нацелен на то, чтобы обосновать, что именно данная цель должна преследоваться при развитии права.

Многие сторонники экономического анализа права в США и ряде других стран описывают эту задачу права посредством обращения к понятию экономической эффективности: задачей права видится максимизация аллокативной экономической эффективности, т.е. мак­симально эффективное распределение имеющихся ресурсов. По сути экономическая эффективность составляет третий краеугольный камень данного научного направления наряду с моделью рационального вы­бора и пониманием правовых норм как стимулов к изменению поведе­ния людей [106] . Что же понимается под экономической эффективностью и насколько нормативная часть программы экономического анализа права может реально работать?

Источник

Оцените статью