Экономическое чудо стран нис
Возникновение «новых индустриальных стран» (НИС) в зарубеж ной Азии — очень важное и неординарное явление современ ности, его анализу посвящена обширная отечественная и зарубежная литература. До недавнего времени к числу таких стран и тер риторий относили четырех «азиатских драконов» — Республику Корею, Сингапур, Гонконг и Тайвань. Теперь их нередко называют НИС «первой волны». А к странам «второй волны» относят Малайзию, Таиланд, Филиппины и приближающуюся к ним Индонезию.
За три последних десятилетия четверка «азиатских драконов» совершила настоящий прыжок от отсталости к высокому уровню развития. Этот прыжок был прежде всего обеспечен самыми высокими в мире темпами прироста ВВП, составлявшими примерно 10 % в год и только в последнее время несколько снизившимися.
Темпы экономического роста Тайваня за период с 1953 по 1986 составляли в среднем 8% в год, а за 1986-1997 — свыше 7%. Доля валового внутреннего продукта на душу населения составляла в 1997 13 232 долл. В 1980-х годах Тайвань стал крупнейшим производителем и экспортером высокотехнологичной электронной продукции. В 1990-х он играл ведущую роль в мировом производстве деталей компьютеров, мониторов и микросхем. В 1997 оборот внешней торговли Тайваня (суммарный объем экспорта и импорта) составил 96% валового национального продукта. Тайвань — второй в мире кредитор после Японии. В 1986 чистый доход от тайваньских капиталовложений за рубежом составил почти 3% национального дохода страны. Тайвань экспортирует самые разнообразные товары, в первую очередь ткани и обувь, промышленное оборудование, бытовую электронную технику и всевозможные изделия из пластмасс.
ВВП Гонконга в 2003 оценивался в 213 млрд. долл. США (реальный рост на 3,3% в год), что составило 28,8 тыс. долл. США на душу населения (уровень, соответствующий ведущим государствам Западной Европы). По уровню жизни населения Гонконг на 2004 год находится на 23-м месте. Гонконг занимает 10-е место в мире по объему торговли и является 11-м по значению мировым банковским центром. В нем размещены азиатские штаб-квартиры многих транснациональных корпораций.
Гонконг и Тайвань вкладывают деньги в свободные экономические зоны Китая. Особенно важно упомянуть о Шэньчжэне, наиболее развитой экономической зоне, которая расположена недалеко от Гонконга.
В 2002 ВВП в Сингапуре оценивался в 112,4 млрд. долл. США, т.е. 25,200 долл. США на душу населения. Благодаря важному стратегическому положению на перекрестке морских путей между Европой, Азией и Австралией Сингапур превратился в один из ведущих торговых центров мира. По отношению к другим странам Юго-Восточной Азии он традиционно играет роль «базарной площади» – сюда поступают товары, производимые в соседних странах, которые затем направляются в другие регионы. В то же время сюда привозятся промышленные товары из США, Европы, Японии и распределяются между соседними странами. Сингапур – один из крупнейших мировых портов (второе место в мире по грузообороту). По данным за 2004 год Сингапур по уровню жизни населения занимает 25 позицию.
В 1997 валовой внутренний продукт Южной Кореи составил более 10 тыс. долл. на душу населения. В течение ряда лет экономика страны развивалась исключительно быстрыми темпами (рост ВВП часто составлял более 10% в год). Поставки за границу промышленных товаров, в первую очередь одежды, обуви, комплектующих для электронной техники, чугуна, автомашин и мотоциклов, принесли Южной Корее 63,3 млрд. долл., или 88% всей выручки, полученной от экспорта. Огромную роль в экономике Южной Кореи играют национальные финансово-промышленные группы (чэболь). Многие из них сегодня входят в число крупнейших компаний мира – «Самсунг», «Хёндэ», «Дэу», «LG».
Страны-«драконы» превратились в крупнейшие финансовые цен тры мира и ведущих мировых экспортеров капитала. Здесь стро ятся небоскребы, современные аэропорты, запускаются спутники. С небольшим опозданием к аналогичным достижениям стре мятся страны-«тигры». Каким же образом удалось добиться таких успехов? Ответ на вопрос заключается в особенностях экономи ческого развития НИС Юго-Восточной Азии.
1. «Новые индустриальные страны» (НИС)
«Новые индустриальные страны» (НИС) воз никли в результате процессов дифференциации, приведших к выделению особой группы стран, отличающихся более высоким экономическим ростом, по сравнению с промышленно развитыми странами и существенно более высоким уровнем развития хозяйства по сравнению с основной груп пой развивающихся стран.
Эти процессы протекают во всех подсистемах ми ровой экономики и в развивающихся странах.
К группе НИС принято относить 8 стран: 4 государства Юго- Восточной Азии и 4 государства Латинской Америки. НИС Юго-Восточной Азии являются Малайзия, Индонезия, Таиланд и Филиппины. Очень часто можно встретить и другое наиме нование данных государств — страны-«тигры». Совсем недавно НИС в Юго-Восточной Азии было больше, таковыми еще счи тались Гонконг, Сингапур, Тайвань и Республика Корея. Одна ко данная четверка уже достигла основных стандартов запад ных экономик и перешла в разряд развитых стран. Их название в зарубежной научной литературе — «драконы», что позволяет интерпретировать данную характеристику как отрыв от прочих НИС и «улет» в группу развитых экономик. Если мы обратимся к стадиям развития экономик Уолта Ростоу, то «тигры» нахо дятся на третьей (Индонезия и Филлипины) — четвертой (Ма лайзия и Таиланд) стадиях роста, а по классификации Майкла Портера азиатские НИС пребывают в стадии, движимой инве стициями.
В Латинской Америке НИС считаются Мексика, Бразилия, Аргентина и Чили. По уровню развития латиноамериканские НИС стоят ниже «драконов», но выше «тигров». Наиболее ус пешно развиваются Чили и Аргентина, которые можно сопос тавлять с Малайзией и Таиландом, несколько ниже уровень развития Мексики и Бразилии.
Доходы от экспорта используются для развития наи более перспективных отраслей. В Восточной Азии капитал направлялся главным образом в обрабатывающую промышленность и сырьевые отрасли, в Латинской Америке — в тор говлю, сферу услуг, обрабатывающую промышлен ность.
Статус «НИС» страна приобретает по следующим критериям, установленными по методике ООН (Орга низации Объединенных Наций):
1) размер ВВП на душу населения;
2) среднегодовые темпы его прироста;
3) удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП (он должен быть не более 20 %);
4) объем экспорта промышленных изделий и их доля в общем вывозе;
5)объем прямых инвестиций за рубежом.
По некоторым показателям НИС превосходят подоб ные показатели ряда промышленно развитых стран. На протяжении 30 лет (с 1960 по 1990 гг.) темпы развития экономики Азиатского региона в целом состав ляли более 5 % в год, в то время как в европейских странах — 2 % .
Темпы роста ВВП НИС Азии (%)
По всем этим показателям НИС не только выделяются на фоне других развивающихся стран, но зачастую превосходят подобные показатели ряда отдельных НИС.
Так, например, Тайвань за период с 1952 по 1993 г. увеличил объем ВВП в 170 раз (при росте населения примерно в 2,5 раза), а оборот внешней торговли в 534,6 раза. Среднегодовые темпы экономического роста составили 8,7 % при сохранении низкого уровня инфляции -3,6%. По показателям социального развития Тайвань находится на уровне ведущих стран мира. Объем ВНП на душу населения составляет 12 тыс. долл. (середина 90-х гг.). Высокие темпы экономического роста НИС сопровождаются зна чительным повышением благосостояния населения. Так, с середины, 60-х гг. к началу 90-х гг. годовой доход на душу населения в этих странах вырос в четыре раза. По прогнозам международных экспертов, Восточная Азия может перегнать к 2010 г. по объему ВНП За падную Европу, а к 2020 г. — Северную Америку.
Особо следует сказать о Сингапуре, который в 1995 г. первым из государств ЮВА получил статус «индустриально развитого». Такое «звание» официально присвоено ему с 1 января 1996 г. Три десятилетия стабильного экономического роста превратили это госу дарство из небольшого порта в девятую в списке богатейших стран мира (в расчете ВВП на душу населения). В условиях политической стабильности промышленность страны постоянно набирала обороты в среднем со скоростью 8,4% в год, а каждый из ее жителей повысил свой жизненный уровень в среднем в 7 раз. Ежегодный доход средне статистического жителя Сингапура составил в 1995 г. 22,3 тыс. долл. — выше, чем в Великобритании, бывшей метрополии. Кстати, и Гонконг, бывшая колония Великобритании, по многим социально- экономическим аспектам уже превзошел свою метрополию. Гонконг (Сянган) и Сингапур в конце 90-х гг. занимают 4-е и 5-е место в мире по уровню доходов на душу населения.
Еще одним достижением НИС ЮВА является низкий уровень безработицы. В середине 90-х гг. четыре «дракона», а также Таиланд и Малайзия относились к странам с самой низкой безрабо тицей в мире.
Практически во всех «новых индустриальных странах» стремительный рост экономики в последние десятилетия обусловил увеличение абсолютных размеров ВВП, в том числе и на душу населения. По этим показателям НИС в целом также опережают основную массу освободившихся государств, а некоторые из них приближаются к промышленно развитым странам.
Иной вехой на пути форсированного роста «новых индустриальных стран» явилось изменение структуры национальных экономик, в частности создание в них сравнительно продвинутой, хотя и не всегда вполне гармонично развитой промышленной базы.
Специалисты выделяют следующие важнейшие этапы в эволюции хозяйства НИС:
1. на первом этапе (конец 50-х — начало 60-х гг.) осуществлялось реформирование аграрного сектора;
2. на втором (середина 60-х — начало 70-х гг.) — создание импортзамещающих производств;
3. на третьем (середина 70-х — первая половина 80-х гг.) — форсированное развитие отраслей, ориентированных на выпуск экспортной продукции,
4. на четвертом (с середины 80-х гг. до настоящего времени) — постепенное формирование собственного научно-технического потенциала с опорой на соответствующие ресурсы из-за рубежа.
Темпы экономического развития большинства НИС значительно превышают аналогичные показате ли многих развитых стран. По производству отдель ных видов промышленной продукции, в том числе наукоемких, НИС вышли на ведущие позиции в капи талистической экономике. Еще более высокими тем пами развивается экспорт из этих стран.
Отмечая несомненные успехи НИС, не стоит сбрасывать со сче тов и то, что они продемонстрировали отстающий уровень производительности труда по сравнению с промышленно развитыми страна ми. Так, «четыре дракона» достигли по размеру ВНП на душу населения лишь 38% от уровня Японии.
Серьезные испытания экономическому развитию НИС про извели валютно-финансовые кризисы 1990-х гг. От первой вол ны кризисов (1994—1995 гг.) пострадали латиноамериканские страны, а второй удар (1997—1998 гг.) пришелся на Юго-Восточ ную Азию. Напоследок (в начале 1999 г.) валютно-финансовый кризис затронул Бразилию. Кризисы несколько скорректировали модель развития НИС, заставили отказаться от неэффектив ных методов управления национальным хозяйством. Однако от рицательным последствием кризисов было замедление темпов экономического роста НИС, в связи с чем азиатское «экономи ческое чудо» и его латиноамериканский аналог несколько себя дискредитировали.
1.1. Особенности экономического развития НИС Восточной и Юго-Восточной Азии
Характеризуя модель развития азиатских НИС, прежде всего стоит отметить культурные особенности восточноазиатских стран. Именно благодаря своеобразной восточной культуре и менталитету им удалось достичь таких успехов в своем развитии. Общими чертами менталитета народов этого региона (японцев, корейцев, китайцев), в частности, являются:
· уважение и беспрекословное подчинение властям;
· высокий уровень образовательных стандартов (по оценкам международных организаций интеллектуальный уровень моло дежи выше всего в Сингапуре, Южной Корее, Японии и Гон конге);
· большое усердие и трудолюбие;
· командный дух и чувство локтя (уже известный нам сюи визм);
· тесные семейные узы (так называемое кумовство).
Большое значение для развития восточноазиатских стран имел опыт Японии, которой в кратчайшие сроки удалось добиться пос левоенного возрождения экономики. Японское «экономическое чудо» стало для стран ЮВА эталоном развития, практически все государства региона пошли по японскому пути преобразований. Первыми начинали страны-«драконы», с интервалом примерно в двадцать—тридцать лет к ним присоединились «тигры».
В 1950-е гг. в странах региона было в наличии только отста лое сельское хозяйство, практически не существовало промыш ленности. Из ресурсов точно так же, как и у Японии, имелась только дешевая многочисленная рабочая сила. Реформа сельско го хозяйства стала предпосылкой для индустриализации. Происходила конфискация крупных землевладений, раздел земли, высвобождение рабочих рук.
Базой индустриализации стало первоначально крайне отсталое текстильное производство. Страны региона экспортировали на мировой рынок дешевую низкокачественную продукцию (одежду, обувь и т. п.). За счет невысоких цен, привлекательного внешнего вида (упаковки), широкого ассортимента товаров им удалось найти свою нишу на мировом рынке. Экспортная вы ручка направлялась на модернизацию производства и, как в Япо нии, на развитие новых секторов экономики.
Большую роль в экономическом развитии стран Восточной Азии сыграло государство. Экономическая стратегия правитель ства в послевоенный период мало чем отличалась от классического меркантилизма: стимулировался экспорт и достаточно же стко ограничивался импорт. Политика протекционизма, вклю чающая таможенные и административные барьеры на пути импорта, защищала национальных производителей от иностран ных конкурентов. На внутреннем рынке действовала политика импортозамещения: местные потребители могли рассчитывать только на товары местного производства. Подобные ограничения способствовали ускорению индустриализации, защите на циональных производителей, стимулировали экспортное произ водство.
Одновременно в экономику стран ЮВА активно привле кался иностранный капитал. Осуществлялись инвестиции в но вые производства, заимствовались передовые технологии. При току зарубежного капитала способствовали низкая стоимость рабочей силы и благоприятный инвестиционный климат (государство гарантировало зарубежным инвесторам сохранность и приумножение их капиталов). На базе привлечения иностранного капитала и технологий в регионе появилось конкуренто способное производство.
Очень важную роль на первом этапе развития сыграла поли тика импортозамещения:
• высокие таможенные пошлины защищали местных произ водителей от качественной продукции западных конкурентов;
• относительно недорогие товары местного производства быстро насытили внутренний рынок;
иностранная валюта, полученная от экспорта, тратилась не на импорт товаров потребительского назначения, а шла на за купки самого передового оборудования и технологий, что под держивало процесс индустриализации.
В ходе индустриализации стратегию экономического разви тия, приоритетные отрасли национального хозяйства, методы стимулирования экспорта и защиты местных производителей от иностранных конкурентов — все это определяло государство. Успехи развития стран Юго-Восточной Азии объясняются про думанностью действий их правительств, правильным выбором приоритетных отраслей экономики, быстрой реакцией на конъ юнктуру мирового рынка. Несмотря на полномасштабное вме шательство государства в экономику, все ключевые решения принимались в зависимости от потребностей и состояния рын ка, на основании рыночных законов. Гибкое сочетание политики протекционизма с ориентацией местных производителей на внешние рынки дало для стран региона великолепные ре зультаты.
Приоритеты промышленной политики государства постоян но менялись. Активная государственная поддержка и финанси рование предоставлялись новым прогрессивным отраслям, получавшим режим временной монополии. Более нейтральная по литика проводилась по отношению к достаточно развитым отраслям, которые получали от государства различные льготы и преференции для поддержания своего существования. Подоб ным образом государство само создавало и ликвидировало сти мулы для экономического развития. Гибкость такой государственной политики содействовала развитию экономики, но од новременно приводила к сращиванию предпринимательской элиты с государственным аппаратом и образованию по сути дела олигархического, кланового капитализма. В конце 1990-х гг. именно эта клановость не позволила государству вовремя отреа гировать на первые симптомы кризиса.
Важной составляющей государственной экономической стра тегии была валютная политика. Власти препятствовали повышению курса национальных валют, избегали его резких колебаний. Увеличение курса валют по мере наращивания экспорта и роста конкурентоспособности национальных товаров государство ком пенсировало субсидиями для экспортеров, что продолжало де лать экспорт выгодным. Государство осуществляло контроль за притоком иностранного капитала: привлекался только долгосроч ный капитал, прямые инвестиции. Отказ от такой политики в 1990-е гг. стал одной из причин кризиса в регионе.
Приоритетами промышленной политики государства в стра нах Юго-Восточной Азии в разные периоды времени были сле дующие отрасли:
· 1950-е гг.: текстильное и стекольное производство;
· 1960-е гг.: производство цемента, минеральных удобрений, переработка нефти, сталелитейная промышленность, производ ство синтетических тканей;
· 1970-е гг. (после мировых кризисов): судостроение, произ водство инвестиционных товаров и предметов длительного пользования (оборудование, автомобили и т. п.);
· 1980-е гг.: электротехническая и электронная промышлен ность, телекоммуникации, информатика;
· 1990-е гг.: производство новых материалов и технологий, аэрокосмическая промышленность.
Важным элементом поддержки привилегированных отраслей и предприятий был их льготный доступ к кредитам под доста точно низкие проценты. Таким образом, была решена проблема нехватки капитала для поддержания стабильно высоких темпов роста экономики. В свою очередь это стимулировало создание огромных компаний-конгломератов, которые специализирова лись сразу в нескольких несмежных отраслях. Кроме того, все шире открывался доступ местных компаний под гарантии правительства к зарубежным кредитам, что создавало предпосылки для кризиса 1990-х гг.
По мере укрепления национальной промышленности в странах Юго-Восточной Азии роль государства в экономике начала снижаться. Государство снизило таможенные пошлины, отме нило нетарифные ограничения во внешней торговле. Если ранее для некоторых стран региона была характерна диктатура или жесткая мужская демократия, то теперь приходит пора демократизации всего общества. Прежние диктаторы сменяются новыми демократически настроенными лидерами, начинают вспыхивать скандалы о коррупции в государственном аппарате. Свою роль сыграла и тенденция к неоконсерватизму в развитых странах мира в 1980-х — начале 1990-х гг. Государство в азиатских НИС отказывалось от прямого вмешательства в экономику и все чаще при меняло косвенные методы регулирования. Однако либерализа ция некоторых секторов экономики при отсутствии либерализа ции всей экономической системы была преждевременной. В частности, отход правительства от контроля за финансовыми рынками и банковской системой, использование методов моне таризма в кредитно-денежной сфере (фиксированный валютный курс и регулирование уровня процентной ставки для увеличения притока иностранного капитала в экономику), рост спекуляций в сфере недвижимости и на финансовых рынках закладывали мину замедленного действия под финансовую систему стран Во сточной и Юго-Восточной Азии.
Современной особенностью стран региона является то, что их прежняя модель развития, в основе которой лежала экспортная ориентация экономики, уже во многом себя изжила. Рост квалификации рабочей силы, увеличение уровня заработной пла ты делают их товары все менее и менее конкурентоспособными на мировых рынках. Перенакопление капитала заставляет задуматься над продолжением роста, в основе которого лежат инве стиции. Пределы экстенсивного роста на базе вовлечения новых ресурсов уже пройдены. Крупные компании-конгломераты с широко диверсифицированной деятельностью начали испытывать серьезные трудности. Открытость экономики обернулась проблемой расчетов по внешним долгам в условиях снижения экспортного потенциала. Стала очевидной необходимость пере стройки национальной экономики на основе рыночных прин ципов хозяйствования. Кумовство и клановый капитализм обер нулись коррупцией и неэффективностью принятия решений на государственном уровне.
Выходом из сложившейся ситуации может быть модерниза ция экономики и переход на новый уровень развития, в основе которого должны лежать новые технологии, наукоемкое и нема териальное производство. Потенциал у НИС в этом плане не плохой. Наукоемкость их производственной базы постоянно по вышается, квалифицированных кадров вполне достаточно, по мере роста доходов населения сложился емкий внутренний рынок. Скорее всего, теперь страны-«драконы» обратятся к нишевой специализации на мировом рынке на основе высоких техно логий (примеры уже есть — изготовление компьютерной техни ки в Тайване или производство деталей самолетов из новых конструкционных материалов в Южной Корее), а также станут активнее работать на своем внутреннем рынке. Растет и сектор услуг, включая производство информационных технологий, ту ризм и финансы, что дает дополнительные шансы на долговременное развитие.
Проблемы могут возникнуть только от продолжающейся гло бализации мировой экономики, глобализации, которая пока раз вивается по американскому сценарию. Соответственно, США через международные организации стремятся навязать всем странам мира свою модель развития. Странам Юго-Восточной Азии, сильнее всего пострадавшим от валютно-финансового кризиса и получающим кредиты и советы МВФ и Мирового Банка, труд нее всего будет противостоять экономической идеологии США. Попав в финансовую зависимость от США после кризиса, им пришлось активнее использовать неолиберализм по-американски. В особенности это касается стран-«тигров».
Тем не менее, нельзя полностью сбрасывать со счетов ази атскую модель развития, она нуждается только в серьезной модернизации и исправлении самых очевидных своих ошибок. Не будем забывать и о том, что хотя мы называем азиатской мо дель развития всех стран региона, на самом деле эта модель имеет различные свои варианты, характерные для каждой из стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Так, Гонконг отлича ется либеральным капитализмом, вполне соответствующим аме риканским идеалам, а в Индонезии, напротив, сам уровень раз вития пока еще не позволяет говорить о подлинно рыночной экономике. Не стоит сбрасывать со счетов и интеграционные тенденции в регионе, который в нынешнем веке вполне сможет стать достойным экономическим соперником и Европе, и Се верной Америке.
Вопросы для самопроверки
- Каковы были темпы экономического развития большинства стран НИС?
- Выделите особенности экономического развития НИС
- Назовите НИС первой волны
- Определите различия в темпах промышленного развития азиатских драконов в довоенный и послевоенный период
Вопросы:Толстова К. Обласова Е.
Источник