Политические и экономические организации в Европе
Совет Европы (Council of Europe — CE) образован в 1949 г. экономически развитыми странами.
В 2008 г. в Совет входило 47 государств, в том числе бывшие социалистические страны и Россия (принята в 1996 г.).
Цели Совета Европы — защита прав человека, расширение демократии, сближение позиций европейских стран по вопросам охраны окружающей среды, образования, здравоохранения.
Страны — члены (47): Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Греция, Грузия, Великобритания, Дания, Исландия, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Финляндия, Франция, ФРГ, Черногория, Чехия, Хорватия, Швейцария, Швеция, Украина, Эстония.
Статус наблюдателей (5): Ватикан, Канада, Мексика, США и Япония.
Высший орган — Комитет министров, который занимается политическими аспектами сотрудничества, бюджетом, принимает политические рекомендации.
В рамках Совета Европы работает Европейский центр молодежи, Европейский суд и др. организации и фонды.
Руководящие органы находятся в Страсбурге (Франция).
Европейский Союз — ЕС (European Union — EU) — наиболее значимая политико-экономическая организация европейских стран. Предшественниками ЕС были Европейское объединение угля и стали, образованное в 1950 г. для защиты этих передовых отраслей от конкуренции с американской промышленностью, затем Европейское экономическое сообщество и Европейский Союз.
В 1957 г. страны ЕОУС (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург) подписали Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (Общего рынка) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евроатома).
В конце 60-х гг. в результате объединения трех организаций — ЕОУС, Евроатома, ЕЭС — была создана новая интеграционная группировка — Европейское Сообщество. Договор предусматривал постепенную отмену таможенных ограничений и установление общей торговой политики в отношении третьих стран, обеспечение свободного передвижения капиталов, товаров и рабочей силы, разработку и осуществление общей политики в области сельского хозяйства, создание валютного и политического союза.
Цели ЕС — координация действий стран-членов в сферах экономики (Создание общего рынка, экономического и валютного союза, единой валюты), обороны, права, внешней и внутренней политики (включая координацию иммиграции, совместное противостояние терроризму, улучшение условий жизни граждан стран-членов), создание пространства без внутренних границ.
В 1973 г. в ЕЭС вступили Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. — Греция, в 1986 г. — Испания и Португалия.
Новый этап в углублении европейской экономической интеграции относится к началу 1990-х гг. В 1991 г. ЕС и ЕАСТ* подписали соглашение о создании единого европейского экономического пространства. В 1992 г. были подписаны Маастрихтские соглашения (вступили в силу в 1993 г.), предусматривающие создание подлинного Европейского Союза — экономического, валютного и финансового — и введение единого общеевропейского гражданства.
С 1 ноября 1993 г., после ратификации соглашений всеми двенадцатью странами-участницами, Европейский экономический союз переименован в Европейский Союз.
В 1995 г. к ЕС присоединились еще 3 страны — Австрия, Швеция, Финляндия. Планировавшееся вступление Норвегии было заблокировано результатами референдума в стране: граждане высказались против вступления страны в ЕС.
С 1 января 1999 г. введена для безналичных расчетов единая валютная единица ЕС — евро. В 2002 г. евро было введено для наличных расчетов. Эта денежная единица ныне используется для взаиморасчетов между 13 странами — членами ЕС: Бельгией, ФРГ, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Францией, Ирландией, Грецией, Испанией, Португалией, Австрией, Финляндией. В 2007 г. в зону евро вошла Словения.
2004 г. ознаменовался самым большим за историю европейской интеграции расширением союза. В союз вошли Кипр и Мальта; бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы: Венгрия, Польша, Чехия, Словения, Словакия, а также бывшие республики, входившие в СССР — Эстония, Латвия, Литва.
В 2007 г. членами ЕС стали Болгария и Румыния.
Европейский валютный союз действует в рамках ЕС, к 2008 г. включал 13 стран: Австрия, Бельгия, Греция (присоединилась в 2001 г.), Италия, Ирландия, Испания, Люксембург, Нидерланды, Франция, Португалия, Финляндия, ФРГ. В конце 2007 г. в зону евро вошла Словения.
Единая валюта — евро — стала использоваться при безналичных расчетах, а с 1 января 2002 г. — в наличных расчетах.
Европейская ассоциация свободной торговли — ЕАСТ (European Free Trade Association — EFTA) создана в 1960 г. как противовес Европейскому экономическому сообществу. Последовательно страны — члены ЕАСТ вступили в ЕС; к 2008 г. в ЕАСТ осталось 4 члена — Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария.
Штаб-квартира — в Женеве (Швейцария).
Совет балтийских государств (Council of the Baltic Sea States — CBSS) создан в 1992 г. для обеспечения сотрудничества между странами бассейна Балтийского моря в области экономики, развития демократических институтов, гуманитарной помощи, охраны окружающей среды, транспорта и связи.
Страны-члены (12): Дания, Европейский Союз, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия, Финляндия, ФРГ, Швеция, Эстония.
Наблюдатели (7): Великобритания, Италия, Нидерланды, Словакия, США, Франция, Украина.
Штаб-квартира находится в Стокгольме (Швеция).
Северный Совет (Nordic Council — NC) создан в 1952 г. (действует с 1953 г.) для развития регионального социально-экономического сотрудничества и совместных действий в области охраны окружающей среды.
Страны-члены (5): Дания (включая Фарерские острова и Гренландию), Финляндия (включая Аландские острова), Исландия, Норвегия, Швеция.
Статус наблюдателей имеют три местных органа самоуправления саамов Финляндии, Норвегии и Швеции.
Штаб-квартира находится в Копенгагене (Дания).
Организация Центрально-Европейской инициативы (Central European Initiative — CEI) под этим названием действует в 1992 г. (стала преемником образовавшейся в 1989 г. организации «Четырехсторонняя инициатива» (Quadrilateral Initiative), с 1991 г. — «Шестисторонняя инициатива» (Hexagonal Initiative).
Цели — экономическое и политическое сотрудничество в регионе между Адриатикой и Балтикой.
Страны-члены (18): Албания, Австрия, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Болгария, Венгрия, Италия, Македония, Молдавия, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Украина, Хорватия, Черногория, Чехия.
Штаб-квартира — в Лондоне (Великобритания).
Западноевропейский союз (Western European Union — WEU) создан в 1954 г. (действует с 1955 г.) для обеспечения коллективной обороны и унификации политической организации стран-членов.
Страны-члены (10): Бельгия, Великобритания, Греция, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция, ФРГ.
Ассоциированные члены (6): Венгрия, Исландия, Норвегия, Польша, Турция, Чехия.
Ассоциированные партнеры (7): Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония.
Наблюдатели (5): Австрия, Дания, Ирландия, Финляндия, Швеция.
Источник
Интеграция в Восточной Европе: от СЭВ к ЕС
Среди интеграционных объединений стран Центральной и Восточной Европы Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) в 1949-1989 гг. занимал особое место. Он объединял государства с плановой экономикой, а экономические связи между странами-членами строились на нерыночных основах. В 1949 г. в СЭВ вошли СССР и страны Центральной и Восточной Европы (кроме Югославии); позднее присоединились неевропейские — Монголия, Куба, Вьетнам.
Основным методом организации и осуществления экономического сотрудничества стран СЭВ была совместная плановая деятельность, а основной формой экономического сотрудничества — взаимная торговля. В 1958 г. удельный вес взаимного экспорта составлял 70,6%, импорта -74,1%; в начале 80-х гг. — 47,6 и 47,0% соответственно. Торговые отношения с третьими странами были развиты слабо.
Страны СЭВ активизировали взаимную торговлю за счет специализации и крупномасштабного производства с ориентацией на рынок СЭВ. Например, большая часть тракторов производилась на крупном польском тракторном заводе, автобусов — на крупном заводе в Венгрии, Магнитогорский сталеплавильный завод производил половину стали СССР; белорусский (крупнейший в мире) завод производил 90% полистирола.
Торговля в рамках СЭВ осуществлялась на основе цен, резко отличавшихся от мирового рынка. Особенно переоценивались промышленные товары при низком качестве по отношению к мировым стандартам, а сырье оценивалось ниже мирового уровня. Фактически экспортеры сырья субсидировали экспортеров промышленных товаров. В последние годы существования СЭВ была предпринята попытка перейти на прямые связи между предприятиями и на договорные цены с широким использованием национальных валют. В 1989 г. страны СЭВ определили в общих чертах курс на постепенное формирование объединенного или общего рынка, перешли на оплату в твердой валюте, предложение которой было недостаточным.
В первые два десятилетия расчеты между странами СЭВ и взаимное кредитование осуществлялись на основе клиринговой системы, т. е. взаимного погашения встречных требований и обязательств соответствующими товарными поставками. Эти отношения были преимущественно двусторонними. В 1963 г. был введен переводной рубль как мера стоимости, средство платежа и накопления для организации многосторонних расчетов. Переводной рубль не конвертировался в национальные валюты; не было и взаимной конвертации национальных валют. Переводной рубль использовался только в банковских расчетах между странами-членами, его формой существования были запасы на счетах Международного банка экономического сотрудничества (МБЭС) и Международного инвестиционного банка (МИБ).
Для определения внешнеторговых цен мировые цены в СКВ переводились в переводные рубли по среднегодовому курсу в соответствии с его золотым паритетом, который составлял 0,987412 г чистого золота и был выше паритета доллара на 12%. В качестве меры стоимости переводной рубль использовался для оценки совместно сооружаемых объектов и в других сферах сотрудничества. Функционирование валютной системы, основанной на переводном рубле, осуществлялось через два банка СЭВ — Международный банк экономического сотрудничества и Международный инвестиционный банк.
Существовавшая на протяжении 20-30 лет модель международного социалистического разделения труда оказалась неспособной обеспечить решение таких актуальных для интенсификации экономик стран СЭВ задач, как ускорение научно-технического прогресса; осуществление глубоких структурных сдвигов в экономике, решение социальных вопросов. Это проявилось, прежде всего, в консервации отсталой структуры взаимного товарооборота, преобладании в нем сырья, а также в резком снижении его темпов с 10-11% (в 1976-1985 гг.) до 2,0% (в 1986-1987 гг.), причем товарооборот СССР со странами СЭВ за эти последние годы возрастал в среднем на 0,9% в год.
После распада СЭВ в 1989 г. СССР оказался должником европейских стран-членов СЭВ (в 2000 г. — 14 млрд дол.), с высокой дебиторской задолженностью со стороны неевропейских стран (Вьетнам, Куба, Монголия), возврат которой в полном объеме весьма проблематичен.
Эксперты обращают внимание на то, что СЭВ с самого момента создания был искусственной организацией, сформированной исключительно в политических целях, что и стало одним из факторов его распа-
да. Не способствовало его укреплению и объединение в рамках организации практически не связанных между собой Кубы, государств Юго-Восточной Азии, Монголии и стран Восточной Европы.
После распада СЭВ и СССР образовались страны с экономикой, переходной к рынку. Стратегия открытой экономики и структурно-рыночные преобразования открыли новые возможности для развития экономической интеграции. Страны Центральной и Восточной Европы в 1990 г. образовали свою объединительную группировку «Вышеградскую тройку», в которую вошли Венгрия, Польша и Чехословакия (после распада Чехословакии на Чехию и Словакию она трансформировалась в «Вышеградскую четверку»). В январе 1996 г. группа пополнилась Словенией. С 1 марта 1993 г. в рамках этой группировки вступило в силу Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (СЕФТА), предусматривающее постепенное взаимное снижение пошлин. Такой ход был вызван в общем недостаточно широкими отношениями с ЕС (несмотря на существующие так называемые «европейские соглашения» с каждой из стран «Вышеградской четверки»).
С сентября 1995 г. СЕФТА приобрела статус открытой организации. Важным принципом деятельности СЕФТА стало то, что «внутренние рынки открываются не для конкуренции, а чтобы дополнять друг друга». Членом СЕФТА может стать любая страна, состоящая во Всемирной торговой организации и обладающая договором о свободной торговле с ЕС и каждым членом СЕФТА. Ряд экспертов уверены, что в начале XXI в. в СЕФТА могут войти Болгария, Литва, Латвия, Эстония, Украина. Население, проживающее в этой зоне, составит свыше 120 млн человек. При этом только 30% товаров, циркулирующих в рамках СЕФТА, будет облагаться налогами.
Балтийские государства (Латвия, Литва, Эстония) образовали Балтийскую зону свободной торговли в 1993 г. Страны Центральной и Восточной Европы, включая балтийские государства, взяли курс на вступление в ЕС.
Интеграция в рамках созданного 12 бывшими республиками СССР Содружества Независимых Государств пока что развивается слабо. В середине 1990-х гг. определилось разноскоростное развитие стран СНГ по направлению к экономической интеграции. Дальнейшее углубление интеграции стран СНГ связано с рыночными преобразованиями и темпами экономического развития, которые должны сформировать заинте-
ресованность во взаимодействии (подробнее об интегральных процессах в СНГ см. соответствующий раздел).
В середине 1992 г. была учреждена новая международная региональная организация с участием ряда европейских государств — Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС), оказавшееся примером сотрудничества бывших республик СССР, стран Восточного блока и членов НАТО. Целью организации провозглашено:
• превращение Черного моря в море мира и благосостояния путем развития дружеских и добрососедских отношений;
• углубление дву- и многостороннего сотрудничества;
• содействие экономическому, технологическому и социальному прогрессу и свободному предпринимательству;
• соблюдение специфических экономических интересов государств-участников, в особенности стран с переходной экономикой;
• использование всех возможностей для развития и диверсификации их сотрудничества в экономике, промышленности, науке, технологии и охране окружающей среды.
Членами ЧЭС стали 11 государств (Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдавия, Румыния, Турция, Украина и Россия). Интерес к участию ЧЭС проявляют также Казахстан, Узбекистан, Франция, Иран. В конце 1993 г. было принято решение об образовании Черноморского банка сотрудничества, торговли и развития. На практике соглашение 1992 г. лишь формально оформило пятилетнее сотрудничество. Однако в полной мере ЧЭС так и не развернулась. И помимо экономических недоговоренностей этому мешают серьезные территориальные споры участников, внутриполитическая нестабильность и различный подход к сепаратистским движениям (Косово, Абхазия, Нагорный Карабах, Приднестровье, Курдистан).
В марте 1998 г. начались активные переговоры ЕС с группой стран, претендующих на вступление в Союз. Будущими новыми членами ЕС должны стать Польша, Кипр, Мальта, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Латвия, Литва, Эстония. Активизировалась Турция, уже не один год стремящаяся войти в ЕС. С января 1996 г. вступило в силу соглашение о тамо-женном союзе Турции с ЕС, а в 2001-2002 гг. турки внесли ряд изменений в законодательные нормы своей страны с целью их приближения к стандартам Западной Европы. Нельзя не заметить, что все новые претенденты на членство в ЕС, за исключением Кипра, Мальты и Турции, представляют еще только реформирующийся на рыночный лад постсоциалистический регион Центральной и Восточной Европы.
Большинство претендентов серьезно отстает по своим показателям от ЕС. Летом 2001 г. Евростат опубликовал отчет о развитии стран-кандидатов в 2000 г. Хотя в целом по группе показатель роста ВВП (5%) оказался выше, чем в ЕС, где он составил 3,3% (в Турции экономический рост составил 7,2%, Латвии — 6,6%, Эстонии — 6,4%, Венгрии и Болгарии — 5,2%, Кипре — 4,8%, Словении — 4,6%, Польше — 4%, Литве — 3,3%, Чехии — 3,1%, Словакии — 2,2%, Румынии — 1,6%). Следует помнить, что и стартовые позиции претендентов существенно ниже. Показатель ВВП в расчете на душу населения по паритету покупательной способности был наиболее близок к среднему по ЕС (на Кипре — 82%, т. е. выше, чем в Греции — 68%, Португалии — 74%, Испании — 81%). В Словении этот показатель составляет 71%. Однако пока еще практически вполовину ниже среднесоюзного остаются показатели наиболее продвинувшихся в рыночных реформах Чехии — 58%, Мальты — 53%, Венгрии — 52%. Показатели Болгарии, Румынии, Турции, Литвы и Латвии в 2000 г. были ниже отметки в 30% от среднего по ЕС уровня.
Серьезнейшие претензии предъявляются к Турции по степени демократичности ее политической системы, а в конце 2002 г. один из видных европейских политиков напрямую заявил, что вступление Турции в альянс совершенно неприемлемо в обозримом будущем.
Затраты по адаптации стран-кандидатов к вступлению в ЕС будут весьма высокими. На первых порах предполагалось, что ЕС будет ежегодно на эти цели выделять около 1,7 млрд дол. в год. Начиная с 2000 г., эта сумма удвоилась. В основном средства пойдут на модернизацию отсталого сельского хозяйства, развитие транспорта, полную перестройку служб по охране окружающей среды, на обеспечение безопасности атомных элетростанций (АЭС) и финансирование других отраслей. Теоретики западноевропейской интеграции под эгидой ЕС выдвинули концепцию развития экономической интеграции «на разных скоростях» и «Европы концентрических кругов». Что касается концепции «Европы разных скоростей», то интеграционные процессы в Европе движутся, по крайней мере, на пяти скоростях. Самая быстрая — это 12 членов валютного союза. Затем идут Великобритания, Швеция и Дания, воздерживающиеся пока что от введения евро. За ними следуют претенденты, в ряду которых Турция является последней.
В апреле 2001 г. Испания направила в Европейскую комиссию меморандум о недопустимости расширения ЕС в ущерб помощи бедным регионам стран-членов. По мнению испанского правительства, вхождение новых стран, более бедных, чем старые члены ЕС, создаст эффект «искусственно ускоряемого сближения» между ними и нынешним Союзом, но это сближение будет не реальным, а статистическим. Нет сомнения, что испанцы в данном случае лоббируют не только свои интересы. Любопытно и то, что Великобритания, упорно не соглашающаяся на ту степень интеграции, на которую пошли большинство членов ЕС, является как раз активной сторонницей расширения. Многие эксперты полагают, что настоящей целью Великобритании является как раз ослабление альянса.
По поводу притока рабочей силы (в случае расширения Союза за счет Восточной Европы) компромисс был достигнут в 2001 г. — каждая страна-член ЕС с первого дня после расширения рынка труда имеет право вводить или не вводить собственные ограничительные меры. Через два года каждая страна должна проинформировать Европейскую Комиссию относительно ситуации на рынке труда, после чего будет принято решение — продолжать ли этой стране использовать подобные меры или открывать рынки для стран ЦВЕ. Через пять лет после их расширения страны, желающие продлить ограничительные меры еще на два года, обязаны представить в Европейскую Комиссию описание тех «серьезных трудностей», которые имеют место на национальном рынке труда. В целом переходный период не распространяется на передвижение услуг, но Германии и Австрии позволили семь лет вводить ограничения на некоторые сферы услуг.
Свои претензии в ходе переговоров предъявляют и кандидаты в «новобранцы» ЕС. Например, Союз настаивает на закрытии Игналинской АЭС в Литве к 2009 г., а литовцы заявляют, что к этому сроку не сумеют обеспечить страну альтернативными источниками энергии. Напомним, что Литва уже получила от ЕС 43 млн евро на закрытие АЭС.
Окончательное решение о расширении на восток в 2004 г. было принято на Копенгагенском саммите ЕС во второй половине 2002 г. И главным оказывается то, что экономические соображения уступают политическим. Речь все чаще идет о создании «европейского государства» -будущей «Объединенной Европы». В этих условиях восточноевропейцы получают дополнительные козыри при переговорах. Шантажируя ЕС возможным провалом референдума о вступлении в Союз, польское правительство сумело добиться 1 млрд евро в год в качестве дотаций
на региональные цели и 50% от уровня Франции дотаций сельскому хозяйству. Без Польши расширение ЕС может сорваться, а так в штаб-квартире ЕС решили не рисковать. В качестве компенсации недовольным таким подходом старожилам ЕС также выделят компенсации: пограничным с новыми членами ЕС районам будет выделено 16 млрд евро (из них 11 млрд — восточным землям Германии, 1 млрд — Австрии, 4 млрд — другим районам).
Одновременно с целью снизить рыхлость расширенной интеграционной группировки страны ЕС пошли на серьезные политические преобразования в Союзе. Происходит переход от процедуры консенсусного голосования к процедуре рейтингового голосования. Это делается с целью избежать ситуации, когда любое маленькое государство сможет парализовать работу альянса в целом. Активизировались разговоры о централизации власти либо путем сосредоточения больших полномочий у европейских чиновников в Брюсселе, либо путем избрания президента Европы.
Большинство экспертов полагают, что уже первые пять лет существования расширенного ЕС покажут, насколько верным и эффективным оказалось решение выйти за рамки альянса, успешно создававшегося на протяжении второй половины XX в.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник