Экономическое положение стран еаэс

Какими были показатели экономики ЕАЭС в 2020 г.

Новости
  • 00:24 В парламент Франции внесли резолюцию с требованием возвращения армянских пленных
  • 00:11 Азербайджанская сторона не пустила армянских паломников в Дадиванк — Омбудсмен Карабаха
  • 23:44 Армянская компания номинирована на премию Webby — ее называют «Оскаром» сферы ИТ
  • 23:24 Восстановлена в должности: гражданка Анна Акопян выиграла суд у мужа Лены Назарян
  • 23:12 Роухани приказал выявить, кто «слил» запись разговора главы МИД Ирана

Все новости

Пандемия коронавируса и вызванные ею процессы негативно повлияли на экономику Евразийского экономического союза.

В Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) в январе-ноябре 2020 года наблюдалось снижение основных социально-экономических показателей, за исключением производства продукции сельского хозяйства.

Примечательно, что за указанный период производство сельскохозяйственной продукции во всех странах ЕАЭС выросло.

Тем не менее, пандемия коронавируса негативно повлияла на экономику ЕАЭС. Так, индекс промышленного производства в январе-ноябре 2020 года, по сравнению с тем же периодом 2019 года, составил 97,2%, индекс оборота розничной торговли – 95,9% (102,3% соответственно), индекс грузооборота – 94,7% (100,9% соответственно).

Наибольший спад зафиксирован в пассажирообороте – индекс составил 51,3% (106,5% соответственно). Объем промышленного производства ЕАЭС за указанный период составил 929,0 млрд долларов США и снизился, по сравнению с аналогичным показателем 2019 года, в постоянных ценах на 2,8%.

Смотрите различные показатели по конкретным странам ЕАЭС в инфографике Sputnik Армения.

Евразийский экономический союз – международное интеграционное экономическое объединение, функционирующее с 1 января 2015 года. Участники союза – Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан.

Читайте также:  Имидж страны проблемы россии

Источник

Евразийский экономический союз может столкнуться с большей конкуренцией

11 марта прошел ровно год с тех пор, как Всемирная организация здравоохранения объявила пандемию новой коронавирусной инфекции COVID-19. Пандемия охватила весь мир, и с первых месяцев стало понятно, что 2020 год станет сильнейшим испытанием не только для систем здравоохранения всех стран мира, но и для глобальной и региональной торговли. Пандемия также обострила и накопившиеся проблемы экономического развития отдельных регионов, в том числе евразийского, включая недостаточную промышленную кооперацию стран, исключение из производственных цепочек, барьеры в передвижении капиталов, услуг, товаров и трудовых ресурсов.

Это привело к тому, что в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) в 2020 году наблюдалось снижение основных социально-экономических показателей, за исключением производства продукции сельского хозяйства, объема выполненных строительных работ и обрабатывающей промышленности. Объем валового внутреннего продукта по ЕАЭС сократился на 3%, объем промышленного производства — на 2,7%, объем экспорта во взаимной торговле товарами внутри союза снизился на 11%, во внешней торговле — на 20,9%. Объем промышленного производства ЕАЭС в январе 2021 года сократился на 2,1% к соответствующему периоду предыдущего года. Сокращение отмечалось во всех странах союза, за исключением Белоруссии, где объем промышленного производства увеличился на 8,5%, наибольшее — в Армении (на 10,8%), наименьшее — в России (на 2,5%). Объем производства продукции сельского хозяйства в январе этого года в странах ЕАЭС увеличился на 0,9%, объем взаимной торговли государств союза — на 3,3% по сравнению с январем прошлого года. При этом внешнеторговый товарооборот сократился на 10,5%.

Негативное влияние пандемии COVID-19 на экономики стран союза постепенно ослабевает: на фоне мер экономической поддержки и снятия ограничительных мер в ряде отраслей экономик наблюдается восстановление. С 2010 по 2019 год у стран ЕАЭС были неплохие темпы роста экономики. Наибольшие темпы экономического роста наблюдались в Армении и Казахстане (4,5%).

Однако есть ряд серьезных недостатков в сфере взаимной торговли ЕАЭС, над устранением которых сейчас работает Евразийская экономическая комиссия. Важным условием функционирования бизнеса является отсутствие барьеров в свободном передвижении товаров, осуществлении работ и услуг. Комиссия придает этому вопросу ключевое значение и проводит целенаправленную политику по их устранению.

Так, количество препятствий в целом в реестре союза впервые с 2016 года снизилось до 59. Начиная с 2016 года на внутреннем рынке союза устранено 52 барьера из 63 выявленных. Это 83% от всех выявленных барьеров. Практика выявления и устранения препятствий показала необходимость подготовки новой редакции Методологии разделения препятствий, которая разработана комиссией и уже вступила в силу. Однако появляются новые препятствия. Не преодолен соблазн создавать более выгодные условия для отечественных субъектов хозяйствования. В ответ на этот национальный протекционизм партнеры по союзу поступают аналогично, как результат — девальвация интеграционных преимуществ, признаки торговых споров. Мы в комиссии считаем, что союзные и национальные интересы должны реализовываться в комплексе. В этом сила ЕАЭС, залог ценности союза для людей и бизнеса.

Текущий кризис поставил перед нами важнейший вопрос: является ли пандемия коронавирусной инфекции причиной падения жизненного уровня и снижения экономического роста? Ответ: да, но она не единственная. Вторая причина, углубившая кризис, — это падение рынков углеводородов. Третья — латентная фаза кризиса связана с последствием невысоких темпов роста экономик стран ЕАЭС в 2014–2019 годах.

Какие меры необходимо принять, чтобы не допустить потенциально долгосрочного низкого роста экономики? Прежде всего приоритет должен отдаваться наращиванию производительности труда. Для этого следует обеспечить диверсификацию экономик: для России и Казахстана — это снижение доли сырьевой составляющей в структуре, для Белоруссии — необходимость повышения конкурентоспособности сложного экспорта. Для всех государств ЕАЭС — повышение добавленной стоимости за счет новых и традиционных высоколиквидных товаров.

Как недавно отметил президент Российской Федерации Владимир Путин, прибыль и сбережения надо в первую очередь направлять на создание новых предприятий и производств у себя дома. Вопрос проработан. Евразийской экономической комиссией на основании предложений сторон сформирована карта индустриализации ЕАЭС. Документ включает в себя 185 крупных инвестиционных и значимых проектов сметной стоимостью более $300 млрд в 21 подотрасли, более 550 технологических направлений, по которым в ЕАЭС имеется необходимость в импортозамещении.

Для стимулирования создания совместных предприятий как производственного интеграционного ядра союза в перспективных и высокотехнологичных отраслях необходима поддержка со стороны правительств стран союза. Мы видим это направление в программном льготном финансировании со стороны ЕАБР и других институтов развития, содействии во вводе производств в эксплуатацию, в установлении комфортных мер тарифного и нетарифного регулирования, в том числе закупки из одного источника на период выхода предприятия на заявленные объемы производства и другие меры поддержки.

Следует признать, что в наших странах в предыдущие периоды сбережения эффективно не трансформировались в инвестиции и инновации, которые необходимы для повышения экономического потенциала. Из-за этого ухудшаются долгосрочные перспективы для экономик в странах ЕАЭС. Насколько объективны угрозы долгосрочной стагнации? ВВП экономик государств ЕАЭС снизился в 2020 году меньше, чем во многих развитых странах, которые оказывали значительно большую помощь экономике. В качестве примера: ВВП Европейского союза упал на 7,2%, Германии — на 5,4%, Великобритании — на 10%. Но для стран союза это не должно служить оправданием самоуспокоения. Страны с высокоэффективными экономиками предприняли беспрецедентную по своему объему поддержку населения и экономик. По данным МВФ, США на поддержку экономики и населения направили в 2020 году 19,2% средств от уровня ВВП, в ЕС — 10,6%. В частности, в Германии — 38,9%, во Франции — 23,5%, в Италии — 42,3%. И эти меры господдержки востребованы не только в 2020 году, они дадут эффект и в последующие периоды.

Страны ЕАЭС также оказали помощь своим экономикам. Но эта поддержка реального сектора экономики в ЕАЭС меньше, чем в странах Запада. Следует учитывать и положение с доходами населения, которые не позволяют существенно нарастить внутреннее потребление. Это означает, что Евразийский экономический союз может столкнуться с еще большей конкуренцией на товарных рынках, чем было до кризиса.

Поэтому тема господдержки является крайне актуальной. Вопрос о том, кому и в каких объемах ее оказывать, — суверенное право каждого государства-члена, исходя из собственных национальных приоритетов и возможностей. При этом условия предоставления господдержки должны быть понятными.

Глобальная экономика после пандемии будет развиваться исходя из новых трендов — резко ускоряя цифровую трансформацию бизнес-моделей и роботизацию производства. Развитие цифровых технологий и платформ стало ответом на вызовы в связи с пандемией. Это инструмент, который создается и функционирует благодаря человеческому интеллекту. Поэтому задача экономической политики наших государств заключается не только в спасении экономики сегодня, но и в стимулировании ее технологической трансформации для повышения конкурентоспособности в посткризисный период.

По прогнозу международных организаций, в 2021 году ожидается циклическое восстановление мировой экономики. В лидерах окажутся страны, эффективно развернувшие экономические стимулы и вакцинацию населения. Сложнее будет государствам, которые не имеют достаточных финансовых ресурсов и/или проводящих неоптимальную политику по стимулированию экономики и борьбе с пандемией. При среднегодовой цене за баррель корзины нефти в 2021 году $58–59, а в 2022 году $54,5–55,9 темп роста мирового ВВП в 2021 году составит 5,9%, еврозоны — 4,4%, Российской Федерации — 3,3%, Казахстана — 4,3%, Китая — 8,1% к уровню 2020 года. Прогноз 2022 года — темпы роста ВВП: мирового — 4,4%, еврозоны — 3,8%, Российской Федерации — 2,5%, Казахстана — 5,6% к уровню 2021 года. Другие показатели развития экономик стран ЕАЭС (инфляция, текущий счет платежного баланса, чистое кредитование/заимствование правительства) наиболее оптимистичны в Российской Федерации и соответствуют прогнозным данным Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.

Стоит отметить, что МВФ впервые призывал государства не только быстро развернуть программы поддержки, но и не сокращать их преждевременно, используя имеющиеся ресурсы для стимулирования посткризисного восстановления. Ранее МВФ постоянно критиковал любую господдержку, любой рост денежного предложения. Нам в ЕАЭС надо понимать последствия масштабного импульса от беспрецедентных мер денежно-кредитной политики Запада, тесно координировать монетарную и финансовую политику наших стран, работать в связке. На мой взгляд, пока у нас это получается не совсем успешно.

Считаю, что странам ЕАЭС следует в приоритетном порядке уделять внимание вопросам привлечения дополнительных инвестиций в инновационные производства и вести согласованную политику по развитию финансового рынка ЕАЭС. Торговая политика отражает исторически сформировавшуюся структуру экономики, торговые и кооперационные связи. При всех объективных сложностях, вызванных санкциями в отношении стран ЕАЭС и политикой западного протекционизма, следовало бы начать делать эволюционные практические шаги по формированию единого экономического пространства в Большой Евразии, с партнерами Запада и Востока. Для нашего союза представляет безусловный интерес сопряжение ЕАЭС с инициативой «Один пояс — один путь», а также с недавно созданным Всесторонним региональным экономическим партнерством.

Евразийский экономический союз имеет серьезный потенциал, раскрытию которого в том числе будут способствовать Стратегические направления евразийской интеграции до 2025 года, которые утверждены главами государств — членов ЕАЭС 11 декабря 2020 года. Есть политическая воля глав государств союза на укрепление и расширение интеграции. У союза есть источники и возможности для развития. И направлять их целесообразно в совместные проекты в высокотехнологичных отраслях. Считаю, что национальные суверенитеты при этом только укрепятся.

Источник

Сравнительные макроэкономические показатели стран евразийского союза (ЕАЭС)

Согласно данным Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), объем ВВП государств-членов ЕАЭС в январе-июне 2019г. составил 887081,7 млн. долларов, и увеличился по сравнению с январем-июнем 2018г. в постоянных ценах на 1,0%. Прирост ВВП отмечен во всех странах, наибольший — в Армении (+6,8%) и Кыргызстане (+6,4%), немного ниже — в Казахстане (+4,1%). В Беларуси (+0,9%) и России (+0,7%) ВВП увеличился меньше чем на 1 п.п. (рис. 1).

Рисунок 1. Динамика ВВП стран ЕАЭС (январь-июнь 2019г. к январю-июню 2018г.)

Производство промышленной продукции

По предварительным данным ЕЭК, объем промышленного производства ЕАЭС в январе–сентябре 2019 года составил 886,0 млрд. долл. и увеличился по сравнению с 2018г. в постоянных ценах на 2,7% (рис.2). По отдельным странам индекс промышленного производства составил: в Армении – 109,7%, Беларуси – 100,7%, Казахстане – 103,3%, Кыргызстане – 116,5% и в России – 102,7%.

Рисунок 2. Динамика промышленного производства ЕАЭС (в % к соответствующему периоду предыдущего года; постоянные цены)

Комментарий. Данные за период с января 2016 г. по апрель 2018 г. были уточнены в связи с пересчетом индексов промышленного производства РФ за указанный период.

Оборот розничной торговли

По данным ЕЭК, оборот розничной торговли (через все каналы реализации) государств – членов ЕАЭС в январе-сентябре 2019г. составил 416,6 млрд. долларов США. По сравнению с соответствующим периодом 2018 года объем розничных продаж (в сопоставимых ценах) увеличился на 1,8%. В анализируемый период во всех странах наблюдался рост оборота розничной торговли. При этом индексы составили: в Армении 108,4%, Беларуси 104,8%, Казахстане 105,5%, Кыргызстане 103,6% и в России 101,4%.

Рисунок 3. Динамика оборота розничной торговли ЕАЭС (в процентах к соответствующему периоду предыдущего года)

Номинальная и реальная заработная плата

Согласно данным ЕЭК, в январе-сентябре 2019г. по сравнению с соответствующим периодом 2018г. среднемесячная номинальная заработная плата выросла в Армении на 5,9%, Беларуси – на 14,1%, Казахстане – на 14,6%, Кыргызстане – на 4,2%, России – на 7,2%. Реальная заработная плата (скорректированная на индекс потребительских цен на товары и услуги) увеличилась: в Армении на 4,2%, в Беларуси — на 7,8%, Казахстане — на 8,9%, Кыргызстане – на 3,6%, России – на 2,3%.

Таблица 1. Номинальная и реальная заработная плата в январе-сентябре 2019 года

Страна Реальная заработная плата, в % к соответствующему периоду 2018г Номинальная заработная плата,
долларов США
Армения 104,2 371
Беларусь 107,8 510
Казахстан 108,9 477
Кыргызстан 103,6 235
Россия 102,3 708

По данным ЕЭК, в январе-июне 2019г. республиканский бюджет был исполнен с профицитом в Армении, Беларуси и России. При этом, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, в Армении профицит наблюдался после дефицита, в России профицит вырос в 1,8 раза, а в Казахстане увеличился дефицит в 1,4 раза.

По сравнению с предшествующим годом темпы роста показателей республиканского бюджета имели разнонаправленную динамику. Темпы роста показателей республиканских бюджетов составили: доходы – в Армении 125%, Беларуси — 100%, Казахстане – 122%, Кыргызстане – 101% и России — 111%; расходы — в Армении 104%, Беларуси — 108%, Казахстане – 122%, Кыргызстане– 100%, в России — 102%.

Таблица 2. Республиканский бюджет в январе-июне 2019 года

Страна Млрд. долларов США
Доходы Расходы Дефицит (профицит)
Армения 1,6 1,3 0,3
Беларусь 5,4 4,5 0,9
Казахстан 13,8 14,5 -0,7
Кыргызстан 0,9 0,9 0
Россия 146,3 120,2 26
ЕАЭС 168 141,4 26,5

Взаимная торговля стран, членов ЕАЭС в январе – августе 2019 г.

Объем взаимной торговли товарами государств-членов ЕАЭС за январь – август 2019г. составил 38,6 млрд. долларов США, или 97% к уровню соответствующего периода 2018 года.

Таблица 3. Объемы экспортных поставок во взаимной торговле государств – членов ЕАЭС за январь-август 2019 года

Страны Млн. долларов США В % к январю-августу 18г. Удельный вес в объеме, %
ЕАЭС 38619,3 97 100
Армения 465,4 106 1,2
Россия 451,7 106,4 97,1
Беларусь 9382,3 102 24,3
Россия 8749,7 102,1 93,3
Казахстан 3979,9 96,9 10,3
Россия 3549,4 98,7 89,2
Кыргызстан 391,6 92 1
Россия 163,5 70,8 41,7

В структуре взаимной торговли, фармацевтическая продукция занимает незначительное место (рис. 4)

Таблица 4. Структура взаимной торговли государств — членов ЕАЭС по группе ТН ВЭД ЕАЭС «Фармацевтическая продукция» за январь-май 2019г. (в процентах к общему объему взаимной торговли)

Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум

Источник

Оцените статью