Тема 4.3 Государства СНГ и Россия в мировом сообществе
Тема 4.3 Государства СНГ и Россия в мировом сообществе
План
- Интеграция в рамках СНГ
— развитие Содружества Независимых государств;
— особенности политического и экономического развития отдельных стран СНГ.
- Россия в мировом сообществе
— Россия третьего тысячелетия: ее место и роль в современной мировой истории;
— Татарстан в эпоху глобализации.
- Вопросы по теме
- Задание для самостоятельной работы
- Список литературы
- Интеграция в рамках СНГ
8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще (Беларусь) президенты России, Украины и Беларуси подписали соглашение о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). В него вошли республики бывшего СССР (кроме государств Балтии — Литвы, Латвии и Эстонии, а также Грузии, вступившей в СНГ в 1993 г). Ставшие суверенными, новые государства были приняты в ООН.
Развитие Содружества Независимых Государств
Поначалу правительства стран СНГ надеялись на быстрое развитие интеграционных процессов, сохранение экономического и оборонного единства постсоветского пространства, то есть территории бывшего СССР (кроме стран Балтии). Однако этого не произошло.
В 1992 г. Россия, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан (позднее к ним присоединились Беларусь, Грузия и Азербайджан) подписали в Ташкенте Договор о коллективной безопасности. Остальные члены СНГ — Украина, Молдова и Туркменистан — отказались от участия в этом договоре. Затем из него вышли Узбекистан, Грузия и Азербайджан. В результате распалась единая, унаследованная от СССР, система защиты границ от нелегальной иммиграции и контрабанды.
Постепенно в Содружестве выделилась группа государств, готовых идти по пути экономической и военно-политической интеграции с Россией. В 1996 г. Россия, Беларусь и Казахстан заключил и Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарных областях. Позднее к нему присоединился Кыргызстан. В 1997 г. был подписан Договор о союзе Беларуси и России, а в 1999 г. — об образовании Союзного государства. В 2000 г. Казахстан, Россия, Беларусь, Кыргызстан и Таджикистан подписали в Астане (столица Казахстана) договор о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).
В 2002 г. участники Договора о коллективной безопасности создали на его основе Организацию договора коллективной безопасности (ОДКБ).Ее устав, ратифицированный Россией, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном, в 2003 г. вступил в силу.
Рис 2. Интеграция в рамках СНГ
Таким образом, большинство суверенных государств, возникших на постсоветском пространстве, стали участниками различных договоров и соглашений. Многие из них не выполняются, реализуются лишь частично или постоянно пересматриваются. Подобное положение обусловлено особенностями внутреннего развития стран СНГ.
Казалось бы, сохранение тесного союза государств, унаследовавших ранее единую экономику и оборонную систему СССР, отвечало их общим интересам. Однако на деле главной задачей 1990-х гг. стало укрепление недавно обретенного ими суверенитета. Всотрудничестве с Россией лидеры ряда стран СНГ видели угрозу национальной независимости. Российская Федерация представлялась им слишком крупным государством, чтобы рассчитывать на равноправные с ней отношения. В итоге, подписывая соглашения о развитии сотрудничества в рамках СНГ, многие его участники одновременно искали союзников и партнеров вне Содружества.
В 1997 г. представители Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы создали союз, названный ГУАМ (по первым буквам вошедших в него стран). Они поставили задачу сближения с ЕС и НАТО. Украина в 1997 г. подписала Хартию об особых отношениях с НАТО. На ее территории стали проводиться военные учения Североатлантического альянса. В 2003 г. Украина поддержала военную операцию США против Ирака, послан в эту страну контингент своих войск. Молдова тесно сблизилась с Румынией, Азербайджан — с Турцией.
Источником трудностей в развитии сотрудничества между странами СНГ стали также трения по поводу раздела советского имущества. Ряд спорных вопросов удалось урегулировать дипломатическим путем. Так, на территории Беларуси, Казахстана и Украины после распада СССР оставалось оружие массового поражения. По согласованию с Россией и США эти страны вынесли его в Россию, став, таким образом, безъядерными. Было найдено мирное решение дискуссионных проблем российско-украинских отношений. Их вызывали сложности раздела Черноморского флота и его баз. Ситуация усугублялась напряженным положением на Крымском полуострове. Значительная часть его населения требовала отделения Крыма от Украины. Россия не выдвигала претензий на Крым, но настаивала на сохранении баз Военно-морского флота на полуострове. Лишь в 1997 г. были подписаны соглашения по Черноморскому флоту, закрепившие принцип совместного использования военно-морских баз Россией и Украиной, и договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между ними. Договор фиксировал отсутствие у сторон территориальных претензий друг к другу, решая тем самым проблему Крыма. В 2003 г. состоялось подписание российско-украинского договора о государственной границе, определившего линию ее прохождения на суше. Путем переговоров удалось частично решить вопрос о разграничении акватории Каспийского моря между прилегающими к нему странами.
Особенности политического и экономического развития
отдельных стран СНГ
Обретя суверенитет, государства СНГ вступили на путь преобразований в экономической и политической жизни.
В большинстве стран содружества к моменту получения ими независимости существовали либерально-демократические партии и движения. Они пользовались поддержкой Запада, им сочувствовала часть интеллигенции и молодежи. Определенное влияние сохраняли коммунисты. Серьезной силой оставалась бывшая советская бюрократия, не утратившая с распадом СССР своей власти.
Различия в исторических, национальных, КУЛЬТУРНЫХ И религиозных традициях государств СНГ оказали большое влияние на их социально-экономические и политические развитие.
В Беларуси после принятия ею Декларации о суверенитете в 1990 г. к власти пришли сторонники курса на сближение с Западом. Однако ослабление экономических связей с Россией негативно сказалось на положении в стране. Производство ВВП упало на 12%, росла инфляция. В 1994 г. председатель Верховного совета С.С. Шушкевич ушел в отставку. В том же году в Беларуси состоялись первые в ее истории президентские выборы, на которых победу одержал А.Г. Лукашенко, выступавший за сближение с Россией. В отличие от многих стран СНГ, крупномасштабных приватизаций в Беларуси не проводилось. до сих пор сохраняется ведущая роль государства в экономике. Оно контролирует около двух третей промышленного производства.
Концепция «сильного государства», контроль над рыночными отношениями в Беларуси себя оправдали. В экономике наблюдается стабильный рост, уровень жизни населения стал самым высоким в СНГ, резко сократилась безработица. Это обеспечило президенту А.Г. Лукашенко значительную популярность. На референдуме 2004 г. большинство избирателей одобрили его предложение не ограничивать время пребывания президента у власти двумя сроками. В то же время сторонники оппозиции, а также правозащитные организации Запада считают режим Лукашенко недемократическим, нарушающим права человека.
На Украине серьезной проблемой стали различия в уровне в характере развития западных и юго-восточных областей. В западных, преимущественно аграрных областях распространена униатская Церковь. В промышленных восточных и южных районах в основном говорят на русском языке и исповедуют православие. Президент страны Л.М. Кравчук, в прошлом первый секретарь ЦК Компартии Украины, проводил политикуукраинизации восточных и южных областей страны (то есть вытеснения русского языка из общественной жизни). Это вызвало недовольство многих граждан. В 1994 г. президентом стал Л.Д. Кучма, стремившийся к более сбалансированному курсу.
Однако четкой и целостной программы реформ не сложилось, многие из них тормозились парламентом, где ни сторонники президента, ни оппозиция (коммунисты, социалисты, националисты) не имели прочного большинства. Многочисленные факты коррупции, хищения государственной собственности благодаря средствам массовой информации получили широкую огласку и стали причиной роста недовольства в обществе. Падал уровень жизни.
Президентские выборы 2004 г. сопровождались массовыми митингами и демонстрациями сторонников одного из кандидатов на этот пост — В.А. Ющенко. Они разбили палаточные городки на площадях Киева и блокировали правительственные учреждения. События на Украине стали называть Оранжевой революцией. В итоге победителем стал В.А. Ющенко, сторонник либерального курса и тесного сближения страны с ЕС и НАТО. Однако парламентские выборы 2006 г. не принесли «оранжевым» политическим силам успеха. Это привело к обострению внутриполитической ситуации. Досрочные выборы 2007 г. позволили «оранжевым» силам сформировать правительство во главе с Ю.В. Тимошенко. Наиболее острые вопросы современной политики страны связаны с планами вступления в НАТО и продолжением курса на украинизацию.
Большие трудности переживала и Молдова. Во время президентства М.К. Снегура (находился у власти в 1991—1996 гг.) в республике проводилась политика дискриминации русскоязычного населения (более трети ее граждан). Этот курс вызвал недовольство в стране. Ухудшение экономического положения привело к победе на парламентских выборах 2001 г. коммунистов. Президентом стал лидер компартии В.Н. Воронин, но положение в стране существенно не изменилось.
В среднеазиатских республиках СНГ (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан) большое влияние имел аппарат власти и управления. Либерально-демократическая оппозиция была слабой. Угрозу стабильности представляли радикальные исламистские организации, поддерживаемые из-за границы. В этих условиях власть перешла к лидерам, вышедшим из рядов КПСС, но заявившим о разрыве с коммунистической идеологией.
Социально-экономическое развитие стран СНГ
В Казахстане главой республики в 1990 г. стал бывший первый секретарь компартии Н.А. Назарбаев, срок полномочий которого неоднократно продлевался. Главой Туркменистана в 1990 г. был избран СА. Ниязов (умер в 2006 г.), ранее также первый секретарь компартии. Впоследствии он был объявлен пожизненным президентом. Кыргызстан возглавил в 1991 г. А.А. Акаев, в прошлом — руководитель Академии наук этой республики. В Таджикистане президентом стал бывший председатель Верховного совета Э.Ш. Рахмонов. В Узбекистане пост президента суверенного государства занял бывший первый секретарь компартии И.А. Каримов.
В военном плане прагматически настроенные руководители большинства среднеазиатских республик СНГ поддерживали идею тесного сотрудничества с Россией, видя в ней защиту от исламского экстремизма. Экономические реформы там проводились медленно. Предпринимались значительные усилия по привлечению иностранного капитала к разработке природных ресурсов и созданию совместных предприятий. Они принесли определенные успехи лишь в Казахстане и Узбекистане, причем Казахстан стал одной из наиболее динамично развивающихся стран СНГ. Уровень жизни в других среднеазиатских государствах содружества оказался ниже, чем в Беларуси и России, увеличивалась безработица. Росла иммиграция (в том числе и нелегальная) из этих государств в Россию, а через нее и в западноевропейские государства. Падение уровня жизни и безработица стали источниками политической нестабильности. В марте 2005 г. киргизский президент А.А. Акаев был свергнут. Прибывшие в столицу после очередных парламентских выборов жители голодного и нищего Юга страны разгромили президентский дворец. Акаев не решился применить силу и отказался от власти. Журналисты назвали эти события «Революцией тюльпанов».
Большой проблемой является криминальный бизнес. Осуществляется ввоз наркотиков из Афганистана и среднеазиатских стран СНГ в Россию, Украину и Беларусь. Борьба с наркомафией рассматривается правительствами России и среднеазиатских государств как важная задача в обеспечении национальной безопасности.
Остро встала проблема выбора пути развития в государствах Закавказья.В Армении у власти исходно оказались либеральные силы, однако, в условиях войны из-за Нагорного Карабаха с Азербайджаном и из-за экономической блокады, проводимые ими реформы не дали сколько-нибудь значимых результатов. В Азербайджане первым президентом стал бывший секретарь ЦК Компартии А.Н. Муталибов. После поражения в войне с Арменией его сменил лидер либерально-демократической оппозиции А.А. Эльчибей. Из-за провала попыток проведения рыночных реформ в 1993 г. он был свергнут в результате переворота. Страну возглавил президент Г.А. Алиев, также ранее первый секретарь ЦК. Преемником ГА. Алиева в 2004 г. был избран его сын И.Г. Алиев.
В 1991 г. в Грузии к власти пришел писатель, лидер либерально-демократических сил 3.К. Гамсахурдия. Начатые им преобразования не встретили понимания в обществе. В стране произошел военный переворот. Попытка Гамсахурдии удержать власть привела к гражданской войне, в ходе которой он погиб в 1993 г. Президентом стал Э.А. Шеварднадзе(бывший первый секретарь ЦК Компартии Грузии и министр иностранных дел СССР). Ему, однако, не удалось решить межнациональные проблемы и обеспечить проведение реформ. При населении страны в 5,4 млн. человек безработица достигла 1 млн., начались перебои со снабжением городов электроэнергией. В 2004 г. в Грузии произошел бескровный переворот, поддержанный молодежью и интеллигенцией. Он получил названиеРеволюции роз. К власти пришел приверженец либеральных взглядов М. Н. Саакашвили, избранный новым президентом страны. Он взял курс на вступление своей страны в НАТО. После бурных выступлений оппозиции и обвинений руководства страны в коррупции он ушел в отставку. Однако, выиграв досрочные президентские выборы в январе 2008 г., Саакашвили подтвердил свои полномочия.
Выступления граждан против властей в 2004—2005 гг. получили названиецветные революции. Оранжевые шарфы и флаги участников митингов на улицах Киева, красные розы в руках демонстрантов в Грузии, тюльпаны в Киргизии символизировали дух перемен. Основной причиной «цветных революций» было недовольство людей положением дел в государстве. Это, прежде всего безработица, межнациональные трения, низкий уровень жизни, огромные масштабы коррупции, медлительность правительств в проведении реформ. Особую роль сыграл и внешний фактор. Из-за рубежа, в основном из США, на финансирование этих революций поступило около 150 млн. долларов.
Характер и направленность перемен в странах СНГ не совпадают. Это создает дополнительные проблемы для развития сотрудничества между ними. Наличие же в этих государствах массы «замороженных» конфликтов делает постсоветское пространство нестабильным.
Негативное отношение властей ряда стран СНГ и Балтии к русским и русскоязычным гражданам вызывает беспокойство в России. В последнее десятилетие многие из них вынуждены были переехать в Российскую федерацию на постоянное место жительства.
- Россия в мировом сообществе
Россия третьего тысячелетия: ее место и роль в современной мировой истории.
При определении места и роли России в мировом сообществе и в мировой политике важно учитывать основные тенденции, действующие в современном мире:
1. Укрепление экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, развитие глобализации, совершенствование механизмов многостороннего управления международными процессами, формирование многополярного мира. При этом все более значительную роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы.
2. Усиление стремления к созданию системы международных отношений, основанной на доминировании в мире развитых западных стран при лидерстве США, рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход норм международного права.
3. Возрастание конкурентной борьбы в мире за перераспределение и контроль над сырьевыми ресурсами планеты, стремление ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения.
Все эти процессы не могут обойти стороной Россию — крупнейшую державу мира, всегда игравшую огромную роль в мировой политике. Этому способствует ее политический, экономический, духовный и военный потенциал.
В политическом плане Россия выступает державой с многовекторными глобальными интересами и общепризнанным международным авторитетом. Являясь постоянным членом Совета Безопасности (СБ) ООН, представителем других влиятельных международных организаций, она активно участвует в развитии и укреплении на демократической основе содружества наций, реформировании модели международных отношений в соответствии с новыми политическими реалиями.
Принципиальным показателем положения России в мировом сообществе остается состояние и уровень ее отношений с США как наиболее могущественным государством мира. Трагические события 11 сентября 2001 года сблизили интересы двух стран, прежде всего в сфере решения глобальных проблем, борьбы с новыми вызовами и угрозами национальной и международной безопасности. В то же время многие факты и события международной политики в наступившем тысячелетии свидетельствуют, что в отличие от 90-х годов XX века Россия не только не следует в фарватере американской политики, но и стремится отстаивать свои интересы, выстраивать свою линию поведения, которая, как показывает ситуация с Афганистаном, Ираком, Ираном и т.д., более реалистична и продумана. Все это не исключает столкновения интересов, противоборства между двумя державами и свидетельствует о росте мощи России и возрастании проблем у США с установлением однополярного мира.
В своем стремлении к многополярному миру Россия не одинока и находит все больше поддержки среди ведущих стран Европы, что обусловило одну из политических причин усиления ее популярности в европейском сообществе. Более того, участие и позиция России в различных европейских форумах усиливает значимость всей Европы в глобальных процессах.
Параллельно с развитием новых отношений со странами Запада, Россия активизировала свои отношения со странами Востока. Наша страна стремится вернуть себе былой авторитет и строить взаимовыгодные отношения с крупнейшими государствами этого региона. В свою очередь, ряд наиболее динамично развивающихся стран Азии нуждаются в политической и экономической поддержке России, что усиливает их международный статуе. Например, за последние 15 лет только между Россией и КНР подписано более 180 соглашений. В 2006 г. в Китае прошел Год России, а 2007 год объявлен Годом Китая в России.
Россия как евразийская держава объективно претендует на важнейшее место геополитического моста и роль активного игрока и посредника в отношениях между странами Запада и Востока. Более того, в последние годы характерной чертой активности российской дипломатии стало интенсивное развитие сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Персидского залива, Латинской Америки, Южной Африки, традиционно считавшихся сферой американских интересов.
Статус России в мировом сообществе проявляется также через ее место и роль в СНГ. Став правопреемницей бывшего Советского Союза, Россия фактически возложила на себя ответственность за будущее постсоветского пространства, обеспечение стран СНГ политической и экономической поддержкой. Благодаря своему потенциалу и авторитету, она стала консолидирующей силой для большинства бывших союзных республик, активно противодействуя попыткам внутри и извне расколоть Содружество. В сложнейших условиях Россия не раз становилась гарантом стабилизации обстановки на постсоветском пространстве. Она выступает инициатором совершенствования модели СНГ с конечной целью создания оптимальной военно-политической и экономической системы, которая должна обеспечить эффективное развитие каждого из ее участников.
Политическая значимость России подкреплена ее экономическим потенциалом, что особенно важно в условиях глобализации. Российские просторы и природные богатства всегда привлекали взоры многих стран.
Россия обладает огромным природным потенциалом (около 15 — 17% мировых запасов полезных ископаемых, 25% мировых запасов леса, питьевой воды), что автоматически отводит ей значимое место в развитии мировой экономики. Она является одним из мировых лидеров в добыче и экспорте полезных ископаемых, особенно в энергетическом секторе. Это позволяет России традиционно влиять на экономику и безопасность Европы, а в последнее время значительно активизировать свою энергетическую роль и в «восточном» векторе политики.
Место России как ведущего поставщика стабильной и дешевой энергии на значительную часть Евразийского рынка усиливается ключевой ролью России в формировании единой европейской энергетической стратегии. Уже сегодня Германия обеспечивает свои потребности российским газом на 42%, Италия — на 32%, Франция — на 30%, Австрия — на 75%, а в целом его получает каждый четвертый европейский потребитель. Предполагается, что только за 15 ближайших лет объем общих поставок газа в ЕС будет удвоен. Такая же ситуация характерна и для других видов энергетического сырья.
В условиях жесткой международной конкуренции экономическое развитие страны будет определяться главным образом ее научными и технологическими возможностями. Для преодоления отставания российской промышленности от передового уровня необходимо сделать серьезный шаг к стимулированию роста инвестиций в производственную сферу и в развитие инноваций. В сотрудничестве с динамично развивающимися государствами мира Россия имеет все возможности наилучшим образом реализовать себя в таких высокотехнологичных сферах, как современная энергетика, коммуникации, космос, атомное машиностроение, авиастроение, продукция ВПК.
Важнейшим фактором укрепления авторитета России остается вопрос расширения ее сотрудничества с крупнейшими экономическими и финансовыми институтами мира, беспрепятственного выхода со своей продукцией на международные рынки. Его решение будет способствовать более рациональному участию страны в распределении финансовых потоков, международном разделении труда, получению полноценных выгод от интеграции в мировую экономику.
Опираясь на благоприятное географическое положение, Россия имеет возможность эффективно реализовать свой потенциал и в столь перспективной сфере как современные коммуникации, фактически объединяющие огромный мир в единое целое.
Она должна стать крупным экспортером интеллектуальных услуг. Последние десятилетия Россия является заметным поставщиком высокообразованных и перспективных кадров за рубеж, которые вносят ощутимый вклад в процветание стран пребывания и мировой прогресс. Так, в постсоветский период из России выехало в промышленно развитые страны более 10 тыс. специалистов только в области разработки программного обеспечения ЭВМ. Для исправления ситуации в последнее время руководством России принимаются решения, в том числе и Национальные проекты, которые направлены на социальную защиту и создание благоприятных условий для созидательной работы ее граждан в самой стране, возвращение соотечественников на свою историческую Родину.
Россия была и остается привлекательной своим огромным духовным потенциалом, культурным богатством. В своеобразной интеграции европейской и восточной культур кроется один из важнейших источников внутренней силы и внешней притягательности российского общества, характеризующийся как евразийство.
Общеизвестно влияние русской культуры, особенно XIX-XX веков, на мировую культуру. Вспомним, что образованностью французской королевы Анны, дочери Ярослава Мудрого или русского дворянства XIX века восхищалась вся Европа своего времени. Творчество А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, К.С. Станиславского, Ф.И. Шаляпина, Д.Д. Шостаковича, И.А. Ильина и т.д. не только вписано золотыми страницами в мировую культуру, но и оказало серьезное влияние на ее дальнейшее развитие. Не забудем о наших научно-технических талантах (Д.И. Менделеев, А.С. Попов, И.И. Сикорский, СП. Королев и т.д.), результаты труда которых давно стали достоянием всего человечества. Нынешнее поколение россиян, продолжая традиции, укрепляет мировой престиж страны (Ж. Алферов, М. Калашников, М. Плисецкая и т.д.).
Толерантность России к другим народам с их культурой и традициями стала характерной чертой восприятия россиянами окружающего многоликого мира. Не подавление, а взаимное обогащение, переплетение культур определяет основной курс национальной политики России в течение многих веков. Исторически это способствовало росту влияния и авторитета России среди различных народов как европейских, так и азиатских. В условиях разрастающейся на планете религиозной конфронтации Россия как многоконфессиональное государство обретает особую миротворческую миссию, подавая остальному сообществу пример возможности единения представителей различных религиозных воззрений и культур на основе общечеловеческих ценностей.
Весь этот огромный культурный потенциал России наделяет ее важнейшей притягательной силой, позволяющей нашей стране занимать одно из центральных мест в мировой цивилизации, играть важнейшую роль в определении ее облика и пути дальнейшего развития. Чтобы не случилось, Россия уже вечна своим культурным влиянием. В этом есть заслуга не только гениев, но и всего народа в целом.
Таким образом, место и роль России в мировом сообществе нового тысячелетия определяются ее статусом евразийской державы с соответствующими интересами, возможностями и влиянием. Мощь и источники возрождения величия России кроются в недрах ее собственного пространства собственной социально-культурной традиции и собственного геополитического и геоэкономического потенциала.
Итак, Россия — уникальная евразийская цивилизация, центр устойчивости и неустойчивости геополитического, глобального развития человеческой цивилизации. Такая функция России в механизмах социально-глобального развития человечества обусловлена особенностями Евразии как единственного места, где на единой территории происходит соединение Запада и Востока. В остальных местах Запад и Восток разделены горами и водоразделами. Именно Евразия как «этногенетический вулкан» определяла этногенез Европы, Америки, в значительной степени Азии и Северной Африки на протяжении всей истории. Становление российского государства на евразийском континенте защитило Европу от «этнических войн» с Востока, обеспечило стабильность ее этногенеза в последнем тысячелетии. Именно «сильная» Россия вместе со сформировавшимся на ее территории суперэтносом стабилизировала «глобальный мир» с позиций взаимоотношений Восток — Запад. Необходимость военного могущества России, ее евразийская масштабность, сложившиеся духовно-культурные основания русского народа как основного «скрепа» российского суперэтноса, уникальный опыт взаимодействия более 100 народов и национальностей обусловлены исторически, определяют Россию как уникальную евразийскую цивилизацию общинного типа с доминантой ценностей коллективизма, соборности и державности.
Историческая миссия России — стать центром, объединяющим Восток и Запад на духовной основе, т.е. новой целостной идеологии гуманизма. В этом суть великой русской идеи, объединяющей идеи мира. Мировая идея социализма являлась разъединяющей идеей, она разорвала мир на системы капитализма и социализма, ведущих между собой бескомпромиссную идеологическую борьбу.
Говоря о человеческой цивилизации, ее будущем, следует отметить, что равнодействующая прогресса человечества ведет к возникновению цивилизации глобального гуманизма. Будущее России и человечества в целом не за обществом техники, даже гуманизированной, не за обществом всеобщего потребления, не за обществом казарменного социализма, а за подлинно человеческим обществом гуманизма.
Татарстан в эпоху глобализации
Республика Татарстан является одним из наиболее крупных по населению и экономическому потенциалу регионов России. Благодаря своему географическому положению, богатой истории и уникальным природным ресурсам республика идеальна для туризма, причем не только для российского, но и для мирового. Современный Татарстан стремится занять достойное место в мировом сообществе. И для этого есть все необходимые предпосылки.
Республика Татарстан занимает центральное положение в системе межрегиональных транспортных связей европейской части России. Через территорию Татарстана проходят магистральные нефте- и газопроводы. Основное природное богатство Татарстана – нефть. Большая часть запасов татарской нефти рассредоточена по средним и мелким месторождениям. Вероятный срок полного истощения этих запасов составляет 30-40 лет. При этом, по некоторым данным, запасы извлекаемой нефти оцениваются всего в 800-900 млн. тонн. Кроме того, в Татарстане имеются залежи бурого угля, горючих сланцев, известняка, доломита, строительного песка, гипса и глины. Татарстан имеет плодородные почвы, развитое сельское хозяйство и разнообразную промышленность, располагает мощной строительной базой. В то же время в республике полностью отсутствует производство металла, проката, сельскохозяйственной техники, технологического оборудования для нефтедобычи, многих товаров народного потребления. Среди недостатков можно также отметить расчлененность территории республики крупными реками и водохранилищами, а также неблагополучную экологическую обстановку в районах Казани и Альметьевска.
Для экономики республики большое значение имеет проект создания комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в г. Нижнекамске.
Основные социально-экономические показатели. Удельный вес региона в общероссийских экономических показателях составляет: по ВРП – 2,7% (за 2007 г.). За 2008 г. по объему промышленного производства – 3,9%, по объему продукции сельского хозяйства – 4,8%, по объему розничного товарооборота – 2,6%, по объему инвестиций в основной капитал – 3,2%. Уровень безработицы по методологии МОТ за 2008 г. равен 4,9%.
Основные отрасли промышленности: нефтегазодобывающая, химическая, нефтехимическая, машиностроение, легкая и пищевая.
Сельское хозяйство. Сельскохозяйственные угодья в хозяйствах всех категорий, по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи на 1 июля 2006 г., составили 4152 тыс. га, или 61% всех земель республики, пашня – 3413 тыс. га, или 50%. В сельском хозяйстве получили развитие растениеводство (производство зерна, сахарной свеклы, картофеля) и животноводство мясомолочного направления, птицеводство, коневодство, пчеловодство.
Доля региона в производстве отдельных видов продукции в РФ. На долю республики приходится 32,1% общероссийского производства каучуков синтетических, 28,7% – шин, 17,7% – грузовых автомобилей, 12,5% – газовых плит, 20,9% – синтетических смол и пластических масс, 9,4% – холодильников и морозильников бытовых, 6,5% – добычи нефти.
Инвестиционная привлекательность. Инвестиционный рейтинг региона – 2В, что означает средний потенциал – умеренный риск. Среди регионов России по инвестиционному риску область занимает 4-е место, по инвестиционному потенциалу – 8-е место. Наименьший инвестиционный риск – финансовый, наибольший – криминальный. Наибольший потенциал – финансовый, туристический.
3. Вопросы по теме
1) Какие соглашения были заключены между странами СНГ? Как вы думаете, почему не все они стали их участниками?
2) Какие конфликты возникли на территории СНГ? Какую
роль Россия играла в их урегулировании? Укажите эти
«горячие точки» на карте.
3) Используя материалы учебника, текущей прессы и Интернета подготовьте сообщения об особенностях политического и экономического развития отдельных
стран СНГ.
4) Как вы думаете, в чем состоят причины трудностей во
взаимоотношениях между государствами СНГ?
5) В чем причины «цветных революций в странах СНГ?
Как выдумаете, оправдали ли они ожидания людей?
При ответе используйте материалы прессы и Интернета.
6) Сравните процессы интеграции на постсоветском пространств с аналогичными процессами в других региона мира. Как вы думаете, в чем причины различий между ними?
4. Задание для самостоятельной работы
Собрать материал для дидактической папки и оформить в виде портфолио на тему: «Татарстан в эпоху глобализации».
5. Список литературы
Основная
- Загладин Н.В. Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI в./ Н.В. Загладин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» — РС», 2010. – С. 318-330.
Источник