Центр военно-политических исследований
Вы здесь
Состояние и перспективы развития АТР как региона цивилизационного многообразия
Азиатско-тихоокеанский регион не является единой цивилизацией, а наоборот, представляет собой сплетение самых разных цивилизаций, которые, тем не менее, образуют систему устойчивого экономического взаимодействия. Поэтому, несмотря на значительные культурные и религиозные различия, АТР становится в XXI веке важным интегрированным регионом мира. По-существу, эта многообразная, многоуровневая и разноскоростная модель экономических взаимоотношений имеет потенциал для того, чтобы послужить прообразом будущей полицентричной системы меж-дународных отношений в масштабе всей планеты.
Росту интегрированности АТР способствует как его экономическая роль в мировой экономике (АТР — мощнейший экономический район мира, опередивший в этом плане Евроатлантический регион), так и наличие общих «азиатских» ценностей у многих стран региона. Так, ключевой политической группой в АТР является субрегиональное объединение АСЕАН. Взаимодействовать с ним пытаются все основные региональные игроки, особенно Китай и Япония, но также и страны другой цивилизационной идентичности — Австралия, Новая Зеландия, США и Россия. Последние все больше позиционируют себя как естественные составные части АТР. Причем, Китай и США — ключевые конкуренты за лидерство в этом регионе. Между ними в настоящее время развернулась гонка морских вооружений. Тенденции образования коалиций в XXI веке будут определяться именно динамикой противостояния США и КНР.
Азиатизм (или паназиатизм) — достаточно сложный комплекс идеологий, распространенных в современном Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), вплоть до Китая и Индии[1]. Единство этих народов возникло благодаря становлению гигантской торговой и культурно-цивилизационной зоны, связывавшей все страны региона (испытавшие влияние китайской конфуцианской культуры, индийских буддизма и индуизма, наконец, ислама, пришедшего через Индию) еще до прихода европейцев[2]. В рамках этой зоны происходил также и культурный синтез. Причем движение навстречу друг другу шло с обоих концов Азии. Еще в период империи Мин
(1368–1644 гг.), до европейских Великих географических открытий, китайские военно-торговые флоты огибали всю Азию, доходя до Африки. С другого конца Азии тот же морской путь проложили исламские торговцы из Индии и Юго-Восточной Азии, где уже осуществлялся синтез исламской и индуистско-буддистской культур.
Европейские колонизаторы, ставшие доминировать над этими морскими путями с XV–XVI вв., только присвоили себе уже существовавшую систему торговых связей. При этом Китай сохранял роль наиболее экономически развитой части мира почти до опиумныхвойн (XIX в.), после которых эта роль окончательно перешла к Англии. Однако уже к концу XIX века все страны этого гигантского региона, кроме Японии (частично, также Китая и Таиланда), представляли собой колонии, полуколонии или зависимые страны.
Начало роста идеологии азиатского единства можно усмотреть в реакции на победу Японии над Россией в войне 1905–1907 гг. До этого среди народов этого обширного международного региона, под влиянием стереотипов европейцев, было распространено мнение о собственной отсталости и даже расовой неполноценности, необходимости полностью отказаться от традиционных ценностей. Тем не менее, успешная военно-экономическая модернизация Японии, сумевшей даже победить великую мировую военную державу, показала, что азиатские народы способны эффективно ответить на вызовы современности. Более того, оказалось, что при этом могут быть сохранены многие традиционные институты и ценности (как это имело место в Японии). Напротив, именно они могут оказаться базисом эффективности в соревновании с европейцами.
Попав в контекст борьбы с колониализмом, азиатизм принял вид лозунга «Азия для азиатов». При этом вполне в духе многих научно-идеологических представлений, распространенных и в Европе того же времени, предполагалось, что за расовым «азиатским» единством прослеживается и единство «азиатских» ценностей и культур. Часто просматривалось и определенное сходство интересов как всех антиколониальных движений в АТР, так и японского экспансионизма, заинтересованного в вытеснении европейцев из Восточной Азии (собственно, японский конструкт, призванный подчеркнуть лидерство Японии в регионе). Так возникли элементы коалиционных взаимодействий между различными азиатскими народами, которые сохранились и воспроизвелись в послевоенный период.
Япония, много сделавшая для рождения азиатизма в период войны с Китаем и Второй мировой войны совершила много преступлений, настроивших против нее другие азиатские народы. Тем не менее, именно чудесный экономический подъем Японии после Второй мировой войны привел к изменению характера азиатизма. Наряду с различного рода антиколониальными и антипостколониальными настроениями в него включились представления о социально-экономической модернизации с опорой на традиционные ценности и структуры в торгово-инвестиционном взаимодействии с Западом. Вслед за Японией возникли новые азиатские «тигры» (Сингапур, Гонконг, Тайвань, Южная Корея). К ним начали приближаться Малайзия и, в меньшей степени, Индонезия. Наконец, после реформ Ден Сяопина процесс бурного экономического роста охватил и Китай, который вновь в 1990-е гг. вернул себе статус «мастерской мира».
В настоящее время благодаря одновременному экономическому подъему АТР (прежде всего, Китая) и Тихоокеанского побережья США, уже произошел перенос центра «тяжести» мировой экономики с Евроатлантического в Азиатско-Тихоокеанский регион. Более того, появились даже рассуждения о том, что США и Китай сейчас являются «одной экономикой с двумя разными политическими системами». Действительно, при всей глубине по-литических разногласий между США и КНР степень их экономической взаимозависимости очень высока (КНР является основным кредитором США, США — основной инвестор и источник технологий для КНР, оба государства являются также друг для друга ключевыми торговыми партнерами). Все эти тенденции в XXI веке будут смягчать военно-политическое противостояние КНР и США.
В области политической культуры народы АТР объединяет ярко выраженный прагматизм и стремление максимально использовать потенциал традиционных ценностей для социально-экономической модернизации. С точки зрения политических систем, эти страны представляют достаточно пеструю картину. Авторитарные, полуавторитарные или посткоммунистические режимы, в целом, преобладают. В регионе очень мало классических демократий. При этом одни из них очень молодые (Южная Корея, Тайвань), другие отличаются специфическими «азиатскими» особенностями (доминирование одной партии в Японии).
Таким образом, возникла чрезвычайно привлекательная для многих неевропейских обществ модель развития, сочетающая необычайно успешное развитие рыночной экономики с сохранением существующих социально-политических институтов, часто авторитарного или полуавторитарного типа. В этом плане модель, сложившаяся в АТР, представляет собой в XXI веке одну из реальных альтернатив западной модели развития, основанной на сочетании вестернизации, демократизации и экономической либерализации.
Международное сотрудничество в регионе также стало все больше строиться на основании принципа «азиатские дела должны вершить азиаты». Таким образом, страны региона взяли на себя ответственность за формирование собственной структуры регионального порядка, ревниво относясь к попыткам западных стран вмешаться в этот процесс. Эта тенденция продолжится и в XXI веке, хотя в президентство Обамы она столкнулась с контр-тенденцией — стремлением США сформировать систему военно-политических союзов по периферии КНР. Однако эта политика сталкивается и с сопротивлением Китая, и с неприятием многих представителей азиатских политических элит.
Это видно, например, по работе различных интеграционных структур в АТР. Базисом интеграции в регионе стали «азиатские ценности», противопоставляемые политическому давлению Запада. Зачастую это официально провозглашаемая государственная политика. Так, в Малайзии с начала 1980-х гг. официально объявлена «ориентация на Азию». Сингапур, поддерживающий иммиграцию на свою территорию высококвалифицированных специалистов из других стран, специально поощрял въезд азиатов, а не европейцев, и т. д. При этом его руководство постоянно подчеркивало роль «азиатских ценностей» в функционировании политической системы государства.
На неформальном уровне азиатские страны также легче вза-имодействуют, преимущественно, между собой. В целом, между ними, несмотря на определенные разногласия (например, территориальные споры или претензии к Японии за зверства периода оккупации), складывается очень эффективная международная коалиция, в ряды которой стараются не пускать носителей «чужих» ценностей. Так, например, АСЕАН отвергла предложение об установлении зоны свободной торговли совместно с соседними Австралией и Новой Зеландией. «Вопрос о слиянии был снят c повестки дня после того, как в октябре 2000 года три ведущих члена АСЕАН — Малайзия, Индонезия и Филиппины — отказались начать соответствующие переговоры. В первую очередь, из-за недовольства регулярными попытками австралийского правительства навязывать этим странам свое видение мира»[3].
Более того, по мере роста экономического влияния стран АТР, прежде всего, Китая, их представления о наиболее оптимальной структуре регионального порядка, основанной на «азиатской» культуре, начинают переноситься и на глобальный уровень. Наиболее активно в этом плане действуют такие государства как Малайзия и Китай. Очевидно, что эта тенденция продолжится и в XXI веке.
[1] Левин З. И. Общественная мысль на Востоке: постколониальный период. — М. : Изд. фирма «Вост. лит.» РАН, 1999. — 196 с.
[2] Бродель Ф. Время мира: в 3 т. — М.: Прогресс, 1992. — Т. 3: Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. — 679 c.
Источник
Экономическое развитие стран АТР
Экономическое развитие стран АТР происходило по модели «Стаи летящих гусей». Первым произошел взлет Японии, ее примеру последовали «четыре азиатских дракона»: Тайвань, Южная Корея, Гонконг и Сингапур. К примеру, в Южной Корее в 1960 году доход на душу населения составлял 80 долларов, в 1998 году – 5000 долларов[4]. Затем к ним присоединились страны Юго-Восточной Азии: Новая Зеландия Индонезия, Малайзия, Таиланд другие государства Индокитая. Стремительными темпами настигает «взлетевших» самый крупный «гусь» Азии – Китай.
Не случайно сегодня к этому региону приковано внимание всего мира. В 1978 году объем торговли США со странами АТР превысил объем торговли с Европой, а в начале ХХI он уже в два раза превысил уровень американской торговли с Европой[5].
Регион располагает мощным финансовым, технологическим и производственным потенциалом, кадрами, опытом и навыками в области организации и управления, разветвленной системой коммуникаций, а также громадными, можно сказать, неисчерпаемыми трудовыми ресурсами. Достаточно сказать, что только в Китае безработных насчитывается 250 млн. человек, или в 1,5 раза больше, чем все население России[6].
Темпы роста экономики в ведущих странах региона превышают аналогичные темпы в США и Европе. За последние 30 лет ВВП Малайзии увеличился в 6 раз, Южной Кореи – 13, Тайваня – 25 раз, Японии в 4,2, Китая в 9,5 раз[7].
По существующим данным АТР к 2000 году превратился в главный центр мировой экономической мощи, превосходящий Североамериканский (НАФТА) и Европейский (ЕС).
Объяснений этому феномену предпринято немало. Считается, что главной причиной ускоренной модернизации стран АТР явился оптимальный синтез в развитии элементов традиции и современности.
Другим важным фактором ускоренного развития региона была более высокая, чем на Западе роль государства. Здесь был найден необходимый баланс между рынком и государственным вмешательством, государственным протекционизмом[8].
Еще одна причина заключается в том, что эти страны сумели плавно из фазы научно-технической революции войти в фазу интеллектуальной революции в сочетании с социальным преуспеванием.
Азиатизация Азии есть прежде всего следствие глобализации ее экономики и средств массовой информации. Возрождение азиатского самосознания во многом стимулируется вызовами со стороны Европы и США. Шаги ЕС по созданию единого государства и США по формированию северо-американской зоны сопроцветания порождает и у руководителей азиатских стран стремление к консолидации.
Причем, если во времена «холодной войны» эта консолидация носила по преимуществу милитаризованный характер в зависимости от того, к какой из двух систем относилась та или иная страна, то ныне главная ставка делается на экономическую интеграцию всего региона.
Примером таких изменений является Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в которую входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины и Бруней. Если поначалу в 1967 году создана она была в значительной степени как марионеточная организация США в противовес социалистическим странам Азии, то сейчас ее основные функции изменились в сторону взаимодействия в социальном и экономическом развитии. Причем в последнее время деятельность этой организации значительно активизировалась и расширилась: в ее деятельности принимают участие и другие страны, в том числе и Россия[9].
В последние годы большую роль играет Азиатско-Тихоокеанский экономический Совет (АТЭС). В 1989 году создана влиятельная организация АРЕС – Межправительственная конференция по Азиатско-Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, в которой принимают участие помимо азиатских стран все крупнейшие страны мира. Его главная задача – консолидация интеграционных процессов всей планеты с учетом интересов Юго-Восточной Азии[10].
Понятно, что на базе таких глобальных процессов растет и азиатская элита. Большой вклад в ее формировании сыграл Запад. И сегодня многие азиатские студенты учатся в европейских и американских вузах. Так, например, только в американских университетах обучается примерно 40 тысяч студентов[11].
Однако в XXI веке Азия ставит задачу пересмотреть роль такой элиты и саму модель обществ, ориентированных на Европу и Америку. Сторонники азиатизации считают, что «решение проблемы противоречий и беспорядков, вызванных модернизацией на базе старых ценностей не решить. Ключ к разрешению ее вовсе не обязательно в руках западноевропейской цивилизации. Поэтому именно азиатское образование и азиатское понимание вещей, которыми обладает азиатская элита, приобретают сейчас первостепенную важность» (К. Огура)[12].
То есть речь идет уже не о японской, китайской или модели новых индустриальных стран, а именно об азиатской идее. Причем ее сторонники отнюдь не склонны ограничивать ее сферу влияния АТР. Сингапурский исследователь К. Махбубани, например, пишет, что «евроцентристским аналитикам придется пересмотреть свои концепции, если они хотят правильно понять дальнейший ход истории»[13].
Источник
РАЗВИТИЕ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СТРАТЕГИЧЕСКУЮ СТАБИЛЬНОСТЬ В МИРЕ
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК
Майор Д.В. КОРОБУШИН
РАЗВИТИЕ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СТРАТЕГИЧЕСКУЮ СТАБИЛЬНОСТЬ В МИРЕ
Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) — это узел пересечения экономических, геополитических, военно-стратегических, демографических, геоцивилизационных интересов ведущих государств мира, в первую очередь, России, США, Китая, Японии. В настоящее время АТР переживает период глубокой структурной, трансформации, которая охватывает все сферы жизнедеятельности: политику, экономику, безопасность. Значительно возросла роль АТР в международных делах. Присутствие традиционных восточных культур и мировых цивилизаций, сплетенных в тугой клубок острых межгосударственных противоречий, рост амбиций ряда государств региона, наличие взаимных претензий позволяют говорить о регионе как о конфликтогенной зоне. АТР вобрал в себя, как минимум, три-четыре региональных силы и мировой (США) центр. Интерес к этому региону объясняется рядом важных обстоятельств. Это, прежде всего, выгодное геополитическое и геостратегическое положение. Кроме того, на территории региона проживает более 40% населения планеты, производится более половины общемирового валового продукта, реализуется более 50% общего объема мировой торговли. Странам АТР характерны наиболее высокие темпы экономического роста. США, Япония, Китай, Сингапур, Тайвань входят в десятку ведущих экономических держав мира. Добавим к этому наличие государств, стремительно набирающих экономический, политический и военный вес, таких, как Республика Корея, Австралия и др. Ряд этих государств может претендовать как на роль лидера в регионе, так и, при определенном стечении обстоятельств, стать лидером в мировой политике (или потерять лидерство, что может произойти даже с США). Они имеют важное геополитическое и геостратегическое положение, обширные политические, экономические и торговые интересы в регионе и в мире, обладая при этом мощным потенциалом для их реализации. Эти факторы обусловливают стремление государства АТР к активным действиям в мировой политике.
Характерной геостратегической особенностью АТР является то, что здесь сосредоточен колоссальный ракетно-ядерный потенциал России, США, Китая. К этому следует добавить, что если ракетно-ядерные потенциалы России и США ограничиваются соответствующими российско-американскими договорами по стратегическим наступательным силам (СНС) и ограничениями по выводу в космос ядерного оружия, то Китай реально не связан обязательствами в области контроля за ядерным оружием. И теоретически его ядерный потенциал может не только достичь нынешнего российско-американского уровня, но и, при необходимости, превзойти его. Если добавить к этому тенденцию увеличения военного потенциала стран Юго-Восточной части АТР, которые выделяют сегодня на военные расходы от 5 до 20% своего государственного бюджета, то можно смело говорить о факторе опасности насыщения данного региона современным оружием. Рынок оружия АТР занимает второе место в мире (после ближневосточного) и составляет третью часть объема мирового рынка продажи оружия. Военно-политическая обстановка в АТР характеризуется высокой динамичностью политических и экономических процессов, сформировавших устойчивую тенденцию к превращению региона в важнейший центр мировой политики и экономики, сопоставимый с Евроатлантическим. Ее особенностью является дальнейшее укрепление региональных позиций Китая на фоне более тесного сближения США и Японии в вопросах обеспечения общей безопасности, а также усиления интеграции стран АТР.
Основными факторами, определяющими геополитическую ситуацию в АТР, являются:
— скрытое соперничество ведущих государств региона за роль лидера, которое оказывает существенное воздействие на развитие политических процессов в регионе;
— отсутствие какой-либо структуры, объединяющей, подобно Европе, суверенные государства в некий региональный союз с соответствующими органами управления и единой валютой. Система военно-политической безопасности в регионе основывается преимущественно на двухсторонних соглашениях, важнейшими из которых можно считать японо-американский «Договор безопасности», договор «О взаимной обороне между США и Республикой Корея»;
— наличие большого числа очагов потенциальных конфликтов из-за территориальных споров стран региона, межэтнических и межконфессиональных противоречий, нестабильной внутриполитической ситуации в отдельных странах.
По оценкам многих военных экспертов потенциальными зонами возможных конфликтов на территории АТР остаются Корейский полуостров, Тайваньский пролив и Южно-Китайское море. Основные государства АТР в той или иной мере вовлечены в идущие в этих зонах процессы, что обусловливает общий интерес — стремление к мирному разрешению споров или, по крайней мере, ограничения возможного вооруженного конфликта.
На сегодня принято считать, что мировым лидером в экономическом и военном плане являются США. Они же — самое влиятельное государство и в политическом отношении. «США совместно со странами Запада, имея 15 % населения, контролируют более 70 % мирового производства, 80 % торговли высокими технологиями, 90 % вывоза капитала, потребляют 70 % энергоресурсов, 75 % обработанных металлов, 85 % обработанной древесины»1. Такие возможности дают им мощные средства контроля и воздействия — от предоставления займов до вооруженного вмешательства. В результате и страны АТР, и мир в целом сталкиваются с вызовом однополярной модели, несовместимой с национальными интересами других стран.
Создание в Западной Европе блока НАТО, кроме сдерживания коммунизма и обеспечения безопасности стран Запада, помогло Америке поставить Европу под свой контроль. Контроль над АТР был установлен путем заключения двухсторонних военных союзов США с Японией и Республикой Кореей и размещения на территории этих стран группировок американских вооруженных сил.
Военно-политическое руководство США понимает, что достижение глобального лидерства в АТР без обеспечения своего доминирующего влияния проблематично. Поэтому их приоритетной задачей является укрепление в нем, как в одном из ключевых регионов мира, своих политических, экономических и военных позиций.
Поэтому главная цель политики США — воспрепятствовать появлению в АТР какой-либо новой сверхдержавы, способной оспаривать американское лидерство в регионе. Этой цели подчинено стремление закрепить экономическое и военное присутствие США в регионе по линиям двухстороннего, а по возможности и многостороннего, сотрудничества Америки с другими странами региона.
Относительно Японии следует заметить, что за последнее время ее доктринальные взгляды на мировые отношения подвергаются значительной корректировке. Сотрудничество Японии с США отличается переплетением интересов в самых разных сферах. Основная особенность во взаимоотношениях этих стран состоит в совпадении интересов в политической и военной областях и наличии существенных противоречий в сфере экономики. Аналогичные отношения складываются у США и с Республикой Корея.
Япония — одно из наиболее развитых государств, относится к числу основных центров силы региона. Она имеет второй в мире (после США) объем валового внутреннего продукта (более 60% объема ВВП США и до 15% объема мирового ВВП), является одним из мировых лидеров по уровню развития науки и техники. Стержнем военно-политического курса японского руководства является укрепление стратегического партнерства с США. В рамках общей стратегии укрепления статуса страны как одного из мировых лидеров и гарантов стабильности в Азии Япония активно повышает в последнее время роль и эффективность военного аспекта государственной политики. При этом его главным содержанием становится обеспечение всестороннего развития так называемых сил самообороны, которые фактически выполняют функции вооруженных сил, и их беспрепятственного применения за пределами национальной территории. В октябре 2001 года парламентом Японии был утвержден закон «О специальных мерах по борьбе с терроризмом», по которому Япония получила право направлять военные контингенты за рубеж вне рамок миротворческой деятельности ООН. При этом зона использования сил самообороны может включать территории любых иностранных государств с их согласия, что снимает какие-либо ограничения на районы применения японских войск. В результате с декабря 2003 года контингент вооруженных сил Японии принимает участие в послевоенном урегулировании в Ираке. В целом Токио рассматривает международную антитеррористическую кампанию в качестве благоприятного фактора для повышения собственной роли как центра силы в АТР, а также продвижения своих политико-экономических интересов в государствах Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Деятельность японского руководства по совершенствованию военного законодательства поощряется Вашингтоном, который заинтересован в получении от своего союзника не только политической, финансовой, материально-технической, но и в перспективе реальной военной поддержки в АТР или в другом регионе мира. Можно утверждать, что наблюдаемое сейчас укрепление двустороннего союза является стратегическим шагом, направленным как на сдерживание процесса становления КНР в АТР, так и на окончательное утверждение Японии в роли американского сателлита в регионе. В частности, в мае 2006 года был утвержден совместный план по дальнейшему укреплению военного сотрудничества, предусматривающий реконфигурацию американской группировки войск в Японии и более тесное ее взаимодействие с США.
В то же время соседние государства — Китай, КНДР и Республика Корея — озабочены ростом геополитических амбиций Японии и изменением ее подхода к строительству и применению ВС, усматривая в них предпосылку к возрождению милитаризма.
Китай продолжает укреплять свои позиции в регионе, последовательно наращивая экономический и оборонный потенциал, и по-прежнему не исключает возможности использования военной силы или угрозы ее применения для решения внешнеполитических проблем. В связи с этим КНР считает свои вооруженные силы важнейшим инструментом обеспечения безопасности страны, защиты национальных интересов и проведения внешней политики.
Высокие темпы экономического роста вообще и роста абсолютных показателей в большинстве отраслей народного хозяйства Китая, расширение сферы внешнеэкономического сотрудничества, стремление к интенсивному участию в интеграции мировой экономики — все это ведет к наращиванию экономической силы КНР. В настоящее время в КНР складывается свой интеграционный центр, свой полюс путем развития концепции «Большого Китая».
Вооруженные силы КНР в лице Народно-освободительной армии Китая являются опорой власти, внутриполитической стабильности и оборонной достаточности страны. В настоящее время Китай является общепризнанной региональной военной державой. По критерию занятости населения в оборонном секторе Китаю принадлежит едва не первое место в мире, он составляет 25-26 млн человек.
Деятельность китайского руководства направлена на обеспечение национальных интересов страны на международной арене и создание благоприятных условий для достижения стратегической цели — превращения КНР в середине XXI века в государство, способное оказывать решающее влияние на развитие международной обстановки в глобальном масштабе.
США рассматриваются китайцами как единственная сверхдержава и главный внешнеполитический соперник, основными целями которого являются снижение роли КНР в регионе, изменение в этой стране существующего политического строя, ее «вестернизация» и дезинтеграция. И в настоящее время Китай вынужден искать новые модели взаимодействия с США, чтобы не допустить снижения достигнутого уровня политико-экономического сотрудничества.
Между Пекином и Токио сохраняется взаимное недоверие относительно стратегических планов, обусловленное соперничеством за лидерство в АТР. Это оказывает сдерживающие влияние на развитие межгосударственного сотрудничества двух стран. КНР крайне отрицательно относится к подключению Японии к планам Вашингтона по развертыванию системы ПРО на ТВД. Китайское руководство также обеспокоено участием Японии в антитеррористических операциях США в Ираке и Афганистане и предпринимаемыми Токио мерами по усилению и расширению рамок деятельности японских сил самообороны в АТР.
В АТР Китай набирает мощь — как самостоятельный центр силы в регионе. Его международное влияние еще больше возрастет в случае успешного завершения процесса формирования уже упоминавшегося своего интеграционного центра в концепции «Большого Китая». К середине XXI века он может стать соизмеримым по потенциалу конкурентом США. Для этого есть все предпосылки — экономические, политические, демографические и военные.
Отметим, что не только Китай и Индия, территориально не входящая в АТР, в политических намерениях выступают против однополярного мира. Они против гегемонии одной страны. В этом отношении существуют широкие возможности сотрудничества между этими странами и Россией.
В перспективе достойную конкуренцию США составит и развивающаяся Индия. Она совершает стремительный прорыв в высшую лигу мировых держав, темпы роста ее экономики в течение последних десяти лет ежегодно увеличивались в среднем на 8%, причем преимущественно за счет внутренних инвестиций. Исторически это государство — цивилизация, которая уверенно возвращает свои утраченные в далеком прошлом позиции. По мнению многих экспертов, через 20-30 лет она станет третьей мировой державой после США и КНР.
В АТР также входит группа успешно развивающихся «азиатских тигров». Высоких показателей роста экономики достигла Республика Корея, больших успехов добились Сингапур, Малайзия, Тайвань, Таиланд, Вьетнам и другие государства. Страны АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии) — (Бруней, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины), стремятся проводить внешнюю политику, которая не слишком бы связывала их с тем или иным центром силы в регионе. С учетом этого большинство из этих государств поддерживают выгодные для себя политические и экономические связи со всеми ведущими державами региона — США, Японией, Китаем и Россией.
В последнее время некоторые страны АТР активизируют участие в международной антитеррористической кампании. При этом главное внимание они уделяют налаживанию сотрудничества с США. Вместе с тем руководство большинства стран не рассматривает принципиальное признание важности установления всестороннего сотрудничества с США в борьбе с терроризмом как фактическое согласие на безусловное закрепление лидерства Вашингтона в этой сфере. Преобладает мнение о необходимости повышения роли ООН, а также о недопустимости вмешательства во внутренние дела, нарушения суверенитета и территориальной целостности государств АТР под предлогом проведения операций против террористов.
Российская Федерация является одним из крупнейших государств АТР, заинтересована в мире, стабильности, безопасности и процветании этого района земного шара. В условиях современного взаимозависимого мира национальная безопасность любого государства АТР неотделима от всеобщей безопасности. В свою очередь, прочная международная безопасность служит определенной гарантией индивидуальной безопасности каждого из членов АТР.
Оборонный потенциал, вооруженные силы, военная политика России как члена этого региона направлены в первую очередь на недопущение военного конфликта в АТР. Наличие в регионе Вооруженных Сил России рассматривается, прежде всего, как фактор поддержания стратегической стабильности на глобальном и региональном уровнях. Однако появление большого количества новых видов и форм угроз региональной безопасности, зачастую уникальных, характерных именно для АТР, в числе которых морское пиратство, резкий рост контрабанды оружия, наркотиков, браконьерского промысла и нелегальной иммиграции, заставляет искать новые пути в борьбе с терроризмом для обеспечения военной безопасности и поддержания стратегической стабильности в АТР.
Главными направлениями успешного решения данной проблемы и сохранения стратегической стабильности в АТР для России являются:
— скорейшее и конструктивное решение проблем социально-экономического и культурного развития, повышения жизненного уровня населения дальневосточного региона нашей страны.
В этой связи имеется безусловная потребность в равноправном, взаимовыгодном, эффективном сотрудничестве стран АТР и их интеграции в систему международной кооперации;
— обеспечение военной безопасности в АТР путем поддержания и развития всесторонних отношений со всеми соседями, в том числе в военной области и в сфере военно-технического сотрудничества;
— формирование эффективной многосторонней системы безопасности и сотрудничества, ликвидации очагов напряженности, политическое урегулирование спорных проблем, разработка и реализация мер доверия в военной области;
— гармонизация военных доктрин стран АТР на базе неагрессивных, сугубо оборонительных военно- политических и военно-технических принципов.
Вышеназванные меры, как в отдельности, так и вместе взятые, могут помочь укреплению военной и национальной безопасности всех государств АТР. Эти меры необходимы, так как в АТР продолжает действовать ряд факторов, дестабилизирующих обстановку и создающих угрозу ее мирному развитию.
Основными из них являются: наличие и увеличение дисбаланса в уровнях вооруженных сил и вооружений, милитаризация отдельных государств путем внедрения в военное производство новейших технологий, принятие на вооружение современных видов вооружения и военной техники. В регионе завязался сложный узел противоречий, обусловленный неурегулированностью территориальных проблем, затрагивающий интересы ряда стран АТР, особенно России, Японии, Китая и обеих Корей; неподписание мирного договора между Россией и Японией; неравномерный экономический рост стран региона, сопровождающийся высокими темпами милитаризации отдельных государств; отсутствие отлаженной региональной системы международной безопасности.
Таким образом, в АТР вырисовываются три экономически неформальных блока: Северо-Восточное экономическое пространство, асеановское экономическое пространство и собственно китайский экономический район. При сохранении нынешних темпов развития и успешного процесса интеграции в перспективе Китай неизбежно станет одним из главных центров силы, основным экономическим, политическим и военным конкурентом США и его союзников в АТР.
Россия должна и, как показывают изложенные выше материалы, реально в состоянии занять подобающее ей место в АТР и в перспективном мировом сообществе.
См. Кафели И. Ф. «Судьба России в глобальной геополитике». 2004 г., стр. 58.
Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте
Источник