- Экономическое развитие стран, освободившихся от колониального господства
- Развивающиеся страны как фактор роста всемирного хозяйства. Социально-экономическая дифференциация развивающихся стран. Рассмотрение проблемы международной задолженности развивающихся стран. Особенности интеграционных процессов в развивающихся странах.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Социально-экономическая дифференциация развивающихся стран
Экономическое развитие стран, освободившихся от колониального господства
Развивающиеся страны как фактор роста всемирного хозяйства. Социально-экономическая дифференциация развивающихся стран. Рассмотрение проблемы международной задолженности развивающихся стран. Особенности интеграционных процессов в развивающихся странах.
Рубрика | Экономика и экономическая теория |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 12.11.2018 |
Размер файла | 78,3 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Понятие «развивающиеся страны» условно — оно объединяет страны, значительно отличающиеся друг от друга, но имеющие определенные сущностные черты, которые позволяют их отнести к данной группе стран. Иначе эти страны называют Третьим миром.
Проблема выбора путей развития после Второй мировой войны, и особенно после завершения распада колониальных империй и деколонизации, стала общей для всех стран Азии и Африки. Такая возможность возникла в связи с тем, что практически все страны и народы обрели политическую независимость и перед ними впервые встала задача «догоняющего развития» как проблема глобального масштаба.
Развивающиеся страны занимают важное место в мировом сообществе — на их долю приходится около 80% населения Земли и около 70 % ее территории. Эти государства являются периферией мирового капиталистического хозяйства. Они отличаются низким уровнем развития производительных сил, который, в свою очередь, находит отражение и в показателях, фиксирующих реальное экономическое положение, и в зависимости от развитых индустриальных стран, и в продолжении развития связей по старой модели «готовые изделия — сырье». Развивающиеся страны характеризуют многоукладность экономики и двойственность экономической структуры, которая заключается в развитии сельского хозяйства и ремесла, с одной стороны, и современной промышленности, с другой. Во всех этих странах наблюдается зависимость социально-экономического и политического развития от мирового капиталистического хозяйства, от реализации своей сырьевой продукции на мировых рынках. Ключевые позиции в экономике занимает иностранный капитал.
Масштабность поставленных развивающимися странами целей обусловила участие в их разработке не только национальных, но и международных организаций, прежде всего специализированных органов ООН. Международная стратегия на первое десятилетие развития, т.е. на 60-е гг., была сформулирована ООН как концепция «догоняющего развития». Наибольший вклад в разработку этой концепции внесли У. Ростоу, П. Розенштейн-Родан, Р. Нурксе и др. Практические рекомендации на первое десятилетие предусматривали развитие освободившихся стран темпами на уровне 5% в год. Однако эта концепция не учитывала специфики развивающихся стран, поэтому была обречена на неудачу.
Теоретическое обоснование стратегии на второе десятилетие развития составила концепция «основных потребностей». X. Ченери, И. Адельмана, Р. Робинсона. Концепция предполагала увеличение инвестиций в экономику, повышение занятости в традиционных секторах экономики, увеличение государственной помощи беднейшим слоям населения. Установки концепции воплотились в планах экономического развития развивающихся стран, но уязвимым элементом стратегии оказался ее внешнеэкономический аспект. Развивающиеся страны уже не хотели мириться с положением отсталой и зависимой периферии в международном капиталистическом разделении труда.
Теоретическое обоснование стратегии 80-х годов составили три концепции: основных потребностей, коллективной опоры на собственные силы и нового международного экономического порядка. Они ориентируют «периферию» на ускоренную интеграцию с промышленно развитыми государствами, в которой развивающимся странам отводится роль поставщика ресурсов и амортизатора в кризисные периоды. Ни одна из предложенных концепций не давала теоретического ответа на вопрос о способах преодоления слаборазвитости.
В результате установки стратегии 80-х, как и предыдущие, оказались практически невыполнимыми уже с самого начала ее реализации. Сложилась кризисная ситуация в сфере их внешнего финансирования, росте государственного долга, усилилась дифференциация развивающихся стран.
Социально-экономическая дифференциация развивающихся стран
Классификации стран Третьего мира посвящены многие исследования. Существует широкий набор качественных и количественных характеристик: по уровню экономического потенциала, специализации в мировом хозяйстве, обеспеченности топливно-энергетическими ресурсами, зависимости от развитых капиталистических государств, культурно-цивилизационным блокам и по другим признакам. Необходимо принимать во внимание уровень социально-экономического развития, степень обеспеченности ресурсами, место и роль в международном разделении труда, показатели валового внутреннего продукта в общемировом объеме.
В классификации ООН выделяют страны — экспортеры и не экспортеры нефти, государства и территории, специализирующиеся на экспорте готовых изделий, и три категории стран в зависимости от уровня доходов на душу населения. По этим показателям все развивающиеся страны условно можно подразделить на три группы.
Первая группа развиваюшихся стран
К этой группе относятся новые индустриальные и страны — экспортеры нефти.
По классификации ООН, к новым индустриальным странам (НИС) относятся Аргентина, Бразилия, Мексика, Южная Корея, Тайвань, Гонконг (с 1 июля 1997 г. — Сянган — перешел под юрисдикцию КНР), Сингапур.
В сентябре 1960 г. 13 государств, располагающих крупными запасами нефти (в том числе Алжир, Эквадор, Габон, Венесуэла, Индонезия, Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Катар, Объединенные Арабские Эмираты), создали ОПЕК — Организацию стран — экспортеров нефти, чтобы противостоять власти крупных нефтяных монополий и увеличить свои доходы.
В послевоенные годы большие масштабы принял начавшийся еще в 30-х годах процесс импортзаменяющей индустриализации — замены импорта многих промышленных товаров их производством на месте. Этим был дан толчок более широкой индустриализации. В первую очередь получили развитие отрасли легкой и пищевой, а также цементной, нефтяной, строительной промышленности. В новых индустриальных странах Латинской Америки с этим периодом связано и становление новых отраслей (металлургической, нефтеперерабатывающей, энергетической, химической). Выпуск промышленной продукции в регионе в 1958 г. превысил довоенный уровень почти в три раза. Добыча нефти выросла в четыре раза, достигнув 1/5 мирового производства. В несколько раз увеличилось производство электроэнергии (до 62 млрд. кВт * ч). Выплавка стали возросла в 13 раз (с 24 до 3,1 млн. т).
По уровню промышленного развития первое место в Латинской Америке удерживала Аргентина, на долю которой в 1950 г. приходилось 1/4 всей промышленной продукции региона, хотя население страны составляло лишь 10% населения региона, 1/6 часть приходилась на Бразилию с 30% населения региона. Однако развитие Бразилии и Мексики происходило более быстрыми темпами, и к концу 50-х годов доля Аргентины уменьшилась, и на первое место в регионе по общему объему промышленного производства (1/5 от всей Латинской Америки) вышла Мексика, хотя по производству на душу населения и Мексика и (еще более Бразилия) отставали от Аргентины.
Был сделан заметный шаг и по пути превращения НИС в промышленно-аграрные. Важным фактором промышленного производства стала усилившаяся роль государства в экономике, особенно в создании новых производств, предприятий тяжелой промышленности. Политика импортзаменяющей индустриализации — сознательно стимулировалась государством. Однако создать достаточные условия для самостоятельного экономического развития НИС она не смогла. Сохранилась высокая степень зависимости их экономики от экспорта продукции сельского хозяйства и сырья и соответственно от конъюнктуры мирового рынка. Зависимость от импорта потребительских товаров сменялась зависимостью промышленности от импорта дорогостоящих машин и оборудования. Иностранный капитал также начал перемещаться в местную обрабатывающую промышленность. В 1946—1960 гг. поступления в виде новых капиталовложений и займов в Латинскую Америку составили 10 млрд. долл., а вывоз прибылей — 19,5 млрд. долл.
Ограниченный эффект импортзаменяющей индустриализации, победа Кубинской революции заставили представителей местной буржуазии и политиков искать более эффективные рычаги воздействия на экономику. Под руководством известного аргентинского экономиста Рауля Пребиша была разработана программа ускоренной модернизации всей экономической и социальной структуры на основе индустриализации, интенсивного сельскохозяйственного производства и эффективных внешнеэкономических связей. Она получила название доктрины ЭКЛА (ЭКЛА — экономическая комиссия ООН для стран Латинской Америки, созданная в 1948 г.) Эту программу взяли на вооружение правительства Фрондиси в Аргентине, Лопеса Матеоса и Диасе Ордасе в Мексике и др.
Президент США Джон Кеннеди в 1961 г. предложил в рамках курса «Новые рубежи» программу «Союз ради прогресса», рассчитанную на десять лет и принятую 19 латиноамериканскими государствами. Цель ее — ускорение экономического и социального развития стран Латинской Америки. Она предполагала ускоренную индустриализацию, уменьшение зависмимости экономики от экспорта аграрно-сырьевых товаров и импорта машин и оборудования. Были обещаны кредиты и другие виды помощи на 20 млрд. долл.
В более широких масштабах, чем в других странах региона, проводись экономические реформы в Мексике. Несмотря на демографический взрыв, благодаря ускоренному проведению аграрной реформы, кредитной и агротехнической помощи крестьянству удалось решить проблему самообеспечения страны продовольствием. В 60-е годы ежегодные темпы роста ВВП достигли 7%, против 5,8% в 1960 г. Доля Мексики в ВВП Латинской Америки увеличилась с 20,3% в 1960 г. до 23,2% в 1970 г. (второе место после Бразилии).
Иностранные кредиты и займы, 70% которых составляли инвестиции США за 20 лет, с 1950 по 1970 гг. увеличились с 0,6 млрд. долл. до 28 млрд. Внешняя задолженность Мексики с 1960 по 1970 гг. увеличилась на 2,6 млрд. и составила 3,8 млрд. долл.
Кризис традиционных устоев латиноамериканского общества и подъем революционных и демократических движений вызвали перемены в латиноамериканской политике Вашингтона.
За семь лет (1961—1967) США, выделили на реализацию программы в виде кредитов, займов и других форм 7,7 млрд. долл. Финансовая помощь США и международных финансовых организаций шла в основном на развитие производственной инфраструктуры, аграрного сектора, просвещения, здравоохранения.
Причины экономического роста этих стран:
1) выгодное географическое положение;
2) наличие дешевой рабочей силы;
3) крупные вложения иностранного капитала, и прежде всего США, Японии, ФРГ;
4) опережающее развитие внешнеэкономических отношений;
5) активная роль транснациональных корпораций (около 80 % всех средств было вложено в НИС).
Среди быстро развивающихся стран Третьего мира особое место занимают государства Среднего Востока — экспортеры нефти. Доходы, которые получали эти страны от национализированных нефтеперерабатывающих компаний, были настолько велики, что внутренние инвестиции не могли поглотить их. Значительные финансовые вливания пошли в экономики промышленных стран Запада, а также в те государства, политические режимы которых устраивали стран-доноров. Во многих странах региона, таких, как Саудовская Аравия, султанаты Оман и Дубай, частный сектор постепенно заменяет государство в качестве движущей силы экономического роста. Инвестиционный капитал частных лиц, помещенный за рубежом выходцами из стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, оценивается в 162 млрд. долл.
В Объединенных Арабских Эмиратах, имеющих значительные доходы от нефти (свыше 10 тыс. долл. на душу населения), имеются широкие возможности для осуществления политики государственных капиталовложений. В Дубае доходы от нефти составляют 2500 долл. на душу населения.
Имея, по оценке на 1 января 1993 г., запасы нефти, равные 635 млрд. баррелей, арабские страны располагают 62,4% всех запасов нефти и 25578 млрд. м 3 природного газа, что составляет пятую часть мировых запасов газа. По прогнозам, следует ожидать быстрого роста добычи нефти и природного газа в арабских странах, а это приведет к усилению их роли как основных поставщиков этих энергоносителей в мире. Если в настоящее время более одного барреля из трех, экспортируемых в мире, приходится на арабские страны, то к 2000 г. это соотношение будет составлять почти один баррель из двух.
Несмотря на нефтяной бум, проблем у арабских стран достаточно. Это и засуха, значительный рост населения вообще и в городах в частности, все возрастающая зависимость от импорта продовольствия, отставание в инфраструктуре и в промышленности, в том числе и в нефтяной, ухудшение положения в сельском хозяйстве.
В последнее десятилетие усилились структурные сдвиги в экономике НИС, что ведет к постепенному сближению их с передовыми промышленно развитыми государствами и вместе с тем к быстрому расширению экономической пропасти между ними и основным массивом развивающихся стран. Хотя в НИС проживает менее 1/8 всего населения развивающихся стран, там создается свыше 2/5 его совокупной промышленной и валовой продукции.
Вторая группа развивающихся государств
К этой группе относятся 33 государства, доход которых на одного жителя в 1978 г. превысил 415 долл.: страны Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии (Индия, Пакистан, Иран, Сирия, Ирак, Ливан др.).
Вслед за распадом колониальной системы перед развивающимися странами во всей полноте встала проблема обретения экономической самостоятельности.
После длившейся десятилетиями борьбы против британского колониального господства Индия в августе 1948 г. получила независимость. На территории бывшей британской колонии образовалось два государства — Индийский Союз и Пакистан.
В 1949 г. Учредительное собрание Индии приняло новую конституцию. Парламентские выборы принесли победу партии Индийский национальный конгресс. Первое правительство возглавил Джавахарлал Неру, затем его дочь Индира Ганди и внук Раджив Ганди. В общей сложности они возглавляли правительство почти 39 лет. Был взят курс на создание смешанной экономики. Государственному сектору и планированию отводилась важная роль в развитии страны при сохранении частного сектора.
Во главу угла были поставлены аграрные преобразования. Был ликвидирован созданный еще в прошлом веке институт посредников — заминдаров. Помещичье землевладение ограничивалось. Государство оказывало поддержку крестьянским хозяйствам, ограничило ростовщичество, стали развиваться кооперация, внедряться передовые агротехнические приемы. Однако на планы модернизации Индии негативно влияют высокие темпы роста населения, национально-религиозная рознь, проблема каст. Тем не менее зеленая революция позволила ей в 70-е годы отказаться от импорта продовольственного зерна. Был создан промышленный потенциал.
Символом успеха Индии в этом плане является запуск в 1980 г. собственного спутника связи на индийском ракетоносителе. В 80-е годы Индия по примеру новых индустриальных стран начала рыночные реформы, от импортзаменяющей индустрии перешла на развитие экспортных отраслей добывающей промышленности. Политика государства сводится к поощрению государственного сектора в базовых отраслях, частного предпринимательства, привлечению иностранного капитал транснациональных корпораций в прогрессивных отраслях производства. Но тем не менее выйти на намеченные экономические рубежи не удалось. Например, в период седьмого пятилетнего плана (1985—1990) среднегодовые темпы роста составляли 3,5% против 5% запланированных.
Пакистан, как и Индия, пошел по еврокапиталистическому пути, хотя проблемы демократизации в стране решались значительно труднее (не последнюю роль в этом сыграла полная исламизация). Как и в Индии, было ликвидировано посредничество в земельных отношениях, в промышленности созданы основы государственного сектора, поддержка частного предпринимательства и иностранных инвестиций. Несмотря на принимаемые меры, в стране усиливается бюджетный дефицит, обостряется платежный баланс. Весьма уязвимым к неустойчивым погодным условиям продолжает оставаться сельское хозяйство — главная отрасль экономики, обеспечивающая почти 80%-ную занятость населения. Растут инфляция, зависимость от конъюнктуры внешнего рынка основной экспортной продукции страны.
Хотя суверенитет в Иране был восстановлен в 1946 г., только в 60-е и 70-е годы были проведены реформы, призванные ускорить капиталистическое развитие страны, осуществить модернизацию форсированными темпами. Важнейшей реформой была аграрная, проведенная в 60-е гг. Ее целями были ликвидация земельного голода, ограничение крупного землевладения, создание фермерско-капиталистических хозяйств путем выкупа казной значительных земельных владений и раздача их крестьянам с условием выкупа в рассрочку. Однако ставка на развитие капитализма в деревне оказалась преждевременной.
Проводимая шахом Мохаммедом Реза Пехлеви политика модернизации получила название белой революции. Она включала реформы в области сельского хозяйства, промышленности, просвещения и здравоохранения. Осуществление индустриализации привело к увеличению темпов промышленного производства до 10—15% в год. Но ликвидация помещичьих товарных хозяйств привела к падению сельскохозяйственного производства, массовой безработице. Выразителем недовольства стало мусульманское духовенство, с самого начала выступавшее против реформ. В 1979 г. в Иран вернулся после многолетнего изгнания шиитский лидер Хомейни, шах покинул страну. В стране победила исламская революция. Иран был провозглашен исламской республикой и вернулся к нормам шариата.
Несмотря на смерть имама Хомейни, Иран остается исламской республикой.
Деколонизация в Африке охватывает почти все послевоенные годы. Сначала независимость получили арабские страны Северной Африки. Их развитие пошло разными путями. Если Марокко и Тунис стабильно придерживались курса прозападной ориентации и курса на модернизацию страны в русле рыночной экономики, то Алжир, Ливия пытались построить арабский социализм.
Особое место в арабском антиколониальном движении принадлежит Сирии. Де юре Сирия была провозглашена независимой от Франции в 1941 г., а де факто стала в 1946 г. после вывода французских войск.
Среди арабских стран Сирия занимает лишь шестое место по численности населения и десятое по размерам территории. Но в последние десятилетия она неизменно стоит в авангарде арабского мира. Сирия — член Лиги арабских государств организации «Исламская конференция» движения неприсоединения.
Развитие Сирии, ее внутренняя и внешняя политика за последние 50 лет связаны с деятельностью Партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ), созданной в 1947 г. В 1963—1965 гг. в стране были проведены социально-экономические преобразования: национализация банков и страховых обществ, принятие нового закона об аграрной реформе, значительно урезавшей максимум земельных владений, под контроль государства были взяты все крупные и часть средних промышленных предприятий. Государственный сектор экономики постепенно стал занимать ведущие позиции в производстве, кредитно-финансовой сфере и во внешней торговле. Все природные ресурсы страны и собственность занятых их разработкой финансовых компаний (иностранных и местных) были национализированы. Сирия стала первым арабским государством, взявшим под свой контроль нефтяное богатство.
Источник