- Экономическое развитие стран запада xix века
- § 2. Основные процессы социально-экономического и политического развития стран Европы и Америки в конце XIX в.
- Социально–экономическое развитие Европы в XIX веке
- Основные черты экономического развития Европы XIX века
- Промышленная революция
- Прогресс в промышленности и земледелии
- Монополии
- Население
Экономическое развитие стран запада xix века
§ 2. Основные процессы социально-экономического и политического развития стран Европы и Америки в конце XIX в.
В последней трети XIX в., после франко-прусской войны 1870 г. и окончания гражданской войны в США в 1865 г., страны Запада вступили в фазу завершения эпохи буржуазных революций и закрепления их итогов.
Важнейшим результатом сравнительно «мирного» тридцатилетия западноевропейской и американской истории было бурное развитие капиталистической экономики, прохождение всеми ведущими капиталистическими государствами промышленного переворота, становление крупной машинной индустрии. Экономика стран Европы и США развивалась быстрыми темпами. За последние 30 лет XIX в. промышленное производство выросло более чем в три раза. Особенно мощно продвинулось производство продукции тяжелой промышленности (уголь, нефть, железо, цветные металлы). Усовершенствование транспорта способствовало развитию международной торговли, крупным миграциям населения. За указанные годы протяженность железных дорог возросла в 4 раза. В США и Канаде к концу XIX в. действовало несколько железнодорожных линий от Атлантического до Тихого океана. В 1891 г. началось строительство Транссибирской железной дороги в России. На основе концентрации производства и капиталов появляются монополии, прежде всего в форме трестов и картелей, которые еще не играли решающей роли в экономике, но положили начало новым формам капиталистического хозяйства.
Победа капиталистического производства и бурное развитие промышленности меняли социальный состав обществ в западноевропейских странах и в Северной Америке: завершалось формирование классов буржуазного общества.
Развитие капитализма в сельском хозяйстве четко определило два пути, два варианта хозяйствования: фермерский путь, который особенно ярко проявил себя на примере капиталистической эволюции в США и Канаде; прусский путь капиталистической эволюции бывших помещичьих хозяйств был особенно характерен для ряда регионов Германии. Однако в Европе имели место сочетания того и другого пути капиталистической эволюции в аграрном секторе. Несомненно, что развитие и по тому, и по другому пути подняло товарность сельскохозяйственного производства на основе растущей производительности труда и эффективности агротехники. С 1870 по 1900 г. экспорт пшеницы из США, основой сельского хозяйства которых являлась семейная ферма, увеличился в 17 раз, из Канады в 6 раз, из Аргентины в 30 раз.
К концу XIX в. сформировалась система мирового хозяйства. Вывоз товаров и капиталов связал многие регионы мира с европейскими центрами промышленности и банками. Ведущей страной, вывозившей капиталы, была Великобритания, ей же принадлежало и главное место в мировой торговле. К 1900 г. капиталовложения Великобритании за рубежом составляли 20 млрд. долл., Франции — 10 млрд. долл., Германии — 5 млрд. долл., США — только 0,5 млрд. долл. Последние еще оставались должником Европы. Формирование мирового хозяйства, осуществляемого на основе капиталистической экспансии европейского ка-питала, обеспечивалось также насильственными методами — созданием колониальных империй, сложившихся уже к началу XX в.
Таким образом, в конце XIX в. завершился процесс становления индустриального капиталистического общества в Западной и Центральной Европе и в Северной Америке. Это была зона ускоренного, «передового» развития капитализма, его «первый эшелон». Юго-Восточная и Восточная Европа, включая Россию, а в Азии Япония стали на путь реформ. Они представляли зону «догоняющего развития». Восток, кроме Японии, еще не созрел для решения буржуазно-демократических задач. Не решены были к концу XIX в. национальные проблемы на Балканах. В Латинской Америке тяжелыми гирями на пути развития ряда стран являлись остатки рабства и докапиталистических отношений.
Крупные изменения произошли в последней трети XIX в. в политическом развитии и духовной жизни капиталистических стран. Преобладающим после завершения эпохи буржуазных революций стал эволюционный характер социально-политических изменений. В политике буржуазии важную роль приобрели реформы. Это было прямым следствием консолидации буржуазного общества в конце XIX в. В эти десятилетия упрочился конституционный строй в ведущих странах Запада. Расширение всеобщего избирательного права, формирование устойчивых партийно-политических течений и партий включая политические партии рабочего класса, позволили упрочить парламентские системы и принципы парламентаризма.
Немаловажное значение для демократизации общества имело ослабление роли церкви, в основном отделение ее от государства и светской власти, а также общий процесс секуляризации (освобождения) общественного сознания, утверждение принципов светской школы, всеобщего начального образования. Хотя католическая церковь в конце XIX в. еще занимала воинственные позиции в осуждении социализма, вольнодумства и обмирщения церкви, она была вынуждена выйти из изоляции и включиться в реальную жизнь и борьбу идей. Папские энциклики (послания) обращались к широким массам населения по животрепещущим вопросам общественной жизни, появившиеся организации «католического действия» в разных странах, а также христианские профсоюзы свидетельствовали о применении церковью новых форм борьбы за сохранение влияния.
Борьба классов и партий в конце XIX в. приобрела открытый характер. Консерватизм, либерализм, социализм вполне оформились в качестве главных идейных течений и нашли свое политическое выражение в соответствующих политических партиях, которые приобрели к концу века устойчивость. Проблемы рабочего движения, противоречия между трудом и капиталом, между рабочими и предпринимателями, стачки, демонстрации, митинги и борьба в ходе избирательных кампаний к концу века становятся в центр политической жизни. Борьба за расширение демократических прав, за принципы всеобщего голосования, за социальное законодательство и 8-часовой рабочий день оставалась тогда главной задачей демократических сил.
Франкфуртский мирный договор 1871 г., завершивший франко-прусскую войну, не привел к стабилизации международных отношений в Европе. Наоборот, мощный экономический рывок Германии позволил Бисмарку в 70-80-е гг. XIX в. бороться за гегемонию, за ведущее место в Европе. Отсюда курс на милитаризацию Германии, на создание постоянной военной угрозы соседям, особенно Франции, а также неоднократные попытки создания прогерманских военно-политических блоков — все это создавало напряженную обстановку в межгосударственных отношениях, доходившую неоднократно до грани войны («военные тревоги» в период 1875-1887 гг.). В 1898 г. Германия приступила к строительству большого военного флота, бросив прямой вызов Великобритании и другим колониальным странам.
Важные изменения в жизни народов Балканского полуострова произошли в ходе так называемого «восточного кризиса» в конце 60-70-х гг. К началу 70-х гг. XIX в. большинство балканских народов находились под турецким и австрийским гнетом. Восстания балканских народов против турецкого ига вовлекли в конечном итоге в восточный кризис другие европейские державы. В 1877-1878 гг. произошла русско-турецкая война. Союзниками России были болгарские, сербские, румынские, черногорские ополченцы и войска. Турция потерпела поражение на всех фронтах. В феврале 1878 г. был подписан предварительный мирный договор. Но западные державы, опасаясь усиления влияния России на Балканах, добились пересмотра ряда статей мирного договора. Тем не менее в результате «восточного кризиса» и русско-турецкой войны на Балканах возник ряд новых независимых государств — Болгария, Румыния, Сербия, Черногория.
Хотя последняя треть XIX в. после франко-прусской войны считалась в Европе «мирным периодом», все же нарастание напряженности в международных отношениях в Европе к концу века приобрело большую остроту. Уже наметились основные контуры противостоящих в Европе коалиций, которые вполне оформились в начале XX в. и привели европейские народы к катастрофе первой мировой войны.
Вопросы и задания. 1. Назовите основные политические события, происшедшие в 60-х гг. XIX в., которые в наибольшей степени повлияли на дальнейшее развитие мира. Обоснуйте свой ответ. 2. Подведите итоги экономического развития ведущих стран мира в последнюю четверть XIX в. Объясните причины быстрого развития ведущих стран мира в это время. 3. Что представлял собою мир в политическом отношении к началу ХXв.?
Источник
Социально–экономическое развитие Европы в XIX веке
Начавшийся в последней трети XVIII столетия в Англии промышленный переворот стал в XIX в. главным содержанием экономического развития западных стран. Результатом промышленной революции стало образование индустриального общества, где труд становится идеалом, а впоследствии и идолом. На трон взошла ее величество Машина, по образу и подобию которой моделируется теперь вся общественная жизнь.
К XIX столетию мир стал качественно иным и культура избирает путь переоценки ценностей. Прежде всего, характерное для предшествующего столетия понимание природы — матери, природы — первотворца уступает место чисто утилитарному ее пониманию как универсальной кладовой, неисчерпаемого источника материалов и энергий, всеобщей мастерской.
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»— эта базаровская формула как нельзя лучше передает дух деловитого и работящего прагматичного XIX в.
Характерные черты становления европейской индустриальной цивилизации в XIX веке:
1. Современники называли XIX в. «машинным веком», поскольку именно тогда началось производство машин с помощью самих машин. От механической прялки «Дженни» человечество шагнуло к первому современному станку из металла, а от него — к автоматическому ткацкому станку Жаккара.
XIX в. называют «эпохой стали», поскольку именно тогда уровень производства стали становится показателем экономической мощи страны. Железо и сталь вытесняют дерево. Если XVII — XVIII вв. были эпохой ветряных мельниц, то с конца XVIII в. начинается эпоха пара. В 1784 г. Дж. Уатт изобрел паровой двигатель. А уже в 1803 г. появляется первый автомобиль с паровым двигателем (Эванс, США; Тревитик, Англия).
2. XIX в. называют также «веком железных дорог». От 50 км. железнодорожного пути, проложенного между Манчестером и Ливерпулем в 1829 г, стальные рельсы в 1912 г. протянулись на 1080000 км.
3. XIX в. — это «век электричества». Открытие В.В. Петровым явления электрической дуги; С. Морзе изобрел электрический телеграф, а А. Бэлл — телефон. Появляются радиоприемники А.С. Попова и Г. Маркони, кинематограф братьев Люмьер. Важным новшеством стало электрическое освещение городов, конка уступала место трамваю. В 1863 г. появилась первая подземная железная дорога «Метрополитен», а к концу века метро функционировало уже в Лондоне, Париже, Нью — Йорке, Будапеште, Париже и других городах. Жизнь человека радикально изменилась.
4. Фабрика сменила мануфактуру, приведя к невиданному прежде росту производительности общественного труда.
5. Уровень благосостоянияи качества жизни существенно возрос. В быт людей повсеместно входят телефон и телеграф, фотография и кинематограф, новые транспортные средства (паровоз, пароход, автомобиль, электрический трамвай, метро) позволяют быстрее преодолевать расстояния. В городских домах появляются паровое и водяное отопление, центральное водоснабжение и канализация и т. д.
6. Формируется средний класс — служащие государственных учреждений и частных кампаний, лица свободных профессий, мелкая буржуазия. Именно «средний класс» в конечном счете придает устойчивость обществу.
7. Складывается новая система ценностей. Главной ценностью индустриальной цивилизации стал технический прогресс и наука, которые смогли обеспечить человечеству благосостояние. В общественном сознании доминируют: польза, достаток, комфорт. В сознании общества начинает неправомерно отождествляться прогресс культуры с экономическим прогрессом. Поскольку прогресс воспринимался как определяющая черта цивилизации, то это вело к противопоставлению западной цивилизации как «развитой» и цивилизаций других стран как «отсталых».
Хотя формирование индустриального общества и правового государства шло по нарастающей в мировом масштабе, Европа XIX в. была еще крайне неоднородной в социально-экономическом и политическом отношениях. Начинается борьба за передел уже поделенного мира. Термин «империализм», первоначально использовавшийся для характеристики колониальной политики, в конце XIX в. начинает применяться для обозначения нового этапа в развитии капитализма — монополистического.
Источник
Основные черты экономического развития Европы XIX века
В XIX в. европейская экономика сделала громадный шаг вперед. За столетие были созданы более мощные производительные силы, чем за всю предшествующую историю. Капитализм одержал полную победу в промышленности и сельском хозяйстве. Производство освободилось от средневековых стеснений, были ликвидированы цехи и феодальные повинности крестьян, построены заводы и фабрики, железные дороги и пароходы.
Промышленная революция
Промышленная революция в Англии началась еще в конце XVIII в., а затем охватила другие западные страны. Она была важным фактором социального развития европейских стран. Революцию в промышленности совершили главным образом паровой двигатель и фабрика, а преобладание машинного производства над ручным и производство машин машинами означало ее победу. В Англии она завершилась в середине XIX в., во Франции, в Германии, Австрии — на 20—30 лет позже.
Промышленность в Европе 1850 г.
Крупные изменения произошли на транспорте. Быстроходные поезда пришли на смену медленным повозкам, парусные суда заменялись пароходами, строились каналы, улучшались дороги.
В первой половине XIX в. главной отраслью промышленности оставалось текстильное производство, но быстрыми темпами возрастала добыча каменного угля и железной руды, выплавка металла. Экономическая мощь государства измерялась тогда количеством машин, тысячами и миллионами тонн переработанного хлопка, добытого угля, выплавленного металла, тысячами километров железнодорожных линий. Западная Европа вступила в «век пара и железа».
В Англии, например, выплавка чугуна в первой половине XIX в. увеличилась более чем в 12 раз.
Если техническая сторона промышленной революции заключалась в переходе от ручного мануфактурного производства к фабричному, то ее социальную сущность составляло формирование двух новых общественных классов — промышленной буржуазии и наемных рабочих, или пролетариата. При феодализме они составляли вместе с крестьянством низшее третье сословие, теперь же превратились в два основных класса капиталистического общества, которые занимали различное общественное положение и имели различные интересы.
Прогресс в промышленности и земледелии
С середины XIX в. количество технических изобретений и усовершенствований росло невиданными прежде темпами: их насчитывались тысячи.
Были открыты новые способы выплавки стали, началось производство пластмасс и синтетических тканей, появились телеграф и телефон, автомобили и самолеты, в горах были проложены первые тоннели, в промышленность и быт пришло электричество.
Возникли новые отрасли промышленности: химическая, электротехническая, автомобилестроительная, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая. «Век пара и железа» уходил в прошлое. Символами новой эпохи становились электричество, сталь и нефть. Промышленное производство увеличилось более чем в три раза.
Но рост производства не был постоянным, он прерывался кризисами (спадами), которые в XIX в. повторялись через каждые 8—12 лет. Производство товаров в масштабах государства не планировалось, и когда их становилось больше, чем можно было продать, внезапно и резко падали цены, закрывались предприятия и банки, сокращались производство и торговля. Впервые такой кризис перепроизводства поразил Англию в 1825 г. Всего в XIX в. в Англии произошло 9 сильных экономических кризисов, во Франции и Германии — по 7.
Сельское хозяйство пережило аграрную революцию. Из феодального оно превратилось в предпринимательское. Возникло много фермерских хозяйств, работавших на рынок и использовавших наемный труд. Совершенствовалась и создавалась новая сельскохозяйственная техника (плуги, сеялки, жатки, сноповязалки, молотилки, первые образцы гусеничных тракторов и комбайнов). Почва лучше обрабатывалась и удобрялась, урожайность зерновых культур значительно повысилась и достигала 14—20 центнеров с гектара, а в Дании в 1913 г.— даже 29 центнеров. Однако доля сельского хозяйства в общем производстве падала, в то время как доля промышленности возрастала.
Монополии
Промышленное производство сосредоточивалось на все более крупных предприятиях. Чтобы получить наибольшую прибыль и победить в конкурентной борьбе, в конце XIX в. промышленники и банкиры стали объединяться и создавать национальные и международные союзы, или монополии (от греч. monos — один и poleo — продаю). Это были организации предпринимателей, которые договаривались между собой о размерах производства, рынках и ценах. Таким образом они подавляли конкурентов, подчиняли или разоряли мелкие предприятия и банки. Однако мелкие предприятия не были полностью уничтожены — по численности они в тысячи раз превышали крупные объединения и сохранились до наших дней. Ведь одни предприятия разорялись, другие создавались.
Картина Джорджа Луке «Современная угроза»
Американский художник Джордж Луке протестует против засилья монополий. Он изобразил их в 1890 г. в виде монстров, пожирающих все окружающее. «Современная угроза» — так называется эта картина
Не исчезла и конкуренция. Соперничество гигантских монополий, мелких и средних производств сопровождает развитие капиталистической экономики до настоящего времени.
Период господства монополий, начинающийся с конца XIX — начала XX в., получил название периода монополистического капитализма, или империализма (от лат. imperium — власть). Сначала под империализмом понимали лишь внешнюю политику, направленную на территориальные захваты и создание громадных империй. Позже этот термин стал использоваться для обозначения новой стадии капитализма, исходным моментом и главной особенностью которой были монополии.
Существовали различные типы монополий: синдикаты, картели, тресты и др. Участники синдиката договаривались о ценах и совместном сбыте товаров, сохраняя самостоятельность в других сферах деятельности. Для картеля характерно соглашение не только о ценах и рынках, но и количестве выпускаемой продукции. Руководство треста управляло всей деятельностью входивших в него предприятий и банков.
Одним из важнейших моментов в экономической истории конца XIX — начала XX в. явилось создание капиталистической системы мирового хозяйства, основы которой были заложены еще в эпоху Великих географических открытий. Экономика одной страны оказалась тесно связанной с хозяйством других стран благодаря железным дорогам и пароходам, возросшей торговле и широким денежным операциям. Мировая экономика напоминала единый организм, в котором все было взаимосвязано. Центральное место в ней до конца XIX в. занимала Англия, а потом — США.
Население
Урбанизация. С конца XVIII в. население Западной Европы быстро увеличивалось и за столетие выросло более чем в два раза. В начале XX в. первое место по численности жителей занимала Германия (67 млн человек), а самой густонаселенной страной оставалась Бельгия. Благодаря повышению уровня жизни и успехам медицины уменьшилась смертность, а средняя продолжительность жизни увеличилась с 35 до 55 лет.
В конце XIX в. большая часть населения Европы жила еще в сельской местности, но оно постоянно уменьшалось, в то время как под воздействием бурного развития промышленности и торговли численность горожан быстро увеличивалась. Роль городов сильно возросла во всех сферах жизни. Этот процесс называется урбанизацией (от лат. urbanus — городской).
Члены благотворительного общества с продуктами и одеждой навещают бедную семью
Вокзал Росиу в Лиссабоне
Наиболее важную роль играли крупные города с населением свыше 100 тыс. человек (в конце XIX в. их было около 100). Они были средоточением экономической, политической, культурной жизни страны. Здесь находились крупные предприятия и банки, принимались важнейшие решения, работали крупнейшие музеи и театры.
Все под одной крышей. Один из первых универмагов, построенных в Париже в конце XIX в.
Жизнь в городах становилась более удобной, комфортной. На улицах стало чище и светлее, чем прежде, благодаря благоустройству, появлению освещения, уборочных машин, системы канализации. Дома подключались к центральному отоплению и водоснабжению, в них устанавливались лифты. Были построены большие вокзалы, рынки, магазины.
ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ
В первые десятилетия промышленного переворота был широко распространен детский труд. В 1840 г. для изучения этого вопроса в Англии была создана парламентская комиссия. Она выявила следующие факты: в каменноугольных копях дети часто начинали работать с четырех лет. Находясь в маленькой нише, они должны были отворять дверь, чтобы пропустить вагонетки с каменным углем, а затем закрывать ее снова. Это было необходимо для предотвращения взрыва газов. Дети вставали в три часа утра, спускались в шахту и находились под землей в темноте до пяти-шести часов вечера.
Восьмилетние дети возили на себе вагонетки с каменным углем. Так как крыша копи была низка, они обвязывали вокруг тела веревку и ползком тащили вагонетку. Приведенные факты произвели ошеломляющее впечатление, и через некоторое время были приняты законы, ограничившие детский труд.
Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX — нач. XX в., 1998.
Источник