Экономическое развитие страны бразилия кратко

EREPORT.RU

мировая экономика

Экономика Бразилии. Состояние экономики Бразилии и ее роль в мировом хозяйстве

Бразилия — самое крупное государство Южной Америки, расположено в ее центральной и восточной частях. Длина сухопутных границ — около 16 тыс. км., на востоке на протяжении 7,4 тыс. км страна омывается Атлантикой. Площадь — 8,5 млн. кв. км. По данным Бюро Переписи США численность населения составила в 1999 году 171 853 тыс. человек. В настоящее время Бразилия — федеративная республика, в административном отношении делится на 23 штата, 3 территории и федеральный округ. Столица — Бразилиа. Денежная единица — реал. Государственный язык — португальский.

Характеризуемая большим и хорошо развитым сельским хозяйством, горной промышленностью, производством и сектором услуг, экономика Бразилии превосходит экономики всех других южноамериканских стран, и расширяет свое присутствие на мировых рынках. С 2003 года Бразилия устойчиво улучшила свою макроэкономическую стабильность, создавая золотовалютные резервы и уменьшая долги. В 2008 году Бразилия стала чистым внешним кредитором, а два рейтинговых агентства присвоили бразильской экономике инвестиционный статус. После рекордного роста в 2007 году и 2008 году, начало глобального финансового кризиса сказалось на экономике страны в сентябре 2008 года. Бразилия испытала два квартала спада, поскольку мировой спрос на бразильские товары снизился и уменьшилось внешнее кредитование.

Однако, Бразилия была одной из первых развивающихся стран, которые начали восстановление. Потребление и доверие инвесторов восстановились, и темпы роста ВВП оказались положительными в 2010 году. Благоприятно на экономическом росте сказалось восстановление экспорта.

Читайте также:  Флаги стран европейского союза

В настоящее время устойчивый рост в Бразилии и высокие процентные ставки сделали экономику данной страны привлекательной для зарубежных инвесторов. Большие притоки капитала за 2010 год способствовали быстрому росту курса местной валюты и вынудили правительство поднимать налоги на некоторые иностранные инвестиции. Президент Dilma Rousseff обязался сохранять приверженность предыдущей администрации планированию инфляции Центральным банком, плавающим обменным курсам и политике финансовых ограничений.

История экономики Бразилии

До середины 1990-х годов в Бразилии наблюдалась очень высокая инфляция и иностранные инвесторы боялись вкладывать средства в национальную экономику. Но с введением в стране строгой денежной политики страна поправила свое положение: рост цен на потребительские товары в 1998 г. составил 2% против 1000% в 1994 г. Но тоже время рост ВВП сократился с 5,7 процентов в 1994 г. до 3% в 1997 г. из-за более жесткой кредитной политики.

В 1998г. экономика страны столкнулась с серьезным испытанием: всемирный финансовый кризис привел к оттоку инвестиций из страны. Приблизительно 30 млрд. долларов ушло на август и сентябрь 1998 г. Наиболее серьезным последствием для Бразилии, после российского отказа выплат по долгам, стало принятие решения об измене процентной годовой ставки (она достигла 50%). После корректировки налоговой программы и принятия новых принципов структурных преобразований, Международный Валютный Фонд выдал кредиты стране в размере 41,5 млрд. долларов. В январе 1999 г. Центральный Банк Бразилии объявил об одноразовой 8% девальвации реала и отказе в дальнейшем искусственно поддерживать курс национальной валюты. Правительство страны надеялось на начало экономического роста к концу 1999г. и заявляло о приверженности строгому антиинфляционному курсу. И хотя в 1999г. в стране произошел валютный кризис, экономика страны, несмотря на это к концу 1999г. все-таки возросла. После выдачи кредита МВФ с конца 1999 г. в экономику страны было вложено около 20 млрд. долларов инвестиций.

Читайте также:  Список дорогих стран для туристов

В период с 1995 по 1998 гг. наблюдался спад практически во всех отраслях промышленности Бразилии (всего с 7,6% до -2,3%), особенно в машиностроении (с 21,4% до -4,1%), энергетике (с 19,0% до -10,1%) и транспортных перевозках (с 13,4% до -15,1%).

Но к 2000 году ведущие экономисты мира отмечали рост Бразильской экономики. Например, общий рост производства (но данным за март 2001 г.) составил 11,2% от показателя января 2000 г., в то время, как аналитики ожидали 6,8%. В сочетании с высокими показателями производства наблюдается превосходящий ожидания экономистов спад безработицы и удивительно большой дефицит торгового баланса, зафиксированный в начале 2001 года.

Горячий период экономической активности привел к тому, что импорт начал развиваться более быстрыми темпами, чем экспорт, несмотря на то, девальвация способствует повышению конкурентоспособности бразильской продукции. За период между январем и февралем экспорт вырос на 13,8% до 8,62 млрд. долларов, в то время, как импорт — 18,6% до 9,02 млрд. долларов.

Многие СМИ говорили о том, что с такими темпами роста бразильская экономика «перегреется», но страна адаптировалась к быстрорастущей экономике как раз за счет импорта, а не за счет роста цен, как предполагалось ранее. В 2000 г. Центральный Банк понизил основные ставки процента с 45% до 15, 25%, в надежде на продолжение реакции экономики на цикл снижения процентных ставок за последние два года.

ВНП Бразилии в 1998 г. составил 767 578 млн. долларов. ВВП Бразилии в 1998 г. составил 778 209 млн. долларов. По итогам 1999 г. падение ВВП Бразилии не превысило 2%, несмотря на ожидаемые 3,8%.

Экспорт составил в 1998 г. 51 млрд. долларов и состоял из железной руды, кофе, сои, апельсинов, автомобилей, самолетов, вооружения. Страны экспортеры: ЕЭС — 28%, Латинская Америка (исключая Аргентину) — 28%, США — 20%, Аргентина — 13%. Импорт составил в 1998 г. 57,6 млрд. долларов и состоял из нефти-сырца, машин и оборудования, продуктов питания. Страны импортеры: ЕЭС — 26 %, США — 22%, Аргентина — 13%, Япония — 5%.

Однако в последующие годы, Бразилию ждал новый период откровенно слабого экономического развития. Правительству Луиса Инасиу Лулы да Силва не удалось сдержать рост внутренней задолженности, которая давно уже превышает половину ВВП, несмотря на политику снижения банковских учетных ставок. Банковские проценты, которые привлекали в Бразилию спекулятивный краткосрочный капитал, остались самыми высокими в мире и составляют 14,25%. До сих пор рост экономики сдерживались девальвацией местной валюты — реала, курс которого искусственно поддерживался на уровне 30% ниже реального по отношению к доллару США, что, естественно сдерживало рост производства и делало дорогим экспорт.

Темпы развития бразильской экономики в 2006-2007 годах сохранялись на уровне ниже общемировых — такой вывод содержится в докладе Международного валютного фонда.

В декабре 2008 года президент Бразилии подписал указ о формировании «суверенного фонда благосостояния» суммой до 6 млрд долл., финансируемого за счёт профицита госбюджета (составляющего до 3,8 % ВВП). Целью фонда является обеспечение инвестиций для бразильских компаний в условиях краха внешних источников кредитования.

ВВП Бразилии, млрд. долларов США

Относительное изменение ВВП по годам: +5,1% (2008); -0,2% (2009); +7,5% (2010). В 2010 году объем ВВП составил 2,023 трлн. долл. (2182 трлн. долл. по ППС). ВВП на душу населения достиг 11220 долларов США (11514 долл. по ППС). Темпы инфляции составили 4,5%, а уровень безработицы — 5,7%.

Промышленность Бразилии

Бразилия — одна из ключевых стран развивающегося мира. По объему ВВП она занимает первое место в Латинской Америке, а по объему промышленного производства входит в десятку крупнейших стран мира. Доля промышленности в ВВП — 26,4%, а сельского хозяйства — 6,1%. В промышленности занято 14% рабочей силы. Бразилия обладает крупными запасами полезных ископаемых: железной (свыше 100 млрд. тонн), марганцевой (100 млн. т.), урановой (256 тыс. т.) руд, угля (21 млрд. т.), нефти и др.

Темпы роста объема промышленного производства Бразилии, % к предыдущему году

Горнодобывающая промышленность. Несмотря на быстрое развитие и богатую сырьевую базу Бразилия, доля этой отрасли в ВВП невелика. Там сильно развита добыча апатитов и железной руды, так же развита добыча золота, серебра, олова, алмазов и асбеста. Железнорудная промышленность работает в большой степени на экспорт.

В Бразилии добываются более 40 видов полезных ископаемых. Наиболее значимыми являются железная и марганцевая руды. Добывается более 200 млн. тонн железной руды в год, примерно 80 % экспортируется. Бразилия занимает одно из первых мест в мире по добыче бокситов. Добыча цинка, меди и никеля осуществляется для внутреннего рынка. Бразилия — поставщик стратегического сырья: вольфрам, ниобий, цирконий, слюда и др. Потребности в нефти Бразилия обеспечивает только наполовину и вынуждена импортировать её. Годовая потребность в нефти составляет 75 млн. тонн. В 1970-х годах в Амазонии найдены значительные запасы золота, ныне её добыча составляет примерно 80 тонн в год. Найдены месторождения угля, однако уголь низкого качества и его добыча составляет около 5 млн. тонн в год. Наиболее развито производство алюминия на собственных бокситах, а также никеля и меди.

Энергетика. До 90% всей электроэнергии страны производят ГЭС, также используются альтернативные источники (большая часть автомобилей работает на спирте), дрова, каменный уголь, работает одна АЭС. Черная металлургия. работает на собственной руде и импортном коксе. Страна входит в десятку мировых производителей стали (выплавка — 25 млн. тонн). Крупнейшие заводы находятся в штатах Минас-Жерай и Сан-Паулу.

Бразилия имеет огромный гидроэнергетический потенциал. Энергетика на 99 % основана на ГЭС. В Бразилии находится вторая по мощности ГЭС в мире — Итайпу. В 2005 году выработано 546 млрд. кВт·ч. Бразилия экспортировала 7 млн. кВт электроэнергии, а импортировала 39 млрд. кВт — в основном из Парагвая. В 2007 году выработано 438,8 млрд. кВт·ч, потреблено 404,3 млрд. кВт·ч, экспорт — 2,034 млрд. кВт·ч. Импорт электроэнергии в 2008 году — 42,06 млрд. кВт·ч (в основном из Парагвая).

Обрабатывающая промышленность. Обрабатывающая промышленность занимает свыше четверти в ВВП. Главными отраслями являются нефтепереработка и химическая промышленность. Развиты — транспортное машиностроение (прежде всего автомобилестроение), станкостроение. Страна занимает четвертое место в мире по строительству морских судов, заметны успехи авиастроения. Развито радио-аппаратное строение, большими темпами развивается производство электронно-вычислительной техники. Главные центры отрасли — Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро.

Ежегодно Бразилия производит более 1,5 млн. автомобилей. Основными производителями автомобилей в стране являются фирмы «Скания», «Мерседес-Бенц» и «Фиат». Главным производителем автобусов является «Мерседес-Бенц».

Сельское хозяйство Бразилии

В сельском хозяйстве Бразилии занято 20 % рабочей силы. По экспорту сельскохозяйственной продукции Бразилия находится на третьем месте в мире, её доля в мировом экспорте этой продукции составляет 6,1 %. Доля сельскохозяйственной продукции в экспорте Бразилии достигает почти трети. В структуре отрасли лидирует растениеводство (60% стоимости всей продукции), причем в ходе эволюции систем землепользования и землевладения сложился институт крупный земельной собственности — латифундии (80% всех обрабатываемых земель). Кроме того, распространено мелкое землевладение — минифундии. Хотя удельный вес последних невелик, но именно они производят основную часть продовольственных (а не экспортных, как на плантациях латифундий) культур для внутреннего потребления: зерновых, бобовых, картофеля. Бразилия является традиционным производителем и экспортером ряда сельскохозяйственных продуктов: кофе, сахарного тростника, сои, кукурузы, какао, бананов, хлопчатника, а также значительным поголовьем крупного рогатого скота.

На севере Бразилии находятся огромные лесные пространства Амазонии, занимающие 60% всей территории страны. Но запасы ценных древесных пород используются нетрадиционно и слабо. Наибольшее значение имеет сбор каучука, заготовка орехов и лекарственных растений.

Кофе является одной из главных статей экспорта Бразилии. В 2008 году собрано 2790,8 млн тонн кофе, таким образом Бразилия находится на первом месте в мире по этому показателю. По его производству Бразилия стоит на 1 месте в мире. Бразилия занимает 1 место в мире по производству сахарного тростника, из которого делается этанол, используемый в основном, как топливо для автомобилей. В 2008 году собрано 648 млн тонн. Выращиваются также какао-бобы (208 тыс. тонн), хлопчатник (3,9 млн тонн) и соя (59,9 млн тонн).

Основными потребительскими культурами Бразилии являются пшеница, кукуруза и рис. В 2008 году собрано: кукуруза — 59 млн тонн (собирается два урожая), рис — 12 млн тонн, пшеница — 5 млн тонн.

Животноводство Бразилии преимущественно мясное, дает около 40% стоимости сельхозпродукции. Преобладают пастбищное скотоводство, а так же мясное скотоводство в сочетании с овощеводством. Животноводство больше всего распространено в Центро-Западе страны. В 2002 году в стране насчитывалось 176 млн. голов крупного рогатого скота, 30 млн. свиней, 1050 млн. голов домашней птицы и 15 млн. овец.

Транспорт Бразилии

Транспорт в Бразилии развит крайне неравномерно, железные дороги в основном находятся на востоке страны. Транспортный магистрали (сначала железнодорожные) начали формироваться еще в XIX веке. И сейчас новые и модернизированные железнодорожные ветви в основном соединяют центры добычи полезных ископаемых и районы сельхозпроизводства с портами. Длина железных дорог составляет 29 252 км, в том числе с широкой колеёй — 487 км, со стандартной колеёй — 194 км, с узкой колеёй — 23 785, остальные — 396 км.

Длина автомобильных дорог составляет 1,98 млн. км. (из них с твердым покрытием — 184 140 км.). Автомобильные дороги, хотя и являются самыми протяженными во всей Латинской Америке и перевозят большую часть пассажиров, не отвечают потребностям страны, к тому же они неравномерно распределены по территории страны. В развитии внешнеторговых связей исключительную роль играют морской (98% всех внешнеторговых грузов) и авиационный транспорт.

Аэропорты: всего — 4276, с твёрдым покрытием — 714, без твёрдого покрытия — 3562. Водный транспорт: всего — 137 судов водоизмещением 2 038 923 грт/3 057 820 дедвейт, сухогрузы — 21, нефтяные танкеры — 47, химические танкеры — 8, газовые танкеры — 12, пассажирские — 12, контейнерные — 8, навалочные суда — 21, ролкеры — 8.

Роль Бразилии в мировом хозяйстве

Бразильская экономика, обладая высокоразвитым сельским хозяйством, добывающей промышленностью (она занимает первое место в мире по добыче железной руды, апатитов, второе — по добыче бериллия, третье — по добыче бокситов, четвертое — по добыче золота, асбеста, олова) и сектором услуг, является самой мощной в регионе и оказывает существенное влияние на мировые рынки. Бразилия — крупнейший в мире производитель кофе и сахарного тростника, один из крупнейших экспортеров сельскохозяйственной продукции.

Несмотря на невыразительные показатели экономического развития, Бразилия претендует на роль мирового лидера развивающихся стран. Новым подтверждением претензий правительства страны на лидерство среди стран третьего мира стало намерение сформировать на предстоящем форуме МВФ блок стран, чтобы блокировать проект реформы МВФ, который дал бы большие права Китаю, Южной Корее, Турции и Мексике в принятии решений международного финансового органа. Объем экспорта составил в 2010 году 199,7 млрд. долл. США, а импорта — 187,7 млрд. долл. США. Статьи экспорта — транспортное оборудование, железная руда, соя, обувь, кофе, автомобили. Партнёры по экспорту КНР 12,49%, США 10,5%, Аргентина 8,4%, Нидерланды 5,39%, Германия 4,05% (на 2009 год). Статьи импорта — машины, электрическое и транспортное оборудование, химическая продукция, нефть, автомобильные запасные части, электроника. Партнёры по импорту США 16,12%, КНР 12,61%, Аргентина 8,77%, Германия 7,65%, Япония 4,3% (на 2009 год).

Источник

Оцените статью