- III. Социально-экономическое развитие России после распада СССР. Политический кризис 1993 г
- Экономика после распада СССР: о некоторых особенностях развития постсоветских стран
- Социально-экономические предпосылки распада СССР
- Таблица 1.1 Численность населения союзных республик / ННГ и доля в нем городского населения, %
- Таблица 1.2. Некоторые социальные показатели союзных республик в 1989 г.
- Таблица 1.3. Ввоз и вывоз продукции по республикам в 1989 г. в фактически действовавших внутрисоюзных ценах
- Источники:
III. Социально-экономическое развитие России после распада СССР. Политический кризис 1993 г
План экономических реформ в РСФСР был обнародован только в конце октября 1991 г. в докладе президента Б.Н. Ельцина на Съезде народных депутатов. Реализация программы связана с именем Е.Т. Гайдара, вице-премьера по экономике в новом российском правительстве. Программа шокотерапии, выдвинутая Е. Гайдаром, включала в себя следующие направления:
1) разовое введение свободных цен с января 1992 г., что должно определить рыночную стоимость товаров, ликвидировать товарный дефицит, ввести механизм конкуренции между предприятиями и заставить людей “зарабатывать деньги”;
2) либерализация торговли, которая должна ускорить товарооборот;
3) быстрая приватизация жилья и госпредприятий с целью создания класса собственников и вызвать в народе экономические стимулы к предпринимательской деятельности.
Отпуск цен с января 1992 г. привел к драматическим последствиям.Правительство прогнозировало рост цен в три раза и с учетом этого установило индекс повышения заработной платы в бюджетных сферах на 70%. Но цены сразу же возросли в 10-12 раз. Большинство населения оказалось за чертой бедности. Многократный рост цен нанес удар по сберегательным вкладам населения, которые правительство не способно было проиндексировать. Все это породило глубокое недоверие к правительству.
Одной из главных в правительственной идеологии стала концепция быстрого создания социальной поддержки реформам путем формирования “среднего класса” – собственников-акционеров приватизируемых предприятий. Стоимость ваучеров была определена исходя из оценки имущества российских предприятий на 1 января 1992 г. в 1 триллион 400 миллиардов рублей. Однако только долги предприятий друг другу к середине года уже в полтора раза превышали эту сумму.
В результате политической борьбы (декабрь 1992 г.) было сформировано под руководством В.С. Черномырдина новое правительство. Реформы, связанные с именем Гайдара продолжались ровно год. Результаты их оказались противоречивыми. Несомненно, в экономике страны произошел перелом: начал формироваться рыночный механизм спроса и предложения, стала складываться банковско-посредническая система. В то же время реальные доходы населения к концу 1992 г. сократились на 44% по сравнению с началом года. Рост цен за год в 26 раз фактически лишил население всех сбережений. Был нанесен удар по науке, образованию и культуре.
В. С. Черномырдин видел путь развития экономического развития России в виде остановки спада производства, реформирования экономики под контролем государства, военно-политического объединения государств ближнего зарубежья, усиления роли СНГ в решении экономических и социально-политических проблем, повышения роли России на международной арене. В программном курсе правительства выделялись средства достижения: льготное кредитование промышленности и сельского хозяйства, массированные государственные инвестиции в приоритетных секторах за счет эмиссии, предоставление льгот отдельным предприятиям, отраслям, регионам, госконтроль за хозяйственной деятельностью, регулирования рентабельности и уровня цен, ведение фиксированного курса рубля. При этом правительство не называло никаких конкретных цифр.
Большинство партий, оппозиционные правительству, критиковали его за чрезмерный радикализм, попытку достичь капитализм с помощью “большого скачка”. Стремительно нарастали социальные контрасты. Баснословные богатства “новых русских”, сколоченные за один-два года, их жизнь на уровне преуспевающих западных бизнесменов, с одной стороны, и появление масс нищих, бродяг, бездомных, скатывание к голодному существованию десятков миллионов других, — эта реальность определяла отношение к реформам множества российских граждан. Все это привело к политическому кризису 1993 г.
21 сентября 1993 г. Президент подписал указ о поэтапной конституционной реформе, роспуске съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета и проведении 11-12 декабря выборов в новые органы государственной власти. Руководство Верховного Совета и большинство членов Конституционного суда признали действия Президента неконституционными. В ночь с 21 на 22 сентября вице-президент А.В. Руцкой начал формировать параллельное правительство. Ельцин предъявил народным депутатам ультиматум – покинуть “Белый дом” (здание Верховного Совета Республики) до 4 октября. По официальным данным в результате столкновений погибло 145 человек. Многие защитники Белого дома были арестованы.
Источник
Экономика после распада СССР: о некоторых особенностях развития постсоветских стран
Социально-экономические предпосылки распада СССР
СССР составляли союзные республики, разные по площади и численности населения, по уровню социально экономического развития, этнокультурным особенностям, по научно-техническому и образовательному потенциалу.
Республики, находясь в едином правовом поле СССР, с точки зрения социально-экономического развития находились в разном времени: от преобладания аграрных форм экономики и социальной жизни – в республиках Средней Азии до сильно индустриализированных РСФСР, республик Прибалтики, Украины, Белоруссии. Политическая система СССР позволяла конструировать географию экономики и межрегиональную интеграцию, исходя исключительно из общегосударственных интересов, которые формулировались узким кругом лиц высшей партийной бюрократии. В СССР был единственный центр принятия экономических решений, а остальное пространство было объектом его деятельности, – крайне централизованная форма центро-периферийных отношений. В условиях, когда государство составляли столь разные республики, высокая степень централизации управления представлялась как важное преимущество, обеспечивающее единство и целостность страны.
Экономика республик включалась в союзную экономику посредством межотраслевого разделения труда.Более глубокие формы разделения труда (производственная кооперация) на основе новых технологий устанавливались между промышленно развитыми регионами РСФСР, Украины, Белоруссии, республик Прибалтики. Республиканские и региональные экономики, создаваемые на основе межотраслевой и внутри отраслевой специализации, формировали жестко интегрированный хозяйственный комплекс, именуемый единым народно-хозяйственным комплексом (ЕНХК) СССР. Руководство СССР сталкивалось с необходимостью одновременной модернизация имеющегося хозяйства на основе новых технологий, экономического подъема отсталых и освоения новых территорий. В 1970–1980-е гг. резко возросли государственные расходы в связи с освоением новых природных ресурсов для приращения экспортной базы страны. Экономика СССР и стран СЭВ требовала все больше топлива и сырья. В то же время росли расходы на приобретаемые за рубежом машины, материалы и технологии.
СССР многие десятилетия развивался обособленно от внешнего мира. Геополитическое положение страны между глобальными центрами силы, разрушительные войны ХХ в., длительная «холодная война» вызвали смещение экономики в глубинные, удаленные от границ части страны со сложными природно-климатическими условиями. В том же направлении действовала топливно-сырьевая ориентация советского экспорта, поскольку его главные природные богатства располагались восточнее и южнее Урала. Все это требовало громадных единовременных затрат по освоению новых территорий и поддержке их жизнеобеспечения.
Важную роль в укреплении единства страны играли масштабные трудовые миграции населения. В осваиваемые восточные районы направлялась низкоквалифицированная рабочая сила из республик Средней Азии и Закавказья, во встречном направлении вслед за индустриализацией этих республик следовала квалифицированная рабочая сила из индустриальных центров России и Украины. Расширение промышленной базы республик Прибалтики также потребовало привлечения рабочей силы из других союзных республик. Индустриализация была тесно связана с урбанизацией, которая являлась символом общественного и экономического прогресса союзных республик и СССР в целом. В межвоенные и послевоенные годы она бурно развивалась во всех республиках СССР. С этим было связано заметное сближение республик по уровню социально-экономического развития. Л.Н. Телепко приводит такие данные: в 1926 г. соотношение между максимальным и минимальным уровнями промышленного развития районов выражалось как 32:1, в 1962 г. – 4:1, а в 1968 г. – 1,8:1 1 . По расчетам А.Г. Гранберга, в 1965 г. различия между республиками по уровню душевого производства валового общественного продукта составляли 2,5–3 раза, а по потреблению менее 2 раз 2 .
Индустриализация экономически слабых республик осуществлялась на основе, вытекающей из концепции социализма, необходимости выравнивания уровней развития. Однако сокращение различий не меняло характера отношений между союзным центром и союзными республиками, межреспубликанского разделения труда между более и менее развитыми республиками. С начала 1980-х гг. в среднеазиатских республиках темпы урбанизации либо резко замедлились, либо пошли вспять (таблица 1.1). Темпы индустриализации уже не поспевали за ростом населения в сельской местности. Отчасти это было связано с направлением большей доли ресурсов на финансирование проектов освоения новых топливно-сырьевых ресурсов, строительство новых транспортных магистралей (БАМ), экспортных трубопроводов, с ростом военных и оборонных расходов.
Таблица 1.1 Численность населения союзных республик / ННГ и доля в нем городского населения, %
Страны | Численность населения (начало года), млн чел. | % городского населения | ||||
1991 | 2001 | 2011 | 1991 | 2001 | 2011 | |
Таджикистан | 5,4 | 6,3 | 7,6 | 31 | 27 | 26 |
Кыргызстан | 4,4 | 4,9 | 5,5 | 38 | 35 | 34 |
Узбекистан | 20,7 | 24,8 | 28,2 | 40 | 37 | 42 |
Молдова | 3,6* | 4,4 | 3,6* | 47* | 41* | 41* |
Туркменистан | 3,7 | 4,8 | 5,5 | 45 | 44 | 51 |
Азербайджан | 7,1 | 8,1 | 9,1 | 53 | 51 | 53 |
Грузия | 5,5 | 5,1** | 4,5** | 56 | 58** | 53** |
Казахстан | 16,8 | 14,9 | 16,4 | 58 | 56 | 54 |
Армения | 3,4 | 3,2 | 3,29 | 68 | 67 | 64 |
Литва | 3,7 | 3,5 | 3,2 | 69 | 68 | 67 |
Украина | 51,9 | 48,7 | 45,6 | 67 | 68 | 68 |
Латвия | 2,7 | 2,4 | 2,1 | 71 | 69 | 68 |
Эстония | 1,6 | 1,4 | 1,3 | 72 | 70 | 69 |
Россия | 148,5 | 146,3 | 142,9 | 74 | 73 | 74 |
Белоруссия | 10,3 | 10,0 | 9,5 | 67 | 70 | 75 |
* без Приднестровья, ** без Абхазии и Южной Осетии.
Источники: Народное хозяйство СССР в 1990 г., Госкомстат. М.: Финансы и статистика. 1991.С. 68–73.; СНГ в 2010 г. Статистический ежегодник. М.: МСК СНГ, 2011. С. 171.
В республиках Прибалтики, Закавказья, Казахстане, Молдове, Белоруссии, Украине и России рост доли городского населения продолжался вплоть до распада СССР. Их индустриализация в 1970–1980-е гг. была тесно связана с развитием сотрудничества в рамках СЭВ. Рост различий в темпах урбанизации отражает начавшееся в 1980-е гг. усиление межреспубликанских различий в уровнях социально-экономического развития.
Их усиление было связано с разной динамикой населения и урбанизации. Довольно близкие значения уровней зарплаты в республиках – разница между максимальным и минимальным уровнем в 1990 г. составляла всего 1,5 раза (таблица 1.2) сочеталась с большими различиями по доле малообеспеченного населения.
Таблица 1.2. Некоторые социальные показатели союзных республик в 1989 г.
Республики | Доля населения с ежемесячным дохо- дом ниже 75 руб.*, в % | Среднемесячная денеж- ная зарплата рабочих и служащих, руб. | Естественный прирост населения, чел. на 1000 чел. населения |
Таджикистан | 45,1 | 206,9 | 32,6 |
Узбекистан | 34,1 | 215,4 | 27,6 |
Азербайджан | 29,7 | 194,6 | 20,2 |
Туркменистан | 26,9 | 243,7 | 27,2 |
Кыргызстан | 24,8 | 219,2 | 22,3 |
Казахстан | 10,0 | 265,4 | 14,0 |
Грузия | 6,5 | 214,0 | 8,6 |
Молдова | 6,1 | 233,0 | 8,0 |
Армения | 5,4 | 241,3 | 17,4 |
Россия | 3,2 | 296,8 | 2,2 |
Украина | 2,7 | 248,4 | 0,6 |
Белоруссия | 1,5 | 264,5 | 3,2 |
Литва | 1,2 | 283,3 | 4,6 |
Латвия | 0,9 | 290,9 | 1,1 |
Эстония | 0,6 | 340,7 | 1,8 |
CCCР | 7,7 | 274,6 | 6,5 |
* Начиная с 1985 г. границей малообеспеченности в СССР был среднедушевой месячный доход в 75 руб.
Источник: Народное хозяйство СССР в 1990 г. Госкомстат. М.: Финансы и статистика, 1991. С. 38, 89, 115.
Около четверти и более населения других стран Средней Азии и Азербайджана имело денежные доходы на душу населения ниже 75 руб. К моменту распада СССР разница по величине ВВП на душу населения и его структурой между союзными республиками оставалась довольно существенной. Наиболее развитую часть государства по произведенному ВВП на душу населения составляли Россия и Прибалтийские республики, а наименее развитую – республики Средней Азии, а также Армения и Молдова.
При этом союзные республики, благодаря жесткой специализации (фактически монопольном производстве того или иного товара) были тесно связаны друг с другом. У большинства из них на долю межреспубликанского обмена приходилось в вывозе более 90%, а ввозе более 70% от всего ввоза (с учетом соответственно экспорта и импорта). Исключение составляла Россия, у которой в вывозе и ввозе доли соответственно экспорта и импорта были существенно выше (таблица 1.3). В целом по СССР в 1989 г. на долю межреспубликанского товарооборота приходилось 55% от общего объема республиканских торговых связей, а на долю внешнеторговых связей – 45%. В 1989 г. на долю РСФСР пришлось 2/5 межреспубликанского товарообмена, 71,4% экспорта и 69,7% импорта СССР. Республика давала более 60% ВНП СССР. Она была финансовым донором большинства союзных республик и через себя интегрировала все союзное экономическое пространство. По расчетам А. Гранберга и В. Суслова, РСФСР в 1986–1990 гг. имела устойчиво положительное сальдо межреспубликанского обмена, в то время как среднеазиатские республики имели устойчиво отрицательное сальдо.
Таблица 1.3. Ввоз и вывоз продукции по республикам в 1989 г. в фактически действовавших внутрисоюзных ценах
Республики | Ввоз всего, млрд руб. | В том числе в % | Вывоз всего, млрд руб. | В том числе в % | ||
Меж респуб- ликанский обмен | Импорт | Меж респуб- ликанский обмен | Экспорт | |||
РСФСР | 144,3 | 49,0 | 51,0 | 109,6 | 68,5 | 31,5 |
Украина | 54,5 | 73,3 | 26,7 | 48,1 | 84,2 | 15,8 |
Белоруссия | 19,4 | 76,7 | 23,3 | 20,3 | 90,2 | 9,9 |
Казахстан | 17,6 | 82,9 | 17,1 | 9,1 | 90,2 | 9,8 |
Узбекистан | 14,2 | 85,1 | 14,9 | 10,2 | 84,0 | 16,0 |
Литва | 7,4 | 78,8 | 21,2 | 6,3 | 92,4 | 7,6 |
Молдавия | 6,6 | 78,5 | 21,5 | 5,5 | 95,1 | 4,9 |
Грузия | 6,5 | 75,6 | 24,4 | 6,1 | 93,9 | 6,1 |
Латвия | 6,0 | 75,0 | 25,0 | 5,4 | 93,2 | 6,8 |
Азербайджан | 5,2 | 73,0 | 27,0 | 7,1 | 93,4 | 6,6 |
Армения | 4,9 | 78,3 | 21,7 | 3,7 | 97,6 | 2,4 |
Киргизия | 78,3 | 21,7 | 2,6 | 98,1 | 1,9 | |
Таджикистан | 3,9 | 82,7 | 17,3 | 2,5 | 86,2 | 13,8 |
Эстония | 3,8 | 84,6 | 15,4 | 3,1 | 92,9 | 7,1 |
Туркмения | 3,3 | 82,3 | 17,7 | 2,7 | 91,0 | 9,0 |
Всего: | 284,7 | 62,9 | 37,1 | 227,8 | 78,8 | 21,2 |
Источник: Народное хозяйство СССР в 1990 г. Госкомстат. М.: Финансы и статистика, 1991. С. 636.
При пересчете межреспубликанского товарообмена по ценам мирового рынка положительное сальдо РСФСР стало еще больше, и она осталась в качестве практически единственного донора других союзных республик.
Торгово-экономические связи с Россией были важным фактором экономического роста других союзных республик, составляя от 67% конечного продукта Украины до 32% Молдовы 4 . К концу 1980-х гг. усилились требования со стороны союзных республик большей экономической самостоятельности. Республиканские элиты ожидали существенного экономического выигрыша от расширения своих прав и компетенций в экономической сфере, перехода к более эквивалентным (в том числе и на основе мировых цен) межреспубликанским торговым связям, отказа от навязанной центром специализации 5 .
Источники:
1. Телепко Л.Н. Уровни экономического развития районов СССР/ М.: Экономика, 1971. С. 94.
2. Гранберг А.Г. Оптимизация территориальных пропорций народного хозяйства. М.: Экономика, 1973. С. 130, 158.
3. На самом деле существенно больше, поскольку уровень малообеспеченности из-за инфляции заметно превысил 75 руб.
4. Гранберг А., Суслов В. Межреспубликанские экономические отношения накануне распада СССР // Региональное развитие и сотрудничество. 1997. №0. С. 18, 21.5. Там же. С. 24.
Нашли ошибку в тексте — выделите и нажмите ctrl enter
Источник