Экономическое развитие страны после распада ссср

III. Социально-экономическое развитие России после распада СССР. Политический кризис 1993 г

План экономических реформ в РСФСР был обнародован только в конце октября 1991 г. в докладе президента Б.Н. Ельцина на Съезде народных депутатов. Реализация программы связана с именем Е.Т. Гайдара, вице-премьера по экономике в новом российском правительстве. Программа шокотерапии, выдвинутая Е. Гайдаром, включала в себя следующие направления:

1) разовое введение свободных цен с января 1992 г., что должно определить рыночную стоимость товаров, ликвидировать товарный дефицит, ввести механизм конкуренции между предприятиями и заставить людей “зарабатывать деньги”;

2) либерализация торговли, которая должна ускорить товарооборот;

3) быстрая приватизация жилья и госпредприятий с целью создания класса собственников и вызвать в народе экономические стимулы к предпринимательской деятельности.

Отпуск цен с января 1992 г. привел к драматическим последствиям.Правительство прогнозировало рост цен в три раза и с учетом этого установило индекс повышения заработной платы в бюджетных сферах на 70%. Но цены сразу же возросли в 10-12 раз. Большинство населения оказалось за чертой бедности. Многократный рост цен нанес удар по сберегательным вкладам населения, которые правительство не способно было проиндексировать. Все это породило глубокое недоверие к правительству.

Одной из главных в правительственной идеологии стала концепция быстрого создания социальной поддержки реформам путем формирования “среднего класса” – собственников-акционеров приватизируемых предприятий. Стоимость ваучеров была определена исходя из оценки имущества российских предприятий на 1 января 1992 г. в 1 триллион 400 миллиардов рублей. Однако только долги предприятий друг другу к середине года уже в полтора раза превышали эту сумму.

Читайте также:  Контуры стран соседей россии с указанием столиц этих стран

В результате политической борьбы (декабрь 1992 г.) было сформировано под руководством В.С. Черномырдина новое правительство. Реформы, связанные с именем Гайдара продолжались ровно год. Результаты их оказались противоречивыми. Несомненно, в экономике страны произошел перелом: начал формироваться рыночный механизм спроса и предложения, стала складываться банковско-посредническая система. В то же время реальные доходы населения к концу 1992 г. сократились на 44% по сравнению с началом года. Рост цен за год в 26 раз фактически лишил население всех сбережений. Был нанесен удар по науке, образованию и культуре.

В. С. Черномырдин видел путь развития экономического развития России в виде остановки спада производства, реформирования экономики под контролем государства, военно-политического объединения государств ближнего зарубежья, усиления роли СНГ в решении экономических и социально-политических проблем, повышения роли России на международной арене. В программном курсе правительства выделялись средства достижения: льготное кредитование промышленности и сельского хозяйства, массированные государственные инвестиции в приоритетных секторах за счет эмиссии, предоставление льгот отдельным предприятиям, отраслям, регионам, госконтроль за хозяйственной деятельностью, регулирования рентабельности и уровня цен, ведение фиксированного курса рубля. При этом правительство не называло никаких конкретных цифр.

Большинство партий, оппозиционные правительству, критиковали его за чрезмерный радикализм, попытку достичь капитализм с помощью “большого скачка”. Стремительно нарастали социальные контрасты. Баснословные богатства “новых русских”, сколоченные за один-два года, их жизнь на уровне преуспевающих западных бизнесменов, с одной стороны, и появление масс нищих, бродяг, бездомных, скатывание к голодному существованию десятков миллионов других, — эта реальность определяла отношение к реформам множества российских граждан. Все это привело к политическому кризису 1993 г.

21 сентября 1993 г. Президент подписал указ о поэтапной конституционной реформе, роспуске съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета и проведении 11-12 декабря выборов в новые органы государственной власти. Руководство Верховного Совета и большинство членов Конституционного суда признали действия Президента неконституционными. В ночь с 21 на 22 сентября вице-президент А.В. Руцкой начал формировать параллельное правительство. Ельцин предъявил народным депутатам ультиматум – покинуть “Белый дом” (здание Верховного Совета Республики) до 4 октября. По официальным данным в результате столкновений погибло 145 человек. Многие защитники Белого дома были арестованы.

Источник

Экономика после распада СССР: о некоторых особенностях развития постсоветских стран

Социально-экономические предпосылки распада СССР

СССР составляли союзные республики, разные по площади и численности населения, по уровню социально экономического развития, этнокультурным особенностям, по научно-техническому и образовательному потенциалу.

Республики, находясь в едином правовом поле СССР, с точки зрения социально-экономического развития находились в разном времени: от преобладания аграрных форм экономики и социальной жизни – в республиках Средней Азии до сильно индустриализированных РСФСР, республик Прибалтики, Украины, Белоруссии. Политическая система СССР позволяла конструировать географию экономики и межрегиональную интеграцию, исходя исключительно из общегосударственных интересов, которые формулировались узким кругом лиц высшей партийной бюрократии. В СССР был единственный центр принятия экономических решений, а остальное пространство было объектом его деятельности, – крайне централизованная форма центро-периферийных отношений. В условиях, когда государство составляли столь разные республики, высокая степень централизации управления представлялась как важное преимущество, обеспечивающее единство и целостность страны.

Экономика республик включалась в союзную экономику посредством межотраслевого разделения труда.Более глубокие формы разделения труда (производственная кооперация) на основе новых технологий устанавливались между промышленно развитыми регионами РСФСР, Украины, Белоруссии, республик Прибалтики. Республиканские и региональные экономики, создаваемые на основе межотраслевой и внутри отраслевой специализации, формировали жестко интегрированный хозяйственный комплекс, именуемый единым народно-хозяйственным комплексом (ЕНХК) СССР. Руководство СССР сталкивалось с необходимостью одновременной модернизация имеющегося хозяйства на основе новых технологий, экономического подъема отсталых и освоения новых территорий. В 1970–1980-е гг. резко возросли государственные расходы в связи с освоением новых природных ресурсов для приращения экспортной базы страны. Экономика СССР и стран СЭВ требовала все больше топлива и сырья. В то же время росли расходы на приобретаемые за рубежом машины, материалы и технологии.

СССР многие десятилетия развивался обособленно от внешнего мира. Геополитическое положение страны между глобальными центрами силы, разрушительные войны ХХ в., длительная «холодная война» вызвали смещение экономики в глубинные, удаленные от границ части страны со сложными природно-климатическими условиями. В том же направлении действовала топливно-сырьевая ориентация советского экспорта, поскольку его главные природные богатства располагались восточнее и южнее Урала. Все это требовало громадных единовременных затрат по освоению новых территорий и поддержке их жизнеобеспечения.

Важную роль в укреплении единства страны играли масштабные трудовые миграции населения. В осваиваемые восточные районы направлялась низкоквалифицированная рабочая сила из республик Средней Азии и Закавказья, во встречном направлении вслед за индустриализацией этих республик следовала квалифицированная рабочая сила из индустриальных центров России и Украины. Расширение промышленной базы республик Прибалтики также потребовало привлечения рабочей силы из других союзных республик. Индустриализация была тесно связана с урбанизацией, которая являлась символом общественного и экономического прогресса союзных республик и СССР в целом. В межвоенные и послевоенные годы она бурно развивалась во всех республиках СССР. С этим было связано заметное сближение республик по уровню социально-экономического развития. Л.Н. Телепко приводит такие данные: в 1926 г. соотношение между максимальным и минимальным уровнями промышленного развития районов выражалось как 32:1, в 1962 г. – 4:1, а в 1968 г. – 1,8:1 1 . По расчетам А.Г. Гранберга, в 1965 г. различия между республиками по уровню душевого производства валового общественного продукта составляли 2,5–3 раза, а по потреблению менее 2 раз 2 .

Индустриализация экономически слабых республик осуществлялась на основе, вытекающей из концепции социализма, необходимости выравнивания уровней развития. Однако сокращение различий не меняло характера отношений между союзным центром и союзными республиками, межреспубликанского разделения труда между более и менее развитыми республиками. С начала 1980-х гг. в среднеазиатских республиках темпы урбанизации либо резко замедлились, либо пошли вспять (таблица 1.1). Темпы индустриализации уже не поспевали за ростом населения в сельской местности. Отчасти это было связано с направлением большей доли ресурсов на финансирование проектов освоения новых топливно-сырьевых ресурсов, строительство новых транспортных магистралей (БАМ), экспортных трубопроводов, с ростом военных и оборонных расходов.

Таблица 1.1 Численность населения союзных республик / ННГ и доля в нем городского населения, %

Страны Численность населения (начало
года), млн чел.
% городского населения
1991 2001 2011 1991 2001 2011
Таджикистан 5,4 6,3 7,6 31 27 26
Кыргызстан 4,4 4,9 5,5 38 35 34
Узбекистан 20,7 24,8 28,2 40 37 42
Молдова 3,6* 4,4 3,6* 47* 41* 41*
Туркменистан 3,7 4,8 5,5 45 44 51
Азербайджан 7,1 8,1 9,1 53 51 53
Грузия 5,5 5,1** 4,5** 56 58** 53**
Казахстан 16,8 14,9 16,4 58 56 54
Армения 3,4 3,2 3,29 68 67 64
Литва 3,7 3,5 3,2 69 68 67
Украина 51,9 48,7 45,6 67 68 68
Латвия 2,7 2,4 2,1 71 69 68
Эстония 1,6 1,4 1,3 72 70 69
Россия 148,5 146,3 142,9 74 73 74
Белоруссия 10,3 10,0 9,5 67 70 75

* без Приднестровья, ** без Абхазии и Южной Осетии.

Источники: Народное хозяйство СССР в 1990 г., Госкомстат. М.: Финансы и статистика. 1991.С. 68–73.; СНГ в 2010 г. Статистический ежегодник. М.: МСК СНГ, 2011. С. 171.

В республиках Прибалтики, Закавказья, Казахстане, Молдове, Белоруссии, Украине и России рост доли городского населения продолжался вплоть до распада СССР. Их индустриализация в 1970–1980-е гг. была тесно связана с развитием сотрудничества в рамках СЭВ. Рост различий в темпах урбанизации отражает начавшееся в 1980-е гг. усиление межреспубликанских различий в уровнях социально-экономического развития.

Их усиление было связано с разной динамикой населения и урбанизации. Довольно близкие значения уровней зарплаты в республиках – разница между максимальным и минимальным уровнем в 1990 г. составляла всего 1,5 раза (таблица 1.2) сочеталась с большими различиями по доле малообеспеченного населения.

Таблица 1.2. Некоторые социальные показатели союзных республик в 1989 г.

Республики Доля населения
с ежемесячным дохо-
дом ниже 75 руб.*, в %
Среднемесячная денеж-
ная зарплата рабочих
и служащих, руб.
Естественный прирост
населения, чел.
на 1000 чел. населения
Таджикистан 45,1 206,9 32,6
Узбекистан 34,1 215,4 27,6
Азербайджан 29,7 194,6 20,2
Туркменистан 26,9 243,7 27,2
Кыргызстан 24,8 219,2 22,3
Казахстан 10,0 265,4 14,0
Грузия 6,5 214,0 8,6
Молдова 6,1 233,0 8,0
Армения 5,4 241,3 17,4
Россия 3,2 296,8 2,2
Украина 2,7 248,4 0,6
Белоруссия 1,5 264,5 3,2
Литва 1,2 283,3 4,6
Латвия 0,9 290,9 1,1
Эстония 0,6 340,7 1,8
CCCР 7,7 274,6 6,5

* Начиная с 1985 г. границей малообеспеченности в СССР был среднедушевой месячный доход в 75 руб.

Источник: Народное хозяйство СССР в 1990 г. Госкомстат. М.: Финансы и статистика, 1991. С. 38, 89, 115.

Около четверти и более населения других стран Средней Азии и Азербайджана имело денежные доходы на душу населения ниже 75 руб. К моменту распада СССР разница по величине ВВП на душу населения и его структурой между союзными республиками оставалась довольно существенной. Наиболее развитую часть государства по произведенному ВВП на душу населения составляли Россия и Прибалтийские республики, а наименее развитую – республики Средней Азии, а также Армения и Молдова.

При этом союзные республики, благодаря жесткой специализации (фактически монопольном производстве того или иного товара) были тесно связаны друг с другом. У большинства из них на долю межреспубликанского обмена приходилось в вывозе более 90%, а ввозе более 70% от всего ввоза (с учетом соответственно экспорта и импорта). Исключение составляла Россия, у которой в вывозе и ввозе доли соответственно экспорта и импорта были существенно выше (таблица 1.3). В целом по СССР в 1989 г. на долю межреспубликанского товарооборота приходилось 55% от общего объема республиканских торговых связей, а на долю внешнеторговых связей – 45%. В 1989 г. на долю РСФСР пришлось 2/5 межреспубликанского товарообмена, 71,4% экспорта и 69,7% импорта СССР. Республика давала более 60% ВНП СССР. Она была финансовым донором большинства союзных республик и через себя интегрировала все союзное экономическое пространство. По расчетам А. Гранберга и В. Суслова, РСФСР в 1986–1990 гг. имела устойчиво положительное сальдо межреспубликанского обмена, в то время как среднеазиатские республики имели устойчиво отрицательное сальдо.

Таблица 1.3. Ввоз и вывоз продукции по республикам в 1989 г. в фактически действовавших внутрисоюзных ценах

Республики Ввоз всего,
млрд руб.
В том числе в % Вывоз всего,
млрд руб.
В том числе в %
Меж респуб-
ликанский
обмен
Импорт Меж респуб- ликанский
обмен
Экспорт
РСФСР 144,3 49,0 51,0 109,6 68,5 31,5
Украина 54,5 73,3 26,7 48,1 84,2 15,8
Белоруссия 19,4 76,7 23,3 20,3 90,2 9,9
Казахстан 17,6 82,9 17,1 9,1 90,2 9,8
Узбекистан 14,2 85,1 14,9 10,2 84,0 16,0
Литва 7,4 78,8 21,2 6,3 92,4 7,6
Молдавия 6,6 78,5 21,5 5,5 95,1 4,9
Грузия 6,5 75,6 24,4 6,1 93,9 6,1
Латвия 6,0 75,0 25,0 5,4 93,2 6,8
Азербайджан 5,2 73,0 27,0 7,1 93,4 6,6
Армения 4,9 78,3 21,7 3,7 97,6 2,4
Киргизия 78,3 21,7 2,6 98,1 1,9
Таджикистан 3,9 82,7 17,3 2,5 86,2 13,8
Эстония 3,8 84,6 15,4 3,1 92,9 7,1
Туркмения 3,3 82,3 17,7 2,7 91,0 9,0
Всего: 284,7 62,9 37,1 227,8 78,8 21,2

Источник: Народное хозяйство СССР в 1990 г. Госкомстат. М.: Финансы и статистика, 1991. С. 636.

При пересчете межреспубликанского товарообмена по ценам мирового рынка положительное сальдо РСФСР стало еще больше, и она осталась в качестве практически единственного донора других союзных республик.

Торгово-экономические связи с Россией были важным фактором экономического роста других союзных республик, составляя от 67% конечного продукта Украины до 32% Молдовы 4 . К концу 1980-х гг. усилились требования со стороны союзных республик большей экономической самостоятельности. Республиканские элиты ожидали существенного экономического выигрыша от расширения своих прав и компетенций в экономической сфере, перехода к более эквивалентным (в том числе и на основе мировых цен) межреспубликанским торговым связям, отказа от навязанной центром специализации 5 .

Источники:

1. Телепко Л.Н. Уровни экономического развития районов СССР/ М.: Экономика, 1971. С. 94.

2. Гранберг А.Г. Оптимизация территориальных пропорций народного хозяйства. М.: Экономика, 1973. С. 130, 158.

3. На самом деле существенно больше, поскольку уровень малообеспеченности из-за инфляции заметно превысил 75 руб.

4. Гранберг А., Суслов В. Межреспубликанские экономические отношения накануне распада СССР // Региональное развитие и сотрудничество. 1997. №0. С. 18, 21.5. Там же. С. 24.

Нашли ошибку в тексте — выделите и нажмите ctrl enter

Источник

Оцените статью