Экономическое развитие страны регионы транспортного развития
Исследованы место и роль транспортной системы в социально-экономическом развитии регионов. Сформулированы требования, предъявляемые к инновационной транспортной системе, и определена ее роль в выполнении общесистемных функций.
Ключевые слова: инновационная транспортная система региона, экраноплан.
N. Yu. Sandakova, Cand. Sc. Economics, Assoc. Prof.
THE PLACE AND ROLE OF TRANSPORT SYSTEM
IN THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION
The article investigates the place and role of transport system in the socio-economic development of regions. It represents the requirements to be met by innovative transport system and defines its role in the implementation
of system-wide functions.
Key words: innovative transportation system in the region, WIG aircraft.
Транспорт является важным инструментом достижения социальных, экономических, внешне — политических и других целей, обеспечивая повышение качества жизни людей. Без решения проблем в транспортной отрасли невозможно добиться коренных изменений в хозяйственной деятельности в целом. В Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации гарантируется единство эконо- мического пространства, свободное перемещение товаров и услуг (ст.8); территория Российской Фе — дерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воз — душное пространство над ними (ст.67); в ведении Российской Федерации находятся федеральный транспорт, пути сообщения, деятельность в космосе (ст.71); на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров и услуг; ограничения перемещения товаров и услуг могут вводить — ся в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, за — щиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст. 74) [7].
Транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Транспортная система обеспечивает условия экономического роста, повышения конкурентоспособности нацио — нальной экономики и качества жизни населения. Роль транспорта в экономической, политической, социальной и других сферах жизнедеятельности людей, общества и государства очевидна. В работах отечественных ученых, в частности В. Н. Лившица, В. А. Персианова, A. C. Бутова, В. Г. Галабурды, С. М. Резера, В. Н. Бугроменко, Е. Ю. Кузнецовой и др., транспортная система рассматривается как межотраслевая система, которая наряду с другими инфраструктурными отраслями (связь, комму — нальное хозяйство, здравоохранение, образование и т. д.) обеспечивает и преобразует базовые усло- вия жизнедеятельности и хозяйствования общества, определяет уровень его возможностей и пер — спективы развития.
Согласно Е. Ю. Кузнецовой, работа транспорта как вид деятельности носит межотраслевой ха — рактер, что «дает основание считать его сверхотраслевым образованием, межотраслевым комплек — сом» [8].
По мнению Н. Б. Бугроменко, транспортная инфраструктура является центральным звеном, без которого не могут взаимодействовать и функционировать на любой территории население, объекты производства и природы, а «роль внетранспортных взаимодействий ничтожна и ею можно прене — бречь» [3].
Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) отмеча — ет, что правительства государств могут получить большую прибыль, вкладывая капитал в физиче — скую инфраструктуру – дороги, порты, железные дороги и материально-техническое обеспечение транспортной системы, а также в людские ресурсы путем поддержки базового образования, специа — лизированного обучения и системы здравоохранения, благодаря которым можно создать производи — тельную рабочую силу [10].
О месте и значении транспорта свидетельствуют также его значительный удельный вес в основных производственных фондах страны (в 2009 г. – 17,6 %), существенная доля транспортных услуг в общем объеме платных услуг населению (в 2009 г. – 20,3 %), в инвестициях на развитие отраслей экономики (в 2009 г. – 24,3 %) и в численности занятых работников (в 2009 г. – 6,1 %) [16].
А. Ч. Кларк в исследовании [2] показывает, что первым и необходимым условием преодоления отсталости является развитие транспорта, а сокращение транспортных издержек способствует терри — ториальному разделению труда, углублению и расширению товарных отношений. Т. А. Прокопьева в работе [12] отмечает, что транспорт влияет на развитие и размещение производства, вовлечение в эксплуатацию природных ресурсов, развитие районов нового освоения, повышение уровня жизни населения, рационализацию транспортно-экономических связей, расширение внешней торговли и рост экономического потенциала государства.
Создание современной транспортной системы является одним из решающих факторов совре — менного размещения промышленного производства, начиная с отдельного предприятия и заканчивая крупным производственно-территориальным комплексом. В развитых странах создание различных объектов транспортных коммуникаций всегда составляло в основной части прерогативу государства. Административные органы за счет ассигнований местного или общегосударственного бюджета осу — ществляли работы, направленные на создание условий, стимулирующих развитие экономической деятельности на той или иной территории. Создание транспортной сети всегда было необходимой предпосылкой для экономического развития территории [6].
Дальнейшее исследование роли транспорта в народном хозяйстве продолжим посредством
анализа функций выполняемых транспортной системой. К общесистемным функциям транспортной системы относятся: экономическая, политическая, социальная и военная.
Экономическая функция транспортной системы заключается в оказании услуг по физическому перемещению грузов и пассажиров в пространстве. В настоящее время в рамках экономической тео — рии на Западе и в России популярной стала теория экономического пространства, или экономическая теория пространства. Примем, что экономическое пространство – это не просто совокупность разно — образных экономических отношений между хозяйствующими субъектами, оно характеризуется не — однородной плотностью хозяйственных связей, многообразными предпочтениями и зависимостями, а значит, важной становится проблема организационно-экономических отношений, решение которой возможно посредством развития транспортной системы.
Необходимо четко выделить две основные функции, которые выполняет транспорт. Первая
функция: работа транспорта является необходимым элементом производственного процесса продук — ции и обеспечивает нормальное его протекание. Любая экономическая деятельность направлена на повышение уровня удовлетворения потребностей за счет производства необходимых товаров и услуг. Процесс материального производства обеспечивается транспортом путем организации перево- зок разного рода ресурсов (материальных, человеческих), изменяя их географическое месторасполо — жение с учетом потребностей. Потребности в транспорте складываются из их экономических по — требностей и считаются косвенными. Согласно В. Н. Бугроменко, важнейшей предпосылкой для раз — вития транспорта является материальное производство – базовые отрасли, но для их развития, в свою очередь, неизбежной предпосылкой является развитие транспорта [3].
Спрос на транспортные услуги зависит от темпов роста национальной экономики, доходов
населения, международного сотрудничества и других факторов. Так, на начальном этапе рыночных преобразований в России произошел резкий спад спроса на услуги транспорта и рост тарифов на пе — ревозки. Например, в Ленском и Обь-Иртышском пароходствах в 1990-2000 гг. объем грузоперевозок снизился в 3,5-5 раз [5].
Износ подвижного состава флота, отсутствие ремонтов, невозможность приобретения новых судов, повышение цен на нефть, выход из строя более 60% [5] существующих судов привели к тому, что сегодня судоходные компании Сибири и Крайнего Севера говорят о необратимых процессах в экономике перевозок речным транспортом, что чревато потерей Сибири и Севера для России. При этом традиционным способом эта задача нерешаема на ближайшие 20-30 лет.
Вторая функция: транспорт обслуживает сферу обращения, ликвидирует разрывы между про-
изводством и потреблением, которые, в свою очередь, делятся на разрывы по времени и территори-
Разрывы по времени являются следствием того, что существует временной интервал между
производством и потреблением товаров. Задача транспорта – обеспечить доставку товара своевре-
менно в точно назначенное время. Территориальные разрывы возникают в связи с тем, что существу-
ет географическая отдаленность между производителем и потребителем. Задача транспорта –
обеспечить транспортную услугу в любую географическую точку мира.
Отметим, что и транспорт может вызвать разрывы между производством и потреблением, что связано с развитием новых транспортных технологий и транспортной доступности. Так, транспорт создает условия для организации производства товаров, где это эффективно и организовывает его транспортировку в любое место (например, развитие франчайзинговых компаний в странах АТР). Эксперты Комиссии по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН отме — чают, что транспорт позволяет преодолевать пространственные конфликты и он призван стимулиро — вать другую полезную деятельность.
Таким образом, экономическая функция транспорта проявляется в обеспечении процесса об-
ращения, расширении хозяйственных связей, доступности ресурсов и размещении производства.
Социальная функция транспортной системы заключается в обеспечении своевременности и до — ступности для населения всех видов социальных услуг (образования, здравоохранения, удовлетворе — ние духовных потребностей и т. д.). Недостаточный уровень транспортной обеспеченности характе — ризуют как транспортную дискриминацию, населению региона становятся недоступны минимальные социальные услуги, возникают трудности в реализации трудового потенциала населения. Зависи — мость между транспортными коммуникациями и расселением населения изучена и доказана. Так, исследования, проведенные в 1970-х гг., показали, что в СССР на расстоянии до 10 км от железных дорог проживало 67,4% всего населения [4].
Мобильность населения в России почти в 2,5 раза ниже, чем в развитых зарубежных странах.
Доля расходов населения на транспортные услуги составляет около 18% от общих расходов на плат-
С точки зрения домашнего хозяйства, услуги транспортировки оцениваются во временных и стоимостных показателях. Рационализация перевозки ведет к снижению ее стоимости, поэтому большая часть дохода хозяйства может тратиться на другие товары и услуги. Е. Маценга и М. Равн показывают, что «снижение затрат на перевозку 15–20% эквивалентно увеличению объемов потреб- ления продукции и услуг на 1,5%»/[1].
Таким образом, социальная функция транспортной системы выражается в доступности соци-
ально значимых услуг для населения и активизации деловой активности.
Политическая функция транспортной системы реализуется в двух направлениях. Во-первых, транспортная система является связующим звеном между регионами, тем самым обеспечивается тер — риториальное и национальное единство страны. Слаборазвитая транспортная инфраструктура создает угрозу национальной безопасности. Например, сегодня территорию Севера, Сибири и Дальнего Во — стока можно характеризовать как регионы, транспортная доступность которых ограничена, что в свою очередь ведет к «транспортной уязвимости» данных регионов и грозит утратой целостности страны. Так, эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования на Дальнем Во — стоке составляет всего 13,8 % от эксплуатационной длины всех железных дорог Российской Федера — ции. Плотность железнодорожных путей общего пользования в расчете на 10 тыс. км2 в 3,6 раза меньше, чем в среднем по стране [11].
Во-вторых, транспортная система позволяет государству реализовывать внешнеэкономиче — скую политику. Интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потен — циала страны, формирование прочной основы для успешной интеграции России в мировую транс — портную систему, расширение доступа российских поставщиков транспортных услуг на зарубежные рынки, усиление роли России в формировании международной транспортной политики и превраще — ние экспортно-транспортных услуг в один из крупнейших источников дохода страны стала одной из пяти целей Стратегии развития транспорта до 2030 г. Использование транзитного потенциала России может стать не только приоритетным в развитии транспортной системы, но и самостоятельной точ — кой роста экономики. В странах Азиатско-Тихоокеанского региона сейчас идет мощный подъем экономики. Дальний Восток России в силу своего географического положения вовлечен в процесс сотрудничества со странами этого региона, а соответствующее развитие транспортной инфраструк — туры будет способствовать более быстрой интеграции Дальнего Востока и всей России в АТР.
Таким образом, к политическим функциям транспортной системы можно отнести функции по обеспечению территориальной целостности государства, реализацию геополитических интересов, развитию внешнеэкономических связей.
Военные функции транспортной системы являются менее изученным направлением, что связа — но с определенной закрытостью данной области исследований. Тем не менее отметим, что функции по обеспечению безопасности и решению стратегических задач страны зависят прежде всего от
уровня развития транспортной системы, в том числе, и в первую очередь, в приграничных террито-
В каждой из функций транспортной системы присутствуют интересы и сфера ответственности государства. Следовательно, в условиях коммерциализации транспортной отрасли необходим баланс интересов государства и транспортных компаний. Следствием отсутствия подобного механизма слу — жит ситуация, когда транспорт, являясь одной из наиболее фондоемких отраслей хозяйства, не может в должном объеме удовлетворить потребности регионов. Так, в последние десятилетия удовлетворе — ние потребностей в перевозках шло за счет созданных ранее резервов пропускной и провозной спо — собности транспортной системы страны. Поэтому сегодня транспорт наряду с энергетикой стал тем
«узким местом», которое серьезно тормозит весь процесс социально-экономического развития стра —
ны, а также реализацию политических и военных функций. Решение данной проблемы в перспективе крайне затруднительно, так как для исправления сложившегося положения необходимо в течение ближайших 15-20 лет практически удвоить мощность транспортных коммуникаций России, а инве- стиционные ресурсы для этого практически отсутствуют.
Не менее важный вопрос связан с определением сущности транспортной продукции. Так, в ра — боте К. Маркса транспорт определяется как отрасль материального производства: «Кроме добываю — щей промышленности, земледелия и обрабатывающей промышленности существует еще четвертая сфера материального производства, которая в своем развитии тоже проходит различные ступени производства: ремесленную, мануфактурную и машинную. Это – транспортная промышленность, все равно, перевозит ли она людей или товары»[9].
Отсюда и в методологии оценивания деятельности транспорта присутствовали только матери — альные (количественные) показатели: объем перевозок, грузооборот и др. Качественные характери — стики, например степень удовлетворенности транспортными услугами, не являлись главным ориен — тиром развития транспорта. Сегодня многие ученые, такие как А. В. Петрова, Л. Б. Миротин, В. А. Фурсов и др., рассматривают деятельность транспорта как сферу услуг.
В работе Н. А. Троицкой [16] роль транспорта оценивается следующим образом: «Транспорт обеспечивает нормальное функционирование производственной и непроизводственной сфер эконо — мики, удовлетворяет нужды населения и, следовательно, является обслуживающей отраслью».
По мнению А. И. Татаркина [14], «транспорт от отрасли, ранее приравненной к промышленным отраслям экономики, развился до сферы услуг – транспортного сервиса. В современных условиях транспортный сервис включает в себя не только перевозку грузов от поставщика к потребителю, но и большое количество экспедиторских, информационных и трансакционных операций, услуг по грузо — переработке, страхованию и охране». Примем, что транспорт оказывает услуги, характер которых определяется как материальная услуга, что связано с тем, что осуществляется перемещение матери — альных объектов (пассажиры, груз). Подобная сущность транспорта заложена и в классификации ви — дов экономической деятельности различными организациями (ЕЭК ООН, ЭСКАТО ООН, Мирового банка, Федеральной службы статистики РФ), где транспорт относится к сфере услуг.
Россия располагает всеми современными видами транспорта, размещение и структура ее транспортных коммуникаций в целом отвечают внутренним и внешним транспортно-экономическим связям страны, но нуждаются в существенном совершенствовании.
Протяженность путей сообщения транспортной системы Сибирского федерального округа по
состоянию на конец 2010 г. составляла 14594 км железных дорог общего пользования (16,96% от эксплуатационной длины всех железных дорог РФ), 108938 км автомобильных дорог с твердым покрытием (13,85% от эксплуатационной длины автомобильных дорог с твердым покрытием РФ),
30294 км внутренних водных путей (29,9% от эксплуатационных водных путей РФ) [11].
Через СФО проходят основные транзитные потоки России (грузоперевозки и пассажирские перевозки) из европейской части страны в азиатскую. Доля Сибирского федерального округа в общей протяженности: железных дорог России – 17,5 % (2-е место); автомобильных дорог (общего и ведомственного пользования) России – 16,8 % (3-е место); судоходных внутренних водных путей России – 29,7 % (1-е место) [11].
По территории СФО проходит ряд международных транспортных коридоров, в обеспечении
которых участвуют практически все виды транспорта:
– морской (Северный морской путь);
– внутренний водный (Север–Юг);
– автомобильный (Евроазиатский транспортный коридор).
Объем перевозок грузов в 2010 г. автомобильным транспортом в СФО составил 86,9045 млн. т, или 35,9% от всего перевезенного груза автомобильным транспортом в Российской Федерации. Же — лезнодорожным транспортом было перевезено 392,5902 млн. т, что составило 35,4% от перевезенно — го груза железнодорожным транспортом в Российской Федерации [11].
Отметим, что по объему перевезенных грузов СФО занимает 1-е место на уровне РФ. В СФО
большая часть всего грузопотока приходится на железнодорожный транспорт.
Количество отправленных пассажиров в СФО, по данным ОАО «РЖД», в 2009 г. – 100,763 млн
чел. (8,8% от общего количества перевезенных пассажиров железнодорожным транспортом на уровне РФ). Количество перевезенных пассажиров автобусным транспортом – 850,3 млн чел. (7% от общего количества перевезенных пассажиров автобусным транспортом на уровне РФ) [11].
Густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в СФО составляет 21 км на 1000 км2 территории (в РФ – 38 км на 1000 км2 территории). Густота железнодорожных путей общего пользования составляет 28 км путей на 10000 км2 территории (50 км путей на 10000 км2 тер — ритории) [11].
Отметим и проблемы, тормозящие развитие транспортного комплекса.
Во-первых, это техническое и технологическое отставание транспортной системы России по сравнению с развитыми странами, в том числе инновационная составляющая.
Во-вторых, отставание и по экологическим параметрам работы транспорта.
В-третьих, высокая степень износа основных фондов (по отдельным группам 55-70 %).
В-четвертых, из-за недостаточной развитости транспорта сдерживаются комплексное освоение
новых территорий и разработка месторождений полезных ископаемых в Сибири и на Дальнем
В-пятых, не в полном объеме удовлетворяется платежеспособный спрос населения на перевозки, а также в перевозках пассажиров на социально значимых маршрутах, в том числе из-за ценовой недоступности (районы Крайнего Севера и Дальнего Востока).
В-шестых, рост транспортных тарифов сдерживает развитие транспортно-экономических связей, а также снижает конкурентоспособность отечественной продукции внешнем и внутреннем рынках и в целом ведет к ослаблению связей между регионами Российской Федерации, что подрывает ее единство, снижает экономическую безопасность страны.
В-седьмых, ресурсоемкие перевозки значительно увеличивают транспортные издержки, что ведет к повышению транспортных тарифов.
В-восьмых, недостаточно высокий уровень инвестиций в развитие транспортной отрасли, что связано с низкими инвестиционными возможностями транспортных предприятий, трудностями с
привлечением долгосрочных заемных средств, неразвитостью механизмов государственно-частного
В настоящее время мало внимания уделяется развитию речного транспорта. Сокращается за — грузка судов из-за падения гарантированных глубин, неритмичного грузопредъявления и неплатеже — способности грузовладельцев. Невыделение льготных ссуд в межнавигационный период при низких финансовых результатах флота не позволяет своевременно ремонтировать подвижной состав и пор — товую технику, а неполное финансирование мероприятий по содержанию водных путей
ограничивает судоходство светлым временем суток. Между тем роль речного транспорта уникальна.
Например, в Тюменской области наибольший объем речных перевозок в регионе приходится на Обь — Иртышское речное пароходство, а по переработке грузов – на его дочерние порты (Сургут, Нижне — вартовск, Сергино). При этом лишь 4 порта (Сургут, Сергино, Тобольск и Тюмень) имеют подъезд — ные железнодорожные пути, а лучший по оснащенности порт Нижевартовск – нет. Такого рода дис — пропорции ограничивают возможности смешанных перевозок, а значит, и интегральную эффектив — ность деятельности регионального транспортного комплекса [13].
Таким образом, существующие транспортные системы не отвечают требованиям, предъявляе — мым к перспективному виду транспорта, на базе которого возможно создание эффективной транс — портной системы в регионах с малой плотностью населения и суровыми климатическими условиями. Данный транспорт должен:
– обеспечивать круглогодичные перевозки и мало зависеть от погодных и климатических усло-
– не требовать больших капитальных затрат на строительство наземных капитальных сооруже-
– обладать высокой экономичностью;
– иметь достаточно высокую скорость;
– обладать высокой проникающей способностью.
При этом стратегическая цель создания новой инновационной системы в регионе – удовлетво — рение потребностей населения, предприятий и организаций Севера, Сибири и Дальнего Востока в скоростных, круглогодичных перевозках пассажиров и различных грузов.
Кроме того, предусматривается выполнение инновационной транспортной системой следую-
щих специальных услуг и функций:
– скорой технической и медицинской помощи;
– патрульных, паромных и туристических;
– геологоразведочных и почтовых;
– других специализированных задач.
Именно исходя из этих требований были разработаны экранопланы, проекты которых положе — ны в основу инновационной транспортной системы. Отметим, что новая транспортная система не разрабатывается как доминирующая в регионе, а планируется как дополнение к традиционному транспорту с целью более эффективного выполнения транспортных функций.
Материал взят из: Вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления №1(40)
Источник