Экономическое сообщество стран Великих Озер
Курбанов Рашад Афатович |
доктор юридических наук
директор, Институт правовых исследований и региональной интеграции РЭУ им. Г.В. Плеханова
115093, Россия, г. Москва, Стремянный пер., 36
Kurbanov Rashad Afatovich
Director, Plekhanov Institute of Legal Research and Regional Integration
125430, Russia, Moscow, Stremyannyi per., 36
kurbanov@izak.ru |
Просмотров статьи: 5452 c 5.5.2015
Дата направления статьи в редакцию:
В статье рассматриваются различные аспекты функционирования организации Экономическое сообщество стран Великих озер (CEPGL), ее институциональная структура, история создания, влияние ее деятельности на национальное законодательство государств-членов, основные реализуемые проекты. Экономическое сообщество стран Великих озер (CEPGL) является субрегиональной организацией, в рамках которой сотрудничество касается вопросов экономической и социальной интеграции, обеспечения безопасности государств – участников. Стороны осуществляют координацию и гармонизацию своей деятельности в различных сферах финансовой и коммерческой деятельности, взаимодействия в области науки, образования, культуры и туризма. Методами исследования являются общенаучные методы познания – диалектический, анализ, синтез, сравнение и аналогия, а также частнонаучные методы. CEPGL включает в себя страны с различными энергетическими ресурсами. Так, например, Демократическая Республика Конго (Заир) богата ресурсами, тогда как Руанда и Бурунди характеризуются их отсутствием. Подобное соотношение можно наблюдать во многих других областях жизнедеятельности (природные ресурсы, пахотные земли и т.д.).
Ключевые слова: Международное право, национальное законодательство, региональное право, субрегиональное сотрудничество, регион Великих озер, Восточная Африка, Бельгийская Африка, африканский регион, международная региональная организация, субрегиональная интеграция
The article discusses various aspects of the organization Economic Community of Great Lakes Countries (CEPGL), its institutional structure, history of creation, the impact of its activities on the national legislation of member States, key projects which were already implemented. The Economic Community of Great Lakes Countries (CEPGL) is a sub-regional organization, in which cooperation concerns the issues of economic and social integration, security of member States. The parties shall coordinate and harmonize their activities in different spheres of financial and commercial activities, interaction in science, education, culture and tourism. CEPGL includes countries with different energy resources. For example, the Democratic Republic of Congo (Zaire) is rich in resources, while Rwanda and Burundi are characterized by their absence. A similar ratio can be observed in many other areas of life (natural resources, arable land, etc.). Research methods are scientific methods of cognition: dialectical, analysis, synthesis, comparison and analogy, as well as methods.
Africa region, Belgian Africa, East Africa, the Great lakes region, sub-regional cooperation, regional law, national law, international regional organization, International law, sub-regional integration
История создания и цели организации
Для Африки характерным является рост интеграционных объединений в постколониальный период, когда бывшие африканские колонии, получив независимость, столкнулись с общими проблемами, в первую очередь, с низким уровнем экономического развития и обеспечения безопасности. 29 августа 1966 г. в целях устранения нестабильности и для обеспечения мира в субрегионе Заиром (Демократическая Республика Конго), Бурунди и Руандой был подписан Протокол о сотрудничестве в сфере безопасности [1] . Несмотря на ограниченный характер, это соглашение имело первостепенное значение для создания будущей организации, именно оно стало первоначальным интеграционным механизмом в субрегионе [2] .
Экономическое сообщество стран Великих озер (Communauté Économique des Pays des Grand Lacs (CEPGL)) было учреждено 20 сентября 1976 г. [3] (Соглашение Гисенью, Руанда) и объединяет три страны региона Великих озер [4] (Демократическая Республика Конго (Заир) [5] , Бурунди и Руанда).
Штаб-квартира организации находится в г. Гисеньи (Руанда).
Среди основополагающих принципов деятельности CEPGL следует отметить такие как:
· принцип свободного передвижения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов;
· право на свободное учреждение (предприятий) в рамках трех стран;
· открытость границ между странами-членами и общую таможенную политику по отношению к внешнему миру;
· развитие инфраструктуры, связи и коммуникаций;
· сближение и гармонизация политики в экономической, социальной сферах, сельском хозяйстве и т.п.
Основные цели создания этой организации в соответствии с основополагающим документом Экономического сообщества стран Великих озер — Конвенцией от 20 сентября 1976 г., вступившей в силу в 1978 г., заключаются в следующем:
· обеспечение безопасности государств и их населения. Создание CEPGL под руководством президента Мобуту [6] было вызвано, в первую очередь, необходимостью обеспечения безопасности в регионе. Данная цель была определена в самой Конвенции: «Обеспечить, прежде всего, безопасность государств и их населения, так чтобы ничто не нарушало мир и спокойствие на соответствующих границах» (ст. 2);
· содействие созданию и развитию деятельности, представляющей взаимный интерес государств-участников;
· поощрение и активизация торговли и передвижения лиц и товаров (ст. 2, ч. 3.);
· сотрудничество в социальной, экономической, торговой, научной, культурной, политической, военной, финансовой и правовой сферах, в том числе в судебной и таможенной областях, здравоохранении, туризме, энергетике, транспорте и телекоммуникациях.
Институциональная структура организации
Высшим органом Экономического сообщества стран Великих озер является Конференция глав государств. Данный орган принимает общие решения и определяет общую политику во всех сферах сотрудничества.
Ответственными за осуществление деятельности, направленной на реализацию поставленных задач, выступают Совет Министров и Государственная комиссия.
В рамках организации образован Постоянный исполнительный секретариат, который несет ответственность за разработку проектов, представляющих общий интерес, и направление их на рассмотрение государствам-членам. Секретариат также осуществляет мониторинг проектов, находящихся на стадии реализации, и т.п.
В целях осуществления правосудия был учрежден Технический арбитражный комитет , состоящий из четырех судей. Его основная задача заключается в разрешении правовых споров между государствами-членами о применении уставных документов организации. При этом решения Технического арбитражного комитета обладают обязательной исполнительной силой.
За время своего существования CEPGL были созданы также специализированные учреждения и совместные предприятия, в числе которых следует назвать Институт сельскохозяйственных и зоотехнических исследований (IRAZ), Банк развития государств Великих озер (BDEGL), Организация по энергетике Экономического сообщества стран Великих озер (EGL), Международное общество по электроэнергии региона Великих озер (SINELAC), Научно-исследовательский центр по разработке полезных ископаемых в Центральной Африке (CRDRMAC) и т.д.
· Институт сельскохозяйственных и зоотехнических исследований (IRAZ), основной целью которого является проведение исследований в области сельского хозяйства и зоотехники, участие в реализации общих проектов в целях достижения продовольственной самообеспеченности стран-членов;
· Банк развития государств Великих озер (BDEGL), основной целью которого является мобилизация ресурсов для финансирования общих проектов, предусматривающих дальнейшую экономическую интеграцию и развитие региона;
· Организация по энергетике Экономического сообщества стран Великих озер (EGL) [7] , миссия которой заключается в обеспечении сотрудничества между государствами-членами в области энергетики и выполнении роли органа по планированию, исследованию и реализации проектов в сфере энергетики.
· Международное общество по электроэнергии региона Великих озер (SINELAC) [8] , ответственная за функционирование гидроэнергетической станции сообщества — Рузизи II, а также за коммерциализацию энергии, произведенной в трех странах-членах их национальными электроэнергетическими компаниями.
Сферы сотрудничества государств-членов организации
В соответствии с Соглашением по торговле и таможенному сотрудничеству ( L ‘ Accord portant organisation du commerce et de coop é ration douani è re ) , подписанному 21 июня 1975 г., их сотрудничество ограничивается координацией действий в сфере торговли и таможни и заключается в:
· развитие межнациональных механизмов оплаты;
· финансирование национальных интеграционных проектов.
Сотрудничество в сфере промышленности
Индустриализация стран, несомненно, является основным условием экономического и социального развития региона. Для CEPGL интеграция основывается, прежде всего, на экономическом факторе и базируется на четырех ключевых областях: промышленность, энергетика, сельское хозяйство и валютно-финансовое сотрудничество (ст. 2 Конвенции CEPGL).
Конвенции об учреждении CEPGL 1976 г., а также совместные мероприятия государств-членов, направленные на реализацию четырех направлений экономической интеграции, не позволяют говорить о намерении стран прийти к созданию, к примеру, единой таможенной зоны. Эти три страны интегрируют отдельные сферы экономической деятельности, развивая ее, в частности, посредством создания совместных предприятий.
Сразу же после создания CEPGL Постоянный исполнительный секретариат предложил государствам-участникам согласованный набор институциональных механизмов с целью ускоренного и сбалансированного экономического развития региона. Исполнительный секретариат занялся разработкой нового подхода, в рамках которого ему предстояло определить интеграционные проекты на основе плана индустриализации. В этом контексте индустриализация региона происходит путем создания совместных предприятий, а также с целью расширения межграничной торговли внутри сообщества.
Сотрудничество в сфере инвестиций
31 января 1982 г. был разработан Инвестиционный кодекс сообщества ( Community Investment Code of the Economic Community of the Great Lakes Countries ) [9] , одна из целей принятия которого заключалась в создании гарантий для иностранных инвестиций с целью их привлечения для реализации совместных проектов.
Данный акт направлен на регулирование отношений государств-участников при создании, деятельности и финансирования совместных предприятий. Нормы Инвестиционного кодекса [10] определяют совместное предприятие как «предприятие, в котором все государства-участники Сообщества владеют большинством, по крайней мере, 51% акций, а руководство, финансирование и органы принятия решений являются общими» (ст. 2а Кодекса).
Инвестиционным кодексом установлен открытый перечень проектных направлений, отражающих потребности и возможности для создания совместных предприятий в следующих отраслях экономики: «производство сахара, рыбных консервов, мяса и томатов, фанеры, пробок, бутылок – стеклянных изделий, керамики, добыча метана и выработка пиретрина, органических инсектицидов, торфа, азотных удобрений, плавка олова, производство изделий из пластмассы, арахисового, соевого, подсолнечного масел и фармацевтических препаратов» [11] .
Учитывая все недостатки в области индустриализации и развития промышленности, CEPGL была определена Новая стратегия развития промышленной политики и индустриализации в целях ускорения экономической интеграции. Основная структура нового подхода включает в себя четыре основных направления:
· создание базы для консультаций с заинтересованными сторонами, ответственными за индустриализацию (министерствами, предпринимателями, торговыми палатами, финансово-кредитными учреждениями и т.д.), с целью продвижения отечественных и иностранных частных инвестиций;
· восстановление существующей производственной базы и ее мониторинг;
· стимулирование автономной и самостоятельной индустриализации, связанной с созданием отдельных промышленных секторов, таких как химия, механика и т.д.;
· развитие малых и средних предприятий с соответствующей поддержкой, осуществляемой Банком развития Великих озер (BDGL)).
Сотрудничество в сфере энергетики
Энергетическая политика CEPGL отвечает общим потребностям государств-членов. Как уже было отмечено, в целях сотрудничества стран в сфере энергетики были учреждены специализированные органы, в числе которых Организация по энергетике Экономического сообщества стран Великих озер (EGL) и Международное общество по электроэнергии региона Великих озер (SINELAC), а также создано совместное предприятиеSOGIGAZ.
Организация по энергетике Экономического сообщества стран Великих озер (EG L )
Организация по энергетике Экономического сообщества стран Великих озер (EGL) является специализированным учреждением с административной, финансовой и технической автономией. Цель ее создания заключается в обеспечении сотрудничества между государствами-членами в области энергетики во всех ее формах. Функции этой организации зависят от уровня проекта: национального или регионального. В том, что касается национальных проектов, EGL ограничивается деятельностью по информированию и консультированию государств-участников. При реализации региональных проектов роль EGL более значима, так как она выступает в качестве учредителя и исполнителя проектов.
EGL осуществляет деятельность по планированию, созданию банка данных по энергетическим вопросам, разработке стратегических планов в сфере энергетики, анализу тарифных сеток, региональной стратегии по поставке нефтепродуктов. EGL участвует в реализации таких проектов, как разработка метана на озере Киву, повышение эффективности использования энергии в промышленности, электрификация пограничных постов и т.д. В настоящее время полномочия EGL переданы кампании SINELAC.
Международное общество по электроэнергии региона Великих озер (SINELAC) является совместным предприятием и было создано для управления электростанцией Рузизи II. Компания начала свою работу по распределению электроэнергии между национальными предприятиями стран-членов в июле 1989 г. (Электрогаз-Руанда — 73%, Regideso-Бурунди — 21% и Snel-Конго — 6%).
Производство электричества электростанцией Рузизи II имеет следующие характеристики: установленная мощность на три электрогруппы составляет 40 МВт, а ежегодная производимая мощность примерно 200 ГВт, что является достаточным для полного покрытия потребностей в энергии по всему восточному Конго, Руанде и Бурунди. Более того, компании даже удается экспортировать часть электроэнергии в третьи страны региона Великих озер.
Совместное предприятие SOGIGAZ
Проект по добыче метана на озере Киву был включен в программу деятельности CEPGL. На основе технико-экономических исследований по обоснованию добычи, проведенных в 1979-1987 гг., было создано совместное предприятие SOGIGAZ. Устав предприятия, а также Конвенция о его создании были подписаны и ратифицированы Конго и Руандой. SOGIGAZ реализует этот проект с 1990 г.
EGL были проведены технико-экономические исследования и в других областях энергетики, таких как биоэнергетика, исследования по разработке угольного бассейна Lukunga (шахта Калемие), по использованию этилового спирта в качестве альтернативного нефтепродуктам горючего с целью уменьшения зависимости стран CEPGL от импорта нефти и т.д.
Кроме того, в сфере энергетики был реализован ряд весьма успешных проектов. В их числе разработка стратегии по объединению электрических сетей государств, строительство гидроэлектростанции на реке Рузизи (плотины Рузизи II Katimba, Южная Киву), мониторинг исследований по разработке месторождений метана на озере Киву и т.д.
На официальном сайте Экономического сообщества стран Великих Озер 25 января 2016 г. был размещен тендер на заключение контракта по пересмотру действующих положений по развитию и управлению газовыми ресурсами озера Киву, верхний предел финансирования которого составляет 850 тыс. евро, из которых только половина подлежит возмещению. Основная задача исполнителей будет состоять в проведении SWOT-анализа существующих актов, а также в разработке предложений по их совершенствованию [12] .
Сотрудничество в области сельского хозяйства [13]
Экономика трех стран является сильно зависимой от сектора сельского хозяйства. В восьмидесятых годах прошлого века в сельском хозяйстве было занято около 90% населения Бурунди и Руанды, и около 60% населения ДРК. Доля сельского хозяйства в ВВП трех стран составляет, соответственно, 45% — в Бурунди, 56% — в Конго, и 37% — в Руанде. Иначе говоря, данный сектор экономики является для этих стран крупнейшим элементом ВВП и всей экономики. Несмотря на это, в регионе наблюдался дефицит продовольствия, который с каждым годом только увеличивался. С учетом этой ситуации и в целях достижения продовольственной самообеспеченности, одним приоритетным направлений по развитию региона является сельское хозяйство.
Для достижения намеченных целей в сфере сельского хозяйства государствам-участникам было предложено направить усилия на:
· активизацию деятельности в сфере сельского хозяйства с целью увеличения производства сельскохозяйственной продукции;
· увеличение товарооборота сельскохозяйственной продукции между районами производства и рынками сбыта как национальном уровне, так и на уровне сообщества;
· улучшение условий производства в сфере животноводства;
· защиту окружающей среды, включая борьбу с эрозией почв в горных районах;
· рациональное использование озер и речных ресурсов региона и т.д.
В результате были созданы совместные предприятия в таких сферах, как молочная и рыбная промышленность, производство, подбор и селекционная деятельность, выявление зон высокой урожайности и т.д.
Исследования Института сельскохозяйственных и зоотехнических исследований (IRAZ), созданного в 1979 г., касаются селекционных проектов для Центральной Африки (выращивание бананов), исследование производительности и эпидемиологии в сельской местности мелкого рогатого скота, исследование почв (влияния их качества на производство банановых культур и кормление мелких рогатых животных), деревьев и кормовых кустарников, определении видов удобрений, используемых на различных типах почв для различных культур (сбор данных и тестирование в рамках национальных программ по использованию удобрений) и т.д.
На институциональном уровне в настоящее время обсуждается активизация деятельности IRAZ. Если изначально этот институт имел целью изучение и реализацию проектов сельского хозяйства и животноводства, то сейчас он работает с бурундийскими государственными субсидиями и, следовательно, исключительно с клиентами Бурунди. В связи с этим, некоторые эксперты предполагают преобразование нынешней IRAZ в региональную сеть по обеспечению национальных сельскохозяйственных исследований и животноводства.
Сотрудничество в финансово-валютном секторе
В целях финансирования совместных мероприятий государствами-участниками в сентябре 1977 г. был создано специализированное учреждение Банк развития государств Великих озер ( The Development Bank of Great Lakes Countries ) [14] . В целях содействия экономическому и социальному развитию стран-членов банк осуществляет финансирование в основном в сфере сельского хозяйства, промышленности, энергетики, транспорта и связи. Уставной капитал банка состоит из специальных прав заимствования, которые распределены между семнадцатью акционерами, в том числе помимо государств-участников, между Бельгией и Африканским банком развития. Банк обеспечивает финансирование совместных проектов между государствами-членами CEPGL, а также компаний, которые участвуют в проектах по экономической интеграции и экономическому развитию Сообщества.
Банк мобилизует как государственные, так и частные финансовые ресурсы в целях экономического развития государств-членов, предоставляет техническую и финансовую поддержку исследованиям, подготовке и реализации проектов национальных агентств по развитию.
Эти мероприятия осуществляются Банком в виде участия в акционерном капитале посредством кредитов и гарантий. Основное финансирование Банка было направлено на транспортный сектор, энергетику, агропромышленный комплекс и промышленность. В меньшем размере средства направлялись на развитие сектора туризма и гостиничного бизнеса.
Сотрудничество Центральных банков государств-членов Сотрудничество Центральных банков направлено на содействие и регулирование трансграничных сделок стран-членов сообщества, предоставление странам-партнерам кредитных линий в конвертируемой валюте, ускорение движения средств и расчетных операций для стимулирования импорта, экспорта и приобретения платежных средств в валюте стран-партнеров.
С целью замены традиционных средств оплаты были предусмотрены такие унифицированные документы и процедуры по обращению средств, как уведомление об импорте CEPGL, уведомление об экспорте CEPGL и т.д. Однако до настоящего времени эти механизмы так и не были реализованы.
Государствами-членами были также предприняты меры по построению структуры многостороннего взаимозачета, созданию общей расчетной единицы, соответствующих кредитных механизмов для экспорта и импорта, гармонизации денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, и, наконец, по созданию валютного союза CEPGL, а также фонда общих внешних резервов.
Сотрудничество в сфере страхования
В сфере страхования CEPGL предусмотрено развитие сотрудничества государств-членов в трех областях:
· страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, которое основывается на соглашении, подписанном в 1979 г., с целью регулирования автомобильного движения внутри Сообщества и обеспечения перевозки грузов [15] . Соглашение вступило в действие только в 1986 г., когда Сообщество выпустило единый сертификат страхования, выдаваемый всеми страховыми компаниями, работающими на территории CEPGL;
· страхование в целях содействия безопасности передвижения товаров в пределах Сообщества.
Подписанное в 1979 г. соглашение установило принцип, позволяющий местным страховщикам выдавать страховые обязательства, гарантирующие безопасность передвижения товаров, перемещаемых на всей территории государств-членов;
· страхование различных объектов и инфраструктур, принадлежащих Сообществу, несколькими национальными страховыми компаниями, как например, в случае строительства и эксплуатации гидроэлектростанции Рузизи II.
Несмотря на все принятые меры, экономические задачи, поставленные перед Сообществом учредительным документами, так и не были выполнены. Эта неудача является результатом ряда факторов:
· отсутствие взаимодополняемости и конкурентоспособности выпускаемой и реализуемой в CEPGL продукции;
· отсутствие общих механизмов оплаты, существующие механизмы являются довольно непродуктивными;
· отказ от ратификации некоторых договоров, которые были подписаны между государствами-членами (например, о льготных тарифах в CEPGL) с целью сокращения издержек, связанных со слишком высокими таможенными пошлинами, также является препятствием для развития экономической интеграции между государствами-членами.
Сотрудничество в сфере телекоммуникаций и либерализация почтовых услуг
В сфере телекоммуникаций в 1984 г. страны заключили Техническое соглашение о сотрудничестве, а также Соглашение об использовании телекоммуникаций в государствах-членах [16] . Последний документ установил правила предоставления услуг связи внутри государств и определил цены на них. Техническое соглашение о сотрудничестве включает в себя приложение, которое определяет стратегию объединения телекоммуникационных сетей государств CEPGL. Телекоммуникационные связи между тремя странами существуют, но проблема заключается в улучшении их работы и увеличении пропускной способности определенных телекоммуникационных артерий [17] .
Почтовые услуги играют ключевую роль в обмене корреспонденцией и развитии товарооборота, что отразилось в подписании 7 декабря 1980 г. Соглашения по доставке почты, приграничной торговли и реорганизации использования мандатов, чеков и почтовых переводов внутри сообществ а [18] . Документы, касающиеся доступных почтовых услуг, относятся еще к колониальному времени (часть из них была разработана еще Бельгией). При этом в Руанде и Бурунди было разработано новое законодательство о почтовых услугах, в то время как в ДРК продолжало действовать колониальное законодательство.
С целью развития обмена между различными социальными группами и представителями гражданского общества CEPGL поставило цель осуществить либерализацию перемещения лиц и товаров (ст. 2, ч. 3. Конвенции об учреждении CEPGL 1976 г.). Так, 3 декабря 1979 г. было принято решение о либерализации перемещения граждан ДРК и Руанды, располагающих загранпаспортами [19] , в их отношении был отменен визовый режим. Тем не менее, Бурунди отказалась участвовать в данной инициативе и восстановила в июле 1991 г. визовый режим для граждан Руанды для въезда на ее территорию.
Кроме решений, касающихся отмены виз и использования удостоверений личности, в декабре 1980 г. государства-члены достигли договоренности о свободном передвижении должностных лиц. В качестве документов, обеспечивающих свободное передвижение данной категории лиц в государствах-участниках, были разработаны специальные разрешения на перемещение в CEPGL, специальная карточка CEPGL и специальное удостоверение личности CEPGL. Специальные карты и удостоверения личности CEPGL позволяют чиновникам, бизнесменам, а также отдельным гражданам государств-участников путешествовать без виз в рамках сообщества. Использование национального загранпаспорта уступило свое место специальной карте CEPGL. Тем не менее её относительно высокая стоимость (ок.50 долл. США) ограничивает её использование.
Для достижения цели либерализации перемещения лиц в 1985 г. государствами-участниками было подписано Соглашение о свободном перемещении лиц, капиталов и праве на проживание в государствах-членах CEPGL граждан всех трех государств [20] . В соглашении были закреплены основные правила свободного передвижения, право на въезд, пребывание и проживание, а также урегулированы случаи незаконного пребывания граждан на территории другого участника соглашения. В нем также были закреплены принципы свободного доступа граждан одного государства-члена к осуществлению трудовой деятельности в другом государстве-члене , а также любой другой экономической деятельности. Таким образом, данное соглашение позволило гражданам стран-членов Сообщества работать, вести бизнес, приобретать и создавать фирмы и предприятия независимо от страны их происхождения и без каких-либо ограничений. Эта свобода также предполагает равное отношение к работникам в независимости от их гражданства в соответствии трудовым законодательством [21] .
Сотрудничество в области здравоохранения осуществляется в соответствии с Санитарной конвенцией, подписанной государствами-членами в 1975 г. [22] , которая направлена на улучшение состояния здоровья населения в государствах-членах CEPGL, в том числе и на искоренение эпидемии холеры, бушевавшей в регионе в 70– 80-е гг. С целью противодействия этой эпидемии власти CEPGL приняли ряд резолюций, в том числе о создании совместного эпидемиологического комитета, функционирующего с 1982 г. К компетенции данного органа были отнесены вопросы, связанные с планированием, контролем, координацией эпидемиологического надзора, а также разработкой новых руководящих принципов, способствующих улучшению состояния здоровья населения CEPGL и т.п.
Несмотря на то, что сторонам не удалось достичь реальных результатов в этой сфере, следует отметить реализацию такого успешного совместного проекта, как создание Регионального института по исследованиям в области типичных для тропического региона болезней ( Institut Régional de Recherche sur les Maladies Tropicales et Transmissibles ), расположенного в г. Бужумбуре.
Сотрудничество в этой области было определено Соглашением по культуре, науке и технике , подписанным в 1975 г. [23] . Оно было направлено на сотрудничество в сфере начального, среднего и высшего (университетского) образования. На уровне начального и среднего образования государства-члены обязались обмениваться информацией и документацией, касающихся их национальных систем образования.
Касательно высшего образования , следует упомянуть Протокол о сотрудничестве, еще в 1981 г. подписанный университетами государств-членов, в соответствии с которым стороны взяли на себя обязательство по обмену преподавательским составом, учеными и студентами, чтобы способствовать обмену результатами научной деятельности; также было предложено создание общих институтов образования и науки и, наконец, постепенное согласование программ по дисциплинам с целью установления эквивалентности дипломов.
Тем не менее в настоящее время создание совместных учебных заведений больше не стоит на повестке дня, несмотря на то, что попытки по их созданию были предприняты еще с 1992 г. в связи с созданием Политехнической школы Великих озер (EPGL) .
С целью гарантирования всем гражданам права на социальное обеспечение 10 сентября 1978 г. государствами-членами было подписана Конвенция о социальном обеспечении [24] . В соответствии с названным документом сотрудничество стран в рассматриваемой области сосредоточено на принципах, в числе которых:
• равное отношение к гражданам государств-участников, выгодоприобретателям социального обеспечения;
• определение применимого законодательства;
• поддержка приобретенных прав;
• выплата социальных пособий за рубежом.
Это соглашение также призвано было решить проблемы, связанные с реализацией принципа территориального применения национального законодательства о социальном обеспечении (Ст. 2). Сотрудничество государств-членов в данной сфере должно было привести к гармонизации национальных законодательств, что является одной из предпосылок реализации Соглашения о свободном перемещении лиц , заключенном в 1985 г.
В рамках этого соглашения были установлены положения, касающиеся трудящихся-мигрантов (Руанда, Бурунди и РДК), позволяющие последним требовать от национальных учреждений предоставления социального обеспечения, соответствующих выплат и социальных пособий.
Соглашение о сотрудничестве в сфере туризма ( Аccord de coopération touristique ) [25] было подписано в 1975 г. Принятые в трех странах меры были направлены на повышение уровня посещения туристами района Великих озер, который позиционируется как единый туристический регион.
21 июня 1975 г. государствами-членами CEPGL была подписана Конвенция о сотрудничестве по уголовным делам ( Сonvention judiciaire en matière pénale ) [26] . Речь идет как о сотрудничестве в вопросах экстрадиции, так и об общем сотрудничестве по уголовным делам.
8 мая 1982 г. между государствами-членами был подписан Протокол о взаимной правовой помощи в уголовных делах ( Protocole sur l ‘ entraide en matière pénale ) [27] .
Сотрудничество государств-членов в правовой сфере не ограничивается уголовными делами. Начиная с 1983 г. судебные поручения между министерствами юстиции государств-членов стали распространяться и на гражданские и коммерческие дела [28] .
Судебное сотрудничество по уголовным делам, касающимся безопасности лиц и государства, включает, среди прочего:
· страны обязались оказывать взаимную правовую помощь по вопросам выдачи обвиняемых и осужденных, в соответствии с законодательством каждой из сторон в отношении преступлений за которые предусмотрены наказания в виде лишения свободы не менее чем на шесть месяцев. Исключены из экстрадиции лишь политические беженцы, которые осуждены или привлечены к ответственности за преступления политического характера, то есть направленные против представителей государственной власти или внутренней и внешней безопасности государства.
· следственные поручения, запрос на которые может включать в себя заслушивание свидетелей, обвиняемых, обыск на дому или экспертизу.
· обмен документами по уголовным делам позволяет контролировать преступность в регионе.
· обмен информацией, который позволяет государствам-членам начать расследование по конкретным делам во всех государствах-членах сообщества в случае побега обвиняемого или осуждённого.
В целях развития сотрудничества в правовой сфере в Сообществе используются такие закрепленные в Конвенции о сотрудничестве по уголовным делам 1975 г. формы взаимодействия, как встречи министров юстиции, заседания представителей судебных органов в приграничных районах и создание офисов судебного сотрудничества.
Как и в большинстве иных секторов сотрудничества, в правовой сфере трем странам не удалось достичь высоких результатов, основная причина этому заключается в отсутствии гармонизации национального законодательства стран-членов CEPGL.
Итоги и перспективы развития
Сложности развития этого интеграционного проекта обусловлены несколькими факторами. Во-первых, экономическое сообщество CEPGL обладает недостаточным количеством финансовых ресурсов, что связано с неуплатой взносов государствами-членами. Во-вторых, на развитие сотрудничества существенное влияние оказали нарушение уже достигнутых договоренностей, а также происходящие в странах политические события (например, нарушение договоренности по вопросам безопасности, вызвавшее потерю доверия сотрудничающих государств, гражданская война (геноцид) в Руанде), препятствующих развитию интеграционных процессов в регионе [29] .
Чрезвычайный саммит в ноябре 1994 г., который должен был активизировать деятельность Сообщества, позволил принять лишь два решения:
· о создании механизмов по управлению пограничной безопасностью;
· об административной реформе секретариата и специализированных учреждений Сообщества в целях содействия возобновлению деятельности в приоритетных областях (торговле, сельском хозяйстве, промышленности, энергетике, охране окружающей среды, научных исследованиях, транспорте, связи, а также перемещении лиц), что привело к сокращению числа сотрудников организации на 80 %.
В 1996 г. действие всех договоров, разработанных в рамках организации, было приостановлено из-за нарушения территориального суверенитета ДРК войсками Альянса демократических сил за освобождение Конго (AFDL) и Патриотической армии Руанды (APR).
Несмотря на то, что начиная с 2006 г. на дипломатическом уровне осуществляются политические инициативы по восстановлению CEPGL [30] , в настоящее время CEPGL как межгосударственная структура практически не функционирует, судьба совместных предприятий, созданных Сообществом, является более сложной [31] .
Между 1991 и 2001 гг. SINELAC предоставило Руанде, Бурунди и Демократической Республике Конго в среднем 45% от их общего потребления электроэнергии в объединенной системе CEPGL. Вместе с тем SINELAC сталкивается с некоторыми проблемами, вызванными невыплатами национальными предприятиями стран-членов взносов за потребление электроэнергии, произведенной электростанцией Рузизи II [32] .
С 1996 г. в связи с социально-политическим кризисом, который потряс район Великих озер, значительно сократилась деятельность EGL. Несмотря на эти проблемы, EGL продолжил осуществлять определенные виды деятельности. Среди них планирование, проектные исследования, мониторинг деятельности Руководящего комитета и проектов Рузизи III, а также строительства линий высокого напряжения Рвегура (Бурунди), Кигома (Руанда) [33] .
Продолжает свои исследования в целях обеспечения «продовольственной безопасности и продовольственного баланса в регионе» также IRAZ, наиболее важными являются программы по выращиванию бананов и разведению в пробирке картофеля, маниоки и таро. Деятельность IRAZ значительно сократилась, так как учреждение предлагает свои услуги только для клиентов Бурунди [34] .
Не функционирует в настоящее время и Банк развития государств региона Великих Озер. Помимо институциональных проблем на пути восстановления деятельности CEPGL в полном объеме существует и ряд социо-политических препятствий:
— напряжение, связанное с нарушением границ, исполнением соглашений о сотрудничестве и элементарной безопасности, остается основным препятствием в этом регионе, где по-прежнему периодически возникают конфликты (в том числе и вооруженные);
— нарушение права собственности и правил управления конголезскими природными недрами может также помешать возобновлению и развитию интеграционных процессов. Конго обладая важными запасами природных ресурсов, является объектом постоянных нападок со стороны повстанческих банд и сепаратистов;
— среди других причин, осложняющих восстановление деятельности CEPGL, можно назвать отсутствие привлечения населения и частного сектора к его деятельности, а также быстрое развитие других африканских экономических (интеграционных) сообществ.
Тем не менее, некоторые страны и организации заинтересованы в возрождении работы CEPGL. В первую очередь, в этом заинтересована Руанда, которая в рамках данной организации намерена преодолеть энергетические проблемы и решительно поддерживает активизацию деятельности SINELAC и EGL. Кроме того, Руанда по-прежнему стремится получить доступ к восточным рынкам. Наконец, некоторые природные богатства, такие как природный газ озера Киву, являясь общими для стран-членов, требуют их совместного сотрудничества, что также отразилось на желании данного государства возобновить сотрудничество в рамках Сообщества. Бурунди имеет те же географические условия, что и Руанда, и испытывает те же энергетические проблемы. Следует отметить, что Бурунди все более и более направляет свою политику на субрегиональную интеграцию с восточными регионами. В ДРК большинство населения отвергает идею возобновления регионального сотрудничества, что связано с преступлениями, совершенными во время войны.
Европейский Союз (ЕС) неоднократно призывал к возрождению деятельности CEPGL, считая, что политические условия в регионе Великих озер были полностью созданы для этого. С 2002 г. ЕС выделил для региона и его стран более миллиарда евро. В частности, им были инвестированы такие области как управление, избирательный процесс (149 млн. евро были выделены на восстановление демократических институтов Конго), реконструкцию основных объектов и инфраструктур (например, реконструкция автомобильных дорог в Конго) и т.п.
12 октября 2005 г. ЕС предложил новую стратегию для Африки, разработанную Комиссариатом по вопросам развития и гуманитарной помощи. Стратегия устанавливает рамки действий для всех государств-членов Европейского Союза и Европейской Комиссии для поддержания усилий африканских стран по достижению целей развития тысячелетия (OMD) Организации Объединенных Наций. Наконец, важно также отметить, что инициатива ЕС по активизации CEPGL согласуется с развитием политики ЕС (Соглашение Котону), направленной конкретно на содействие региональной интеграции в Африке путем переговоров и соглашений об экономическом партнерстве.
Бельгия, исторически связанная с регионом Великих Озер, также считает, что CEPGL может стать интеграционным двигателем субрегиона и обеспечить пацификацию в странах-членах и способствовать новым инвестициям в экономику.
Касаясь вопроса возрождения CEPGL, следует отметить, что цель партнеров состоит в изучении методов включения этой инициативы в рамки нового партнерства в интересах развития Африки (NEPAD), продвигаемого АС. Более того интеграция и региональное сотрудничество является одним из руководящих принципов программы NEPAD.
Возвращение стабильности в регионе, безусловно, должно подтолкнуть Китай, который уже активно работает в регионе, к укреплению своего сотрудничества со странами Великих озер. В перспективе Китай также может стать основным партнером африканских государств наряду с США, Францией и Великобританией.
Все международные субъекты делают ставку на необходимости углубления интеграции между государствами-членами организации по следующим направлениям:
· укрепление мира и безопасности в регионе CEPGL, которое позволит создать условия для постоянного диалога и переговоров между странами региона Великих озер и способствовать взаимному доверию между партнерами. Таким образом, оно могло бы способствовать сотрудничеству между государствами-членами в вопросе поддержания безопасности на общих границах. В этом контексте, данная организация может мобилизовать имеющиеся инструменты для предотвращения и урегулирования конфликтов в регионе;
· развитие деятельности в сферах общего интереса. Среди них, например, сотрудничество в сфере энергетики, которая может стать основным вектором восстановления CEPGL и считается одной из приоритетных задач развития региона.
В совместном заявлении по итогам саммита министры энергетики выразили желание развивать сотрудничество в энергетической сфере и продолжать свои усилия в развитии гидроэнергетики на основе общих ресурсов, проводить консультации с соседними странами. Они также подчеркнули необходимость и актуальность увеличения мощностей производства электроэнергии путем реабилитации уже существующих объектов и за счет создания новых мощностей. Были также достигнуты договоренности об активизации деятельности CEPGL и ее специализированных учреждений (в частности Организации по энергетике стран Великих озер (EGL)), реабилитации гидроэлектростанции Рузизи I, II и Будана (Буниа).
Наиболее перспективными направлениями региональной интеграции являются также секторы транспорта, связи и телекоммуникаций.
Несмотря на сделанные усилия, в сфере сельского хозяйства еще остается множество возможностей, все еще не использованных в целях развития сотрудничества (например, производство сахара в Бурунди, эксплуатация древесины, кофе, чая, воды и т.п.).
Возрождение Экономического сообщества стран Великих озер можно также связать с состоявшейся 12 апреля 2016 г. по инициативе Исполнительного секретариата Экономического сообщества стран Великих озер при поддержке Африканского фонда по водным ресурсам, Африканского банка развития (АБР) Региональной конференции по «запуску проекта регионального развития — Программы комплексного развития равнины Рузизи» [35] . Это долгосрочный проект, направленный на достижение двух целей: улучшение социально-экономической среды на равнине для стимулирования инвестиционной деятельности предпринимателей, а также «вклад в социально — экономическое развитие и сокращение бедности за счет развития земли равнины Рузизи» [36] .
[1] Protocole sur la coopération sécuritaire du 26 août 1966. См. подробнее, например: J . Kazembe . La conférence internationale sur la région des grands lacs: les défis d’une organisation sous-régionale africaine. Université de Goma – Memoire. Graduat. 2006.
[2] 20 марта 1967 г. главы государств подписали Декларацию Гома , в соответствии с которой обязались обеспечить регулярное сотрудничество и передачу друг другу всей информации, относящейся к вопросам безопасности
[3] Convention establishing the Economic Community of the Great Lakes Countries (CEPGL). Concluded at Gisenyi on 20 September 1976// United Nations Treaty Series . 1978. Vol. 1092, 1-16748.
[4] Регион в Восточной Африке. Так называемая «Бельгийская Африка», период португальской экспансии на побережье (1491—1876 гг.), период бельгийской колонизации (1876—1960).
[5] Респу́блика Заи́р (фр. R é publique du Za ï re ) — название Демократической Республики Конго с 27 октября 1971 г. по 17 мая 1997 г. С 1997 г. Демократическая республика Конго (ДР Конго).
[6] 24 ноября 1965 г., в условиях охватившего Конго политического кризиса, армия во главе с генерал-лейтенантом Мобуту Сесе Секо совершила государственный переворот.
[7] The Economic Community of the Great Lakes Countries Organization for Energy (EGL)
[8] The International Society for Electricity in the Great Lakes Region (SINELAC)
[9] Economic Community of the Great Lakes Countries (1982). «Community Investment Code of the Economic Community of the Great Lakes Countries», Agreement of 31 January 1982 establishing the Community Investment Code of the Economic Community of the Great Lakes Countries/ Official Gazette of the Economic Community of the Great Lakes Countries, 3rd year, №. 4 (4 April 1982).
[10] См. Peter Muchlinski, Federico Ortino, Christoph H. Schreuer The Oxford handbook of international investment law, Oxford University Press, 2008 — р.250
[11] В рамках норм, установленных Инвестиционным кодексом, были созданы такие совместные предприятия как: производство бутылок и посуды Бужумбура (VERRUNDI) (1983 г.); предприятие цементной промышленности «Машюза» (Mashyuza) (1984 г.); компания « Rwandex Chillington» по производству сельскохозяйственного оборудования (1984 г.); проекты по развитию рыбной промышленности в озерах Киву и Танганьика, с целью самообеспечения продовольствием и региональному сотрудничеству в области рыбного хозяйства; региональная фармацевтическая лаборатория CEPGL (производство основных лекарственных средств и поощрение научных исследований по использованию лекарственных растений и других природных ресурсов в регионе); комплекс по лесной промышленности (CIFI), с целью удовлетворения спроса на древесину (пиломатериалы, филёнку и фанерных панелей), вырабатываемую в Руанде, Бурунди и Восточном Конго; завод по производству упаковки был создан с целью решения проблем консервирования и хранения продуктов питания, производимых в странах CEPGL т.д.
[12] Официальный сайт Экономического сообщества стран Великих Озер // http://cepgl.org/IMG/pdf/avis_a_manifestation_d_interet_version_anglaise.pdf
[13] См. подробнее CIMMYT , To Feed Ourselves: A Proceedings of the First Eastern, Central and Southern African Regional Maize Workshop, Lusaka, Zambia, March 10-17, 1985, CIMMYT, 1986 —
[14] См. подробнее http://www.senate.be/www/?MIval=/publications/viewPubDoc&TID=50347104&LANG=fr
[15] Recueil des textes et des accords constitutifs des conventions de la CEPGL. 1979
[16] Accord technique de coopération; Accord sur l’exploitation des télécommunications au sein des Etats membres, Recueil des textes et des accords constitutifs des conventions de la CEPGL. 1984
[17] СМ.: GUICHAOUA A. (dir.) (1992), Enjeux nationaux et dynamiques régionales dans l’Afrique des Grands Lacs, Lille, URA-CNRS.
[18] L’arrangement relatif à l’acheminement des envois postaux aux bureaux d’échanges frontaliers et à la réorganisation de l’utilisation de mandats, de chèques et virements postaux intercommunautaires . Recueil des textes et des accords constitutifs des conventions de la CEPGL. 1980
[19] См. подробнее B. Kabamba Kazadi, Interregionalité des pays de grands lacs africains. Dissertation. Université de Liège. р. 50
[20] La convention sur la libre circulation des personnes, des capitaux et sur le droit d’établissement dans les pays membres de la CEPGL//Recueil des textes et des accords constitutifs des conventions de la CEPGL. 1985
[21] В 1986 г. соглашение было ратифицировано Руандой, одной из основных проблем которой, стало решение вопроса о возвращении руандийских беженцев, в основном тутси. Тем не менее, оно так и не было ратифицировано парламентом Бурунди, обеспокоенным ухудшением его внутренней безопасно. В Конго в начале восьмидесятых годов сразу после первых выборов, национальные вопросы были в центре политических дебатов в парламенте [21] , что, как следствие, плохо сочеталось с открытием его границ иностранцам и не позволило, в итоге, вступить данному соглашению в силу в отсутствии его ратификации.
[22] La convention sanitaire . Recueil des textes et des accords constitutifs des conventions de la CEPGL. 1975
[23] L’accord culturel, scientifique et technique . Recueil des textes et des accords constitutifs des conventions de la CEPGL. 1975., в которое были внесены поправки в 1982 г.
[24] Convention sur la sécurité sociale . Recueil des textes et des accords constitutifs des conventions de la CEPGL. 1978
[25] Recueil des textes et des accords constitutifs des conventions de la CEPGL. 1975
[26] Recueil des textes et des accords constitutifs des conventions de la CEPGL. 1975
[27] Recueil des textes et des accords constitutifs des conventions de la CEPGL. 1982
[28] GUICHAOUA A. (dir.) (1992), Enjeux nationaux et dynamiques régionales dans l’Afrique des Grands Lacs, Lille, URA-CNRS.
[29] См. подробнее Ladislas Bizimana , Conflict in the African Great Lakes Region: A critical analysis of regional and international involvement, Universidad de Deusto, 1999 —
[30] Namegabe Baguma P. La sécurité collective et la stabilité de la région des Grands-Lacs africains : cas de la CEPGL. Mémoire UOB 2010-2011,
[31] Faraja MWILARHE MUSSU P. Communauté économique des pays des grands lacs : Forces, faiblesses, opportunité et menaces TFC/UOB 2007-2008
[32] International Conference on the Great Lakes Region. Revival of the economic community of the Grate Lake Countries and its specialized institutions //Regional Programme of Action for Economic Development and Regional Integration. 2006.
[35] Официальный сайт Экономического сообщества стран Великих Озер // http://www.cepgl.org/Atelier-regional-de-lancement-du-programme-regional-de-developpement-integre-de.html
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи
Источник