Министерство экономического развития Российской Федерации
ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОГНОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ
КОНКУРСЫ
—>
Направления
Макроэкономика
Стратегическое планирование
ФЦП, ФАИП и ВЦП
Развитие конкуренции
Малый и средний бизнес
Внешнеэкономическая деятельность
Противодействие коррупции
НИР/НИОКР
Государственные гарантии
Недвижимость
Административная реформа
Электронное правительство
Корпоративное управление
Финансовые рынки
Обобщение мониторинга хода реализации государственных программ Российской Федерации, ежеквартальные и годовые сводные доклады
Общественный совет
Инновации
Природопользование
Естественные монополии
Приватизация федерального имущества
Социально ориентированные некоммерческие организации
Эффективное управление государственным имуществом
Экономика социальной сферы
Развитие экономики регионов
Институты развития
Нормативное и методологическое обеспечение разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ
Государственно-частное партнерство
Общероссийские классификаторы, закрепленные за Минэкономразвития России
Стратегическое и территориальное планирование
Перспективное пространственное планирование
Антикризисные мероприятия регионов
Развитие межрегионального и приграничного сотрудничества
Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации
Мониторинг хода реализации государственных программ Российской Федерации
Главная → Деятельность → Направления → Внешнеэкономическая деятельность → Двустороннее сотрудничество → Экономическое сотрудничество со странами Европы
Экономическое сотрудничество со странами Европы
Важнейшим рынком товаров и услуг и главным источником иностранных инвестиций в экономику России, а также объектом зарубежных капиталовложений российских компаний являются европейские страны. На страны Европы приходится более 50% российского товарооборота и около 80% инвестиций в российскую экономику.
Основным инструментом развития внешнеэкономического сотрудничества со странами Америки на двусторонней основе являются Межправительственные комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). В настоящее время функционируют 31 МПК со странами Европы. Кроме того, действуют Российско-Германская Стратегическая рабочая группа по сотрудничеству в области экономики и финансов (СРГ), Российско-Германские межгосударственные консультации на высшем уровне, Российско-Французский Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК).
Ключевая цель во внешнеэкономических отношениях со странами Европы – выстраивание стратегического партнерства на основе инвестиционного, технологического, транспортного и энергетического сотрудничества, а также формирование Общего экономического пространства России и ЕС.
Европейский союз.
Реализация инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации» с целью развития делового сотрудничества в интересах модернизации между Россией и Евросоюзом. Общие приоритеты реализации инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации»:
расширение взаимных инвестиций и трансфер технологий;
образование и подготовка кадров для бизнеса;
регулирование бизнеса, включая техническое регулирование и вопросы стандартизации, малое и среднее предпринимательство.
Секторальные приоритеты, где Россия и ЕС являются наиболее взаимодополняемыми с технологической точки зрения:
развитие энергетики;
транспортно-логистическая система;
сотрудничество в сфере космоса, в том числе в использовании российской системы ГЛОНАСС;
атомная отрасль;
новые материалы, включая композиты.
Двустороннее сотрудничество (в первую очередь с Германией, Францией, Италией, Испанией, Финляндией, Грецией, Нидерландами, Норвегией, странами Северной, Центральной, Восточной Европы и Балтии), в частности, в следующих областях:
энергетика;
машиностроение;
авиация;
космос;
транспорт;
нанотехнологии;
автомобилестроение;
агропромышленный комплекс;
телекоммуникации;
информационные технологии;
производство потребительских товаров.
Особая задача по странам Центральной и Восточной Европы: восстановление кооперационных связей и инвестиционного сотрудничества, расширение присутствия российских компаний на рынках этих стран, а также сотрудничество по обеспечению бесперебойного транзита российских энергоносителей и других товаров в Западную Европу.
Обеспечение выполнения и подготовка новых межправительственных договоров и соглашений по вопросам внешнеэкономических связей.
Защита российских торгово-политических и экономических интересов в странах Европы.
Подготовка и реализация программ сотрудничества и планов совместных действий со странами Европы в торгово-экономической сфере.
Участие в переговорах по сотрудничеству с ЕАСТ.
Переориентировка деятельности МПК, их рабочих органов и торгпредств на реализацию конкретных проектов сотрудничества, их сопровождение в целях развития российской экономики.
Содействие в обеспечении диверсификация маршрутов поставок российского природного газа, нефти и нефтепродуктов в Европу, сотрудничество в области энергоэффективности.
Оказание содействия деловым кругам в продвижении товаров российских экспорта, развитии инновационных технологий, привлечении инвестиций, участии в тендерах, создании промышленных округов и кластеров.
Анализ мер, регулирующих внешнеэкономическую деятельность в странах Европы в целях использования позитивного опыта.
Источник
Экономическое сотрудничество стран ес с россией
С середины ХХ столетия по настоящее время Россия и ЕС являются крупнейшими торговыми партнерами. В период после распада СССР торговля со странами Европы шла опережающими темпами и развивалась намного активнее, чем торговля со странами ближнего зарубежья. Основная предпосылка развития данного процесса ‒ это территориальная близость и взаимодополняемость экономик [3]. Однако, несмотря на взаимовыгодность экономического сотрудничества ЕС 30 июля 2014 года ввел секторальные ограничения в отношении российских компаний, обосновав этот шаг «дестабилизирующим влиянием России на конфликт на Украине». 6 августа последовали ответные шаги России, которые заключались во введении продовольственного эмбарго.
Непредсказуемость предпринимаемых сторонами исключительно исходя из политических мотивов шагов и неопределенность дальнейшего развития ситуации порождает необходимость изучения данного вопроса и проведения анализа складывающейся ситуации в международных отношениях.
Оценивая состояние торгово-экономических отношений России и ЕС до введения санкций, необходимо отметить, что тезис об их значимости между Москвой и Брюсселем был впервые закреплен документально в 1989 году. В соответствие с подписанным соглашением о торговле Европейское экономическое сообщество отменяло количественные ограничения советского экспорта, а СССР вводил недискриминационный режим в отношении квотирования и лицензирования. Следующим этапом стало подписание Соглашения о партнерстве, которое регламентировало практически все сферы взаимодействия, в 1994 году. В 2005 году был составлен ряд «дорожных карт», в том числе о формировании общего экономического пространства (ОЭП). Однако эти документы носили лишь рекомендательный характер.
Характерной чертой всего периода, предшествовавшего мировому экономическому кризису, было наращивание объемов экономического сотрудничества между Россией и странами ЕС. В 2008 г. во внешнеторговом обороте России Евросоюз занимал уже более 52 %, служил для нашей страны источником 75 % прямых зарубежных инвестиций (92 млрд евро в 2008 г.). Россия, размер экономики которой в 2000–2007 гг. увеличился вчетверо, достигнув 1,2 трлн долларов США, также становилась для ее западных соседей все более важным партнером. К 2009 г. она превратилась в третьего по значению внешнего торгового партнера ЕС после США и Китая, занимая 6 % в экспорте товаров в ЕС и 9,6 % в импорте его продукции. В 2009 г. Россия поставила в Евросоюз товаров на сумму более 115 млрд евро. Ее прямые инвестиции в ЕС достигли суммы в 28 млрд евро, что вчетверо превосходило объем инвестиций в ЕС из Индии и в два раза – из Китая [2].
На сегодняшний день экономические связи между Россией и ЕС регламентируются в рамках программы «Партнерство для модернизации». Эта программа действует с 2010 года и, по мнению многих экспертов, существует объективная необходимость (связанная с такими событиями, как вступление России в ВТО, изменения как в ЕС, так и в Таможенном союзе) ее обновления [7].
Несмотря на большую зависимость от международной политики, экономические отношения между странами западной Европы и Россией до введения санкций развивались достаточно динамично, А политика, как известно, весьма нестабильна. Тому свидетельством предстают существовавшие еще до сложившейся на Украине ситуации противоречия по линии «Россия ‒ ЕС», в частности касающиеся системы и архитектуры европейской безопасности и двухсторонние геополитические амбиции на постсоветском пространстве.
Тем не менее на долю ЕС приходится около половины внешнеторгового оборота нашей страны и около 70 % накопленных иностранных инвестиций. На долю России приходится 7 % экспорта и 12 % импорта ЕС [4].
Несмотря на то, что Россия и ЕС действительно являются ведущими взаимозависимыми торговыми партнерами, двусторонние торгово-экономические отношения можно справедливо характеризовать двумя ключевыми словами «асимметрия» и «энергетика». Соответствующий тезис был выдвинут еще в 2004 году ведущим экспертом Центра европейских реформ Катринкой Бариш [8].
Говоря об асимметрии, необходимо отметить, что в товарной структуре существует серьезный дисбаланс. Около 75 % российского экспорта представлены сырьем, а доля оборудования, к примеру, составляет порядка 1 %. Россия является лидером нефтепоставок в ЕС, которые с 2000 по 2009 г. выросли на 56 % до 208 млн тонн ежегодно, а также лидером по поставкам угля (53 млн тонн). По поставкам газа в ЕС Россия занимает третье место (134 млрд куб.м в 2008 г.), или 40 % всего газового импорта [2].
Фактическое развитие экономических связей России с ЕС характеризуется тем, что, с одной стороны ЕС, является крупнейшим партнером России, на долю которого приходится 1/3 ее внешней торговли, 40–50 % иностранных вложений в ее экономику, а с другой – темпы роста взаимного товарооборота имеют тенденцию к снижению, и абсолютные капиталовложения западноевропейских стран в экономику России крайне незначительны – 9‒10 млрд долл., а чистые прямые инвестиции не более 2–3 млрд долл.
Общеизвестны объективные причины, тормозящие торгово-экономические связи: асимметричность структуры взаимной торговли, затяжной характер реформ, внутренняя политическая и экономическая ситуация [6].
Экспорт же ЕС, наоборот, на 48 % представлен машинами и оборудованием. То есть торговля в данном случае представляет собой неравноценный обмен продукцией с низкой и высокой добавленной стоимостью соответственно. Суть проблемы, собственно, кроется не в самом таком обмене, а в том, что такая ситуация не меняется на протяжении многих лет. Источником асимметрии в торговле, по сути, является неразумная промышленная политика, проводимая в РФ, которая никоим образом не ведет к модернизации производств, делая российскую продукцию неконкурентоспособной на развитом европейском рынке.
Европейский бизнес по-прежнему рассматривает Россию как поставщика дешевых ресурсов и рынок сбыта своей продукции. Эксперт МГИМО Николай Кавешников приводит пример анализа инвестиций. Объем их велик и стабильно растет, однако в их структуре преобладают кредиты и значительную часть составляют спекулятивные портфельные инвестиции. На долю прямых инвестиций приходится лишь около 20 % от общего объема средств. То есть организация производств не является приоритетом для европейских ТНК. Это же верно и для российских компаний, осуществляющих вложения только в случаях, когда это необходимо для увеличения сбыта или доступа к технологиям. Однако большую долю ответственности за это можно также возложить на Россию, рассматриваемую европейскими инвесторами как сомнительный объект для вложений с учетом существующих политических и коррупционных рисков, административных барьеров, а также медленного процесса модернизации экономики.
Тезис также верен и в отношении «энергетики». Однако энергетическое сотрудничество является весьма перспективным для России в экономическом плане, хотя в известной степени и порождает ту самую «асимметрию», вдобавок к этому представляя собой сильный политический рычаг («энергетическое оружие» в терминологии Запада). Для примера, доля «Газпрома» на европейском рынке составляет около 30 %. Российские поставки составляют 161,1 млрд куб.м газа из общего объема импорта в 253 млрд куб.м. Найти дополнительные источники энергоресурсов для ЕС представляется весьма проблематичным с учетом сегодняшних геополитических реалий – непрекращающиеся конфликты на Ближнем Востоке (Сирия, Ирак, Иран ‒ Палестина ‒ Израиль), хаос в Ливии и кризис на Украине. Не способствует ЕС и напряженность по линии Россия ‒ США, вызванная в том числе размещением сил НАТО в Восточной Европе [1].
В заключение необходимо отметить, что в действительности, Россия и ЕС являются крупными, весьма взаимозависимыми, партнерами. Россия во многом зависит от промышленного импорта, хотя замена ему и может быть найдена, а также от поступающих из ЕС инвестиционных ресурсов. ЕС же, в свою очередь, зависит от России, во-первых, как от рынка сбыта своей продукции, во-вторых, и что весьма более важно, как от поставщика энергоресурсов. Российский газ остается безальтернативным источником энергии для ЕС, по крайней мере в ближайшей перспективе. Учитывая нефтяные и газовые контракты, заключаемые Россией с Ираном [5] и Туркменией, можно отметить, что Россия продолжает развивать внешнюю политику, в том числе и в отношениях с ЕС, в роли все более весомого игрока на рынке энергоресурсов.
Рецензенты:
Абдулманапов С.Г., д.э.н., профессор, директор НИИ Управления, экономики, политики и социологии ГАОУ ВПО ДГИНХ, г. Махачкала;
Ибрагимов М.А., д.э.н., профессор кафедры «Политэкономия», ФБГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала.