Экономика
Выравнивание уровней экономического развития
Выравнивание (сближение) уровней экономического развития стран социализма — присущий социализму способ сочетания интернационализации хозяйственной жизни с углублением сотрудничества в области политики и идеологии, с выравниванием уровней хозяйственного и социально-экономического развития отдельных стран. Основным условием подъема служит всемерное использование преимуществ нового общественного строя и социалистической системы мирового хозяйства. Это проявляется, с одной стороны, в максимальной мобилизации внутренних резервов, с другой — в углублении сотрудничества и взаимопомощи, развитии международной специализации и кооперирования производства. Широкий простор эта закономерность получает на современном этапе развития социалистической системы мирового хозяйства, когда в СССР построено, а в ряде других стран строится развитое социалистическое общество, складываются зрелые формы их взаимного сотрудничества.
Сближение социалистических государств ведет к тому, что взаимное разделение труда (см. международное социалистическое разделение труда) становится органической частью рациональной внутрихозяйственной деятельности. Внутрихозяйственные задачи в отдельных странах социализма все теснее переплетаются с задачами развития экономики социалистического содружества в целом. Как подчеркивалось в Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду партии, «возникает все больше элементов общности в их политике, экономике, социальной жизни, происходит постепенное выравнивание уровней развития» (Материалы XXV съезда КПСС, с. 6).
Сближение социалистических государств в хозяйственной области находит свое концентрированное выражение в экономической интеграции (см. Интеграция экономическая социалистическая) стран — членов СЭВ, представляющей собой присущий развитому социализму метод эффективного решения коренных экономических проблем развития стран социалистического содружества на основе интернационального объединения усилий. В материалах XXV съезда КПСС, съездов коммунистических и рабочих партий других стран — членов СЭВ подчеркивается, что задачи социально-экономического развития содружества можно решить только на основе дальнейшего углубления всестороннего сотрудничества социалистических государств, его тесной увязки с задачами социально-экономической политики отдельных стран, путем осуществления по согласованной программе существенных сдвигов в структуре и техническом уровне материального производства.
Выравнивание уровней хозяйственного развития социалистических стран находит выражение в сближении таких показателей, как объем национального дохода и промышленной продукции в расчете на душу населения, уровень производительности труда, уровень реальных доходов и т. д. Экономическое сближение социалистических стран осуществляется, таким образом, в двух взаимосвязанных аспектах. С одной стороны, это выравнивание уровней их экономического развития, с другой — становление и упрочение социалистической кооперации общественного труда между странами. Выравнивание экономического уровня не означает устранения всех различий, в том числе и тех, которые обусловлены природными условиями стран, их национальными особенностями, исторически сложившейся структурой потребностей населения и т. д.
Опубликовано 26 апреля 2012 14:11:08.
Источник
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Выравнивание — уровни — экономическое развитие — страна
Выравнивание уровней экономического развития стран — членов СЭВ — объективная закономерность развития мирового социалистического хозяйства, выражающаяся в постепенной ликвидации существенных различий в развитии производительных сил отдельных стран, исторически сложившихся в условиях капитализма, а также обусловленных разновременностью социалистических революций в этих странах. [1]
Выравнивание уровней экономического развития стран социализма не означает устранения всех различий между ними. [2]
Утверждается закон выравнивания уровней экономического развития стран социализма . Расцвет каждой из стран социалистического содружества неразрывно связан с упрочением их идейно-политического единства, растущей общностью в политике, экономике, социальной жизни, развитием плодотворного, равноправного сотрудничества во всех областях. Теперь невозможно представить развитие той или иной социалистической страны, успешное решение ею таких, например, проблем, как обеспечение энергоресурсами и сырьем, внедрение новейших достижений науки и техники, без связей с другими братскими странами. Но все это не стирает национальной специфики и истерических особенностей стран социализма. В разнообразии форм их общественной жизни, организации экономики проявляется богатство путей и методов утверждения социалистического образа жизни. [3]
Вместе с тем выравнивание уровней экономического развития стран не означает устранения всех различий, вытекающих из особенностей природных ресурсов, климатических условий, национальных особенностей в структуре потребления и в образе жизни населения. [4]
Сессия подчеркнула необходимость всемерно учитывать при реализации долгосрочных целевых программ задачи постепенного сближения и выравнивания уровней экономического развития стран — членов СЭВ, оказывать поддержку и помощь в ускорении развития и повышении эффективности экономики Республики Куба и Монгольской Народной Республики. [5]
Комплексная программа закрепляет долговременные принципиальные цели братского сотрудничества социалистических стран: углубление и развитие социалистической экономической интеграции в целях наиболее успешного решения важнейших социально-экономических задач стран, дальнейший подъем производительных сил, достижение наивысшего научно-технического уровня, постепенное сближение и выравнивание уровней экономического развития стран — членов СЭВ, повышение народного благосостояния, упрочение позиций стран — членов СЭВ на мировом рынке, укрепление их обороноспособности. [6]
Это относится прежде всего к задачам максимального повышения экономической эффективности общественного производства и производительности труда; решения проблем оптимального обеспечения перспективных потребностей народного хозяйства стран в топливе, энергии, сырье, современном оборудовании, продовольственных и промышленных товарах народного потребления, сближения и выравнивания уровней экономического развития стран — членов СЭВ. [7]
Наиболее важными характеристиками интеграции он считает межгосударственное регулирование экономических процессов, постепенное формирование интеграционного хозяйственного комплекса с общими пропорциями и общей структурой воспроизводства; устранение административных и экономических барьеров, препятствующих свободному передвижению в пределах региона товаров, капитала и рабочей силы; выравнивание уровней экономического развития интегрирующихся стран . [8]
Принятая в 1971 г. Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ носит высоко-организованный характер и тесно связана со стандартизацией. Страны — члены СЭВ будут и далее углублять и совершенствовать экономическое и научно-техническое сотрудничество и развивать экономическую интеграцию в целях содействия более быстрому развитию производительных сил, повышению научно-технического уровня, повышения уровня техники и технологии в соответствии с требованиями научно-технической революции, росту масштабов производства, повышению емкости и устойчивости мирового социалистического рынка, постепенному сближению и выравниванию уровней экономического развития стран — членов СЭВ. [9]
Подчеркивая роль и значение социалистической экономической интеграции, товарищ Л. И. Брежнев в Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду партии говорил: Речь идет не только о большой взаимной экономической выгоде, но и о задаче огромного политического значения. Новым этапом социалистической экономической интеграции и совершенствования экономического сотрудничества является впервые принятый странами — членами СЭВ в 1975 г. пятилетний Согласованный план многосторонних интеграционных мероприятий на 1976 — 1980 гг. Этот план включает создание совместными усилиями заинтересованных стран дополнительных производственных мощностей, строительство объектов и увязан с национальными народнохозяйственными планами, а также с взаимными поставками товаров и долгосрочными торговыми соглашениями. Осуществление этих мероприятий повысит эффективность общественного производства и будет надежно способствовать постепенному сближению и выравниванию уровней экономического развития стран — членов СЭВ. [10]
Для осуществления расчетов, связанных с внешней торговлей и совместным сооружением объектов, страны — члены СЭВ создали на паевых началах два банка — Международный банк экономического сотрудничества и Международный инвестиционный банк. Большое место в деятельности этих банков занимает поедоставление кредитов. Наряду с другими видами сотрудничества предоставление кредитов помогает менее развитым в промышленном отношении социалистическим странам развивать хозяйство ускоренными темпами. Это способствует успешному решению такой важной социальной задачи, как постепенное сближение и выравнивание уровней экономического развития стран социализма . [11]
В 1971 г. в члены банка принята СРР, в 1974 г. — Куба, в 1977 г. — СРВ. В 1974 г. между МИБ и СФРЮ подписано соглашение об основных принципах сотрудничества в области кредитно-финансовых отношений. Банк начал функционировать с 1 января 1971 г. МИБ принимает участие в работе соответствующих органов СЭВ при рассмотрении вопросов, связанных с координацией планов капитальных вложений, учитывает рекомендации органов СЭВ по координации народнохозяйственных планов стран-членов и долгосрочные соглашения или иные договоренности о строительстве объектов, представляющих интерес для нескольких стран — членов банка. Основная задача МИБ — предоставление среднесрочных ( до 5 лет) и долгосрочных ( до 15 лет) кредитов на реализацию мероприятий по дальнейшему развитию социалистической экономической интеграции, постепенному сближению и выравниванию уровней экономического развития стран — членов СЭВ при соблюдении принципа высокой эффективности использования кредитов. [12]
Источник
Направления экономического выравнивания развития стран мира
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 18:11, контрольная работа
Краткое описание
Целью данной контрольной работы является анализ экономического выравнивания развития стран, исследование моделей организации бюджетных систем, рассмотрение политики выравнивания в разных странах.
Задачи контрольной работы предопределяются целью и состоят в том, чтобы: раскрыть смысл политики выравнивания, описать две модели организации бюджетных систем, рассмотреть выравнивание экономики в России и странах ЕС.
Содержание
Введение.
1. Смысл политики выравнивания…………………………………………….…6
2. Kонкурентная и кооперативная модели организации бюджетной системы . 9
3. Политика регионального выравнивания в России………………………. 14
3.1. Механизмы регионального регулирования экономики……………………. 17
3.2. Возможности выравнивания региональных диспропорций……………….22
4. Проблема выравнивания уровней экономического развития в странах Евросоюза………………………………………………………………………. 30
Заключение.
Список используемой литературы.
Вложенные файлы: 1 файл
МОЯ КР МАЗГУТЫЧУ.docx
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Российский государственный гуманитарный университет»
Филиал в г. Домодедово
Кафедра гуманитарных и
Тракова Юлия Александровна
Контрольная работа по дисциплине: «Мировая экономика»
На тему: « Направления экономического выравнивания развития стран мира».
Студентка 2 курса о/о
1. Смысл политики выравнивания……………………………………………. …6
2. Kонкурентная и кооперативная модели организации бюджетной системы . . . . . 9
3. Политика регионального выравнивания в России………………………. 14
3.1. Механизмы регионального регулирования экономики……………………. 17
3.2. Возможности выравнивания региональных диспропорций……………….22
4. Проблема выравнивания уровней экономического развития в странах Евросоюза……………………………………………………… ………………. 30
Список используемой литературы.
Введение.
Неравномерность развития различных частей единого государства характерна для всех стран мира. Это часто является причиной недовольства как «богатых», так и «бедных» регионов, повышает уровень социальной напряжённости в стране и вызывает различного рода конфликты. Проблема неравномерности в уровне социально-экономического развития регионов относится к числу важнейших внутриполитических целей практически любого государства.
Для крупных стран с территориально неравномерно развитой экономикой, как правило, характерны чрезмерные межрегиональные контрасты в уровне социально-экономического развития. Несвоевременность и недостаточность принимаемых мер для решения проблемы межрегионального выравнивания инициируют центробежные тенденции и могут привести к распаду государств.
Говоря об актуальности проблемы выравнивания социально-экономического развития территорий на сегодняшний день, как для России, так и для многих зарубежных государств, необходимо обратиться к истокам проблемы, а также к определению ее места в региональной политике. Поскольку важнейшей задачей деятельности региональных органов государственной власти должно стать устранение указанных негативных тенденций, сближение уровней социально-экономического развития с наиболее развитыми территориями.
Различия социально-экономического развития регионов являются препятствием при формировании целостности хозяйственного пространства, так как при критических значениях способны порождать центробежное поведение территориальных единиц. Необходимость разрешения проблем пространственной трансформации хозяйства без применения неэффективных методик нивелирования специфики территориально обособленных экономических подсистем — составная часть преобразований, переживаемых национальной экономикой.
Поскольку причины неравномерности регионального развития зачастую имеют исторические корни, то и их преодоление не может быть одномоментным и требует некоторого периода времени. Однако, задача обеспечения экономической безопасности стран, а также формирование и реализация национальной экономической стратегии объективно истощают имеющийся ресурс времени многократно.
Отраслевая и территориальная структуры экономики не в полной мере соответствуют текущим и стратегическим задачам. Важнейшей задачей в такой ситуации является согласование ресурсов и направлений деятельности по преобразованию хозяйственного ландшафта, то есть формирование и реализация ответственной и эффективной региональной политики. Наряду с этим, важным становится комплексное понимание природы и смысла, происходящих в стране преобразований, формирования новой структуры региональной политики, ответственной за практическое воплощение, контроль и реализацию предлагаемых системных мер.
Негативные процессы, порождаемые асимметрией, могут быть устранены, «выровнены» с помощью проведения государственной политики выравнивания уровней социально-экономического развития. Понятие «выравнивание» достаточно активно сегодня используется при определении задач экономической политики, как Российской Федерации , так и других стран мира.
Целью данной контрольной работы является анализ экономического выравнивания развития стран, исследование моделей организации бюджетных систем, рассмотрение политики выравнивания в разных странах.
Задачи контрольной работы предопределяются целью и состоят в том, чтобы: раскрыть смысл политики выравнивания, описать две модели организации бюджетных систем, рассмотреть выравнивание экономики в России и странах ЕС.
1.Смысл политики выравнивания.
Смысл политики выравнивания связан с тем, чтобы нивелировать экстремальные (предельные, крайние) аномалии (резко отличающиеся от средних) территориальные различия в уровне и качестве жизни, во многом определяемые экономическими, природно-климатическими, ресурсными и инфраструктурными особенностями регионов.
В научной литературе понятие «выравнивание» часто используется без разъяснения его экономического смысла. Практически во всех научных источниках под «выравниванием» понимают сближение уровней социально-экономического развития рассматриваемых территорий (регионов, муниципальных образований и т.д.). Однако, как указывает А.Г. Гранберг , перспективы сближения регионов по уровню валового регионального продукта (ВРП) на душу населения имеет смысл анализировать только в условиях экономического роста. Очевидно, что приемлем только такой характер сближения регионов, когда темп прироста в отставших регионах превышает положительный темп прироста в более богатых регионах. В условиях экономического спада говорить о «выравнивании» бесперспективно. В данном случае «выравнивание» будет осуществляться только по интенсивности проявления экономического кризиса, глубине падения экономики, сокращения производства и ухудшения уровня жизни населения. То есть будет достигнут обратный эффект. Поэтому необходимы конкретные и реалистичные подходы. В то же время следует отметить, что одни регионы в определенный период характеризуются более высокими, другие – более низкими социальными и экономическими стандартами. Поэтому политика выравнивания должна иметь динамический характер и меняться под воздействием сложной гаммы внешних и внутренних обстоятельств.
Практический смысл политики выравнивания должен состоять в снижении разрыва (отставания) между наиболее развитыми и менее развитыми территориями и определяться:ооооооооооооооооо оооооооо
— более активным включением отсталых регионов в воспроизводственный процесс, повышением их производительности и вклада в производство валового внутреннего продукта, как в относительном, так и в денежном выражении;
— укреплением экономического потенциала отстающих регионов для решения их социальных задач – повышения уровня жизни населения;
— обеспечением выполнения органами регионального управления главной задачи своей экономической политики – устойчивого конкурентоспособного поступательного развития экономики с целью обеспечения приемлемого уровня жизни населения территории и укрепления ее финансового потенциала.
Таким образом, под выравниванием асимметрии социально-экономического развития понимается сближение уровней социально-экономического развития регионов в свете приоритетного развития экономики и социальной сферы наиболее отсталых территорий, создание и укрепления их финансового потенциала с целью обеспечения их экономического роста.
Следует отметить, что выравнивание асимметрии социально-экономического развития является неотъемлемой частью государственной экономической политики. Большая часть форм государственного регулирования экономики, так или иначе, направлена на выравнивание социально-экономического развития территорий, в том числе:
— непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов;
— бюджетное регулирование, то есть распределение средств государственного бюджета по различным направлениям их использования;оооооооооооо
— регулирование посредством формирования государственных целевых программ и государственного заказа;ооооооооооооооооооооооо ооооо
— социальное регулирование (включая социальное страхование);оооооооо
— государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды.
Источник