Экономика европейских стран снг

Экономика стран СНГ

Экономика Азербайджана

Экономика Азербайджана составляет 2/3 ВВП всех стран Южного Кавказа. В период 2005-2008 гг. рост реального ВВП Азербайджанской Республики (АР) достиг самых высоких значений за все время после обретения республикой независимости, которые составляли в среднем 24,2% в год. Данный период характеризуются как «период экономического бума», когда Азербайджан был абсолютным мировым лидером по темпам роста экономики.

Экономика Армении

Экономика Армении является одной из наиболее динамично развивающихся на пространстве бывшего СССР. Данное государство можно охарактеризовать как индустриально-аграрное, поскольку развитию как промышленности, так и сельского хозяйства уделяется одинаково пристальное внимание.

Размер ВВП в рыночных ценах в 2015 году составил 5032089 млн драмов. Последние пятнадцать лет данный показатель неуклонно растет, в сравнении с 2001 годом увеличился более чем вчетверо.

Экономика Беларуси

Беларусь на протяжении многих лет демонстрирует устойчивый экономический рост, успехи в повышении уровня благосостояния людей и их социальной защищенности. Это подтверждается не только данными национальной статистики, но и авторитетных международных организаций.

Экономика Казахстана

Казахстанская экономика растет довольно динамичными темпами. За прошедшее десятилетие ВВП страны увеличился почти в 7 раз (с 17 млрд. долларов США до 115 млрд. долларов).

Читайте также:  Истории обычаи разных стран

Экономика Кыргызстана

КыргызскаяРеспублика – аграрно-индустриальная страна. Сельское хозяйство – ведущая отрасль экономики, в которой создается около 40 % валовой добавленной стоимости и занято более половины трудоспособного населения. Доля сельскохозяйственных угодий составляет 53,9 % от общей территории республики. Основной отраслью сельского хозяйства является растениеводство (выращивание зерна, хлопка, табака, масличных, плодоовощных и бахчевых культур). Развивается мясомолочное животноводство. Перспективной отраслью является овцеводство.

Экономика Молдовы

Согласно официальным данным в 2011 году валовый внутренний продукт вырос на 6,4%. Объем промышленного и сельскохозяйственного производства вырос соответственно на 7,4 и 4,6%. При этом размер инвестиций увеличился на 9,3%, грузооборот всех видов транспорта – на 11,6% и товарооборот – на 17,1%.

Экономика Российской Федерации

Экономика России — шестая экономика среди стран мира по объёму ВВП по ППС (на 2012 год). По номинальному объёму ВВП за 2011 год Россия занимает 9-е место. Номинальный ВВП России за 2010 год составил 44,5 трлн. рублей, ВВП по ППС — $2,23 трлн. По номинальному ВВП на душу населения на 2010 год Россия занимает 54-е место по данным Международного валютного фонда. По данным на 2012 год, доля экономики России в мировой экономике — 4,1 %

Экономика Таджикистана

Таджикистан — индустриально-аграрное государство. Таджикистан является одной из наиболее бедных стран мира и по основным макроэкономическим показателям отстает от других государств Центральной Азии.

Объем ВВП Таджикистана в 2010 г. составил более 5,6 млрд. долларов, что на 6,5% больше чем в 2009 году. В структуре ВВП по итогам 2010 года 47,9% составляет производство услуг, 41,6% — производство товаров и 10,5% — налоги. Уровень ВВП на душу населения — 2,19 тыс. долларов, 131-е место в мире (в 2010 году).

Экономика Туркменистана

Особенности туркменской экономики определяются несколькими факторами. Во-первых, это наличие больших запасов природных ресурсов. Во-вторых, страна имеет закрытый тип экономики: иностранные инвесторы допускаются лишь в сложные для добычи месторождения. В-третьих, Туркменистан географически замкнутое пространство: не имеет выходов к морю и окружено государствами, политическая ситуация в которых затрудняет продвижение туркменских углеводородов на мировой рынок. Нефть потребляется внутри страны. Основными отраслями промышленности являются добыча и переработка природного газа и нефти, электроэнергетика, текстильная отрасль и строительство.

Экономика Узбекистана

В структуре ВВП значителен вес сельского хозяйства — 38 %. 26 % приходится на промышленность, 36 % на сферу услуг. За 9 месяцев 2007 ВВП вырос на 9,8 %, страна занимает второе место в мире по экспорту хлопка.

Экономика Украины

Экономика Украины — 37-я экономика мира по размеру ВВП по ППС (2011). ВВП на душу населения 7800 долларов США (2011). Рост ВВП в 2011 году составляет 5,2 %. Долг Украины на 1 мая 2012 года составляет 36 % от ВВП (совокупный долг государства и бизнеса).

Источник

Динамика ВВП стран СНГ и Восточной Европы – как развиваются экономики региона и Беларусь на их фоне

Динамика ВВП, главного показателя размера и мощи экономики, показывает направление и скорость развития страны, устойчивость ее к внешнему воздействию, особенно при международных сопоставлениях. Последние отчеты национальных органов статистики показывают, что Восточная («Новая») Европа наращивает опережение, увеличивает экономический разрыв со странами СНГ: подушевой номинальный ВВП восточноевропейских стран не только больше по величине, но и растет, в целом, быстрее — как в реальном, так и в долларовом выражении.

Ранее были составлены рейтинги стран СНГ и Восточной («Новой») Европы по ВВП по ППС, реальному росту ВВП, величине номинального ВВП в долларовом эквиваленте и размеру долларового ВВП на душу населения.

Динамика реального ВВП стран СНГ и Восточной Европы

Динамика ВВП стран различается как глубиной падения в мировой кризис 2008–09 гг. и в кризис 2014–16 гг. (для стран СНГ), так и скоростью его последующего восстановления. Поэтому «на выходе» — различные результаты: одни страны вышли на уровень уже в , другие — в , а некоторые -и позже.

Так, ВВП Беларуси в мировой кризис практически не упал, что дало возможность опередить большинство стран — соседей Беларуси по кумулятивному, с 2009 года по II квартал , индексу реального роста ВВП, несмотря на падение белорусской экономики Беларуси в 2015–16 гг.

Но сильно упавшие в мировой кризис экономики Литвы и Латвии сейчас растут быстро: Литва догоняет Беларусь, а Латвия уже обогнала Россию в рейтинге изменения ренального ВВП после 2008 года. А Польша вообще ни разу за эти годы не показала отрицательной динамики: польская экономика беспрерывно растет.

Но две страны СНГ — Казахстан и Грузия — нарастили реальный ВВП за период после 2008 года еще больше, став лидерами. В последние 3 года очень быстро растет Молдова, а 2 года — Армения. А вот Азербайджан никак не может оправиться от падения цен на нефть, хотя до 2012 года рост его ВВП был наибольшим.

Из восточноевропейских стран худшая динамика — у Хорватии: только лишь во II квартале реальный ВВП этой страны превысил уровень 2008 года.

Ну, а темпы роста экономики Украины сейчас явно недостаточны для быстрого восстановления уровня даже , а ведь этот уровень — ниже . С такими темпами роста для выхода Украины к ВВП докризисного года потребуется еще 2–3 года, а — 5–6 лет.

Динамика номинального ВВП стран СНГ и Восточной Европы в долларовом эквиваленте

На динамику номинального размера ВВП в долларовом эквиваленте непосредственное влияние оказывают три фактора: реальная, в постоянных ценах, динамика ВВП, уровень инфляционного приращения и динамика курса национальной валюты (или евро) к доллару.

В экономический истории год, в конце которого разразился мировой экономический кризис, был годом рекордного, на то время, номинального размера $-эквивалента ВВП большинства стран мира, после которого, в , был сильный его обвал. Некоторые страны до сих пор не достигли того уровня или лишь незначительно превысили его (во многом того, что в был низкий международный курс доллара, а в вырос).

Упал в и номинальный долларовый ВВП Беларуси. А после года восстановления еще одно падение $-ВВП — в , когда в Беларуси бушевал кризис с сильнейшей после девальвацией. Рост $-ВВП в 2012–14 гг. был Беларуси очень быстрый, но в России — еще быстрее: Беларуси и близко не имели таких темпов наращивания долларового ВВП. Но гг. с падением цен на нефть обвалил $-ВВП настолько, что сейчас (II квартал 2019 года) ВВП Беларуси и России в $-эквиваленте меньше, чем в 2008 году.

Меньше, чем в , номинальный годовой ВВП в долларах сейчас также у Венгрии, Латвии, Азербайджана и, особенно у Украины, где кроме реального падения и курсового (девальвационного) экономика сократилась еще и физически — с потерей части территории.

В остальных странах СНГ и Восточной Европы $-ВВП сейчас больше, чем в . Хотя в 2013–14 гг. у Казахстана, Азербайджана и России — нефтезависимых стран — долларовый размер экономики был намного больше.

Ну, а больше других вырос после номинально в долларах ВВП Молдовы, из восточноевропейских стран — Эстонии и Румынии.

Динамика ВВП стран СНГ и Восточной Европы в долларах на душу населения

Динамика показателя ВВП на душу населения зависит как от динамики непосредственно ВВП, так и от динамики численности населения.

Больше всего сократилось население в Украине (природное сокращение, эмиграция, аннексия Крыма, оккупация части Донбасса). В ЕС наибольшее падение численности населения с по гг. произошло в Литве и Латвии (природное сокращение и эмиграция). Число проживающих в Грузии сократилось на значимый процент в самом начале этого периода — войны 2008 года.

Как менялся размер годового ВВП в долларах на душу населения в течение — на графике (со шкалой в , лучше показывающей относительные изменения в динамике, чем абсолютные).

До падения цен на нефть Беларусь в рейтинге подушевого $-ВВП «соревновалась» с Азербайджаном. Но теперь Азербайджан упал до уровня безнефтяных соседних Армении и Грузии.

Украина в в этом рейтинге была выше Молдовы, Армении и Грузии, а сейчас на последнем месте, пытаясь «обойти» Молдову. Армения прямо сейчас (II квартал 2019 года) впервые за много лет стала выше Грузии.

В Румыния обогнала Россию. А вся верхняя часть рейтинга — неизменная после 2015 года, после того как оттуда «вылетели» Россия и Казахстан.

На следующих графиках — динамика $-ВВП на душу населения относительно показателя 2008 года.

В процентах к показателю , ВВП в $-эквиваленте на душу населения больше всего вырос в Молдове, хотя и остается очень низким. А больше других сократился — в Азербайджане, а в ЕС — в Хорватии.

Подушевой $-ВВП Беларуси сейчас на уровне 2008 года, а Украина почти восстановила «домайданный» уровень. Из соседних стран подушевой $-ВВП больше всего превысил уровень в Литве и Латвии — во многом сильного сокращения численности населения, но при сейчас высоком темпе экономического роста.

Источник

Современная экономическая ситуация в СНГ

Страны СНГ обладают большим природным и экономическим потенциалом, который дает им значительные конкурентные преимущества и позволяет занять достойное место в международном разделении труда. Они располагают 16, 3% мировой территории, 5 — численности населения, 25 — запасов природных ресурсов, 10 — промышленного производства, 12 — научно-технического потенциала, 10% — ресурсообразующих товаров. Среди них пользующиеся спросом на мировом рынке: нефть и природный газ, уголь, лес, цветные и редкие металлы, калийные соли и прочие ископаемые, а также запасы пресной воды и земельные массивы, пригодные для земледелия и строительства.

Только разведанные месторождения нефти в России составляют 13% мировых, в Азербайджане — более 10, в Казахстане и Туркменистане — около 10%. В России сосредоточено около 35% мировых запасов природного газа, в Азербайджане, Туркменистане, Казахстане и Узбекистане — почти 20%. По суммарной добыче каменного и бурого угля Россия, Украина и Казахстан занимают второе место в мире. Основные запасы алмазов, бокситов, медных, никелевых, кобальтовых и оловянных руд находятся в России. Большие залежи железной руды, бокситов, медных руд расположены на Украине, в Казахстане и Грузии. В России и Белоруссии находятся крупнейшие в мире лесные массивы (1/4 лесов земного шара) и запасы калийных солей.

Еще недавно эффективность транспортно-коммуникационных систем в СНГ была в несколько раз выше, чем в Америке и Китае. В бывшем СССР по железным дорогам перевозили половину всех грузов и четверть пассажиров общемирового объема. По территории СНГ проходит самый короткий сухопутный и морской (через Ледовитый океан) путь из Европы в Юго-Восточную Азию, которая в XXI в. станет одним из наиболее важных глобальных экономических центров. По оценкам Мирового банка, доход от эксплуатации транспортно-коммуникационных систем Содружества мог бы составить 100 млрд. долл.

Другие конкурентные ресурсы стран СНГ — дешевая рабочая сила и энергоресурсы, представляющие важные потенциальные условия для подъема экономики (здесь производится 10% мировой электроэнергии — четвертое место в мире по ее выработке). Но эти возможности используются крайне нерационально, о чем свидетельствует чрезвычайно низкий уровень ВВП в странах СНГ (1, 4% мирового ВВП). Отсюда и недостаточная вовлеченность в международное разделение труда (1, 5% общемирового экспорта товаров и освоение всего лишь 1% мирового вывоза капитала). Доля товаров с высокой степенью обработки (добавленной стоимостью) весьма низка. В структуре экспорта преобладают товары сырьевой группы — нефть и нефтепродукты, газ, химическая и металлургическая продукция. Все это не благоприятствует устойчивому развитию экономики стран СНГ. Цены на сырьевые товары подвержены сильным колебаниям. Чтобы на равных участвовать в установлении «правил игры» на мировых рынках, по расчетам специалистов, странам СНГ нужно в ближайшие 5-6 лет увеличить общий товарооборот в 2 раза, а объем ВВП — не менее чем в 1, 5 раза. Для сравнения: ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) в конце 90-х гг. составлял в США и Японии более 25 тыс. долл., странах ЕС — 15-20, Южной Корее и Тайване — 10-12, большинстве стран Восточной Европы и странах Балтии — 7-8, тогда как в России — 6-7, Белоруссии -5, 2, а в других странах СНГ — 2-3 тыс. долл.1) Сравнительные показатели развития стран СНГ в середине 90-х гг. представлены в табл. 1. По масштабам экономики резко выделяется Россия (половина населения и более 60% суммарного национального дохода СНГ). Пять стран (Россия, Украина, Казахстан Узбекистан, Белоруссия) производят 94%, а остальные семь — всего 6% национального дохода СНГ(2).

В 2000 г. в совокупном ВВП стран-членов СНГ доля России составляла 67, 5%, Украины -11, 1, Узбекистана — 6, 2, Казахстана — 5, 8, Белоруссии — 3, 9%, на другие государства приходилось менее 6%.

По производству национального дохода на душу населения, производительности труда и душевого потребления товаров и услуг на первых местах оказываются Белоруссия, Россия и Украина, а на последних — Таджикистан, Армения, Грузия и Молдова.

С точки зрения ресурсного обеспечения интеграции ситуация складывается двояко. С одной стороны, участники СНГ имеют в совокупности богатейший потенциал, правда, размещенный неравномерно и к тому же разделенный национальными и экономическими границами. С другой — этот потенциал используется крайне нерационально (соответствующие тенденции с общесоюзных времен усугубились после его раздела). Интеграция как способ совместного хозяйствования пока не позволяет переломить все эти тенденции и вовлечь природные, материально-технические, научно-исследовательские и кадровые богатства на благо отдельных народов и Содружества в целом.

Развитие экономики и внешней торговли

В 1991 г. все государства СНГ начали экономические реформы, которые характеризуются как общими (либерализация цен и внешнеэкономической деятельности, стремление к конвертируемости национальных валют, приватизация государственной собственности), так и специфическими (преодоление внешней зависимости в сырьевой, продовольственной, военной и других областях) мерами. Но либерализация цен обусловила неэффективность многих кооперационных связей, а либерализация внешнеэкономической деятельности выявила неконкурентоспособность большинства производств. Приватизация собственности породила неуправляемость и безответственность в экономической сфере.

Существенно ограничивают возможности интеграции складывающиеся в странах Содружества экономические и социальные условия: неравномерность распределения экономического потенциала, усиливающаяся недостатком топливно-энергетических ресурсов и продовольствия; военные конфликты на территориях отдельных стран Содружества; противоречия между целями национальной политики и интересами МВФ, Мирового банка; неунифицированность национальных правовых баз.

Тенденции социально-экономического развития стран Содружества характеризуют табл. 2 и 3. Объем ВВП, промышленного и сельскохозяйственного производства, уровень инвестиций упали, резко сократились транспортные потоки, реальные доходы населения уменьшились, возросла безработица и усилились инфляционные тенденции. При этом глубина спада в промышленности была больше, чем в сельском хозяйстве, что позволяет сделать вывод о деиндустриализации производства, снижении его эффективности. Это стало основным фактором падения доходов населения, соответственно потребления, зафиксированного уменьшением розничного товарооборота в СНГ.

Экономический рост, обозначившийся в последние годы в странах СНГ, пока не в силах преодолеть сложившиеся в них деформации воспроизводственного процесса. Можно говорить лишь о некотором ослаблении их негативных последствий для макроэкономики за прошедшее десятилетие. В среднем по странам СНГ за 1991-2000 гг. ВВП снизился на 34%, объем промышленного производства — на 40, продукция сельского хозяйства — на 28, инвестиции в основной капитал — на 67%. Почти во всех странах Содружества еще не достигнут дореформенный уровень ключевых экономических показателей. Так, ВВП России в 2000 г. составил 68% объема 1991 г., Белоруссии — 90, Казахстана — 78, Киргизии — 72, Украины — 47, Молдовы — 60, Азербайджана — 60%. В среднем по странам СНГ объем ВВП в 2000 г. был равен 66% уровня 1991 г. Все страны формировали дефицитные бюджеты, а начиная с 1998 г.- озабочены выплатами по внешнему долгу. Иностранные инвестиции так и не достигли больших объемов, промышленность оставалась на низком технологическом уровне и не смогла начать выпуск конкурентоспособной продукции. Только в последние годы темпы роста ВВП стабилизировались.

Одним из последствий структурной деформации производства и инвестиций стало чрезмерное развитие добывающих отраслей. Это превращает государства Содружества в ресурсные сегменты мирового рынка, лишает их экономические системы взаимозависимости и взаимодополнения и, соответственно, выступает объективным препятствием для их интеграции, поскольку для добывающих моноотраслевых стран она бессмысленна.

В России усиление сырьевой специализации промышленности и структуры отечественного экспорта привело к чрезмерной импортной зависимости внутреннего рынка, угрожающему росту государственного внешнего долга, сопровождающемуся неконтролируемой утечкой российского капитала за рубеж.

Большинство государств Содружества переориентировали внешнеэкономические связи на третьи страны. Так, объем торговли России со странами Содружества снизился со 138, 1 млрд. долл. в 1991 г. до 19 млрд. в 1999 г. В 2000 г. лишь у Белоруссии и Таджикистана большая часть экспортно-импортных операций приходилась на долю партнеров по Содружеству (табл. 5).

Стоимость взаимных товарных поставок все больше растет, а их физический объем сокращается. По ряду важных товаров (нефтепродукты, алюминий, целлюлоза, сахар, сливочное масло, легковые автомобили и др.) цены в торговле между странами СНГ превысили уровень мировых, что нередко делает более дешевой их закупку вне границ группировки. Россия, например, по отдельным товарам упускает выгоду в торговле с ближним зарубежьем.

Хотя в отдельных случаях доля взаимной торговли достаточно высока, ее общий объем в рамках Содружества по-прежнему уступает объему торговли с дальним зарубежьем. Россия по-прежнему остается для большинства стран Содружества их основным партнером, что объясняется в основном зависимостью от ее поставок энергоресурсов, отдельных видов сырьевых товаров и машинотехнической продукции. Доля России во внешнеторговом обороте отдельных стран СНГ составляет от 54 до 88%. Весьма существенно ее участие и в торговом обороте с дальним зарубежьем (78% экспорта и 57% импорта).

Включение стран СНГ в мировую экономику — главное достижение их независимого хозяйствования. Общий объем экспорта из СНГ в остальной мир составил в середине 90-х гг. 80 млрд. долл. Однако общий объем внешней торговли не соответствует их экономическому потенциалу. На страны СНГ приходится лишь 4, 5% мирового оборота. Экспорт товаров и услуг в страны вне СНГ в расчете на душу населения в середине 90-х гг. составлял в среднем по Содружеству всего 277 долл. в год (в России — 443, Белоруссии — 72, Казахстане — 141, Туркменистане — 125, Украине 108, Таджикистане — 85, Узбекистане — 75, Молдове -64, Азербайджане — 44, Кыргызстане — 31, Армении — 28, Грузии — 13 долл.)(3).

В экспорте стран СНГ снизилась доля готовых товаров и услуг, а также комплектующих изделий, выросла доля необработанного сырья.Более 40% экспорта России — сырая нефть и природный газ, почти треть общего объема экспорта Белоруссии составляет сырая нефть (реэкспорт из России), 80% экспорта Азербайджана — нефть и продукты ее переработки; 52% экспорта Казахстана — каменный уголь, сырая нефть, продукты ее переработки, ферросплавы, медь и медные необработанные сплавы, никель, алюминий; 50% экспорта центрально-азиатских республик — хлопковое волокно.

Образовавшуюся в связи с падением отечественного производства нишу на потребительском рынке стран СНГ все интенсивнее заполняет импортная продукция. В 1991 г. товарное обеспечение розничного товарооборота примерно на 90% формировалось за счет продукции собственного производства, а в 2000 г. в России и на Украине, например, оно наполовину состояло из импортных товаров, по отдельным видам одежды и обуви — на 60-80%. Между тем чрезмерная зависимость внутреннего рынка от импортных поставок продовольствия и потребительских товаров создает угрозу экономической безопасности (в мировой практике предельным уровнем безопасности считается 30%-ная доля импорта во внутреннем потреблении, в том числе 25% по продовольствию).

Стабильное положение на потребительских рынках Содружества в последние годы во многом достигнуто за счет импортной продукции. Все больше проявляется тенденция зависимости от стран дальнего зарубежья не только в сфере высокотехнологичных производств, но и обычных потребительских товаров. При этом они вытесняют неконкурентоспособные товары национальных производителей. В результате целые отрасли оказались вытесненными с рынка.

Структуры импорта и экспорта стран Содружества свидетельствуют о том, что в дальнее зарубежье устойчиво поставляются невозобновляемые товары, а в ближнее поступают потребительские товары. Кроме того, нет эффективного механизма, который переориентировал бы выручку от внешнеэкономической деятельности стран СНГ в сферу реального производства. Она уходит либо в оффшоры, либо пополняет спекулятивный капитал, будоражащий финансовый рынок. Все это создает предпосылки для закрепления той модели хозяйствования, при которой преимущественное развитие получают сырьевые отрасли.

Одна из острейших проблем экономического развития стран СНГ в начале XXI в. — погашение и обслуживание внешнего долга. Суммарный объем государственного внешнего долга России в 2000 г. составил 158, 4 млрд. долл., в том числе 103, 6 — долги бывшего СССР и 54, 8 — РФ. Украина же входит в число 30 стран мира, имеющих внешний долг более 12 млрд. долл. По относительному уровню задолженности лидирует Кыргызстан, чей внешний долг составил по отношению к ВВП 104%, а к экспорту товаров и услуг — 228%. По затратам на обслуживание внешнего долга выделяется Туркменистан (5-е место в мире) -14, 5% к ВВП и 31% к экспорту.

Несбалансированность торговли и низкая платежеспособность стран-участниц СНГ привели к образованию их крупной задолженности России — свыше 8 млрд. долл. Несмотря на то, что часть долгов была переоформлена в технические кредиты, просроченная задолженность за поставки по прямым хозяйственным договорам постоянно растет и может быть отнесена к разряду безнадежных долгов. Только за энергоресурсы страны ближнего зарубежья задолжали России более 2, 5 млрд. долл., в том числе Украина — 1, 4 млрд. долл. При этом Россия продает газ странам Запада по 110 долл. за 1000 м3, а Украине — по 80, Армении — по 53 и Грузии — по 50 долл. Правительство РФ и сейчас рассматривает возможности увеличения объемов кредитования партнеров по интеграции, тогда как предоставление новых кредитов следовало бы увязать с возвращением долгов, их трансформацией в государственные долги, или, что более действенно, имущественным обеспечением долга. В счет погашения задолженности государство-должник может передавать свои объекты собственности или пакеты акций приватизированных предприятий, представляющих интерес для кредитора.

Инвестиции в переходной экономике

В мировой практике инвестиции исчисляются как разность между стоимостью произведенной продукции и размером текущего потребления (в статистике стран СНГ этот показатель называется валовым накоплением). В широком смысле слова они отражают общий объем сбережений, включая капиталовложения в производство, социальную сферу, человеческий капитал, индивидуальное жилищное строительство, ценные бумаги, банковские счета и даже сбережения «в чулке». В развитых индустриальных странах сбережения, по данным Всемирного банка, составляют в среднем 20-23% ВВП (в ФРГ — 22%, США — 16%), а средний темп его прироста в 90-х гг. — соответственно 1, 5 — 2, 5% в год. В молодых государствах накопления в среднем достигают 17%. При быстрых (в сравнении с Европой и Японией) темпах роста населения прирост ВВП там составляет 3-4% в год, а в расчете на душу населения — 1, 5-1, 8%.

Объем внутренних инвестиций, по подсчетам Всемирного банка, в России и других странах СНГ в 90-х гг. составлял 27-30% ВВП (в 1996 г. -21%). С 1997 г. ВВП СНГ увеличивается, причем весьма медленно — менее чем на 1%.

Для оплаты растущего объема импорта необходимо увеличить «дальний» экспорт продукции добывающих отраслей. Поэтому в странах Содружества, несмотря на снижение доли средств, направляемых в производственные инвестиции (с 67% в 1991 г. до 59% в 2000 г.), возросла доля капитальных вложений в топливную промышленность и энергетику: в Азербайджане -с 73 до 84%, в России -с 40 до 57, на Украине — с 31 до 46%. Увеличилась также доля инвестиций, направляемых в металлургию, но повсеместно снизилась доля вложений в машиностроение и легкую промышленность.

Опасно, что данные тенденции имеют нарастающий характер. Чем интенсивнее добывающие отрасли стран СНГ «врастают» в систему мирохозяйственных связей, тем глубже спад производства в их обрабатывающих отраслях. Это в свою очередь неизбежно подталкивает государства Содружества к еще более энергичным усилиям по развитию торговли с дальним зарубежьем, в основе которой — ускоренное развитие добывающих отраслей и их ориентация на мировой рынок, что, разумеется, препятствует интеграции в СНГ, превращая его участников в ресурсные придатки мирового рынка.

Россия в 1994-2000 гг. инвестировала в экономику стран ближнего зарубежья немалую сумму — 1, 5 млрд. долл. Однако факт ее «инвестиционного присутствия» в большинстве стран нередко рассматривают как угрозу суверенитету и усиление зависимости от России. Нуждаясь в разносторонней помощи, вместе с тем настороженно воспринимают проекты надгосударственного характера, тщательно ограждают свою самостоятельность, особенно когда речь идет о выходе на мировые рынки, получении зарубежной помощи и привлечении иностранных инвестиций.

Структура и географическая направленность внешнеторгового оборота отражают стремление отдельных стран Содружества удержать традиционные и проникнуть на новые, более привлекательные по условиям торговли сырьевые рынки «третьих стран», сохранить конкурентную способность экспортоориентированных отраслей и производства, а также поддержать и расширить ассортимент потребительских товаров.

Ограниченность финансовых ресурсов не позволяет переломить ситуацию в целом: для изменения структуры экономики на 1% требуются финансовые ресурсы, эквивалентные 2-3% ВВП. С одной стороны, финансовые ограничения способствуют относительной устойчивости структуры спроса и оправдывают усилия по сохранению прежней специализации и кооперирования в рамках СНГ. С другой — неопределенность экономической политики подталкивает ряд стран Содружества к поиску ресурсов (в том числе и внешних) для проведения структурных преобразований в целях обеспечения экономической безопасности.

Финансовый кризис 1998 г. негативно отразился на банковской системе стран Содружества и привел к уходу многих иностранных инвесторов с их рынков. Однако в настоящее время наблюдается некоторая стабилизация в сфере инвестирования реального сектора экономики, о чем свидетельствует динамика инвестиций в основной капитал. В 1999 г. по сравнению с 1998 г. объем инвестиций в основной капитал в среднем по странам Содружества увеличился на 5%, что достигнуто благодаря четырем участникам интеграции: Казахстану (8%), России, Узбекистану и Украине (по 1-3%). В Армении объем инвестиций сохранился на уровне 1998 г., тогда как в Грузии сократился на 57%, в Молдове — на 25, Киргизии, Азербайджане и Белоруссии — на 2-5%. В 2000 г. по сравнению с 1 999 г. объем инвестиций в основной капитал в среднем по Содружеству возрос на 15%, правда, по сравнению с 1991 г. он составил лишь 33%. В Белоруссии, Казахстане и Туркменистане капитальные вложения на душу населения в 1999 г. превысили уровень 200 долл., в России они составили 187, Узбекистане — 177, Азербайджане -141, Украине — 86 долл. В третью группу вошли Армения — 39 долл., Грузия — 34, Кыргызстан — 36, Молдова — 41, Таджикистан -16 долл.(4)

Сложность переходной экономики заключается в том, что одновременно приходится решать задачи системных и структурных преобразований, а также антикризисной макроэкономической стабилизации. Системные преобразования неизбежно сопровождаются трансформационным спадом производства и инвестиций. Собственных источников финансирования для преодоления рецессии, и тем более для назревших структурных изменений, все еще недостаточно. Новые формы хозяйствования нуждаются в финансовой поддержке, для чего не хватает внутренних ресурсов. При этом для успешного развития экономики важны прямые иностранные инвестиции. Они способствуют структурным реформам базовых отраслей экономики, росту научно-технического потенциала и коммуникационных связей. С 1989 по 1998 гг. в экономику России вложено в этой форме 510 млн. долл., Казахстана — 2761 млн., Украины — 1167 млн., Узбекистана-342 млн., Молдовы — 150 млн., Киргизии — 132 млн., Белоруссии — 110 млн. Грузии — 534 млн., Армении — 47 млн. долл.(5) Показатели весьма скромные. К тому же предпочтение отдается сырьевым отраслям. Так, в Туркменистане и Азербайджане преобладающая часть инвестиций направляется на развитие нефтегазового сектора и обслуживающие его отрасли, горно-добывающую и обрабатывающую промышленность, в Узбекистане, помимо топливно-энергетического комплекса, — в машиностроение и автомобилестроение, в золотодобывающую отрасль.

Во всех странах Содружества снижается доля валового накопления, что явилось результатом уменьшения удельного веса инвестиций в основной капитал в общем объеме ВВП (при некотором росте в нем доли изменяющихся запасов материальных оборотных средств). В 2000 г. в среднем по СНГ удельный вес инвестиций в основной капитал оценивался (в текущих ценах) примерно в 22%, что меньше, чем в 1994 г. Без накопления любая страна неотвратимо «проедает» накопления, распродает свою собственность, что предопределяет утрату государственного суверенитета.

Финансовые ресурсы практически всех государств-участников СНГ все еще не в полном объеме выполняют важнейшую функцию денег — средства платежа (расчетов по товарным и нетоварным операциям). Они недостаточно обеспечивают нужды взаимной торговли стран Содружества. Прямая взаимная конвертируемость национальных валют хотя и осуществляется, тем не менее объемы ее пока не велики. На 300 валютных биржах в странах СНГ среднедневной оборот составляет всего 0, 3 млрд. долл. (в мире — 2 трлн. долл.) Так, на Московской межбанковской валютной бирже ежедневно объем торгов за рубли составляет 100-200 млн. долл., объем конвертации украинской гривны в месяц не превышает нескольких сотен тысяч долларов, казахстанских тенге — нескольких десятков тысяч долларов. Для решения интеграционных задач, в том числе для создания зон свободной торговли, крайне важно быстрейшее формирование единого биржевого пространства, налаживание механизма текущих котировок мягких валют.

Следует озаботиться партнерам и увеличением доли национальных валют в обслуживании взаимного товарооборота, что предполагает соответствующую организацию расчетов в рамках эффективной платежной системы. При этом важно не потерять перспективу, которая связана с движением к взаимоконвертируемости валют государств Содружества, применению обменного курса валют, формируемого в соответствии со спросом и предложением. Необходимо как можно быстрее договориться о взаимном присутствии валют в резервах национальных банков государств-участников СНГ. Иначе национальные «мягкие» валюты не смогут обслуживать взаимный товарооборот больше, чем на сегодняшние 15%.

Макроэкономические итоги

За минувшее десятилетие в национальных экономиках стран СНГ изменились системы внутренних условий хозяйствования, ныне основывающиеся на преимущественно либеральных рыночных отношениях. Существенно увеличилась мера открытости экономики. Доля товарооборота со странами остального мира во всем товарообороте стран Содружества возросла с 31% в 1990 г. до 72% в 2000 г., т.е. более чем вдвое.

Вместе с тем экономические реформы, оказавшиеся весьма сложными, сопровождались системным кризисом, глубоким спадом производства и снижением уровня жизни населения. Многосторонняя интеграция сдерживается не только несовпадением текущих и перспективных интересов различных государств Содружества, но и различиями в подходе к экономическому союзу. Декларируя приверженность интеграции, почти все страны-участницы СНГ тем не менее в первую очередь решают не взаимосвязанные, а собственные проблемы. Особенно остро это проявляется в вопросах задолженности, цен, тарифов, квот на поставки продукции, что усиливает асимметрию интересов партнеров, так до сих пор и не поднявших ответственности за выполнение своих обязательств, реальных схем возврата или возмещения долгов. Такова цена попытки регулировать новые экономические отношения старыми методами.

Реформирование национальных экономик осуществляется механически, вне конкретно-исторических условий. Дело в том, что расчет на автоматическое внедрение рыночных отношений повсеместно оказался грубой ошибкой. Без организационных усилий, инвестиций и созидательного труда полноценный рынок сформироваться не может. А без него не может быть и речи о серьезных экономических отношениях между странами СНГ. Ведь подлинное интегрирование достигается лишь между странами свободного предпринимательства на основе сращивания или прямого взаимодействия предприятий, частных банков, торговых фирм и других субъектов микроэкономики, постепенно трансформирующихся в межгосударственное пространство.

Все участники СНГ в той или иной мере зависят друг от друга, и эту зависимость можно обернуть во благо, если с пониманием и уважением относиться к самостоятельной политике каждой из них, даже к стремлению переориентировать внешнеэкономические связи на дальнее зарубежье. Тем не менее лучшими союзниками новых государств являются прежде всего сами страны СНГ, связанные не только множеством общих проблем переходного периода, но и общими основами для их разрешения.

Интеграция является единственным способом избежать вытеснения товаров стран СНГ с их внутреннего рынка. Поэтому следует ожидать противоборства западных производителей, которые умело внедряются в технологические цепочки разрушающихся экономических связей между бывшими республиками. В этом же направлении начинают действовать уже сложившиеся в ряде новых независимых государств международные торгово-финансовые группировки. Их доходы во многом связаны с использованием сложностей при прохождении платежей и товарных потоков между бывшими республиками. Объективно они не обусловлены, не устойчивы, чисто спекулятивны и преходящи.

Например, ряд иностранных фирм покупает украинский глинозем и везет его в Таджикистан, покупает российский уголь для Украины, казахстанскую хромовую руду для российских металлургов и т.п. Не секрет, что Россия вдруг стала экспортером хлопка, хотя хлопок, продаваемый Узбекистаном для бедствующих текстильных фабрик Иванова, реализовывался без права реэкспорта. Так, из России в 1999 г. было вывезено 200 тыс. т хлопка на сумму 300 млн. долл.(6) И это при острейшем кризисе текстильной промышленности Ивановской области. В то же время Россия вынуждена покупать хлопок в «третьих» странах, причем нередко именно узбекский. Еще плачевнее обстоит дело с энергоносителями.Так, Украина, жалуясь на уменьшение поставок российской нефти и газа, реэкспортирует их в западные страны по более высоким ценам. Эстония, не имеющая собственных запасов руд цветных металлов, вдруг вошла в число крупнейших мировых экспортеров этого ценного сырья.

Различные ставки таможенных пошлин и акцизов на импорт алкоголя, автомобилей, электроники и т.д. при отсутствии должного государственного контроля делают доходными крупные контрабандные операции, когда, например, алкоголь, поступающий транзитом через Россию в ближнее зарубежье, оседает в российских коммерческих структурах, а документы с необходимыми отметками идут по указанным адресам. Этому способствует формальность таможенных границ, что ведет к открытому проникновению неучтенных товаров и независимому движению сопровождающих их реквизитов по территории СНГ. Даже несмотря на тесный двусторонний российско-белорусский альянс и договоренность об объединении таможенных служб, Белоруссия сохраняет особый статус в торговле с ЕС, что на деле означает контрабандный ввоз в Россию не облагаемых таможенными пошлинами европейских товаров.

На разорванных межреспубликанских связях «греет руки» политическая и мафиозная элита самих независимых государств. Происходит сращивание теневого бизнеса с представителями власти всех уровней. В угоду мафиозным структурам приносятся огромные жертвы, подчас судьбы целых отраслей производства и территорий государств СНГ. Почти всем странам СНГ сегодня угрожает закрепление примитивной структуры экономики с застойным типом хозяйства и сращивание государства с паразитирующим на национальных ресурсах полукриминальным частным бизнесом. Нельзя не отметить и такую негативную сторону непродуманной интеграции, как попытку посредством Таможенного союза создать обширную заповедную зону, защищенную единым торговым барьером от внешних конкурентов, которая в долгосрочном плане станет отстойником низкокачественной продукции стран СНГ. Без подсчета потерь, создания компенсационных механизмов их возмещения и жестких санкций, без усиления государственного регулирования в сфере экономики, без контрольных исполнительных функций межгосударственных органов управления реализовать многие соглашения по СНГ вряд ли удастся.

Вместе с тем для межэкономических отношений СНГ ущербна переориентация на новые рынки, увеличившая вероятность вступления ныне суверенных государств в иные политические и военные союзы. Такое «стратегическое» маневрирование отражает тот факт, что бывшие республики, провозгласившие политический суверенитет и начавшие национально-государственное строительство, практически не стали экономически независимыми. Их хозяйственные структуры фактически остаются взаимосвязанными и взаимодополняемыми едиными технологическими нитями. Ведь основные фонды надо постоянно обновлять, ремонтировать, обслуживать. До конца разорвать даже сложившиеся связи — значит погубить собственную индустрию.

Такая взаимообусловленность, хотя и является объективно основой экономической консолидации, но недостаточна для налаживания интеграционного взаимодействия в новых условиях. Однако в межреспубликанских связях немало таких черт, которые не поддаются реанимации, и их нерентабельно воспроизводить. Это прежде всего неэффективные производства, продукция которых при расчетах в мировых ценах характеризовалась отрицательной добавленной стоимостью. Нерациональность многих былых хозяйственных связей маскировалась символическим уровнем цен на сырье и материалы. В 30 раз ниже мировых цен был уровень цен на природный газ, в 10-на нефть, бензин, дизельное топливо, в 6 раз — на металл и древесину. Совершенно ясно, что для новых суверенных государств, ставших полноправными хозяевами этих богатств, сохранение подобных связей невозможно.

Новые государства принимают экстренные меры по структурной перестройке экономики и повышению самообеспеченности. Так, Узбекистан самостоятельно перерабатывает в готовую продукцию более 20% хлопка, создает текстильные холдинги, обеспечивает себя нефтепродуктами и зерном, наладил выпуск автомобилей «Мерседес» и ДЭУ с поставкой на российский и мировой рынок.

Но почти во всех странах Содружества за время реформ не удалось полностью осуществить экономические преобразования, не созданы конкурентная среда и эффективный механизм инвестиционной деятельности, практически не стимулируется малое и среднее предпринимательство. В ходе приватизации не сложился институт «эффективных собственников». Продолжается утечка отечественных капиталов за пределы СНГ. Состояние национальных валют отличается неустойчивостью, склонностью к опасным колебаниям курсов, ускоряющих инфляцию. Основным методом ее подавления остается все еще практика ограничения платежеспособного спроса. Не удалось полностью добиться стабилизации бюджетов. В налоговой политике преобладает фискальная направленность. Не сложилась эффективная система государственной поддержки и защиты национальных производителей на внутреннем и внешнем рынках. Не преодолен кризис неплатежей. Экономические нововведения затормозились, политика реформ приобрела циклический характер — ее эпицентр вновь сместился в сферу финансовой стабилизации.

Как уже отмечалось, под влиянием мирового рынка экспорт государств Содружества в основном базируется на продукции ресурсопроизводящих отраслей — топливно-энергетических и минерально-сырьевых. Она обменивается на продукцию ресурсообрабатывающих отраслей — пищевой, легкой и химической промышленности, машиностроения, поскольку своя продукция здесь неконкурентоспособна.

В результате в отраслях первой группы замедляется спад производства и начинается постепенный их рост, а во второй — рецессия усугубляется из-за дальнейшего снижения ресурсного обеспечения и резкого сужения спроса. Такая ситуация имеет самоподдерживающий характер. Чем интенсивнее ресурсопроизводящие отрасли государств СНГ станут «врастать» в систему мирохозяйственных связей, тем глубже будет обвал производства в их ресурсообрабатывающих отраслях, социально-экономический кризис в целом.

Под воздействием этих процессов в экономике СНГ происходят дезинвестирование и дезиндустриализация производства, снижается уровень специализации и кооперирования в промышленности, усиливается натурализация сельского хозяйства. В результате такой структурной перестройки тормозится экономический рост в странах Содружества.

(1) См.: Содружество Независимых Государств в 1999 г. Стат. ежегодник Статкомитет СНГ. — М.: 2000. С. 89.

(2) Строев Е.С. Бляхман Л.С., Кротов М.И. Экономика Содружества Независимых Государств накануне третьего тысячелетия. — Спб.: Наука. 1998. С. 31.

(3) См.: Строев Е.С., Бляхман Л.С. Кротов М.И. Экономика Содружества Независимых Государств накануне третьего тысячелетия. — СПб.: Наука. 1998. С. 31.

(4) См.: Экономика СНГ: 10 лет реформирования и интеграционного развития // Исполком СНГ. — М.: Финстатинформ. 2001. С. 150.

(5) См.: Козик Л.П., Кохно П.А. СНГ: реалии и перспективы. — М.: Юридический мир.

(6) Данные таможенной статистики Государственного таможенного комитета РФ.

Источник

Оцените статью