Экономика образования зарубежных стран

Системы непрерывного экономического образования зарубежных стран

В настоящее время в большинстве зарубежных стран успешно раз­вивается система непрерывного экономического образования, опыт применения которой вполне может быть использован нашей страной.

США. Американские специалисты считают, что по мере того, как США будут продвигаться от общества, базирующегося на природных ресурсах, к обществу, развивающемуся на основе людских ресурсов, значение обучения и образования для всех организаций будет стреми­тельно возрастать. Только в промышленности США на обучение пер­сонала ежегодно расходуется до 30 млрд долл. Ежегодный прирост обучающихся в системе непрерывного образования составляет 1 млн чело­век. В результате достигнут самый высокий уровень продолжительности образования работающего населения за всю историю США. Он состав­ляет в среднем 12,7 лет (в начале 80-х гг. XX в. — 10,9 лет). По данным Национального консультативного совета США по непрерывному обра­зованию, из 23 млн американцев, обучающихся по этой системе, 40% имеют образование на уровне не менее одного года колледжа. Почти 1/3 взрослого населения США, имеющего образование в объеме 5 лет кол­леджа, занимается в системе непрерывного образования.

Форум «Бизнес — высшее образование», объединяющий руководи­телей 30 корпораций и 30 университетов США, в докладе американ­скому президенту констатировал, что конкурентоспособность амери­канской экономики на мировых рынках зависит от трех факторов: ка­питаловложений, совершенствования технологии, повышения квали­фикации и мастерства рабочей силы. Подчеркивалась необходимость глубокого изучения проблем, связанных с подготовкой, повышением квалификации и использованием людских ресурсов.

Составными звеньями непрерывного образования США и стран Европы являются: традиционные учебные заведения, учебные центры при промышленных фирмах, профессиональные общества и ассоциа­ции, средства массовой информации.

Читайте также:  Государственный флаг всех стран мира

Высшие учебные заведения организуют и осуществляют последип­ломное обучение по программам, обеспечивающим получение более высоких степеней; организуют различные курсы, не преследующие це­ли получения более высоких академических степеней, оказывают по­мощь учебным центрам промышленных фирм в организации и прове­дении подготовки, переподготовки и повышении квалификации спе­циалистов; организуют заочное обучение с использованием СМИ.

Высшие учебные заведения первостепенное значение придают про­граммам непрерывного образования в области естественных, инженерно-технических и управленческих наук, в которых знания обновляются наи­более интенсивно.

В ряде индустриально развитых стран важное место занимают про­граммы последипломного обучения, обеспечивающие получение званий магистра и доктора философии в определенной отрасли знаний. За по­следние два десятилетия в США их выпуск значительно возрос. В 1995 г. он составлял 140,5 тыс. человек и 18,2 тыс. человек, а в 1999 г. — 405 тыс. человек и 42 тыс. человек соответственно.

Наряду с последипломным обучением на уровне магистратуры и докторантуры в вузах США, Франции, ФРГ и других стран все большее распространение получают курсы, обучение на которых не преследует цели получения академических степеней. Университеты США, напри­мер, ежегодно предлагают около 15 тыс. подобных курсов, на которых проходят обучение около 400 тыс. человек.

В Германии повышение квалификации в рамках непрерывного об­разования осуществляется с начала 70-х гг. прошлого столетия, когда оно было впервые включено в единую систему образования. Позже за­кон о высшей школе закрепил за университетами новую функцию — повышение квалификации специалистов.

В Великобританиинепрерывное образование организуется универ­ситетами, как правило, по их инициативе. Правительство не оказывает действенной финансовой помощи, в стране нет законов, обязывающих промышленные предприятия выделять средства на непрерывное обуче­ние, в силу чего оно не так распространено, как в других развитых странах. Однако в последнее время правительство поставило перед высшими учебными заведениями задачу усовершенствовать систему непрерывного образования, при разработке новых программ. Им пред­ложено более оперативно реагировать на нужды промышленности.

Организация краткосрочных курсов повышения квалификации или переподготовки специалистов и в других странах рассматривается в ка­честве главной функции традиционных высших учебных заведений в рамках непрерывного образования. Повышается роль и нетрадицион­ных высших учебных заведений, они организуют обучение без отрыва от производства (заочное, вечернее). Это — кооперативные формы, так называемые «сэндвич курсы», которые получили всеобщее признание. С развитием таких форм обучение без отрыва от производства связыва­ется с решением важных социально-экономических проблем: расширя­ется доступ к высшим уровням образования населения, в том числе взрослого, реализуется концепция непрерывного образования, преодо­леваются трудности, связанные с неблагоприятной демографической обстановкой в ряде стран и др. С учетом этого ЮНЕСКО пришло к выводу, что «. заочная и вечерняя формы обучения должны найти ши­рокое применение на всех уровнях образования».

В странах с развитой рыночной экономикой наблюдается устойчи­вая тенденция к увеличению студентов-заочников. В США с 1975 по 1990 гг. контингент студентов дневных отделений двух- и четырехго­дичных колледжей и университетов возрос в 1,8 раза, а вечерних и за­очных — в 3,3 раза. Удельный вес студентов вечерних и заочных отде­лений в общей численности контингента составлял в 1965 г. 31%, а в 1985 г. — 49,5%. Предполагается, что к 2002 г. 75—80% студентов вузов США будут совмещать учебу с работой.

Высокие темпы развития вечернего и заочного образования отмеча­ются в Великобритании, Японии, Канаде, Австралии и других странах.

Для практической реализации концепции непрерывного образова­ния в ряде стран создаются специальные учебные заведения. К ним относятся так называемые «открытые университеты» в Великобрита­нии, Канаде и других странах, «университеты без стен» в США, теле­колледжи в ФРГ, радиоколледжи в Великобритании.

Обширные программы в области непрерывного образования осуще­ствляют промышленные фирмы. 7,5 тыс. крупнейших частных фирм США затратят на эти цели 2 млрд долл., из которых 1,6 млрд долл. рас­ходуется на реализацию собственных программ и 400 млн долл. — на оплату обучения сотрудников в других организациях: университетах, колледжах, учебных центрах других фирм, профессиональных общест­вах. Практически все крупные промышленные компании, 75% финан­совых, транспортных, коммунальных фирм и фирм связи США имеют в своих штатах преподавателей соответствующего профиля, общая чис­ленность которых достигает 45 тыс. человек.

Вместе с тем, 90% компаний оплачивают обучение своих сотрудни­ков, а 9% — предоставляют оплачиваемые учебные отпуска сроком не менее одного месяца, 75% компаний проводят обучение в рабочее вре­мя. В Японии по программам непрерывного образования непосредст­венно в компаниях обучаются 80% слушателей, вне компаний — 18%, за границей — 2%. Опросы, проведенные в промышленных фирмах ФРГ, показали, что 85% предпринимателей высказались за осуществле­ние этих программ непосредственно на предприятиях. Фирмы ФРГ ежегодно расходуют около 9 млрд марок на повышение уровня образо­вания и квалификации своего персонала.

Важное место в организации и осуществлении программ непрерыв­ного образования в промышленности индустриально развитых стран отводится учебным центрам фирм, эффективная деятельность которых рассматривается в качестве важнейшего условия дальнейшей интенси­фикации производства. По мнению многих экспертов США, эта про­блема является более актуальной, чем подготовка научно-технических и инженерных кадров, так как количество работников, нуждающихся в повышении квалификации значительно превышает контингент студен­тов, и этот разрыв будет увеличиваться.

В целом, по мнению специалистов, программы непрерывного образо­вания, осуществляемые фирмами,отличаются высокой эффективностью. Это обусловлено следующими обстоятельствами: на производстве четко определен образовательный и квалификационный уровень, требуемый для каждого конкретного работника, и проводится обучение именно тех кадров, которые есилу производственной необходимости нуждают­ся в пополнении знаний; при равных затратах в учебных центрах фирм будет обучаться значительно большее количество специалистов, чем на краткосрочных курсах профессиональных обществ или по программам непрерывного образования университетов; большинство преподавате­лей учебных центров фирм в учебном процессе широко используют практический опыт обучаемых; концентрация внимания слушателей на реальных задачах фирм внутренне стимулирует их к повышению ква­лификации и уровня знаний.

Профессиональные обществаиграют важную роль в популяризации идеи непрерывного образования и ее практической реализации. Их деятельность осуществляется по следующим основным направлениям:

• пропаганда концепции непрерывного образования и реклама ее возможностей путем организации научных конференций, сим­позиумов, семинаров, издания трудов и специализированных журналов;

• разработка собственных учебных программ, а также компетентная оценка программ, разрабатываемых вузами, учебными цен­трами промышленных фирм, что является как наиболее сильной стороной в деятельности профессиональных обществ;

• создание учебных материалов в виде видеокассет и их распро­странение среди членов обществ;

• определение критериев для аттестации специалистов. Профессиональные общества осуществляют свою деятельность в тесной связи с предприятиями соответствующих отраслей промышлен­ности и высшими учебными заведениями, многие из которых являются коллективными членами этих обществ.

Средства массовой информации(телевидение, радио, печать и т. п.) являются основой для организации обучения по заочной форме. Ис­пользование телевидения с этой целью получает широкое распростра­нение во многих странах мира. Учебный материал передается по спут­никовому телевидению, общенациональным и местным программам, телеустановкам предприятий и организаций.

Среди различных форм непрерывного образования в странах Вос­точной Европы, в том числе бывших социалистических, наибольший интерес для России представляет постановка и организация системы повышения квалификации кадров.Проводится большая работа по созда­нию широкой сети институтов, факультетов и курсов повышения ква­лификации специалистов, а также их научно-методического обеспече­ния. С постоянным непрерывным расширением и углублением обще­образовательных и профессиональных знаний связывается успешное претворение в жизнь задач перехода к рыночной системе отношений в обществе. С другой стороны, возрастающее внимание к непрерывному образованию в этих странах обусловлено стремлением к повышению уровня благосостояния и культуры народа, гармоничному развитию личности.

Типичная университетская программа подготовки студентов США по специальности «Экономика»

Обычно программа подготовки по специальности «Экономика» в американских университетах начинается с двухсеместрового вводного курса макроэкономики и микроэкономики. Иногда обе дисциплины объединяются в единый односеместровый курс. Эти вводные курсы предназначены для студентов, специализирующихся не только на эко­номике, но и в области делового администрирования, политических наук. Вводный курс решает также общеобразовательные задачи.

Освоив вводные курсы, большинство студентов переходят к изуче­нию двух промежуточных теоретических курсов (микроэкономика и макроэкономика) и базового курса количественных методов. При изу­чении промежуточных курсов идеи, изучавшиеся на вводной стадии, рассматриваются вновь, с помощью более мощного инструментария.

Промежуточные теоретические курсы преследуют три цели. Во-первых, они показывают, как используется экономическая теория на практике, помогая познавать сущность экономических явлений, как взаимодействуют теория и явления в реальной жизни, порождая новые знания, новые концепции, новые теории. Во-вторых, они предоставля­ют студенту необходимые инструменты экономического анализа, ис­пользуемые далее в курсах по выбору. В-третьих, они дают представле­ния, облегчающие выбор будущей специальности.

На следующей стадии обучения студентам предоставляется возмож­ность получить углубленные знания в какой-либо области экономиче­ских наук по выбору. Например, международная торговля, экономиче­ская история, общественные финансы, деньги, городская или регио­нальная экономика, экономика природопользования, сравнительные экономические системы, экономическое развитие (полный перечень специализаций, предлагаемых будущим экономистам в американских университетах, можно найти в Интернете).

В США экономическую теориюежегодно изучают более миллиона студентов. Около 32 000 человек со степенью магистра ежегодно вы­пускаются 900 университетами и колледжами, предлагающими эту дис­циплину в качестве профилирующей. Факультеты экономики распреде­лены между колледжами искусств и наук (65%), школами бизнеса (30%) и небольшим количеством других административных единиц (школами социальных наук или административных наук).

Большинство студентов, выбравших экономическую теорию в каче­стве профилирующей на уровне бакалавриата, планируют продолжить свое экономическое образование, однако фактически меньше полови­ны из них реализуют этот план. Из тех, кто продолжает учиться, около половины поступают в магистратуру делового администрирования, многие — в юридические школы; менее 3% поступают на программы подготовки доктора философии по экономике. Выпускники со степе­нью магистра экономики работают всюду, и лишь немногие из них рассматривают себя как «экономистов».

Источник

Экономика образования зарубежных стран

Информация о статье

Просмотры статьи за последние 30 дней

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЕВРОПЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Экономическое образование как отдельная отрасль знания формируется относительно поздно, с конца XVIII в. и постепенно набирает популярность со второй половины XIX века. В настоящее время это один из самых популярных видов высшего образования во всем мире. Что же такое экономическое образование сегодня? Это, прежде всего, подготовка специалистов в области финансовых технологий, работников банковских, статистических, маркетинговых, аудиторских и других организаций. Нарастающий интерес к экономике и ее изменениям вызвал соответствующий интерес к экономическому образованию, которое, прежде всего, зародилось в Западной Европе.

Целью данной работы является дать сравнительно-информационный обзор современной системы экономического образования Западной Европы, ознакомить читателя с историей формирования экономического образования в Европе, осветить достижения высших учебных заведений Западной Европы, дающих экономическое образование.

Материал и методы исследования

Материалами исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов, монографии и статьи в журналах, документы научных конференций, посвященных проблемам образования, электронные ресурсы. В своем исследовании автор применил методы историко-хронологический, проблемный, метод системного анализа.

Результаты исследования и их обсуждение

В зарубежных странах экономическое образование привлекло интерес общества с наступлением Нового времени, хотя основы экономического образования были заложены ранее. Растущие потребности капитализма требовали развития экономических знаний. В итоге экономическое образование расширилось, произошла специализация, экономическое образование разделилось на теоретическо-ориентированное и практически-направленное. Ведущими странами в области экономического образования стали США, Великобритания, Германия. Кроме того экономическое образование стало присутствовать как обязательная часть университетского образования в Австрии, Бельгии, Швейцарии и других странах. Страны Европы объединены Болонской системой, что делает высшее образование для студентов Европы более привлекательным; в рамках Болонской системы существуют студенческие обмены, система включенного образования, взаимодействие в области учебных программ[6].

Европейская система высшего образования успешно эволюционирует с учетом растущих транснациональных вызовов [7]. Успешному развитию экономического образования и повышенному интересу учащихся к сфере экономики и финансов способствует тот факт, что современные вузы Западной Европы оснащены передовым технологическим оборудованием, что создает особую информационную среду, помогающую вести успешную научную деятельность [4].

Экономическое образование в зарубежных странах имеет несколько уровней. Прежде всего, это университетское профессиональное образование, от бакалавра до магистра и степени PhD в области экономики. Но наряду с последипломным обучением на уровне магистратуры и докторантуры в вузах Европы все большее распространение получают курсы, обучение на которых не преследует цели получения академических степеней. Экономическое образование в западных странах, например, присутствует в виде различного уровня курсов по повышению квалификации в рамках непрерывного образования (Германия, Великобритания). Организуются как краткосрочные курсы повышения квалификации на базе вузов (экономических факультетов и отделений), так и длительное обучение по программам вечернего и заочного образования. Вечернее и заочное образование в настоящий момент набирает популярность; эти формы обучения поддерживаются ЮНЕСКО. В странах с развитой рыночной экономикой наблюдается устойчивая тенденция к увеличению студентов-заочников.

Экономическое образование, возникшее на стыке гуманитарного и естественно-научного, постепенно набирало вес, популярность и распространилось на все континенты. В ХХ веке экономическое образование углубилось, обросло новыми специальностями. В настоящее время одной из ведущих стран в области экономического образования остается Великобритания.

Экономическое образование в Великобритании

Экономическое образование в Великобритании имеет давние корни и традиции. Лучшие учебные заведения Великобритании, выпускающие специалистов-экономистов-это университет Ливерпуля, университет Оксфорд, Лондонский университет, университет Уорика, но пальму первенства держит Лондонская школа экономики и политических наук(London School of Economics and Political Science).

В Великобритании специализация в области изучения экономики происходит уже на начальном этапе обучения. Выбранными специальностями могут быть: внешняя торговля, мировая экономика, финансы и кредит, экономика труда, бухгалтерский учет, анализ и аудит, экономическая теория, налогообложение, а также статистика и информационные технологии в экономике.

Программы обучения составлены так, что теория сразу применяется на практике и отрабатывается в реальных деловых ситуациях. Кроме того, британские бизнес-школы предлагают огромное количество модулей на выбор. Каждый сможет подобрать то, что нужно именно ему, в зависимости от целей и карьерных планов.

Одним из самых старых в стране является университет св. Эндрю, основанный в 1413 г. Этот университет славится великолепной школой менеджмента, которая поощряет критическое мышление и междисциплинариый подход в теории управления.

В настоящее время набирает популярность достаточно молодой университет Бата, получивший университетский статус в 1966 г. Его школа бизнеса на сегодняшний день является одной из самых популярных в Англии для получения соответствующего образования. Но, пожалуй, школа бизнеса университета Уорик может составить ей конкуренцию, т.к. университет Уорика предоставляет студентам отличную площадку для практики. Хорошо себя зарекомендовали в плане качественного экономического образования также университет Дархэма, и другие, но Лондонская школа экономики по-прежнему остается вне конкуренции.

Лондонская школа экономики и политических наук (далее по тексту-Лондонская школа экономики) – это подразделение Лондонского университета. Она основана в 1895 году и входит в элитную группу «Рассел» и Золотой треугольник ведущих научно-исследовательских университетов Великобритании. Лондонская школа экономики занимает второе место в мире (после Гарвардского университета) в области общественных наук, 15 из 20 дисциплин входят в топ-10 лучших в мире. Лондонская школа экономики входит в тройку самых престижных университетов Великобритании, имеет большое влияние в мире политики, бизнеса и права. Выпускниками или преподавателями университета являются 52 бывших и действующих главы государств, 20 членов Палаты общин Великобритании и 42 члена Палаты лордов. По состоянию на 2016 год можно отметить, что выпускники и преподаватели Лондонской школы экономики были награждены 13 Нобелевскими премиями по экономике, 2 Нобелевскими премиями по литературе и 3 Нобелевскими премиями мира. Среди выпускников Лондонской школы экономики больше миллиардеров, чем у любого другого университета Европы, согласно рейтингу миллиардеров от 2014 года. Средние зарплаты выпускников Лондонской школы экономики выше зарплат выпускников других университетов Великобритании.

Лондонская школа экономики – старый вуз. Решение создать школу было принято 4 августа 1894 года Беатрисой и Сидни Веббами, Грэмом Уоллесом и Джорджем Бернардом Шоу. В 1900 году Лондонская школа экономики присоединилась к Лондонскому университету на правах факультета экономики и до сегодняшнего дня остаётся специализированным учебно-исследовательским институтом. Вуз находится в центре Лондона. В 1920 году первый камень в строительство здания заложил король Георг V. В годы Второй мировой войны Лондонская школа экономики переезжала временно в Кембридж. В послевоенные годы школа постоянно расширялась, по-прежнему занимая место в центре Лондона по соседству с Королевским дворцом правосудия. В 1989 году Лондонская школа экономики открыла Летнюю школу экономики в Лондоне, в 2004 году – в Пекине. В настоящее время в школе на постоянной основе обучается около 11 000 студентов из более чем 160 стран, в том числе 32% из Соединённого королевства, 19% из стран ЕС и 49% из других стран мира.

Учебная структура Лондонской школы экономики включает 22 кафедры, охватывающих широкий спектр общественных наук: экономика, право, государственное управление, история, международные отношения, социология, финансы, бухгалтерский учёт, менеджмент, антропология, международное развитие, математика, журналистика, психология, социальная политика, статистика, институт иностранных языков, экономическая история, география, гендерные исследования и методология. Библиотека этого вуза является самой крупной в мире библиотекой по общественным наукам. Фонды библиотеки насчитывают более 4 млн. единиц книг и более 20 000 наименований журналов. Библиотека имеет подписку на 60 000 электронных журналов.

Лондонская школа экономики знаменита своей программой открытых лекций, доступных для посещения студентами, выпускниками и широкой публикой. В Школе выступали ведущие академики, мировые лидеры, послы, руководители крупнейших международных компаний, члены британского и европейского парламентов. Среди известных выпускников Лондонской школы экономики Джордж Сорос – американский трейдер, финансист, инвестор; Дэвид Рокфеллер – американский банкир, государственный деятель; Джанет Наполитано, бывший министр национальной безопасности США и многие другие. Женщины всегда играли фундаментальную роль в Лондонской школе экономики. С 1903 г. Лондонская школа экономики присуждает докторские степени женщинам.

Лондонская школа экономики является ведущим исследовательским центром, который последовательно входит в 20 ведущих экономических факультетов по всему миру. Большая часть исследовательской деятельности интегрирована в совместные программы, организованные исследовательскими центрами вуза. Департаменты исследования были использованы в рамках усилий по решению основных глобальных проблем, такие как изменения климата; экономическая нестабильность; проблема экономического развития и роста; а также национальной и глобальной продуктивности и неравенства, что часто приводит к глубоким сдвигам в разработке политики. Например, работа профессора Стерна открыла глубокие всемирные дебаты об экономике изменения климата. Новаторская работа Департамента Экономики также создает высокий уровень общественного интереса, что отражается на его частом освещении национальными и международными средствами массовой информации. Проводится обширная программа публичных лекций, с известными докладчиками, такими, как Бен С. Бернанке, уходящий в отставку председатель Федерального резерва США, и Оливье Бланшард, главный экономист МВФ.

За последние два десятилетия многие из выпускников Лондонская школа экономики предпочли заняться карьерой в финансовом секторе, который может включать позиции экономиста-исследователя, а также специалиста в банковских структурах или хедж-фондах. Все чаще многие выпускники предпочитают занимать должности консультантов по вопросам экономики или управления, работать в центральных банках, в правительственной экономической службе своей страны или в международных организациях. Значительное число выпускников-бакалавров Лондонской школы экономики предпочитает продолжить учебу, и не только в экономике, но также в области финансов, управления, развития, экономической истории и других областях.

Сильной стороной Лондонской школы экономики и политических наук является наличие мощного компонента научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), тесные институциональные связи с бизнесом и инновационной системой, высокая степень гибкости процесса обучения студентов и учебных программ (включая широкое распространение полидисциплинарных программ).

Таким образом, Великобритания является одной из ведущих стран для изучения дисциплин в области экономики и финансов. Вузы страны предлагают передовые образовательные программы на уровне бакалавриата, магистратуры и докторантуры. Выпускники ведущих экономических вузов Великобритании неизменно пользуются большим спросом у работодателей.

Экономическое образование в Германии

Но у Великобритании в настоящий момент оспаривает пальму первенства в области экономического образования Германия – страна с самой мощной экономикой в Европе. Экономическое образование в Германии не только популярно, оно еще является одним из старейших в Европе. Германия входит в топ индустриально развитых стран мира благодаря постоянному развитию народного хозяйства и экспорта. К слову, на сегодняшний день Германия обогнала США и Японию и стала мировым лидером в сфере экспорта автомобилей и различного оборудования. Неудивительно, что именно здесь живут и трудятся лучшие специалисты в области экономики. Некоторые из них преподают в немецких ВУЗах и бизнес-школах и обучают будущих предпринимателей, бизнесменов или главных экономистов страны всем премудростям этого сложного дела. Университеты Германии являются одними из крупнейших центров образования в Европе. Это связано, во-первых, с экономическим взлетом страны во второй половине ХХ века, во-вторых, с развитой культурой высшего образования [2, c.143].

Система университетского образования в Германии начала свое становление еще в XIV веке и по сей день остается одной из наиболее известных и эффективных. Наиболее характерная черта немецких вузов в последнее десятилетие – это особый акцент на применении полученных знаний на практике, будь то студенческие проектные работы или университетские стажировки в немецких компаниях.

Экономика охватывает очень большую область изучения, которая делится на множество специальностей. Есть две основных специальности: это экономика и политэкономия/социальная экономическая теория. Это классические направления, остальные специальности являются производными от них.

Студенты направления «экономика предприятия» изучают микроэкономику, организацию предприятий, налоги, маркетинг, менеджмент, бухгалтерию, финансы и т.д. Эта специальность преподается почти в каждом ВУЗе любого города, так как является очень популярной среди местных и иностранных студентов.

Те, кто изучает макроэкономику и политэкономию, рассматривают и изучают предмет более широко, затрагивая самые глобальные вопросы государственного и частного бюджетов, международной экономики и т.д. Специалисты по экономической информатике будут разбираться и в экономике, и в информатике, что позволит им решать разные задачи, связанные с управлением бизнесом или предприятием, используя при этом специальные программы. Выпускники этой специальности будут разрабатывать и внедрять разные корпоративные системы управления, используя техники и методы IT.

Такое направление как экономическая математика в Германии интересует тех, кто собирается работать в банках или страховых/консалтинговых фирмах. «Экономическая педагогика» – курс для будущих преподавателей учебных заведений (школы, колледжи). И последняя, но самая востребованная специальность – это инженерная экономика. Выпускники этого направления смогут работать в сферах машиностроения, информационно-коммуникационной техники, проектного менеджмента, в области продаж и закупок и т.д.

Стоит остановиться на характеристике ведущих вузов Германии, выпускающих специалистов в области экономики.

Одним из самых старых учебных заведений является Фрайбургский университет имени Альберта-Людвига. Выходцами этого учебного заведения являются многие известные ученые, политики и экономисты, поэтому его диплом ценится работодателями во всем мире. Фрайбургский университет активно развивается и расширяется с момента основания в середине ХV века эрцгерцогом Альбрехтом. В начале XIX века герцог Людвиг внес огромный вклад в обновление заведения, поэтому именно эти два имени заложены в названии ВУЗа. С первых дней своего существования он привлекал студентов из самых дальних уголков земли; эта тенденция сохранилась до сих пор. Фрайбургский университет также играет видную роль в экономической, культурной и общественной жизни Европы. Он из года в год занимает топовые позиции в международных рейтингах и входит в число 100 лучших ВУЗов мира

Берлинский университет имени Гумбольдта находится в столице Германии, Берлине. Пожалуй, это самый известный в мире немецкий университет. ВУЗ был основан в 1809 г., во время правления Фридриха Вильгельма III, поэтому с 1828 по 1949 гг. носил его имя. Переименование состоялось в 1949 г. по решению Советской военной администрации. Новая власть старалась избавиться от любых напоминаний о предыдущем правлении. Учебное заведение получило имя братьев Гумбольдт.

Вестфальский университет имени Вильгельма расположен в г. Мюнстер, Северный Рейн-Вестфалия, Германия. Входит в пятерку самых крупных учебных заведений страны. Официальной датой основания ВУЗа считается 1780 г., но, фактически, он является правопреемником Иезуитского колледжа, который существовал с 1588 по 1773 г. После роспуска монастыря иезуитов и школы при нем, появились свободные средства, которые были использованы для открытия университета Мюнстера. Имя Вильгельма Второго получено в 1907 г. несмотря на довольно солидный возраст, WWU максимально оперативно внедряет все инновации в области образования. Например, его бизнес-школа первой в Германии перешла на общеевропейские стандарты, согласно требованиям Болонского процесса. Именно ее выпускники были пионерами в получении степени ВВА и МВА.

Эрнст Аббе – высшая школа Йены – относится к техническим ВУЗам, является университетом прикладных наук и технологий. Вуз молодой, образован в 1991 году. Находится в живописном городе Иена, федеральная земля Тюрингия, Германия. Данное образовательное учреждение имеет практическую направленность и сжатые сроки обучения. Основные исследования ведутся в области предпринимательской деятельности, прецизионной механики, здоровья, технологии производства и общественных наук. Соответственно, и подготовка молодых специалистов сосредоточена в трех направлениях: экономика, инженерия, социальные науки.

Университет Кельна – одно из старейших учебных заведений Европы и мира. Находится в г. Кельн, Северный Рейн-Вестфалия, Германия. Его историю принято делить на два периода: старый и новый, т.к. по политическим мотивам он был закрыт длительное время. Первое открытие вуза произошло в 1388 г. по просьбе жителей Кельна. С тех пор он является настоящим городским университетом, с финансированием и поддержкой всей кельнской общины. Разделяя взгляды горожан, профессора университета Кельна отказались присягать на верность Первой французской республике, что привело к его ликвидации в 1798. Возрождение или новое рождение Кельнского университета свершилось в 1919 г., по решению бургомистра города, хотя неоднократные попытки предпринимались еще в XIX веке. Несмотря на длительный перерыв в работе, это образовательное учреждение сумело сохранить свои традиции и принципы, но стало более либеральным. В нем учится на 20% больше представителей среднего класса и мелких предпринимателей, чем в других ВУЗах Германии. Среди приоритетных научных исследований можно выделить несколько направлений: старение и связанные с ним болезни; экономика и поведенческие рефлексы; квантовая материя; социальные, политические и культурные трансформации; демография; моделирование сложных квантовых систем; межкультурное образование. Университет Кельна входит в ТОП 200 лучших учебных заведений мира.

Известность также получили университеты Оснабрюкке, Рурский университет, Кассельский университет, университет Мюнхена и университет Гете, в которых есть специализации, связанные с экономикой.

Университет Гете во Франкфурте-на-Майне – это вуз с уникальной историей. Он открыл свои двери для студентов в 1914 г. как первое гражданское, открытое для всех сословий учебное заведение. В 1932 г. получил имя великого немецкого энциклопедиста, философа и писателя И.В. Гете. С тех пор ВУЗ называют просто Университетом Гете. С этим учебным заведением связаны имена 18 лауреатов Нобелевской премии и 11 обладателей премии Лейбница. В 20 веке университет Гете был центром философии и общественной мысли, а его Институт социальных исследований, основанный в 1924 году, вошел в историю. Именно здесь преподавали и работали лучшие философы; социологи и психологи 20 столетия. Но это не означает, что университет сориентирован только на гуманитарные науки. Среди его выпускников – знаменитые математики, физики и медики. Здесь дают уникальное по знаниям высшее образование в Германии. Сейчас Франкфуртский университет ставит перед собой цель стать главным ВУЗом в области экономики и финансов. Для этого созданы Центр финансовых исследований и целый Институт финансов и права. Кроме того, в нем учреждена международная премия за успехи в области экономики и финансов, а Дойче Банк премирует исследователей за научный вклад в сфере финансовой экономики.

Еще один старый вуз Германии- Лейпцигский университет. Это мощное научно-образовательное учреждение с длинной и сложной историей. Он был открыт в 1409 году, и по праву считается одним из старейших ВУЗов мира, вторым по старшинству в Германии. На протяжении более шести веков ни разу не закрывался, и продолжал давать знания людям в самые сложные периоды немецкой истории. Сейчас это современное учебное заведение, имеющее более 150 научных институтов и центров, и предлагающее около 190 программ обучения. Вуз наиболее популярен среди студентов из США и Англии по данным опроса «Американских исследований». С ним заключили договора об обмене студентами и преподавателями более 350 европейских образовательных учреждений и более 60 лучших университетов мира. Выпускниками являются Гете, Лейбниц, Вагнер, Ницше, Вебер, Ранке, Ангела Меркель и много других знаменитостей современности и прошлого. Этот университет окончили все сыновья Бака, 9 лауреатов Нобелевской премии, несколько основателей новых научных отраслей и множество известных изобретателей.

Популярность набирает университет Мангейма. Он находится в г. Мангейм, федеральная земля Баден-Вюртемберг, Германия. Является учебным заведением ярко выраженной гуманитарной направленности. Здесь ведутся самые престижные немецкие исследования в области права, социальных и экономических наук. Большое значение придается развитию информатики, математики. Главное в научных изысканиях данного ВУЗа –междисциплинарность. Поэтому предпочтение отдается проектам на стыке различных наук. Даже с датой основания у этого образовательного учреждения не все просто. Официально, университет Мангейма открыт в 1967. Но ректорат и сотрудники считают, что это событие произошло еще в 1763 г., когда была создана Палатинская Академия наук Мангейма. В сфере социальных наук и экономики этот университет всегда в двадцатке лучших европейских вузов. В него едут получать высшее образование в Германии со всех концов мира, в том числе и по эксклюзивным программным курсам: «Бизнес право», «Культура и экономика» и т.д.

Экономическое образование в Германии, пожалуй, имеет старейшие корни в Европе как отдельная отрасль образования. Германская система высшего образования в свое время стала моделью для развития высшей школы в России. Популярность получения степеней в области экономического образования в Германии для иностранных студентов- показатель качества германской высшей школы.

Экономическое образование в Австрии

В теоретической части экономической науки присутствует такое понятие, как австрийская школа. Австрийская школа (англ. Austrian School, также Венская школа) – теоретическое направление экономической науки в рамках маржинализма, подчеркивающее роль самоорганизующей силы рыночного ценового механизма. Основой данного подхода является утверждение, что сложность человеческого поведения и постоянное изменение характера рынков делает математическое моделирование в экономике исключительно сложным (если вообще возможным). В этой ситуации в сфере экономической политики главным становится принципы свободной экономики (Laissez-faire), экономический либерализм. Последователи австрийской школы выступают за защиту свободы договоров, заключаемых участниками рынка (экономическими агентами), и минимального стороннего вмешательства в сделки (в особенности со стороны государства).

Вуз возник в Австрии в 80-х гг. XIX в. Австрийская экономическая школа чаще всего ассоциируется со знаменитой «венской тройкой» экономистов конца XIX–начала ХХ в.: Карлом Менгером (1840-1921), Евгением фон Бем-Баверком (1851-1914) и Фридрихом фон Визером (1851-1926). В ХХ в. эта школа строилась усилиями Людвига фон Мизеса (1881-1973) и Фридриха фон Хайека (1899-1992). Основателем школы был К. Менгер. В 20-е гг. ХХ в. её преемницей стала «молодая австрийская школа», представленная Л. фон Мизесом, Ф. фон Хайеком, Р. Штиглем, О. Моргенштерном, П. Розенштейн-Роданом, Г. Хаберлером, сыгравшими впоследствии видную роль в развитии современной политической экономии [3]. Одновременно подобные положения были выдвинуты и развиты У.С. Джевонсом и А. Маршаллом в Англии, Л. Вальрасом в Швейцарии и Дж. Б. Кларком и Э. Селигменом в США.

Традиции высокой науки в области экономики унаследовал Венский университет экономики и бизнеса. Это самый большой университет в Европе и в Австрии, занимающийся подготовкой специалистов в бизнесе и экономике. До 2008 г. университет официально назывался Венский университет экономики и бизнес-администрирования. В университете работают 82 профессора, более 400 научных работников. Вуз очень популярен в мире. Из 24 200 студентов 23% составляют иностранные учащиеся.

Венский университет был основан 1 октября 1898 года как Императорская академия экспорта, нацеленная на будущую занятость выпускников в международной торговле. В 1930 г. были введены научные степени «дипломированный специалист по экономике и организации торговли» и «доктор коммерческих наук». С 1966 г. в университете можно было получить ещё и степени «магистр» и «доктор социальных и экономических наук». В 1975 г. вуз был переименован в Венский университет экономики и бизнес-администрирования. В 1989 г. он присоединился к сообществу европейских школ менеджмента и международных компаний. Численность студентов росла с каждым годом, и уже в 1990-х годах превышала 20 000. В 2004 г. Венский университет получил полную автономию, предоставленную австрийским Министерством образования, науки и культуры, после чего в нем начались качественно новые преобразования. В том числе включение в Болонский процесс. Научные работники Экономического университета работают над следующими темами: – Бизнес-администрирование – Экономика – Право – Лингвистика, фокусирующаяся на бизнес-коммуникации – Социология.

Программа обучения Венского университета предлагает своим студентам высокоуровневые образовательные программы, эффективную организацию и управление, а также широкий спектр направлений и научно-исследовательских возможностей. Программы университета стабильно занимают лидирующие позиции в престижных международных рейтингах. Университет дает возможность получения целого ряда экономических специальностей, востребованных на международных рынках труда. Венский университет экономики и бизнеса осуществляет масштабные прикладные и фундаментальные исследования в области экономики. В научной деятельности занято свыше 200 научных сотрудников университета, исследования осуществляются по различным направлениям, включая экономику, правоведение, социологию и языкознание.

23% всех студентов – это студенты-иностранцы. Более чем 1000 студентов по обмену приезжает каждый год. Университет активно сотрудничает с более чем 200 университетами по всему миру, такими как Мичиганский университет, Университет Эмори, Университет Боккони в Милане, Копенгагенская высшая школа экономики, а также с множеством ТОП университетов и школ экономики в Восточной Европе, на Ближнем и Дальнем Востоке. Экономический университет предлагает 5 программ обучения на степень бакалавра, 11 программ обучения на степень мастера, 3 программы обучения на степень доктора наук.

На степень бакалавра Венский университет предлагает две программы обучения. Длительность каждой шесть семестров. Обе программы начинаются с общей начальной фазы. Во второй части обучения на получение степени бакалавра по специальности «экономические и социальные науки» на выбор предлагается четыре дочерние специальности, которые могут быть закончены одновременно в параллельном обучении. Вуз предлагает программы бакалавриата в области экономики и права, экономических и социальных наук.

Среди знаменитых людей, окончивших Венский Экономический Университет, особо стоит отметить таких бизнесменов, деятелей науки и политиков как Томас Клестиль – президент Австрии в период с 1992 по 2004 годы. Петер Лёшер – австрийский топ-менеджер, бывший исполнительный директор Siemens АО, который на сегодняшний день также является членом Совета Фонда «Сколково». Дитрих Матешиц – основатель и совладелец знаменитой на весь мир компании «Red Ви11 ». Роман Шорф – выпускник венской экономической альма-матер, удостоившийся награды за выдающиеся успехи от Европейской Комиссии за свою диссертацию «Экологический менеджмент и эко-аудит».

Несмотря на то, что экономическое образование в Австрии являлось, по мнению автора, отголоском германской системы, Австрии удалось создать свою собственную школу экономического образования и найти свой путь в экономической науке. Это сделало вузы Австрии, и, главным образом, Венский университет, чрезвычайно популярным местом для обучения у молодежи.

Экономическое образование в Швейцарии

Несколько слов заслуживает экономическое образование в Швейцарии. Каждый из кантонов Швейцарии имеет свои вузы, выдающие диплома специалистов-экономистов различного профиля. Но не все эти вузы равнозначны. В Швейцарии экономическое образование наиболее весомо, если оно получено в Санкт-Галлене. Университету Санкт-Галлена более 100 лет, специализируется он на экономике, управлении, социальных науках и юриспруденции. Выпускники Санкт-Галлена, как правило, не уезжают за рубеж – они востребованы в своей стране, которая славится, как страна успешных банкиров.

Выводы или заключение

Пожалуй, со второй половины ХХ века уже пройден этап, когда специалисты-экономисты с вузовским дипломом были востребованы, в основном, в своей стране. Сегодня огромное количество студентов-иностранцев выбирает себе вуз, который может дать им лучший старт в карьере, интересную работу и успешную карьеру в дальнейшем. Анализ состояния финансового и экономического образования в Европе показывает, что несмотря на тот факт, что соответствующие программы высшего образования имеются практически во всех странах Западной Европы, наиболее развитой системой высшего экономического и финансового образования отличаются Великобритания и Германия.

Российские вузы, предлагающие экономические и финансовые программы обучения, также набирают популярность у иностранных студентов [8]. Разумеется, со вхождением России в Болонскую систему образования привлечь иностранных студентов российским вузам уже не представляется чрезвычайно трудной задачей. Но европейская система экономического образования имеет неравнозначный характер; более значимыми и привлекательными для абитуриентов по-прежнему являются вузы со средневековой историей, богатым опытом подготовки специалистов в данной области, а также те, что могут представить программы новейшие, востребованные сегодня программы обучения. И вузам приходится быть гибкими, развивать собственные программы, ставить на новый уровень научные исследования, искать источники финансирования, быть конкурентными в борьбе за студентов. Рынок на всех его стадиях развития – и роста, и падения – диктует потребность в грамотных экономистах. Соответственно, продолжится борьба высших учебных заведений за студентов, которая повлечет за собой неизбежное развитие высшего экономического образования. Проявляется в действии один из старых философских законов, идет развитие по спирали и каждый новый уровень развития отрицает старый.

Источник

Оцените статью