- Примеры решений задач по мировой экономике
- Мировая экономика: решение задач
- Примеры решений задач по мировой экономике
- Мировая экономика: решение задач
- Мировая экономика: сущность, структура, тенденции развития
- Сущность мировой экономики
- Структура мировой экономики
- Показатели развития мировой экономики
- Тенденции развития мировой экономики
- Часть 3[1]. Мировая экономика. В задачах и ситуациях
Примеры решений задач по мировой экономике
В этом разделе вы найдете решенные задачи по предмету «Мировая экономика». Примеры решений выложены бесплатно для вашего удобства. Если вам нужна помощь в выполнении работ, поможем: Мировая экономика на заказ.
Мировая экономика: решение задач
Задача 1. Счет текущих операций платежного баланса страны не включает:
а) торговый импорт;
б) чистые доходы от зарубежных инвестиций;
в) чистые межгосударственные трансферты;
г) изменения в зарубежных активах страны.
Подробно пояснить выбор ответа.
Задача 2. Составить годовой платежный баланс страны в долларах США на основе информации по следующим внешнеэкономическим операциям:
1) Товарный экспорт страны — 2,318 млрд. долл.
2) Товарный импорт в страну — 4,213 млрд. долл.
3) Экспорт услуг из страны — 0,517 млрд. долл.
4) Импорт услуг в страну — 0,307 млрд. долл.
5) Чистые доходы от инвестиций за рубежом — 0,155 млрд. долл.
6) Чистые денежные переводы в страну — 0,177 млрд. долл.
7) Приток капитала в страну — 1,712 млрд. долл.
8) Отток капитала из страны — 0,68 млрд. долл.
Рассчитать сальдо баланса внешней торговли, сальдо баланса товаров и услуг, сальдо баланса по текущим операциям, сальдо баланса движения капиталов, общее сальдо баланса по текущим операциям и движения капиталов.
Задача 3. Какие из перечисленных ниже факторов могут привести к улучшению торгового баланса страны, но одновременно вызвать внутренний спад в экономическом развитии:
А) рестрикционная фискальная политика;
Б) падение внутренних цен на импортные товары;
В) экономический подъем в зарубежных странах;
Г) бум внутренних инвестиций;
Д) снижение ставок рефинансирования национальным банком.
Подробно пояснить выбор ответа.
Задача 4. Допустим, в национальной экономике существует ресурсная база, состоящая из 600 единиц труда. В данной стране с помощью этих ресурсов производятся два товара: апельсины и кофе. Трудозатраты на единицу апельсинов составляют 1,5 и на единицу кофе — 1.
а) постройте линию производственных возможностей страны;
б) рассчитайте вмененные (альтернативные) издержки производства апельсинов и кофе в данной стране;
в) какой будет цена апельсинов и кофе при автаркии?;
г) если в другой стране трудозатраты совпадают с теми, которые есть в данной стране, будут ли существовать относительные (сравнительные) преимущества стран?;
д) будут ли страны торговать друг с другом?
Источник
Примеры решений задач по мировой экономике
В этом разделе вы найдете решенные задачи по предмету «Мировая экономика». Примеры решений выложены бесплатно для вашего удобства. Если вам нужна помощь в выполнении работ, поможем: Мировая экономика на заказ.
Мировая экономика: решение задач
Задача 1. Счет текущих операций платежного баланса страны не включает:
а) торговый импорт;
б) чистые доходы от зарубежных инвестиций;
в) чистые межгосударственные трансферты;
г) изменения в зарубежных активах страны.
Подробно пояснить выбор ответа.
Задача 2. Составить годовой платежный баланс страны в долларах США на основе информации по следующим внешнеэкономическим операциям:
1) Товарный экспорт страны — 2,318 млрд. долл.
2) Товарный импорт в страну — 4,213 млрд. долл.
3) Экспорт услуг из страны — 0,517 млрд. долл.
4) Импорт услуг в страну — 0,307 млрд. долл.
5) Чистые доходы от инвестиций за рубежом — 0,155 млрд. долл.
6) Чистые денежные переводы в страну — 0,177 млрд. долл.
7) Приток капитала в страну — 1,712 млрд. долл.
8) Отток капитала из страны — 0,68 млрд. долл.
Рассчитать сальдо баланса внешней торговли, сальдо баланса товаров и услуг, сальдо баланса по текущим операциям, сальдо баланса движения капиталов, общее сальдо баланса по текущим операциям и движения капиталов.
Задача 3. Какие из перечисленных ниже факторов могут привести к улучшению торгового баланса страны, но одновременно вызвать внутренний спад в экономическом развитии:
А) рестрикционная фискальная политика;
Б) падение внутренних цен на импортные товары;
В) экономический подъем в зарубежных странах;
Г) бум внутренних инвестиций;
Д) снижение ставок рефинансирования национальным банком.
Подробно пояснить выбор ответа.
Задача 4. Допустим, в национальной экономике существует ресурсная база, состоящая из 600 единиц труда. В данной стране с помощью этих ресурсов производятся два товара: апельсины и кофе. Трудозатраты на единицу апельсинов составляют 1,5 и на единицу кофе — 1.
а) постройте линию производственных возможностей страны;
б) рассчитайте вмененные (альтернативные) издержки производства апельсинов и кофе в данной стране;
в) какой будет цена апельсинов и кофе при автаркии?;
г) если в другой стране трудозатраты совпадают с теми, которые есть в данной стране, будут ли существовать относительные (сравнительные) преимущества стран?;
д) будут ли страны торговать друг с другом?
Источник
Мировая экономика: сущность, структура, тенденции развития
Под мировой экономикой понимают совокупность национальных хозяйств, которые находятся в зависимости друг от друга. Их связывает система:
- международного разделения труда;
- система политических и экономических отношений.
Мировая экономика прошла длинный путь развития, прежде чем обрела современную форму. Так, мировое хозяйство возникло в XV веке, активно развивалось с XVII по XIX века, а мировая экономика появилась в середине позапрошлого столетия. Со второй половины ХХ века по сегодняшний день продолжается современный этап развития международной экономики.
Сущность мировой экономики
В состав мировой экономики включены хозяйственные национальные комплексы всех стран мира.
Ее ключевая характеристика – взаимодействие образующих эту систему элементов, то есть национальных экономик. Под этим взаимодействием понимают устойчивые связи, благодаря которым становится возможным продуктивный воспроизводственный процесс.
Структура мировой экономики
В основе этого понятия лежит международное разделение труда, далее – МРТ. Так называют специализацию разных государств на какой-либо деятельности.
В основе МРТ лежат нижеперечисленные факторы.
- Природные, технико-экономические, то есть запасы природных ископаемых, географическое положение, климатические условия и т. д.
- Социально-экономические, политические: отношения между странами, которые сложились исторически. Сюда же включают религиозные взгляды, общепринятую идеологию.
МРТ может быть общим, тогда страны делят на:
Также оно бывает частным: в этом случае речь идет о разделении труда в различных отраслях:
- транспорт;
- промышленность;
- животноводство и т. д.
Наконец, под единичным МРТ понимают разделение труда в рамках одной компании.
Показатели развития мировой экономики
Для объективного отражения актуальной экономической ситуации используются определенные индикаторы.
Так, наиважнейшими из них считаются показатели ВНП и ВВП, то есть валового национального и валового внутреннего продуктов.
Под ВНП понимают рыночную цену товаров и услуг, которые произвели за определенный срок. Как правило, берутся годовые показатели. При этом продукция может производиться и за рубежом, но на предприятиях, которые принадлежат конкретной стране.
ВВП – показатель, измеряющий стоимость продукции, которую произвели на территории конкретного государства, при этом не имеет значения, принадлежат ли производственные факторы его гражданам или иностранцам.
ВНП и ВВП определяю стоимость исключительно конечной продукции, то есть приобретаемой для потребления, а не производства чего-то еще.
Тип экономического роста – еще одно важное в экономике понятие. Этот показатель выражает качественные и количественные сдвиги в производстве.
Немаловажен и индикатор ВМП, то есть валовой мировой продукт. Это совокупный ВВП всех стран планеты.
ВПМ на душу населения показывает средний уровень экономразвития мирового хозяйства.
ИЧР – это индекс человеческого развития, стандартный экономический инструмент. Его рассчитывают ежегодно, чтобы измерить:
- уровень жизни;
- грамотность;
- образование;
- продолжительность жизни населения на изучаемой территории.
Значение ИЧР показывает уровень развития страны – от низкого к очень высокому.
Мировая экономика включает в себя и показатели активности регионов, стран в международной торговле, а также уровень миграции капитала и труда. Эти факторы отражают плотность взаимосвязей элементов, из которой она состоит.
Среди таких показателей:
- экспортная квота – соотнесенная с ВНП и ВВП стоимость экспорта; чем она выше, тем лучше ситуация в национальной экономике;
- внешнеторговая квота – отношение к ВВП суммы импорта и экспорта государства. Этот показатель выше у малых стран, куда многое ввозят из-за границы из-за скудных ресурсов.
Важен и такой показатель, как объем внешнеторгового оборота ВТО на душу населения. Рассчитывают его по разным параметрам:
- видам продукции;
- экономическим отраслям;
- регионам.
Этот показатель – действенный инструмент для выявления резервов и перспектив в стране.
Под экспортным потенциалом понимают товары, которые государство может продать без ущерба для себя.
Важен и такой фактор, как коэффициент специализации, то есть соотношение объема изготовленной продукции и внутреннего спроса на нее.
Немаловажно и то, как государство участвует в международной ротации капитала. Чем выше уровень экономического развития страны, тем у нее больше возможностей вкладываться в экономику других государств.
Принимается во внимание и объем внешнего долга государства, а также то, как он сочетается с экспортом и ВВП.
При систематическом учете всех обозначенных показателей удается выстроить разумную политику, которая позволяет сбалансировать внешнеэкономический обмен.
Тенденции развития мировой экономики
С ХХ столетия к ключевым тенденциям развития мировой экономики относят:
- глобализацию, то есть усиление взаимодействия субъектов мировой экономики;
- интернационализацию хозяйства, производства: воспроизводство выходит за национальные границы;
- научно-технический прогресс: это постоянный процесс открытий, а также применения новых знаний на практике, с помощью которого при минимальных затратах ресурсов создаются продукты высокого качества;
- транснационализация, то есть расширение, укрепление транснациональных корпораций, интернациональных по контролю и функционированию капитала;
- международная экономическая интеграция, то есть целый комплекс различных форм взаимовыгодного сотрудничества государств, который ведет к их зависимости друг от друга;
- постиндустриализация – переход к постиндустриальному обществу от индустриального, который характеризуется высоким уровнем образования, преобладанием услуг в потреблении и производстве, новым видением трудовой деятельности, внимательным отношением к окружающей среде, хорошими условиями для развития малого бизнеса и массовой информатизацией общества.
При изучении мировой экономики необходимо отслеживать ключевые параметры ее развития, достижения отдельно взятых государств. Если это вам интересно, поступайте на направление «Экономика» в московский институт ИМЭС и становитесь высококвалифицированными специалистами в экономической сфере.
Источник
Часть 3[1]. Мировая экономика. В задачах и ситуациях
Название | В задачах и ситуациях |
Анкор | Часть 3[1]. Мировая экономика.doc |
Дата | 19.12.2017 |
Размер | 1.37 Mb. |
Формат файла | |
Имя файла | Часть 3[1]. Мировая экономика.doc |
Тип | Документы #12157 |
страница | 1 из 8 |
Подборка по базе: Сборник задач — особенная часть по УП — Новикова МГ.pdf, Административное право_ Особенная часть Учебник (2).pdf, Светотехническая часть.docx, 6.1. Как писать продающие тексты (Вводная часть).docx, расчетная часть экономика.docx, Практическая часть Курсового.docx, Вариант 03 образец — часть 2.docx, Диагностика ХСН 2 часть.pdf, 2 часть История философии ТЕСТЫ.doc, гражданское особенная часть.docx МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ИНСТИТУТ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) И.В. КИРОВА, В.В. БЕЗНОВСКАЯ, А.А. СУЛТЫГОВА В ЗАДАЧАХ И СИТУАЦИЯХ ББК 65.01 — к.э.н., проф., Т.П.Минаева, заместитель директора Учебно-консультационного центра АСМАП; Данное учебное пособие представляет собой раздел «Мировая экономика» вводного уровня, являющийся частью полного курса «Экономическая теория», и соответствует Госстандарту экономического образования в технических вузах. В нем рассмотрены основные вопросы функционирования мировой экономики в целом и взаимодействия национальных экономик между собой. Каждая рассмотренная тема содержит необходимый теоретический материал, подробный разбор типовых задач и ситуаций, а также упражнения на закрепление изученного материала с ответами. В конце пособия приведены тесты с ответами для самопроверки полученных знаний и список рекомендуемой литературы для более глубокого усвоения материала. Пособие предназначено для студентов и преподавателей факультетов экономики и менеджмента технических вузов, а также для всех, интересующихся вопросами современной экономики. Все главы учебного пособия написаны авторами совместно. Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический университет), 2008. В данном учебном пособии рассмотрены вводные пять тем раздела «Мировая экономика», изучаемые, в соответствии с Госстандартом экономического образования в технических вузах, в рамках курса «Экономическая теория»: основы мирового хозяйства; основы международной торговли и международного разделения труда; внешнеторговая политика; валютные отношения; платежный баланс. В учебном материале предложена интерпретация основных теоретических положений через подробный разбор типовых задач, практических примеров и ситуаций. По мнению авторов, это позволяет наглядно иллюстрировать сложные экономические вопросы, видеть структуру изучаемой проблемы, помогает обучающимся рассматривать учебный курс в логическом единстве теории и практики и в итоге способствует лучшему усвоению материала. В пособие вошли практические примеры и задачи, придуманные авторами, и наиболее удачные задачи коллег из высшей школы. Для всех задач приведены ответы. Кроме того, в пособии рассматриваются и анализируются реальные экономические ситуации. В конце пособия приведены итоговые тесты с ответами для самопроверки полученных знаний по курсу. Материалы пособия подготовлены и многократно апробированы авторами в течение десяти последних лет в аудиториях различного профиля – при подготовке студентов экономических и технических специальностей всех форм обучения. Для каждой темы, рассматриваемой в учебном пособии, сформулированы основные и дополнительные понятия и умения. В конце пособия предложен список рекомендуемой литературы для более глубокого усвоения материала. Это позволяет преподавателям дифференцированно подходить к оценке знаний студентов, с учетом их индивидуальных способностей и возможностей. Положительно («удовлетворительно») авторы оценивают знания студентов, усвоивших основные понятия и умения, изложенные в данном пособии. Углубленная проработка студентами дополнительного материала пособия и рекомендованной литературы позволит им получить более высокие оценки при итоговой аттестации по курсу. Предложенная авторами форма изложения материала курса, с подробным разбором решений типовых задач и практических ситуаций и приведенными ответами к каждому заданию для закрепления изученного материала, позволяет использовать данное пособие в режиме самообучения и может применяться при дистанционной форме обучения и обучении экстерном. Авторы надеются, что данное пособие будет полезным не только обучающимся при их подготовке к зачетам и экзаменам по курсу «Экономическая теория» (раздел «Мировая экономика»), но и коллегам – преподавателям экономических дисциплин в технических вузах. Мы желаем успеха читателям в работе с пособием и с благодарностью примем все конструктивные замечания и пожелания. Тема 1. ОСНОВЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА Основные понятия. Мировое хозяйство. Основные формы международных экономических отношений. Международное разделение труда. Открытость и закрытость национальной экономики. Развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. Дополнительные понятия. Индекс предстоящей продолжительности жизни. Индекс охвата населения образованием. Индекс уровня жизни. Основные умения. Рассчитывать показатели, характеризующие степень открытости экономики страны и ее участия в мировой торговле: экспортную и импортную доли, внешнеторговый оборот, структуры экспорта и импорта. Определять уровень и качество жизни в стране на основе расчета индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП). Классифицировать страны по группам на основании данных об объеме производства ВВП на душу населения по ППС, об отраслевой структуре ВВП, об ИРЧП. Дополнительные умения. Анализировать рассчитываемые показатели и сравнивать степень открытости экономик различных стран и их участие в мировой торговле. Мировое хозяйство – это взаимодействие национальных экономик отдельных стран, связанных между собой системой международных экономических отношений (МЭО). МЭО выступают в следующих основных формах:
Мировое хозяйство основывается на международном разделении труда – специализации стран на производстве тех или иных товаров или их комплектующих. Страны также могут специализироваться на развитии определенных секторов экономики (промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг) или на развитии различных отраслей этих секторов. Направлением специализации может быть и выполнение отдельных технологических этапов производственного процесса. Предпосылками специализации стран на производстве определенных видов товаров могут быть природные условия (климат, географическое положение, наличие полезных ископаемых), наличие избыточной, малоквалифицированной, дешевой рабочей силы, достигнутый уровень экономического и научно-технического развития, наличие традиционного производства и др. Участвуя в международном разделении труда и специализируясь на производстве определенного товара, страна выпускает его в избытке по отношению к внутренним потребностям. Подобный избыток, но другого товара, образуется и в других странах. Возникает необходимость обмена товарами, и экономики этих стран становятся взаимосвязанными. Открытость национальной экономики определяется степенью ее участия в международном разделении труда. Закрытая (автаркичная) экономика характеризуется ориентацией производителей на внутренние рынки сырья, товаров и сбыта. Экспорт осуществляется только для компенсации расходов на необходимый импорт, без которого страна не может обойтись. Страна с открытой экономикой стремится полностью использовать выгоды международной специализации (рассматривается на примере задачи 2.9 в теме 2). Для оценки степени открытости национальной экономики используют следующие основные показатели:
Стоимость экспорта Экспортная доля = ───────────────── х 100%
Стоимость Стоимость доля Объем ВВП (ВНП) – экспорт + импорт
Экспорт + Импорт Численность населения страны
Расчет вышеперечисленных показателей и пример их анализа приведены в задаче 1.1. Участниками мирового хозяйства являются более 200 стран и территорий. Для того чтобы объективнее оценивать роль отдельных групп стран в системе международных отношений экономистами разработано несколько вариантов международных классификаций стран. Наиболее часто встречается классификация Международного валютного фонда, в соответствии с которой все страны делятся на три группы: развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой (осуществляющие переход от административной к рыночной экономике). При этом основанием для включения страны в ту или иную группу является уровень ее социально-экономического развития, который определяют следующие основные показатели:
Паритет покупательной способности валюты (ППС) — это соотношение между национальными валютами по их покупательной способности, т.е. с учетом в каждой стране цен на определенный набор товаров и услуг. Так как цены во всех странах мира различны, то паритет покупательной способности практически не совпадает с обменным курсом национальных валют. При установлении обменного курса национальной валюты берется соотношение спроса и предложения на эту валюту, которое образуется вследствие внешнеторговых операций, т.е. на базе торгуемых товаров и услуг. Однако в большинстве стран мира они представляют меньшую часть их ВВП. При определении ППС берется как можно более широкий круг товаров и услуг, чтобы в него попали как торгуемые, так и неторгуемые товары и услуги. Так, в рамках Программы международных сопоставлений ООН берут 600-800 основных потребительских товаров и услуг, 200-300 основных инвестиционных товаров и 10-20 типичных строительных объектов. Затем определяют, сколько стоит этот набор в национальной валюте исследуемой страны и в долларах США. На основе установления ППС определяют покупательную способность той или иной национальной валюты. Расчет ППС показан на примере задач 1.2 и 1.3. Паритет покупательной способности применяется в аналитических целях, а не в хозяйственных расчетах. Для государств с переходной экономикой и развивающихся стран характерно, что ППС их национальной валюты превышает ее обменный курс, для развитых стран – наоборот, и только в США в связи с тем, что их цены берутся в качестве отправных, ППС доллара полностью совпадает с его обменным курсом.
Индекс Продолжительность – Миним. продолжительность ожидаемой жизни в стране жизни в мире (не меньше 25) жизни Максим. продолжит. – Миним. продолжит. жизни в мире жизни в мире (не больше 85 лет) 2 доля грамотных + доля охвата населения в возрасте выше 15 лет образованием в школьном Индекс и студенческом возрасте Индекс ВВП на душу населения, скорректированный по ППС в стране жизни среднемировое значение ВВП на душу населения по ППС (упрощенный) На примере задачи 1.5 показан пример рассуждений для классификации стран по группам, на основании данных: об объеме производства ВВП на душу населения по ППС, об отраслевой структуре ВВП, об индексе развития человеческого потенциала. Типы задач:
1.1. На основании данных таблицы сделайте необходимые расчеты и проанализируйте динамику открытости российской экономики за указанный период:
|