Экономика стран снг перспективы развития
Политология/9. Региональные политические процессы
Савченко Д.П., научный руководитель Шеремет Т.Г.
Донецкий национальный университет экономики и торговли
имени Михаила Туган-Барановского
Перспективы развития СНГ
СНГ – это межгосударственное объединение суверенных стран, образовавшихся после распада СССР, ныне включающее большинство его бывших союзных республик [4]. Сложилось мнение о том, что независимое государственное объединение превратилось в универсальную переговорную площадку, где в свободном формате могут встречаться лидеры, которые в обычном случае вряд ли сядут или, по крайней мере, с большим трудом окажутся за одним столом переговоров. Например, лидеры Армении и Азербайджана, или лидеры Таджикистана и Узбекистана. Исходя из выше сказанного, актуальным является изучение перспектив развития СНГ.
Для того, чтобы СНГ и дальше существовало в формате дискуссионного клуба, с учетом событий августа 2008 года, эта мотивация становится недостаточной. Возникает вопрос, какую реальную роль СНГ может сыграть в ближайшем будущем в ситуации, когда наблюдается конфронтация как внутри этой Организации, так и между Россией и Западом.
Изучая результаты взаимодействия стран-членов Содружества, выделяется три направления, по которым СНГ имеет перспективы.
Первое – укрепление и развитие торгово-экономического сотрудничества, основанное на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы, капиталов; выработки согласованной денежно-кредитной, налоговой, ценовой, таможенной, внешнеэкономической политики; сближения методов регулирования хозяйственной деятельности, создания благоприятных условий для развития прямых производственных связей.
Второе – транспортно-коммуникационные связи. Здесь, даже если бы все страны-участницы СНГ решили прекратить сотрудничество в этой области, все равно ничего бы не получилось. Вся транспортная инфраструктура в той или иной степени имеет маршруты, которые были заложены еще при СССР. И развивать эти связи в будущем – объективная потребность.
Третье – гуманитарные связи и, прежде всего, поддержание русского языка как средства универсальной коммуникации на постсоветском пространстве, развития единой культурной и образовательной модели.
Если руководители СНГ захотят прекратить существование этой структуры, то сделать это будет легко. Для этого надо ликвидировать все экономические льготы и преференции, которые еще существуют в отношениях между членами СНГ, и ввести визовый режим. Как только это будет сделано, можно будет сказать, что Содружество даже как виртуальная организация исчезло.
Как известно, главным интегратором в рамках СНГ является Россия, которая рассматривает СНГ, равно как и другие интеграционные проекты, как инструмент закрепления или отстаивания собственных интересов [1].
Таким образом, жива или не жива Организация, зависит от наличия политической воли, в первую очередь, у российской элиты. Российская элита является главным фактором существования СНГ. Если в России сочтут, что СНГ это уходящая реальность, так тому и быть. Если же российская элита предпримет серьезные усилия, чтобы выработать стратегию в отношении СНГ и продлить жизнь этой Организации и вообще постсоветской интеграции, у СНГ будут все шансы выжить [3].
Что касается России и ее интересов, то ей выгодно и полезно сохранять форму постсоветской интеграции. СНГ необходимо России, как минимум, в качестве внешней оболочки существования российского проекта.
Если поднимать вопрос, участвовать в СНГ или нет, то пример Грузии показателен. До последнего момента она не выходила из СНГ. Сколько было слов сказано, что СНГ никому не нужно, но грузины не выходили из Содружества. Сейчас же Грузия хочет выйти из СНГ так, чтобы сохранить все то, что ей выгодно[2].
Итак, динамичное рыночное развитие постсоветских государств открывает потенциал превращения региона СНГ в одну из мировых зон мощного экономического роста. И немудрено — ведь двенадцати странам остался в наследство от развалившейся сверхдержавы колоссальный багаж связей: исторических, геополитических, экономических, научных, культурно-языковых. Не использовать их на благо всему региону было бы не просто ошибкой, но, в некотором роде, даже преступлением.
1. Алексей Власов Интеграционные процессы СНГ//Эксперт. – 2008. — №17
2. Сергей Михеев СНГ: будущее или прошлое?//Эксперт. – 2008. — №21
3. Келехсаев В.И. Есть ли будущее у СНГ? // Вестник аналитики. — 2007. — № 1
Источник
В аналитических кругах активно обсуждаются перспективы развития СНГ
В канун важных и значимых мероприятий в рамках Содружества Независимых Государств, прежде всего заседания Совета глав государств в Ашхабаде (11 октября 2019 года) и предстоящего заседания Совета глав правительств (Москва, 25 октября 2019 года), в экспертном сообществе стран СНГ активно обсуждался и продолжает обсуждаться вопрос о состоянии и перспективах развития Содружества, высказываются различные мнения и оценки по этому поводу.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что в настоящее время наблюдается явная активизация взаимодействия государств – участников СНГ в различных сферах и рост их взаимной заинтересованности в расширении сотрудничества в формате Содружества. В аналитических кругах подчеркивается, что СНГ остается очень важным и перспективным интеграционным механизмом сотрудничества постсоветских стран.
Ниже приводятся некоторые мнения и оценки отдельных экспертов, опубликованные в различных интернет-изданиях накануне вышеупомянутых мероприятий СНГ на высшем и высоком уровнях.
Гюльнара Мамедзаде, заместитель генерального директора информационного агентства Trend, вице-президент Экспертного совета Baku Network (Баку):
«Последний саммит стран Содружества Независимых Государств 11 октября 2019 года продемонстрировал в некотором роде ренессанс этой организации, поскольку взаимные претензии постсоветских государств с течением времени и приобретением нового опыта все более уступают место прагматичному экономическому сотрудничеству и более сбалансированному внешнеполитическому диалогу.
Все ранее озвученные прогнозы относительно снижения эффективности и даже якобы кончины СНГ, как показало время, оказались несостоятельны. Более того, в условиях определения нового мирового порядка опыт выживания, развития и поддержания стабильности достаточно сложен, внешние и внутренние риски наращиваются. Соответственно, нужны опорные точки, которые государства СНГ получают на взаимном уровне и при непосредственном участии усиливающейся России.
Такие страны, как Россия, Азербайджан, Казахстан и другие, задействованные в транснациональных проектах, транслируют наработанные ими возможности в сферу взаимных интересов, усиливая друг друга и расширяя коммуникации с внешним миром.
Таким образом, СНГ остается системообразующим интеграционным фундаментом, производной для новых интеграционных форматов, включая ЕАЭС. Это пространство понятной и взаимовыгодной экономической кооперации. И те шаги, которые необходимы, именно сейчас и активируются, включая вопрос реанимирования свободных экономических зон, снятия или упрощения таможенных и визовых барьеров, удобных расчетов на валютном рынке и другие. Чем более конкретны и эффективны будут механизмы и результаты взаимодействия на уровне СНГ, тем более долгосрочным и полезным будет представляться этот формат.
В мире сегодня фигурируют такие понятия, как «торговые войны» и экономические санкции, которые пока затрагивают непосредственно крупные страны, в частности Китай, Россию, Иран, но косвенно повышают потенциальные риски и для всех остальных. Мы помним также, как пострадали экономики стран с углеводородной доминантой после снижения цен на нефть и долларовых скачек.
То есть нужны опережающие действия и защитные механизмы. И весь этот процесс построения устойчивой экономической основы в современных условиях приобретает стратегический характер и достигается совместными усилиями стран, связанных во многом схожей экономической проблематикой.
Одним из таких механизмов является формирование в перспективе на пространстве СНГ единого финансового рынка, что, по мнению Президента РФ, «пошло бы на пользу конкурентоспособности входящих в это объединение стран». «Мы должны гарантировать себя от валютных рисков», – подчеркнул Владимир Путин.
Кроме того, Декларация о стратегическом экономическом сотрудничестве стран СНГ принимается в новых реалиях, тогда как прежняя договорная база СНГ устарела, частично так и не получив полезного применения. Опираться на устаревшие нормативные документы, не отражающие новые тренды и условия, контрпродуктивно, поэтому абсолютно верно работать в русле новой стратегической концепции, принимая во внимание как технические инновации, так и политические трансформации» (https://www.trend.az/azerbaijan/politics/3133618.html).
Улугбек Хасанов, профессор Университета мировой экономики и дипломатии (Ташкент):
«Взвешенно оценить роль Содружества в условиях наметившегося выхода из некоторого латентного состояния, в котором пребывала организация многие годы, возможно лишь учитывая специфику изначально непростых условий периода распада прежней унитарной системы и становления суверенитета государств постсоветского пространства, а также целого комплекса отношений стран – членов СНГ и возникновения на их основе совершенно новой геоэкономической составляющей всего евразийского пространства.
Сам факт образования СНГ несколько стабилизировал положение дел на пространстве бывшего СССР в первые годы после его развала. При этом следует учитывать небольшой, по меркам истории, период существования этого образования и сложность процесса трансформации прошлых межреспубликанских взаимосвязей по-новому обозначает необходимость дальнейшего развития отношений в формате развития совместных технологических проектов, межгосударственных инновационных исследовательских площадок и стартапов в качестве базовой составляющей отношений между суверенными государствами Содружества.
Естественно, при таких крупных системно-структурных изменениях на огромной территории возникает вопрос об их воздействии на систему и структуру международных отношений. Ведь в современных условиях биполярная структура международных отношений уступила место более сложной композиции, которую можно назвать многополярной.
Государствам Содружества, совершенствующим традиционные модели взаимосвязей, важно усилить адаптацию к совершенно новой повестке глобальной экономики, разработать эффективные механизмы промышленно-технологического партнерства, сфокусировать внимание на инвестиционном сотрудничестве.
Возможно, именно этой необходимостью продиктован факт обсуждения Декларации о стратегическом экономическом сотрудничестве государств – участников СНГ в ходе последнего заседания Совета глав государств СНГ. О важности сотрудничества свидетельствуют данные внешнеторгового оборота Республики Узбекистан в январе – июне 2019 года, который составил 19,7 млрд долл. Из них на долю стран Содружества приходится 29,4 % внешнеторгового оборота» (http://ru.valdaiclub.com/a/highlights/sng-adaptirovatsya-k-novoy-povestke/).
Обозреватель интернет-издания Centralasia.news по Центральной Азии Вадим Шагиахмедов (Москва):
«Узбекистан впервые примет председательство в СНГ в 2020 году. Я лично расцениваю это как еще один шаг в сторону укрепления Содружества. Надеюсь, что в год председательства Ташкента странам СНГ удастся принять много решений, одинаково выгодных для многомиллионного населения Содружества» (https://centralasia.news/5346-jekspert-otmetil-znachenie-sammita-sng-v-ashhabade.html).
Директор Международного экспертного клуба «EurAsiaAz», главный редактор азербайджанского информационного агентства «Vzglyad.Az» Сеймур Мамедов (Баку):
«… В год председательства Узбекистана в СНГ запланировано проведение примерно 60 мероприятий, в том числе первый форум регионов государств СНГ, а также заседание глав торгово-промышленных палат этих стран. Глава государства Узбекистана обозначил четыре приоритетных направления, которые Ташкент взял на себя ответственность развивать в качестве страны – председателя в СНГ.
Первое – это наращивание торгово-экономических отношений, включая проработку вопросов транспорта и логистики. Узбекистану, Туркменистану и другим странам Центральной Азии было бы выгодно присоединиться к альтернативным транзитным маршрутам. Например, такую возможность сегодня предоставляет железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, которая готова взять на себя перевозку определенной части грузов, идущих со стороны Центральной Азии в сторону Европы. Российская сторона уже выразила готовность присоединиться к данному проекту. В мае 2019 года генеральный директор Российских железных дорог Олег Белозеров заявил, что железнодорожная линия Баку-Тбилиси-Карс будет ориентирована на грузопотоки, идущие через Транссибирскую магистраль. В настоящее время ж/д Баку-Тбилиси-Карс считается наиболее благоприятным, коротким и безопасным транспортным коридором, связывающим Европу с Азией.
Второе – необходимость осуществления научно-технического сотрудничества, без которого невозможна эффективная работа всех структур. Третье – региональная безопасность, четвертое – борьба с трансграничными вызовами: терроризмом, наркотрафиком и преступностью. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев верно подметил направления сотрудничества в рамках СНГ. Для эффективного, устойчивого развития экономики, торгово-экономических связей требуется обеспечение безопасности, своевременное реагирование на появляющиеся угрозы. Непрекращающаяся война на Ближнем Востоке, вооруженный конфликт в Афганистане являются общим вызовом для большинства стран – членов СНГ.
… Сегодня растущая угроза международного терроризма вызывает серьезную обеспокоенность стран – членов СНГ. Наблюдается тенденция перемещения террористов с Ближнего Востока в Афганистан, к границам СНГ. В таком случае считается важным усилить координацию правоохранительных органов и спецслужб государств Содружества для своевременного предупреждения возникающих угроз безопасности на пространстве СНГ. Как можно решить проблему? Одним из путей выхода из этой ситуации является устранение проблемы радикализации в молодежной среде. В первую очередь важно развивать сотрудничество в сферах образования, просвещения, социальной поддержки молодого поколения и т. д. Это очень серьезная проблема, и Узбекистану, на мой взгляд, следует вплотную заняться ею вместе с другими странами во время председательства в СНГ.
Есть очень важное направление, которое было предложено президентом Узбекистана на заседании совета стран – членов СНГ в Душанбе
27–28 сентября 2018 г., – более широкое внедрение «зеленых коридоров» при взаимных поставках продукции, что могло бы способствовать плодотворному взаимодействию в сельском хозяйстве. Например, государства Содружества могли бы совместно продвигать проекты по внедрению передовых цифровых технологий в отраслях промышленности и сельского хозяйства, в финансовом секторе на условиях государственно-частного партнерства. Таким образом, от председательства Узбекистана в СНГ ожидания следующие: развитие и расширение контактов государств Содружества в торгово-экономической сфере, включая транспорт и логистику; обеспечение полноценного функционирования зоны свободной торговли СНГ; консолидация усилий правоохранительных органов в области безопасности» (веб-сайт Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан).
Глеб Лавров, обозреватель Белтелерадиокомпании (Минск):
«Тема единства, прозвучавшая в Ашхабаде от Президента Беларуси, стала главным лейтмотивом прошедшего саммита.
У глав государств стран Содружества имеется понимание того, что барьеры мешают и от них нужно избавляться как в экономике, так и других сферах взаимодействия стран СНГ.
Единство в современных реалиях Содружеству понадобится и в сфере информационных технологий. У Минска есть конкретное предложение – сформировать пояс цифрового добрососедства. Но не менее важно сейчас странам в целом работать сообща в информационном поле, а не превращать его в поле битвы за собственные интересы, как это иногда происходит через СМИ.
Поодиночке нам не выстоять и в борьбе с черной стороной дивного нового глобализированного мира – международным терроризмом. Вот и на недавнем минском форуме высокого уровня под эгидой ООН четко назвали именно эту напасть прямой и высшей угрозой. Тем важнее то, что и лидеры СНГ утвердили свою Программу сотрудничества в борьбе с терроризмом на ближайшее время.
И, конечно, в общем инфополе, в границах культурного и смыслового пространства, доставшегося всем нам в наследство от поколения победителей, мы не должны, не имеем права для медийных баталий один против одного. Чем мы слабее, тем легче взломать нас по одиночке, как код. Тем легче переписать нашу память. Тем проще направить нас один на одного. И чтобы не допустить такого, Минск предлагает инициативу о «поясе цифрового добрососедства» (https://www.tvr.by/news/politika/sammit_sng_v_ashkhabade_dialog_radi_mira/).
Станислав Иванов, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН (Москва):
«Саммит в Ашхабаде показал, что СНГ востребован в мире и остается важным инструментом интеграции стран на постсоветском пространстве.
… Декларация о стратегическом экономическом сотрудничестве государств – участников СНГ – безусловно, важный документ, но за ним должны последовать конкретные шаги и соглашения в торгово-экономической и других областях как на двусторонней основе, так и в рамках СНГ. На сегодняшний день – это протокол о намерениях.
… Задача СНГ – создать законодательно-правовые условия для того, чтобы граждане и бизнес были защищены одинаково во всех странах СНГ. Отдельно странам не решить эти проблемы, все решения нужно принимать консенсусным путем и единой политикой в области законодательства. Это позволит сделать еще несколько шагов в направлении интеграции на постсоветском пространстве.
СНГ будет и дальше развиваться, модернизироваться и максимально использоваться всеми странами-участниками в своих интересах. Как показал саммит, не только в торгово-экономической области, но и в борьбе с терроризмом, трансграничной преступностью, проникновением наркобизнеса и т. д. Вопрос безопасности на постсоветском пространстве в рамках СНГ будет занимать одно из важных мест» (http://www.infoshos.ru/ru/?idn=22813).
Кирилл Коктыш, доцент МГИМО (Москва):
«СНГ по-прежнему представляет собой очень нужный формат. Структура объединяет большую часть республик бывшего СССР. При этом главы некоторых стран, входящих в СНГ, в других форматах не пересеклись бы. Это позволяет Содружеству оставаться эффективной площадкой международного сотрудничества, считает эксперт.
СНГ – это организация с особым функционалом, в рамках которой можно согласовывать интересы друг друга» (https://russian.rt.com/ussr/article/676049-sammit-sng-ashhabad).
Александр Михайленко, профессор РАНХиГС (Москва):
«Если будет в полной мере реализовываться соглашение о свободной торговле в рамках СНГ, то это станет существенным шагом вперед. Есть перспективы и на уровне военно-политического сотрудничества.
Сейчас на планете формируется новый мировой порядок. И в зависимости от того, какую он примет форму, роль тех или иных регионов в нем будет разной. Но региональное сотрудничество может в этой ситуации внести существенный вклад в становление могущества и авторитета страны на международной арене» (https://russian.rt.com/ussr/article/676049-sammit-sng-ashhabad).
Андрей Грозин, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ (Москва):
«… СНГ очень многие эксперты называют «Клубом президентов». Звучит это несколько уничижительно. А, на мой взгляд, подобное определение не несет уничижительного характера. Где еще могут поговорить и решить свои проблемы лидеры разных, уже далеко разошедшихся за четверть века друг от друга государств?
… Разговоры о том, что СНГ изживает себя, ведутся практически с момента образования Содружества Независимых Государств. Тем не менее, саммиты собирают подавляющее большинство лидеров постсоветского пространства. Они тратят свое время и многочисленные ресурсы, чтобы участвовать в этих мероприятиях, и это, на мой взгляд, самая главная демонстрация того, что формат СНГ востребован и нужен» (https://interaffairs.ru/news/show/24117).
Игорь Панарин, доктор политических наук, член Экспертного совета комитета по делам СНГ Совета Федерации РФ (Москва):
«СНГ динамично развивается. Подтверждением тому являются приведенные Президентом России В. Путиным на саммите СНГ цифры о динамике товарооборота.
… важное предложение Президента России о переходе в странах СНГ в расчетах в национальных валютах и формирование общего финансового рынка позволит избежать торговых войн и ограничений и увеличит общую конкурентоспособность стран Содружества» (https://youtu.be/UQgn5GdTgmo).
Информационно-аналитический департамент
Исполнительного комитета СНГ
Источник