Модель экономики России: перспективы развития и экономические проблемы.
Мы смотрим экономические программы, слушаем новости и порой теряемся: разнообразные мнения и прогнозы о будущем нашей страны, то позитивные, то негативные способны любого сбить с толку. Какова же реальная ситуация в экономике России и чего ждать нам, обычным гражданам? Этой теме посвящен мой сегодняшний обзор.
Экономика России после перехода к рыночной системе
В начале 1990-х годов Россия начала переход к рыночной экономике. Это был долгий и нелегкий период, поскольку новый рыночный подход перевернул сложившуюся основу советского хозяйства и оказался во многом ей противоположным.
Никто толком не знал, как работать в новых условиях, как управлять экономикой. Но несмотря на все трудности, за эти годы страна увеличилась по своему производственному потенциалу. Хотя есть и проблемы, возникающие вследствие как внешних, так и внутренних факторов. Рассмотрим, каковы же особенности современной экономики России.
Естественные монополии
Особенности переходной экономики России состоят в ее противоречивости. Некоторые отрасли хозяйства вышли на новый уровень развития, соответствующий западному, например, военно-промышленный комплекс. В других же продолжается воспроизводство в тех же устаревших формах. Так, большую роль в экономике России продолжают играть естественные монополии.
Экономическая теория дает следующее определение естественной монополии — это рыночный сегмент, где конкуренция неэффективна (например, если речь идет о разработке природных ресурсов). Применительно к российскому рынку более точное определение естественной монополии будет звучать так: это возможность какого-либо субъекта получать большой доход за счет расширения производственных мощностей. Иными словами, это преимущество крупного производства.
К естественным монополиям в России на сегодняшний день относятся:
- «Российские железные дороги»;
- ОАО «ЕЭС России»;
- ОАО «Газпром»;
- предприятия нефтяного комплекса;
- авиационная промышленность;
- производство энергетического оборудования;
- автомобилестроение и др.
С одной стороны, монополия препятствует свободной конкуренции, но в то же время она позволяет экономить на издержках. Поэтому если просто ликвидировать естественную монополию, издержки вырастут, и, как следствие, повысятся цены на ее продукцию.
Поэтому до тех пор, пока в экономике страны отсутствует иной способ воспроизводства товаров и услуг, кроме монополистического (как, например, случилось с телефонной связью после появления мобильных операторов), единственный метод контролировать монополии — это управлять ими со стороны государства.
Факторы экономического роста
В экономической науке выделяется два типа экономического роста:
- экстенсивный, при котором рост объемов производства происходит за счет увеличения производственных факторов — земли, сырья, оборудования, рабочей силы и т.п.;
- интенсивный, когда производство увеличивается посредством применения более совершенных технологий и других факторов производства под действием научно-технического прогресса.
В чистом виде экстенсивный и интенсивный экономический рост не прослеживается ни в одной стране мира. Но в нашей стране интенсивный фактор составляет не более 30% в общем приросте товаров и услуг. В Западной Европе, США и Японии доля интенсивных факторов в воспроизводстве имеет долю не менее 50%.
Экономический рост определяется такими факторами, как:
- природные ресурсы;
- трудовые ресурсы;
- основные фонды (оборудование предприятий, транспорт и пр.);
- научно-технический прогресс;
- совокупный спрос.
Каждый из этих факторов по-своему влияет на развитие экономики, но в то же время все они взаимосвязаны.
В экономике России определяющую роль играет добыча нефти и газа, а большая часть государственных доходов формируется за счет экспорта энергоносителей. В связи с мировыми событиями, происходящими с 2014 года, прослеживается стабильное снижение цен на сырье и энергоресурсы. И это, начиная с 2015 года, приводит к образованию и увеличению дефицита государственного бюджета.
Такая модель экономического роста в современных условиях обнаружила все свои слабые стороны. В сложившейся ситуации возникает острая необходимость построения экономической структуры, которая будет ориентирована не на экспорт сырья и позволит получить устойчивый рост экономики.
Важная роль в создании такой структуры принадлежит государственному сектору. Именно оно может и должно создать условия для разработки и внедрения новых технологий в различные отрасли производства.
Внешнеполитическая ситуация и экономика страны
С конца 2014 и до 2016 года российская экономика обнаружила очевидный спад: сократился ВВП, упала стоимость национальной валюты. Санкционный режим изолировал Россию на международном рынке, она утратила многие внешнеэкономические связи, что еще более усугубило последствия от падения цен на «черное золото». Существенно обременили экономику затраты на поддержку военного сектора в рамках программы модернизации, действующей до 2020 года.
Довольно серьезные экономические проблемы в долгосрочной перспективе может принести демографический спад. В течение последних 10 лет прирост населения страны является минимальным. А это — существенное сокращение рынка трудовых ресурсов в недалеком будущем. Если до сих пор эту ситуацию можно было компенсировать за счет мигрантов, приезжающих работать в нашу страну, то в дальнейшем эта тенденция рискует существенно снизиться вследствие снижения уровня реальных заработных плат.
Старение российского населения говорит еще и о том, что все большее число людей становятся зависимы от государственных выплат в виде пособий, пенсий и т.д., что еще сильнее нагружает бюджет, и без того страдающий от дефицита средств.
С 2017 года в экономике России наблюдается медленный, но положительный рост. Многие аналитики говорят о том, что Россия смогла адаптироваться к внешнеполитическим условиям. Санкции и экономический спад послужили росту выпуска и экспорта товаров, не относящихся к энергоносителям, например, пшеницы. В связи с чем в сельском хозяйстве был зафиксирован рост в среднем на 3%, и он имеет весьма устойчивую тенденцию.
Рост инвестиций в оборонную промышленность, хотя и создает нагрузку на бюджет, но при этом имеет и положительное влияние на экономику страны. Увеличение расходов на производство кораблей, самолетов, космических аппаратов и тому подобного стало стимулом для роста промышленного производства.
Несмотря на то, что экономика России переживает спад, в прогнозах российских и западных экономистов отсутствует вероятность дефолта или крупномасштабного кризиса, такого, какой произошел, например, в 1998 году. Сегодняшняя ситуация отличается меньшим размером государственного долга, а это значит, что стране будет не настолько сложно преодолеть негативные тенденции в экономике.
Смотрите интересное видео по теме, доступное по ссылке:
Источник
Экономика современной России
Экономика современной России — организованное на рыночных, капиталистических принципах хозяйство, в рамках которого действуют частные, государственные и смешанные предприятия различных организационно-правовых форм. Среди них преобладают предприятия с национальным, но есть и с иностранным капиталом.
В конце 1991 г. правительство взяло курс на проведение радикальных экономических преобразований и максимально ускоренный переход к рыночной экономике. В результате масштабной приватизации в России к 1995 г. сформировался небольшой слой собственников, которому принадлежит подавляющая часть предприятий. На начало 2006 г. на долю частного капитала приходилось 77% всех основных фондов и только 23% осталось в руках государства. Процесс приватизации собственности в стране продолжается.
Становление рыночной экономики в России происходило в два этапа. Первый этап (1990–1998 гг.) характеризовался:
- – хаотичным отступлением государства с ранее занимаемых позиций в экономике;
- – стремительным ростом цен;
- – значительным спадом производства и инвестиций;
- – отсутствием договорной дисциплины у предприятий;
- – быстрым наращиванием внешней и внутренней задолженности государства;
- – накоплением кредиторской задолженности;
- – ежегодным бюджетным дефицитом.
Ошибки в экономической политике отчасти были вызваны отсутствием мирового опыта столь масштабных преобразований. Ситуацию усугубляла некомпетентность хозяйственных руководителей, неспособностью большинства из них к эффективной работе в рыночных условиях. Предпринимательскую инициативу граждан сковывала коррумпированность плохо контролируемого надзорными органами бюрократического аппарата на всех уровнях власти.
Эти обстоятельства привели российскую экономику к тяжелейшему кризису (август1998 г.), в результате которого перестали обслуживаться государственные ценные бумаги, произошла значительная девальвация рубля и еще больше снизился уровень жизни населения.
Выход из кризиса в конце 1998 г. ознаменовался наступлением второго этапа (1999–2001 гг.) переходного периода. Повышение конкурентоспособности продукции отечественного производства по цене, вследствие девальвации рубля, и рост мировых цен на углеводородное сырье практически совпали по времени, что поспособствовало преодолению тенденции спада в экономике России. Устойчивость этого процесса была обеспечена последовательной и жёсткой бюджетной политикой Правительства Российской Федерации, обеспечивающей профицит федерального бюджета, а также накоплением отечественными предпринимателями необходимого опыта ведения бизнеса в условиях рынка.
Принципиальным достижением второго этапа стал стремительный рост реальных сбережений населения на рублевых и валютных вкладах, которые также являются важным источником инвестиций в экономику страны. Начался процесс возвращения финансовых средств обратно в Россию.
В настоящее время активно идет процесс вывода хозяйственной деятельности из сферы теневой экономики, составлявшей до 2000 г. по некоторым экспертным оценкам более 40% всего российского производства товаров и услуг.
Сейчас в стране начинается третий этап развития экономики, суть которого состоит в начале перехода от сырьевой ориентации к инновационной, высокотехнологической. Этому переходу способствуют рекордно высокие цены на энергоносители, по суммарному экспорту которых Россия занимает первое место в мире.
Устойчиво растет валовой внутренний продукт, экспорт товаров и услуг превышает их импорт. По производству отдельных видов промышленной продукции наша страна восстановила прежде достигнутый в 1990 г. уровень или стала приближаться к нему. В результате Россия практически расплатилась по прежде накопленным внешним долгам и накопила значительные финансовые резервы. Однако этот процесс сопровождается высоким уровнем инфляции (более 10% в год), которая тормозит рост уровня жизни населения.
Структурные преобразования российской экономики сопровождаются формированием отвечающего современным мировым стандартам хозяйственного законодательства. В стране приняты ключевые для рыночной экономики законы и кодексы: Гражданский, Налоговый, Трудовой, Земельный, Таможенный, Градостроительный, Водный, Лесной, Воздушный, Законы о Правительстве, Центральном банке, Банках и банковской деятельности, основах страхового дела, рынке ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондах, акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, несостоятельности (банкротстве), лицензировании аудиторской деятельности, иностранных инвестициях, недрах, государственной регистрации юридических лиц и пр.
Основы экономического устройства страны определены Конституцией Российской Федерации, предполагающей, в частности:
- – единство экономического и правового пространства в стране;
- – равные права для различных форм собственности;
- – неприкосновенность частной собственности и имущества граждан;
- – гарантию права на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность;
- – обязанность платить налоги
- и другие ключевые экономические нормы.
Темпы роста российской экономики в 1999–2005 гг., становление мощного частного сектора, достижение некоторых качественных макроэкономических характеристик, создание законодательной инфраструктуры рыночного хозяйства позволяют сделать вывод об окончании переходного периода от плановой, социалистической к рыночной, капиталистической экономике. Формальным подтверждением этого факта стало признание европейским союзом (в 2002 г.) рыночного характера российской экономики.
Сегодня одна из важнейших задач — обеспечение развития предпринимательства и системы рыночных взаимоотношений в секторе экономики, хозяйствующими субъектами которой являются организации малого и среднего бизнеса. Как показала практика, во всех успешных переходных экономиках малый и средний бизнес послужил главным двигателем роста, вобравшим в себя ресурсы бывшего государственного сектора и показав заметную динамику в контексте конкуренции и жестких бюджетных ограничений.
В Российской Федерации к 2006 г. малый и средний бизнес стал силой, играющей заметную роль не только в социально-экономической, но и политической жизни страны. Такое положение связано с тем, что малый и средний бизнес обеспечил дальнейшее укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большой части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.
В 1990 г. Российская Федерация обладала мощной многоотраслевой промышленностью. Большую долю в объеме промышленного производства занимали отрасли перерабатывающей промышленности, производящие продукцию с высокой добавленной стоимостью. Отраслевая структура промышленности более или менее соответствовала тем задачам, которые решала социалистическая, плановая экономика.
Рыночные реформы коренным образом изменили условия и принципы функционирования промышленности. В первый период изменения в структуре промышленности складывались стихийно, практически без вмешательства государства. Они были обусловлены различной динамикой развития отраслей промышленности.
Наибольший спад производства произошел в обрабатывающей промышленности. Это привело к резкому усилению сырьевой направленности российской промышленности и утяжелению структуры промышленности.
С 1999 г. ситуация стала медленно меняться. При росте промышленного производства в целом более высокие темпы роста демонстрируют отрасли обрабатывающей промышленности. Наибольшие темпы характерны для химической и нефтехимической промышленности, пищевой, промышленности строительных материалов, черной и цветной металлургии. Гораздо медленнее растет производство в машиностроении, легкой, микробиологической промышленности. Постепенно отраслевая структура промышленности несколько улучшается, однако до состояния 1990 г. еще далеко. Государство предпринимает недостаточные усилия по исправлению сложившего структурного перекоса, а сами структурные сдвиги идут в основном стихийно, под действием роста внутреннего рынка.
В целом за прошедший период изменения в отраслевой структуре промышленности Российской Федерации носили негативный характер. Возросла доля отраслей топливно-энергетического комплекса и отраслей, обеспечивающих в основном первичную переработку сырьевых ресурсов. Резко сократились объемы производства ряда видов высокотехнологичных изделий. Страна потеряла часть передовых технологий и высококвалифицированных кадров рабочих, техников и инженеров.
Наибольшие изменения произошли с численностью занятых в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве, в которых занятость упала. Выросла численность кадров в торговле, финансовой деятельности и ряде других секторов, которые относятся к сфере обслуживания.
Основную часть роста валового внутреннего продукта в стране в последние годы обеспечивают отрасли нематериального производства. В промышленности производство валового внутреннего продукта растет медленнее. Главная причина этому — узость внутреннего рынка из-за недостаточности роста доходов населения. Вторая причина в жесткой конкуренции на внешнем рынке, что не позволяет увеличивать экспорт продукции обрабатывающей промышленности.
Размещение промышленности — это пространственная форма развития производства. Факторы развития промышленности представляют собой совокупность условий, определяющих конкретное место любого производства. К ним относятся:
- – природные условия и ресурсы, играющие определённую роль в размещении добывающей промышленности;
- – социально-экономические, определяющие географию размещения населения и его территориальную концентрацию;
- – технико-экономические, определяющие затраты на производство и реализацию сырья, материалов и готовой продукции. К ним относят: материалоёмкость, водоёмкость, энергоёмкость, трудоёмкость, наукоёмкость, фондоёмкость, капиталоёмкость, транспортные расходы, рентабельность;
- – организационно-экономические, определяющие специфику производства, кооперацию и комбинирование производства;
- – экономико-географическое положение;
- – особенности общественно-исторического развития.
В настоящее время ранжирование основных факторов производства имеет следующий вид: топливно-энергетический фактор, топливно-сырьевой фактор, тяготение к трудовым ресурсам, ориентации на район потребления готовой продукции, возможность развития кооперирования, тяготение к научным центрам.
Особенностью отраслевой структуры экономики России является повышенный удельный вес производства товаров и низкая доля производства услуг. Наибольший удельный процент в валовом внутреннем продукте занимает промышленность — более 30%, второе место — торговля и общественное питание, затем идут транспорт, сельское хозяйство, строительство, связь.
В сфере услуг наиболее динамично развиваются отрасли торговли и общественного питания.
Наибольшее развитие в России получили те отрасли, которым уделялось особое внимание в годы социализма: транспорт, наука и научное обслуживание, образование. Остальные сферы услуг нуждаются в реформировании с учётом требований рынка и российской специфики.
Значение транспорта как важной составной части хозяйственного комплекса Российской Федерации определяется его ролью в территориальном разделении общественного труда: специализации районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспорт является материальным носителем связей между районами, отраслями, предприятиями. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учёта нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках массы исходных материалов и готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т. д. В зависимости от влияния этих составляющих рассчитывается вариант размещения предприятий. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства как отдельных предприятий, так и районов и страны в целом. Важное значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, а также важным преимуществом для размещения производительных сил. Транспорт обеспечивает занятость 6,3% среднегодовой численности всех занятых в экономике.
Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукции, а только участвует в её создании, обеспечивая сырьём, материалами, оборудованием производство и доставляя готовую продукцию потребителю.
Транспортный фактор имеет особо важное значение в нашей стране с её огромной территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов. Транспорт создаёт условия для формирования местного, регионального, общегосударственного рынка. В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, а следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составляющей рыночной инфраструктуры.
Уровень развития транспортной системы Российской Федерации имеет огромные различия по регионам. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности отличается в десять и более раз. Наиболее развитой транспортной системой выделяются Центральный, Северо-Западный (кроме севера Европейской части России), Южный, Приволжский федеральные округа, наименее развитой — Дальневосточный и Сибирский федеральные округа.
Информационно-коммуникационные технологии и услуги в настоящее время являются ключевым фактором всех областей развития социально-экономической сферы. Они приобрели критическую важность для повышения эффективности государственного управления, обеспечения национальной безопасности, адресной социальной помощи, совершенствования систем образования и здравоохранения.
Роль информации как экономического ресурса неуклонно растет, и именно отрасль информационных технологий становится локомотивом развития постиндустриальной экономики.
В целях активного продвижения нашей страны к информационному обществу разработана «Стратегия развития и использования информационно-коммуникационных технологий в Российской Федерации до 2010 года», определяющая ключевые сферы, цели и задачи государственного регулирования в этой области. Наиболее перспективным направлением развития сектора информационных технологий в ближайшее время может стать разработка отечественного программного обеспечения. Увеличению объема рынка будет способствовать внедрение информационных технологий в социально-экономическую сферу и бизнес, государственные меры по стимулированию развития рынка информационных технологий, в т. ч. реализация государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», начало инвестиционной деятельности Российского инвестиционного фонда информационно-коммуникационных технологий, участие в реализации информатизации отдельных направлений приоритетных национальных проектов и др. Развитию сектора информационных технологий и услуг способствует выполнение федеральных целевых программ «Электронная Россия», «Развитие национальной инфокоммуникационной инфраструктуры Российской Федерации».
Одно из важнейших направлений деятельности телекоммуникационной отрасли— развитие спутниковой связи, национальной орбитальной группировки спутников связи и вещания, эффективное использование и защита орбитального ресурса Российской Федерации. Национальная система спутниковой связи и вещания играет важнейшую роль в выполнении государственных задач по распространению радиотелевизионных программ на всей территории России и по её зарубежным посольствам и представительствам, а также по организации магистральных, международных и зоновых связей в удалённых и труднодоступных регионах страны.
В России действует глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС), созданная в 1993 г. и позволяющая практически в любом месте планеты (за исключением приполярных областей) определять местоположение и скорость движения объектов. В гражданской сфере системы спутниковой навигации широко применяются в геодезии и картографии, авиации, автомобильном, морском и речном транспорте, во вневедомственной охране.
Развитие телевизионного и звукового вещания характеризуется охватом населения количеством радиотелевизионных программ. Наряду с государственными вещательными структурами действуют более 2,5 тыс. коммерческих теле- и радиокомпаний. Однако рынок услуг телерадиовещания развивается неравномерно. В более благоприятных условиях находится городское население. В 1994 г. образован Российский фонд развития телевидения и при нём организована Российская академия телевидения, которая учредила ежегодную премию «ТЭФИ» (ТелеЭФИр), вручаемую за творческие успехи в телерадиовещании. В 2003 г. разработана Концепция развития рынка услуг связи в области телерадиовещания в Российской Федерации на период до 2015 г., которая определяет перспективы развития, роль государственного регулирования и основные направления реструктуризации организаций связи и рынка услуг связи в области телерадиовещания.
В соответствии с решениями высшего руководства подготовлен проект Стратегии социально-экономического развития страны на период до 2020 г. и разрабатывается прогноз до 2030 г. Ставится задача — удвоить к 2020 г. валовой внутренний продукт и войти в число пяти самых крупных мировых экономик и на этой основе повысить уровень жизни населения страны. В стратегии ставится задача изменить направление развития и структуру национальной экономики и перейти на инновационный путь развития.
Источник