Экономико географическое описание страны план

2.3. Типовой план экономико-географической характеристики страны

1. Политико- и экономико-географическое положение. Социально-экономический портрет страны: место страны в мире (площадь, население, общий ВВП и ВВП на душу населения, темпы роста ВВП, ИРЧП). Особенности политико- и экономико-географического положения. Государственное устройство, административно-территориальное деление. Политические партии, лидеры страны.

2. Природные условия и ресурсы. Особенности геологического строения, рельеф. Объем и структура минерально-сырьевых ресурсов. Климат, его хозяйственная оценка. Гидрографическая сеть: энергетическая, транспортная, водохозяйственная, рекреационная оценка. Почвенный покров, оценка плодородия почв. Растительный и животный мир, их хозяйственное значение.

3.Население.Численность, особенности формирования. Показатели естественного движения населения, миграции, структура населения. Этническийи конфессиональный состав. Оценка трудовых ресурсов, структура занятости. Размещение населения. Современная система расселения, урбанизация, основные городские агломерации. Мегаполисы. Демографическая политика.

4. Хозяйство, его структура. Особенности формирования хозяйственного комплекса страны. Структура ВВП. Место страны в международном разделении труда. Основные черты и тенденции современного хозяйства.

5.Промышленность,ее отраслевая и территориальная структура. Основные тенденции развития, структурные и территориальные сдвиги. Крупнейшие ТНК, их отраслевая специализация.

Добывающая промышленность, основные виды минеральных ресурсов, степень обеспеченности и объемы добычи;

Топливные ресурсы: нефть, газ, каменный уголь и другие;

Рудные и нерудные ресурсы страны; количественная и качественная оценка;

Электроэнергетика, структура топливно-энергетического комплекса;

Обрабатывающая промышленность:структура, география размещения,основные тенденции;

Черная металлургия: объемы производства, тенденции развития, изменение географии сырьевой базы, основные районы и крупнейшие металлургические комбинаты;

Цветная металлургия, основные подотрасли и география размещения, источники сырья и энергии, объемы производства, тенденции развития;

Машиностроение и металлообработка. Основные отрасли специализации и центры, крупнейшие ТНК. Виды машиностроения. Тяжелое машиностроение. Транспортное машиностроение: железнодорожное, автомобилестроение, судостроение, авиаракетокос-мическое.Новейшие виды машиностроения, структурные и территориальные сдвиги.

Химическая промышленность. Сырьевая база. Отраслевая структура и особенности размещения. Основная химия (производство минеральных удобрений, серы, соды и др.). Органическая химия (нефтехимия, производство синтетического каучука, химических волокон, пластмасс).Тонкая химия (фармацевтика, микробиологические производства, парфюмерия).

Легкая и пищевая промышленность, специализацияи территориальнаяорганизация.

6.Сельское хозяйство:значениедляэкономикистраны. Интенсивность и эффективностьпроизводства, отраслевая структура.Уровень самообеспеченности страны.

Растениеводство. Зерновые, масличные, клубнеплодные, сахароносные и др.культуры. Географияотрасли, специализация экспорта.

Животноводство. Ведущие отрасли, структурные и территориальные сдвиги.

7. Сфера услуг,ведущие отрасли. Банковская и финансовая сфера, НИОКР, туризм, система телекоммуникаций (телефонная и спутниковая связь, электронная почта, Интернет). Крупнейшие компании.

8. Транспорт.Основные виды и их роль во внутренних и международных перевозках. Автомобильный, железнодорожный,воздушный и трубопроводный транспорт. Объемы пассажиро- и грузоперевозок. Динамика развития.

9.Внешние экономические связи. Структура внешнеторгового баланса. География и структуравнешней торговли. Инвестиционная деятельность, экспорт и импорт капитала.

10. Экономические районы.Региональные диспропорции в экономическом развитии и региональная экономическая политика страны. Современная сеть экономических районов и их экономико-географическая характеристика. Специализация экономических районов и их доля в структуре промышленного и сельскохозяйственного производства, сфере услуг страны.

Источник

Типовые планы по географии


Типовые планы по географии и их применение

Учителя географии ипользуют типовые планы для организации самостоятельных и практических работ.

От учителя требуется мастерство и опыт, чтобы успешно организовать работу на основе самостоятельной деятельности учеников. Грустно наблюдать, когда учителя дают описание реки или природной зоны по плану в 8 классе, в виде таблицы, как и в 7 классе. От класса к классу уровень самостоятельной деятельности учеников должен расти, а форма представления работы меняться в сторону усложнения, например:

В 5-6 классе учитель может предложить выполнить работы в форме:

1) составить план;

2) заполнить таблицу «План-конспект»;

3) написать конспект (короткие ответы под каждый пункт плана);

В 7-8 классе, план может быть уже сложный, а формы представления работы, например:

1) подготовить рассказ по плану (устный, письменный);

2) создать презентацию (на каждый пункт плана по одному слайду).

План-конспект можно использовать и в 7 классе, но например, только при изучении Африки, а при изучении других материков постепенно задания нужно усложнять.

В 5-6 классе огромное значение еще имеет опора на краеведческий материал. О значение краеведения в преподавании географии говорили многие известные люди и педагоги. Давайте вспомним слова Д.Д. Семенова: «Если справедлива та педагогическая истина, что во всяком первоначальном преподавании должен быть постепенный переход от близкого и знакомого детям к отдаленному и менее знакомому, от легкого к более трудному, то и преподавание географии следует начинать с изучения местности, на которой живет ученик».

Например, при изучение темы реки, можно спросить учеников (ученики выходят к доске и записывают каждый факт с новой строчки):

Назовите крупнейшую реку нашего родного края? Что вы можете рассказать о ней?


    • Река Иртыш;
    • Очень широкая;
    • Тихая река;
    • Суда плавают, ловят рыбу, пляжи для купания.
    • Зимой замерзает.

Какие сведения о реке мы можем получить по карте?


    • Течет на север;
    • впадает в Обь;
    • Самый крупный приток — Ишим.

Что нужно знать и уметь, для того, чтобы рассказать о любой реке?

  • Находить на карте реку, исток и устье реки;
  • Определять направление течения реки по карте (по меридианам и параллелям);
  • Определять левые и правые притоки;
  • Знать примерный план описания реки (записывается план описания реки).

Как можно определить характер течения реки по карте? Чем питаются реки? Что такое режим реки? Какой режим имеют реки России?

  • Характер течения реки можно определить по карте (в горах — бурная и быстрая, на равнинах — тихая и спокойная);
  • Реки имеют смешанное питание: дождевое, грунтовое. Если есть зима, то реки замерзают и имеют снеговое питание разливаются весной ). Если стекают с гор, то имеют ледниковое питание (уровень воды выше летом ).
  • Почему на Иртыше нет гидроэлектростанций?

    План описания реки:

  • На каком материке и в какой его части течет?
  • Где берет начало? Куда впадает?
  • В каком направлении течет?
  • Крупные притоки.
  • Характер течения.
  • Питание и режим реки.
  • Хозяйственное использование.

    Использование типовых планов позволяет давать задания индивидуально с учетом учебных возможностей учеников. Для учеников с низкими учебними навыками можно разрешать использовать план-конспект, а ученикам с высокими учебными навыками разрешать выполнять работу в виде рассказа или презентации.

    Образец работы на основе типового плана:

    Описание реки Иртыш, задание для 6 класса, ( открыть ). Практическая работа. Автор Безногова О.Н. (см. рисунки 1,2,3)

    Рис. 1. Интерактивная картосхема

    Рис. 2. Интерактивная таблица

    Рис. 3. Интерактивная таблица

    Дополнительные задания:

    Речная сеть Омской области, (открыть). Интерактивное задание по контурной карте. Автор Безногова О.Н.

    Проблемы Иртыша, задание для 8 класса, (открыть). Задание на анализ текста. Автор Безногова О.Н.

    В своей статье я представила некоторые приемы работы с типовыми планами из личного опыта, которые будут полезны начинающим учителям географии.

    Источник

    План экономико-географической характеристики страны. Общие сведения о стране ( тип страны, размер и состав территории, государственное устройство, столица, участие в международных военных и экономических организациях и т п.); Географического положение

    Практическая работа 1.

    сравнительной экономико-географической характеристики

    двух развитых стран Европы.

    Работа выполняется в письменном виде в форме реферата или сочинения по типовому плану:

    План экономико-географической характеристики страны.

    Общие сведения о стране ( тип страны, размер и состав территории, государственное устройство, столица, участие в международных военных и экономических организациях и т.п.);

    Географического положение : вид географического положения, местонахождение в регионе, с какими странами и где граничит, чем и где омывается, особенности политико- и экономико-географического положения;

    Природные условия и ресурсы ;

    Население : численность, особенности размещения, воспроизводства, полового, возрастного, национального и религиозного состава, уровня урбанизации, крупнейшие города и агломерации, характерные черты внутренних и внешних миграций, количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов;

    Структура национального хозяйства ;

    Отрасли специализации промышленности , крупнейшие промышленные районы и центры;

    Отрасли специализации сельского хозяйства , главные сельскохозяйственные районы;

    Характерные черты развития транспорта ;

    Характерные особенности непроизводственной сферы ;

    Внешние экономические связи : главные экономические партнёры, структура и основные статьи экспорта и импорта;

    Вывод о развитии стран .

    Внимание! Типичной ошибкой при выполнении данной работы является написание двух ”параллельных” характеристик, слабо связанных между собой. Обратите внимание на сравнение двух стран , выявляя черты их сходства и различия по всем пунктам плана.

    Вариант 1. Сравнительная экономико-географическая характеристика Великобритании и Италии.

    Вариант 2. Сравнительная экономико-географическая характеристика Франции и Германии.

    Практическая работа № 2 1 вариант.

    основных сельскохозяйственных районов Китая.

    Используя текст учебника Максаковского В.П. ( стр. 214 — 215 ) и карты атласа ( стр. 32 ), заполните таблицу:

    Источник

    Типовые планы по географии


    Типовые планы по географии и их применение

    Учителя географии ипользуют типовые планы для организации самостоятельных и практических работ.

    От учителя требуется мастерство и опыт, чтобы успешно организовать работу на основе самостоятельной деятельности учеников. Грустно наблюдать, когда учителя дают описание реки или природной зоны по плану в 8 классе, в виде таблицы, как и в 7 классе. От класса к классу уровень самостоятельной деятельности учеников должен расти, а форма представления работы меняться в сторону усложнения, например:

    В 5-6 классе учитель может предложить выполнить работы в форме:

    1) составить план;

    2) заполнить таблицу «План-конспект»;

    3) написать конспект (короткие ответы под каждый пункт плана);

    В 7-8 классе, план может быть уже сложный, а формы представления работы, например:

    1) подготовить рассказ по плану (устный, письменный);

    2) создать презентацию (на каждый пункт плана по одному слайду).

    План-конспект можно использовать и в 7 классе, но например, только при изучении Африки, а при изучении других материков постепенно задания нужно усложнять.

    В 5-6 классе огромное значение еще имеет опора на краеведческий материал. О значение краеведения в преподавании географии говорили многие известные люди и педагоги. Давайте вспомним слова Д.Д. Семенова: «Если справедлива та педагогическая истина, что во всяком первоначальном преподавании должен быть постепенный переход от близкого и знакомого детям к отдаленному и менее знакомому, от легкого к более трудному, то и преподавание географии следует начинать с изучения местности, на которой живет ученик».

    Например, при изучение темы реки, можно спросить учеников (ученики выходят к доске и записывают каждый факт с новой строчки):

    Назовите крупнейшую реку нашего родного края? Что вы можете рассказать о ней?


      • Река Иртыш;
      • Очень широкая;
      • Тихая река;
      • Суда плавают, ловят рыбу, пляжи для купания.
      • Зимой замерзает.

    Какие сведения о реке мы можем получить по карте?


      • Течет на север;
      • впадает в Обь;
      • Самый крупный приток — Ишим.

    Что нужно знать и уметь, для того, чтобы рассказать о любой реке?

    • Находить на карте реку, исток и устье реки;
    • Определять направление течения реки по карте (по меридианам и параллелям);
    • Определять левые и правые притоки;
    • Знать примерный план описания реки (записывается план описания реки).

    Как можно определить характер течения реки по карте? Чем питаются реки? Что такое режим реки? Какой режим имеют реки России?

  • Характер течения реки можно определить по карте (в горах — бурная и быстрая, на равнинах — тихая и спокойная);
  • Реки имеют смешанное питание: дождевое, грунтовое. Если есть зима, то реки замерзают и имеют снеговое питание разливаются весной ). Если стекают с гор, то имеют ледниковое питание (уровень воды выше летом ).
  • Почему на Иртыше нет гидроэлектростанций?

    План описания реки:

  • На каком материке и в какой его части течет?
  • Где берет начало? Куда впадает?
  • В каком направлении течет?
  • Крупные притоки.
  • Характер течения.
  • Питание и режим реки.
  • Хозяйственное использование.

    Использование типовых планов позволяет давать задания индивидуально с учетом учебных возможностей учеников. Для учеников с низкими учебними навыками можно разрешать использовать план-конспект, а ученикам с высокими учебными навыками разрешать выполнять работу в виде рассказа или презентации.

    Образец работы на основе типового плана:

    Описание реки Иртыш, задание для 6 класса, ( открыть ). Практическая работа. Автор Безногова О.Н. (см. рисунки 1,2,3)

  • Рис. 1. Интерактивная картосхема

    Рис. 2. Интерактивная таблица

    Рис. 3. Интерактивная таблица

    Дополнительные задания:

    Речная сеть Омской области, (открыть). Интерактивное задание по контурной карте. Автор Безногова О.Н.

    Проблемы Иртыша, задание для 8 класса, (открыть). Задание на анализ текста. Автор Безногова О.Н.

    В своей статье я представила некоторые приемы работы с типовыми планами из личного опыта, которые будут полезны начинающим учителям географии.

    Источник

    Читайте также:  Какие примеры реализации функций государства являются верными выражение интересов страны
    Оцените статью