Экономико географическое положение региона страны как фактор регионального развития

Экономико-географическое положение как фактор размещения

Экономико-географическое положение (ЭГП) – одно из важных понятий экономической и социальной географии, широко используемое и в учебной географии. Большой вклад в его формирование внесли Н. Н. Баранский, И. М. Маергойз, Ю. Г. Саушкин, некоторые другие ученые.

Согласно Н. Н. Баранскому, экономико-географическое положение есть отношение какого-либо места, района или города ко вне его лежащим объектам («данностям»), имеющим то или иное экономическое значение, – будь то объекты природного порядка или объекты, созданные в процессе хозяйственной деятельности человека. По Баранскому, ЭГП – историческая категория, изменяющаяся во времени. У него также есть стыки с физико-географическим положением, так что «китайской стены» между ними возводить не следует.

Экономико-географическое положение может быть общим (интегральным) и покомпонентным. Различают четыре вида интегрального ЭГП: 1) центральное, 2) периферийное, 3) соседское, 4) приморское положение.

Центральное положение, как правило, приносит значительные выгоды. Это можно показать на примере Центральной России как исторического ядра Русского государства. Н. Н. Баранский анализировал выгоды центрального положения на примере городов – Москвы, Мадрида, Парижа, Берлина, Праги.

Периферийное (глубинное) положение в целом значительно менее выгодно. Это относится как к отдельным крупным районам больших стран (Аляска в США, Амазония в Бразилии, центральные и северные районы Австралии, Север в России, Запад в Китае), так и к отдельным странам, примером которых может служить Монголия.

Читайте также:  Порты стран латинской америки

Соседское положение в условиях нормальных политических взаимоотношений между странами обычно выступает в качестве благоприятного фактора, важной предпосылки международной экономической интеграции, например в Западной Европе.

И. М. Маергойз предложил выделять соседство первого и второго порядка. Под соседями первого порядка подразумевают страны, с которыми данная страна непосредственно граничит, второго порядка – страны-соседи стран первого порядка. Например, Венгрия имеет шесть соседей первого порядка, но как бы «через них» она соседствует также с Россией, Польшей, ФРГ, Италией, Словенией, Боснией и Герцеговиной, Македонией, Болгарией. Роль соседства второго порядка возрастает в тех случаях, когда глубина территории стран первого порядка невелика, а проходимость ее хорошая.

Приморское положение фактически во все времена было выгодным фактором социально-экономического развития. Достаточно вспомнить Древнюю Грецию и Древний Рим, Венецию и Геную, Испанию и Португалию, Нидерланды и Великобританию, борьбу Петра I и Екатерины II за выход России к морям. В результате постепенного увеличения роли приморского положения приморское расселение стало одной из главных закономерностей общего расселения людей на земном шаре (уже говорилось о том, что в прибрежной 50-километровой зоне, занимающей всего 12 % суши, ныне сосредоточено почти 30 % мирового населения). В особенности это относится к тому географическому явлению, которое В. В. Покшишевский и С. И. Брук назвали приморской урбанизацией. В самом деле, в приморской зоне живут 40 % горожан мира. А из 20 сверхгородов 14 – морские порты (табл. 66).

Уже в эпоху НТР, в 1960—1970-х гг. в мировом хозяйстве также довольно четко обозначилась тенденция к приморскому (приокеанскому) размещению производительных сил, получившая в литературе наименование сдвига к морю. Этот сдвиг происходил под воздействием многих факторов, среди которых особо следует отметить рост значения морских перевозок и соответственно увеличение морских грузопотоков, развитие приморской урбанизации. В первую очередь он затронул отрасли «нижних этажей» промышленности (нефтепереработку, черную и цветную металлургию), занятые переработкой сырья, поступающего в морские порты. Сказался он и на отраслях «верхних этажей», отправляющих морскими путями свою экспортную продукцию. Такой сдвиг к морю в наибольшей мере проявился на западном и средиземноморском побережьях Западной Европы, на южном и юго-восточном побережьях о. Хонсю в Японии, на восточном и особенно южном побережьях США, на побережье Персидского залива, на восточном побережье Бразилии, на западном и восточном побережьях Австралии, на российском Дальнем Востоке. В результате во всех этих районах сложились крупные портово-промышленные комплексы. В некоторых из них сдвигу к морю способствовало развитие шельфовой добычи нефти и газа, хотя это, собственно говоря, уже не столько приморская, сколько собственно «морская» промышленность.

Что касается покомпонентных видов ЭГП, то, пожалуй, наиболее часто говорят о транспортно-географическом положении. В свое время И. М. Маергойз предложил выделять также энергогеографическое положение (по отношению к источникам топлива и энергии), агрогеографическое положение (по отношению к главным источникам продовольствия и сельскохозяйственного сырья), демогеографическое положение (по отношению к источникам трудовых ресурсов), рекреационно-географическое положение (по отношению к главным районам рекреации и туризма), но эти понятия не привились.

Экономико-географическое положение России, как и ее геополитическое положение, после распада СССР в целом изменилось к худшему. В первую очередь это связано с сокращением выходов в Мировой океан на Балтийском и Черном морях. С другой стороны, в системе стран СНГ территория России занимает центральное положение; на нее приходится 2/3 длины внешних границ этих стран. Именно с Россией они осуществляют многие важнейшие для них хозяйственные связи. Через территорию России проходят и транспортные пути, соединяющие их с целым рядом зарубежных государств.

Дата добавления: 2016-05-11 ; просмотров: 2909 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Экономико-географическое положение региона. Традиционная и новые факторы развития экономического развития территории

ЭГП — отношение какой-либо территории к расположенным за ее пределами природным и антропогенным объектам, имеющим для нее экономическое значение. Экономико-географическое положение определяет экономическую структуру территориальных образований и потенциал их развития.

ЭГП складывается из отдельных компонентов, каждый из которых может состоять из нескольких элементов. Компоненты ЭГП (с основными элементами):

1)природно-географическое положение:

2) промышленно-географическое положение:

3)аграрно-географическое положение:

4) транспортно-географическое положение:

5) рыночно-географическое положение:

6) геодемографическое положение:

7) политико-географическое положение:

8) военно-стратегическое положение:.

Любой из компонентов ЭГП может рассматриваться в разных территориальных масштабах. Соответственно, можно выделить четыре иерархических уровня ЭГП:

1) микроположение — положение в ближайшем окружении города;

2) мезоположение — положение в рамках большой части страны или небольшого государства;

3) макроположение — положение в границах крупных государств;

4) мегаположение — положение в масштабах всего мира или его регионов.

В рамках конкретных территорий (стран или районов) можно выделить несколько внутриареальных видов экономико-географического положения: центральное,периферийное,глубинное,приграничное. Естественно, что для осуществления тех или иных функций более выгодными будут разные виды ЭГП. Наименее выгодно, как правило, глубинное положение — вдали и от центра, и от границ территории.

Западный макрорегион — это наиболее заселенная и часть страны. Здесь сосредоточен основной демографический и социально-экономический потенциал, наукоемкие производства и технологии.

Восточный макрорегион — ресурсный регион России, в котором зона сплошного освоения тянется в южной части вдоль Транссибирской магистрали, а на остальной территории представлена очаговым типом освоения.

Кроме того, отдельно иногда выделяют зону Севера. В ее состав входят так называемые “районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности”, для которых действуют особые условия экономической деятельности (например, сохранившиеся разного рода северные надбавки и коэффициенты).

Комплексный анализ всех компонентов ЭГП в итоге показывает, какие виды местоположения наиболее свойственны данному региону внутри страны или своего макрорегиона.

7) Классические теории пространственной организации экономики региона и размещения предприятий:

· Теория сельскохозяйственного штандорта Й. Тюнена (1862 г.);

· Рациональный штандорт промышленного предприятия В. Лаунхардта (1882 г.);

· Теория промышленного штандорта А. Вебера (1909 г.);

· Теория центральных мест В. Кристаллера (1933 г.);

· Региональные рынки и пространственная теория цены О. Курно (1883 г.)
[Рассмотрение пространствено раздельных автономных региональных рынков —> в каждом регионе устанавливается свое рыночное равновесие спроса и предложения и свои цены рыночного равновесия];

· Теории абсолютных и сравнительных преимуществ А. Смита и Д. Рикардо (1776 г., 1799 г.) [А.Смит: страна/регион должны специализироваться на производстве и продаже того товара, по которому обладает абсолютным преимуществом —> рост объемов производства и потребления товаров в сотрудничающих странах/регионах.Д.Рикардо: главное — сравнительные преимущества. Выигрыш страны/ региона происходит из соотношения разницы издержек. Специализация на производстве и торговле тем товарами, по которым страна/регион обладает сравнительным преимуществом —> увеличение производства и потребления всех товаро];

· Теория Хекшера — Олина(1933 г.) [страны/регионы должны вывозить продукты относительно недефицитных факторов производства и ввозить продукты интенсивного использования дефицитных факторов. В международной торговле при соответствующих условиях есть тенденция выравнивания факторных цен. Вывоз/ввоз могут заменяться перемещением факторов производства. Выводы: отсталые/развивающиеся страны(регионы) с сильным дефицитом капитала и избытком рабочей силы —> специализация на производстве и вывозе трудоёмкой продукции. Развитые страны/регионы с запасом функционирующего капитала `—>вывоз капиталоемкой продукции]

· Учение о пространственной организации хозяйства А. Леша (1940 г.)

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 759 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Тема 1. Экономико-географическое положение региона как фактор социально-экономического развития

1. Экономико-географическое положение как основополагающая категория экономической и социальной географии

2. Краткая характеристика местоположения региона и его границ

3. Основные компоненты экономико-географического положения региона и их оценка

4. Экономико-географическое положение как важное условие социально-экономического развития региона

В первой главе 7 формулируется определение понятия «экономико-географическое положение» (ЭГП) территории, которое разработали основоположники отечественной экономической и социальной географии (в первую очередь советские ученые Н.Н. Баранский и И.М. Маергойз). Подчеркивается, что ЭГП какой-либо территории есть отношение этой территории к расположенным за ее пределами природным и антропогенным объектам (по Н.Н. Баранскому – «данностям»), имеющим для нее экономическое значение. Объясняется, почему ЭГП территории принято считать одной из основных категорий экономической и социальной географии 8 . В конце главы раскрывается методологическое значение ЭГП (влияние ЭГП на определение места региона и на формирование его связей в системе географического разделения труда, и через все это на экономическое районирование).

Во второй главе необходимо подробно охарактеризовать местоположение и границы одного из регионов России, который студент выбирает по собственному усмотрению. Таковым регионом может быть экономический район, федеральный округ или любой субъект Российской Федерации. Характеристику местоположения и границ выбранного региона рекомендуется начинать с указания административно-территориального состава, общей площади и особенностей прохождения границы исследуемого региона.

При рассмотрении административно-территориального состава экономического района или федерального округа сначала перечисляются названия входящих в них субъектов Российской Федерации, а потом указывается общее количество административно-территориальных единиц низшего иерархического уровня (районов, городов различного подчинения, поселков городского типа и т. д.).

При рассмотрении административно-территориального состава субъекта Российской Федерации указывается только количество различных таксономических единиц низшего ранга (районов, городов различного подчинения, поселков городского типа, населенных пунктов сельского типа) 9 .

При указании площади экономического района и федерального округа обязательно отмечается, какой процент площадь данного района и округа занимает от всей площади страны. При указании площади субъекта Российской Федерации отмечается, какой процент площадь этого субъекта занимает от площади соответствующего экономического района, федерального округа или от площади всей страны.

При описании границ региона должны быть указаны все соседние регионы первого порядка. Следует также отметить, с какой стороны света соседние регионы граничат с исследуемым регионом, и по каким природным рубежам проходит граница. В последнем случае важно определить, препятствуют или не препятствуют эти рубежи транспортным связям региона.

Особое значение при описании границ изучаемого региона придается наличию или отсутствию выхода в мировой океан (имеется ли прямой доступ к открытым морям, или же этот доступ непрямой, т. е. через территорию соседних регионов или через посредство судоходных рек и каналов).

В этой главе помещается картографическая работа (рис. 1) «Местоположение региона на карте России». В подписи карты указывается название исследуемого региона. На контурной карте вычерчиваются внутренние и внешние границы этого региона, подписываются смежные регионы первого порядка, указываются природные и антропогенные объекты, способствующие или препятствующие внешним торгово-экономическим связям.

В третьей главе необходимо подробно охарактеризовать компоненты ЭГП исследуемого региона России.

Важнейшие компоненты ЭГП выбранного региона должны характеризоваться в следующей последовательности: политико-географическое положение, или ПГП (оно дается при рассмотрении ЭГП тех регионов России, которые имеют общие сухопутные и морские границы с зарубежными странами); транспортно-географическое положение, или ТГП; промышленно-географическое положение, или ПрГП; агрогеографическое положение, или АГП; демогеографическое положение, или ДГП; рыночное положение, или РП; рекреационно-географическое положение, или РГП.

В совокупности все эти компоненты показывают расположение исследуемого региона относительно следующих факторов: политически стабильных или нестабильных регионов; наземных, водных и воздушных путей сообщения (при этом учитываются провозная способность, степень загруженности, стоимость перевозок); источников энергии и центров обрабатывающей промышленности; научно-технических центров; сельскохозяйственных и продовольственных баз; рынков сбыта топлива, сырья и конечной продукции; районов с избыточными трудовыми ресурсами и квалифицированными кадрами; рекреационных районов (в этом случае имеют значение время, затраченное на проезд до места отдыха, и транспортные расходы рекреантов).

Комплексный анализ всех компонентов ЭГП в итоге показывает, какие виды местоположения наиболее свойственны данному региону внутри страны или своего макрорегиона (внутреннее, или глубинное; континентальное; периферийное и полупериферийное; окраинное; приморское; центральное; приграничное).

Однако ЭГП это не только территориальное расположение какого-либо региона внутри своего экономического района, федерального округа или страны в целом. Понятие ЭГП включает еще и экономическую значимость местоположения исследуемого региона для других (в особенности соседних) регионов.

В четвертой главе на примере исследуемого региона (но с привлечением сведений по другим регионам России) освещается вопрос о том, как выгодность или невыгодность ЭГП повлияла на социально-экономическое развитие. В качестве дополнительных примеров в обязательном порядке характеризуются регионы с разными видами ЭГП: Москва и Санкт-Петербург (многофункциональные города федерального подчинения, обладающие выгодным центральным и приморским положением); полуэксклавная Калининградская область 10 (имеет выгодное приморское и приграничное положение, но эти ценные качества снижаются в силу сложившихся геополитических реалий); Приморский край (относительно Центра России имеет периферийное положение, но занимает удобное приморское и приграничное положение в активно развивающемся Азиатско-Тихоокеанском регионе); Эвенкийский и Таймырский автономные округа (имеют неблагоприятное континентальное и окраинное приморское положение) и др. 11

Влияние ЭГП на социально-экономическое развитие региона можно рассмотреть и на примере экономических районов (Северо-Западного, Поволжского, Северо-Кавказского). Указанные экономические районы являют собой примеры того, как изменяется ЭГП региона во времени. Так, введение в строй Балтийской трубопроводной системы, нефтеэкспортного комплекса в Приморске и терминалов в Усть-Лужском порте не только ослабило транспортную зависимость России от Латвии и Эстонии, но и заметно улучшило транспортно-географическое положение Северо-Западного района.

Строительство незамерзающих глубоководных портов Оля и Лагань на Каспийском море и соединение их с железнодорожной сетью страны улучшило ТГП Поволжского района. Введение в строй железной дороги Карлан-Юрт – Кизляр в Дагестане значительно улучшило ТГП этой республики и обезопасило железнодорожное сообщение России с Закавказьем.

В конце этой главы с помощью статистических данных делается попытка определения общей закономерности, выражающейся в том, что несколько лучшие показатели социально-экономического развития характерны для регионов с выгодным ЭГП.

Источник

Оцените статью