В состав Закавказья входят Грузия, Абхазия, Южная Осетия, Армения и Азербайджан. Все эти государства являются президентским унитарными республиками. В состав Грузии входит Аджария, а в состав Азербайджана входят Нахичевань и Нагорный Карабах, который фактически вышел из состава Азербайджана. Армения и Азербайджан входят в состав СНГ, а Грузия в ответ на признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии вышла из СНГ.
Закавказье находится на юго-западе СНГ. На западе Закавказье имеет выход к Чёрному морю (Абхазия и Грузия), а на востоке омывается Каспийским морем-озером (Азербайджан). На севере закавказские страны (Абхазия, Грузия, Южная Осетия и Азербайджан) граничат с Россией, а на юге — с Турцией и Ираном. Южная Осетия, Армения и Азербайджан имеют внутриконтинентальное географическое положение. Особенностью Азербайджана является наличие анклава — Нахичеванской Автономной Республики.
Закавказье имеет благоприятное экономико-географическое положение, но из-за большого количества «горячих точек» как внутри региона (например, абхазско-грузинский, осетино-грузинский и армяно-азербайджанский конфликты), так и в соседней России (Чечня, Ингушетия и Дагестан) закавказские страны имеют чрезвычайно опасное геополитическое положение.
Таблица. Территория и численность населения стран Закавказья
К южной границе европейской части России примыкает Закавказье, где расположены три государства: Грузия, Армения, Азербайджан. Они расположены в южной части Кавказского перешейка. На юге этот регион граничит с Турцией, Ираном, на севере — с Россией. Омывающие Закавказье моря — Черное и Каспийское, проложенные по их берегам железные дороги играют главную роль в связях этих государств с другими странами СНГ и мира.
Регион расположен в субтропическом климатическом поясе. Природные условия Закавказских государств очень разнообразны. Здесь на площади 179,6 тыс. км2 встречаются покрытые вековыми снегами и льдами горы и глубокие жаркие долины, сухие выжженные солнцем полупустыни и влажные земли, одетые роскошной субтропической растительностью. Около 60% поверхности Закавказья расположено выше 600 м над уровнем моря и занято склонами и отрогами Большого Кавказа, нагорьями и хребтами Малого Кавказа. Западное Закавказье амфитеатром открыто к Черному морю и находится под воздействием западных ветров. На Ленкоранской низменности — влажные субтропики, осадков выпадает 1200 мм.
Расчлененный горный рельеф создает трудности в обработке пашни, сооружении промышленных объектов, строительстве и эксплуатации путей сообщения. Необходимо учитывать и высокую сейсмичность этого района, 6-8 баллов. Климатические условия и контрасты ставят перед хозяйством проблему мелиорации земель: на западе — осушения, а на востоке -орошения. Влажные субтропические леса растут в Западном Закавказье, где они занимают 55% площади и на юго-востоке Восточного Закавказья. Леса выполняют важные функции: ветрозащитные, противоэрозионные, водорегулирующие, а также бальнеологические. В лесах растут дуб, граб, бук, сосна, ель, самшит, тис, хинное дерево, камфорное, лавр, рододендрон и др. виды. Богата территория Закавказья и минеральными источниками, его воды обладают высокими целебными свойствами, на базе которых организованы крупные лечебницы.
Закавказье имеет большие запасы водных ресурсов. Реки: Кура, Алазань, Раздан, Араке, Риони; озера: Рица, Севан, Сарысу и др.; ледники Кавказа, подземные воды. Они источники электроэнергии, орошения полей, водоснабжения промышленности, лечебных учреждений, населения.
Преобладающим типом почв в горах Большого Кавказа являются бурые горнолесные почвы, горно-луговые на высоте 1700 м — черноземы, а на равнинах — аллювиальные, местами желтоземные и красноземные, на Колхидской низменности — лугово-болотные (900 тыс. га), коричневые, буро-каштановые, бурые.
Закавказье — один из известных курортных районов. Но ведение хозяйства стран осложняется военными межнациональными конфликтами.
Источник
Страны Закавказья
Территория и численность населения стран Закавказья
Таблица 32
Площадь территории (тыс. км2)
Численность населения (млн.человек)
Южная Осетия
Азербайджан
Закавказье находится на юго-западе СНГ. На западе Закавказье имеет выход к Чёрному морю (Абхазия и Грузия), а на востоке омывается Каспийским морем-озером (Азербайджан). На севере закавказские страны (Абхазия, Грузия, Южная Осетия и Азербайджан) граничат с Россией, а на юге — с Турцией и Ираном. Южная Осетия, Армения и Азербайджан имеют внутриконтинентальное географическое положение. Особенностью Азербайджана является наличие анклава — Нахичеванской Автономной Республики. Закавказье имеет благоприятное экономико-географическое положение, но из-за большого количества «горячих точек» как внутри региона (например, абхазо-грузинский, осетино-грузинский и армяно-азербайджанский конфликты), так и в соседней России (Чечня, Ингушетия и Дагестан) закавказские страны имеют чрезвычайно опасное геополитическое положение.
Закавказье хорошо обеспечено различными природными ресурсами. Горные регионы Большого, Малого Кавказа и Армянского нагорья чередуются с равнинами Колхиды и Куры. Однако в целом весь регион отличается повышенной сейсмической опасностью.
Недра закавказских стран богаты различным минеральным сырьём. Абхазия (Ткварчели) и Грузия (Ткибули) обладают запасами каменного угля, Грузия (Ахалцихе) также бурого угля, Азербайджан — нефти и природного газа (Артём-Остров, Нефтяные Камни и Сиазань). Небольшое месторождение нефти расположено также в Грузии (Мирзаани). Месторождения железных руд находятся в Азербайджане (Дашкесан), марганцевых руд — в Грузии (Чиатура), медных — в Армении (Алаверди и Кафан), полиметаллических — в Южной Осетии (Кваиси), алюминиевых в Азербайджане (Алунитдаг). Велики запасы строительного камня: мрамора — в Грузии, туфа и пемзы — в Армении. Закавказье славится источниками минеральных вод: Боржоми (Грузия), Джермук (Армения) и Истису (Азербайджан).
Среди неминеральных ресурсов особо выделяются агроклиматические, гидроэнергетические и рекреационные ресурсы: курорты Черноморского побережья (Гагра, Пицунда, Гудаута, Сухум, Новый Афон в Абхазии, Батуми, Кобулети в Грузии) и горные курорты (Ба- куриани).
Государства Закавказья по численности населения относятся к небольшим странам: крупнейшей страной региона является Азербайджан около 8 млн. человек, в Грузии проживает менее 5 млн. человек, а в Армении — около 3 млн., в Абхазии чуть более 215 тыс., а в Южной Осетии — чуть более 70 тыс. человек. Несмотря на малую численность населения Армения отличается очень высокими показателями средней плотности населения (более 100 человек на 1 км2). Как и во всех горных странах, население размещается крайне неравномерно. Равнинные территории и межгорные котловины заселены очень плотно, тогда как в высокогорных районах плотность населения составляет менее одного человека на 1 км2.
Все страны Закавказья относятся к странам с современным типом воспроизводства населения, и в настоящее время Грузия переживает демографический кризис.
Закавказье отличается сложным национальным составом. Титульные народы (абхазы в Абхазии, грузины в Грузии, осетины в Южной Осетии, армяне в Армении и азербайджанцы в Азербайджане) составляют большинство населения в каждой стране. Во всех странах региона часть населения (особенно в столицах) составляют русские. На территории Абхазии проживают также грузины, армяне, греки, в Грузии проживают также аджарцы, армяне, турки-месхетинцы, в Южной Осетии — грузины, в Армении — курды, в Азербайджане — армяне и та- лыши.
В Азербайджане господствующей религией является ислам шиитского толка, в Южной Осетии — православие, в Армении — армяно- григорианская церковь (христиане-монофизиты). Более сложный религиозный состав характерен для Грузии и Абхазии: грузины, греки и осетины, как и русские, исповедуют православие, а часть абхазов и аджарцы исповедуют ислам суннитского толка.
Доля городского населения относительно высока только в Армении (64%), а в Абхазии, Грузии, Южной Осетии и Азербайджане она значительно ниже — около 50%. Тбилиси, Ереван и Баку являются городами- миллионерами. Наиболее крупными городами региона являются Рустави, Кутаиси, Батуми в Грузии, Сухум в Абхазии, Ереван, Гюмри и Ванадзор в Армении, Баку, Сумгаит и Гянджа в Азербайджане.
Особенностью занятости трудовых ресурсов Закавказья является большая доля сельского хозяйства, особенно в Абхазии, Южной Осетии, Грузии.
Источник
Экономико географическое положение стран закавказья
Вы будете перенаправлены на Автор24
Закавказье как геополитический регион
Закавказье это историко-географическая область, получившая название по географическому принципу. Она находится на границе Восточной Европы и Юго-Западной Азии. Земли Закавказья расположены к югу от Главного хребта Большого Кавказа. В этот регион входят Грузия, Армения и Азербайджан. Независимость Абхазии, Южной Осетии и Нагорно-Карабахской Республики, расположенных в этом же регионе, не признана мировым сообществом
Особенности географического положения Закавказья
Закавказье занимает территорию между Черным и Каспийским морями. С севера и юга оно окружено горными хребтами. На севере Закавказье граничит с Россией, а на юге – с Турцией и Ираном.
В целом экономико-географическое положение стран Закавказья очень выгодное. Находясь на границе между Европой и Азией, эти страны могут успешно сотрудничать со всеми высокоразвитыми государствами обоих частей света.
Готовые работы на аналогичную тему
История освоения и формирования государств Закавказья
Находясь поблизости важнейших торговых путей древности, земли Закавказья всегда привлекали к себе завоевателей. Еще в античные времена здесь возникали древние государства. Урарту и Скифское царство, Колхидское царство и Армянские царства, Кавказская Албания и многие другие сменяли друг друга в ходе исторического процесса.
Здешние земли знали завоевателей-персов и войска александра Македонского, монгольские орды и воинов Тамерлана, нашествия арабов и турок. В результате многовекового процесса формировались основные этносы современного населения Кавказа. Благоприятные природные условия способствовали экономическому развитию края, созданию и развитию государственных образований в Закавказье.
Наличие сильных и воинственных соседей приводило к периодическим войнам в регионе. Турецкие и Иранские империи были основными претендентами на господство в этом регионе. Войны сопровождались разрушениями и уничтожением населения. Только присоединение Закавказья к российской империи в $ХІХ$ веке позволило оградить мирное население от агрессии со стороны соседних государств. К сожалению господство России сопровождалось национальным угнетением народов Кавказа, русификацией региона.
Падение российской империи и гражданская война привели к формированию на территории Закавказья национальных автономий и независимых государств. В результате сложной и кровопролитной борьбы на территории Закавказья были образованы Грузия, Армения и Азербайджан, образовавшие, вначале, Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику. Позже ЗСФСР была упразднена. А Грузия, Армения и Азербайджан стали союзными республиками в составе СССР.
За годы Советской власти из национальных аграрных окраин республики Закавказья превратились в высокоразвитый индустриально-аграрный регион с многоотраслевой экономикой общесоюзного значения. Экономика республик Закавказья образовывала единый Закавказский экономический район.
Высокая степень коррумпированности местного руководства и хозяйственные просчеты привели к социально-экономическому кризису в средине $80$-х годов $XX$ века. Это явление было характерно не только для Закавказья, но и для всего Советского Союза. Просчеты в национальной политике и либерализация общественной жизни в $80-90$-е годы привела к всплеску национализма, обострению межнациональных конфликтов. Распад Советского Союза сопровождался вооруженными конфликтами между Арменией и Азербайджаном. Обострилась и ситуация в Грузии.
Государства Закавказья сегодня
Распад Советского Союза и «парад суверенитетов» закавказских республик привели к серьезному изменению их геополитического положения. Были утрачены российские рынки сырья и готовой продукции. Началось сближение со странами Ближнего и Среднего Востока. В несколько раз возрос товарооборот между Азербайджаном и Турцией, Турцией и Грузией, одним из главных внешнеторговых партнеров Армении стал Иран.
Военно-политические конфликты привели к резкому упадку экономики стран Закавказья. Только мирное разрешение всех противоречий поможет возродить утраченное экономическое могущество региона.
Источник
Страны Закавказья @ru
Кавказский регион, который подразделяют на Северный Кавказ и Закавказье, расположен между Азовским и Черным морями с одной стороны и Каспийским морем – с другой стороны и имеет геостратегическое значение в связи с тем, что он не только служит местом встречи между Востоком и Западом, а именно Центральной Азией и Европой, но, что более важно, между северным и южным регионом. Северный Кавказ помечает южную границу России и санитарно-защитную зону Закавказья, в состав которой входят независимые республики Армении, Грузии и Азербайджана.
К закавказским республикам СНГ относят три пограничные с Россией страны: Азербайджан, Грузию, а также Армению, которые в советский период составляли один Закавказский экономический район. Самой крупной республикой по площади и населению является Азербайджан, самой маленькой — Армения. Экономико-географическое положение закавказских республик в настоящее время ухудшилось. Несколько точек военных действий в этом регионе нанесли непоправимый вред всему хозяйственному комплексу. Сейчас нет прямого железнодорожного сообщения из Грузии в Россию через Абхазию, сложность связей Азербайджана с Нахичеванской Республикой, входящей в состав Азербайджана, вызвана армяно-азербайджанским конфликтом из-за Нагорного Карабаха.
Промышленность стран Закавказья. Сейчас, как и везде в СНГ, в республиках Закавказья на первый план вышли отрасли, имеющие собственное ресурсное обеспечение. Азербайджан наращивает объемы добычи нефти и газа, привлекая для этого значительные иностранные инвестиции. Грузия в настоящее время выделяется как крупный экспортер марганцевой руды, а также пытается восстановить связи с Россией с точки зрения продажи на наш рынок вина и цитрусовых. Армения, испытывающая самые серьезные энергетические трудности, вынуждена была вновь пустить закрытую после Спитакского землетрясения (1988г.) атомную электростанцию. Это позволило в какой-то мере восстановить выплавку меди и молибдена.
Сельское хозяйство. В Грузии, где значительная часть равнинных пространств располагается во влажном субтропическом климате, развитие получило выращивание чая, цитрусовых, табака, в долинах Куры и Алазани значительные площади заняты под виноградники. Из полевых культур выращивают пшеницу, ячмень, кукурузу. В горных районах выпасают овец. В Азербайджане климат гораздо суше, что приводит к использованию в земледелии дополнительного орошения для выращивания хлопчатника, овощей, зерновых культур. В северных и западных районах так же как и в Грузии, выращивают виноград. Значительные территории полупустынных пастбищ используются для выпаса тонкорунных и каракульских овец. Армения отличается от двух других республик более суровыми климатическими условиями. Виноград здесь на зиму приходится укрывать от сильных морозов, но, в связи с сухостью климата, гроздья летом набирают много сахара, что позволяет вырабатывать коньяки. В Араратской долине выращивают овощи, зерновые, по склонам много персиковых и абрикосовых садов. Из полезных ископаемых здесь встречаются уголь, нефть, газ, алуниты, соли. Из метаморфических и магматических можно выделить руды железа, марганца, меди, молибдена, полиметаллические, а также залежи мрамора, туфа, пемзы, мышьяковых и баритовых руд.
Считается, что Армения является экономическим аутсайдером, «бедной родственницей» в Закавказье, особенно на фоне, на первый взгляд, более удачливых и предприимчивых соседей:
Азербайджана, постоянно интересующего инвесторов своими запасами нефти и благодаря этому, обеспечившего более или менее приемлемый уровень жизни своего населения;
Грузии, «экономическое» чудо которой держится в основном на внешних «вливаниях», ряде реформ.
В 2009 году Азербайджан второй раз в новейшей истории проиграл Грузии и Армении по объёму прямых иностранных инвестиций (FDI), хотя и был единственным из указанных трёх государств, где FDI возросли.
Согласно отчёту Asian Development Outlook (ADO) 2010, подготовленному Азиатским банком развития (ADB), в прошлом году FDI в экономику Азербайджана выросли с $15 млн. до $472 млн., но страна второй год подряд оказалась лишь третьей по их объёму на Южном Кавказе. В Грузии, которая осталась лидером, FDI упали с $1523 млн. до $765 млн., а в Армении – с $925 млн. до $700 млн. При этом население и Армении, и Грузии уступает по численности населению Азербайджана в 3 раза. По среднедушевому производству ВВП Азербайджан не превосходит и даже несколько уступает Армении. По характеру развития экономики, «армянская модель» более предпочтительна, так как в Армении одновременно развиваются традиционные отрасли. По структуре блок отраслей тяжелой промышленности Армения во многом схожа с Азербайджаном. Однако те же отрасли, которые в Армении получили развитие, в Азербайджане либо ликвидированы, либо дезориентированы и находятся в упадке (органический синтез, алюминиевая, электротехническая промышленность). В Азербайджане, по существу, свернута легкая промышленность, тогда, как в Армении эта отрасль развивается опережающими темпами и в основном ориентирована на экспорт. За последние два года Армения опередила Азербайджан по темпам развития экономики и промышленности. После завершения нефтяного бума, реальные иностранные инвестиции в Азербайджан стали уступать инвестициям в Армению. Грузия по ВВП на душу населения по ППС в 2009 году ($4 500) находилась на 149 месте из 228, позади нее из постсоветских государств только Кыргызстан, Молдова и Узбекистан. По экономическим показателям Грузия сегодня не дотягивает и до половины своих достижений 1990 года, в соседних Азербайджане и Армении этот показатель намного лучше.
Армения
К факторам современного негативного влияния на экономику Армении по мнению экспертов Академии трейдинга Masterforex-V можно отнести:
Граница с Азербайджаном давно закрыта из-за нагорно-карабахского конфликта;
транспортный коридор с Турцией практически не работает в связи с расхождениями в оценке геноцида армян;
выход во внешний мир оставался только через небольшой участок армяно-иранской границы, но и здесь всё непросто, как известно, на Иран наложены международные санкции, что, естественно, ограничивает двусторонние отношения. Главная же внешнеполитическая проблема Армении – это неурегулированность отношений с Азербайджаном.
вытекающая из недружественного внешнего окружения зависимость Армении от России, использующей армяно-азербайджанский конфликт в своих целях;
противоречия Армении с Грузией из за населённой армянами Джавахетии Грузии как о потенциальном маленьком «Карабахе».
2) Негативные социально-экономические факторы дальнейшего развития Армении, конечно же, больше:
самая маленькая из республик бывшего СССР, размером меньше Московской области, к тому же без выхода к морю;
небогатая природными ресурсами. Имеются небольшие запасы меди, цинка, молибдена, золота, свинца и бокситов. Отсюда большая зависимость от импорта нефти, газа, высоких технологий с их рынком пониженной конкуренции и от экспорта металлов, где конкурентов хоть пруд пруди. * отсутствие транзитного потенциала и поступлений в бюджет из этого источника;
отсутствие транзитного потенциала и поступлений в бюджет из этого источника;
распад СССР, практически убивший промышленность страны, которая на 90% была интегрирована в общесоюзную экономику. Для Армении ликвидация СССР имела просто-таки катастрофические последствия. Cегодня предприятиям (конечно, которые выжили) не хватает не только сырья, но и рынков сбыта.
выпавшие на долю Армении многочисленные бедствия, прежде всего, землетрясение силой в 7 балов 1988 года, охватившее почти 40% территории республики, унёсшее не менее 25 тысяч жизней и снизившее производство на четверть;
военный конфликт из-за Нагорного Карабаха с Азербайджаном, завершившийся блокадой, из-за чего армяне оказались без работы, а дома – без света и тепла.
массовая эмиграция трудоспособного населения из Армении.
высокая концентрация и монополизация производства и капиталов;
невозможность получить инвестиции от приватизации госсобственности, т.к. промышленность либо развалена, либо продана в частные руки. Проданы все крупные предприятия страны;
сравнительно низкая доля малых и средних предприятий в ВВП, среди которых к тому же практически нет производственных предприятий. Армения перестаёт быть страной, производящей продукт;
огромный торговый дисбаланс, импорт значительно превышает экспорт, диспропорции между ними возросли с 2,9 раза в 2000 году до 4,7 раза в 2009 году;
теневая экономика в Армении составляет по мнению экспертов 35-40%, а если верить оппозиции, то все – 70%;
3) Политический фактор – нестабильность политической системы.
Армения по индексу Transparency International восприятия коррупции заняла 120-оe место из 180 стран.
Кризис в Армении: особенности падения и подъема
Правительство, конечно, не сидело, сложив руки, уточняют аналитики Академии трейдинга Masterforex-V:
были увеличены госинвестиции в инфраструктуру, систему водоснабжения и орошение;
мелкий и средний бизнес освободили от НДС и проверок;
главным экспортёрам — дали беспроцентные ссуды.
Благодаря принятым мерам экономика страны хотя и медленно, но вошла в стадию восстановления. Согласно данным Статистического комитета СНГ, лидером темпов роста промышленного производства в первом полугодии 2010 года стала Киргизия – 41,8%, а вот на втором месте оказалась Армения – 12,3%, тогда как в Азербайджане только 3,5% роста. По росту ВВП среди стран СНГ Армения на четвёртом месте – 6,7%, а вот у Азербайджана – 3,7%. Ожидается, что в этом году рост ВВП составит 4%. Объём внешнеторгового оборота в январе-сентябре этого года увеличился на 23,6% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Очевидно, чем ниже упал, тем выше отскочил.
Потенциал Армении для будущих инвесторов
Армения, безусловно, имеет потенциал развития. В этой связи можно вспомнить, что с 2000 по 2009 годы ВВП страны вырос примерно в 3 раза, промышленное производство – в 2,2 раза. Армения на протяжении нескольких докризисных лет демонстрировала двузначный экономический рост (в 2007 году рекордные – 13,8%). Не случайно же в мировом рейтинге нестабильных (несостоявшихся) государств (Failed States) американского журнала Foreign Policy Армения заняла 101 место, тогда как Грузия – 33-е, а Азербайджан – 56-е место (чем ниже страна в рейтинге, тем стабильнее).
Преимущества и потенциал Армении :
особые отношения с Россией. В стране работает 1400 предприятий с российским капиталом, причём в таких стратегических сферах, как энергетика, транспорт и связь.
диаспора или, как говорят сами армяне, “национальная сплоченность армянского народа в мире”.
геостратегическое положение. Армения находится на перекрёстке путей, соединяющих страны Востока и Запада, торговых путей между Ближним и Средним Востоком и Европой, поэтому её рассматривают как трансконтинентальное государство;
Армения единственная из 5 стран региона имеет АЭС;
туризм. Страна привлекает многих своей первозданной красотой, чего только стоит озеро Севан со знаменитой форелью, древний монастырь Эчмиадзин или горнолыжный курорт Цахкадзор.
высококвалифицированные кадры.
Наиболее привлекательные отрасли экономики для ивестирования.
Довольно перспективными по мнению экспертов Академии трейдинга Masterforex-V являются:
золоторудные проекты,
алмазообработка,
туризм,
отрасли информационных технологий,
проекты строительства крупных металлургических заводов.
Страна собирается развивать транспортную инфраструктуру, планирует строить железные дороги и автомагистрали, чтобы соединить Иран с портами Грузии. Вообще, Армения, с её большим инвестиционным потенциалом, может стать торгово-экономическим мостом, соединяющим соседние страны, более того, региональным финансовым центром.
Но инвесторам при принятии решений следует иметь в виду ряд рисков:
зависимость Армении от общемировых процессов,
страна уязвима с точки зрения внутриполитической стабильности, радикальная оппозиция после долгого перерыва в этом году вновь заявила о себе,
нехватка ликвидности у банков,
зачаточность армянского фондового и валютного рынков,
налоговая система Армении не столько сложная, сколько запутанная. В налоговых доходах Армении ключевую роль играет НДС (в январе-мае этого года – 50,6% в общем объеме поступивших в госбюджет налогов), причём этот налог недифференцированный;
в налоговой и таможенной областях есть проблемы с прозрачностью и равными условиями для предпринимателей. Попытки правительства провести мягкую налоговую реформу, с тем, чтобы перенаправить часть теневого капитала в государственный бюджет, пока блокируется,
социальная направленность экономики страны. Расходы на социальную сферу в госбюджете 2011 года планируются беспрецедентные – повышение социальных льгот на 15%, пенсий – на 10% и т.д. Социальные расходы составят более 27%.
И всё же Армения довольно либеральное государство, власти которой всячески поощряют иностранных инвесторов:
более-менее благоприятный инвестиционный климат,
отсутствуют ограничения на передвижение капитала,
достаточная стабильность банковской системы,
институт права собственности отличается прочностью.
По данным Всемирного банка, по индексу упрощённости ведения бизнеса, Армения занимает 43-е место (на 7 пунктов выше, чем в 2009 году):
в сфере регистрации собственности (5-е место),
основания нового бизнеса (21-е место),
в сфере получения кредитов (43-е место), хотя в индексе «Защита инвесторов» – с 5-го места переместилась на 93-е,
в сфере уплаты налогов (153-е место). В ежегодном рейтинге свободы экономики, подготовленном специалистами аналитического центра Heritage Foundation, Армения хотя и опустилась с 31-го на 38-е место, но стоит значительно выше соседнего Азербайджана (96-е место).
И, наконец, для постсоветских инвесторов немаловажное значение имеет географическая близость Армении, отсутствие виз, постсоветская ментальная близость и знание русского языка.
Азербайджан
Экономический обзор
Во время советского периода, Азербайджан всегда был промышленно более развит, чем Армения и Грузия, также и менее диверсифицированным, в результате медленного потока инвестиций в нефтяной сектор. С тех пор многие месяцы мы слышим, что экономика Азербайджана становится все лучше и лучше с каждым днем.
Экономика Азербайджана на протяжении почти 70 лет развивалась как часть экономики СССР, с ориентацией главным образом на российский рынок. Основными отраслями хозяйства были нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность и сельское хозяйство. В 1960-1980-е годы в республике развивались машиностроение, химическая, текстильная, пищевая и другие отрасли промышленности. Война в Карабахе и политическая нестабильность привели к значительному падению производства в 1988-1994. После заключения армяно-азербайджанского соглашения о прекращении огня в зоне конфликта в мае 1994 и стабилизации политической обстановки экономический спад был остановлен. Уже более века основой экономики Азербайджана была нефть, которая составляет 10 процентов от ВВП Азербайджана в 2005 году, и, удвоилась почти до 20 процентов ВВП в 2007 году. Теперь когда западные нефтяные компании в состоянии выявить глубоководные месторождения, нетронутые Советом из-за плохих технологий, Азербайджан считается одной из наиболее важных зон в мире по добычи и развитии нефти. Подтвержденные запасы нефти в Каспийском бассейне, которые Азербайджан разделяет с Россией, Казахстаном, Ираном и Туркменистаном, сравнимы с размерами Северного моря, хотя исследования еще на ранних стадиях. Азербайджан заключил 28 соглашений о разделе продукции с различными нефтяными компаниями. Новый трубопровод и системы маршрута доставки для природного газа по южному коридору в Европу в настоящее время рассматриваются и обговариваются. В конце 1990-х, в сотрудничестве с Международным валютным фондом (МВФ), Азербайджан проводит успешную программу экономической стабилизации, с ежегодным ростом более 10% с 2000 года. В 2009 году валовой внутренний продукт в Азербайджане вырос на 9,3%, с ростом в 2010 году оценивается в 9,8%.
Азербайджан и международные организации
В настоящее время Азербайджан имеет торговые связи с 140 странами мира, является членом ряда международных экономических организаций, в том числе осуществляется процесс вступления в члены Всемирной Торговой Организации. 21 декабря 1991 Азербайджан вступил в Содружество независимых государств (СНГ). 2 марта 1992 он был принят в ООН, а позднее присоединился к другим международным организациям. Азербайджан имеет статус приглашенного члена в Совете Европы и является членом Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Международного банка реконструкции и развития (МБРР), организации «Исламский конгресс» (ОИК), ОБСЕ, программы НАТО «Партнерство во имя мира», Всемирной торговой организации (ВТО) со статусом наблюдателя и др.
Основные отрасли промышленности Азербайджана
Азербайджан — индустриально-аграрная страна с высокоразвитой промышленностью и многоотраслевым сельским хозяйством. Быстрыми темпами развиваются металлургическая, химическая, лёгкая промышленность. В нач. 21 в. экономика Азербайджана приобретает в основном сырьевую направленность. Это касается не только промышленности, но и сельского хозяйства, где значительно сократились объёмы посевных площадей технических культур (например, табака, хлопка).
Важнейшее место в экономике Азербайджана занимают :
нефте- и газодобывающая промышленность,
нефтеперерабатывающая промышленность,
химическая промышленность (минеральные удобрения, синтетический каучук, автомобильные шины и др.),
машиностроительная промышленность,
горнорудная промышленность (добыча железной руды и алунита) и цветная металлургия,
легкая промышленность (хлопкоочистительная, хлопчатобумажная, шелковая, шерстяная, ковроткацкая)
Нефтегазовые запасы Азербайджана привлекательны для иностранных нефтяных компаний.
Второй по значению сектор – сельское хозяйство. Из общей площади страны на сельскохозяйственные земли приходится 46% (ок. 4 млн. га), причем половину из них занимают пастбища. Выращивают зерновые, технические (хлопок, табак), субтропические (гранат, чай, цитрусовые, хурма) культуры, виноград. Производится натуральный шелк.
Бизнес-среда Азербайджана
Азербайджан приложил усилия по модернизации и реформированию экономики. Всемирный банк назвал Азербайджан “лидером по проведению реформ” в своем докладе “Ведение бизнеса-2009” , отражая его значительные усилия по упрощению внутренних нормативных требований. Правительство приняло нормативно-правовые реформы в некоторых областях, в том числе существенное открытие торговой политики, но неэффективного государственного управления, в котором коммерческие и нормативные интересы сводятся воедино и ограничивают воздействие этих реформ. Правительство в основном завершило приватизацию сельскохозяйственных земель и малых и средних предприятий. Азербайджан все еще страдает от произвольного налогового и таможенного управления, судебной системы, которой не хватает независимости, монополистического регулирования рынка, и системной коррупции. Регистрации бизнеса увеличились на 40% в первые 6 месяцев. В Азербайджане также устранены минимальные отсечки кредита в размере $ 1100, более чем вдвое число заемщиков покрываются за счет кредитного регистр. Кроме того, налогоплательщики теперь могут подать заявление и платить налоги в Интернете. Обширные реформы Азербайджана перенесли его далеко от 97 до 33 в в мировом рейтинге лёгкости ведения бизнеса .
Инвестиции в Азербайджане
Определенная стабильность в стране и длительное перемирие в зоне карабахского конфликта позволяет Азербайджану привлекать зарубежные инвестиции для развития добычи и транспортировки нефти. Азербайджан лидирует среди стран СНГ по темпам роста иностранных инвестиций (от 10 до 50% в год). Со второй половины 1990-х годов происходит рост капиталовложений в разные отрасли экономики, прежде всего за счет внебюджетных средств. За период с 1996 по 2000 сумма иностранных инвестиций составила 5 млрд. долл. До 50% зарубежных инвестиций поступает на развитие машиностроения, средств связи, в пищевую промышленность, сектор услуг и др.
Основные иностранные инвесторы. Правительство Азербайджана подписало несколько важных соглашений о разработке нефтяных и газовых месторождений.
Самым важным фактором интереса инвесторов являются природные ресурсы Азербайджана, основная часть которых была слабо исследована из-за недостатка материальных средств и устаревшего технологического оборудования. Привлечение иностранного капитала в определенной степени обусловливается заинтересованностью азербайджанской стороны в реализации крупных инвестиционных проектов, в связи с чем, правомерно отметить участие в инвестиционном процессе в Азербайджане крупных транснациональных корпораций (ТНК). В целом, за последние годы заметно увеличились портфельные инвестиции в экономику Азербайджана, на сегодня в Азербайджане обосновалось более 20 крупных инвестиционных институтов.
Основные отрасли для инвестирования :
инвестиции в нефтяной сектор 51,5%;
Инвестиции в промышленность составили 194,8 млн. манатов (-25,1%);
инвестирование электроэнергетического, газового и водного секторов (50,8 млн. манатов, +5,6 раза);
сельскохозяйственной отрасли (11,4 млн. манатов, рост в 3 раза);
жилищного строительства (24,7 млн. манатов);
Капиталовложения в транспортный сектор, складское хозяйство и сектор связи (25,8 млн. манатов).
В стране созданы стабильные политические и экономические условия. Важнейшими сравнительными преимуществами азербайджанской экономики являются следующие:
Азербайджан богат природными ресурсами, особенно углеводородным сырьём;
Уровень образования населения достаточно высок, почти половина населения соответствующего возраста имеет техническое или высшее образование, остальное население в основном имеет среднее образование. Высок уровень квалификации учёных, инженеров, врачей, учителей и т.д.;
Азербайджан обладает развитой инфраструктурой, включающей развитую дорожную сеть, основные ирригационные системы, хорошую сеть железных дорог, значительные мощности по выработке электроэнергии, кабельные телекоммуникации.
Законодательная база Азербайджана
В стране осуществляется непрерывная работа для создания благоприятного инвестиционного климата. Проводится ряд мер по совершенствованию законодательной базы. Подготовлены проекты законов “Об инвестиционной деятельности” и “О специальных экономических зонах”. Законодательной базой налоговой системы в стране является вступивший в силу с 1 января 2001 года Налоговый Кодекс Азербайджанской Республики.
В последнее время в налоговой системе произведены следующие изменения:
Налог на прибыль предприятий и организаций снижен с 35% до 25%;
Налог на добавленную стоимость снижен с 28% до 18%;
Максимальный уровень налогов, взимаемых с прибыли физических лиц, снижен с 55% до 35%; • Выплаты на социальное страхование снижены с 40% до 27%;
Общее число налогов снижено с 15 до 9;
Начиная с 2001 года предприниматели, занятые в сельском хозяйстве, сроком на 3 года освобождены от всех видов налогов, за исключением земельного налога;
Начиная с 2003 года с целью дальнейшего поощрения развития предпринимательства в регионах страны применяются дифференцированные ставки налога на прибыль.
С целью устранения двойного налогообложения и взаимном поощрении и защите инвестиций Азербайджан подписал ряд соглашений с иностранными государствами, в том числе с Францией, Австрией, Великобританией, Норвегией, Турцией, Казахстаном, Молдовой, Россией, Украиной, Грузией, Узбекистаном, Беларусью.
До недавнего времени иностранные инвестиции весьма успешно привлекались в основном в нефтяной сектор. В нефтяном секторе наиболее активно иностранные инвестиции осуществлялись в развитие производственной и социальной инфраструктуры, городского хозяйства. Крупные инвестиции в строительство были осуществлены турецкими компаниями.
В настоящее время стратегическими приоритетами для вложения инвестиций в Азербайджан являются:
Инвестиции в переработку возрастающих объёмов сельскохозяйственной продукции;
Инвестиции в создание высокоэффективной инфраструктуры, в частности в энергетике, телекоммуникационных услугах, в системах водо- и газоснабжения;
Инвестиции в расширение и обновление отраслей промышленности, обслуживающих нефтяной сектор;
Учитывая колоссальные возможности Азербайджана по добыче газа, перспективно развиваются отрасли, основывающиеся на газе. Нефтяные доходы страны рассматриваются как источник долгосрочного и стабильного развития экономического потенциала страны. Поэтому доходы Азербайджана от экспорта нефти накапливаются в Нефтяном Фонде. Правительство придаёт особоё значение развитию нефтяного сектора с привлечением иностранного капитала. Иностранные инвестиции рассматриваются как средство ввоза современных технологий, повышения конкурентоспособности экономики Азербайджана.
Грузия
За последние годы Грузия превратилось в динамично развивающуюся страну с темпами роста, одними из самых высоких в мире (в лучшем 2007 году, по данным МВФ, темпы роста ВВП составляли более 12%, конечно, точка отсчёта была практически нулевой). Если в 2003 году в госбюджете Грузии было всего $400 млн., то в 2009 году – $4 млрд. Американское Агентство международного развития определило эти преобразования как «самые обширные, глубокие и быстрые реформы, проведенные какой-либо из стран в мире за последние 50 лет».
Среди важнейших составляющих грузинских перемен:
1) резкая либерализация её экономики – в стране реально минимизировали государственное регулирование всех сфер жизни. В рамках этой политики:
за короткое время отменили 84% лицензий и разрешений, регулирующих ведение бизнеса государством, причём процесс этот продолжается. Оставили их в основном только на важные виды деятельности, например, касающиеся здоровья людей.
теперь собственность и бизнес регистрируются по принципу «единого окна». Успехи Грузии по части создания благоприятного регуляторного климата в этом году были отмечены Всемирным Банком, определившем ей 11-е место в мировом рейтинге лёгкости ведения бизнеса (несколько лет назад она занимала 59-е место). Грузия по этому рейтингу опередила не кого-либо, а Швейцарию, Францию и Германию с Японией;
Грузия ликвидировала: санэпидемстанцию, пожарную инспекцию и ещё десятки проверяющих органов, паразитировавших на бизнесе;
был отменён ряд налогов и снижены оставшиеся (с 21 вида налогов количество налогов уменьшилось до 6 – подоходный налог – 20%, налог на прибыль, НДС, акцизный налог, налог на недвижимость и таможенная пошлина). Кстати, число таможенных тарифов сокращено до двух ставок (0% и 12%), прежде их было 16 и доходили они до 30%. Установлен нулевой таможенный тариф на импорт 90% товаров. Таможня там не занимается выбиванием налогов, а контролирует товарооборот, поддерживая отечественных товаропроизводителей умеренным протекционизмом;
радикально упрощены таможенные процедуры, открытые базы данных, чёткий норматив реагирования на обращения граждан. Фискальная нагрузка на бизнес в Грузии составляет 26. В общем, неслучайно Forbes в этом году по лёгкости уплаты налогов назвал Грузию самым либеральным режимом Европы и четвертым в мире после Катара, ОАЭ и Гонконга. В результате, в стране был создан благоприятный бизнес-климат. И сегодня зарегистрировать иностранную компанию там можно быстро и легко – всего четыре процедуры, занимающие четыре дня. Условия регистрации предприятий одинаковы для резидентов и нерезидентов. Иностранцы могут работать без разрешений на работу, без ограничений на право репатриации капитала. Для иностранцев нет ограничений по собственности на городскую недвижимость или землю;
одновременно и параллельно был ужесточён режим сбора налогов.;
проведена радикальная и масштабная приватизация. С 2003 года в маленькой стране было приватизировано около 4 тыс. объектов на общую сумму $1,38 млрд. (среди инвесторов – арабы, турки, украинцы и, конечно, россияне, занимающиеся, например, производством и распределением электроэнергии – РАО ЕЭС).
жёсткая социальная политика. В стране практически ликвидированы бесплатная медицина, жильё и прочие социальные программы.
2) борьба с коррупцией:
была проведена тотальная чистка и сокращение госаппарата (на 20%), что позволило одновременно существенно поднять зарплаты, например, министру, в 15—20 раз;
существенно сужены и ликвидированы права и властные полномочия чиновников государственного аппарата Грузии;
сотни чиновников (мэры, губернаторы, министры, судьи) арестовывались за коррупцию, причём происходило это публично, перед телекамерами. При этом там не особенно переживали по поводу «презумпции невиновности» и позволяли просто откупиться (!) от наказания;
реформирование ГАИ;
реформа МВД, проведённая по аналогии с реформированием ГАИ. Страна стала наименее криминализированной и коррумпированной в регионе. Более того, по данным Transparency International, Грузия является ведущей страной постсоветского пространства (за исключением стран Балтии).
3) авторитарная политическая система. У президента сегодня практически неограниченная власть:
большинство в парламенте, причём, конституционное, контролирует пропрезидентская партия «Единое национальное движение»;
власть абсолютно контролирует судебную систему страны;
оппозиция, безнадёжно раздробленная на целый ряд мелких партий, воюющих друг с другом и ненавидящих друг друга, не представляет собой ничего серьезного;
преследование инакомыслящих. Оппозиция утверждает, что грузинские тюрьмы сегодня переполнены политическими заключёнными;
контроль власти над телевидением и СМИ;
суровое уголовное законодательство;
11% госбюджета, идущие на нужды МВД.;
и наконец, уже подготовлены поправки к конституции, по которым полномочия Президента в 2013 году должны перейти отчасти парламенту, отчасти – к президенту.
Льготы Грузии для инвестора
Приходится констатировать, что хотя по качеству инвестиционного климата страна ушла вперёд по сравнению со многими постсоветскими странами, пока инвесторы остерегаются вкладывать серьёзные деньги в Грузию. Между тем, Всемирный банк называет Грузию одной из наиболее открытых стран для иностранных инвестиций. Согласно Индексу экономической свободы, Грузия занимает 26-е место среди 183 стран. Грузинские экономисты уверены, что в этом году ВВП превысит 6%. Эти факты являются важным стимулом для потенциальных инвесторов. Для более активного их участия в экономике Грузии власти обещают:
ввести льготные налоги для IT компаний: иностранные компании будут выплачивать налоги в минимальном размере;
развивать изрядно забытый, но потенциально выгодный источник доходов – туризм. Уже заявлены амбициозные планы – привлечь через несколько лет пять миллионов туристов. Пока же обветшалые, разорённые турбазы и санатории нуждаются в серьёзных инвестициях;
привлекают внимание к выгодному географическому расположению страны как важному экономическому активу. Действительно, через Грузию проходят артерии, связывающие Восток и Запад, Азию и Европу, она является важным звеном многих транзитных проектов – NABUCCO, транспортировка сжиженного и сжатого газа;
учитывая значительные гидроресурсы Грузии, страна может превратиться в производителя дешёвой электроэнергии.
По предварительным данным Службы статистики Грузии (Сакстати), которые были опубликованы 14 декабря, приток прямых иностранных инвестиций в Грузию в третьем квартале 2010 года сократился на 7,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 160,4 млн. долларов США. В итоге, объем инвестиций за январь-сентябрь 2010 года составил 443 млн. долларов США, что на 6,6% меньше показателя аналогичного периода за прошлый год. В третьем квартале 2010 года больше всего прямые иностранные инвестиции в Грузию поступили из Нидерландов – 27,9 млн. долларов; Далее следуют США – 21,6 млн. долларов; Россия – 18,6 млн. долларов, Азербайджан – 16,2 млн. долларов и ОАЭ – 13,5 млн. долларов. Большая часть прямых иностранных инвестиций – 49,7 млн. долларов США (31%) в третьем квартале привлек финансовый сектор; Далее следуют сферы отрасли транспорта и связи – 40,5 млн. долларов США (25%); недвижимость – 33,6 млн. долларов США (21%) и энергосектор – 16 млн. долларов США (10%).