- Самостоятельные туристические поездки для инвалидов
- Куда поехать туристу с ограниченными возможностями?
- Несколько советов туристам инвалидам
- Предупреждайте авиакомпанию заблаговременно
- Приобретите страховку
- Сделайте перевод справки об инвалидности и надлежащей медицинской информации
- Выберите подходящий рейс:
- Сделайте выбор правильного жилья
- Спланируйте свой маршрут
- Заключение
- Без границ в формате MIX
- Описание мероприятия: “Без границ в формате Mix”
- В офлайн: Команда представителей страны в инклюзивном составе (с участием людей с ОВЗ) представляет какую-либо активность
- В онлайн:
- Экскурсия — одна из эффективных форм успешной социализации детей с ОВЗ
Самостоятельные туристические поездки для инвалидов
Эта статья родилась после того, как подруга редакции отправилась в путешествие со сломанной ногой. Передаём ей слово.
Накануне я совершила поездку с подругой в Куала-Лумпур на несколько дней. Она незадолго до поездки сломала ногу. Убеждена, мы ощутили на своей шкуре далеко не все трудности, но довольно хорошо поняли различие между моим путешествием и поездкой подруги, которая передвигалась на костылях.
Но все же это не испортило впечатления от нашего путешествия. Именно поэтому я решила написать эту статью. Совершать путешествие с некоторыми ограничениями довольно сложно. Но это не значит, что нереально. Ежедневно мир меняется и становится более доступным и приятным для людей с ограниченными физическими возможностями — нужно только использовать это и пуститься в путь. Поведаем вам, как сделать задачу проще и отправиться в самостоятельное путешествие.
Куда поехать туристу с ограниченными возможностями?
Основной вопрос, который интересует людей: как я попадаю на борт самолета и пользуюсь там санузлом? Наиболее удобной страной для путешествий я считаю Великобританию. Здесь все, что создано для инвалидов, создано для удобства, а не так чтобы просто поставить галочку. И пользуются этим оборудованием десятки лет.
Большинство городов награждают за «доступность» для людей с ограниченными возможностями. Если вы путешествуете впервые — выберите что-нибудь из данного списка, чтобы сложности, которые могут вам повстречаться, не отбили жажду путешествия:
- Любляна, Словения. Здесь большое количество зон для пешеходов, пандусы во всех главных достопримечательностях, а также имеются специально оборудованные подъемники на здешнем горнолыжном курорте;
- Варшава, Польша. Тут удобные пешеходные дорожки и пандусы в местах, которые часто посещают туристы. Но если окажется, что они отсутствуют, то вам непременно окажут помощь;
- Иерусалим, Израиль. В 2012 году Кнессет принял закон, по нему все места, которые посещают туристы, должны были стать доступными для инвалидов к 2018 году — и местные жители справились с этой задачей. Помимо этого, местные автобусы и кое-какие такси также были оснащены для людей с инвалидностью;
- Франкфурт, Германия. В этом городе много зон для пешеходов, в большинстве кафе и магазинов имеется специальный вход, которым вы с легкостью сможете воспользоваться, находясь в инвалидном кресле. Существует даже небольшое пособие, из которого вы узнаете, как совершать прогулку по городу;
- Сидней, Австралия. Местные власти заботятся об инвалидах: вы сможете посетить все достопримечательности, находясь в инвалидной коляске, воспользоваться здешним транспортом довольно просто и даже в общественных туалетах спроектированы поручни для инвалидов.
Я обратила внимание, что большинство людей очень интересует, как я совершаю путешествия, но прямо задавать такие вопросы люди не осмеливаются. Обычно задают вопросы, связанные с бытовыми вещами — как осуществляется посадка, в чем отличие от путешествия на автомобиле. Многие просто недоумевают, когда я им рассказываю, что совершаю перелеты в одиночку. Люди считают, что если вы на коляске, то непременно требуется человек для сопровождения. Однако это совсем не так. Однажды с еще несколькими ребятами мы добрались из Москвы во Владивосток. Самостоятельно делали замену поврежденного колеса, ну и в принципе со всем справлялись.
Финляндия — идеальное место для отдыха. Среда здесь не просто доступная, а универсальная. Это означает, что всем без исключения здесь будет комфортно. Это касается не только Хельсинки, но и маленьких городков вблизи границы.
Несколько советов туристам инвалидам
Большинство людей не может даже подумать, что человек с инвалидностью может путешествовать, поэтому в большинстве случаев мне задают вопросы, как все это происходит. Зачастую я говорю, что отсутствуют какие-либо сложности, нужно лишь приобрести билет, добраться до аэропорта, дозвониться в специальную службу сопровождения, сотрудники которой встретят и сопроводит вас до кассы, а после окажут помощь в посадке на самолет.
Практически ежегодно мы совершаем путешествие в Азию. Естественно, в Китае и Таиланде затруднительно без тротуаров, но в больших мегаполисах (к примеру, в Бангкоке либо Шанхае) такие сложности возможно преодолеть. На море иные обстоятельства — естественно, о пляжах и речи не может быть, так как для инвалидов они ничем не оснащены.
Наиболее комфортное государство, на мой взгляд — Испания. Ее всецело можно ставить в сравнение по комфортности для инвалидов с Соединенными Штатами, однако здесь мне комфортнее, именно поэтому мы с детьми совершаем ежегодные путешествия в Испанию.
Предупреждайте авиакомпанию заблаговременно
Практически каждая авиакомпания предоставляет специальный сервис для инвалидов — вам нужно всего лишь предупредить их об этой необходимости. Удобнее всего осуществить это при онлайн-бронировании авиабилетов либо за 24 часа до вылета. Служба поддержки доступно поведает вам и о том, как провезти коляску либо иные средства передвижения.
Дайте полную информацию о том, какая конкретно помощь вам требуется — не каждый сможет понять специфические медицинские термины — вот почему вам стоит рассказать все более простым языком и изложить сложившиеся обстоятельства, и тогда вам смогут оказать качественную помощь.
Приобретите страховку
Кое-какие страховые компании не предоставляют страховку людям с инвалидностью (к примеру, «Ресо» и «ВТБ Страхование»). Есть возможность приобрести страховку с инвалидностью у таких компаний: «Ингосстрах», «Ренессанс страхование», «Альфастрахование», «Тинькофф страхование» и «Сбербанк страхование». Поиск и сравнение страховок можно провести прямо на этой странице через сервис «Черепаха«:
Сделайте перевод справки об инвалидности и надлежащей медицинской информации
Российские справки об инвалидности не работают в иных государствах — так что если вы желаете получать какие-либо особенные условия, то нужно сделать их перевод. Медицинские данные пригодятся в чрезвычайной ситуации, поэтому их необходимо держать в каких-либо доступных местах, к примеру, в паспорте либо портмоне.
Выберите подходящий рейс:
- остановите свой выбор на «Аэрофлоте», если вы нуждаетесь в плечевых ремнях;
- если в вашем путешествии будет пересадка, то берите билет с запасом, чтобы по прилету вам хватило времени добраться до необходимого гейта — вам потребуется самое меньшее 1 час в маленьких аэропортах и около трех часов в больших. Лучше прибыть заблаговременно, нежели припоздниться.
- искать авиабилеты лучше через «Авиасэйлс», чтобы сразу отсеять лоукостер-компании
Сделайте выбор правильного жилья
На большинстве веб-ресурсов для резервации отелей и жилья вы имеете возможность отфильтровать результаты поиска по доступности для людей с инвалидностью. Такой фильтр точно есть на «Букинг.ком». Но желательно известить арендаторов или сотрудников гостиницы — в таком случае они смогут что-то подсказать и организовать все к тому моменту, когда вы приедете.
Спланируйте свой маршрут
Напишите список достопримечательностей, которые хотели бы посетить. Скорее всего, вы не единственный человек с инвалидностью, которому хотелось бы посетить эти места, поэтому доступность вы сможете проверить по запросу «is…wheelchair accessible?». В кое-каких городах (к примеру, в Лондоне) проходят полноценные экскурсии для людей на инвалидных колясках, поэтому у вас будет возможность посмотреть полный список главных достопримечательностей в удобных условиях.
Заключение
На этом наша статья с советами для путешествующих людей с ограниченными возможностями завершена. Пишите в комментариях свои вопросы, если они остались, делитесь этой статьёй со своими друзьями в социальных сетях и ловите дешёвые билеты!
Не забудьте оформить страховку от коронавируса
А также посмотрите нашу статью про лучшие онлайн-экскурсии с гидами
- Прочитайте, как дёшево добраться в центр города из аэропортов России: Домодедово, Шереметьево, Внуково,Пулково, Кольцовои многих других.
- Купите дешёвые авиабилеты на АвиаСэйлс.Ру
- Или купите РЖД билет на поезд через сайт «Туту.Ру»
- Забронируйте отель, апартаменты или дешёвый хостел на сайте Booking
- Или купите тур «all inclusive» на сайте ОнлайнТурс
- Купите билет на автобус или поезд по Европе и всему миру от GoEuro (Omio)
- Оформите туристическую страховку на Cherehapa
- Закажите экскурсию от местных жителей в любом городе мира
Источник
Без границ в формате MIX
Формат mix-экскурсии предполагает организацию онлайн-офлайн мероприятия. Экскурсовод, операторы и, возможно, небольшая инклюзивная группа находятся в музее (или просто в городе – смотря где проходит экскурсия), а остальные участники находятся в онлайне – в конференции Zoom. Вся экскурсия занимает 1,5-3 часа, это зависит от того, сколько городов или стран принимает участие (с одного места экскурсия не более 30 минут). Особенность экскурсии заключается в том, что участники в онлайне могут решать, как именно пойдет экскурсия. Незрячие и слабовидящие могут попросить экскурсовода описать что-то более подробно. Люди пожилого возраста могут просто переспросить информацию. Экскурсовод предлагает выбор, куда пойти, что еще посмотреть, получается, благодаря этому возникает взаимодействие между участниками, ведь им нужно прийти к единому решению.
Описание мероприятия: “Без границ в формате Mix”
В офлайн: Команда представителей страны в инклюзивном составе (с участием людей с ОВЗ) представляет какую-либо активность
В онлайн:
Участники из разных стран, из разных сфер деятельности, люди с ОВЗ и не имеющие ограничений по здоровью подключаются к онлайн конференции на платформе Zoom, устанавливают связь с командой представителей страны и таким образом принимают участие в мероприятии. Любую активность нужно согласовать с организатором, чтобы определить возможна ли реализация задуманного в нашем формате.
MIX-экскурсии стали настоящим открытием во время пандемии. Мы провели уже их в нескольких городах России, в Турции, в Латвии, в Узбекистане и в Армении. А делаются эти экскурсии не так уж и сложно. Мы попросили наших организаторов создать небольшие памятки, чтобы вы могли сами организовать MIX-экскурсии в своих городах и музеях.
Источник
Экскурсия — одна из эффективных форм успешной социализации детей с ОВЗ
Дети с ОВЗ отстают в развитии от своих сверстников. Они быстро забывают правила поведения в разных жизненных ситуациях. И одна из важных задач это создание оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ. Экскурсии это одна из важных форм учебно-воспитательной работы для успешной социализации детей с ОВЗ. Экскурсии представляют собой своеобразный урок непосредственного общения с природой, с окружающей средой, что очень важно для детей с ОВЗ.
В начальной школе накоплен значительный опыт по методике проведения экскурсий в природу, которые полезны для оздоровления и игротерапии детей с ОВЗ, помогает развивать временные представления, ориентировку в пространстве, это помогает в дальнейшем усваивать такой сложный предмет – как математика.
Успех экскурсии зависит от ее подготовки; чем детальнее, конкретнее подготовительная работа, тем легче и интереснее пройдет экскурсия. Подготовку к экскурсии можно разбить на две части: подготовка учителя и подготовка учащихся.
Чтобы провести полноценную экскурсию следует учитывать ее этапы:
I. Подготовка учителя к экскурсии.
II. Подготовка учащихся.
III. Проведение экскурсии.
IV. Итоги экскурсии.
Рассмотрим подробно каждый этап.
I. Подготовка учителя к экскурсии.
Готовясь к учебному году, учитель намечает примерный календарь проведения экскурсий, исходя из учебной программы; определяет учебно-воспитательные задачи каждой экскурсии. При этом следует учитывать, что большинство воспитательных задач не может быть разрешено на одной экскурсии, а требует длительной работы.
Каждая экскурсия предполагает тщательную подготовку. Первое, что должен сделать учитель, это точно установить тему и цель экскурсии; просмотреть соответствующую литературу. Необходимо также наметить какие книги можно порекомендовать учащимся для чтения до экскурсии.
На уроке предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием изучаемой темы, ставятся вопросы, которые возможно разрешить только на экскурсии, распределяются задания для наблюдений и сборов.
Учитель намечает в соответствии с темой и целью предварительный план-маршрут экскурсии, где указываются ее основные разделы. Выясняет, какие явления и на каких объектах будут показаны, каким методом будет проведена экскурсия, по каким местам и в какой последовательности она пройдет.
После этого предстоит перейти к проверке маршрута путем предварительной экскурсии самого учителя. С местом проведения экскурсии лучше всего ознакомиться за 1-2 дня.
Также учитель должен продумать, какие учебные игры и какой активный отдых организовать с учениками во время экскурсии, определить основные вопросы с ними после экскурсии.
Методика экскурсии зависит от ее темы и цели, возраста и знаний учащихся.
Разрабатывая план отдельной экскурсии, следует избегать стандарта в планировке: нельзя допускать, чтобы экскурсия по изучению растений осенью была сходна по своему плану с весенней экскурсией. Однообразие методики притупляет восприятие учащихся, хотя все экскурсии в действительности включают в себя отдельные части, связанные в определенной последовательности, которые повторяются.
II. Подготовка учащихся к экскурсии.
Особое внимание при проведении комплексной экскурсии важно уделить организации деятельности ребенка. Известно, что в современной школьной практике преобладают словесные методы организации познавательной деятельности учащихся: беседа, рассказ, инструктаж. Давайте представим, как это происходит. Как правило, учитель ставит детей кружком вокруг себя и ведет с ними беседу: задает вопросы, заслушивает ответы, дает задания для наблюдений и т.д. Получается шумно, но мало кто задумывается над тем, что такая методика противоречит одной из важнейших заповедей поведения человека в природе: «Не шуметь!». Шум для природных обитателей — мощный фактор беспокойства, в ряде случаев даже угрожающий их жизни и существованию. Кроме того, шум мешает смотреть, слушать: звери разбегутся, птицы разлетятся, насекомые притаятся и замолкнут. Отсюда напрашивается закономерный вывод: инструктаж и беседы следует проводить не в природе, во время проведения экскурсии, а заблаговременно – в классе, на школьном дворе или на участках, малопригодных для жизни природных обитателей.
Подготовка учащихся начинается с сообщения учителем темы, задачи и маршрута экскурсии. Также учитель рекомендует, какие книги полезно прочитать перед экскурсией; сообщает детям, что они будут делать во время экскурсии, на что нужно обратить внимание, что взять с собой, необходимо подготовить удобную обувь и одежду (не следует одеваться ярко, т.к. яркая одежда отпугивает птиц). Перед выходом проверить, не забыто ли что-нибудь.
Учащиеся должны уяснить, что экскурсия — это учебное занятие, которое проводится во внеклассной обстановке, поэтому к ней нужно относиться так же серьезно и ответственно, как к уроку.
Учителю следует приучать детей к мысли, что они идут в гости к природным обитателям, в их большой дом, а поэтому должны следовать тем требованиям-заповедям, которые необходимо выполнять гостям природы. Главнейшая из них — соблюдение тишины.
Следующая важная заповедь, которую дети должны знать, — это терпение, терпеливость. Быть терпеливым предполагает способность экскурсанта — гостя природы в течение длительного времени молчаливо наблюдать за поведением животных. Надо притаиться, чтобы не беспокоить их своим присутствием. Только так можно что-нибудь увидеть и открыть в природе.
Третья заповедь — это внимательность. Ее отсутствие приводит к тому, что многие не замечают красот и чудес природы. Люди не замечают, что в окружающей нас природе все взаимосвязано, одно явление зависит от другого. Поэтому очень важно учить своих питомцев находить эти связи, предсказывать погоду, проверять народные приметы, а главное, прогнозировать последствия своего поведения. Наблюдая целенаправленно за природой, дети узнают ее язык, живой и образный.
Наблюдения за животными также могут дать много любопытной и полезной информации о самых различных связях в природе: растения — насекомые; насекомые — птицы; растения — птицы и т.п., об отношениях человека к ним. Из-за отсутствия наблюдательности многие не могут предсказать последствий своего поведения, своего вмешательства в жизнь растений и животных и этим наносят большой вред природным обитателям.
Перед экскурсией, исходя из воспитательной позиции учитель формирует у учащихся следующие правила поведения:
- отмечать, запоминать наиболее типичные или красивые растения, но не собирать их;
- наблюдать за бабочками, жуками, лягушками, но не ловить, не трогать их;
- к птичьим гнездам не следует подходить очень близко, а тем более трогать и брать их с собой и др.
Для обеспечения полного порядка на экскурсии учитель распределяет школьников на группы по 3-5 человек; каждая группа выбирает старшего, который отвечает за дисциплину своей группы. Такой порядок облегчает проведение экскурсии, учит школьников работать в коллективе.
Восприятие экскурсионных объектов будет полнее, если во время подготовки к экскурсии учащихся заинтересовать проблемно-познавательными заданиями, дать предварительные сведения об объектах экскурсии. Каждой группе дается конкретное свое задание. Учитель обязательно консультирует школьников, как во время экскурсии вести записи, составлять планы, чертить схемы, собирать экскурсионный материал и т.д.
При подготовке учащихся нужно не только предусмотреть все выше сказанное но и, как говорил А.Я. Герд [2] — основоположник методики преподавания естествознания — «заохотить» учащихся предстоящей экскурсией.
III. Проведение экскурсии.
В структуре проведения экскурсии можно выделить следующие основные моменты:
- Вводная беседа (2-3 мин)
- Самостоятельные наблюдения и выполнение заданий (25 мин)
- Беседа по материалам детских наблюдений и выполненным практическим заданиям
- Обобщение учителем экскурсии.
Рассмотрим каждую часть урока-экскурсии.
1. Необходимой частью каждой экскурсии является вводная беседа. В беседе отмечаются особенности времен года, погоды, состояние растительности, дается характеристика местности с географической стороны. Проводится она либо в школе, либо непосредственно на месте.
В зависимости от возраста и подготовки учащихся сведения могут быть различны по объему, но всегда должны быть строго научны, проверены и обоснованы. Язык беседы должен быть точным, ясным, образным и простым. Участие детей в беседе так же может быть различно; оно тем активнее, чем больше экскурсий было с ними проведено. Если учитель осенью проводит с классом две экскурсии, то на второй приметы осени отмечают сами дети.
Экскурсионную беседу заметно оживляют материалы художественной литературы, особенно стихотворения русских классиков с описанием природы. Эти «лирические отступления» воспринимаются детьми лучше, чем если они «сухо» кем-либо декламируются.
В заключение беседы учитель напоминает о распределении заданий, дает дополнительные разъяснения. Если вводная беседа проводится уже на месте работы, то учитель показывает приемы сбора растений или их частей (плодов, семян, листьев и т.д.), если беседа проходит в классе, то имеет смысл демонстрация кино или диафильма по теме экскурсии, что помогает учащимся с ОВЗ глубже и полнее осмыслить ее.
2. Важнейшей частью всякой экскурсии являются наблюдения детей. Наблюдения проходят по вопросам-заданиям, целью которых является: направить внимание детей на нужный объект или явление, помочь провести сравнение изучаемых объектов, рассмотреть объект по частям, обнаружить и дать характеристику некоторым качествам предметов.
Задания должны включать только тот материал, который вполне конкретно можно изучить на экскурсии. Не следует говорить о том, что дети не смогут увидеть в природе в данный момент. Исключения составляют лишь те случаи, когда нужно установить факт отсутствия в природе каких-то объектов, например, на зимней экскурсии во 2 классе учитель обращает внимание учащихся на отсутствие насекомых в это время года.
Очень важно и в то же время довольно трудно направить работу учащихся по намеченному плану. Например, на экскурсии в лесу у детей «разбегаются глаза» от многообразия живых форм: их привлекают и птицы, и насекомые, и звери, и растения. Особенно трудно провести первую такую экскурсию не загромождая ее излишним материалом, и дать самое основное так, чтобы на последующих экскурсиях учащиеся были сосредоточены на изучаемом объекте и не отвлекались от темы. На экскурсиях учащиеся знакомятся не только с отдельными фактами и явлениями, но и с методикой изучения этих явлений. Методика должна основываться на приемах научного исследования, но в то же время она должна быть доступна детям.
3. Беседа по материалам наблюдений.
Во время самостоятельной работы учитель контролирует работу всех групп. В условное время или по сигналу все собираются вместе на обобщающую беседу — «конференцию», где учащиеся рассказывают о своих наблюдениях и находках, демонстрируют собранный материал.
Задача учителя заключается в том, чтобы в заключительной беседе была определенная последовательность, подводящая учащихся к нужным выводам и обобщениям, обеспечивающая целостность экскурсии. На обратном пути можно провести повторение фактического материала, с которым познакомились на экскурсии, дать указания по домашнему заданию для самостоятельных наблюдений.
IV. Подведение итогов экскурсии.
Подведение итогов должно быть кратким, иначе ослабляются эмоциональность впечатлений от экскурсии. Этот этап включает обработку собранного материала и его использования в учебной работе. Собранный материал можно оформить в виде альбома, гербария и т.д., использовать на уроках труда, рисования, предметных уроках.
Для закрепления экскурсионных впечатлений можно использовать такой вид работы, как сочинение. Эта работа способствует развитию у учащихся: излагать свои впечатления об увиденном и услышанном на экскурсии, выражать свои чувства, активизации письменной речи, обогащению словаря.
Можно сделать выставку на тему экскурсии.
Значительно расширяются возможности познавательных интересов детей, когда на основе наблюдений и формирования природоведческих представлений на экскурсиях они усваивают обобщенные знания. Опыт учителей показывает, что детям с ОВЗ доступны простые обобщения.
Анастасова Л.И. [9] выделяет следующие методические приемы, способствующие обобщению знаний:
- выявление признаков — вычленить отличительные признаки, свойства и качества;
- сравнение — сопоставление предметов и явлений с целью установления черт сходства и отличия (например, установление сходства и различия снега и льда);
- противопоставление — сопоставление предметов и явлений взаимоисключающих друг друга (например, чтобы найти общие признаки у листа, предложить детям рассмотреть хвоинку, дети сразу увидят общий признак лиственных растений — наличие листьев в виде широкой пластины);
- аналогия — установление сходства в некоторых сторонах, качествах и отношениях между нетождественными объектами (например, во 2 классе учащиеся подводят итоги наблюдения за сентябрь, составляют обобщенную характеристику погоды месяца с помощью учителя. Обобщение наблюдений за следующий месяц дети могут провести самостоятельно по аналогии);
- абстрагирование — мысленное отвлечение от ряда несущественных признаков и свойств предметов и явлений и выделение таких признаков, которые в данной конкретной ситуации будут существенными, главными (например, при формировании понятия «декоративные растения» учитель демонстрирует разные растения, при этом внимание детей отвлекается от особенностей деревьев, кустарников, трав).
Однако, следует заметить, что нельзя проводить обобщения, используя лишь один какой-то прием, необходима их взаимосвязь.
Эффективным средством обобщения является составление или заполнение уже готовых таблиц, работа со схемами.
Работа с таблицами и со схемами развивает у учащихся умение обобщать, подводить итоги, систематизировать природоведческие знания, тем самым формируя познавательный интерес к изучению природы.
Еще одним из важных способов закрепления материала для детей с ОВЗ является дидактическая игра, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое занимательное. Вот такие игры можно провести во время экскурсии в природу:
1. «У кого детки с этой ветки?»
Игра проводится во время осенней экскурсии. Учащиеся собирают по заданию учителя листья, веточки с деревьев и кустарников, плоды этих растений, (сосны, ели, дуба, клена, рябины, ольхи, орешника и др.) Взяв у каждого ученика по одной ветке, учитель встает в центр круга, поднимает вверх веточки и спрашивает: «У кого детки с этой ветки?» Дети показывают плоды или листья с этой веточки или просто отвечают. Далее учитель или ученик-ведущий поочередно показывает ветки различных деревьев.
Игра помогает запомнить ученикам названия деревьев и кустарников, научиться различать их по листьям, плодам и семенам.
2. «Найди это дерево».
В игре принимают участие все ученик» класса. Выбирается ведущий, который называет деревья, а все другие дети должны в лесу быстро найти и остановиться возле одного из названных деревьев. Учитель наблюдает за правильностью выполнения. Выигрывает тот ученик, который быстрее всех безошибочно определил большее количество деревьев.
3. «Ботанические жмурки».
Все учащиеся делятся на две команды. Игроком одной из команд завязывают глаза и выдают по 5 листьев, цветов, семян, плодов и др. на ощупь или по запаху они должны определить какие растения у них в руках. За каждое правильное название — одно очко. Потом команды меняются. (растения подбираются самые разнообразные, но хорошо знакомые детям).
В процессе игры дети с ОВЗ легче усваивают знания, т.к., в отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог учит, объясняет, а косвенно учащиеся овладевают знаниями играя. Включение в экскурсии дидактических игр ведет к формированию устойчивого интереса учащихся к природе.
Говоря об учебных экскурсиях хочется отменить и экскурсии в музеи, ботанические и зоологические сады, зоопарки. Эти экскурсии дают возможность показать учащимся объекты, которые невозможно увидеть на обычной экскурсии в природу (редкие растения и животные, или те, которые существовали много тысяч лет назад, ценные полезные ископаемые, драгоценные металлы и камни и т.д.).
Своеобразие этих экскурсий в методическом смысле состоит в том, что из огромного разнообразия материала учителю необходимо предварительно отобрать объекты изучения, продумать характер работы с каждым экспонатом.
Существуют и экскурсии на производство. Своеобразие этих экскурсий состоит в том, что помимо объектов и явлений природы, учащиеся наблюдают деятельность человека, что очень важно для детей с ОВЗ. В план производственных экскурсий должны быть включены вопросы для наблюдения за деятельностью людей:
- что и для какой цели делают люди?
- как и какие орудия, приспособления они используют в своей работе?
- как они организованы?
- каковы результаты их труда?
Такие экскурсии формируют познавательный интерес учащихся с ОВЗ, способствуют развитию экологической культуры.
Разнообразные экскурсии способствуют не только развитию детей с ОВЗ, но и их успешной социализации в общество. Дают положительные результаты и возможности воспитанникам с ОВЗ научиться преодолевать трудности, подготавливает их для вхождения в самостоятельную жизнь и трудовую деятельность, дают возможность ощутить личный и коллективный успех.
Список литературы.
1. Вилежанина Е.Н. Воспитание интереса к изучению природы у учащихся 1-2 классов. В книге: «Природоведение». М., 2013-184с.
2. Герд В.А. Экскурсионное дело. Учебное пособие: Издательский дом Герда, 2011-200 с.
3. Пономарева О.Н. Организация подведения итогов наблюдений за погодой и другими явлениями природы. // Нач.шк. 2009. №9.
4. Постникова Е.А. Приемы логического мышления при проведении наблюдений на уроках природоведения. // Нач.шк. 2001. №1.
5. Прохорова Е.Б. Развитие у учащихся умения наблюдать на экскурсиях в природу. // Нач.шк. 2009. №8.
6. Перекалова B.C. Обобщение наблюдений на уроке природоведения. // Нач.шк. 2008. №11.
7. Клепенина З.А. Наблюдения в природе // Нач.шк. — 2006. №9.
8. Формирование познавательного интереса у младших школьников в процессе развития творческой деятельности на экскурсиях в природу. — М., 2012-142 с.
9. Методические рекомендации по формированию интереса к познанию природы у младших школьников. Автор Анастасова Л.И. М., МГПИ, 2007
Источник