Экскурсии факультативы ученические конференции это

Экскурсии факультативы ученические конференции это

59. Вспомогательные формы обучения

Вспомогательные формы организации учебной работы (условное определение, так как некоторые из этих форм перешли в разряд нестандартных уроков) – разнообразные занятия, дополняющие и развивающие классно-урочную деятельность учащихся. К ним относятся: кружки, практикумы, семинары, конференции, консультации, факультативные занятия, учебные экскурсии, домашняя самостоятельная работа учащихся и др.

К числу основных и стабильных видов внешкольных занятий относится домашняя самостоятельная работа учащихся, рассматриваемая как составная часть процесса обучения. Главная ее цель – расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учащихся. Домашняя работа строится с учетом требований учебных программ, а также интересов и потребностей школьников, уровня их развития. Внеурочная учебная деятельность опирается на самодеятельность, сознательность, активность и инициативу учащихся.

Важные дидактические функции домашней самостоятельной работы:

– закрепление знаний, умений, полученных на уроках;

– расширение и углубление учебного материала, проработанного в классе;

– формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений;

– развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающего возможностям учащегося;

– выполнение индивидуальных наблюдений, опытов; сбор и подготовка учебных пособий для изучения новых тем на уроках.

Предметные кружки, предлагаемые школой, отличаются большим разнообразием как по направленности, так и по содержанию, методам работы, времени обучения и т. д. Они играют благоприятную роль в развитии интересов и склонностей учащихся, способствуют развитию положительного отношения к обучению. Кружки способствуют укреплению связи обучения с жизнью, развитию межпредметных связей. Работа учащихся в предметных кружках активизирует учебный процесс, способствует повышению качества обучения.

Традиционно к вспомогательным формам учебной работы относятся экскурсии.

Методика проведения экскурсии зависит от темы, дидактической цели, возраста учащихся, их развития, а также от объекта экскурсии.

Экскурсия может быть фронтальной, групповой или микрогрупповой (бригадной). Учебные экскурсии планируются как по отдельным предметам, так и комплексные, включающие тематику нескольких смежных дисциплин.

Важное значение имеет заключительный этап экскурсии – подведение итогов и обработка собранного материала. По теме экскурсии проводится беседа.

Учебными планами предусматривается организация всевозможных факультативов и курсов по выбору. Они разрабатываются с учетом пожеланий и интересов школьников, их родителей. Учитываются конкретные условия и задачи подготовки учащихся к практической деятельности в соответствии с местными условиями.

Консультации дают возможность учителю обнаружить пробелы в знаниях учащихся, обратить их внимание на вопросы, требующие серьезного изучения. Правильно организованная консультация воспитывает у учащихся самоконтроль, критическое отношение к своим знаниям, помогает правильно установить уровень обученности.

Источник

Лекции, семинары, практикумы, факультативы, экскурсии как формы организации учебной работы

В педагогике известны три системы обучения:

1) индивидуальное обучение;

2) классно-урочная система;

3) лекционно-семинарская система.(индивидуально — групповая)

Лекция как организационная форма обучения — это особая конструкция учебного процесса.Общий структурный каркас любой лекции — это формулировка темы, сообщение плана и рекомендуемой литературы для самостоятельной работы, а затем — строгое следование плану предложенной работы.

1 . Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы по данному курсу.

2. Лекция-информация. Ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы.

3. Обзорная лекция — это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию.

4. Проблемная лекция. На этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности.

5. Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами ТСО или аудиовидеотехники. Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов.

6. Бинарная лекция — это разновидность чтения лекции в форме диалога двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика, преподавателя и студента).

7. Лекция с заранее запланированными ошибками рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации. В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.

8. Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5—10 мин.

9. Лекция-консультация может проходить по разным сценариям. Первый вариант осуществляется по типу «вопросы-ответы». Лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы студентов по всем разделу или всему курсу. Второй вариант такой лекции, представляемой по типу «вопросы-ответы-дискуссия», является трояким сочетанием: изложение новой учебной информации лектором, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы.

Семинар как организационная форма обучения представляет собой особое звено процесса обучения. Его отличие от других форм состоит в том, что он ориентирует студентов на проявление большей самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, так как в ходе семинара углубляются, систематизируются и контролируются знания студентов, полученные в результате самостоятельной внеаудиторной работы над первоисточниками, документами, дополнительной литературой.

В зависимости от способа проведения выделяют следующие виды семинаров:

Семинар — беседа — проводится в форме развернутой беседы по плану с кратким выступлением и заключением преподавателя, предполагает подготовку к занятию студентов по вопросам плана семинара, позволяет вовлечь большинство студентов в активное обсуждение темы.

Семинар — заслушивание и обсуждение докладов и рефератов предполагает предварительное распределение вопросов между учащимися и подготовку ими докладов и рефератов.

Семинар — диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения.

Смешанная форма семинара — это сочетание обсуждения докладов, свободных выступлений студентов, а также дискуссионных обсуждений.

Учебная экскурсия — это организационная форма обучения, позволяющая изучать различные предметы, явления и процессы на основе их наблюдения в естественных условиях.

С помощью экскурсии можно установить непосредственную связь обучения с жизнью, нагляднее показать особенности приобретаемой специальности. Экскурсии развивают познавательные способности студентов: внимание, восприятие, наблюдательность, мышление, воображение.

В зависимости от места в учебном процессе различают экскурсии:

вводные, проводимые с целью наблюдений или сбора материала, необходимого для использования на уроках;

текущие, проводимые одновременно с изучением учебного материала на учебных занятиях с целью более углубленного и основательного рассмотрения отдельных вопросов;

заключительные — для повторения изученного ранее материала, систематизации знаний.

Консультация предполагает вторичный разбор учебного материала, который либо слабо усвоен студентами, либо не усвоен совсем. На консультациях излагаются требования, предъявляемые студентам на зачетах и экзаменах. Основные дидактические цели консультаций: восполнение пробелов в знаниях студентов, помощь в самостоятельной работе.

Источник

Другие формы организации обучения

Система уроков, описанная выше, в реальной педа­гогической практике дополняется целым рядом других форм организации обучения. К сопутствующим ей фор­мам обучения можно отнести: экскурсии, исследователь­ские группы, лаборатории, экспедиции, кружки, клубы, олимпиады, конкурсы, выставки, трудовые неформальные объединения, секции рационализаторов, юннатов, конст­рукторские бюро, цеха по изготовлению моделей, объеди­нения по интересам и др. Охарактеризуем некоторые из них и покажем их связь с системой уроков по теме.

Экскурсия — этотакая форма организации Экскурсия обучения, которая объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и

обеспечивает учащимся через их непосредственные наблю­дения знакомство с предметами и явлениями в их естест­венном окружении. В системе уроков экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических функций:

— реализуется принцип наглядности обучения;

— повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой;

— расширяется технологический кругозор учащихся; им предоставляется возможность наблюдать реальное производство и знакомиться с применением научных знаний в промышленном и сельскохозяйственном произ­водстве;

— играют значительную роль в профориентационной работе школы.

В зависимости от дидактической цели экскурсии бы­вают: вводные при изучении нового материала, сопровож­дающие его изучение; итоговые при закреплении изучен­ного. По своему предметному содержанию они разделя­ются на производственные, естественнонаучные, историко- литературные, краеведческие и др.

Нередко бывает и так, что одна экскурсия сочетает в себе одновременно несколько учебных предметов. Такие экскурсии называются комплексными. На таких экскур­сиях ученик получает возможность знакомиться и изучать объекты в их целостности. Например, можно одновре­менно проводить экскурсию, связанную с изучением фи­зики, химии и математики на стеклозаводе. Во время этой экскурсии физик знакомит учащихся с применением электроэнергии при производстве стекла, химик — со способами получения химических смесей и химических веществ, математик касается использования на предпри­ятиях научных знаний по своему предмету и т.д.

Большая часть проводимых экскурсий непосредст­венно связана с изучением программного учебного мате­риала. Они планируются на весь учебный год и проводят­ся в специально отведенные для них дни, свободные от других занятий в школе. Одни из них предназначаются для изучения учащимися нового материала, другие ис­пользуются для закрепления ранее изученного. Заключи­тельные экскурсии завершают работу учащихся по теме или разделу программы и, как правило, связаны с выпол­нением учащимися тематических заданий и предшеству­ют уроку защиты тематических заданий.

В методике проведения экскурсии выделяют три бло­ка: а) подготовку экскурсии; б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятия; в) обработку материалов экс­курсии и подведение ее итогов.

Успех любой экскурсии зависит от тщательности ее подготовки учителем или учителями (если экскурсия яв­ляется комплексной). В содержание подготовки входит тщательное изучение учителем объекта экскурсии, место ее проведения. В подготовку входит определение цели, задач и содержание экскурсии, доведение их до учащих­ся, продумывание методики, показа и рассмотрения объ­екта экскурсии, способов вовлечения учащихся в актив­ное восприятие, привлечение к показу и рассказу специа­листов и пр. Особое внимание следует уделить подготов­ке специалистов. Заранее дать им соответствующие инст­рукции и рекомендации, в частности на какие стороны объекта экскурсии обратить особое внимание учащихся.

Большое значение при подготовке проведения экс­курсий имеет готовность самих учащихся. Она заключает­ся в четкой постановке перед учащимися целей, которые должны быть достигнуты ими в ходе экскурсии и в по­следующей обработке собранного материала: формулиро­вание общих и индивидуальных заданий, информирова­ние учащихся о способах ведения записей, зарисовок, фотографирования, звукозаписей с экскурсоводом во время экскурсии, об использовании знаний по тем или другим характеристикам объекта экскурсии на уроках по смежным предметам. План экскурсии разрабатывается, как правило, учителем, но с привлечением к этой работе и самих учащихся. В ходе работы над планом распреде­ляются обязанности между учащимися по наблюдению, определяется выбор необходимого снаряжения для ус­пешного сбора материалов экскурсии (блокноты, каран­даши, коробочки для сбора образцов, измерительные приборы, инструменты, фотоаппараты, кинокамеры и т.п.). Перед выходом на экскурсию проводится вступи­тельная беседа, уточняются задания, определяются фор­мы, порядок, сроки проведения экскурсии, время, отво­димое на экскурсию, и материалы, документы отчетно­сти, оговариваются порядок, вопросы дисциплины во время экскурсии (для младших школьников). Особое внимание в ходе этой беседы уделяется правилам поведе­ния и техники безопасности.

Время, отводимое для проведения экскурсии, колеб­лется от 40-45 минут до 2-2,5 часа (без учета дороги). Оно определяется характером объекта экскурсии, ее це­лью и содержанием и, конечно, возрастом учащихся. Од­нако какова бы ни была продолжительность, качество ее зависит от умения учителя, экскурсовода возбудить ак­тивность учащихся, заинтересовать их содержанием экс­курсии, поставить перед ними серию проблемных вопро­сов, ответы на которые можно получить, лишь включив­шись в активную поисково-познавательную деятельность. Во время экскурсии ученики делают записи, зарисовки, фотографии, чертежи и т.п.

Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой учитель совместно с учащимися обобщает, сис­тематизирует увиденное и услышанное, включает его в общую систему изученного по теме, разделу, выделяет самое существенное из увиденного, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся, намечает творче­ские задания для них: написать сочинения, подготовить доклады, составить альбомы, сделать спецвыпуски газет, составить гербарии и коллекции, подготовить раздаточ­ные материалы для уроков, школьных выставок, музеев и т.п. Историко-литературные экскурсии, как правило, за­вершаются подготовкой учащимися письменных отчетов, организацией выставок, конференциями.

В целях упорядочивания проводимых экскурсий в школе составляется план экскурсий. В него включаются как учебные, так и внеучебные экскурсии, проводимые по плану классного руководителя. Однако какого типа экскурсия ни проводилась бы, если ее проведение отве­чает всем необходимым педагогическим требованиям, то она способствует накоплению школьниками знаний, жизненных фактов, воспитывает любознательность, вни­мательность, возрастную культуру, нравственно- эстетическое отношение к действительности.

Цель этой работы — формирование

Домашняя работа „

навыков и умении самостоятель-

школьника ной деятельности и подготовки

учащихся к самообразованию. Она принципиально отличается от классной тем, что проте­кает без непосредственного наблюдения учителя, хотя и по его указанию, с его инструктажем. Домашняя работа опирается на самостоятельность, сознательность, ак­тивность и инициативность самого школьника. Ученик сам определяет время ее выполнения, темп и ритм сво­ей работы. Все это имеет не только образовательное значение для него, но и большое воспитательное, так как у учащегося формируется чувство ответственности, вырабатываются аккуратность, усидчивость и другие социально значимые качества личности.

Домашние задания подразделяются на следующие виды:

— задания, направленные на подготовку ученика к восприятию нового материала при изучении новой те­мы;

— задания, направленные на закрепление знаний, умений и навыков;

— задания, направленные на применение знаний на практике;

— задания творческого характера.

Каждый из этих видов заданий носит либо индиви­дуальный характер, предъявляется школьнику для ин­дивидуального выполнения, либо групповой, для вы­полнения группой учащихся. Задания должны состав­ляться с учетом реальных учебных возможностей вы­полнения их школьниками в следующих временных пределах: I класс — до 1 ч; II — до 1,5 ч; III—IV классы — до 2 ч; V-VI — до 2,5 ч; VII — до 3 ч; VIII-XI(XII) — до 4 ч. Причем как и при планировании уроков по теме, где рекомендуется использовать различные по сложно­сти программы (А, В, С) для работы учащихся на уро­ке-семинаре, так и при разработке системы заданий на дом надо следовать принципу «минимум — максимум», согласно которому задания-минимум обязательны для всех учащихся. Задания-максимум могут выполняться только теми учениками, которые проявляют особый интерес к отдельным учебным предметам, располагают соответствующими к нему способностями.

Заметим, однако, что проблема домашней работы за последние несколько десятилетий довольно остро об­суждается как на страницах педагогической печати, так и среди учителей-практиков. Часто высказываются мнения о том, что пора вообще отказаться от домашних заданий, что все, чему следует научить ученика, должно быть изучено, сделано на уроке.

Доля истины в этих высказываниях, несомненно, есть. Она заключается в том, что если домашнее зада­ние сводится только к заучиванию того, о чем говори­лось в классе учителем, к чтению параграфа учебника, решению нескольких задач по типу решаемых в классе учителем, выполнению всевозможных упражнений на одно и то же правило и т.п., то такой домашней работе нет места в системе обучения в современной школе.

Любое домашнее задание должно выводить школь­ника на новый уровень его познавательной деятельно­сти по сравнению с той, какую он выполнял в классе, должно стимулировать его любознательность, жажду познания нового, предвидеть то новое, с чем он столк­нется завтра на уроке. Поисковый характер задания — вот главный признак домашней работы. Такая домашняя работа — неотъемлемый спутник современного урока. Но для этого она не должна даваться в спешке, резуль­таты ее надо постоянно проверять и обстоятельно ана­лизировать в классе, неустанно поощрять достижения учащихся и предсказывать перспективы их роста; уча­щимся должна предоставляться возможность самостоя­тельного выбора домашнего задания; каждое даваемое задание учащимся должно сопровождаться четким и ясным методическим инструктажем, помогающим им самостоятельно учиться. Такая домашняя работа нужна современному школьнику, она оправдывает себя в структуре обучения.

Обычно к сопутствующим формам организации учебно-познавательной деятельности учащихся относят, нарядус экскурсиями, также иконсультации, дополни­тельные, групповые и индивидуальные занятия с учащи­мися вне расписания уроков, факультативы, репетитор­ство, группы выравнивания.

Не касаясь значимости факультативов, включенных в вариативную часть учебного плана, для современного школьного образования, отметим, что выделять их как сопутствующие уроку формы организации обучения не­правомерно, т.к. изучение факультативных предметов, предлагаемых учащимся на выбор, осуществляется в той же урочной форме. Другое дело консультации и дополни­тельные занятия. Они проводятся с учащимися во вне­урочное время и используются в одних случаях для удов­летворения потребностей одних в углубленном изучении каких-то вопросов курса, не входящих в содержание фа­культативных занятий, в других — для устранения отста­вания отдельных учащихся в учении, устранения пробе­лов в их знаниях и предупреждения неуспеваемости. Эти занятия по своей форме организации могут быть группо­выми, индивидуальными, носить характер консультации, собеседования или самостоятельного выполнения учени­ками заданий под руководством учителя. Однако следует помнить, что чрезмерное увлечение этими формами рабо­ты малоэффективно. Оно приводит к расслаблению уча­щихся в учебе, к ожиданию помощи со стороны учителя даже при возникновении элементарных трудностей, де­морализует их. Ученики при такой ситуации очень быст­ро становятся пассивными.

Что же касается групп выравнивания и репетитор­ства, то эти формы обучения ничем не отличаются по своей организации от урочных форм и форм организа­ции групповых и индивидуальных занятий. Поэтому их неправомерно выделять как самостоятельные формы наряду с теми, которые уже рассмотрены в ряду уроч­ных форм организации учебной работы учащихся. Внеклассная ивнеурочная формы работы учащихся

Особую категорию представляют формы внеклассной и внеурочной работы учащихся. Это всевозможные предметные кружки, научные общест­ва, олимпиады, конкурсы и др. Вся работа учащихся ведется здесь на добровольных нача­лах, состав учащихся по возрасту и классу обучения не­однородный. Руководство ими осуществляют учителя- предметники, приглашенные специалисты в той или иной области знания.

Содержание работы предметных кружков включает в себя углубленное изучение отдельных вопросов програм­мы, сверхпрограммного материала, истории развития науки в ее персоналиях, конструирование, моделирование в области техники, опытническую работу по биологии, ботанике, встречи с учеными и т.д. В отдельных школах создаются даже научные общества, объединяющие и ко­ординирующие всю кружковую работу, успешно органи­зующие встречи школьников с творческой интеллигенци­ей, писателями, деятелями культуры и др. Благодаря функционированию таких форм работы в школе учащие­ся могут удовлетворять свои разнообразные познаватель­ные и творческие запросы, развивать свой творческий потенциал, активно включаться во всевозможные школь­ные олимпиады, конкурсы, художественные и техниче­ские выставки, литературное творчество, что дает школе большой импульс для выявления и развития способных и одаренных детей.

Формы внеурочных занятий школьников имеют большое образовательное и воспитательное значение. Они разнообразны и требуют от учителя эрудиции, твор­ческого подхода.

Например, в 825-й школе г. Москвы проводятся темати­ческие месяцы-комплексы познавательных творческих дел по какому-либо юбилею (Даниель Дефо, Ломоносов). «Робинзонада-86» 4-7 кл. Класс отправляется в заочную экспедицию в малонаселенный район Земли с задачей «прожить» там месяц и рассказать об этом в школе. Для подготовки и проведения экспедиции участники’изучают ма­териал о данном районе, собирают документы, копии пред­метов быта, природы, ведут дневник. По «возвращении» экспедиции проводят пресс-конференцию.

Тематический вечер к юбилею Ломоносова — это экс­курсии для младших классов; «Что? Где? Когда?» — для средних классов. Старшеклассники провели экспедицию «Москва-Архангель«к-Холмогоры-Москва», в результате которой — выставки, отчеты, и научно-познавательная кон­ференция. В рамках месяца и отдельно проводится дидак­тический театр: создание и постановка пьесы, содержание | которой — знания учащихся в какой-либо области науки. Сопутствующие формы организации обучения позво­ляют школьникам глубже и разнообразнее познавать жизнь, развивать свои творческие силы, духовно обога­щаться, приобретая дополнительную информацию, вос­питывать в себе деловые черты характера.

Источник

Читайте также:  Платье для путешествий сшить
Оцените статью