- Экскурсия как средство воспитания экологической культуры дошкольников (из опыта работы). методическая разработка (старшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Экскурсия как средство воспитания экологической культуры статья (средняя, старшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Прогулка и экскурсия как форма воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста статья на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Прогулка и экскурсия как форма воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста
Экскурсия как средство воспитания экологической культуры дошкольников (из опыта работы).
методическая разработка (старшая группа) на тему
В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры детей. Формирование основ экологической культуры в условиях ДОУ может осуществляться в различных формах: это непосредственно образовательная деятельность, н аблюдения за природными явлениями, специально организованные игровые обучающие ситуации, целевые экскурсии, занятия по физической культуре, праздники в рамках народного творчества.
Учитывая возрастные особенности, наглядный характер мышления дошкольников, их эмоциональность и впечатлительность можно предположить, что одним из оптимальных средств такого образования, детей является активное использование экскурсий, посредством которых решаются многие задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологическое воспитание дошкольников. | 23.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Татьяна Анатольевна Климова
воспитатель, 1 квалификационная категория
Татьяна Васильевна Килина
МБДОУ детский сад № 47 г. Асбест
Экскурсия как средство воспитания экологической культуры дошкольников (из опыта работы)
Экскурсии — один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию. К.Д.Ушинский называл природу великой воспитательницей. Он отводил природе одно из основных мест в первоначальном обучении детей, видя в ней средство развития наблюдательности и логики ума [1].
В ходе экскурсии одновременно решаются разные задачи:
- оздоровительные;
- познавательные;
- Нравственные;
- эстетические.
Экскурсии проводятся в средней, старшей и подготовительных группах 1 раз в месяц. Экскурсии делятся на 2 вида:
— природоведческие (познавательные) экскурсии – в парк, лес, к озеру;
— экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых (школа, библиотека).
Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать дошкольникам сезонные изменения, которые происходят в природе.
Структура экскурсии: вводная беседа; коллективное наблюдение; индивидуальное самостоятельное наблюдение детей; сбор материала; игры детей с собранным материалом; заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.
Продолжительность экскурсии 1час 30 мин. Перед экскурсией воспитатель напоминает детям правила поведения на улице.
Конспект экскурсии в зимний период времени в старшей группе
«У леса на опушке»
Цель: сформировать представление о зиме как времени года, научить детей подмечать характерные признаки зимних явлений в природе. Воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе.
- закрепить знания детей о том, как живая природа приспосабливается к условиям зимы;
- закреплять с детьми нормы правильного поведения в природе;
- побуждать детей к творчеству и фантазии;
- активизировать внимание, слуховую память, наблюдательность, словесно-логическое мышление;
- воспитывать заботливое отношение к живой и неживой природе;
- воспитывать познавательный интерес.
Оборудование: картинки с изображением зверей и их следами, кормушки, изготовленные дома, корм для птиц.
Сопровождающие – воспитатель, младший воспитатель, родители (законные представители).
1. Предварительная работа в группе. Вспомнить с детьми, каким был лес поздней осенью, какие деревья сбрасывают листья на зиму, а какие – нет? Чтение стихотворения А. Пушкина «…Идёт волшебница зима», рассказа «Деревья зимой» Н.Павловой.
2. По дороге в лес. Ребята, вы знаете, что зима живёт в 3-х месяцах. Давайте вспомним их.
— Какой месяц начинает зиму? (декабрь)
— А какой месяц начинает новый год? (январь)
— И последний месяц зимы — это . (февраль)
Отгадывание загадок: не зверь, а воет (ветер); он всю зиму пролежал, весной в речку побежал (снег); с неба падает зимой, тихо кружит над землей, легкая пушинка белая… (снежинка; без рук рисует, без зубов кусает (мороз).
3. У леса на опушке . Остановитесь, посмотрите вокруг, послушайте лесную тишину, полюбуйтесь красотой зимнего пейзажа.
— Какое у вас ощущение от зимнего леса?
Посмотрите, что изменилось по сравнению с осенью: погода, цвет неба, внешний вид леса.
— Какие пословицы, поговорки о зиме вы знаете? Я буду начинать, а вы заканчивайте.
1. Мороз не велик, …да стоять не велит.
2. Дым столбом… — к морозу..
3. Холодная зима –… жаркое лето.
4. Зима снежная – … лето дождливое
Перед тем, как зайти в лес, вспомним правила поведения в нём. Что нельзя делать в лесу, если мы его друзья? (Шуметь, ломать деревья и кустарники…)
— Слышите, как хрустит снег под ногами? Из чего состоит снег? (Снег состоит из снежинок.) Что же с ними происходит, когда мы на них наступаем? (Кристаллики снежинок ломаются, поэтому слышен треск).
— Ребята, подумайте и скажите, где снег быстрей тает, в лесу или в городе? (В городе). Почему? (В городе снег грязный, лучи солнца сильней его нагревают).
Лес-дом для многих зверей и птиц, а мы с вами всего лишь гости. Какой же он, зимний лес? (Красивый, всё покрыто снегом, будто пушистым ковром.)
— Скажите, как можно узнать, кто живет в этом лесу? (По следам, звукам)
— Попробуйте, определить, чьи это следы? (Воспитатель показывает картинки со следами зверей, дети называют животных).
Игра «Кто мог оставить следы?»
Подвижная игра «Мороз — Красный нос».
— А сейчас прислушайтесь. (Тихо в лесу, никто не щебечет.) А как вы думаете, почему? (Птицы улетели юг, им нечем питаться, холодно) Как называют этих птиц? (Перелётные) Назовите несколько (грач, жаворонок, дрозд и др.)
— А все ли птицы улетают в тёплые края? Какие птицы остаются у нас на зиму? (Воробьи, вороны, галки, сороки, синицы, снегири и др.)
— Почему они остаются? (Они могут добывать корм).
— Как их называют? (Зимующие).
— А как мы можем помочь птицам? ( Подкармливать и делать для них кормушки). Дети при помощи взрослых развешивают изготовленные кормушки.
— Чем мы угостим наших друзей? (Пшено клюют только воробьи, синицы любят сало, снегири рябину, воробьи – крошки хлеба). Дети наполняют кормушки. После чего было предложено собрать сломанные ветки, шишки, образовавшиеся мхи для модели зимнего леса.
4. На обратном пути дети обменивались впечатлениями, вспоминали наиболее интересные, запомнившиеся моменты. В группе для закрепления полученных знаний предлагались дидактические игры «Засели лес животными» , «Что за птица», подгруппами составляли рассказы «Что мы видели в лесу».
1. Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – С. 53.
2 .Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М.: Академия, 2001г.
3. Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. М., 1992г.
4. « Четыре времени года», С.А. Веретенникова, А. А. Клыков. М. Просвещение. 1996 г.
Источник
Экскурсия как средство воспитания экологической культуры
статья (средняя, старшая группа) на тему
Выступление на XI научно-практической конференции «Организация экологической работы с детьми дошкольного возраста в аспекте решения задач коэволюционного взаимодействия с миром природы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_kak_sredstvo_vospitaniya_ekologicheskoy_kultury.docx | 24.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.Б. Куваева, воспитатель
МАДОУ центра развития
р.п. Красные Баки
Экскурсия как средство воспитания экологической культуры.
«Мир, окружающий ребенка –
это прежде всего мир природы
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник
В современном бешеном ритме жизни ближайшее к нам, взрослым, природное окружение стало привычным, само собой разумеющимся. Мы редко останавливаемся, просто, чтобы посмотреть на плывущие, куда — то облака, послушать шелест листвы. И даже во время отдыха на природе многие из нас предпочитают вкусно поесть под громкую музыку. Окружающая нас природа стала просто привычным фоном. Вечно занятым родителям просто некогда погулять с ребенком в парке, сходить в лес. Зачастую вся прогулка это дорога из машины в детский сад и обратно. И в результате мы получаем ребенка, который равнодушно смотрит на все, что его окружает, он просто не умеет видеть окружающий мир, замечать его красоту, неповторимость, необычность.
В нашем Центре развития ребенка «Сказка» работают творческие, увлеченные педагоги. Наша цель это не совокупность знаний, а сформированное осознанное отношение к природе. Самым эффективным средством воспитания экологической культуры мы считаем экскурсии, где можно получить и закрепить уже имеющиеся знания, укрепить здоровье, прививать интерес и любовь к природе.
Экскурсии мы организуем с детьми, начиная со средней группы, но уже с малышами совершаем целевые прогулки по территории нашего детского сада. Здесь у нас организована экологическая тропа, куда входят цветники, огород, метеоплощадка, участок хвойного леса, фруктовый сад, фитоогород, участок поля.
В ближайшем расположении от детского сада есть лесополоса, пруд, овраг, луг, река, что позволяет нам регулярно проводить экскурсии в природу. Успех экскурсии зависит от тщательно продуманной постановки цели, выбора маршрута, беседы с детьми, подготовки снаряжения. Каждый раз, беседуя с детьми перед началом экскурсии, подчеркиваем необходимость соблюдения элементарных правил охраны природы («Мы идем с вами в гости к природе, поэтому будем вести себя, как в гостях: будем соблюдать тишину, подмечать все интересное вокруг»), для подготовки детей к наблюдению и создания мотивации используем проблемные вопросы ( « Как сейчас выглядит лес, что мы можем там увидеть?»)
Главный компонент любой природоведческой экскурсии — это коллективное наблюдение, в процессе которого и решаются основные программные задачи. Наблюдая, дети подмечают характерные признаки предметов и явлений, устанавливают связи между ними. Обязательно на каждой экскурсии выделяем время для самостоятельной деятельности детей. Ведь именно здесь у ребенка есть возможность проявить себя исследователем, открывателем тайн природы. Дети должны не получать готовые знания, а находить их самостоятельно. Например, наблюдения за муравейником убеждают, что насекомые в лесу находят и пищу, и строительный материал для своего жилища. Но, рассмотрев груз, который по многочисленным дорожкам муравьи тащат в свой дом, дети делают заключение о том, что муравьи являются санитарами леса.
Обязательно в ходе экскурсии планируем игровую деятельность детей. В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях природных объектов, выражают словами их качество, запоминают названия растений и их частей. Используем такие игры, как: «Узнай по запаху», «Угадай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три — к ясеню (липе) беги!» и др.
Ценно то, что ближайшее природное окружение позволяет нам побывать на одних и тех же объектах в разные времена года и проследить с дошкольниками сезонные изменения.
Дети очень любят бывать в лесу . Особенно неизгладимое впечатление оставляет экскурсия в осенний лес, которая дарит множество ярких красок и ощущений. Это и красивые разноцветные листья на деревьях и кустарниках, листопад во время ветра. Детям очень нравится собирать букеты из осенних листьев, играть в игру на распознавание деревьев и кустарников. На таких экскурсиях знакомим детей с жизнью леса, деревьями, кустарниками, насекомыми, слушаем голоса птиц. Во время прогулки собираем интересные находки: сосновые и еловые шишки, небольшие коряжки, птичьи перья. Все это потом послужит материалом для изготовления разных поделок.
Наш поселок располагается на берегу реки Ветлуги, куда мы тоже часто ходим с детьми. Наблюдаем ледоход, весенний разлив, полынью среди сковавших льдов. Здесь не только любуемся живописным пейзажем, но и знакомим детей с водно-прибрежной экосистемой, рассматриваем водных обитателей и их приспособленность к жизни в водной среде.
Летняя пора наиболее благоприятна для организации природоведческих экскурсий. В этот период очень интересен и привлекателен луг. Такие экскурсии помогают уточнить знания о насекомых луга; сформировать у дошкольников представление о взаимосвязях насекомых и растений; научить узнавать и различать луговые травы: клевер, мышиный горошек, тысячелистник, василек; закрепить правила поведения в природе: не уничтожать насекомых, не рвать без необходимости цветы.
Интересны детям и экскурсии к небольшому искусственному пруду, где они могут понаблюдать за его обитателями (рыбками-ротанами, улиткой-прудовиком, стрекозами, клопами-водомерками), за домашними гусями.
В нашем поселке есть памятник природы – дендрологический сад. Сюда мы организуем экскурсии с ребятами подготовительной группы, так как он находится в значительной удаленности от детского сада. В дендросаде представлен большой ассортимент деревьев разных пород, в том числе и экзотических. Даже в зимнее время там можно увидеть различных птиц : дятлов, поползней, синичек-гаичек. Здесь можно не только любоваться красотой зимнего леса, но и покормить зимующих птиц.
Кроме плановых экскурсий с детьми подготовительного возраста регулярно организуются прогулки-походы. Дети берут с собой небольшие рюкзачки, куда складывают все необходимое: небольшой сухой паек и подстилку в полиэтиленовом пакете, чтобы отдохнуть на привале. Большое значение имеет то, что после отдыха на природе дети не оставляют после себя мусора.
Полученные на экскурсиях представления, результаты наблюдений и собранные материалы стараемся использовать на последующих занятиях и в играх.
Таким образом, посредством экскурсий у детей формируется осознанно-правильное отношение к природе, которое проявляется в том, что они уже сами могут объяснить свое поведение, ,самостоятельно используют знания о потребностях живых существ.
Мы надеемся, что наши воспитанники вырастут чуткими, любознательными, восприимчивыми к красоте окружающей природы людьми, и будем прилагать к этому все усилия!
Источник
Прогулка и экскурсия как форма воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста
статья на тему
Статья «Прогулка и экскурсия как форма воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progulka_i_ekskursiya_kak_forma_vospitaniya_ekologicheskoy_kultury_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 62 городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Прогулка и экскурсия как форма воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста
Воспитатель: Ибрагимова Р.Р.
Экологическое воспитание является одним из направлений психолого-педагогической работы с детьми по освоению образовательной области. Целью экологического воспитания становится формирование человека с новым экологическим мышлением, который будет осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде.
Основные экологические понятия ребёнок усваивает через самые разнообразные формы. Прогулка и экскурсия являются одними из основных форм экологического воспитания дошкольников. Они имеют большое воспитательно-образовательное значение: они предоставляют возможность детям напрямую общаться с природой в разные сезоны, проводить активную детскую деятельность. Планирование и проведение разнообразной деятельности на прогулке позволяет воспитывать любовь и бережное отношение к природному окружению.
В дошкольном учреждении используются различные виды прогулок:
1. По месту проведения:
- на территории участка ДОУ;
- за пределами территории ДОУ.
2. По содержанию:
- традиционная, которая включает в себя трудовую деятельность детей (уборка листьев, снега и т. д., подвижные и тихие игры и т. д.);
- тематическая, состоящая из наблюдений и бесед на конкретную тему;
- целевая, организованный выход за пределы территории детского сада, на небольшое расстояние (до 2 км);
- экскурсия, должна проводиться хотя бы 1 раз в месяц, начиная со средней группы.
Последовательность проведения прогулок зависимости от:
- от предыдущей деятельности детей;
- от сезона года;
- от индивидуально-возрастных особенностей детей;
- от интересов детей.
Наблюдение – это важный компонент прогулки. Во время прогулок ведутся индивидуальные, групповые и коллективные наблюдения. Важно пробуждать самостоятельную мыслительную деятельность детей, научить их замечать новое, использовать имеющийся опыт.
Также важным компонентом прогулки является трудовая деятельность. Организация труда детей проводится в следующих формах:
- индивидуальные трудовые поручения (используются во всех возрастных группах детского сада);
- работа в группах;
- коллективный труд.
Таким образом, прогулка является замечательной формой воспитания, где взрослые могут постепенно приобщать детей к природе, рассказывать о жизни различных растений и животных. Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы.
Еще одной важнейшей формой экологического воспитания является экскурсия.
Экскурсия является одним из видов занятий и основных форм организации работы по экологическому воспитанию, одним из трудоемких и сложных форм обучения. Экскурсии обычно проводятся вне дошкольного учреждения.
Образовательной задачей экскурсии является освоение детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе.
При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.
По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности экскурсий: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера.
Вместе с тем, использование всех разновидностей экскурсий направлено на воспитание любви к природе и осознанное и бережное отношение к ней.
Структура экскурсии включает:
- вводную беседу;
- коллективное наблюдение;
- индивидуальное самостоятельное наблюдение детей;
- сбор материала;
- игры детей;
- заключительная часть, во время которой подводится итог экскурсии и напоминается необходимость бережного отношения к природе.
Экскурсии за пределами детского сада проводят начиная со средней группой.
Подготовка воспитателя к экскурсии заключаются, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания, определения места экскурсии. Для того чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приёмы.
Сначала детям сообщается цель экскурсии. Дети должны знать, куда они пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном.
Работа после экскурсии. Сразу же после возвращения с экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы. Через 2—3 дня после экскурсии воспитатель проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа.
Таким образом, экскурсии помогают формировать представления воспитанников об экологических системах Экскурсии – форма познавательного развития детей, прежде всего, решаются задачи образовательной области. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.
Список используемой литературы
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. С-П.: «Детство – пресс» — 2006 г.
- Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005 г. – 116 с.
- Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: учебное пособие для педагогических училищ. – М.: Просвещение, 1991 г.
- Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002 г. – 336с.
Источник