Материалы из опыта работы «Экскурсия как метод социализации дошкольников»
Марина Заяц
Материалы из опыта работы «Экскурсия как метод социализации дошкольников»
В дошкольный период детства у человека формируются первоначальные представления об окружающем мире. И от того, насколько грамотно построен этот процесс, зависит активная позиция будущего гражданина. Формируя у детей представления об окружающем мире. необходимо учитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и воспринимать красоту окружающей природы, культуры.
Актуальность опыта «Экскурсия — как метод социализации дошкольников» заключается в формировании социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников, которая предполагает формирование общей культуры речи, развитие интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность детей перед поступлением в первый класс.
В дошкольном учреждении педагог решает следующие задачи социализации ребенка:
в сфере деятельности: овладение социальными способами обращения с предметным миром;
в сфере общения: последовательное формирование основных форм общения с взрослыми, формирование навыков взаимодействия со сверстниками, усвоение норм человеческих взаимоотношений;
в сфере самосознания: выделение своего «Я» среди других людей, возникновение и становление «системы «Я».
Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным.
Социализация — это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен.
Основным условием развития ребенка, важнейшим фактором формирования личности человека, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей является общение.
Экскурсия — это форма организации работы, при которой дошкольники выходят на место расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников, производства) для непосредственного ознакомления с ними.
Экскурсия является наиболее эффективной деятельностью, вовлекающей детей во взаимодействие с окружающим миром и формирующей у них систему ценностных отношений. Для нас очень важен момент включения ребенка в разнообразные виды деятельности, так как тогда в работу вовлекаются различные анализаторы, разные стороны личности (интеллектуальная, эмоционально-волевая, поведенческая).
Педагогический опыт опирается на парциальную программу социально—эмоционального развития дошкольников О. Л. Князевой «Я — Ты — Мы». Методологическуюоснову тематического планирования занятий составляют: парциальная программа социально — эмоционального развития дошкольников «Я — Ты — Мы», О. Л. Князевой; «Азбука общения», автор Л. М. Шипициной; «Дети — взрослые и мир вокруг них», Т. В. Виноградовой.
Цель опыта: обеспечение положительной динамики социального развития детей во время экскурсий путем совершенствования способов их практического взаимодействия с внешним миром, повышение уровня их социальной адаптированности.
1 Воспитание уверенности в себе, развитие инициативности у детей.
2 Развитие разных способов усвоения общественного опыта.
З Формирование социальных навыков и социального поведения.
4 Развитие языковых способностей, формирование коммуникативных средств общения.
Основными средствами решения этих задач являются:
— систематические экскурсии;
— занятия, предваряющие экскурсии;
— занятия на закрепление знаний, полученных на экскурсии.
Экскурсии являются наиболее действенным способом тренировки способности к социальной адаптации, которая представляет собой важную сторону в развитии человеческой личности, так как обеспечивает возможность впоследствии адекватно вести себя в различных социальных ситуациях, иметь необходимый уровень социальной адаптированности.
Общение в ходе делового сотрудничества — решающее условие овладения активной речью в ходе экскурсий: у детей расширяется пассивный и активный словарь, дети учатся задавать вопросы, употреблять распространенные предложения, учатся наблюдать, слушать. Во время экскурсийдети учатся производить мыслительные операции: сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Направленность ребенка на новые стороны действительности (практическую деятельность, познание мира, людей, их отношений) влечет за собой необходимость в новых средствах общения, а именно — в речевых. Требования к характеру взаимодействия взрослого и ребенка и к способам общения отражены в ряде принципов,которые являются основополагающими:
-общение взрослого с детьми должно быть целенаправленным, стимулирующим и личностно-ориентированным;
-при организации общения необходимо учитывать актуальный уровень познавательного развития ребенка, но при этом обязательно включать задания «на пределе когнитивных возможностей ребенка», находящихся в зоне его ближайшего развития;
-любые контакты и действия с детьми следует сопровождать речевыми комментариями взрослого, сопутствующими его собственным действиям, а также пассивным или активным действиям ребенка.
Перед каждой экскурсией проводится предварительная работа по выявлению уровня имеющихся знаний и конкретизации задач последующей экскурсии.
На самой экскурсии проводится работапо следующим направлениям:
1. ознакомление с явлениями социальной жизни;
2. ознакомление с предметным миром, созданным человеком;
3. ознакомление с природой (живой и неживой) и явлениями природы.
В соответствии с перспективным планом работы на каждый месяц с детьми предусмотрена определенная тема.
По этим темам проводятся основные занятия с детьми.
Примерная структура экскурсий.
1 Предварительная беседа.
2 Ход экскурсии
дорога к объекту
рассматривание внешнего вида объекта
повторение и знакомство с правилами культуры поведения
(получение обратной связи от детей — рисунки, рассказы, схемы, сюжетно-ролевые игры и т. д.)
Любая экскурсия требует большой организационной работыи включает следующие этапы:
1. Создание установки (вначале обязательно рассказать, что будут смотреть и куда пойдут);
2. Дать детям возможность некоторое время самостоятельно рассматривать объект, выбранный для наблюдения;
3. Рассказать о наблюдаемом объекте;
4. Задать вопросы детям;
5. Создать ситуацию, в которой дети рассказали бы о том, что они наблюдали.
После экскурсии обязательно подводятся итоги с целью систематизации, обобщения и закрепления полученных знаний.
В течение 1-2-х дней после экскурсии проводятся занятия на уточнение, закрепление и систематизацию полученных знаний и практического опыта.
В свободной деятельности дети обыгрывают предлагаемые воспитателем ситуации, участвуют в сюжетно-ролевых играх «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Мы на экскурсии» и т. п.
Экскурсии не только обогащают детей новыми впечатлениями, они тренируют их адаптационные механизмы, так как приучают к новым условиям, новым людям, к разнообразию жизни.
Прикреплённые файлы:
prezentacija-zajacm-p_hejap.ppt | 6036 Кб |
Как мы готовились ко Дню Победы (средняя группа) Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат.
Прогулки по городу Любовь дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, улице,.
Источник
Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Работа в ДОО по ознакомлению детей с социальной действительностью»
Алла Козлова
Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Работа в ДОО по ознакомлению детей с социальной действительностью»
Аналитическая справка о результатах тематического контроля
«Эффективность организации воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению детей с социальной действительностью»
Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОО по ознакомлению детей с социальной действительностью.
Основная функция современного детского сада – целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.
Анализ теоретических трудов по проблеме социального развития детейпозволяет сделать следующие выводы:
— социальное развитие представляет собой последовательный, многоаспектный процесс и результат социализации, индивидуализации, в ходе которого осуществляется приобщение человека ко «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры;
-дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека;
— социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в активной разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми, формирующий навык в процессе многократных повторений способов совершения отдельных действий;
— социальное развитие осуществляется как в ходе стихийного влияния социальных факторов, так и целенаправленном, организованном педагогическом процессе;
— содержание социального развития дошкольников определяется различными основаниями социальной идентификации,доминирующими в том или ином возрасте: младший дошкольный возраст – видовая и родовая идентификация; средний – видовая, родовая, половая идентификация; старший – видовая, родовая, половая, национальная, этническая, правовая.
Уровень развития детей
Чтобы показать воспитателям разнообразие содержания занятий по ознакомлению детей с социальным миром, различные методы и приемы активизации детей для лучшего усвоения материала, мы выбрали коллективный просмотр занятий и их последующий анализ.
Тема занятия в старшей группе — «Что значат наши имена».
Цель занятия: дать детям знания о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей; рассказать о том, как на Руси давали имена и что они означали; объяснить, что к человеку можно обращаться по имени, имени и отчеству или по фамилии; вызвать у ребят интерес к этой теме и желание правильно обращаться к людям.
Тема занятия в подготовительной группе – «Колесо – великое изобретение человека».
Цель занятия: расширять кругозор детей, знакомя их с важными изобретениями древнего человека; разъяснить, что такое изобретение и кого мы называем изобретателем; пробуждать желание становиться изобретательным человеком.
После просмотра занятия организовывалось его коллективное обсуждение. Чтобы работа была эффективной педагогам предлагалась схема анализа занятия:
-оценить программное содержание соответственно требованиям программы;
-оценить использование разнообразных методов и приемов с точки зрения их эффективности;
-определить приемы активизации детей, приемы поддержания у детей интереса к занятию;
-высказать свое отношение к просмотренному занятию (отметить положительные моменты и допущенные ошибки).
Анализировать занятие начинал педагог проводивший занятие. Он оценивал, что удалось выполнить, справились ли дети с программным содержанием, какие трудности возникли. Интересным показались воспитателям занятия в старшей и подготовительной группах по темам: «Что значат наши имена?», «Колесо-великое изобретение древнего человека». Педагоги определяли методы использованные воспитателем, приемы для активизации детей, обращали внимание на организацию детей и руководство педагога. Так воспитатели учились оценивать свою работу и работу коллег, учились замечать положительное, что можно перенести в свой опыт работы, замечать негативные моменты и аргументировать свое отношение к ним. После просмотра занятия в старшей группе воспитатель средней группы Бережная О. В. сказала,что она много взяла для себя: и организация занятия, и речь педагога, да и сама тема интересная. Очень понравилась игра «Обратись по имени». Я обязательно предложу ее своим детям.
Во время просмотра занятия в подготовительной группе воспитатели смогли убедиться, что метод экспериментирования очень эффективен для решения поставленных задач. Заинтересованно педагоги наблюдали за детьми, когда те подбирали колесики. Педагоги убедились на практике, что умело подобранные заранее методы делают занятие более интересным и полезным.
В последующем воспитатели подготовительной группы говорили, вечером дети рассказывали родителям, что они сегодня были первооткрывателями, знают секрет колеса. Чтобы поддержать у детейвоспитателям предложено провести занятия на темы: «Где живет колесо», «Рычаг — еще одно великое изобретение человека», «Изобретатель – кто он такой?» В подготовительной группе был оборудован «Уголок экспериментирования».
Педагоги отмечали, что в процессе работы узнавали что-то новое и для себя. Воспитатель старшей группы Полуянова Н. Н. сказала, что во время подготовки к проекту теме «Мой город», сама лучше узнала историю названия улицы Арбат. Воспитатель Петрова Е. И. также говорила, что в процессе подготовки к беседам, занятиям, сама лучше узнала Москву, а именно, нахождение памятников, и что ей очень нравится проводить занятия об истории возникновения родного города.
Воспитатель средней группы Шилова К. Э. с опасением относилась к тому, как пройдет занятие на тему «Семья», думала, что детям будет скучно.Вот что она сказала после занятия: «Я видела, что дети легко и с интересом воспринимают материал». На занятиях по изодеятельности педагог продолжила работу и предложила детям темы для рисования «Моя дружная семья», «Мой любимый дедушка».
Профессиональные умения воспитателей
Анкетирование по теме «Ознакомление детей с социальной действительностью» проводилось по следующим вопросам.
1. Как вы понимаете, что такое социальная действительность?
2. Как вы думаете, с какого возраста следует начинать знакомить детей
с социальной действительностью?
3. В чем вы видите значение работы по ознакомлению детей с социальной действительностью?
4. Какие знания о социальной действительности вы формируете у детей своей возрастной группы?
5. Какие методы вы при этом используете?
6. В чем вы встречаете затруднения в работе по знакомству детей с социальной действительностью?
7. Назовите авторов, работающих по данному вопросу.
8. Какая помощь, вам необходима и в какой форме?
На первый вопрос «Как вы понимаете, что такое социальная действительность?» все воспитатели ответили, что это окружающий мир, это знания о своей семье, о своем городе, о своей стране, о предметах ближайшего окружения, о труде взрослых.
Все воспитатели считают, что начинать знакомить детей с социальной действительностью следует с младшего возраста.
Значение проводимой работы воспитатели видят по-разному. Четверо считают, что следует формировать знания детей о семье, о детском саде, о родном городе, о родной стране, о труде взрослых, о памятных датах; шесть педагогов видят значение работы не только в формировании знаний и представлений, но и в помощи детям устанавливать взаимосвязи о явлениях окружающей жизни и самостоятельно применять их в практической деятельности; пятеро воспитателей указывают на формирование заботливого отношения к родным, чувство гордости за свой город, страну; учить ценить труд людей разных профессий.
Ответы на вопрос: «Какие знания о социальной действительности вы формируете у детей своей возрастной группы?» показали, в общем, воспитатели знают программные требования. Все отвечали, что это знания о семье, о родном городе, о родной стране, о предметном мире, о труде взрослых. Никто не указал на знания человека о себе, о его чувствах. Говоря о методах, используемых при проведении данной работы,в основном указывали: беседу, чтение художественной литературы, экскурсии, рассматривание картин, наблюдения, дидактические игры и упражнения.
Указывая авторов, работающих по данной проблеме называют Н. В. Алешину, С. А. Козлову.
На вопрос о необходимой помощи в работе, большинство говорят о консультациях, практических занятиях, о совместном составлении конспектов занятий, перспективных и календарных планах работы.
Таким образом, анализанкетирования показал:
— у воспитателей есть представления о том, что такое социальная действительность, но представления отрывочные, не полные;
— значение данной работы большинство видят в формировании знаний и представлений, и меньшее количество указывает на нравственный аспект;
— методы, используемые воспитателями в работе однообразные, как метод только три человека назвали эвристическую беседу, практические методы, такие как, экспериментирование, опыты, моделирование.
Оценка создания условий.
Анализ методического кабинета по вопросу оснащенности методической литературой, пособиями для работы по ознакомлению детей с социальной действительность показал, что есть в наличии методическая литература. Это программа «Я-Человек», автор С. А. Козлова, «Социальное развитие дошкольника» Советы родителям С. А. Козлова, «Что было до. Игры-путешествия в прошлое предметов» О. В. Дыбина, программа «Ознакомление с человеческим организмом детей старшего дошкольного возраста (внутренние органы) автор С. Е. Шукшина.
Методические пособия по ознакомлению детей с родным городом, страной, символикой государства.
В кабинете есть пособия для работы с детьми: «Части тела», «Мир человека: профессии», «Машины специального назначения», «Бытовая техника», «Космос»; глобус, карта мира, различные энциклопедии, художественная литература,материалы для проведения опытов: стеклянные колбы, стаканчики, увеличительное стекло, наборы картинок и иллюстраций.
В методическом кабинете имеется методическая литература, пособия, материал для работы по ознакомлению детей с социальной действительностью, но для всестороннего охвата работы по ознакомлению детей социальным миром следует дополнить кабинет конспектами, демонстрационным материалом.
Анализ план работы с детьми.
В младшей группе работа по ознакомлению детей с предметным миром, с профессиями людей проводится на занятиях. В основном это наблюдения и рассказ воспитателей. В свободное время работапо теме планируется в форме следующих дидактических игр и упражнений: «Чудесный мешочек», «Кому, что нужно?»
В средних группах, также как и в младшей группе, работа планируется в форме занятий. В основном воспитатели используют наблюдения, рассказ, прямые вопросы, которые лишают детей возможности анализировать. В программном содержании занятий решаются задачи только по формированию знаний. Например, для ознакомления детей с трудом взрослых было запланировано две экскурсии – на кухню, и в прачечную, во время которых решались задачи по ознакомлению с трудовыми действиями людей. В программном содержании ничего не говорилось об уважительном отношении к самим людям данных профессий. Работа в свободное время планируется на прогулках – это наблюдения, как правило, эпизодические. Дидактические игры и упражнения по теме планируются редко.
Знакомство детей с социальной действительностью в группах старшего дошкольного возраста в основном осуществляется на занятиях. Знакомя детей с явлениями социальной действительности, чаще всего воспитатели используют метод рассказывания детям. В свободное время планируются наблюдения на прогулке, различные сюжетно-ролевые игры.
Анализ календарных планов воспитательно — образовательной работы на предмет ознакомления детей с социальной действительностью показал, что в основном работаосуществляется на занятиях: экскурсии, беседы, рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественной литературы, эпизодические наблюдения. Очень редко планируются эксперименты, опыты, моделирование, эвристические беседы не планируются вообще. Работа с детьми в свободное от занятий время планируется только в форме дидактических игр и упражнений,таких как: «Для какой профессии это нужно?», «Составим план-карту групповой комнаты». Игры все однотипные, методы и приемы работы однообразные, и как следствие ни у детей, ни у воспитателей нет интереса к данной проблеме. В запланированной работе не прослеживается и постепенного нарастания объема знаний детей и расширения представлений о социальной действительности. Знания, полученные на занятиях не находят подкрепления в свободной деятельности.
Изучение календарных планов воспитателей на предмет отражения работы по знакомству детей с социальным миром позволило выявить низкое их качество,что в общих чертах сводится к следующему:
-многие программные задачи планируются хаотично;
-воспитатели планируют однообразные приемы работы с детьми, что отрицательно влияет на качество работы;
-в основном, работа осуществляется только на занятиях, другие виды деятельности планируются редко.
Работа с родителями.
Изучение взаимодействия с родителями показало, что данный вид работы ведется педагогами не в полной мере, родители не понимают, в чём состоит работа по ознакомлению детей с социальной действительностью. Лишь в группах №2, №5 был размещен материал по тематике.
Всем педагогам следует проводить более активную работу с родителями в этом направлении (открытые занятия с последующим анализом, вечера встреч, мастер-классы и т. д., проводить выставки специальной литературы. В планах по работе с семьями воспитанников планировать индивидуальные и групповые консультации, беседы, оформление наглядной информации в родительском уголке. Необходимо рассказывать родителям о значении социального развития, и из чего оно складывается.
Вывод: проанализировав проведенные мероприятия можно отметить, что работа по данному вопросу проводится, но требует более глубокого подхода.А именно:
-педагогам следует тщательнее готовиться к занятиям по ознакомлению с окружающим;
-делать перспективное планирование работы (месяц);
-систематически обновлять предметно-развивающую среду в группах;
-активно привлекать родителей, следить за обновлением информационного материала для родителей.
Аналитическая справка по итогам адаптации детей раннего возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №.
Аналитическая справка по итогам смотра-конкурса «Лучший мини-музей ДОУ» Аналитическая справка по результатам проведения смотра-конкурса «Лучший мини-музей ДОУ»[/h4] В соответствии с годовым планом работы ДОУ,.
Аналитическая справка по итогам воспитательно-образовательной работы подготовительной группы за 2014–2015 учебный год Аналитическая справка по итогам воспитательно-образовательной работы подготовительной группы за 2014-2015 уч. год Возраст воспитанников.
Аналитическая справка по итогам взаимопроверки проведения прогулки Аналитическая справка по итогам взаимопроверки проведения прогулки в подготовительной к школе группе МКДОУ «Детский сад № 4» Левокумского.
Аналитическая справка по итогам взаимопроверки проведения прогулки во второй младшей группе Аналитическая справка по итогам взаимопроверки проведения прогулки во второй младшей группе МКДОУ «Детский сад № 4» Левокумского муниципального.
Аналитическая справка по результатам оперативного контроля «Организация предметно-развивающей среды для игры в ДОУ» Аналитическая справка по результатам оперативного контроля «Организация предметно — развивающей среды в группах для развития игровой деятельности».
Конспект занятия по ознакомлению детей с социальной действительностью в старшей группе «Предметы рукотворного мира» Программное содержание. Образовательные задачи. • Расширить знания детей о предметах рукотворного мира. • Уточнить знания детей о значении.
Справка о результатах тематического контроля Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Крапивинский детский сад №1 «Солнышко» СПРАВКА о результатах тематического.
Справка по итогам фронтального контроля в группах. «Образовательная среда групп» Анализ предметно-развивающей среды (второй младшей, средней, подготовительной групп показал: Интерьер групп отличаются индивидуальностью,.
Справка по итогам контроля «Организация подвижных игр на прогулке» В период с 13.01.2015 г. по 20.01.2015 г. в ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Черемхово» проведена проверка.
Источник