Экскурсии по гражданскому воспитанию

Экскурсия как средство духовно-нравственного развития и гражданско-патриотического воспитания подростков гимназии.
учебно-методический материал по географии на тему

Презентация подготовлена на основе опыта использования экскурсий в воспитании учащихся гимназии.

Скачать:

Вложение Размер
ekskursiya.pptx 2.65 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема: «Экскурсия как средство духовно-нравственного воспитания». Учитель высшей квалификационной категории МОУ«Гимназия №65 » ЯШИНА Т.И.

Цель: -Теоретическое обоснование проблемы духовно-нравственного воспитания подростков и практические пути решения ; -экспериментально проверить эффективность экскурсий в формировании нравственных качеств во внеурочной деятельности.

Актуальность: В современных условиях молодое поколение ориентировано на атрибуты западной культуры, чуждые нашему менталитету,сейчас получили широкое распространение индивидуализм, цинизм, принцип «бери от жизни все». Все эти факторы разрушительны для развития личности, так как они снижают духовно-нравственную устойчивость молодого поколения.

Новизна работы: Экскурсия –методически продуманный показ достопримечательных мест , памятников истории и культуры , в основе которых лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.

Результативность: В нашей гимназии успешно действует практика использования экскурсий в формировании духовно-нравственных качеств. Именно в гимназии ,посещая школьные музеи наши дети впервые знакомятся не просто с историей гимназии, но и тесно соприкасаются с историей и культурой народов, населяющих Поволжье. Экскурсии способствуют воспитанию патриотизма, заставляют глубже интересоваться историческим прошлым края и России.

Очень важно помочь разглядеть все значимое в событиях, происходящих в стране, отраженное в «зеркале истории».Экскурсия по родной стране –это сочетание краеведения и путешествия, что делает такой вид отдыха интересным, познавательным, образовательным, формирующий чувства гордости и сопричастности к величию своего народа. Она оказывает влияние на эмоциональную и волевую сферу личности.

Наши путешествия. Санкт-Петербург Эрмитаж ноябрь.2014

Наши путешествия Дворцовая площадь Петропавловская крепость

Личный пример педагога- основа успешной экскурсии. Прикосновение к памяти. Вход в Трептов парк. Берлин. Рейстаг .

Прикосновение к мировой культуре. Символ Парижа. Нотердам де Пари.

Выводы: И закончить хочется словами В.Сухомлинского «Для того, чтобы юный гражданин задумался о настоящем и будущем своего народа, ему, прежде всего, необходимо познать его прошлое»

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Важно повысить уровень обобщенности представлений ребенка о самом себе и об искусстве, создать оптимальные условия для взаимосвязи этих важных характерологических свойств личности растущего человека. .

Духовно – нравственное и патриотическое становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.Сегодня мы прекрасно понимаем.

материал для учителя.

Доклад на методическом объединении классных руководителей на тему: «Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание учащихся как основа воспитательной работы школы&quot.

Основная идея заключается в том, что учебно-воспитательный процесс в условиях образовательного учреждения должен реализовать свои функции не только в форме передачи детям определенных знаний, умений и.

Решению задач воспитания подрастающего поколения на традициях отечественной культуры, приобщению детей и подростков к отечественным ценностям во многом способствуют занятия русским народным танцем. Ве.

Источник

Экскурсия как средство развития начала патриотических чувств

Ольга Полежаева
Экскурсия как средство развития начала патриотических чувств

Патриотизм (греч. patris – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

В современный период времени уделяется большое внимание патриотическому воспитанию дошкольников. Патриотическое воспитание дошкольников с помощью экскурсии позволяет заложить начала понимания прошлого и настоящего, сохранить все ценное в историко-культурном и природном наследии своего края, освоить его и в полной мере использовать для созидания будущего. Постижение красоты, культуры должно начинаться с воспитания любви и бережного отношения к малой Родине. Особое внимание в формировании личности должно быть обращено на воспитание патриотического отношения к родному краю, его природным богатствам.

Многие нравственные качества человека закладываются в детские годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город все более и более растущим и расцветающим – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в дошкольном возрасте. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания детей о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков.

Экскурсионные прогулки позволяют дошкольникам лучше узнать свой край. Экскурсии могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т. е. способствуют многостороннему развитию личности.

Экскурсионная деятельность – это одна из форм, позволяющая расширить позитивный социальный и эмоционально-ценностный опыт детей, обогатить дополнительными мероприятиями образовательные программы. Экскурсии могут конкретизировать уже имеющиеся знания, давать новые, усиливать интерес к изучаемому и вызывать переживания в области чувств.

Особо следует подчеркнуть значение экскурсии в формировании эмоциональной сферы детей; чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезным обществу.

Учитывая активно-двигательную специфику учебного познания на экскурсии, можно также говорить о ее влиянии на физическое развитие детей.

Экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательную, воспитательную и развивающую функции обучения.

Экскурсии для дошкольников можно разделить на два блока.

Первый блок – занятия – экскурсии.

Второй блок экскурсий – это пешеходные и автобусные по окрестностям.

Моя работа по патриотическому воспитанию в этом году объединила оба блока экскурсий.

Сначала был проведен цикл занятий-экскурсий по теме «Я и мой город», к которым были подготовлены презентации с фотографиями видов улиц и проспектов, памятников города, планом кремля и фотографиями его башен.

Целью данных занятий — воспитывать любовь и привязанность к своему дому, детскому саду, улице, городу.

Задачи: формировать основы понятия «я — коломчанин», знакомить детей с понятиями «улица», «проспект»; пробудить интерес к истории своего города, его главному архитектурному памятнику-кремлю. Познакомить детей с названиями некоторых его башен, с происхождением этих названий; формировать грамматический строй речи и расширять словарный запас.

Затем были проведены совместно с родителями пешеходные экскурсии выходного дня по историческим и памятным местам родного города.

Приобщение детей к экскурсионнойдеятельности позволяет мне решать следующие образовательные задачи: повышать интерес ребят к изучению города, развивать образное мышление, умение смотреть и видеть, коммуникативную культуру, что способствует общему развитию личности ребенка.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, моей основной задачей стало превратить экскурсию в живую беседу. Для этого помимо занятий мы обсуждали с детьми, на что обратить особое внимание, обсуждали маршрут. Чтобы экскурсия проходила более интересно и немонотонно, во время движения по разработанному маршруту, я использовала разнообразные дидактические игры,например: «Что перепутано?»

Воспитатель намеренно неправильно дает названия тем или иным объектам, детям предлагается исправить ошибки; «Подбери слово» (город какой? (чистый, красивый, кремль какой? (древний, надежный)

После рассказа о нескольких объектах проводила мини-опросы по услышанному материалу для его лучшего усвоения: как называется твой родной город, какие улицы в городе ты знаешь, как называются башни кремля?.

Исходя из проделанной работы, я могу сделать вывод, что экскурсии дополняют знания детей, полученные на занятиях, дают сведения об истории родного города, могут быть использованы как обобщающее занятие по теме или закрепление знаний, полученных в НОД.

Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зарождаем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.

И в заключение предлагаю вашему вниманию презентацию к данной статье

Источник

«Тематические экскурсии как средство развития патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

Татьяна Сидорова
«Тематические экскурсии как средство развития патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

1. Актуальность проекта

Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

2. Цели и задачи проекта

-Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма,

приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным

достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю

-Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и

культурном облике родного края;

-Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным,

географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

-Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям,

культурным ценностям, природе;

-Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

-Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное

отношение к краю.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Любовь ребенка к Отчизне характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью.

Наибольшую трудность у воспитателей вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей города, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.

Дети 5-7 лет (старшая и подготовительная группы)

Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.

Сроки реализации проекта

Долгосрочный (в течение учебного года)

3. Этапы реализации проекта

(сбор информации по проблеме)

— Изучение нормативно-правовой базы

— Педагогическая оценка результатов диагностики, прогноз результативности

-Анкетирование родителей по проблеме

II Основной (практический)

-Определение тематики экскурсий

-Налаживание взаимодействия с музеями, библиотекой, школой.

-Определение целей и задач экскурсий

-“Родительские собрания” (просвещение родителей по вопросам проведения тематических экскурсий в течение учебного года)

-Организация работы обучающего семинара для педагогов по требованиям к организации экскурсии

— Реализация тематических экскурсий по городу

III Заключительный (аналитический)

-Презентация проекта на городском конкурсе по патриотическому воспитанию

-Анализ и обработка результатов по реализации проекта.

— Внесение дополнений, поправок в тематику экскурсий

4. Содержание проекта

Одной из форм работы с детьми по гражданско-патриотическому направлению являются

— Целевые прогулки по улицам города, в ближайший сквер, к достопримечательностям города

Экскурсии к памятным местам. Содержанием таких экскурсий являются:наблюдение ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войн. Такую же экскурсию проводят и с участием родителей. Им предлагается «Маршрут выходного дня» с подробным описанием посещаемого объекта и рекомендации по доступному ознакомлению ребенка с памятником.

Экскурсии в Краеведческий музей, В Художественный музей

Поэтому в процессе патриотического и духовно-нравственного воспитания детей следует больше внимания уделять мероприятиям и экскурсиям, знакомящим с историей и культурой родного края и регионами РФ.

Экскурсия — методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.

По нашему мнению, в гражданско-патриотическом воспитании экскурсии играют особую роль. Благодаря им, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсии расширяют кругозор детей, наглядно демонстрируют достижения техники, строительства, помогают школьникам ощутить себя частью природного, культурного, социального пространства.

Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с родным городом, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги.При этом подчеркивается коллективный характер труда и его значение: все делается для того, чтобы нашим людям жилось удобно, красиво и радостно. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному городу. Дети трудятся в цветнике — сажают цветы, поливают их, рыхлят землю. У них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика — все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день. Летом это время значительно увеличивается. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней.

Часто понятие прогулка смешивают с такими понятиями, как экскурсия, игра, занятия спортом и трудом. Это происходит потому, что в обычной жизни прогулка часто сочетается с различными видами занятий на воздухе.

При работе в группе предлагаем использовать виды прогулок,которые можно подразделить следующим образом:

ПРОГУЛКА НАБЛЮДЕНИЕ за

сезонными изменениями в природе;

особенностями растительного мира;

жизнью домашних и диких животных;

трудом и отдыхом людей.

ПРОГУЛКА- ЗАДАНИЕ, имеющая цель

поздравить товарищей или взрослых с праздником;

пригласить гостей на классное или школьное мероприятие;

известить население, родителей, товарищей о каком-нибудь событии или мероприятии;

оказать шефскую помощь.

ПРОГУЛКА-ЗАДАЧА, направленная на решение какой-нибудь практической задачи. Например,предлагается определить:

направление и скорость ветра.

ПРОГУЛКА-ПОИСК.Во время этой прогулки учащиеся получают задание отыскать:

природный материал для гербария, коллекции и т. д.

ориентирование на местности.

ПРОГУЛКА-ФАНТАЗИЯ должна представить возможность:

изготовить поделку из природного материала;

сплести венок, корзину;

составить букет из листьев, цветов, веток;

придумать сказку, стихотворение, рассказ.

ПРОГУЛКА-ПОКАЗ, ставит перед воспитателем самые разнообразные задачи.Познакомить и показать:

различные предметы и объекты;

редкие цветы, деревья, кустарники;

разнообразные свойства, признаки предмета.

ПРОГУЛКА-ПРАКТИКУМ,предусматривает закрепление знаний и умений учащихся:

по правилам дорожного движения;

по технике безопасности;

по трудовым навыкам;

по культуре поведения.

КОМБИНИРОВАННАЯ ПРОГУЛКА проводится в сочетании с:

экскурсионной работой.

Прогулка проводится один раз в неделю до самоподготовки.

Ее продолжительность – 1,5 часа.Воспитатель определяет три цели прогулки: познавательную, воспитательную, развивающую.

ПОДГОТОВКА К ПРОГУЛКЕ

Определить вид прогулки.

Разработать маршрут, ознакомиться с ним.

Выбрать место проведения.

Определить затраты времени на прогулку.

Наметить виды деятельности учащихся.

Составить конспект прогулки.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГУЛКИ

Предупредить о прогулке заранее, чтобы одежда и обувь соответствовали погоде.

Сообщить цель прогулки.

Рассказать о маршруте и заданиях.

Указать порядок следования по маршруту.

Провести инструктаж по ТБ.

5. Ожидаемые результаты реализации проекта

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города,

чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Дети 5–6 лет должны знать

1. Знать свой домашний адрес, название города, округа.

2. Иметь представление о символике города, округа.

3. Знать название близлежащих улиц.

4. Иметь представление о жизни и быте народа населивших город.

5. Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.

6. Знать профессии своих родителей.

7. Знать правила поведения в природе.

8. Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

9. Различать некоторые рода войск.

Дети 6–7 лет должны знать

1. Краткие сведения об истории города, округа.

2. Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.

3. Знать герб, флаг своей страны

4. Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.

5. Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д. ;

о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т. д.

6. Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.

7. Правила безопасности поведения в природе и на улице города.

8. Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках Самарской области

9. Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание» Консультация для родителей. Патриотическое воспитание Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможно,.

Проектная деятельность. Проект «День Победы» Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, особенностях русских традиций, мало знают о подвиге.

Источник

Читайте также:  Путешествие по киргизии самостоятельно
Оцените статью